Перед Пилатом тогда стоял воистину страшный выбор – для того, чтобы поступить по совести, ему следовало отречься от самого себя, от всей своей бывшей жизни. В этом случае он, пожалуй, мог бы стать одним из апостолов, может быть, занять место отпавшего Иуды. Но нельзя служить одновременно сразу двум господам. Пилат и хотел бы отпустить Царя Иудейского на все четыре стороны, но народ продолжал буйствовать и кричать: «На праздник Пасхи отпусти нам Варавву!» Варавва оказался народным героем – он был одним из мятежников, поднявших восстание против римской власти, против всем опостылевших оккупантов. В ходе этого бунта погибли люди, и Варавва был приговорен к смерти. Пилат не смог переступить через себя. Он демонстративно умывает руки, подчеркивая, что неповинен в крови Праведника, но символический жест так и остается жестом. «Я умываю руки!» – нередко лепечем и мы, пытаясь обмануть и успокоить свою больную совесть. После жестоких избиений и унижений Иисус уже не может нести Свой Крест, изнемогая под его тяжестью. К Нему на помощь приходит человек, о котором известно лишь то, что он – отец Александра и Руфа, некий Симон из Киринеи. Он-то и берется нести Крест Господень. Этот человек на самом деле услышал Божий призыв: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк. 8:34 ). Позже, читая Деяния святых апостолов и Послание апостола Павла римлянам, мы встречаем имена Александра и Руфа, которые, по преданию Церкви, стали учениками Христа. Значит, Симон не зря нес Крест, значит, он не случайно оказался рядом со Христом, значит, эта встреча радикально изменила его жизнь. Вообще-то встреча с Господом для каждого из нас в любом случае означает изменение нашей жизни. Только вот как именно она изменится, целиком зависит от нас самих! Страшные слова звучат с Креста: «В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мк. 15:34 ). Только несколько женщин – Пресвятая Богородица, Мария Магдалина и Мария Клеопова стоят рядом с Ним. Его любимейший ученик – будущий евангелист Иоанн Богослов льет слезы, а другие апостолы разбежались, кто куда. Но это предательство – ничто в сравнении с тем одиночеством, которое Он испытал, приняв на Себя вместе с грехами всего мира и все последствия этих грехов, из коих самое страшное – богооставленность человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Порой люди, оказывающиеся в тяжелых жизненных ситуациях или видящие торжествующее вокруг зло, впадают в отчаяние и с укором обращаются к Богу: «Ну, где же Ты был, когда чадили газовые камеры нацистских лагерей? Где Ты был, когда случились трагедии на Дубровке и в Беслане?» Но слова Христовы все расставляют по своим местам. Господь как раз в это время и пребывал в самых страшных местах – и на Колыме, и в Освенциме, и в Катыни. Нет такого состояния человеческого отчаяния, которое бы Господь не пережил на Кресте; очередное свидетельство тому – изучение Туринской плащаницы. Именно поэтому человек, взывающий к Нему из глубины своих страданий, всегда будет Им услышан, если примет свои страдания, как путь ко Христу; не как тупик, а как дверь, за которой только и можно найти Бога. Он найдет Его, если в этот момент будет к Нему взывать от всего сердца. Всякий раз, когда мы отчаиваемся и говорим: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты меня оставил?» – Господь отвечает нам: «Ты – сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение. Я рядом с тобой», потому что истинный Сын Божий прошел через все человеческие страдания. И нет такого ужаса, и нет такого состояния отчаяния, которые бы Христос не пережил на Кресте. Евангелие повествует: «И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял» ( Мк. 15:23 ). Иногда римские воины делали это из милосердия к тем, кого распинали. Вино со смирною ввергало человека в полусонное, наркотическое состояние. Но Христос не принял этой милости, до конца испытав всю полноту страданий. «И распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен» ( Мк. 15:25–28 ). Распятие все расставляет по своим местам. Иосиф Аримафейский не был апостолом. Более того, он состоял в совете, принимавшем решение о казни Иисуса, хотя в Евангелии и написано, что Иосиф «и сам ожидал Царствия Божия» ( Мк. 15:43 ). Он слышал Господа и тайно в Него веровал. В самый страшный момент этот человек открыто называет себя учеником Христовым. Он, в отличие от Пилата, решительно отрекается от всей своей прежней жизни, идет к правителю и просит отдать ему Тело распятого Христа. Иосиф жертвует свою усыпальницу, расположенную рядом с Голгофой и берет на себя все затраты по организации погребения, приносит дорогую плащаницу и миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Тогда вы окажетесь в вечных цепях ада. Так-то бывает с этим родом злым. Но можно ли безнаказанно хулить Иисуса Христа, Сына Божия? Господь говорит: «если кто скажет слово на сына Человеческого, простится ему» ( Мф.12:32 ), т. е., если кто соблазнится земным происхождением, уничижением, бедностию И. Христа, тому простится, если уверует и покается, потому что здесь нет греха упорствующего ума и злой воли, а есть лишь заблуждение, недоразумение, неведение, которые при более близком знакомстве с личностию Евангельского Христа могут рассеяться и замениться ясным и точным знанием дела. Но когда человек решится хулить И. Христа, как Сына Божия, подвергать сомнению и отрицанию Его божественные достоинства, Его чудесные дела, совершаемые силою Божиею, тогда грех хулителя Сына Божия квалифицируется, как хула на Духа Святого. Если верующий в Сына Божия даже не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия; если верующий в Сына имеет жизнь вечную, а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём, то не может быть и речи о возможности обновления человека путём покаяния, если он решится снова распинать в себе Сына Божия и ругаться Ему ( Ин.3:18, 36 ; Евр.6:46 ). Такой человек, как негодная земля, производящая тернии и волчцы, близок к проклятию, конец которого сожжение ( Евр.6:8 ). Таким образом, хула на Сына Божия, или ругательство Ему, есть тоже грех непростительный, ибо личность Сына Божия и Духа Святого вместе со Отцем Небесным есть Троица единосущная и нераздельная ( 1Ин.5:7 ). Это во-первых. Во-вторых, бесчестит И. Христа может только тот, кто уже одержим бесом, кто уже записался в число детей диавола и творит его похоти (волю), кто раб греха, нравственно связан, не свободен, кто до того удалил себя от Бога и от истины, что не может уже ни слышать слов Христовых, ни веровать в Него ( Ин.7:4349, 3:20 ). Участь таких людей ясно указана И. Христом: умрёте во грехах ваших, ибо если не уверуете, что это Я, умрёте во грехах ваших ( Ин.8:24 ). А умереть во грехе – значит умереть нераскаянным грешником, не прощённым от Бога, осуждённым ( Ин.5:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

9 Один из тропарей Великого покаянного канона рисует нам удивительный образ: кающаяся блудница волосами и слезами буквально смывает рукописание давящих ее многолетних грехов: “Блуднице, о окаянная душе моя, не поревновала еси, яже приимши мира алавастр, со слезами мазаше нозе Спасове, отре же власы, древних согрешений рукописание раздирающего ея”. — Канон Великий. Творение преподобного Андрея Критского. В среду 1-й седмицы Великого поста. Песнь 9-я. 10 Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его (Пс 8:5–7). 11 См. по этому поводу “Знамения и чудеса” (подборка “Чудо рядом с нами”)//Альфа и Омега. 2002. 1(31). С. 192–202; 3(33). С. 261–272. 12 См. по этому поводу более подробно: Священник Алексий Тимаков. Таинство второй благодати. С. 198–199. 13 Достоевский Ф. М. Униженные и оскорбленные//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 тт. Л., 1972. Т. 3. С. 361. 14 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к стоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех (Рим 3:19–20). 16 Обиходное понимание счастья как благополучия нередко заставляет христиан отвращаться от этого понятия, тем более что погоня за такого рода счастьем никогда не бывает удовлетворена (об этом, в частности, и написан гетевский “Фауст”). В понимании же автора слово счастье становится в ряд со словами блаженство, радость, веселье и выражает высокое духовное состояние. — Ред. 18 В задачу данного исследования не входит показать лествицу духовного восхождения человека через поступенное исполнение заповедей блаженства. 19 По-моему странно, что мир сотворен Богом десятью речениями, и закон Божий держится десятью заповедями (см. Аверинцев С. Литература Ветхого Завета//Альфа и Омега. 2004. 3(41). С. 44), а заповедей Нового Завета лишь девять.

http://pravmir.ru/na-puti-k-poslednemu-s...

 Словом «любовь» ныне называют явления весьма различные, порою даже противоположные. Этим понятием умышленно злоупотребляют, чтобы обесценить истину, которая им обозначается. Потому христианский брак во главу угла ставит первую заповедь закона жизни: Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею (Мк. 12, 29–30). Чем больше способен человек любить Бога, тем крепче он возлюбит и своего ближнего, тем сильнее будут драгоценные узы супружеской любви, тем меньше будет оснований для пресловутого конфликта поколений. Человеческая семья, построенная на камне веры, — бессмертна, как бессмертны и души ее членов. Благословленный в таинстве брака семейный союз сохраняет свою силу и в жизни будущего века, где, как мы знаем из слов Сына Божия, ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам (Лк. 20, 35–36). И здесь мы подходим к тайне, которую раскрывает в своем Послании к Коринфянам апостол Павел. Давая разъяснения по поводу практических вопросов о семье, апостол утверждает экклезиологическую миссию семьи как малого ковчега спасения: неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы (1 Кор. 7, 14). Здесь речь идет о своеобразной круговой поруке супругов и их детей пред лицем Божиим. Несомненно, что ответ на Праведном суде каждый член семьи будет призван давать лично и в свое время, но правосудие Божие оправдывает его совокупной святостью, которой достигло всё его семейство.  Семья как малая церковь становится и малым ковчегом спасения. На практике мы часто видим, как малые дети приводят своих родителей в храм Божий, как эти родители приводят своих почтенных отцов и матерей к первым в их жизни исповеди и причастию. В наших храмах бывают одновременные браковенчания отцов, детей и внуков, когда три поколения одной фамилии освящают свои семьи и Господь венчает их «честию и славою». Таких и подобных им событий семейного спасения невозможно забыть, и сердце верит, что они совершались, по образному слову Библии, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости (Иов 38, 7).

http://e-vestnik.ru/church/patriarh_alek...

Бог не подвиг бы небо и землю для того, чтобы вырвать нас из ада, если бы он не существовал. Голгофское событие отчасти открывает нам, в чём будут состоять ад и рай. Ад есть следствие греха, следствие борьбы человека с Богом, когда человек убивает в себе голос совести и все, что напоминает ему Бога, и Бог оставляет человека. Это страшное состояние души человека, оставленной Богом, испытал на Кресте Господь наш Иисус Христос, когда в ужасных муках Он взывал: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил» ( Мф.27:46 ); это есть как бы предвкушение тех мучений, которые ожидают человека-грешника, оставленного Богом. Любовь Бога и полная покорность воле Отца Небесного, которую явил Сын Божий Иисус Христос, доказывают, что рай также существует. Если бы он не существовал, то зачем было Богу предавать на смерть Своего Сына, чтобы спасти нас и ввести в блаженную жизнь? И этот рай мы можем видеть отчасти в той безмолвной любви, которой Отец Небесный окружил распятого на кресте, Единородного Своего Сына, – любви бесконечной, непостижимой, превосходящей всякое разумение, широты, долготы, глубины и высоты которой мы не можем понять и описать ( Еф.2:18–19 ). Пока мы находимся в условиях земной жизни, мы не можем точно знать, в чём будет состоять ад и рай: одно можно сказать с достоверностью, что ад – это совершенное отсутствие любви Бога, рай – это полнота этой любви. Итак, будем удаляться первого и всеми силами нашей души стремиться ко второму. II «И вот, завеса в храме разорвалась надвое: сверху донизу» ( Мф.27:51 ). «Тот, Который Сына Своего не пощадил; но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам всего?» ( Рим.8:32 ). «Иисус Христос пришед, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу в одном Духе» ( Еф.2:17–18 ). Указав в предыдущей главе то, чему научает нас Крест Христов, как орудие нашего спасения, перейдём теперь к рассмотрению того, что даёт нам Крест Христов, тех бесконечно драгоценных сокровищ, которые он открывает пред каждым человеческим существом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

В подтверждение своей мысли, что много может сделать усердная молитва праведных за совершивших какие-либо проступки, апостол указывает на усердную молитву пророка Илии. 17. Илия был человек подобострастен нам (μοιοπαθς) имел подобную нашей немощную, ограниченную природу) и молитвой помолился, усердно помолился, чтобы не было дождя, и не было дождя на земле три года и шесть месяцев (ср. 2Цар. 17:7 и 18:1). 18. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой ( 2Цар. 17:18 ). 13. Наставление христианам заботиться об обращении на путь истины отступившего от истины брата В заключение послания апостол обращается к христианской любви своих читателей в отношении к впавшим в грех отступления от истины. Апостол не обращается прямо с увещанием к христианам, а скорее раскрывает, что кто из них обратит уклонившегося от истины, тот совершит нечто великое, исполнив истинную любовь христианскую к братьям своим во Христе. 19. Братия, если кто среди вас уклонится от пути истины, и если кто обратит его, 20. Пусть вы знаете, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу его от смерти (т. е. духовной смерти – в грехах) и покроет множество грехов его, которые привели его к отпадению, и которые он совершил в своём заблуждении 115 . 1  Литература предмета. 1) Бл. Феофилакт. Толкования на послания св. апостолов. Казань 1865 г. 2) Преосв. Алексий. Апостол Иаков, брат Божий и его послание. Чернигов. 1872 г. 3) Священник И. Кибальчич. Опыт обозрения послания ап. Иакова. Чернигов. 1873 г. 4)  Н. Розанов . Обозрение посланий св. апостолов. Москва 1886 г. 5) Фаррар. Первые дни христианства. Перевод А. Лопухина . СПб. 1888 г. 6)  А. Некрасов . Чтение греческого текста соборных посланий. Православный Собеседник 1888 г. Майская книга. 7) Преосв. Никанор. Общедоступные толкования соборных посланий ап. Иакова, 1 и 2 ап. Петра и ап. Иуды. Казань. 1889 г. 8) Еп. Михаил. Толковый Апостол, ч. II Киев. 1890 г. 9) Протоиерей М. Херасков . Послания апостольские и Апокалипсис. Владимир. 1898 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Вопрос. Почему мы должны верить даже и в то, чего наш разум не может понять? Ответ. Потому, что большая часть откровенных истин выше нашего понимания, например, единство и троичность Лиц Божества, творение мира, воплощение Сына Божия и др. Эти истины не перестают быть истинными от того, что мы не постигаем их нашим разумом. Бог , Который есть бесконечно благ, не может нас вводить в заблуждение; Он, как бесконечно премудрый, не может ошибаться. Иисус Христос сказал ап. Фоме: «блаженны не видевшие, но веровавшие” ( Ин.20:29 ). Вопрос. Человек не может ли сам собою дойти до познания откровенных истин? Ответ. «Мы едва, – говорит Св. Писание, – можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах – кто исследовал?» ( Прем.9:16 ). Вопрос. Обязаны ли мы верить всему тому, что Бог открыл людям? Ответ. Без сомнения: иначе мы оскорбили бы Бога, сомневаясь в истине Его слов. «Неверующий Богу, представляет Его лживым» ( 1Ин.5:10 ). Вопрос. Должны ли мы верить в И. Христа, равно как и в учение Его? Ответ. Конечно, потому что Бог заповедал, «чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа» ( 1Ин.3:23 ). «Верующий в Сына, имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни; но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36 ). Об учении Своем Иисус Христос сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Апостол Павел говорит: «без веры угодить Богу невозможно» ( Евр.11:6 ); а евангелист Иоанн объясняет, что «неверующим уготовляется в будущей жизни та же участь, что и убийцам” ( Откр.21:8 ). Вопрос. Что составляет предмет веры православных христиан? Ответ. Все откровенные истины, содержащиеся в Св. Писании и Св. Предании. Вопрос. Когда штундистам указывают на то, что у них нет единства в вере, что у них нет двух общин, даже двух лиц, которые одинаково верили бы в откровенные истины, чем они обыкновенно оправдывают себя? Ответ. Они говорят, что нет необходимости, чтобы все одинаково верили во все откровенные истины; что они обязаны верить только в те истины, которые всеми ими признаются. Что же касается других откровенных истин, в которых они расходятся, то можно спастись, и не признавая их. Первые истины они называют главными, а вторые –неглавными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Воскресение. О наибольшей заповеди Неделя 15-я Мф.22:35–46 2Кор.4:6–15 Однажды некий законник спросил Иисуса, искушая Его: «Какая наибольшая заповедь в законе»? А Господь Своим ответом дал ключ вообще к каждой заповеди закона. Он сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Задача не в том, чтобы выполнить те или иные заповеди, но – чтобы любовь была сердцевиной всякого дела. А сами дела порой могут выглядеть очень противоречиво. Сказано: «чти отца и мать». А преподобный Феодосий Печерский ушел в монастырь вопреки запрету своей матери. Сказано: «кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня». А Иоанн Златоуст , по просьбе матери, медлил оставлять мир, и сделал это только после ее кончины. Закон повелевает мужу не оставлять жены, а преподобный Алексий Божий человек сразу после свадьбы тайно ушел и от молодой жены, и вообще из дома. Епископу предписывается не оставлять своей паствы, а святой Павлин Ноланский надолго бросил вверенных ему Богом людей и продал себя в рабство, чтобы освободить всего лишь одного человека. Апостол Павел писал: «Не подавайте соблазна ни иудеям, ни еллинам, ни церкви Божией» ( 1Кор.10:32 ), – а преподобный Симеон Столпник так перетягивал веревкой свое тело, что оно начало гнить, и распространяло такой смрад, что его даже изгнали из монастыря. А сколько мы знаем примеров, как иные подвижники, вопреки церковному закону, при людях ели мясо в пост, чтобы лишить себя человеческой славы. Один принимает смерть, чтобы не отречься от Христа, а другой говорит: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Рим.9:3 ). Кто им всем судья, кроме Господа, Который Один только видит их сердца, и Которого они возлюбили всею душою своею, и всем помышлением своим? Всегда поступающий по любви, – идет по жизни, как по острию меча: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Вот что такое память смертная. Собственно говоря, и наши молитвы вечерние носят тот же самый характер – характер смиренного покаяния и глубокого примирения с Богом и людьми. Молитва Господня Обратимся к молитве «Отче наш», занимающей особое место в жизни христианина. Когда ученики попросили Иисуса научить их молиться, Господь никаких молитвенных правил им не давал, а предложил единственную молитву »Отче наш» и даже предупредил их: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Мф.6:7–8 ). Молитва " Отче наш» раскрывает нам христианский путь. Если человек умеет не просто читать эту молитву по-настоящему, а исполнять ее всей своей жизнью, то ничего большего и не надо, потому что она обнимает всю сферу христианской жизни и определяет правильное отношение человека к Богу и к ближнему. Что с самого начала привлекает наше внимание в этой молитве? Два первых слова, потому что они определяют уникальность нашей веры. Никто из приверженцев других религий никогда не скажет: «Бог – мой Отец». Только христианин может так сказать, и вот по какой причине: мы исповедуем Святую Троицу, а Отечество Божественное укоренено именно в Ней – Бог Отец рождает Своего Божественного Сына и является Источником исхождения Духа Святаго. Отечество – непреложное свойство Его Божественной природы. «Отче наш…» Когда мы произносим эти слова, происходит нечто удивительное, потому что Отцом Бога называет Его Сын, Господь наш Иисус Христос , Который дарует нам возможность тоже называть Бога Отцом; ставя нас на одну ступень с Собой, возводя нас до Себя в Своем Сыновстве. Апостол Павел пишет: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» ( Гал.4:6–7 ). При этом мы не говорим: «Отец мой», потому что так может сказать только Господь наш Иисус Христос , а произносим вместо этого: »Отец наш». Таким образом раскрывается двуединая заповедь Христова: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мк.12:30–31 ). В молитве Господней раскрывается и наша догматика, и удивительное предназначение человека, которого Господь возводит до Себя…

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010