Фотоальбом «Церковь в годы войны» рассказывает о неизвестных или забытых страницах Великой Отечественной войны. Источник: Непридуманные рассказы о войне Митрополиты Алексий (Симанский), Сергий (Страгородский),Николай (Ярушевич) (в центре) в окружении архиереев, возвращенных из ссылки для участия в Соборе 1943 г. Командир 5-й Ленинградской партизанской бригады, Герой Советского Союза Камрицкий К.Д. прикрепляет медаль «Партизану Отечественной войны II степени» священнику церкви Порховского района Пузанову Ф.А владыка Михей (Хархаров) Заседание Священного Синода Русской Православной церкви 8 сентября 1943 г. Колонна танков св. Димитрия Донского Управляющий Московской епархией митрополит Николай вручает медали «За оборону Москвы» иерархам церкви. 1944 г. За богослужением в Николо Богоявленском кафедральном соборе в дни блокады Службу ведет митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий Симанский Водосвятный молебен на Днепре и крестный ход верующих села Лоцкаменка (Украина) На партизанских тропах Белоруссии Молитвы о спасении Отечества Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 7 января, 2024 6 января, 2024 6 апреля, 2024 16 марта, 2024 9 марта, 2024 3 марта, 2024 28 января, 2024 20 января, 2024 13 января, 2024 7 января, 2024 6 января, 2024 6 апреля, 2024 16 марта, 2024 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/cerkov-v-gody-vojny/

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В октябре исполняется 130 лет со дня рождения Патриарха Алексия (Симанского). Есть люди, судьбы которых, как бы вместив в себя жизнь своего века, помогают лучше понять эпоху, почувствовать пульс времени. Именно таким человеком был и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (в миру Сергей Владимирович Симанский). Родившийся при императоре Александре II, 27 октября 1877 г., он почил в эпоху «развитого социализма», 17 апреля 1970 г., в так называемый «застойный период» советской истории. Будущий Первосвятитель родился в Москве, там же окончил лицей, университет и Духовную академию. В первопрестольной началась и его иноческая жизнь, но архиерейская судьба оказалась надолго связанной с Санкт-Петербургом и его окрестностями. В 1913 г., являясь ректором Новгородской семинарии, архимандрит Алексий был поставлен викарием Новгородской епархии с титулом епископа Тихвинского. В 1916 г. он, викарный епископ своего учителя и духовного наставника архиепископа Арсения (Стадницкого), стал и настоятелем Варлаамиевого Хутынского монастыря. В то время владыка почти безвыездно проживал в Новгородской епархии, фактически управляя ею. В декабре 1916 года он сопровождал императрицу Александру Феодоровну в ее последнее путешествие в Новгород. «Молодой епископ Алексей оказался чрезвычайно изящным (лицеист)», - отметила тогда государыня в письме супругу. …Все изменилось буквально через несколько месяцев. В новых условиях владыка оказался лицом к лицу с революционной стихией. Ему пришлось не только управлять епархией (вл. Арсений в 1917 г. был исключительно занят общецерковными делами), но и бороться с клеветой в собственный адрес: революция легализовала антиепископские настроения части верующих и белого духовенства. Не принесли владыке успокоения и последующие годы. Первый арест последовал в январе 1920 г., а в ноябре 1920 г. епископ Алексий был осужден Ревтрибуналом за возбуждение «несознательных элементов к критике и недовольству распоряжением Советской власти». К счастью, он был сразу же амнистирован.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Сергеев Виктор Михайлович; 15.01.1899, Московская губ.- 6.04.1968, Москва), архиеп. Алма-Атинский и Казахстанский. В 1919 г. окончил архитектурное отд-ние Московского уч-ща живописи, ваяния и зодчества, в 1923 г. поступил послушником в Смоленской иконы Пресвятой Богородицы Зосимову пустынь Владимирской епархии. В 1924 г. еп. Серпуховским Варфоломеем (Ремовым) рукоположен во диакона (целибатом) и в том же году переведен в Высокопетровский московский монастырь . В 1925 г. еп. Варфоломеем пострижен в монашество с именем А., 16 янв. 1927 г. тем же архиереем рукоположен во иеромонаха, в 1932 г. возведен в сан архимандрита. 18 мая 1935 г. указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) назначен епископом Каширским, викарием Московской епархии. 20 мая в московском храме Рождества Пресв. Богородицы в Путинках состоялась хиротония, к-рую возглавил митр. Сергий. В 1936 г. А. был назначен епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, 5 авг. 1937 г. епископом Вологодским, но от назначения отказался. С 16 авг. 1937 г. епископ Егорьевский, викарий Московской епархии, с 1 сент. 1937 г. епископ Ивановский. В 1938 г. уклонился в раскол, в 1939 г. был запрещен в священнослужении и предан архиерейскому суду. Акт запрещения подписали митр. Московский Сергий (Страгородский), митр. Ленинградский Алексий (Симанский) , архиеп. Семипалатинский Палладий (Шерстенников). В дек. 1940 г. А. принес покаяние и был назначен епископом Тульским и Одоевским, с 1941 г. архиепископом Кишиневским и Бессарабским. Когда в 1941 г. Бессарабия и Румыния были оккупированы фашистскими войсками, А. был эвакуирован с назначением архиепископом Уфимским и Мензелинским, затем последовательно Орловским и Севским, Тамбовским и Мичуринским; с сент. 1942 г. архиепископ Рязанский и Шацкий. 11 июля 1943 г. А. был назначен временно управляющим Калужской и Тульской епархией. С 1 мая 1944 г. архиепископ Ярославский и Ростовский. Принимал участие в Архиерейском Соборе 1943 г.

http://pravenc.ru/text/64684.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Дехтерёв Александр Иванович; 19.04.1889, Вильна - 19.04.1959, Вильнюс), архиеп. Виленский и Литовский. В 1908 г. окончил Виленскую классическую гимназию, в 1911 г.- морское уч-ще в г. Либава (совр. Лиепая, Латвия) со званием капитана дальнего плавания. Последующие 3 года служил в Русском Восточноазиатском об-ве пароходства и торговли. Будучи капитаном яхты «Бирма», совершал регулярные рейсы в Сев. Америку. В годы первой мировой войны (до февр. 1917) служил в техническом отделе 12-й армии, располагавшемся в Риге. В 1917-1918 гг. лит. сотрудник газ. «Приазовский край» и редактор литературно-художественного ж. «Лучи солнца» в Ростове-на-Дону; сотрудник газ. «Воронежский телеграф». В 1918-1920 гг. начал активную деятельность по внешкольному воспитанию и образованию детей, продолжавшуюся в эмиграции (с 1922) и завершившуюся в сент. 1939 г. Одновременно работал редактором в детских и юношеских периодических изданиях, сотрудничал в педагогических и художественных журналах, писал и выпускал книги для детей и юношества. Сотрудничал также в изданиях Сербской Православной Церкви (СПЦ) и Русской Православной Церкви за границей . В 1934-1939 гг. редактор ж. «Православная Русь». Автор труда о свт. Игнатии (Брянчанинове). В апр. 1935 г. пострижен в монашество в мон-ре прп. Иова Почаевского (РПЦЗ) в серб. г. Ладимиревци. В дек. 1938 г. рукоположен во диакона и затем во священника еп. СПЦ Владимиром (Райчем), назначен настоятелем прихода в Ужгороде (совр. Закарпатская обл. Украины). Вскоре А. стал настоятелем рус. храма во имя вел. кн. Александра Невского в Александрии (Египет), находившегося в юрисдикции РПЦЗ. Во время пребывания в Александрии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского), в день празднования Вознесения Господня, 14 июня 1945 г., А. принес покаяние и был воссоединен вместе с причтом и приходом с Русской Церковью, 1 нояб. 1946 г. возведен в сан архимандрита. В авг. 1948 г. А. был арестован египетскими властями по политическим мотивам, до 11 мая 1949 г. находился в тюремном заключении в Александрии. Заступничеством Святейшего Патриарха Алексия I и помощью советского правительства был освобожден и возвратился в Россию.

http://pravenc.ru/text/64656.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Коноплёв Виктор Александрович; 28.01.1910, г. Павловск Воронежской губ.- 7.10.1988, Калинин), митр. Калининский и Кашинский. С 1924 г. прислуживал в храме, по окончании средней школы в 1928 г. служил регентом. 24 окт. 1929 г. вик. Воронежской епархии, еп. Россошанским Памфилом (Лясковским) назначен псаломщиком к Преображенскому собору, а в 1933 г. указом архиеп. Воронежского Захарии (Лобова) - псаломщиком к Покровскому храму г. Павловска (обе церкви сохранились, последняя - действующая). С окт. 1933 по окт. 1936 г. служил в Красной Армии, после увольнения в запас до 1941 г. состоял на гражданской службе. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. воевал в действующей армии, был дважды ранен и, по собственному признанию, находился «в двух шагах от смерти, но по милости Божией выжил». Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и др. В 1946-1947 гг. иподиакон еп. Воронежского Иосифа (Орехова). В 1947-1951 гг. обучался в МДС. 13 июня 1948 г. рукоположен во диакона, служил в московских храмах ап. Петра и Павла в Лефортове, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище. 1 июля 1951 г. рукоположен во священника, служил в московском храме Илии Пророка в Обыденском пер. В 1953 г. Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским) назначен штатным священником московского Воскресенского храма на Успенском Вражке (совр. Брюсов пер.), а в дек. 1953 г.- настоятелем Свято-Троицкой ц. на Ленинских (совр. Воробьевых) горах. В 1955 г. экстерном окончил МДА со степенью канд. богословия за соч. «Богодухновенность Священного Писания Ветхого Завета (по святоотеческому учению)». 6 июня 1956 г. в ТСЛ наместником архим. Пименом (Извековым, впосл. Патриарх Московский) пострижен в монашество с именем А., 14 июня, в день Вознесения Господня, возведен в сан архимандрита. 20 июля 1956 г. в зале заседаний Свящ. Синода Московской Патриархии А.

http://pravenc.ru/text/64662.html

Протоиерей Василий Ермаков о блокаде января 2019 Светлой памяти протоиерея Василия Ермакова , настоятеля храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище (20.12.1927-03.02.2007). 27 января отмечалась знаменательная дата  -  75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады . Отец Василий хорошо запомнил, каким предстал перед ним город на Неве, когда после тяжелейшей дороги из Болхова 1 сентября 1946 года в пять часов утра оказался на Московском вокзале.  " Когда впервые я прибыл в город в 1946 году, увидел полуразрушенные войной дома, малочисленных жителей, бредущих по главной магистрали - улице Двадцать пятого октября. Спрашиваю: " А где же Невский? " Мне отвечают: " Вот он " . Город встретил меня переименованиями, которые ранили сердце " .   От Красной площади, ныне площади Александра Невского, прыгая через окопы, Василий добрался до духовной семинарии . Везде были следы войны: перерытый траншеями монастырский сад лавры , зенитные окопы, в Митрополичьем саду - блиндажи и дзоты.  Отец Василий был знаком со многими блокадниками. И его супруга, матушка Людмила, всю блокаду провела в городе. В 1942 году, когда закончились дрова для госпиталей и был издан указ о разборке деревянных построек, на слом пошел и дом, в котором она жила, оставшись сиротой, с тетей Екатериной Федоровной Никифоровой. Но поселиться в комнате в незнакомой коммунальной квартире, которую им выделили, они побоялись - в городе началось людоедство… Погрузив на сани самое ценное, в первую очередь иконы, они пошли в лавру. Слава Богу, знакомые помогли им выжить: давали приют, подкармливали. Однажды, возвращаясь с монастырского кладбища, на котором собирали траву для лепешек, под аркой увидели человека, разрубающего на дрова большую икону. Тетя Катя уговорила его обменять икону на деревянную мебель, которой тоже можно топить печь. Так удалось спасти образ Господа Вседержителя.  В городе не прекращалась церковная жизнь. Вместе с ленинградцами пережил блокаду и митрополит Алексий (Симанский) , будущий Патриарх Алексий I. Екатерина Федоровна хорошо знала митрополита Алексия - когда хватало сил, они с Люсей " доползали " до Никольского собора . Он всегда встречал их с любовью: то сухарики даст, то просфору. В Никольский собор часто приходила и Валентина Щукина, будущая настоятельница Горненского монастыря в Иерусалиме игумения Георгия. Правда, с матушкой Людмилой они познакомились и подружились уже в храме святого Иоанна Богослова духовной академии , открытом в 1946 году.  

http://mitropolia.spb.ru/docs/protoierey...

Русская Православная Церковь ХХ век 11 мая Алексий (Симанский), епископ Тихвинский. 1913 г. 1911 год – Архимандрит Алексий (Симанский; будущий Патриарх Московский и всея Руси), ректор Новгородской Духовной семинарии, хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. На хиротонии архимандрита Алексия, которую совершил в новгородском Софийском соборе архиепископ Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий), присутствовал Блаженнейший Григорий Патриарх Антиохийский. «Со смятенным сердцем предстою я вашему Освященному собору в настоящий священнейший, знаменательный час моей жизни, когда промышлением Божиим вручается мне жребий высочайшего в мире служения — служения апостольского, — так начал свое Слово новонареченный епископ. — Глас Владыки и Господа моего слышится мне в этом призыве Святой Церкви Христовой стать на чреду епископского служения. И я повинуюсь сему Владычественному гласу и с благоговением, со смирением, со страхом Божиим и верою в чудодейственную, благодатную силу Таинства приступаю к принятию в скудельный сосуд души моей святыни архиерейства. Служение епископа есть путь страданий и креста, потому что оно есть последование за Пастыреначальником — Христом, потому что оно есть продолжение того дела спасения людей, на которое послал Спаситель наш святых Своих учеников и апостолов, кровию и смертию запечатлевших свое посланничество. Тяжесть епископского омофора, этого видимого знамения овцы, подъятой на рамо ради спасения, носителями его всегда исповедовалась. И ныне, как прежде, она велика, ибо “дар овчий” — Церковь Христова — и теперь обуревается тяжкими бедствиями и напастями. “Вопль злобы”, то есть умножение пороков, неправды, беззаконий, по выражению пророка, “взыде ко Господу”, и над миром, тлеющим в похотях, тяготеет близость грозного суда Божия, который видим уже для не ослепших еще духовных очей своих». 1925 год – Петроградские архиереи отвергли соглашение с обновленцами. В ответ на соответствующее письмо обновленческого «митрополита Ленинградского» Вениамина (Муратовского) управляющий епархией епископ Венедикт (Плотников) вместе с епископами Сестрорецким Николаем (Клементьевым) и Ладожским Иннокентием (Тихоновым) написал увещательное послание к пастве: «Опыт трех лет существования обновленчества показал нам, что все попытки сношений и переговоров обновленцев с православными приводили лишь к новым скорбям и соблазнам для православных и неизменно каждый раз были ложно истолкованы и использованы обновленцами во вред Святой Православной Церкви… Посему еще раз подтверждая свое обращение от начала 24 года, рекомендуем воздерживаться в разговоре с обновленцами даже от выражения своих личных мнений по церковным вопросам».

http://pravoslavie.ru/5446.html

Скачать epub pdf Выдержки из интервью заведующего библиотекой Библиотека Московской духовной академии за более чем три века своего существования переживала вместе с Академией разные времена – расцвет в середине XIX-ro–haчaлe ХХ-го. вв., период послереволюционных потрясений и утрат, затем этап восстановления. Сейчас в библиотеке старейшего высшего учебного заведения России, заведующим которой является игумен Дионисий (Шлёнов), происходят важные преобразования, цель которых – подтвердить ведущее место в библиотечном пространстве России. Библиотека Московской духовной академии берет свое начало с основания самой Академии братьями иеромонахами Лихудами. Софроний и Иоанникий привезли в Москву собственную библиотеку, состоявшую в основном из греческих и латинских книг, а также лекций, записанных во время обучения в Греции и Италии. Важную роль сыграла и библиотека Типографской школы, собранная ее основателем иеромонахом Тимофеем (Типографская школа была интегрирована в Академию в конце XVII в.). Сейчас книжный фонд библиотеки содержит около 350 тыс. книг – не только традиционная историческая библиотека МДА, но и фонды самых разных дореволюционных и послевоенных библиотек, собрания, переданные зарубежными дарителями, и личные собрания, в том числе собрания рукописных и старопечатных книг. К самым древним рукописям библиотеки относятся Апостол и Евангелие апракос, Псалтырь с восследованием (конец XV в.), к более поздним – Толкование на Псалтырь свт. Афанасия Александрийского (вторая треть XVII в.). Из русских старопечатных книг представлены Апостол, напечатанный диаконом Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем (1564 г.), несколько острожских книг (конец XVI в.), Славяно-русский лексикон (1620 г.). Особое собрание составляют рукописные певческие книги (самые старые из них датируются XVI в.). На многих книгах стоят автографы великих церковных или культурных деятелей, в частности, свт. Филарета (Дроздова) , С. М. Соловьева , таких преподавателей МДА как священник Павел Флоренский , И. Корсунский , архимандрит Иларион (Троицкий) , Святейшие Патриархи Алексий (Симанский) и Алексий (Ридигер).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Алексии (Сергеев Виктор Михайлович), архп. б.Алма-Атинский Родился 15.I.1898 года. Обучался в архитектурном отделении Московского училища иконописи. 22.III.1923 возведен в сан диакона целибата. В 1925 году пострижен в монашество в Высокопетровском монастыре гор.Москвы архиепископом Варфоломеем (Ремовым) . 16.I.1927 возведен в сан иеромонаха. В 1932 возведен в сан архимандрита. 20.V.1935 хиротонисан во епископа Каширского. В 1936 – епископ Серпуховский. 5.VIII.1937 назначен епископом Вологодским, но на епархию не поехал. С 16.VIII. 1937 – епископ Егорьевский, вик.Московской епархии. С I.IX.1937 – епископ Ивановский. В 1938 году отошел от Митрополита Сергия. В 1939 году запрещен в священнослужении и предан суду архиереев. Акт запрещения подписали: митр. Сергий (Страгородский) , митр.Алексий (Симанский), архп.Палладий (Шерстенников). (Сообщено архп.Палладием г.Саратов). В 1939 году епархией не управлял. С декабря 1940 года – епископ Тульский, затем временно управлял Кишиневской епархией. С возведением в сан архиепископа назначен в 1941 году архп.Кишиневским и Бессарабским. В 1942 году – архп.Уфимский. С сентября 1942 года – архп.Рязанский. С II.VII.1943 – управляющий Калужской и Тульской епархией. 8.IX.1943 – участник Собора для избрания митрополита Сергия в патриархи и отлучения от Церкви священнослужителей и лишения их сана за измену и переход к фашистам. С мая 1944 года – архп.Ярославский и Ростовский. В феврале 1945 года награжден правом ношения креста на клобуке. В этом же году он был послан Свят.Патр.Алексием в Америку для переговоров с митр.Феофилом о возобновлении канонической связи с Московской Патриархией. 13.I.1947 – архп.Курский и Белгородский. 3.VI.1948 назначен архиепископом Челябинским и Златоустовским, но указу не подчинился. 2.VII. того же года уволен на покой, а 24.VIII. вновь назначен. С 17.III.1950 – архп.Калининский и Кашинский. 20.VII.1951 поручено временное управление Великолуцкой епархией. 29.VII.1954, согласно прошению, уволен на покой. Во всех областных и краевых газетах были напечатаны выдержки из его скандального процесса, во время управления им Калининской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В РПЦ прокомментировали факт канонизации Ватиканом католического архиерея, имевшего диплом МГУ 13 октября, 2009. Редакция " Правмира " В Русской православной церкви прокомментировали факт канонизации Ватиканом католического архиерея, имевшего диплом МГУ. Накануне Ватикан объявил о причислении к лику святых пятерых католических подвижников. Среди них — Варшавский архиепископ Зигмунд Щесны Фелинский/1822-1895/. Его судьба была тесно связана с Россией: он окончил с отличием математический факультет Московского императорского университета и Санкт-Петербургскую католическую семинарию, служил в приходе на Невском проспекте. «Думаю, что Римско-Католическая Церковь канонизировала архиепископа Зигмунда Фелинского не за то, что он был выпускником МГУ. Однако приятно осознавать, что русская образовательная система могла воспитывать людей, жизнь и труды которых высоко оцениваются в Западной Европе» — сказал в интервью ИТАР-ТАСС заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах Филипп/Рябых/. Он также отметил, что выпускники МГУ вносят «весомый вклад в жизнь Русской Православной Церкви». «Так, почетным членом Московского императорского университета был святитель Филарет Московский. Он приложил немало усилий для устройства домовой церкви мученицы Татианы, лично освятив ее в 1837 году. Юридический факультет главного университета страны окончил в свое время патриарх Алексий I/Симанский/, который управлял Русской Церковью с 1945 по 1970 год», — сообщил собеседник. Он напомнил и о подвижниках веры ХХ века, учившихся в свое время в МГУ. Ряд из них были причислены Русской церковью к лику святых — «механик- математик по образованию протоиерей Сергей Мечев, правовед протоиерей Илья Громогласов, филолог священник Владимир Амбарцумов». Представитель Московского патриархата назвал и тех, «кто не канонизирован, но сыграл важную роль в сохранении веры в безбожные годы — философ Алексей Лосев, священник Павел Флоренский, крупный математик Дмитрий Егоров».

http://pravmir.ru/v-rpc-prokommentiroval...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010