Апостол смотрит на крещение всех Римских христиан, без исключения, как на союз со Христом, привитие к Нему, как ко Второму Адаму, погребение с Ним погребением Его, и восстание с Ним в воскресении Его. Он употребляет самый определенный термин: «все мы». " Неужели не знаете, что все мы крестившиеся во И. Христа, в смерть Его крестились»? Эти слова Апостола точно соответствуют тем, с которыми он обращался к Коринфянам, и имеют то же значение: «Или не знаете, что члены ваши суть члены Тела Христова»? «Одним Духом мы все крестились в одно тело»; «вы Тело Христово» ( 1Кор.6:15; 12:13 ) Истолкование этой важнейшей в практическом отношении главы всегда представляло большую трудность вследствие неправильного понимания слов «смерть для греха», упоминаемых в начале ее: «Мы умерли для греха, как же нам жить в нем», и в 11 ст.: «Так и вы, почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». Смерть есть состояние полнейшего бесстрастия. Мертвое тело или мертвые члены одинако нечувствительны как к удовольствиям, так и к страданиям. И далее, естественная смерть не допускает степеней, человек может быть мертвым или живым. Но смерть для греха, на которую ссылается здесь апостол, не может быть состояниям нечувствительности ко греху, так как Апостол предостерегает умерших для греха, чтобы они не впали в него. Нельзя предостерегать от опасности мертвого человека. Однако, Апостол говорит: «Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога, во Христе Иисусе, Господе нашем». И этим самым людям, таким образом, мертвым, он говорит в следующем стихе: «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его, и не предавайте членов ваших греху, в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых» ( Рим.6:11–13 ). Итак, здесь мы видим совершившуюся в протекшем времени смерть для греха в тех самых людях, которые подвергаются опасности подпасть под власть его, или которые, по крайней мере, склонны быть обольщенными и побежденными им.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Баптисты, по поводу приведенных слов, обыкновенно иронически спрашивают: могут ли члены современной православной Церкви считаться достигшими всех этих благ: «града Бога живого», «небесного Иерусалима», «Крови кропления»? Может ли это быть сказано о людях живущих «по плоти», какими баптисты считают православных христиан, которые так часто нарушают заповеди Божии? Отвечаем: да, может, так же, как это могло быть сказано о ветхозаветной Церкви: «Вы боги и сыны Всевышнего все вы, но вы умрете как человеки и падете как всякий из князей» ( Пс.81:6, 7 ). Спаситель ясно подтвердил мысль, заключающуюся в этих словах: «Если Он назвал богами тех, к кому было слово Божие, и не может нарушить сие Писание» ( Ин.10:35 ). Итак, если Церковь обрезания была вознесена на такую высоту только потому, что было ей слово Божие, и в этом слове только – низший завет; то почему же все те блага, о которых говорится в рассматриваемых нами стихах, не могут относиться ко всем участникам высшего завета, новозаветной Церкви? И, однако, Апостол в заключение высказывает мысль, что все сказанное относится к тем, кому еще угрожала опасность отпасть: «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий». Соборные послание Иакова, Петра и Иуды изобилуют наставлениями совершенно одинакового характера с теми, какие мы видели в послании ап. Павла, наставлениями, вытекающими из предположения, что все к кому они обращены, были уже приняты по изволению благодати Божией в состояние благодати и духовного братства, которого, однако, вследствие небрежения могут окончательно лишиться. Выражение о сообщении благодати всем так убедительны, как только это возможно. И, однако, некоторые нуждались в таких словах: «очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» ( Иак.4:8 ). А ап. Петр находит нужным сказать некоторым не старавшимся прилагать к добродетели – добродетель: «в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза свои, забыл об очищении прежних грехов своих, т.е. Крещении (см. Деян.22:16 ). И этот же самый Апостол говорит о других: «но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи». Подобно сему и ап. Иуда напоминает христианам, которым он писал, об ангелах, не сохранивших своего достоинства (τν αυτν ρχν), и говорит о некоторых, как о «бесплодных деревьях, дважды умерших». Очевидно, если они дважды умерли, значит, они когда-нибудь жили, а самый факт сравнение их с бесплодными деревьями указывает на то, что Апостол имел в виду притчу Спасителя об Истинной Лозе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Бог не подвиг бы небо и землю для того, чтобы вырвать нас из ада, если бы он не существовал. Голгофское событие отчасти открывает нам, в чём будут состоять ад и рай. Ад есть следствие греха, следствие борьбы человека с Богом, когда человек убивает в себе голос совести и все, что напоминает ему Бога, и Бог оставляет человека. Это страшное состояние души человека, оставленной Богом, испытал на Кресте Господь наш Иисус Христос, когда в ужасных муках Он взывал: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил» ( Мф.27:46 ); это есть как бы предвкушение тех мучений, которые ожидают человека-грешника, оставленного Богом. Любовь Бога и полная покорность воле Отца Небесного, которую явил Сын Божий Иисус Христос, доказывают, что рай также существует. Если бы он не существовал, то зачем было Богу предавать на смерть Своего Сына, чтобы спасти нас и ввести в блаженную жизнь? И этот рай мы можем видеть отчасти в той безмолвной любви, которой Отец Небесный окружил распятого на кресте, Единородного Своего Сына, – любви бесконечной, непостижимой, превосходящей всякое разумение, широты, долготы, глубины и высоты которой мы не можем понять и описать ( Еф.2:18–19 ). Пока мы находимся в условиях земной жизни, мы не можем точно знать, в чём будет состоять ад и рай: одно можно сказать с достоверностью, что ад – это совершенное отсутствие любви Бога, рай – это полнота этой любви. Итак, будем удаляться первого и всеми силами нашей души стремиться ко второму. II «И вот, завеса в храме разорвалась надвое: сверху донизу» ( Мф.27:51 ). «Тот, Который Сына Своего не пощадил; но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам всего?» ( Рим.8:32 ). «Иисус Христос пришед, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу в одном Духе» ( Еф.2:17–18 ). Указав в предыдущей главе то, чему научает нас Крест Христов, как орудие нашего спасения, перейдём теперь к рассмотрению того, что даёт нам Крест Христов, тех бесконечно драгоценных сокровищ, которые он открывает пред каждым человеческим существом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Бога Отца и Иисуса Христа), некоторые (т.е. некоторые христиане) и доныне, с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное, как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется». И, однако, такие из «братии», не смотря на то, что они были достойны сожаления, как слабо усвоившие духовную истину, были так дороги, что грех против них отождествляется Апостолом с грехом против Христа: «А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» (ст. 12). В 10-й главе Апостол предостерегает новообращенных примером Израильтян, пораженных в пустыне за свои многократные грехи, чтобы они тоже не отпадали от Христа чрез идолопоклонство, блудодеяние, искушение Христа и ропот. В 11-й главе мы видим, что некоторые из них очень грубо унижают «Вечерю Господню». В 15-й главе находим, что некоторые из Коринфян (ст. 12) отвергали воскресение мертвых, что для других обетование Евангельское так мало значило, что они говорили с идолопоклонниками: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» и что иные (ст. 34) были так бесчувственны, что Апостол должен был возбуждать их словами: «Отрезвитесь, как должно и не грешите, ибо к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога». Сделаем вывод из сказанного. Во-первых, способ обращения Св. Павла к христианам только по имени вполне соответствует тому, как обращались пророки к евреям – но имени. Как пророки, так и ап. Павел, настаивают на действительном сообщении тем, к кому они обращались, преимуществ даваемых тем, или другим Заветом, чтобы убедить их в том, что грех их тем тяжелее, тем «грешнее», что они не хотят жить достойно обещаний и благ, соединяемых с тем или иным Заветом. Благо Нового Завета, причастниками которого сделались Коринфяне, т.е. привитие ко Христу, было бесконечно высшим духовным благом, чем получаемое еврейским младенцем при обрезании и, однако, в одном важном отношении, они соответствовали друг другу: они накладывали на получающего их обязательства, от которых он не мог освободиться и которые могли послужить к строжайшему осуждению его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Борьба здесь была так велика, что пот Его был, как капли крови, падающие на землю и, однако, Он вышел победителем, мораль гедонизма была окончательно отвергнута, чтобы уступить место морали любви и жертвы: Сын человеческий, истинный Бог и истинный человек, Богочеловек, восторжествовал над человеком-животным. Но нам могут возразить, что мы, проповедуя мораль жертвы, тем самым уничтожаем человеческую личность, что эта мораль, если бы человечество последовало ей во всей ее точности, привела бы его к самоуничтожению. Да, христианская мораль есть мораль жертвы. И тот, кто следовал в своей жизни этой морали, кто, хотя однажды, искренно пытался жертвовать собой в христианском смысле этого слова, тот не только «не уничтожал» своей личности, но напротив испытывал бесконечную радость и полноту бытия, напоминающие, хотя и в бесконечно малой степени, ту радость, которую должен был испытывать Иисус Христос в момент самых тяжелых Своих скорбей. Чем больше Он жертвовал Собой, чем искреннее Он исполнял волю Своего Отца, тем большую Он привлекал к Себе любовь Его, и, так сказать, проникался Его присутствием. Отец сообщал Сыну Свою любовь, наполнял Его ею по мере того, как Сын истощал Свою любовь в служении людям. Сын сошел на землю, подчинился самым тяжелым условиям земной жизни; но Он не был одинок: Он всегда чувствовал близость к Себе Отца, Он был окружен Его любовью. И когда Сын исполнил волю Своего Отца, когда Он нашел заблудшую овцу, принял ее утешенную, счастливую в Свои объятия, Он забыл Свои слезы, страдания, раны; Он исполнился бесконечной радости, что соблюл заповеди Отца Своего. Вот почему Господь Наш Иисус Христос, в последних Своих беседах со Своими учениками часто употреблял слово радость, соединяя его с мыслью о том, что она является как следствие исполнения воли Бога. «Как возлюбил Меня Отец и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей; Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей; как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» ( Ин.15:9–11 ). Если в морали социалистов и есть какая-либо «радость», то она ничто в сравнении с христианской радостью, чистой, глубокой, небесной, – радостью самопожертвования. Человек – животное, каким желают видеть его социалисты, радуется, когда он отнимает жизнь у своей жертвы, чтобы воспользоваться ее достоянием; христианин, духовный человек, радуется, когда он дает жизнь своему ближнему. И это – радость ангелов, это предвкушение небесного блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

В 12-й главе ап. Павел говорит о Церкви, как о Теле Христовом. Он начинает упоминанием о великом разнообразии духовных даров Церкви, и перечислив некоторые из них, которые не были общими всем Коринфянам, Апостол отмечает действие Святого Духа, как общее всем: «Одним Духом мы все крестились в одно Тело» (ст. 13) и, приведя замечательное и прекрасное сравнение между телом человеческим и таинственным Телом Спасителя, он делает заключение: «и вы тело Христово, а порознь члены» (ст. 27). Таковы выражения Апостола в обращении его ко всей Коринфской Церкви. Дают ли эти выражение право утверждать, что все те, к кому Апостол писал, жили достойно их призвание? Далеко нет: все послание наполнено укорами им не за мелкие прегрешение или за грехи, сделанные по немощи человеческой, но за тяжкие и смертные грехи. «Вы еще плотские; ибо, если между вами зависть, споры и разногласия, не плотские ли вы и не по человеческому ли обычаю поступаете»? ( 1Кор.3:3 ), в 17-м стихе, как мы видим, он говорит о разорении ими храма Божьего, «а этот храм», прибавляет он – »вы». В 5-й главе Апостол упрекает Коринфян за покровительство тяжкому греху: «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и при том такое, какого не слышно даже у язычников, что некто, вместо жены, имеет жену отца своего». «Но вы сами обижаете и отнимаете и при том у братьев. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют»? ( 1Кор.6:8, 9 ). Далее, вся последняя часть 6-й главы наполнена выражениями заключающими в себе мысль, что все Коринфские христиане были членами Христа, однако же, некоторые из них на деле впадали в очень тяжкие грехи. «Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христа! Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет»... «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога»? ( 1Кор.6:15, 19 ). В главе 8-й мы находим свидетельство о крайне несовершенном духовном состоянии некоторых из этих Коринфян, которые были еще так немощны в вере, что не уясняли себе вполне ничтожества языческих идолов: «Но не у всех такое познание (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

В 12-й главе мы встречаемся с «увещаниями» Апостола, которые мы видели в первых четырех главах: «Вы забыли утешение, которое предлагается вам как сынам: сын Мой, не пренебрегай наказания Господня» и т. д. Увещание, на которое ссылается Апостол, взято из книги Притчей (3:11–12). Достойно примечание, что в Книге Притчей говорящий обращается к слушателю как сыну своему. «Сын Мой» (1:8; 2: 1; 3:1; 4:1; 5:1; 6:1; 7:1). Апостол утверждает, что это выражение не символическое или отвлеченное, но что мы должны признавать в нем глас Бога, Единого Небесного Отца, обращающегося к тем, кого он усыновил Себе. Порицая Евреев-христиан за то, что они позабыли эти слова родственной любви, Апостол, в таком же смысле, прилагает их ко всей современной ему Церкви, а если это действительно так, то – и к Церкви всех будущих времен. В ст. 15-м ясно выступает мысль Апостола, что все кому писал он, достигли очень высокой степени благодати: «наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией, чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было между вами какого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства... вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре... но вы приступили к горе Сиону, и к граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духом праведников достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше нежели Авелева. Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушавшие глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от глаголавшего с небес». Остановимся на стихах 22–27. Все пришедшие в состояние благодати чрез крещение достигли не земного, но небесного состояния. Это поистине царство небесное на земле. Бог, святые ангелы, святые, торжествующие на небесах, Посредник Иисус, и все мы, достигли этого Сиона и имеем там нашу наследственную часть. Но хотя все эти блага и принадлежат нам, непременно ли мы пользуемся ими? Нет. Апостол, говоря об этих преславных благах, внушает «приступившим» к ним: «наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией, и не продал бы своего первородства», и вслед за перечислением, прибавляет: «вы пришедшие к горе Сиону смотрите, не отвратитесь от говорящего». Следовательно, представляется совершенно возможным настолько, что эта возможность вызвала строгое и не раз повторяемое предостережение Апостола, что приступившие к горе Сиону, сонму Ангелов, общению с прославленными святыми, и главное к кроплению Христовой Кровию, могут, однако, отвратиться от Говорящего, и навлечь на себя горшее осуждение, чем приступившие к горе Синаю и крестившиеся в Моисея, раба, и сделавшиеся участниками только ветхого завета, породившего рабство.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

«В доме Отца моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» ( Ин.14:2–3 ). «Кратковременное легкое страдание наше, – говорит ап. Павел, – производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» ( 2Кор.4:17–18 ). Проповедники социализма должны бояться следующих возможных последствий для них их теорий: рисуя пред жадными взорами пролетариев временные и обманчивые блага, и отнимая у души человека, объятой скорбью и удрученной бедствиями, всякую надежду на воздаяние в загробной жизни, они подготавливают для себя страшную реакцию со стороны тех, к кому обращаются с проповедью. Те самые пролетарии, которые теперь с такою жадностью слушают красноречивые наставления социалистов, после того как увидят всю ложь и несбыточность прекрасных социалистических теорий, полные отчаяния и гнева, восстанут против самих возмутителей. Душа человека обладает большой жаждой жизни, жизни вечной для того, чтобы согласиться с проповедью абсолютного уничтожения её; в неё также глубоко заложена «жажда Бога», стремление к Нему для того, чтобы она могла быть удовлетворена, когда у неё отнимают Бога. Приковывая все силы человеческого духа к материальным интересам, погружая, так сказать, душу человека в материю, и только в одну материю, социалисты повергают своих учеников в отчаяние, а когда человек впадает в отчаяние, он способен на всевозможные преступления. «Сеющие ветер, пожнут бурю» ( Ис.8:1 ) тотчас или после. Проповедь Креста Христова производит на душу человека совсем иное действие: она прививает ей жизнь, жизнь полную, вечную, божественную. Каким образом? Она научает нас, что истинная жизнь есть жизнь любви и что препятствием для этой жизни является эгоизм. Правда, об эгоизме, как о препятствии к счастливой жизни людей, говорят и социалисты, но они не желают признать его за собой, а признают за другими и, главным образом, за теми, кто собственным трудом успел составить себе состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

В послании к Евреям Апостол обращается также ко всей общине. В нем Бог устами ап. Павла обращается ко всем христианам из евреев, как «братиям святым, участникам в небесном звании» (3:1). Очевидно, что не может быть выражений яснее доказывающих, что те, к кому эти слова относились, находились в состоянии благодати; однако, в послании мы видим указание на то, что это состояние благодати не было устойчивым в тех, кто однажды сделался причастником ее. К этим «святым братиям», «участникам небесного звания», Апостол обращается с такими предостережениями: «Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота в день искушения в пустыне». «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и не верного, дабы вам не отступить от Бога живого». «Мы видим, что они не могли войти за неверие». «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетования войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим». Как все это совершенно сходно со словами Апостола в 1 КорИн.10:1–10. «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море, и все крестились в Моисея в облаке и в море... но не о многих из них благоволил Бог». Вся сила сравнения Церкви в пустыне с Церковью христианской заключается в том, что каждая Церковь имеет свое крещение: ветхозаветная – крещение в Моисея, новозаветная – крещение от воды и Духа во имя Пресвятой Троицы и чрез то и другое крещение человек избирался Богом, посвящался на служение Ему, получал часть в обетованиях Божиих, которые он мог или сохранить, или безвозвратно утратить. Это – то общее, что новозаветная церковь имела с церковью ветхозаветною, превосходя ее обилием благодатных даров, ниспосланных ей в Господе нашем И. Христе. Каждый член Церкви в пустыне был в некотором смысле спасен. Особенно ясно об этом говорит ап. Иуда: «я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли египетской, потом не веровавших погубил» (ст. 5), и это спасение произошло во время перехода через Чермное море, когда, по словам Апостола, все крестились в Моисея в облаке и море. Но это спасение не было окончательным. Оно не подразумевало, или не делало необходимым окончательную стойкость всех получивших его. Оно было знаком и верной печатью милосердного произволение Божиего о них, но, однако, оставляло им власть противиться Его водительству своим неверием. Это неверие жило еще во многих, до некоторой степени уверовавших ( Исх.4:31, 14:31 . Псал.106 ), и препятствовало им окончательно достигнуть покоя, предназначенного каждому из них Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

В притче о «зерне горчичном», мы видим, как Церковь Божия вырастает из малейшего зерна, и делается деревом, осеняющим все народы земные. Это совершенно не согласимо с представлением баптистов о своем обществе как собрании «святых», которое и составляет единственную церковь на земле. В притче о «неводе», закинутом в море, Спаситель нам говорит, что «Царство небесное подобно неводу, закинутому в море, и собравшему рыб всякого рода, который когда наполнился, вытащили на берег, и севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон». И затем Он прибавляет: «Так будет при кончине века». Таково положение Церкви, изображенное пред нами Самим Господом. Есть ли в нем что-нибудь, дающее нам повод считать Церковь за общество, состоящее из одного только рода людей, считающих себя святыми праведниками? Не в том ли состоит цель притчи, чтобы научить нас противному, а именно, что Царство Божия будет состоять из злых и добрых людей, до самого конца века? Здесь говорится, что Царство Божия собирает членов своих, как сеть собирает рыб всякого рода. Но как в сеть (невод) собираются всякого рода рыбы – хорошие и худые, так и Царство Божия состоит из людей добрых и злых. Предположим, что Церковь Христова состояла бы только из одних «праведных», как утверждают то баптисты. Возможно ли, чтобы Царство Божия, состоящее из этого одного рода людей «праведных», походило на невод, собирающий всякого рода рыб? Если сравнивать баптистскую « церковь праведных» с неводом, то с таким, который собирал бы только одного рода рыб, т.е. хороших, но такого «невода " Спаситель не дал Своим Апостолам. Все это ясно доказывает, что Церковь Христова, или Царство Божия до кончины века будет состоять из худых и добрых людей. Далее, Спаситель говорит, что »Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего, и послал рабов своих звать званных на брачный пир, он послал рабов своих на распутие, и они вышедший собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими» ( Мф.22:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010