Высокопреосвященный Августин, архиепископ Московский и Коломенский (К воспоминаниям об отечественной войне 1812 года.) В текущем году исполнилось 75 лет со времени кончины высокопреосвященного Августина архиепископа Московского и Коломенского. Предложим вниманию читателей вкратце очерк жизни сего святителя церкви Московской, понесшего тяготу чрезвычайных забот и скорбей в тяжелую годину нашествия неприятелей в 1812 году. Преосвящ. Августин, в миру Алексий родился в Москве 6 марта 1766 года. Родитель его Василий Виноградский сначала был причетником при церкви, известной под именованием Большого Вознесения, а потом священником Дмитриевской, теперь уже не существующей, церкви на Ильинке и был искусным иконописцем, трудившимся в поновлении икон Успенского собора. В ранней поре Алексий Виноградский остался бедным сиротою: во время чумы, свирепствовавшей в 1771 году, он лишился матери, а потом вскоре восьмилетним отроком лишился и отца. После первоначального приюта у одного из родственников, Алексий поступил в число казенно-коштных воспитанников Перервинской семинарии, а потом Славяно-Греко-Латинской академии. Господь благословил учебные труды талантливого и прилежного Алексия; он скоро стал в числе лучших учеников. С 1787 года, еще будучи студентом академии, Виноградский был учителем латинского языка в Перервинской семинарии. По окончании курса он был сначала учителем риторики и потом, с 1792 года, префектом в Троицкой семинарии и учителеми философии. В должности префекта Алексий Васильевич, по предложению московского митрополита Платона, согласно собственному влеченю, принял пострижение в монашество 16 января 1794 года с именем Августина, на 28 году от рождения. С этих пор истинно-отеческая любовь митрополита к Августину еще больше усилилась, а вместе с тем увеличилось и благотворное влияние владыки на жизнь и действия молодого, многообещавшего ученого 1 инока. В 1797 году Августин, как уже ректор и учитель богословия Троицкой семинарии, имел счастье встретить приветственной речью Государя Императора Павла Петровича, посетившего семинарию после своей коронации.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 20 июля (2 августа) Священномученик Алексий Знаменский Священномученик Алексий родился 10 марта 1882 года в селе Горячкине Можайского уезда Московской губернии в семье псаломщика Сергия Знаменского. В 1897 году Алексей окончил Волоколамское духовное училище, в 1905м – Вифанскую духов­ную семинарию и служил учителем в двухклассной Волоколам­ской соборной церковно-приходской школе и был регентом соборного хора. В 1908 году он был рукоположен во священника и с 1910 года служил в Воскресенском храме в Павловском Посаде. В 1920 году отец Алексий был возведен в сан протоиерея, в 1933 году – на­гражден митрой. В 1921 году он в числе других пяти священни­ков города был арестован сотрудниками ГПУ за то, что во время Великого поста ходил по домам прихожан, которые просили благословения на пост. Но, по-видимому, повод для ареста показался властям нелепым, и священников наутро освободили. В 1926 году протоиерей Алексий был избран председателем цер­ковного совета. Власти в это время запретили какое бы то ни было украшение храма на Пасху, рассматривая это как наглядную агита­цию враждебной идеологии. Один из членов церковного совета на­рушил это распоряжение властей, за что был арестован отец Алек­сий, но спустя несколько часов после допроса освобожден. В 1935 году протоиерей Алексий был назначен служить в Успенский храм в селе Трахонееве Дмитровского района Москов­ской области , в 1936 году – в церковь Космы и Дамиана в село Виноградово Виноградовского района. 3 октября 1937 года протоиерей Алексий был арестован и за­ключен в коломенскую тюрьму. – Как часто вы в церкви обращаетесь к верующим с проповедя­ми? – спросил его следователь. – В 1937 году я с проповедями в храме выступал один раз, в 1936 году – один или два раза. – Когда именно вы выступали с проповедью? – В июле 1937 года на праздник Космы и Дамиана. – Каков был характер проповеди на праздник Космы и Да­миана? – Подробно проповеди я не помню, но взята она была из сбор­ника Дьяченко.

http://fond.ru/foto/567/Aleksiy/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Московских святых (воскресенье перед 26 августа) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Хотовицкий (1872–1937), протопр., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе святых Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 гг.) АЛЕКСАНДР Иванович Виноградов (1884-1942), прот., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Московских Святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСИЙ Алексеевич Мечёв (1859 - 1923), прот., московский старец, св. прав. (пам. 9 июня, 16 сент. и в Соборе Московских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128869.html

В.К. Виноградов Впервые публикуются воспоминания о священномученике архиепископе Верейском Иларионе (Троицком) неизвестного автора, близкого знакомого святителя, переданные публикатору Е.А. Кармановым в 1997 г. Прочитав вышенаписанные краткие воспоминания, столь дорогие для знавших Владыку Илариона, считаю своим долгом написать и от себя все, что память хранит об этом замечательном святителе, краткая, но яркая жизнь которого без остатка была отдана на служение Господу и Святой Церкви. В мире Владимир Алексеевич Троицкий был первенцем большой семьи священника Алексея Петровича Троицкого 1 села Липицы Тульской губернии, в 5–6 км. ниже Серпухова по течению Оки, живописно расположенном на ее берегу. Село большое, двухштатное, было по соседству с селом, где жили мои родители. Общение наших семей было частое и очень дружественное. Дед преосвященного – отец Петр 2 – был моим крестным отцом. Все детство и юность Владыка Иларион провел в этом селе. Первое горе этой семьи осталось в памяти своей неожиданной великой скорбью – матушка Варвара Васильевна 3 , совсем еще молодая цветущая, живая женщина – трагически скончалась, утонув, купаясь в Оке, оставив пять сирот: Владимира, Димитрия 4 (впоследствии владыки Даниила, окончившего СПбДА), дочь Софью 5 , сына Алексея 6 (в будущем занявшего священническое место в Липицах) и младшую дочь Ольгу 7 – немногим больше года. Тяжелым было положение осиротевшей семьи. Отец Алексий мужественно нес свой крест, он был очень любим и чтим прихожанами и сам был крайне привлекательным человеком. Высокого роста, дородный, с длинными русыми волосами, всегда оживленный и красноречивый, он часто бывал у родителей моих и после переезда их в Тулу. Сыновья его также, после поступления сначала в духовное училище 8 , а потом и семинарию 9 , часто навещали нашу семью. Старшие были хорошими учениками, но Владимир отличался особенно блестящими способностями и из года в год переходил отличником. В духовном училище вспоминается интересный случай. Там в это время, в старших классах, преподавателем русского языка был Кирилл Федорович Троицкий, очень строгий и требовательный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Исаакий (Виноградов), архимандрит Будущий архимандрит Исаакий (в миру Иван Васильевич Виноградов) родился в 1895 г. В 1916 г., по окончании двух курсов Санкт-Петербургской духовной академии, был призван на военную службу. С 1920 г. в эмиграции. В составе своего полка находился в Галлиполи, затем переехал в Болгарию. В 1926 г. был принят на второй курс Свято-Сергиевского богословского института в Париже. 20 февраля 1927 г. митрополит Евлогий (Георгиевский) постриг его в монашество, 24 февраля 1927 г. рукоположен во иеродиакона и вскоре в сан иеромонаха. Служил в Праге, в Свято-Никольском соборе и в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище. В 1932 г. возведен в сан игумена, в 1936 г. – архимандрита. С января 1944 г. главный священник Русского общевоинского союза (РОВС) 545 . После занятия Праги советскими войсками 24 мая 1945 г. архимандрит Исаакий был арестован отделом контрразведки Смерш. 20 июля 1945 г. этапирован из Праги в львовскую тюрьму. Военным Трибуналом Львовского военного округа осужден на 10 лет ИТЛ с конфискацией имущества. Отбывал наказание в Карлаге. В 1946 г. был освобожден из лагеря и направлен в г. Актюбинск. С 1947 г. настоятель Казанского храма в г. Алма-Ата, с 1948 г. настоятель Никольского кафедрального собора и секретарь Алма-Атинского епархиального управления при митрополите Николае (Могилевском) 546 . В конце 1957 г. Святейший Патриарх Алексий направил его в Троице-Сергиеву лавру с намерением оставить там преподавателем. Более трех месяцев о. Исаакий был насельником Лавры, но в прописке ему отказали. С 5 апреля 1958 г. служил настоятелем Вознесенского собора в Ельце – до самой кончины 12 января 1981 г. 547 . К архимандриту Исаакию приезжали духовные чада как из разных регионов страны, так и из-за границы – Чехословакии, Болгарии, Сербии. 1. 18 апреля 1958 г. 18. IV 1958 Владыке епископу Афанасию, иже в Петушках Христос Воскресе! Ваше Преосвященство, милостивый Архипастырь и отец! Не имея чести лично знать Вас, но много хорошего, назидательного и утешительного слыша о Вас от моих добрых друзей – маститого Актюбинского митрофорного протоиерея о. Василия Мухина 548 , от Лаврского (в Загорске) иеромонаха Феодорита 549 и от передатчика (или пересыльщика) этих строк милейшего Алексея Павловича Гришина, и, проникнувшись к Вам чувством искреннего уважения и любви, – решил в кратких сих словах все это и выразить Вам и от души Вас приветствовать с Пасхальною светлою радостию.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

(к истории раннего Слова святителя Филарета в Великий пяток 1806 года) У всякого погружающегося в изучение богословского наследия святителя Филарета рано или поздно возникает вопрос: откуда «все сие» у сына коломенского диакона, обучавшегося в старой русской духовной школе, схоластические недостатки которой давно уже и строго осуждены XX веком? Что в русской жизни породило этот свойственный, скорее, церкви греческой тип «святого философа-богослова»? Кто был его духовным водителем и старцем? Где тот достойный его предшественник, например на заветы которого мог бы он опереться, начиная собственный путь? И первый, к кому обращается мысль в поисках ответа на эти и подобные вопросы, будет, конечно же, не кто иной, как митрополит Платон, так проницательно и скоро оценивший своего юного ученика. Сопоставление личностей двух великих иерархов не ново. Еще до революции на эту тему написаны были статьи А. А. Беляева «Платон и Филарет» 1 и В.П. Виноградова «Платон и Филарет, Митрополиты Московские: сравнительная характеристика их нравственного облика» 2 . Обе, хотя в них и не затрагивались богословские вопросы, ясно свидетельствуют, что уже ближайшим потомкам очевидна была из ряда вон выходящая значимость обоих святителей, и нельзя не согласиться с мнением В.П. Виноградова , что «Платон и Филарет учитель и ученик, это как бы два великих солнца, пред которыми все другие деятели церковной истории нового времени только лишь звезды... Куда бы вы не обратили свой взор в современном строе русской церковной жизни, всюду и везде вы встретитесь с делом жизни Платона или Филарета, или обоих вместе... Попробуйте разобрать по ее составным элементам нашу наличную богословскую науку, наличный строй духовной школы, наличный церковный строй и вы откроете, что то идет от Платона, а то от Филарета. дело Платона и Филарета лежит всюду краеугольным камнем» 3 . Этой же теме 35 лет назад посвятил свой доклад на филаретовском вечере в Троице-Сергиевой Лавре Патриарх Алексий I. Отметив сходство «направления духовной жизни» обоих святителей, он закончил свое выступление пожеланием, чтобы написано было сочинение, «в котором бы раскрылись… узы духовного родства, положившие печать на их церковную деятельность и на все дела жизни их» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

От издателей Сочинения Преосвященного Августина, Архиепископа Московского и Коломенского, содержащиеся в настоящем издании, никогда не были напечатаны в одном общем сборнике: некоторые из них печатались, в своё время, отдельными тетрадками, другие помещались в современных периодических изданиях, а часть их помещена в очерках его жизни, соч. И. М. Снегирёва; остальные же, как например, изъяснения на Апостольские послания и, может быть, некоторые слова, находятся в рукописях у его учеников и почитателей. При всём желании представить благосклонным читателям сколь возможно полное собрание сочинений сего Архипастыря, мы должны были ограничиться тем, что к настоящему времени, в продолжении многих лет, могли собрать. – Если кто из многочисленных почитателей памяти Преосвященного имеет у себя какие-либо его творения, не вошедшие в наше издание, то да не оставит сообщить их, в верных списках, что будет принято нами с особенной признательностью. Большая часть заключающихся в нашем издании сочинений Преосвященного Августина изображает ряд великих событий в незабвенную эпоху Отечественной войны 1812 года и распределена по хронологическому порядку; слова же и речи на частные случаи отнесены к концу книги. Н. Кораблёв. М. Сиряков. С. Петербург 10-го февраля 1856 года. Начертание жизни Преосвященного Августина, архиепископа Московского 1 Августин, до монашества Алексий, родился в Москве 6-го марта 1766 года. Небогатый отец его, священник Димитриевской церкви (на Ильинке, в Китае городе), Василий Виноградский, будучи искусным иконописцем, принадлежал к числу людей, которые довольствуются малым и о будущности не заботятся, хотя на него обращали внимание и московский архиепископ Амвросий Каменский, воспринимавший от купели другого его сына, и блистательный князь Потёмкин, который знал о. Василия ещё в то время, когда последний был причётником церкви, известной под именем Большого Вознесения. Потёмкин, живя тогда близь этой церкви, познакомился с Виноградским и полюбил его за весёлость нрава; в последствии, встретив своего старинного соседа и собеседника поновляющим в Успенском соборе св. Иконы, он пригласил его к себе и вызывал на изъявление нужд, но безуспешно; тогда один был уже великим сановником, а другой священником.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

...В те дни однажды мне под утро предвиделось, как святая равноапостольная Нина предстоит пред престолом Божиим на коленях и молит Господа пожалеть и помочь страдающим людям осажденного города одолеть супостата. И при этом из ее глаз по щекам катились крупные, величиной с виноградину, словно хрустальные слезы. Я это растолковал так, что Божия Матерь дала послушание святой Нине быть споручницей этому осажденному городу. Издревле на Руси считалось, что в день какого святого одержана победа над врагом, значит, этот святой и способствовал ей. И посему жители Петербурга, в знак Божией милости к ним и в знак признательности святой Нине за ее предстательство пред Господом, в каждом храме должны иметь образы святой Нины с соответствующей надписью в память полного снятия блокады, чтобы потомки помнили и знали о наших скорбях и радостях. Ну, а если храм созиждут в память св. равноапостольной Нины и всех мучеников блокадных, то благо будет им и потомкам их " . Можно сказать, что особым образом пожелание владыки Зиновия сбылось. Есть теперь в Петербурге храм, посвященный блокадным страдальцам, в котором находится и икона равноапостольной Нины. Ежегодно в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте в день ее памяти совершается Божественная литургия с прославлением св. Нины и молитвами о погибших в годы блокады. 27 января на торжественное богослужение в Успенский храм собираются многие жители нашего города, пережившие скорбные дни блокады, а торжественное богослужение часто возглавляет митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. В Успенском храме собираются свидетельства о церковной, молитвенной жизни блокадного города, которая долгие годы была сокрыта. А ведь в городе на Неве не прекращалась литургическая жизнь, в десяти действовавших на начало войны православных храмах приносилась бескровная Жертва. Пережил с городом всю блокаду митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), будущий Патриарх Алексий I. Во время блокады в Ленинграде были действующими следующие православные храмы: Николо-Богоявленский собор, Князь-Владимирский собор, церковь свт. Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище, церковь св. прав. Иова Многострадального на Волковском кладбище, Спасо-Парголовская церковь на Шуваловском кладбище, церковь вмч. Димитрия Солунского в Коломягах, - подчинявшиеся митрополиту Алексию (Симанскому); а также относившиеся в начале блокады к обновленцам - Спасо-Преображенский собор, церковь прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, Князь-Владимирская церковь пос. Лисий Нос; и в Свято-Троицкой церкви в Лесном находилась уцелевшая община иосифлян. Во время блокады Ленинграда обновленческие и иосифлянский приходы вернулись в лоно Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/25/...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Новости: " ТЕЛЕВИДЕНИЕ - НЕОБРАБОТАННОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ПОЛЕ " Интервью со священником Алексием Уминским, беседовал Леонид Виноградов, 17 января 2002 г. В течение года по вторникам на канале " Культура " выходила программа " Дело житейское " . Пожалуй, это была самая миссионерская телепередача. Гостями программы были очень разные люди: знаменитые и малоизвестные, верующие и только ищущие веру. Но вопрос веры не был обойден ни в одной передаче. И не только потому, что в роли ведущего выступал православный священник, но также потому, что личная драма гостей или их профессиональная деятельность не позволяла уйти от этой темы. Например, сложно было понять, воцерковлена ли директор первого московского хосписа Вера Васильевна Миллионщикова, но ее работа является подлинным христианским служением. На первый взгляд известная актриса Тамара Семина только ищет дорогу к храму. Но уже 8 лет ее муж тяжело болен, и она со смирением и любовью несет свой крест. А с каким изумлением многие узнали, что многократно раскритикованный православными фильм первых перестроечных лет " Покаяние " привел к Православию исполнителя главной роли Давида Георгобиани и ныне покойного режиссера Тенгиза Абуладзе. На вопросы корреспондента " Православия.Ru " отвечает ведущий программы священник Алексий Уминский, исполняющий обязанности настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хохлах, духовник Свято-Владимировской православной школы. - Отец Алексий, как возникла передача? - Вдохновителем идеи и организатором телестудии " Неофит " является журналист Дмитрий Менделеев, известный многим по программе " Канон " . Телевидение - необработанное миссионерское поле. Сегодня почти нет миссионерских телепередач. " Пути Господни " - замечательная программа, но она рассчитана на православного зрителя. Мы же хотели заинтересовать людей нецерковных, неверующих. Вернее, не осознающих свою веру. Поднимали актуальные темы, интересующие людей с разными жизненными ценностями, и старались доступно объяснить, как на данную проблему смотрит Церковь.

http://zavet.ru/publ/tele01.htm

#lx_718114 #lx_718114 .lx_home_button #lx_718114 .lx_home_button svg #lx_718114 .lx_home_button svg path #lx_718114 .lx_home_button:hover #lx_718114 #lx_718114 .lx_close_button #lx_718114 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718114 .lx_no_click #lx_718114[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Убит «Хозяин Земли Русской» Размышления в день памяти Царя-Мученика Николая Протоиерей Алексий Успенский   16:50 17.07.2020 1642 Убит Помазанник Божий. Без вины, без суда, тайно, вероломно, подло. На какое же законное правление может рассчитывать народ, попустивший это беззаконие? Тот, кто убивал Хозяина говорил народу: «Это я совершил для того, чтобы теперь ты, народ, сделался хозяином на своей земле». И народ ПОВЕРИЛ. Поверил, потому что ХОТЕЛ. Хотел попробовать: «А как оно, без Царя-то? Уж верно куда-а вольготней, да сытнее!» Не в этом ли причина того равнодушного попустительства, с которым отнеслись к судьбе Государя, русские люди?! «Хватит, науправлялси, таперича мы сами - хозяева!» Как тут не вспомнить притчу о злых виноградарях?

http://ruskline.ru/news_rl/2020/07/17/ub...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010