1355. Ин. 14. 21, 24. 1356. Беседа 18, гл. 6. 1357. Беседа 16, гл. 7. 1358. Беседа 6, гл. 5. 1359. Беседа 27, гл. 19. 1360. То есть, правдами плотского мудрования или ветхого человека, отверженными Богом. Богу благоугодна одна евангельская правда. 1361. Беседа 4, гл. 6. 1362. Беседа 28, гл. 2. 1363. Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились (Пс. 148. 5). 1364. Увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1. 31). 1365. Приидет день Господень яко тать в нощи, воньже небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаеми разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят (Пет. 3. 10). 1366. Быт. 2. 5. 1367. Терния и волчцы произрастит… тебе (Быт. 3. 18). 1368. Быт. 2. 5–6. 1369. Быт. 1. 30. 1370. Проклята земля за тебя (Быт. 3. 17). 1371. Быт. 4. 4. 1372. Быт. 4. 8. 1373. Рим. 5. 12. 1374. 2 Пет. 3. 10; Откр. 6. 14. 1375. Мироздание описано в 1 и 2 главах Книги Бытия. 1376. Действие чувств в святых мужах, обновленных Святым Духом, гораздо обширнее, нежели у людей, пребывающих в области падения. Даже некоторые механические средства, каковы зрительные трубы, телескоп, микроскоп и другие, распространяют действие чувств и соделывают видимым то, что в обыкновенном состоянии нашем невидимо. 1377. Быт. 1. 14–15. 1378. Ин. 16. 12–13; 1 Кор. 2. 13–14. 1379. 1 Кор. 2. 16. 1380. 1 Кор. 7. 12; 2 Кор. 13. 3. 1381. 1 Кор 6. 17. 1382. Мф. 5 48. 1383. 2 Пет. 1. 4. 1384. Я сказал: вы боги (Пс. 81. 6). 1385. Быт. 2. 24; Мф. 19. 4–5. 1386. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1. 26). 1387. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2. 18). 1388. Быт. 2. 15; 3. 22–24. 1389. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1. 27). 1390. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2. 7).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

а) Григорий Богослов : “мы получили бытие, чтобы благоденствовать: и благоденствовали после того, как получили бытие; нам вверен был рай, чтобы насладиться; нам дана была заповедь, чтобы, сохранив ее, заслужить славу”; 1371 б) Григорий Нисский : “надлежало, чтобы человек, созданный для наслаждения божественными благами, имел в природе своей нечто родственное с тем, чем будет наслаждаться; потому он и наделен жизнью, и разумом, и мудростью, и всеми Богоподобными свойствами”; 1372 в) Иоанн Дамаскин : “как благой, Бог сотворил нас не для того, чтобы наказывать, но чтобы мы были причастниками его благости”. 1373 3 . Наконец, назначение человека по отношению ко всей окружающей его природе ясно определяется в словах самого Триипостасного Создателя: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверями, и скотами, и всей землей, и всеми гадами пресмыкающимися по земле ( Быт. 1:26 ). Как образ Божий, как сын и наследник в доме небесного Отца, человек поставлен как бы посредником между Творцом и земной тварью; в частности предназначен быть как бы ее пророком, чтобы словом и делом возвещать в ней волю Божию; первосвященником, чтобы возносить от лица всех земнородных жертву хвалы и благодарения Богу и низводить на землю небесные благословения; главой и царем, чтобы сосредоточивая в себе цели бытия всех видимых тварей, он мог соединять чрез себя все с Богом, и таким образом всю цепь земных творений содержать в стройном порядке и союзе. Святые Отцы и учители Церкви говорили об этом назначении человека – быть царем и владыкой окружающей его природы – весьма часто, особенно когда решали вопрос, почему человек создан последним. Вот, например, слова – а) святого Амвросия: “по достоинству человек явился последним, как цель природы, созданной для правды, чтобы быть провозвестником (arbiter) правды между прочими животными..., справедливо он явился последним, как венец всего творения, как причина мира, для которой создано все; 1374

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В учении о кончине мира православное догматическое богословие различает между благодатным царством Христовым, которое есть святая Церковь , именуемая так потому, что она есть собрание не святых, а освящаемых, нуждающихся для духовного возрастания в Божественной благодати, и Царством славы, которое откроется вместе с кончиной мира и в котором Господь будет вечно царствовать вместе с Отцом и Святым Духом 1370 . Мысль о взаимосвязи окончания благодатного царства Христова с Всеобщим судом и кончиной мира совершенно ясно выражена в словах ап. Павла (см.: 1Кор.15:22–26 ). Из этих слов следует, что Христос предаст Царство Богу и Отцу ( 1Кор.15:24 ), только тогда, когда последний враг истребится – смерть ( 1Кор.15:26 ). Враг же этот упразднится, когда, с одной стороны, все люди воскреснут и станут нетленными и бессмертными, а с другой – когда тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим.8:21 ). Священное Писание учит, что окончание царства благодати будет означать откровение Царства славы (см.: Мф.13:43 ; Лк.13:28–29 ; 2Пет.1:11 ; 2Тим.2:11, 4:18 ). Согласно с Божественным Откровением учили об этом и отцы Церкви 1371 . Таким образом, изречение Никео-Константинопольского Символа веры , согласно которому Царствию Христову «не будет конца», относится к Царству славы 1372 , о котором архангел Гавриил благовествовал Богоматери: Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца ( Лк.1:32–33 ). 2.7. Ложное учение хилиазм Хилиазм (от греч. χιλι ς – тысяча) – это учение о тысячелетнем царстве Христовом, сущность которого состоит в том, что прежде кончины мира Христос придет на землю, поразит антихриста, воскресит из мертвых только праведников и устроит на земле новое царство, в котором праведники в награду за свои страдания и подвиги будут царствовать вместе с Ним в течение 1000 лет. По прошествии этой исторической эпохи последует второе всеобщее воскресение мертвых и Всеобщий суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Зятя моего, нижегородского князя Бориса схватили и княжество у него отняли; напали на зятя моего, новосильского 3494 князя Ивана и на его княжество, схватили его мать и отняли мою дочь, и крестного целования не сложили. Против этого целования, отняли у меня до двадцати городов (эти города он исчисляет поименно). И мы, не стерпя того, снова напали на них, и если они не исправятся ко мне, то и теперь не буду терпеть их. По твоему благословению, митрополит и доныне благословляет их на пролитие крови. И при отцах наших не бывало таких митрополитов, каков сей митрополит! – благословляет Московитян на кровопролитие, и к нам не приходит, ни в Киев не наезжает. Иван Козельский, Иван Вяземский и нагубник Василий целовали ко мне крест и дали поручителей, наконец оставили жен и детей своих и убежали туда, и митрополит снял с них крестное целование. Митрополиту следовало благословить Московитян, чтобы помогали нам, потому что мы за них воюем с немцами. Мы зовем митрополита к себе, но он не идет: дай нам другого митрополита на Киев, Смоленск, Тверь, Малую Русь, Новосиль, Нижний Новгород». Все это он написал ко мне. Посему я послал к твоему святительству близкого своего человека Иоанна, мужа разумного, доброго, искусного и образованного, по всему – нашего, и пишу тебе, что нужно было бы тебе самому прийти сюда по всем этим делам. Но как это неудобно для тебя, то пошли своего доброго человека, от которого мы могли бы в точности узнать о всех делах, рассмотреть и увидать, как нам нужно поступить, чтобы не сделать чего-либо к твоему огорчению. Пусть будет все так, а не иначе. Благодать Божья да будет с твоим святительством. На подлиннике честной патриаршей рукой написано: месяца августа, индикта 9. 26. 1371 г. в сентябре. Его же грамота к митрополиту Алексию, с требованием явиться в Константинополь на суд, по жалобам тверского князя Михаила Из Acta Patriarchatus t. I, p. 585–586. Другая патриаршая грамота к тому же Преосвященный митрополит киевский и всея Руси пречестный, во Святом Духе, возлюбленный брат и сослужитель нашей мерности: благодать и мир от Бога да будет с твоим святительством.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Ложное чудо есть внешнее поразительное явление, производимое по попущению Бога диаволом через особую, ему самому доступную, комбинацию естественных сил с целью нанести этим вред человеку, но обращаемое Господом Богом к религиозно-нравственному его испытанию. Что такого рода чудеса могут совершаться диаволом и его бесами, в том нас уверяют многие свидетельства Священного Писания. Так, например, когда фарисеи в целях 1358 уничтожить 1359 впечатление на народ 1360 от чудес Христа Спасителя, обвиняли 1361 Его в том, что Он изгоняет бесов силой Веельзевула, князя бесовского, то Господь, не отрицая возможности со стороны диавола производить ложные чудеса, указывает фарисеям, что это по отношению к Нему 1362 неприложимо, ибо, параболически говоря, – всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит 1363 . Далее, Христос Спаситель прямо говорит, что »восстанут лжехристы и лжепророки и дадут 1364 великие знамения и чудеса« 1365 . Помимо этого св.апостол Павел пишет, что пришествие антихриста будет, «по действию сатаны, со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» 1366 . Из этих слов апостола ясно, что обозначаемые здесь признаки пришествия 1367 антихриста по своему разнообразному 1368 , необычному, сверхчеловеческому 1369 характеру имеют основную причину 1370 в диаволе. Уже поэтому 1371 они – ложные 1372 , исходящие от отца лжи 1373 , направляющиеся к расширению лжи 1374 как средство лжи 1375 и сами по себе ложные 1376 . И, наконец, возможность для диавола производить чудеса вытекает из тех мест посланий св.апостолов, где диавол и бесы представляются существами личными, т.е. имеющими разум и волю 1377 , и притом в более совершенном виде, чем даже человек. Диавол и его бесы, как бывшие ангелы, получили от Бога при сотворении их природу более совершенную, чем человек 1378 , а потому диавол и бесы сами могут комбинировать естественные силы природы в такой степени и форме, в каких не в состоянии сделать это человек.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

«Около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани (Мк.: Елои! Елои! ламма савахфани), т. е. Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ) 1366 . «Надлежало же быть сему, – заме­чает св. Епифаний Кипрский , – дабы на Нем исполнились Божественные Писания, провозвещенные о Нем Его собствен­ными пророками» 1367 , а именно «Господь исполнил» в этом случае то, «что пророчествовал Давид, изрекши на еврейском языке»; при этом «началом Он воспользовался так, как было преднаписано о Нем, изрекши прореченные о Нем слова: «Или, Или» на еврейском языке, (чтобы) показать, что ска­занное пророком сказано о Нем, а остальное в сказанном им (Давидом) переложил на иной язык, произнесши сле­дующие затем слова на сирском языке: лима савахфани, чтобы удостоить и другие языки послужить к исполнению сказанного о Нем» 1368 . «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбу­дется Писание, говорит: жажду! Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его» ( Ин.19:28–29 ; Мф.27:48 ; Мк.15:36 ; Лк.23:35 ). Предсказания об этом свв. Отцы Церкви находят у Псалмопевца, который в словах, от лица Христа сказанных, изображает как жажду Его на кресте, когда говорит: «изсше яко скудель крепость Моя, и язык Мой прильпе гортани Моему» ( Пс.21:16 ) 1369 , так и последую­щее за возгласом действие воинов, которые поднесли Ему уксуса, когда говорит: «в жажду Мою напоиша Мя оцта» ( Пс.68:22 ) 1370 . Таким образом, по замечанию св. Златоуста, «Спаситель претерпел страдания в те самые часы, которые провел Адам от вкушения (запрещенного плода) до суда (именно) от шестого до девятого, (ибо) в шестой час он вкусил и сокрылся от Бога, а вечером пришел к нему Бог» 1371 . Теперь то, – говорит св. Киприан Карф., – и «сдела­лось явно, что шестой и девятый часы, посвящавшиеся пра­ведниками (Даниилом и тремя отроками) молитве, заключали в себе (именно те) таинства, (что) в шестом часу Господь распят, а в девятом – Он Своею кровию омыл грехи наши и страданием Своим совершил победу» 1372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Потом возглашается 1369 : Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Священник Господь с вами. Отвечают: И с духом твоим. Чтение из пророчества Пророчества (например, пророка Исаии в день Рождества Христова) чтение 1370 . Священник Пророческое чтение да исполнит нас божественной благодатью, во имя † Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Следует само чтение (например, Рождества Христова (см. Ис. 9: 1–7 )) Стих из псалма 1371 (например, на литургии в день Рождества Христова): С Тобой начало, в день силы Твоей, во свете святых Твоих; из чрева прежде денницы Я родил Тебя ( Пс. 109, 3 ) 1372 . Священник Господь с вами. Отвечают: И с духом твоим. Чтение из посланий Апостола Павла Послания святого Апостола Павла (например, к Евреям в день Рождества Христова) чтение 1373 . Священник Апостольское чтение да будет нам наставлением ко спасению, во имя † Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Следует само чтение (например, к Евреям 1: 1–13 в день Рождества Христова) Потом аллилуиа со стихом Аллилуиа. Ныне в Вифлееме родился младенец, и свято и страшно имя Его (стих в день Рождества Христова) 1374 . Антифон перед Евангелием (например, в день Рождества Христова): Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. Аллилуиа, аллилуиа. Священник Господь с вами. Отвечают: С духом твоим. Чтение Евангелия Святого Евангелия (например, от Луки в день Рождества Христова) чтение 1375 . Священник Евангельскими словами да истребятся наши согрешения, во имя † Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Следует самое чтение (например, Лк. 2: 1–19 в день Рождества Христова) Священник Господь с вами. Отвечают: И с духом твоим. Потом возглашается 1376 : Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Священник Господь с вами. Отвечают: И с духом твоим. Антифон после Евангелия (например, на литургии в день Рождества Христова) Вот, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель мира; Он будет царствовать, и Царству Его не будет конца (см. Лк. 2: 10–11; 1, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поэтому, братья мои, нужно подвизаться и соблюдать себя чистыми от непристойной похоти, снедающей душу, от сребролюбия, потопляющего ум, и от нерадения, омрачающего око души, постоянно ожидая [Col. 1461] исхода из тела, чем и истребляются страсти, и укрепляется душа. Заключайте вход для страстей, избегайте мест падения, избегайте бесед и общения с женщинами. Ибо может ли не возгореться или, лучше, не воспламениться сердце, обмениваясь словами с девицею, с поющей или с какой бы то ни было женщиной? Может ли, если сказать богословски 1370 , спасти чужая того, кого погубила своя? И хотя бы [даже если] кто казался соблюдшим себя на деле, но сердцем не сохранится непрелюбодейным 1371 , по изречению Господа ( Мф.5:28 ). (745) Пусть же гонение будет не для погибели, а для спасения, и нет теперь такой нужды, которая заставляла бы обращаться с женщиной, как обстоятельства принудили славного между отцами Афанасия жить семь лет у девы или того или другого святого принимать услуги от женщины 1372 . Но теперь и города, и селения располагают свободой гостеприимства, так что не нужно общаться с женщинами. А ты, очевидно, не замечаешь, что исповедание и гонение ради Христа обращаешь против Христа, часто беседуя с женщинами, может быть, воспевая псалмы вместе с ними, а может быть, вместе и вкушая пищу или живя в одном доме, питаясь лицезрением сожительницы, а сам пагубно снедаясь ею? Бегайте, как от огня, мужчины от женщин и женщины от мужчин; если же нужно будет иметь общение, то столько, сколько требует нужда и польза, избегая и [при этом] ввести в соблазн других. Ибо для чего моей свободе, говорит апостол, быть судимой чужою совестью? ( 1Кор.10:29 ). И еще: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего ( 1Кор.8:13 ). Живите же несоблазнительно, сыны мои, и не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией ( 1Кор.10:32 ), как написано, помышляя и о неизвестности смерти. Уже отошел и брат Сила, и еще прежде него авва Феосост и брат Прокопий, и никто не останется [навсегда]. Блажен умеющий безукоризненно пройти здешнюю жизнь. Не забывайте молиться о нас, смиренных, чтобы нам спастись. 504. К консулу Димитрию (II, 148) 1373

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Скачать epub pdf 7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Слово это славянское, с греческого «Evangellismos» , что у греков означало одновременно «проповедь Евангелия, явление Архангела Гавриила, благую весть Марии Деве и праздник Благовещения» 1 . О явлении Ангела Марии говорится в первой главе Евангелия от Луки ( Лк.1:26–38 ). Я не буду пересказывать, лучше взять в руки Новый Завет и самим прочитать. Выделю только два момента. В ответ на слова ангела: «Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь имя Ему Иисус», Дева смущенно спрашивает: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел отвечает Ей: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» 2 . И тогда Она произносит удивительные слова: «Се, раба Господня, да будет Мне по глаголу Твоему». Наверное, вы уже сами заметили странное обстоятельство. Бог через Архангела Гавриила как бы испрашивает согласия Девы на рождение от Неё Сына Божия. Он как будто ждет свободного ответа на Свой призыв. Так оно и есть. Именно эта мысль больше всего занимает св. Николая Кавасилу (+1371) в его проповеди на Благовещение: «Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, Без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих Трех Лиц Святой Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле» 3 . Но Пресвятая Дева одна из людей, Она – потомок Адама и потому в Её лице как бы все человечество дает согласие на то, чтобы Слово стало плотию и обитало среди людей. Отцы Церкви любили говорить: «Если единая воля Бога создала человека, то спасти его она не может без содействия воли человеческой». В этом–то и смысл Её кроткого слова: «Се, раба Господня» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Так молился святой, лежа лицом к земле: от сильных ожогов он не мог стоять. После сего он начал воспевать: «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои» 1370 ( Пс.72:1–2 ). Видя сие, жена удивилась, как святой, ради спасения своего, сам подверг себя огненному пламени. И сама она вспомнила о своих согрешениях и воспрянула духом, как бы пробудившись от сна. Она сорвала свои одежды и все украшения, бросила их в огонь и, облекшись снова в бедное рубище, упала к ногам святого Мартиниана и со слезами начала говорить ему: – Прости меня окаянную и грешную, раб Божий; тебе, господин, известно, как сильны и многообразны козни и прелести диавола. Он и мне внушил мысль искусить тебя. Помолись за меня, святой отче, чтобы по твоим молитвам могла получить спасение и я – великая грешница. Знай же, отче, что я уже не возвращусь более в город, не войду в дом мой, не увижу моих родных и знакомых. Нет, я твердо решила оставить мои скверные дела, я буду лишь заботиться о спасении моей окаянной души. Знай и то, господин мой: во имя Господа нашего Иисуса Христа я буду вести с диаволом борьбу тем же самым способом, каким он внушил мне восстать на тебя. И надеюсь посрамить его: сей древний льстец, восставляя меня на тебя, восставил меня на себя самого. Он хотел через меня одолеть тебя, но с помощью Владыки нашего, Который призывает к покаянию и блудниц, он сам побежден будет мною. Сие сказала она, проливая слёзы. Блаженный же отвечал ей: – Господь мой и Бог да простит тебе, жена, грех твой. Иди с миром и позаботься, как ты говорила, о спасении души своей. Веди борьбу с страстями, налагая на себя покаяние, и так сможешь ты посрамить лукавого. В ответ на сие, она сказала блаженному: – Прошу и умоляю тебя, отче, наставь меня на путь спасения; скажи, как мне получить спасение? Он же отвечал: – Иди в Вифлеем, отыщи там святую деву, по имени Павлу 1371 , которая построила там святую церковь . Пришедши к ней, расскажи ей всё случившееся и спасайся у нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010