Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ Иннокентий (Сокаль), еп. бывш. Смоленский и Дорогобужский. Фотография. 1964 г. Иннокентий (Сокаль), еп. бывш. Смоленский и Дорогобужский. Фотография. 1964 г. (Сокаль Иоанн Иоаннович; 7.01.1883, с. Корхов, Люблинская губ.- 14.05.1965, Смоленск), еп. Смоленский и Дорогобужский. Окончил Варшавское ДУ, Холмскую ДС (1906), затем КДА (1910). 26 сент. 1910 г. был назначен помощником инспектора Курской ДС. 24 сент. 1912 г. перемещен на должность инспектора параллельных классов Курской ДС в г. Рыльске. Рукоположен во диакона, 14 окт. 1912 г.- во иерея Рыльским еп. сщмч. Никодимом (Кононовым) . В 1919 г. командирован в Палестину по делам Русской духовной миссии в Иерусалиме . В 1921 г. эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев. 31 авг. 1921 г. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви (СПЦ) принял под покровительство Высшее церковное управление за границей (ВЦУЗ) с предоставлением ему на своей канонической территории права особой юрисдикции над рус. духовенством и беженцами. Т. о. И. И. Сокаль вошел в подчинение ВЦУЗ, а затем временного Архиерейского Синода РПЦЗ. В 1921 г. он служил в Призренской ДС. В 1922-1924 гг. преподавал в ДС им. св. Саввы в Сремски-Карловци и в Битольской ДС. С 1931 г. служил в Троицкой ц. Белграда, с 1940 г. в должности настоятеля. По воспоминаниям одного из современников, был «дипломат английской выправки», отличался склонностью к долгим и «мудреным» проповедям, которые зачастую были утомительны и трудны для понимания. Возведен в сан протоиерея, по некоторым сведениям, награжден митрой. После отъезда 7 сент. 1944 г. рус. архиереев вместе с митр. Анастасием (Грибановским) и канцелярией Архиерейского Синода РПЦЗ в Мюнхен, согласно указу Синода РПЦЗ, был назначен главой Епископского Совета и управляющим рус. церковными общинами в Югославии на правах благочинного. 18 сент. 1944 г. во исполнение решения Епископского и церковноприходского совета он обратился к Архиерейскому Синоду СПЦ с просьбой принять рус. Церковь в Югославии в свою юрисдикцию и назначить архиерея для дел, требующих епископской санкции. Т. о. осенью 1944 г. общины были временно приняты в юрисдикцию СПЦ до окончательного решения Архиерейского Собора СПЦ и согласования вопроса с РПЦ, а в Белград был назначен Мукачевско-Пряшевский еп. Владимир (Раич) . Осенью 1944 г. за подписью И. Сокаля от лица паствы Белграда было направлено письмо Местоблюстителю Патриаршего престола Ленинградскому и Новгородскому митр. Алексию (Симанскому, впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексию I ), в котором после описания положения рус. Церкви в Югославии просил исходатайствовать ему право возвращения на родину, чтобы войти в юрисдикцию РПЦ. Он просил принять 11 церковных общин, 2 мон-ря (мужской и женский), 20 священнослужителей, 15 монахов, 32 монахинь и ок. 3 тыс. мирян в юрисдикцию РПЦ (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 18. Л. 28-28 об.).

http://pravenc.ru/text/468755.html

Господь да хранит Вас, мой родной. Призываю на Вас Божие благословение. Прошу Ваших святых молитв, особенно у раки Преподобного. Призываю на Вас Божие благословение. Спасайтесь о Господе. С любовию, богомолец Ваш е[пископ] А[фанасий]. Мечтал я закончить дни жизни на покое в родной Лавре. Писал об этом еще в 51–м г. Патриарху. Но, увы, двери Лавры для меня закрыты. Недавно получил я книгу «Богослужебные указания на 1954 [год]». Стыдно за такое издание. Оно не только бесполезно, оно вредно. Только сбивать будет современных совершителей богослужения. По поводу двух календарей пришлось напечатать в журнале Патриархии страницы поправок. У меня не хватило терпения прочитать всю книжку. Но там, где прочитано, все поля измараны. Составители не умеют читать Типикон. Напр[имер], на стр. 165 значится: «на стиховне Триоди дня, но если случатся 2 святых, тогда стихиры на шесть». Можно подумать, что на стиховне надо 6 стихир петь. Но ведь этого же никогда не бывает!.. Составители, выписывая почти буквально из Типикона, не заметили на поле «зри» и не догадались, что Типикон в данном месте говорит о 6 стихирах двум святым на «Господи, воззвах», а не на стиховне. А стихиры Триоди с «Господи, воззвах» переносятся на стиховны. Или что за мешанину представили они в указаниях порядка службы в Радоницу?.. Как можно заупокойное соединять с пасхальным? Всему свое время ( Еккл.3:1 ). И наш церковный Устав решительно не дает никому, даже и Патриархии, так искажать уставленный Святой Церковью чин и порядок. Письмо 130 Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому) 28 августа 1955 г., Тутаев Праздник Успения Пресв[ятой] Богородицы Его Святейшеству, Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея России Ваше Святейшество, Святейший Владыко Патриарх, Милостивейший Архипастырь и Отец! Приветствую Вас с праздником Успения Богоматери, который, как праздник Матери Церквей Русских, согласно постановлению Всероссийского Собора 1918 года, является храмовым праздником всей Православной Русской Церкви. Молитвы и во Успении нас Неоставляющей да содействуют всегда Вам в Ваших первосвятительских трудах.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Вера воинов — Попадались ли Вам документы об открытом проявлении веры военного руководства Красной армии? Действительно ли маршал Георгий Жуков возил с собой икону Божией Матери «Казанская»? — Да, но не архивные документы, а свидетельства людей, которые это видели. До конца это отрицать нельзя, но и доверять на 100% сложно. Но были и другие свидетельства. В Москве, в Российском государственном архиве социально-политической истории, я нашел такой документ: когда город Луга заняла советская дивизия, то ее командир генерал Лобанов приказал построить несколько батальонов, в том числе свой штаб, и отслужить перед строем благодарственный молебен. Как оказалось, священник Михаил Образцов, служивший молебен, в годы оккупации помогал партизанам, и генерал публично поблагодарил его за эту помощь. Есть также факты, что многие офицеры Ленинградского фронта посещали богослужения, в том числе и командование Ленинградским фронтом во главе с маршалом Леонидом Говоровым, присутствовало на службах в кафедральном Николо-Богоявленском соборе Ленинграда. О таких фактах сразу становилось известно высшему руководству страны, но никто за это не был наказан. Еще любопытный факт. В Красной армии не было военного духовенства, но с разрешения и военного командования, и советского руководства православные священники служили в некоторых национальных формированиях — румынских, югославских и чехословацких. В подготовке института военного духовенства участвовала и Московская Патриархия. Например, в югославскую воинскую часть был назначен московский протоиерей Димитрий Цветков. И он с этими частями в составе Красной армии дошел до Белграда и был награжден высшим югославским орденом. — Известны ли Вам случаи, когда военнослужащие или партизаны обращались к вере, Богу после общения с духовенством? — В основном это были рядовые и партизаны. В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга сохранились их письма митрополиту Алексию (Симанскому) . Бойцы поздравляли его с какими-то значимыми событиями жизни, церковными праздниками и писали, в частности, что обратились к вере. Я видел письмо партизана А.Г. Голицына, который рассказывал митрополиту Алексию о впечатлении, которое на него произвело воззвание владыки к жителям на оккупированной территории. Характерный факт: когда вновь открылась Ленинградская духовная семинария в 1945 году, значительную часть поступивших в нее (до половины) составили бывшие фронтовики.

http://patriarchia.ru/db/text/5630299.ht...

Митрополит Серафим говорил речь, что ему тяжело расставаться с духовным миром, но что Господь его наказывает за его грехи: «Прости меня, я с некоторыми поступал несправедливо, я так бы хотел умереть в духовном сане и прошу помощи Преп. СЕРАФИМА Саровского , который однажды спас меня при открытии мощей от смерти. Я призываю Его святое имя, прошу и ваших молитв о себе. Я сознаю, что в тягость народу, но пожалейте мою старость, мою болезнь и помолитесь за меня». Не совсем теплое отношение сложилось у епископа МАНУИЛА к тогдашнему архиепископу Хутынскому Алексию (Симанскому). Надо сказать, что последнего епископ МАНУИЛ просто недолюбливал за его официальность и, конечно, опасался его назначения в Ленинград. Весной 1933 года святитель был у митрополита СЕРГИЯ. Последний заявил ему, что Симанский никогда не будет назначен в Ленинград. И он был успокоен таким ответом. Но спустя некоторое время все вдруг изменилось. Митрополит Серафим был уволен на покой, а вместо него назначен Алексий (Симанский) в сане митрополита. Значит, что-то произошло непредвиденное 141 . Епископ МАНУИЛ БЫЛ ГЛУБОКО опечален не за себя, конечно, а за народ. Последнего ему было очень жаль. В разговорах с близкими Епископ МАНУИЛ высказал тогда, что цель назначения митрополитом Ленинградским Алексия Симанского – опустошить душу народа. – Этот человек, – говорил святитель, – официальный, он ив прежнее время был официален... Он будет далее от народа и более недоступен, чем митрополит Серафим Чичагов . Народ ожидал назначения в Ленинград епископа МАНУИЛА, и, когда узнали, что митрополитом будет АЛЕКСИЙ, многие председатели приходских Советов были настолько встревожены за участь своих церквей, боясь обновленчества, что ушли от встречи. Встреча была очень сухая. Схимонах же Варнава сказал о нем: «Он сам чувствует, что не на месте». Но если сам святитель не совсем тепло относился к митрополиту Алексию, то последний к епископу МАНУИЛУ относился не только холодно, но временами даже враждебно. Такое отношение сложилось, конечно, под влиянием разных поддельных писем, ходивших по Ленинграду от имени епископа МАНУИЛА, в которых составители старались наговорить всякую нелепость на последнего и представить его пред митрополитом, как человека, подрывающего его (митрополита) авторитет 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Валентина Матвиенко отметила, что " благодаря этому изданию, Церковь как хранительница православных традиций и духовной культуры станет ближе и понятнее многим россиянам " и что " энциклопедия будет просвещать россиян в лучших традициях Православия " . В этом году на приобретение полиграфических материалов и тиражирование двух томов правительство РФ выделило необходимые средства. Вице-премьер пообещал, что и в будущем важному проекту будет уделяться внимание правительства. Юрий Лужков подчеркнул, что " издание станет достоверным первоисточником в этой области знаний " . И обратился к Предстоятелю Церкви с предложением рассмотреть вопрос о подготовке энциклопедического словаря, который позволит читателям лучше ориентироваться в многотомном своде знаний. Первый алфавитный том на букву " А " составил 800 страниц. В него включены более 1200 научных статей, 700 иллюстраций. Наиболее значимые статьи посвящены Александрийской и Албанской Церквам, Предстоятелям Русской Церкви - Алексию I (Симанскому), Алексию II (Ридигеру), благоверному князю Александру Невскому, Александрийскому Патриархату, глава которой прислал в адрес собравшихся письмо со словами благодарности. Патриарх Алексий вручил церковные награды особо отличившимся в работе над изданием первого тома. ИТАР-ТАСС/Православие 2000 КОНФЕРЕНЦИЯ " МОЛОДЕЖЬ И РЕЛИГИЯ В XXI ВЕКЕ " ПРОШЛА В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ Москва, 23 ноября 2000 г. Московская областная научно-практическая конференция " Молодежь и религия в XXI веке " прошла в среду в Троице- Сергиевой лавре. Ее инициаторы - Комитет по делам молодежи Московской области, а также общественная организация " Православное образование " и Всемирное братство православной молодежи " Синдесмос " . Тема форума привлекла внимание шестисот человек из 57 муниципальных структур Подмосковья. Среди обсуждавшихся проблем - эстетическое воспитание и интеллектуальное развитие молодежи, социальная поддержка молодых семей, организация православной миссии среди молодежи, традиционные религии и тоталитарные секты . Свой взгляд по этим проблемам высказали профессор Свято-Тихоновского православного богословского института диакон Андрей Кураев , протоиерей Дмитрий Смирнов, руководитель федерации православных скаутов Павел Земсков, а также министр образования правительства Московской области, заместитель главы Раменского района.

http://pravoslavie.ru/7462.html

При этом, согласно свидетельству игумена Андроника (Трубачёва) и других лиц, глава преподобного Сергия Радонежского по благословению Патриарха Тихона была тайно сокрыта. В 1920–1928 гг. глава преподобного хранилась в доме Олсуфьевых, затем П. А. Голубцов (будущий архиепископ Новгородский и Старорусский Сергии) перевёз её в Люберцы. В 1941–1945 гг. глава преподобного Сергия пребывала в храме в с. Виноградово, в 1945–1946 гг. — в Москве . После приёма И. В. Сталиным в сентябре 1943 г. митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) государство пошло навстречу интересам Русской Православной Церкви в некоторых вопросах. Митрополит Сергий (Страгородский), избранный Патриархом Московским и всея Руси, и года не пробыл на патриаршем престоле ввиду скоропостижной кончины. В должность Патриаршего Местоблюстителя согласно завещанию Патриарха Сергия вступил митрополит Алексий (Симанский), а в феврале 1945 г. он единогласно был избран Патриархом Московским и всея Руси. 15 августа 1945 г. Патриарх Алексий обратился в Совет по делам РПЦ с ходатайством об открытии Успенского собора в Троице-Сергиевой Лавре. Патриарх в этом же письме просил передать и святые мощи преподобного Сергия Радонежского: «Имею дерзновенную мысль просить Совет ходатайствовать пред Правительством о передаче в ведение Московской Патриархии всероссийской святыни — Мощей Преподобного Сергия, находящихся в настоящее время в своей прежней раке в Троицком Соборе. Если бы Правительство нашло возможным удовлетворить мою просьбу и зажглась бы лампада у раки Преподобного Сергия, то это одно обстоятельство могло бы свидетельствовать пред всем миром, интересующимся церковной жизнью в нашем Союзе, о положении в ней Православной Церкви. А с другой стороны — все верующие люди оценили бы этот акт как самое яркое выражение того отношения к Церкви, какое имеет наше Советское Правительство» . 4 сентября 1945 г. Карпов сообщил Патриарху Алексию, что ходатайство об открытии Успенского собора с перенесением мощей преподобного Сергия из Троицкого собора в Успенский удовлетворено . Правительство СССР разрешило «как исключение передать и установить “мощи Сергия” в Троице-Сергиевской лавре» . В то время ни о каком массовом возвращении святых мощей Церкви не могло быть и речи. Спустя много лет стало понятно, как «Божественному Промыслу угодно было позволить Святейшему Патриарху Алексию в первый год его патриаршества стать священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и вернуть мощи преподобного Сергия в их раку в Троицком соборе» .

http://bogoslov.ru/article/6174765

4 дек. 1943 г. в зале заседаний Свящ. Синода РПЦ в присутствии патриарха Сергия с сонмом иерархов К. принес покаяние и был воссоединен с Правосл. Церковью в сане епископа. 8 дек. того же года был определен на Сумскую и Ахтырскую кафедру. 28 сент. 1944 г. К. направил патриаршему местоблюстителю митр. Алексию (Симанскому; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) доклад о закрытии 30 храмов в епархии, приводя факты грубого отношения «местных сельских соввластей» к верующим при проведении закрытия церквей. В февр. 1945 г. возведен в сан архиепископа, в апр. того же года назначен на Виленскую и Литовскую кафедру и священноархимандритом вильнюсского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря . С июля 1945 до авг. 1947 г. временно управлял Рижской епархией. Вскоре после назначения на Виленскую кафедру К. обратился к патриарху Алексию I с предложением открыть в Вильнюсе пастырско-богословские курсы и направил ему проект учебной программы. 26 июля 1945 г. патриарх запросил мнение председателя Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпова об учреждении курсов и об их программе, отметив, что считает их открытие весьма желательным, а программу удовлетворительной. Карпов наложил на обращение патриарха резолюцию, в к-рой предлагал, предварительно договорившись с Предстоятелем РПЦ, поставить перед Совнаркомом СССР вопрос об открытии не курсов, а духовной семинарии. 25 авг. Карпов направил соответствующую докладную записку в Совнарком СССР, а 28 авг. последовала резолюция В. М. Молотова: «Вы поторопились. Надо обдумать это дело,- как это отзовется на католической церкви и т. п.». Тем не менее в авг. Совнарком утвердил предложение Совета по делам РПЦ об открытии пастырско-богословских курсов. 24 окт. 1945 г. на заседании Синода был заслушан доклад К. по этому вопросу. Синод постановил направить на финансирование курсов суммы, поступавшие в Патриархию от Рижской епархии. Ходатайство К. об открытии в Вильнюсе духовной семинарии было удовлетворено уполномоченным Совета по делам РПЦ по Литовской ССР. Открытие Вильнюсской ДС состоялось в окт. 1946 г., первый учебный год закончился 10 июня 1947 г., а уже в авг. уполномоченный, выполняя указание Совета по делам РПЦ, объявил К., что деятельность ДС должна быть приостановлена до окончательного решения вопроса властями Литовской ССР. Совет министров Литовской ССР постановил закрыть Вильнюсскую ДС. К этому моменту число студентов 2-го курса составляло 20 чел., имелось 5 преподавателей и было получено свыше 50 заявлений от желающих поступить на 1-й курс. По указанию митр. Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) К. направил учащихся 2-го курса продолжать образование в Минскую епархию.

http://pravenc.ru/text/2458705.html

Случается, что мы проявляем наплевательское отношение к человеку, неуважение, необязательность, не выполняем обещаний. Плохо и непорядочно, когда человек обещал – и не выполнил по собственной лени, по нерадению. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем дневнике пишет: «Обещавши, исполни. Это правило священно для всякого христианина, но особенно для тебя, священника. Ты служитель Бога истины, Который всё обещанное или исполнил, или непременно исполнит» 331 . В отношениях с ближним требуются пунктуальность и педантичность. То же самое с опозданием – сообщи, если ты не можешь, просто позвони по телефону. Ведь как священник служит? Уж он обязательно должен прийти на службу; если у него случился инсульт, даже и тогда кто-то сообщает, что он заболел; но непременно сообщает; а если не сообщил – вот это безответственность, наплевательство. Всегда требуются элементарная ответственность и порядочность. По патриарху Алексию (Симанскому) можно было проверять часы, а опоздать к нему было немыслимо, это скандал, это недопустимо. Существует еще ответственность перед материальным миром, вверенным нам Богом: перед вещами и природой. Мы ответственны перед домашними животными: покормить кота или собачку, дать корм канарейкам – всё это надо делать аккуратно. К вещам неодушевленным, естественно, есть ответственность, требуется держать их в порядке, потому что они служат нам. У патриарха Алексия I порядок был идеальный; все вещи, облачения, даже самые старые, выглядели совершенно как новые. Я не встречал такой аккуратности больше ни у кого, не видел, чтобы так относились к вещам; к митрам, облачениям, ко всем своим аксессуарам; к своей одежде, к своему телу, чистоплотность во всем. Его ответственность даже перед вещами была потрясающей. В душевную добропорядочность входит и чистота помещения, и аккуратность в отношении к вещам, которые есть у человека, к письменным принадлежностям, словом, ко всему, с чем он работает. Что касается священника, то прихожане всегда оценивают пастыря по убранству его жилья. Архимандрит Киприан (Керн) в своих очерках по пастырскому служению писал: «Скромность, серьезность и чистота должны украшать дом иерея. Бедность никогда не будет поставлена в укор, но беспорядок и чрезмерная светскость могут соблазнить многих».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/byt...

На захваченные русские территории представителей Русской Зарубежной Церкви германское руководство не допускало – ее стремление возродить сильную и свободную Россию нацисты не разделяли. На оккупированные земли пастыри РПЦЗ проникали в исключительных случаях в качестве военных священников русских антисоветских формирований. В начале войны один из иерархов РПЦЗ архиепископ Гермоген (Максимов) согласился возглавить неканоничную Хорватскую Церковь , созданную хорватским диктатором А.Павеличем в 1942 г. Сербская Церковь признала новую структуру незаконной, а Русская Зарубежная Церковь запретила архиепископа Гермогена в священнослужении. Несмотря на неканоничность этой структуры, она все-таки спасла от гонений со стороны усташей православное хорватское население и отчасти остановила геноцид сербов, проживавших в стране. В Хорватии стали восстанавливаться разрушенные ранее храмы, стала издаваться газета, а в сербские школы вернулся Закон Божий. В 1943 г. Русская Зарубежная Церковь отказалась признать митрополита Сергия патриархом. 14 сентября 1943 г. в своем послании митрополит Анастасий отметил, что избрание патриарха Сергия незаконно, так как избран он не Церковью, а государственной властью. Глава РПЦЗ сравнивал поставление патриарха Сергия с назначением патриарха Игнатия при Лжедмитрии – оба были поставлены по воле диктаторов, хотя и с последующей санкцией Архиерейских Соборов. В октябре 1943 г. для решения ряда вопросов, в том числе и вопроса о признании патриарха Сергия, в Вене состоялось совещание под председательством митрополита Анастасия. Участники совещания приняли резолюцию о борьбе с большевизмом, подвергли критике позицию Германии в отношении Церкви и православного населения, а также заявили о непризнании владыки Сергия (Страгородского) патриархом. Иначе отнеслась к церковным переменам в России Североамериканская митрополия РПЦЗ. Собор американских иерархов во главе с митрополитом Феофилом (Пашковским) в конце октября 1943 г. предписал поминать патриарха Сергия на богослужениях вместе с митрополитом Анастасием. В 1944 г. североамериканские архиереи направили приветствие патриаршему местоблюстителю митрополиту Алексию (Симанскому) и предписали возносить его имя на службах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не благословляю с заразными болезнями ездить по монастырям (вши, блохи, чесотка и т. д., и т. п.). Держите тело в чистоте». После обеда был хороший дождь, слава Богу. Расцвели яблони, груши. Весь монастырь похож на невесту. Насельники и насельницы заканчивают посадку огородов. 15 апреля/28 апреля 2002 г. Неделя Ваий. Утром – правило, воскресная полунощница, акафисты Недели Ваий и иконе Божией Матери «Игуменья Святой Горы Афон», литургия свт. Иоанна Златоуста . Перед литургией было освящение верб. Батюшка произнес проповедь, также проповедь говорил иеромонах Спиридон. После службы – чин о Панагии, трапеза. На трапезе были гости. Батюшка сказал (обращаясь к гостям): «Спаси, Господи, вас за доброе сердце ваше! Помоги, Господи, с Божиим благословением начинать добрую христианскую жизнь. Слава Богу, что таких добрых светлых людей нам Бог посылает («правая рука» губернатора Альберт (в крещении Олег), доктор Борис Владимирович и др.). Молитесь о них. Друг друга тяготы носите. И вас, братия и сестры, с праздником! Сегодня порадовали меня – хорошо шли (на чине Панагии). Вот, ведь можете! (Нам расчертили дорогу, как идти). Как солдаты у меня: правой – левой, чинно, торжественно». Батюшка просил, чтобы братия и сестры спели «Чертог Твой вижду». Нот не было, на память не знали, пошли за нотами. На это батюшка Зосима сказал: «Должны знать на память. По памяти служить будете. Придет время – на нарах будете со слезами петь «Чертог» и кушать баланду». (В тот день трапеза была особенно обильная и разнообразная). Впереди Страстная Седмица, а в будущее воскресенье – Пасха Христова. Сестры спели «Чертог», потом братия народную песню «Черный ворон». Затем поблагодарили Господа, пели «Вечную память» патриарху Тихону и патриарху Алексию (Симанскому). Сегодня день кончины патриарха Алексия. 25 лет он предстоял на патриаршей кафедре. Трудное время пришлось на долю его патриаршего правления, время гонений на Церковь . Он не мог противостоять, он только молился. Гроб с его мощами стоял в Успенском соборе Москвы, и десятки тысяч людей подходили прощаться и целовали руку.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010