Н.А. Ложкина Библиографический список 1. Алексий (Дородницын) . Византийские церковные мистики XIV в./Еп. Алексий (Дородницын)//Полн. собр. соч./Еп. Алексий (Дородницын) . – Саратов, 1913. – Т. 1. – С. 3–140. 2. Алпатов М. А. Андрей Рублев. Около 1370–1430: альбом/М. А. Алпатов. – М.: Изобр. искусство, 1972. – С. 205. 3. Алпатов М. А. Искусство Феофана Грека и учение исихастов/М. А. Алпатов//Византийский временник: сборник. – М., 1969. – Т. 33. – С. 190–202. 4. Амвросий (Погодин) , архимандрит. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния/Архимандрит Амвросий (Погодин) . – Репр. воспроизведение изд. 1963 г. – Владимир: Посад, 1994. – С. 242. 5. Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева/В. Антонова//Государственная Третьяковская галерея: материалы и исследования. – М., 1956. – Вып. 1. – С. 31. 6. Афонский патерик, или Жизнеописания святых на Афонской горе просиявших. Т. 1. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1897. – С. 1053. 7. Афонский патерик. Ч. 1. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1883. – С. 388. 8. Балашов Д. М. Ветер перемен/Дм. Балашов//Север. – 1987. – 5/8. С. 27–40. 9. Белобородое О. А. Посольство Константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому/О. А. Белобородое//Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник: сообщения/Загорск, гос. истор.-худож. музей-заповедник. – Загорск, 1958. – Вып. 1. – С. 12–25. 10. Белоброва О. А. Живопись XIV века/О. А. Белоброва//Троице-Сергиева лавра: художественные памятники/О. А. Белоброва. – М„ 1968. – С. 73–76. 11. Борисов Н. С. Сергий Радонежский/Н. С. Борисов. – М.: Мол. гвардия, 2009. – С. 298. 12. Борисов Н. С. «И свеча бы не угасла...»: исторический портрет Сергия Радонежского/Н. С. Борисов. – М.: Мол. гвардия, 1990. – С. 300. 13. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика: XI–XVII века/В.В. Бычков. – М.: Мысль, 1992. – С. 637. 14. Василий (Кривошеий), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов /Архиепископ Василий. – Париж: Имка-пресс, 1980. – С. 354. 15. Вздорнов Т. И. Новооткрытая икона «Троицы» из Троице-Сергиевой лавры и «Троица» Андрея Рублева/Т. И. Вздорнов//Древнерусское искусство/Отв. ред. О. И. Подобедова. – М., 1970. – Т. 5: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV–XVI вв. – С. 115–154.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич), архп. Владимирский и Суздальский Родился 2.XI.1859 года в семье дьячка Екатеринославской епархии, Славяносербского уезда, села Успенского. Среднее богословское образование получил в Екатеринославской Духовной семинарии, а высшее в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра без нового устного испытания. В 1886 году был назначен на должность учителя в Херсонское Духовное училище и вместе с тем с июня 1890 года состоял противоштундистским миссионером г.Херсона. В 1890 г. о.Анемподист представил в Совет Московской Академии на соискание степени магистра богословия сочинение: «Церковно-законодательная деятельность Карла Великого». После защиты диссертации в 1891 году утвержден Св.Синодом в ученой степени магистра богословия. В 1892 году о.Анемподист Дородницын получил назначение на должность помощника смотрителя Бахмутского Духовного училища, а с сентября 1894 года был перемещен на должность епархиального миссионера Екатеринославской епархии. В сентябре 1901 года о.Анемподист занял место преподавателя по Обличительному богословию, истории и обличению раскола и местных сект в Черниговской Духовной семинарии. В марте 1902 года пострижен в монашество с именем Алексия и в том же году был посвящен во иеромонаха. В августе этого же года назначен инспектором Ставропольской духовной семинарии. В сентябре 1903 года получил назначение на должность ректора Литовской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 30 мая 1904 года в Харьковском кафедральном соборе была совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Сумского, вик.Харьковской епархии. Хиротонию совершали: Преосвященный Арсений (Брянцев) , архп.Харьковский и Преосвященный Николай (Зиоров) , епископ Таврический; Симеон (Покровский), епископ Екатеринославский и другие. На хиротонии присутствовало множество народа, желавшего видеть, вообще редкое, а для Харькова в первый раз совершающееся торжество.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕУКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВНАЯ РАДА (ВПЦР), руководящий орган приверженцев автокефалии правосл. Церкви на Украине, состоявший из национально ориентированного укр. духовенства и мирян; после институализации Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ), на 1-м Всеукраинском Православном Церковном Соборе УАПЦ 14-30 окт. 1921 г., и до ликвидации УАПЦ в 1937-1938 гг. руководящий орган УАПЦ. Весной-летом 1917 г. революционно настроенное военное и приходское духовенство, особенно на Киевщине и Полтавщине, инициировало созыв епарх. съездов духовенства и мирян, на к-рых впервые прозвучали лозунги церковной автономии и автокефалии правосл. Церкви на Украине. Активисты съездов летом-осенью 1917 г. сплотились для представления Свящ. Синоду, а затем Поместному Собору РПЦ просьбы о созыве Всеукраинского Православного Церковного Собора с последующим провозглашением автокефалии правосл. Церкви на Украине. 23 нояб. 1917 г. на заседании Организационного комитета по созыву Собора, образованного по инициативе группы укр. военных священников на III Всеукраинском военном съезде, комитета по созыву Собора Братства Воскресения и соответствующей комиссии, организованной на Киевском епархиальном съезде, создана ВПЦР, к-рая провозгласила себя временным органом по управлению правосл. Церковью на Украине. Дабы ВПЦР имела хотя бы видимость каноничности, предложение возглавить ее было направлено еп. Димитрию (Вербицкому) , к-рый ответил отказом, усмотрев в деятельности ВПЦР покушение на канонический строй Церкви. Председателем ВПЦР стал свящ. Александр Марычев, почетным председателем - пребывавший на покое в Киево-Печерской в честь Успения Пресв. Богородицы лавре архиеп. Алексий (Дородницын) , в 1917 г. обозначивший себя сторонником укр. национальной идеи. На первом заседании ВПЦР приняла решение о созыве Всеукраинского Православного Церковного Собора для провозглашения автокефалии Украинской Православной Церкви. На 2-й сессии Всеукраинского Собора в июле 1918 г. мн. члены ВПЦР были исключены из состава соборян по инициативе президиума во главе с Киевским и Галицким митр. Антонием (Храповицким) . Первый состав ВПЦР прекратил свою деятельность; большинство его членов, в особенности из числа военных священников, эмигрировали на Запад, архиеп. Алексий (Дородницын) умер в янв. 1920 г. в Новороссийске.

http://pravenc.ru/text/155552.html

Краткие биографические сведения Авель (Матиешин), игумен. Находился в заключении в Дубравлаге вместе с епископом Афанасием и митрополитом Нестором. Агапит (Вознесенский Семен Саввич; 1793–1854), епископ. В 1834 г. хиротонисан во епископа Томского. В 1841 г. уволен на покой. В 1843 г. назначен управляющим Воскресенским Новоиерусалимским монастырем. В 1850 (1851?) г. переведен в Московский Новоспасский монастырь, в 1852 г. в Донской Богородичный монастырь. Александр I Карагеоргиевич (1888–1934), король Югославии. Во время первой мировой войны главнокомандующий сербской армией. В 1914–1921 гг. принц-регент, а с 17 августа 1921 г. король Королевства СХС (с 1929 г. Югославия). Убит сепаратистами. Александра Петровна (в тайном постриге Анастасия; 1838–1900), Великая княгиня, супруга Великого князя Николая Николаевича, брата Императора Александра II. Известная благотворительница. С 1881 г. имела постоянное пребывание в Киеве, где основала Покровский женский общежительный монастырь с хирургической больницей. Здесь, приняв иночество, провела последние годы жизни. Александра Феодоровна (1872–1918), страстотерпица, Императрица. Урожденная принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская (полное имя Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса). Супруга Императора Николая П. 8 (21) марта 1917 г. арестована по приказу Временного правительства в г. Царское Село Петроградской губ. вместе с другими членами Царской семьи. С 6 (19) августа 1917 г. под арестом в Тобольске. В ночь на 17 июля 1918 г. расстреляна в Екатеринбурге вместе со всей семьей. Причислена к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Алексей) Николаевич (1904–1918), страстотерпец, Наследник Цесаревич и Великий князь. Сын страстотерпцев Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны. Покровитель Православного Камчатского братства во Имя Всемилостивого Спаса. В ночь на 17 июля 1918г. расстрелян со всей семьей в г. Екатеринбурге. Причислен к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич; 1859–1919), архиепископ. С 1905 г. епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. Ректор КазДА. С 1912 г. епископ Саратовский и Царицынский; с 1914 г. архиепископ Владимирский и Суздальский. Весной 1917 г. по постановлению епархиального съезда духовенства и мирян уволен от управления Владимирской епархией. В 1917 г. возглавил движение украинских автокефалистов. С 1918 г. под запретом. Перед смертью принес покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

I раздел Настоящий вопрос имеет свою многовековую историю. Возникновение его восходит ко временам апостольским, когда в недрах самой церкви Христовой появились различного рода еретики и раскольники, отделившие себя от единства веры и духа. Таковы были еретики: Симон волхв, называвший себя богом и допускавший безнравственные действия, – Менандр, выдававший себя за высшее существо и говоривший, что крещение в его имя сообщает бессмертие, – Керинф, признававший Господа И. Христа обыкновенным человеком, – Николаиты, последователи одного из семи диаконов, считавшие тело произведением злого начала и проповедовавшие разврат, – Евиониты, строгие блюстители закона Моисеева и не признававшие божества И. Христа и др. Уже в посланиях свв. апостолов Петра и Павла встречаются указания на противохристианские и безнравственные начала, лежащие в основе учения всех этих еретиков и особенно выразительно говорит о них верующим св. апостол Иуда в послании, известном под его именем. Одновременно с появлением еретиков неизбежно возник вопрос и о способе принятия в церковь тех из них, которые с искренним раскаянием искали общения с ней. Пока отпадения от православной церкви ограничивались людьми, крайне заблуждавшимися, каковы, например, были симониане и николаиты, отрицавшие основные начала христианской веры и нравственности, вопрос о способе принятия еретиков не представлял серьезных затруднений. Каждый предстоятель церкви – епископ мог легко знать, как ему поступить при введении в ограду св. церкви таких лиц, которые от рождения своего были почти совсем чужды христианской веры. Таких людей обыкновенно принимали в церковь , как язычников, – чрез св. крещение. Совершенно иначе стало дело, когда среди отпадших начали появляться такие общества, которые мало чем отличались от православной церкви, ибо содержа одинаковую с ней веру, они имели у себя преемственную от свв. апостолов трехчинную иерархию и семь таинств, отделяясь от церкви лишь из-за некоторых обрядовых и дисциплинарных особенностей. Таковы были донатисты и новатиане. Что было делать с сими заблудшими, при обращении их с раскаянием к православной церкви? Оставлять ли в силе совершенные над ними вне церкви неповторяемые таинства: крещение, миропомазание и хиротонию, если из обращавшихся были священные лица или вновь совершать над ними названные таинства?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Ι. Введение. Вопрос. Во всякой ли религии можно спастись? Ответ. Нет, потому что есть одна религия, которая происходит от Бога – это религия христианская. Вопрос. Посему недостаточно ли для спасения только быть христианином? Ответ. Этого еще не достаточно: должно быть таким христианином, как заповедует Иисус Христос : должно принадлежать к Его Церкви ( Мф.7:21–23 ). Вопрос. Почему для спасения необходимо принадлежать к Церкви? Ответ. Церковь есть тело, глава которого Иисус Христос (Εф.1:23; Рим.12:5 ; 1Кор.10:17; 12:12–13, 27 ); Он же и Спаситель тела ( Еф.5:23, 26–27 ). Посему, чтобы иметь участие в спасении, необходимо быть членом сего тела Христова, т. е. Церкви. Вопрос. Не существует ли много церквей? Ответ. Многие христианские общества именуют себя церквями; но истинная Церковь есть только одна. «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф.4:5 ). «Одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:16 ). Чада Церкви должны быть едино, как едино суть Иисус Христос и Его Отец ( Ин.10:30 ). Мы многие должны составлять одно тело во Христе ( Рим.12:5 ). Бог не может противоречить Сам Себе; следовательно Откровение, которое Он дал людям, имеет только один смысл. Посему Церковь , которая в своем учении дает истинный смысл Откровения, есть единая истинная Церковь . Вопрос. Назовите эту Церковь ? Ответ. Эта Церковь есть Православная Церковь , в состав которой входят отдельные церкви: иерусалимская, антиохийская, александрийская, константинопольская и русская. Вопрос. Что такое штундизм? Ответ. Учение, отвергающее истины нашей веры, распространенное в нашем народе врагами Православной Церкви и нашего отечества. Вопрос. Что должно думать о последователях этого учения? Ответ. Они заблуждаются; и если они искренно желают спастись, то должны возвратиться в лоно истинной церкви, по словам апостола Павла: «все испытывайте, хорошего держитесь» ( 1Сол.5:21 ). Вопрос. Как мы должны относиться к ним? Ответ. Мы должны с любовью убеждать их чаще размышлять об учении Православной Церкви, припомнить, что некогда весь христианский мир составлял единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь , что их предки были членами этой Церкви, что к святой Православной Церкви принадлежали могущественные цари, величайшие мудрецы и святые мужи, подвиги и добродетели которых они сами признают.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

А.И. Белашов Духовное перерождение (митрополит Нестор (Анисимов) и иеромонах Кириак) Скачать epub pdf К 220-летию со дня рождения Святителя Иннокентия (Вениаминова) – епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, митрополита Московского. К 110-летию приезда на Камчатку иеромонаха Нестора (Анисимова) – достойного наследника святых дел Апостола Сибири и Америки Иннокентия (Вениаминова) .  Начало этой удивительной истории ведет нас в начало ХХ в. – в 1907 год. В Петропавловск-на-Камчатке, а потом в Гижигу 110 лет назад приехал молодой иеромонах Нестор (Анисимов) . Среди первых аборигенов Чукотки и Камчатки у него был крестник (о. Нестор называет его коряком и гижигинским камчадалом), которому миссионер дал имя Илия. Спустя полвека, уже митрополиту Нестору, Илия открыл  свой грех , совершенный им в момент Таинства Святого Крещения. Из письма  иеромонаха Кириака: «Когда Вы приехали к нам, разговору у нас инородцев было много о Вас. Особенно ненавидели Вас шаманы. И я, окаянный, захотел над Вами посмеяться – ради забавы принять от Вас крещение. Вы дали мне имя Илья. И это мое надругательство над Вами перевернулось взаправду. Что-то светлое осенило весь мой разум. Буквально я переродился духовно в несколько дней и мне так сильно захотелось быть таким же, как Вы». И по воле Божией Илия (Илья) стал таким же, как его воспреемник при крещении, иеромонах Нестор. Он прожил жизнь, похожую на жизнь Владыки Нестора. Илья со знакомым купцом в 1908 г. оказался в Благовещенске. Там рассказал, что крестился от о. Нестора и исповедался перед епископом Приамурским Владимиром в грехе кощунства и просил его постричь в монахи. Епископ Владимир отправил его в Казань учиться на миссионера. Определили его, как и послушника Николая Анисимова на монгольское отделение. В монахи постриг Илью с именем Кириак Преосвященный Алексий (Дородницын) – ректор Духовной академии.  Да, тот самый  архиерей, который рукоположил в 1907 г. иеродиакона Нестора в сан иеромонаха. В том же самом Казанском мужском Спасо-Преображенском монастыре. После окончания курсов о. Кириак был направлен миссионером к епископу Николаю (Касаткину) Японскому , будущему Святителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В то время, когда Лютер, удалившись в замок Вартбург (Wartbourg), занимался приведением в систему своего нового учения, семена которого незадолго пред этим были брошены им в католический мир, до него дошли неприятные вести, что некоторые из более ревностных и последовательных его учеников, воспользовавшись отсутствием своего учителя, в свою очередь стали выдавать себя за реформаторов церкви, развивая по-своему религиозные воззрения своего учителя. Так, они учили, что человек оправдывается единственно через искупительные заслуги Иисуса Христа, которые усвояются каждым отдельным христианином под условием веры в Спасителя. Один из самых ревностных учеников Лютера, знаменитый Николай Шторк, исходя из вышеприведённого принципа, пришёл правильным логическим путём к заключению, что крещение младенцев не освобождает их от первородного греха со всеми его последствиями, – так как в момент крещения они не способны были сознательно веровать в Иисуса Христа, – и что вследствие этого необходимо совершать крещение (βαπτζειν) над всеми взрослыми христианами, так как совершенное над ними в младенческом возрасте крещение не действительно 1 . Этот новый догмат и послужил причиною выделения из среды последователей Лютера секты баптистов 2 . Составляя в начале предмет богословского спора, новый догмат Н. Шторка скоро сделался предметом серьёзных богословских прений: о нем стали говорить с церковных кафедр, его разбирали в аудиториях университетов, он сделался предметом учёных трактатов выдающихся современных богословов. Все, кто с завистью смотрел на быстрые успехи Лютера, на его преобладающее влияние над общественными умами, – все, имевшие личные счёты с Лютером, предлог к которым он часто давал благодаря своей гордости и холодности в обращениях, сгруппировались теперь под знаменем Н. Шторка. Каждый день Лютер видел ряды своих сторонников более и более редеющими: Мюнцер, Карлштадт, Гавриил Дидим, Георгий Мор, Марк Цвихау, даже Меланхтон открыто перешли на сторону баптистов, увлекая своим примером население Виттемберга и ближайших к нему деревень.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Задача настоящего очерка заключается не в том, чтобы показать превосходство чудес Господа нашего Иисуса Христа над ложными чудесами или чудесами, производимыми силой диавола. Сам Иисус Христос очень ясно засвидетельствовал, что Его чудеса не имеют ничего общего с чудесами, производимыми силою Веельзевула, князя бесовского ( Мф.12:22–30 ) для того, чтобы наши слабые доказательства сделались в этом случае совершенно излишними. В самом деле, что может быть общего между обилием чудесных дел, совершенных Иисусом Христом, светлых, как лучи солнца, простых, как всемогущество, благодетельных, как любовь, угодных Богу, как фимиам чистой святой молитвы, с так называемыми ложными чудесами, творимыми силой диавола, нечистыми как по способу, так и по цели совершения их, противоречивыми, зловредными, и которые не превышают законов природы, вложенных в творения? Задача наша раскрыть божественное превосходство чудес Иисуса Христа над чудесами даже истинными, совершенными святыми мужами, по силе, данной им Богом. Божественный Промысл, пекущийся о спасении рода человеческого, никогда не оставлял людей без дара чудотворения ни прежде, ни после Иисуса Христа: в Ветхом Завете мы знаем великих чудотворцев: Моисея, Илию, Елисея; в Новом Завете мы видим бесчисленный сонм чудотворцев, которые, после апостола Петра и до нашего времени воскрешали мёртвых, возвращали зрение слепым, слух глухим, разрешали язык немых и укрепляли члены расслабленных. Сам Иисус Христос предсказал, что верующий в Него будет творить чудеса большие, чем Он: «истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит: потому что Я к Отцу Моему иду» ( Ин.14:12 ). Однако эти слова не должно понимать в том смысле, что чудеса святых мужей равны и даже превосходят Его божественные чудеса. Смысл приведённых слов тот, что все чудеса, совершенные св. мужами, как прежде, так и после Иисуса Христа, принадлежали Ему, потому что творились во имя Его: одни (в Ветхом Завете), чтобы приготовить людей к принятию Его, другие (в Новом Завете), чтобы устроить на земле Царство Божие – святую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Казанской епархии (см. ст. Казанская и Татарстанская епархия ) РПЦ, существовало в 1907-1911, 1920-1928 и 1930-1934 гг. Названо по г. Мамадыш (ныне в Республике Татарстан). Инициатором создания в Казанской епархии 3-го, миссионерского, М. в. и впосл. 1-м его епископом стал архим. Андрей (Ухтомский) , настоятель казанского в честь Преображения Господня мужского монастыря , наблюдатель Казанских миссионерских курсов. В мае 1907 г. обер-прокурор Синода П. П. Извольский вызвал архим. Андрея в С.-Петербург и поручил ему составить проект по улучшению миссионерского дела в Казанской епархии, где наблюдалось массовое отпадение крещеных татар в ислам и усиление мусульм. прозелитизма. Выход из создавшегося положения, по мнению архим. Андрея, изложенному в проекте, состоял в объединении всех просветительных учреждений и возложении ответственности за дело миссии на одно лицо. Он предложил назначить главу миссии председателем Гурия Казанского святителя братства и руководителем Казанских миссионерских курсов (вместо ректора Казанской Духовной Академии ), привлечь к делу миссии епархиальный училищный совет и учителей церковноприходских школ. Мысль об объединении миссии поддержал С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский) . 3 сент. 1907 г. имп. мч. Николай II Александрович утвердил доклад Синода об учреждении в Казанской епархии М. в. и о назначении на эту кафедру архим. Андрея. Новый викарий также был определен настоятелем казанского Спасо-Преображенского миссионерского мон-ря. 3 окт. 1907 г. в этой обители состоялось наречение архим. Андрея во епископа. 4 окт. в кафедральном Благовещенском соборе его архиерейскую хиротонию совершили Казанский архиеп. Димитрий (Самбикин) , приглашенные епископы Нижегородский Назарий (Кириллов) , Пензенский Митрофан (Симашкевич ; впосл. митрополит), бывш. Приамурский Иннокентий (Солодчин ; в указанное время управлял свияжским в честь Успения Пресвятой Богородицы мужским монастырем ), а также викарии Казанской епархии Чистопольский еп. Алексий (Дородницын ; впосл. архиепископ) и Чебоксарский еп. Михаил (Богданов) .

http://pravenc.ru/text/2561768.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010