Вера в Победу - вера в Бога: почему в блокадном городе был совершен пасхальный крестный ход апреля 2017 75 лет назад, в пасхальную ночь с 4 на 5 апреля 1942 года, в осажденном городе на Неве был совершен исторический крестный ход. Несмотря на то, что этот факт остается малоизвестным, молитвенное шествие, по воспоминаниям современников, имело огромное значение в победе над врагом. Крестный ход - это шествие во время больших праздников и по случаю военных побед. После Октябрьской революции советская власть запретила их проведение и жестко преследовала крестоходцев, видя в них чуть ли не контрреволюционеров, мятежников. В 1941 году, перед началом войны, верующих, пришедших на пасхальную службу в Ленинграде, пыталась разогнать конная милиция. Но год спустя, с началом войны отношение советского правительства к Церкви изменилось. В апреле 1942 года в крупных городах страны было разрешено совершать пасхальный крестный ход вокруг храмов с зажженными свечами. В чем причины таких перемен политики большевиков? 5 апреля 1942 года праздник Пасхи совпал со знаменательной датой победы святого Александра Невского над тевтонскими рыцарями на Чудском озере 5 апреля 1242 года (в этом году ратному подвигу 775 лет). В совпадении знаковый смысл увидели не только верующие, но и атеистические советские руководители. Впервые было официально разрешено провести крестные ходы в блокадном Ленинграде для подъема боевого духа и укрепления веры в победу над фашистскими захватчиками. В пасхальную ночь в городе был отменен комендантский час. По указанию городского руководства фотографы снимали пасхальные богослужения. Многие верующие вместо куличей освящали кусочки блокадного хлеба. Богослужение в Князь-Владимирском соборе было перенесено на 6 часов утра, что позволило избежать больших жертв. Именно к Пасхе гитлеровцы приурочили яростный налет на Ленинград. Участник этих событий, митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), будущий Патриарх Московский, писал в статье " Пасхальные дни в Ленинграде " : " Высшим выражением радости является служба в пасхальную ночь. В эту священную для христианина ночь Ленинград не был оставлен в покое врагом. Не только в исходе дня Великой субботы, но и в самую ночь под Пасху он произвел жесточайший налет на город " .

http://mitropolia.spb.ru/docs/vera-v-pob...

Вышла книга о митрополите Гурии (Егорове) февраля 2022 Книга Дмитрия Павлова " До смерти я буду призывать вас к молитве " . Жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова) " вышла в свет в издательстве ПСТГУ (Москва). Монография посвящена митрополиту Гурию (Егорову; 1891-1965) - исповеднику, прошедшему в 1920-30-е годы через ссылки, тюрьмы и лагерь, и выдающемуся архипастырю послевоенного периода (1946-1965), приурочена к 130-летию со дня его рождения. Владыка Гурий приходился братом священномученику Льву (Егорову) , настоятелю Феодоровского собора . Иеромонах (позднее - архимандрит) Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, служил, преподавал, окормлял полулегальные монашеские общины Петрограда-Ленинграда. Божиим Промыслом единственный из отцов братства остался в живых. После освобождения в 1933 года из Беломорско-Балтийского лагеря архимандрит Гурий поселился в Средней Азии (сначала в Ташкенте, потом в поселке Беш-Бале под Ферганой), где он со своими духовными чадами образовал тайную общину, имел возможность их окормлять, молиться и совершать Божественную литургию. В эту духовную семью влились Константин Вендланд (будущий митрополит Ярославский Иоанн) со своей сестрой Елизаветой (будущей монахиней Евфросинией), Александр Хархаров (будущий архиепископ Ярославский Михей), Игорь Мальцев (будущий митрофорный протоиерей) и другие. В 1944 году отец Гурий вышел на открытое служение в Ташкентской и Среднеазиатской епархии, а в 1945 году Святейший Патриарх Алексий (Симанский) вызвал его в Москву и назначил наместником Троице-Сергиевой лавры для возрождения в ней духовной жизни. Лавра была открыта на Пасху 1946 года, а в августе того же года последовала епископская хиротония архимандрита Гурия. За 19 лет архиерейского служения преосвященный Гурий возглавлял семь епархий: Ташкентскую и Среднеазиатскую (1946-1953), Саратовскую (1953-1954), Черниговскую (1954-1955), Днепропетровскую и Запорожскую (1955-1959), в 1959 году был возведен в сан митрополита и назначен правящим архиереем Минской и Белорусской епархии, в 1960-1961 годы - митрополит Ленинградский и Ладожский и постоянный член Священного Синода, с 1961-го по 1965-й - митрополит Симферопольский и Крымский. Упокоился 12 июля 1965 года, похоронен на Старом Симферопольском кладбище напротив Всехсвятского храма.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

" Звезды смерти стояли над нами... " июня 2014 Книга " Митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). Алфавитный список клира Ленинградской области на 1 мая 1937 годов " издана Князь-Владимирском собором при участии А.А.Бовкало и А.К.Галкина. В книге первые публикуется список духовенства Московской Патриархии, служившего на приходах Ленинградской области и Карельской АССР (в границах на начало 1937 года). В список включен клир шести епархий: Ленинградской, Псковской, Новгородской, Боровичской, Череповецкой и Олонецкой. Документ составлен митрополитом Ленинградским Алексием (Симанским) в условиях, когда он оказался единственным правящим архиереем в регионе. Уникальность списку придает тот факт, что в нем отражена картина церковной жизни Северо-Запада России за считанные месяцы до начала " большого террора " , в ходе которого было уничтожено подавляющее большинство лиц, занесенных на его страницы. В предисловии настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина сказано: " ХХ век в истории Русской Православной Церкви отмечен многими уникальными особенностями. Эпоха гонений, особенно период 1937-1938 годов выделяется целенаправленностью на полное уничтожение православного духовенства.  Это подтверждают выявляемые ныне малоизвестные документы. Наиболее ценными и важными являются те свидетельства, которые исходят от непосредственных участников тех событий. Каждый источник церковного происхождения, который отражает ситуацию " изнутри " , обладает ни с чем несравнимой ценностью. Один из подобных документов опубликован в журнале " Православный собеседник " (2006, 2), издающемся в Казани. Это " Список Приходов-Церквей Казанской Епархии и состоящего в них штатного и заштатного духовенства по состоянию на 1 января 1937 года " . К сожалению, в публикации отражена не вся епархия, а лишь приходы (числом 101), относящиеся к первым по алфавиту 17 районам Татарской АССР. Вторая половина " Списка " , где должны быть представлены приходы 23 районов (от Красноармейского до Ютазинского), вероятно, не сохранилась.

http://mitropolia.spb.ru/docs/zvezdy-sme...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕМИЛИАН Иванович Панасевич (2.08.1875, с. Обша Белгорайского у. Люблинской губ. (ныне на территории Польши) - 3.12.1937, г. Тихвин Ленинградской обл.), сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из крестьянской семьи. По окончании в 1900 г. Люблинской ДС служил псаломщиком. В 1906 г. рукоположен во иерея. Настоятель храма в посаде Буск Стопницкого у. Келецкой губ. (ныне г. Буско-Здруй, Польша). 8 авг. 1914 г., в начале первой мировой войны, Е. был пленен занявшими посад австро-венг. войсками. Находился в заключении в тюрьмах и лагерях Германии и Австро-Венгрии. В июне 1917 г. освобожден при посредничестве испан. консульства в Вене, в авг. прибыл в Киев, вскоре переехал в Харьков. Поступил на юридический фак-т Харьковского ун-та. В 1919 г. эвакуирован вместе с ун-том в Севастополь. Продолжая учебу, служил 2-м священником в севастопольском Михайловском храме. С сер. 1921 г. проживал в г. Вязьме и служил настоятелем ц. в честь Входа Господня в Иерусалим (Фроловской). 27 нояб. 1929 г. арестован. Приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок заключения в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). В 1933 г. освобожден, вернулся в Вязьму, но вскоре ввиду закрытия властями храма переехал в Ленинград. Получил от Ленинградского митр. Алексия (Симанского, впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) назначение на пустующее в связи с арестом настоятеля место священника церкви дер. Званы Тихвинского р-на. В 1934 г., когда в дер. Званы после отбытия заключения вернулся свящ. Николай Бессонов, Е. перешел служить во Всехсвятскую (полковую) ц. в г. Тихвине. 29 сент. 1937 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», заключен в тихвинскую тюрьму. Проходил по делу большой группы тихвинских священнослужителей, монашествующих и мирян, в т. ч. преподобномучеников игум. Арсения (Дмитриева) и игум. Иоанникии (Кожевниковой) , священномучеников прот. Иоанна Сарвы , священников Василия Канделяброва и Николая Покровского . Категорически отрицал предъявленные ему обвинения. 25 дек. приговорен Особой тройкой при НКВД по Ленинградской обл. к расстрелу. Казнен вместе с др. тихвинскими новомучениками. Имя Е. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 7 мая 2003 г.

http://pravenc.ru/text/189943.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Иванович Павлушков (1865, Владимир - 23.11.1937, Тесницкий лес, Тульская обл.), сщмч. (пам. 10 нояб.- в Соборе Тульских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи протоиерея. В 1882 г. окончил Владимирское ДУ по 1-му разряду, в 1888 г.- Владимирскую ДС по 1-му разряду (награжден книгой). В 1892 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия и был направлен в Тульскую ДС, где с 26 февр. 1893 г. преподавал Свящ. Писание и психологию. Был членом ревизионной комиссии Тульской духовной консистории по проверке отчетности в духовных уч-щах Тульской епархии и попечительства о бедных. Получил чин надворного советника. В 1906-1911 гг.- ближайший помощник ректора Тульской ДС архим. Алексия (Симанского; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) ). С 1907 г. инспектор Тульской ДС. 30 сент. 1917 г. назначен ректором Тульской ДС. Награжден орденами св. Анны 3-й степени и св. Станислава 2-й и 3-й степени. После закрытия семинарии в 1918 г. 2 года преподавал в одной из школ Тулы. 2 февр. 1921 г. еп. Тульским и Одоевским сщмч. Иувеналием (Масловским ; впосл. архиепископ) рукоположен во иерея и назначен настоятелем ц. Двенадцати апостолов в Туле, где служил до конца жизни. Современники отмечали простоту и естественность П., его деликатность и благородство в обращении, академические знания и умение доходчиво и просто объяснять самые сложные ситуации в жизни. В 1922 г. выступил против кампании по изъятию церковных ценностей . 26 марта 1922 г. арестован в Туле по обвинению в «антисоветской агитации и укрывательстве церковных ценностей». Во время следствия категорически отрицал предъявленные обвинения. Постановлением Тульского губ. объединенного революционного трибунала от 10 апр. 1922 г. приговорен к 3 годам заключения в исправдоме. Находился в заключении до кон. 1923 г., когда был освобожден по амнистии. После освобождения вернулся служить в ц. Двенадцати апостолов, которая была захвачена обновленцами во время его заключения, а после возвращения П. прихожане изгнали обновленческого священника.

http://pravenc.ru/text/2580198.html

Москва. Домовая церковь Осии Пророка при 7-м гренадерском Самогитском полку в Покровских казармах. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Осии, пророка, в Покровских казармах церковь (Покровский бульвар, дом 3; уничтожена). Предположительно, храм во имя пророка Осии в Самогитском полку устроили в память о чудесном спасении царской семьи 17 октября 1888 г. во время крушения поезда у станции Борки. Заступничеством пророка Осии, память которого совершается в этот день, царская семья была спасена от неминуемой гибели. Событие это, всколыхнувшее всю Россию, послужило толчком к строительству многих храмов и часовен. Храм пророка Осии в Покровских казармах (памятник эпохи классицизма, выстроен в 1798–1800 гг.) был полковым храмом 7-го гренадерского Самогитского полка, расквартированного в Покровских казармах. Его освятили 23 октября 1890 г. Он был построен на средства В.Б. Глинского. 14 ноября 1894 г. при храме был освящен придел во имя святителя Николая и святой царицы Александры, устроенный на средства А.Д. Гурьева. О внутреннем убранстве храма ничего не известно. Его настоятелем в 1914 г. был Сергей Николаевич Казанский. Судьба храма после революции неизвестна. Здание перестроено. Нужно отметить, что до поступления в Московскую Духовную академию в 1900 г., в Самогитском полку проходил военную службу вольноопределяющимся Сергей Владимирович Симанский – будущий патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Здание Покровских казарм было построено в 1798-1801 годах по указу Павла I. При пожаре 1812 года здание очень пострадало. Простояла в таком виде до тридцатых годов позапрошлого столетия, архитекторы Д.И. Жилярди и Ф. Соколов приступили к реставрационным работам. Так, в ходе восстановления Покровских казармах был достроен третий этаж, добавлен монументальный фасад с мощным 8-колонным портиком тосканского ордера, увенчанный массивным фронтоном, куда был помещен барельеф российского двуглавого орла. Планировка внутри здания является симметричной, вдоль объекта обустроены коридоры, соединенные с однообразными помещениями.

http://sobory.ru/article/?object=25776

Предстоятель Грузинской Церкви отмечает свой 77-й день рождения Тбилиси, 4 января 2010 г. Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия Второй в понедельник отмечает свой 77-й день рождения, сообщает РИА Новости . Грузинский Первоиерарх возглавляет Церковь уже 32 года. Поздравить Католикоса-Патриарха с днем рождения все желающие смогут с 18.00 в Кафедральном соборе Сиони, где его святейшество вместе с духовенством отслужит молебен и благословит паству. Во всех действующих церквях будет отслужен молебен за здоровье Патриарха. За время патриаршего служения Илии Второго значительно выросло число епархий Грузинской Церкви, количество церквей и монастырей. Тридцать два года назад в Грузии было лишь 48 действующих храмов, сейчас их более 800. Были совершены прославления новых святых, открыты духовные учебные заведения, в том числе Тбилисская и Гелатская духовные академии. В Тбилиси возведен самый большой храм Грузии - Кафедральный собор Пресвятой Троицы. Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия Второй (в миру - Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 года во Владикавказе. Его родители были родом из Казбегского района: отец, Георгий Симонович Шиолашвили - из села Сно, мать, Наталья Иосифовна Кобаидзе - из села Сиони. В 1927 году они приобрели дом во Владикавказе, где позже родился будущий патриарх. Новорожденный был крещен в день праздника Рождества Христова в грузинском храме. Младенца назвали Ираклием в честь грузинского царя Ираклия II. В 1952 году Ираклий Шиолашвили окончил 22-ю среднюю школу города Орджоникидзе (так тогда назывался Владикавказ) и поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1956 году, а затем продолжил обучение в Московской духовной академии. Шестнадцатого апреля 1957 года студент второго курса Духовной академии Ираклий Шиолашвили по благословению Католикоса-Патриарха Мелхиседека III был пострижен в монахи с именем Илиа в честь Святого пророка Илии. Постриг совершил старец-епископ Зиновий (Мажуга), тогда же предсказавший ему дальнейшее патриаршее служение. Это произошло в Тбилиси, в храме Святого Александра Невского, а два дня спустя Католикос-Патриарх Мелхиседек рукоположил его во иеродиакона в кафедральном Сионском Успенском соборе. Через два года, 10 мая 1959 года, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I (Симанский) рукоположил иеродиакона Илию в иеромонахи.

http://pravoslavie.ru/33414.html

Русская Православная Церковь XX век 28 августа 1915 — А. Н. Волжин освобожден от должности обер-прокурора Святейшего Синода. Обязанности главы духовного ведомства до официального назначения стал выполнять товарищ обер-прокурора тайный советник Н. Ч. Зайончковский. Однако, сняв Волжина, государь император явно колебался в своем новом выборе: после его отставки и до назначения нового обер-прокурора прошло более трех недель. 1917 — В Москве в Успенском соборе открылся первый за последние 250 лет Поместный Собор. Открытие Собора произошло в праздник Успения Пресвятой Богородицы под колокольный звон сотен московских церквей. На открытии присутствовали официальные лица: министр-председатель А. Ф. Керенский, министр внутренних дел Н. Д. Авксентьев, министр исповеданий А. В. Карташёв, председатель IV Государственной думы М. В. Родзянко и др. Торжества, проходившие в Успенском соборе Московского Кремля, начались с зачтения митрополитом Киевским Владимиром (Богоявленским) грамоты Святейшего Синода об открытии Собора и произнесения всеми присутствующими Символа веры. Затем члены Собора совершили поклонение мощам святителя Алексия, покоившимся в Чудовом монастыре Кремля, и приняли участие в совершении всенародного молебствия на Красной площади. Своим почетным председателем Собор утвердил митрополита Киевского Владимира. Всего на Собор было избрано 564 человека из числа епископата, клира и мирян. Деяния Собора продолжались более года. Состоялось три сессии: первая заседала с 15 августа по 9 декабря, до Рождественских каникул; вторая — с 20 января по 7 (20) апреля 1918 г.; третья — с 19 июня (2 июля) по 7 (20) сентября 1918 г. 1926 — Август — Епископ Алексий (Симанский) назначен на Хутынскую кафедру в сане архиепископа. 1938 — Август — В Сремских Карловцах (Югославия) прошел Второй Всеэмигрантский Собор с участием епископов, клира и мирян. Преемником почившего митрополита Антония (Храповицкого) избран митрополит Анастасий (Грибановский). 1950 — Август — Состоялся визит Святейшего Патриарха Алексия в Армению и Грузию.

http://pravoslavie.ru/5561.html

Святейший Патриарх Кирилл посетил Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга Санкт-Петербург, 5 апреля 2009 г. 4 апреля в ходе Первосвятительского визита в северную столицу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга. В восстановленном храме в честь Казанской иконы Божией Матери Его Святейшество встретила настоятельница обители игумения София (Силина) с сестрами, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Приветствуя Предстоятеля Русской Православной Церкви, матушка София поблагодарила его за отеческое внимание к обители: «Мы сердечно благодарим Ваше Святейшество за то, что среди многих Первосвятительских трудов Вы нашли время посетить святыни нашего монастыря, где в годы благоденствия подвязались в преподобии многие молитвенницы, а в годы гонений обрели кров митрополит Серафим (Чичагов), Владыка Алексий (Симанский) – будущий Патриарх Всероссийский и многие новомученики Российские». С пожеланиями сил и помощи в подвижнических трудах от подвигоположника Господа Иисуса Христа Святейшему был преподнесен в дар Его Святейшеству посох. «Просим принять этот посох, на который Вы могли бы опираться на крестном пути Патриарха Московского и всея Руси», – сказала игумения София. Обращаясь к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру, настоятельнице и сестрам обители, ко всем, кто пришел в этот день в монастырский храм, Святейший Владыка сказал: «Я радуюсь возможности снова быть в этом величественном возрожденном храме в центре Петербурга, в Новодевичьей обители, славной своей историей и не менее славной историей своего возрождения. Как петербуржец я хорошо знал это место и всегда, проходя мимо фасадов монастыря, испытывал тяжелое чувство, видя посрамленную святыню. И даже когда начала возрождаться наша Церковь, эти стены стояли немым укором для нашего народа, да и для нас, церковных людей, потому что никаких видимых знаков возрождения не было в течение долгих лет. И затем под мудрым водительством Владыки митрополита Владимира, усилиями матушки игумении, с большой помощью благотворителей – благочестивых мирян стала возрождаться эта обитель во всей своей красоте».

http://pravoslavie.ru/29941.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Вселенские Соборы 542. Дворкин А. Л. Корни христианства: (Из материалов к учебному курсу «История Церкви»)//АиО. 1996. 1(8). С. 208–223. 543. Заболотский Н. А. Богословское и экклезиологическое значение Вселенских и Поместных Соборов в Древней Церкви: [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. Загорск, 21–25 окт. 1963 г.]//БТ. 1970. Сб. 5. С. 244–254. См. также 2377. I Вселенский Собор в Никее 544. Воронов Л. , прот. Документы и акты, входящие в состав «Деяний Первого Вселенского Собора» 325 г.//БТ. 1973. Сб. 11. С. 90–111. 545. Дворкин А. Л. Из истории Вселенских Соборов: (Материалы к учебному курсу «История Церкви»): I Вселенский Собор в Никее; Арианские споры//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 379–408. См. также 2215, 2386. III и IV Вселенские Соборы 546. Алексий I (Симанский), патр. Московский и всея Руси. Послание... преосвященным архипастырям, боголюбивым пастырям, честному иночеству и верным чадам Русской Православной Церкви [по поводу 1500-летия IV Вселенского Собора, 11 окт. 1951 г.]//ВРЗЕПЭ. 1951. 7/8. С. 3–5. 547. Бозовитис С. Антихалкидониты: Великое искушение/Пер. с греч.: свящ. О. Давыденков //БСб. 1999. 3. С. 42–58. 548. Дворкин А. Л. Из истории Вселенских Соборов: (Материалы к учебному курсу «История Церкви»): III Вселенский Собор; Разбойничий собор; Халкидонский собор//АиО. 1996. 4(11). С. 240–275. 549. Из церковной жизни//ВРЗЕПЭ. 1951. 7/8. С. 41–42. О Послании патр. Алексия I по поводу IV Вселенского Собора; обзор материалов «Гласника Сербской Православной Церкви» (1951, 1–3); о кн. А. И. Георгиевского «Чинопоследование Божественной литургии». 550. Соменок Г., прот. Халкидонский орос (IV Вселенского Собора) в свете решений VII Вселенского Собора//ТКДА. 1999. Вып. 2. С. 216–260. См. также 1996, 2006, 2387. Последующие Соборы 551. Асмус В. В., прот. Седьмой Вселенский Собор 787 г. и строй в Церкви//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 63–75. 552. Дворкин А. Л. Из истории Вселенских Соборов: (Материалы к учебному курсу «История Церкви»): Эпоха императора Юстиниана и V Вселенский Собор//АиО. 1997. 1(12). С. 342–372.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010