Проповеди Рождество Христово Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Я хочу еще раз прочитать вам отрывок из апостольского послания, которое мы только что слышали на церковнославянском языке: но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа ( Гал.4:4–7 ). Христос, родившись в этом мире, даровал человеку такое удивительное родство, сделал Бога настолько близким, что сердце человека оказывается способным, взывая к Богу, называть Его своим Отцом. И называть не формально, не просто следуя заданной молитвенной форме. Когда мы произносим «Отче наш», читая эту молитву по несколько раз в день, это совсем не значит, что наше отношение к Богу определяется тем, что Он – наш Отец. Мы часто этого не ощущаем, более того, очень часто мы этого от Бога и не хотим. Очень многих верующих людей устраивает не отечество, а господство, не любовь, а сила и власть. Они ищут не родства, а защиты. И тогда отношения между Богом и человеком не просто выстраиваются по-другому, а никак не выстраиваются, потому что других отношений между человеком и Богом в принципе быть не может. Ведь Бог в этот мир пришел не для того, чтобы даровать нам силу, власть, успех и здоровье, не для того, чтобы решать наши семейные проблемы, не для того, чтобы сделать нас счастливыми, а чтобы по-настоящему сродниться с нами, чтобы сердце наше стучало вот этими словами: «Авва, Отче! Авва, Отче! Авва, Отче!» – чтобы этот сердечный звук отражал нашу жажду Бога и такую близость, когда человек без Бога не дышит, без Бога не видит, ничего без Бога делать не может. Вот что пришел Христос даровать нам сегодня! Вот что мы сегодня празднуем! Бог нам дарует родство! Бог дарует нам возможность быть Ему такими родными, такими близкими, что в этом мире нам может быть ничего не страшно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Р въезд на Афон был фактически запрещен. В 70-х гг. русское присутствие стало постепенно восстанавливаться, при Пантелеймоновом монастыре открылось издательство, а в 1972 г. впервые за всю историю святую гору посетил русский патриарх Пимен. Афон – место особенное. Каждый открывает его для себя по-своему. Там есть тихие уединенные монастыри, которые покидать совсем не хочется, так был жил и жил в них, так там хорошо и спокойно. Конечно, сама духовная жизнь на горе настолько высока, что от одного соприкосновения с ней внутреннее состояние неизбежно возвышается. Но, возможно, самое сильное ощущение присутствия Божия в своей жизни я переживаю в священнической практике, во время служения литургии. Для меня более высокого проявления благодати просто не существует. С этим ничто не может сравниться. Литургия вообще является основой и центром происходящего в Церкви. Вся православная богослужебная традиция готовит человека лишь к одному – к евхаристии. В христианской традиции это освящение хлеба и вина и последующее их вкушение. Впервые евхаристия была совершена на Тайной Вечере Спасителем перед Своими крестными муками. «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И взял чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Мф. 26:26–2 Господь заповедал апостолам, а вместе с ними и всем нам: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лук. 22:19 ). Каждая литургия символизирует воспоминание о той самой Тайной Вечере, которую мы проживаем, мистическим образом входя в вечность и являясь реальными участниками тех событий. Само слово «литургия» означает в переводе с греческого «общее дело». В древности, когда люди собирались вместе для постройки дома или корабля, это и была литургия. Кстати, и слово «мирянин» происходит от того же понятия – «всем миром», «всем вместе». В церкви во время богослужения все связаны между собой и все едины. Нет стены, разделяющей священника и прихожан. Все сослужители, все единый народ Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Святой Иоанн Предтеча – совесть одушевленная – призывает всех нас: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:2 ). Авва Дорофей учит: «Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон». Об этом пишет и апостол Павел: «Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)» ( Рим.2:12–15 ). Совесть – категория универсальная для всех людей, а вот их представления о законах могут и различаться. Мы отождествляем совесть не с человеческими законами, а с естественным законом Божиим, который находится внутри нас. Голос Божий – это голос свободы в человеке. Бог и есть сама Свобода , совершенная и абсолютная Свобода. Евангелие свидетельствует о том, что Бог принес людям свободу. «Познаете истину, – говорит Христос, – и истина сделает вас свободными» ( Ин.8:32 ). А Себя Он характеризует так: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). Все Евангелие твердит нам о необходимости освобождения от того, что превращает нас в рабов чувственных страстей. Получается, что совесть, ограничивающая свободу в человеке, – и есть призыв к свободе. Но в чем же заключается наша свобода? Как ни странно, в возможности выбора между двумя свободами: той, которая в Боге, и той, которая вне Бога. Мы не можем не назвать желание человека поступать по своей воле свободой, так же как не можем назвать несвободным человека, осознанно выбравшего зло. Свобода человека заключается в том, какую именно свободу он изберет для себя. Этот выбор, по сути своей, – тяжкий крест; человек чувствует себя связанным по рукам и ногам. Выбирать свободу Божию тяжело, выбирать свободу без Бога легко, но совесть не оставляет человека в покое, если он делает ложный выбор.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Христос гневно обличал фарисеев: Хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное ( Мк. 7: 6–13 ). Господь показывает фарисеям, как они своим стремлением жить «в соответствии с инструкциями» подменили живую любовь: Хорошо ли, [что] вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или м,ать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар [Богу], то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили ( Мк. 7: 9–13 ). Что означает слово «корван», упомянутое Иисусом? Фарисеи считали: человек, принесший в Божий храм значительное материальное пожертвование, может уже не тратить деньги, например на то, чтобы нанять сиделку, ухаживающую за престарелыми родителями. Иными словами, сумму, которой ты оцениваешь свою любовь к родителям, свой уход за ними, ты должен пожертвовать на храм: «Вот, мол, я отдаю Богу то, чем могли бы пользоваться мои родители. И теперь, Господи, уже Ты обязан ухаживать за ними. Я свой долг выполнил, заплатив за это!» Следует особо отметить тот факт, что Господь обвиняет иудеев, живших в полном соответствии с ветхозаветным преданием, искренне полагавших, что они действуют благочестиво. Однако дело в том, что человеческими преданиями фарисеи лукаво подменили заповеди Божии, Его правду и любовь. Немало таких преданий ходит-бродит и по нашему «православному лукоморью». Разумеется, они должны быть авторитетно опровергнуты, и это принесет людям только пользу. У нас есть Священное Писание и Священное Предание. Только они являются источниками нашего вероучения, нашей жизни в Боге и в Церкви. Все остальное может иметь к ним прямое или косвенное отношение, а может и не иметь. Я могу начинать день, съедая натощак кусочек просфорки и запивая его крещенской водой, а могу и не делать этого. Это никак не характеризует мое отношение ко Христу и не определяет мой путь к Богу. Я могу зажигать лампаду от свечки, а могу и от спички. Она все равно будет гореть перед иконой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Церковь освящена Крестом Христовым, Его учением, молитвами и таинствами, по выражению катехизиса. Святость неразрывно связана со свободой. Высшая степень святости осуществляется только в свободных действиях свободной твари, у людей и Ангелов. Для того, чтобы положить начало святой Церкви, Господь Иисус Христос принес Себя в жертву, жертву крестную. «Христос возлюбил Церковь, и предал Себя за Нее, чтобы освятить Ее, очистить банею водною, посредством Слова; чтобы представить Ее Себе Славною Церковью, не имеющею пятна или порока, или чего либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:26–27 ). Иисус Христос молился о Своих учениках: «Не молю, чтобы Ты взял их от мира, но чтобы сохранил их от зла... Освяти их истиною Твоею... И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» ( Ин.17:15–20 ). Стать причастным святости Божией – в этом и состоит цель жизни христианской. Стать причастным святости Божией можно в различном отношении и в различной степени. У разных святых были разные виды святости, но все они были причастны Святости Божией. Свят был Святитель Николай Чудотворец, свят был и пророк Божий, Илия, свят был и преп. Симеон столпник, свят был и Филарет Милостивый, свят был и преп. Серафим Саровский , и святая Великомученица Варвара, и преп. Мария Египетская, но каждый из них свят был по-своему, хотя святость каждого из них была отображением святости Божией, той или другой ее стороны. И св. Алексий, человек Божией, и св. Александр Невский – оба отобразили в себе Святость Божию, но каждый по-своему, в соответствии со своею натурою и своими дарованиями и со своим назначением. Святость Церкви не есть простая совокупность святых людей: Церковь имеет свою особую святость, присущую Ей, как Церкви, проявляющуюся в Ее богослужении, молитвах, таинствах, и других действиях и явлениях Силы Духа Святого. Святостью Церкви освящаются не только живые члены Церкви, но и их останки, по смерти их, и вещи, им принадлежащие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы говорим, что человек свободен, но тут же всем детям и самому себе нужно сказать: человек совершенно не свободен. Мы должны признать это как факт. Мы с вами, — говорим мы детям, — не свободны. Теперь подберите, пожалуйста, синонимы слову свобода. — Независимость. Отец Алексий: Дальше. — Воля. Отец Алексий: Воля, отлично, что еще? — Самочиние. Отец Алексий: Ну, может быть, даже самочинье в каком-то смысле, своеволие, самость, воля и независимость. Пока остановимся, хотя можно дать детям еще подумать, подобрать слова — это тоже хорошая, интересная игра в сократическом диалоге с детьми, это развивает мышление, обогащает словарный запас… — Путь легкости ветра… Отец Алексий: Путь легкости ветра, замечательный образ. Говорят же о свободе как о легкости! Свобода — это полет. И воля — это очень хорошее слово. Какая воля может быть? — Благая воля. Отец Алексий: Благая воля, злая воля, какая еще? — Слабая воля. Отец Алексий: Слабая воля, сильная воля, да. А какой человек более свободен: со слабой волей или с сильной? — Со слабой. Отец Алексий: Правда? А вот человек со слабой волей хочет бросить курить и никак не может. — Смотря к чему эта сильная воля стремится. Отец Алексий: Безотносительно. Только человек с сильной волей может быть свободен, а со слабой волей он хлюпик, какой он свободный, он все время идет на поводу, не может от этого освободиться, его легко закабалить, — не то что человека с сильной волей. Сильная воля откуда-нибудь берется? Только как некий дар? — Дар Божий. Отец Алексий: Сильная воля в человеке воспитывается, как в спортсменах, в ученых, в солдатах. Вот Эдмон Дантес, человек сильной воли, семнадцать лет сидел в замке Иф и всю свою волю напрягал для свободы. В конце концов, каждый человек способен воспитать в себе волю, и абсолютно ясный пример человека с сильной волей — это граф Монте-Кристо. Он боролся за свою свободу, и он ее получил. А второй вопрос, на что он ее потратил. Но он был в тюрьме и получил свободу. Нам надо очень хорошо понять — мы в тюрьме, мы не свободны, наш путь — это путь освобождения.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

Руками Алексия были устроены скитские ворота и песчаная дорожка, которую он просто и красиво выложил по краям березовыми стволами. Построил гостевой домик для гостей-мужчин, чтобы они не ночевали в сестринском корпусе. Началось строительство в мае 1999 года на попразднство Вознесения, когда Алексий с братией приезжали выкопать фундамент и залить опалубку. Гостевой домик, как и туалет, получился похожим на башню замка. Внизу был подвал с ледником. Наверху – комнатка на двух человек, отдельный душ. Алексий привез матрас, кровать, из пеньков сделал вешалки. Кирпичную кладку окончил, а крышу лишь на скорую руку покрыл толем. В Лавре все благоустроено, а в скиту было очень скромно. Алексий старался помочь: «Мама, надо ваш быт улучшить. Вот сюда бы кресло поставить, может, владыка приедет. Обои бы получше...» Или предлагал: «Давайте мы тот сарай развалим, перестроим, сделаем двухэтажный...» Матушка с ним советовалась о скитской жизни. Как правило, на это оставалось лишь ночное время. Бывало, пожалуется – неприятности с какой-нибудь сестрой. Но Алексий старался чужие ошибки покрыть: «Мамо, никогда злом не отвечайте. Если будете доказывать, наказывать – ничего не получится. Только смирением и любовью можно победить...» Ко дню ангела матушки на великомученицу Варвару 4/17 декабря 1998 года Алексий с братией приезжал в Дивеево с целой машиной подарков. После литургии братия с Алексием пели в монастырской гостинице – поздравляли именинницу. Сестры стояли, слушали, а потом тоже пели духовные украинские песни. В декабре 2002 года они также готовились поздравлять матушку и отца Алексия... Отпуск у него проходил практически без отдыха. Работал до последнего момента, а потом ехал в Дивеево на службу. Многие любили с ним молиться и матушку часто спрашивали: «На какой литургии будет Алексий?» Раб Божий Владимир из Дивеева как-то поделился: «Мать Варвара, когда Алексий приезжает и служит, мне так хочется молиться!» Батюшки Дивеевские с ним советовались... Собираясь обратно в Лавру, просил: «Мама, чтоб вы меня завтра разбудили». А она его никогда вовремя не поднимала, жалела – приедет ночью, работает и уезжает рано. Алексий, как проснется, узнает который час и сокрушается: «Я ж, мамо, вам казав розбудыть! Що це тепер робыть? Я не могу на вас, мамо, положиться... »

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отец Алексий: Он был совершенно смиренный. — Он же не говорил: не делайте этого. Отец Алексий: Потому что он их не боялся. — Но ведь терпел, позволял над собой издеваться. Такая же ситуация и здесь. Отец Алексий: Абсолютно не такая ситуация. Когда мальчик приходит в армию или попадает в тюрьму, или еще в какое-то место, и в нем начинают унижать, ломать образ Божий, — понимаете, образ Божий! — заставляют его быть рабом в самом низком смысле этого слова. — Не Божьим рабом. Отец Алексий: Да, и ему предлагается: либо ты сейчас схлопочешь, либо мы тебя сломаем духовно и ты будешь нашим рабом, а через год все остальные будут твоими рабами, потому что ты раб, и ты будешь отрабатывать на других свое унижение, будешь других делать рабами, а они будут делать рабами других, а те — третьих… вот что предлагается. И когда человека заставляют быть трусом и унижают таким образом, он должен совершить некий подвиг; смиренный человек не позволит унижать в себе образ Божий. А вот унижать все человеческое в себе смиренный человек позволит, — оскорблять себя как человека, как недостойного, как грешного. Не понимаете? — Ну, сунул он ему этот сапог почистить, так что здесь Божеское? Отец Алексий: Тут ничего Божеского нет, а вот священномученику Фаддею это было уже было все равно, он на всех других этапах, на допросах, когда следователи издевались, когда ему предлагалось, предай, продай, отрекись, — он свое сохранил, он не помрачил в себе образ Божий, сохранил свою истинную кротость. — Самим собой остался. Отец Алексий: Абсолютно верно, остался самим собой, и поэтому для него терпеть это было абсолютно все равно, он не отвечал злом за зло, сломать его было нельзя: ну, ударь меня, издевайся, походи по мне, — нет не сломаешь. Он вынес такие пытки, перед которыми издевательства уголовников — это смешно. — Вопрос можно? Вот пример с аввой Антонием, там фигурируют слова я хуже, другой лучше. Но прежде мы говорили, что каждый неповторим, что один — полный наперсток, а другой — ведерко, и тоже может быть полнота.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

— Быть самим собой — это значит быть образом Божиим, быть личностью. Отец Алексий: Правильно. На этом мы закончим сегодняшнюю беседу. Теперь вопросы. — Индивидуальность — это то, чем мы пытаемся казаться? Отец Алексий: В общем, это не совсем то, но часто это связанно и с индивидуальностью. Индивидуальность — это то, что выделяет нас из общества какими-то определенными чертами характера, манерой речи, собственным взглядом на мир. — Не все от нас зависит. Отец Алексий: Но многое формируется; ведь у младенца нет никакой манеры речи, она появляется потом. — Младенцы очень сильно отличаются, даже у новорожденных видно. Один такой нахальненький, требует своего, а другой… — А вот, например, человек несет кусок хлеба, и у него его отбирают; если этот хлеб предназначался только ему, то его смирение в том, что “ладно, ему, наверное, нужнее”, а если он этот хлеб несет детям и будет за него драться, — это нормальный поступок человека? Отец Алексий: Наверное; не знаю. — В одном случае смирение в том, что он отдает хлеб, а в другом случае он должен заступаться за тех, кто ему поручен. Отец Алексий: Наверное, да. — Какой тут критерий, можно определить? — Вроде бы ситуация одна и та же получается. Отец Алексий: Но она не одна и та же, вы сами ее по-разному определили. — Нет, внешне: подбегает человек, отбирает что-то, и если это для себя — я смиряюсь с этим, а если для других, значит, я еще могу постоять. Отец Алексий: Да, наверное, так. Думаю, что это в принципе нормальное толкование этого момента; я бы так, наверное, тоже подумал, что именно так нужно поступить. — И вот все-таки о том, что прозвучало вначале: если человек заступается за другого, а потом оказывается, что он заступился за неблаговидный поступок, который вначале он не так видел, а думал, что заступается за благородного человека. И если человек церковный, если человек Божий, он пойдет и расскажет об этом неблаговидном поступке, скажет, что он зря заступился, или, может, как-то по-другому? Как он поступает, если он церковный человек?

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

— То есть они сначала калечат, берут деньги, а потом лечат, берут деньги? Отец Алексий: Это делается, чтобы замкнуть круг, чтобы люди из этого круга никуда не выходили. А она верующая женщина, православная христианка, у них совсем маленькая общинка, где они пытаются вытаскивать этих ребят. — То есть нормальные лечебницы еще существуют. Отец Алексий: Их единицы, они могут заниматься там десятью человеками. — А результаты у них есть? Отец Алексий: Какие-то есть. — Какой процент, неизвестно? Отец Алексий: Не знаю, ведь на самом деле это вычислить очень трудно, потому что человек может пять лет, шесть лет держаться, а потом опять сорваться. Вопрос в том, насколько эти люди потом социально адаптируются, насколько меняют свою жизнь, но это очень сложная проблема. Но вот об этой проблеме, наверное, имеет смысл сказать детям и, может быть, пригласить в школу человека, который мог бы об этом рассказать достаточно квалифицированно, скажем, православного нарколога, чтобы рассказал, чего остерегаться. Я думаю, что это действительно важно. Когда человек уже живет в аду, когда он совершенно меняется, утрачивает подобие, когда у него нет никаких ценностей в жизни — это совершенно ужасно, и ведь из этого бесконечно тяжело выйти, бесы не пускают. Христос сказал, что Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:21); таким же образом внутрь человека может войти и преисподняя и остаться с ним на вечность. И боязнь навеки сочетаться с возможностью остаться без Бога со своим грехом, навеки остаться со своей ненавистью, со своей злобой, с ложью, со своей развращенностью, со своей подлостью, — вот это страшно по-настоящему, и это и есть страх Божий, а не что другое. Это и есть состояние страха, оно и должно быть таким, — состояние страха Божия. — Вот раньше было сказано, что есть выбор между вечными адскими муками и — получается, что страхом Божиим как собственно аскетическим, страхом первой стадии, да? Отец Алексий: Первая стадия страха Божия и есть боязнь именно вечных мук. Это и считается состояним раба, такое низшее состояние страха Божия по авве Дорофею, начальная степень страха Божия, когда человек боится вечных мук.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010