«Господь именно для того тебя священником и поставил» Как пример отца-священника показал путь молодому врачу − святые Алексий и Сергий Мечёвы 22 июня, 2018 Как пример отца-священника показал путь молодому врачу − святые Алексий и Сергий Мечёвы «Красавица моя милая, драгоценная женушка Нюшенька!» — писал отец. Сережа изумлялся: строгий батюшка пишет такие нежные письма! Сережа станет впоследствии отцом Сергием Мечёвым. Летом 1941 года его арестовали по обвинению в создании подпольных церквей, насаждении тайного монашества и активной борьбе с советской властью. По военному времени за такое полагался расстрел. Отец Сергий, одетый в штатское, шел в поликлинику. Белки глаз его были слегка красными: встал очень рано. Как и почти всегда в последние недели. Появилась возможность совершать литургию на одной квартире, в которой собиралось несколько верных человек. И теперь, причастив собравшихся, он шел на работу. Отцу Сергию нравились тайные службы. Они напоминали о первых учениках Христа. Было ощущение чистоты и подлинности — не тяготила вина, что когда-то пошел на компромисс с властью. Отец Сергий Мечёв, как и многие, не принял Декларацию митрополита Сергия. На литургиях, ими служимых, имя митрополита Сергия, а теперь заместителя Патриаршего Местоблюстителя, не упоминалось. «Непоминание» стоило отцу Сергию Мечёву четырех лет ссылки, пяти лет тюрьмы и лагеря, лесоповала на Севере. После освобождения отцу Сергию запрещено было проживать в Москве и Подмосковье, но он все же некоторое время прожил у духовных детей в Сходне. Работу фельдшера отец Сергий любил. Быть врачом он хотел с детства. Рыбинск, где теперь проживал отец Сергий, был небольшим провинциальным городком. Храмов в нем сохранилось немало, но действующих почти не было. В утреннем сумраке белели стены одной из закрытых церквей. Отец Сергий шел быстрым шагом. До поликлиники остался квартал. Вдруг навстречу отцу Сергию вышла женщина в знакомой белой беретке. Он узнал ее — одна из его московских прихожанок. Она шла, как будто его не видя, торопилась. Потом остановилась и посмотрела на часы. Затем подошла к нему:

http://pravmir.ru/gospod-imenno-dlya-tog...

Остолопова Ольга Александровна Родилась 13 ноября 1870 г. в дворянской семье. Окончила Пензенскую женскую гимназию. Духовная дочь о. Алексия и о. Сергия Мечёвых . До Октябрьской революции 1917 г. служила в земской управе, в нотариальной конторе и пр. После революции работала бухгалтером. Была арестована 28 октября 1929 г. вместе с о. Сергием Мечёвым . По приговору лишена была права проживания в крупных городах с прикреплением к определенному месту жительства сроком на 3 года («Дело группы «Духовные дети» о. Сергия Мечёва »). После оглашения приговора освобождена из-под стражи, лишена права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе и Северо-Кавказском крае. Она поселилась в г. Владимире. В последние голы жизни была духовно близка со святителем Афанасием (Сахаровым) , помогала ему в переписке его рукописей. Она познакомила с епископом Афанасием Е. В. Апушкину, перепечатавшую труд Владыки «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» и другие его работы. Скончалась в 1970 г. во Владимире. 1. 24 декабря 1954 г. 24/XII–54 г. Дорогой Владыка. Вы спрашиваете, где карабановский врач 186 Он теперь священником в Самарканде, Советская ул., д. 9. Он уже настоятель. Месяц тому назад от него мною получено 500 руб[лей] с просьбой переслать Вам. Эти деньги я отдала Вашей заботнице. Хочу написать Вам про Нину 187 . Горе ее большое, сейчас она понемногу приходит в себя. Вижу я ее почти каждый день. Но здоровье ее никуда не годится. Доктора находят у нее грудную жабу. Долго ее мучили разными комиссиями. На этих днях постановили: полная инвалидность – нетрудоспособна по 2-й группе. По этой группе она имеет право работать. Она решила пока продолжать работать, так как на пенсию 300 р[ублей] не проживешь. На службе обещают облегчить ей работу, только чтобы она не уходила. Работник она хороший, и ей дорожат. Летом Верочка кончает учение, и тогда они будут решать, как устроить свою жизнь. Она постоянно вспоминает и говорит о Вас с большой любовью. Федя 188 с Шурой 189 в Ташкенте, и мама 190 с ними. Живут они хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Алексием Мечёвым, который стал её духовным наставником и благословил её на подвиг иконописца. После смерти о. Алексия приход принял его сын о. Сергий Мечёв, впоследствии прославленный как священномученик. Большой любитель и знаток старинной иконы, он даже в тогдашних условиях находил возможность вести реставрационные работы в храме, приглашать для поновления икон квалифицированных мастеров-старообрядцев. Он познакомил Марию Николаевну с Владимиром Комаровским (1883-1937), специалистом по церковной монументальной живописи, и с Василием Кириковым, иконописцем и реставратором, у которого она стала учиться с середины 20-х годов. Светское художественное образование к этому времени у неё уже было; с дипломом художника-графика она получила работу в издательстве - кроме материального обеспечения, это было условием легального существования в СССР. Но делом жизни Марии Николаевны была иконопись. Пройдя школу академического рисунка и живописи, пользуясь уроками и советами знатоков древней иконы, она начала всерьёз учиться у средневековых мастеров. Она сделала множество рисунков и этюдов в цвете с древнерусских икон, фресок, прорисей – самых разных школ и эпох. Она не торопилась схватить лежащую на поверхности «экзотическую» сторону художественного языка иконы, на которую так падок обыватель и шарлатан. Реализм средневековой живописи открывался ей как реализм истинный, а не как некий перевёрнутый с ног на голову, вывороченный наизнанку академизм. Шаг за шагом освобождаясь от всякого намёка на поверхностную декоративность, вычурность, нарочитость, она вживалась в стилистику древнерусской иконы, или, более точно – в стиль московской школы XV – XVI вв. Вкусы заказчиков, требования рынка не оказывали давления на этот сложный и тонкий поиск: ни рынка, ни заказчиков практически не было. Были только две «контролирующие инстанции»: глубокое церковное понимание смысла иконы и предельная, бескомпромиссная честность профессионального художника, не желающего опускаться в своём искусстве до дешевого примитива, но призванного к бесконечному совершенствованию.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=1610

Всё, о чём говорили митрополит Вениамин (Федченков), священник Сергей Дурылин (сослуживший, между прочим, вместе с праведным Алексием Мечёвым), Оптинские старцы, архимандрит Иоанн Крестьянкин, шамординские монахини, профессор Алексей Ильич Осипов, — всё это побуждает нас к бдительности и духовной собранности. Не должно быть места отчаянию, но и расслабленности потакать тоже нельзя. А расслабленность стала сильна! Очень сильна во многих из нас. Поэтому надо помочь и поддержать друг друга. Такую поддержку могут оказать старые православные фильмы, запечатлевшие эпоху церковного возрождения, дарованного за кровь Новомучеников и Исповедников Российских. Старое православное кино назидает молодых благочестием, а свидетелей тех лет церковного возрожденияукрепляет, напоминая им путь, однажды избранный во дни первой любви к Богу, когда Тот коснулся их сердца. Воцерковившимся давно такое кино напоминает о том, как было, а воцерковившимся недавно подаёт пример. Тех, кто постарше, зовёт благодарить Бога за каждый прошедший день, тех же, кто помоложе, побуждает любить и чтить дни отцов. Почти все старые фильмы имели элемент умиротворяющей созерцательности или даже целиком состояли из неё. Это то качество, которого лишены современные фильмы, в которых акцент смещён на передачу информации, визуальные эффекты, качество картинки. Старые фильмы показывали своих героев и места как есть, были искренними, естественно вызывая молчание, а фильмы современные пробуют вызвать реакцию, в лучшем случае эксплуатировать чувства (выдавить фальшивую слезу), заодно нагрузив тонной информации. Тогда фильмы служили назидательным искусством, а теперь стали просто информировать, давать сведения или служитьпоиску инвесторов.К сожалению, искать и обнаруживать старые православные фильмы становится всё труднее из-за растущего потока информации. Здесь хотелось бы поделиться небольшим списком из десяти понравившихся документальных фильмов. Список не является исчерпывающим, и каждый читатель, безусловно, имеет свои любимые фильмы.Почему бы не посмотреть их ещё раз на выходных или в новогодние каникулы?

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/27/po...

Священномученик Петр родился в 1891 году в селе Барково Московской губернии в семье священника Василия Пушкинского. После окончания Перервинского духовного училища поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил одним из лучших в 1913 году. Вскоре был рукоположен в священника и назначен настоятелем церкви Илии пророка в городе Верее и законоучителем Верейской женской прогимназии. Когда началась Первая мировая война, в Верее был устроен лазарет, где отец Петр безвозмездно исполнял обязанности священника. После революции, несмотря на эпидемии черной оспы и тифа, продолжал ходить в лазарет, причащал больных и отпевал умерших. В годы Гражданской войны был призван в городское ополчение, но, несмотря на преследования, не отказался от исполнения церковных обязанностей. После вернулся служить в Ильинскую церковь и был возведен в сан протоиерея. В 1920-м году участвовал в диспуте между безбожниками и духовенством вместе с епископом Верейским Иларионом (Троицким). В 20-е годы в городе вспыхнула эпидемия скарлатины. Отец Петр и заведующий больницей Дмитрий Волков организовали борьбу с ней. Собрали деньги и привезли из Москвы необходимые лекарства. В годы гонений и террора отец Петр создал большой церковный хор, объединивший людей самых разных профессий. Спевки устраивались на квартире священника, что вызывало пристальное внимание милиции. Хотя самбатюшка, бедствуя, был вынужден подрабатывать шитьем обуви, цены на требы в церкви он не устанавливал и никогда не отказывал в помощи нуждающимся. Отец Петр поддерживал близкие отношения с протоиереем Алексием Мечёвым и с его сыном Сергием Мечёвым, которые приезжали в Верею на отдых. 31 июля 1937 года Петр Пушкинский был арестован и обвинен в связи с Сергием Мечёвым и участии вместе с ним в конрреволюционной деятельности. Последнее отец Петр категорически отверг, но ему был вынесен смертный приговор. 13 октября 1937 года священник Петр Пушкинский был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. Говорят, что… …а на самом деле //Фома. - – октябрь 2012. С.36-37. – (раздел « Вера »). Ответы на существующие суждения:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-114...

Благословение прав. Алексием Мечёвым мон. Иулиании на иконописание. Клеймо иконы «Прав. Алексий Мечёв, в житии». 2000 г. Иконописец И. Н. Ватагина (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, Москва) Благословение прав. Алексием Мечёвым мон. Иулиании на иконописание. Клеймо иконы «Прав. Алексий Мечёв, в житии». 2000 г. Иконописец И. Н. Ватагина (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, Москва) В 1970 г. И. тайно приняла монашеский постриг с именем в честь мц. Иулиании Птолемаидской. В 1971 г., ко дню интронизации Патриарха Московского и всея Руси Пимена, она написала копию в размер подлинника с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери (по разрешению икона копировалась в ГТГ). До 1980 г. все реставрационные работы в лавре осуществлялись при непосредственном участии И. В 1965-1967 гг. проводилась реставрация стенной живописи (1883?) в трапезной палате ц. прп. Сергия Радонежского. В 1970-1972 гг. под рук. Кирикова И. выполняла ответственную работу по укреплению икон древнего иконостаса Троицкого собора. В 1973-1974 гг. вместе с учениками она отреставрировала (укрепление, расчистка) иконы главного иконостаса (80-е гг. XVII в.) храма прп. Сергия. В 1969 г. И. организовала реставрационно-иконописную мастерскую в ЦАК МДА. В 1976 г. по благословению Патриарха Пимена в лавре была создана реставрационная мастерская во главе с И. И. была награждена орденами равноап. кн. Владимира 3-й степени (1964) и 2-й степени (1974), прп. Сергия Радонежского (1980). Ее иконы находятся во мн. мон-рях и храмах (напр., в ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке в Москве), у частных лиц; они отличаются особым узнаваемым стилем. И. писала плащаницы Спасителя и Божией Матери, иконы на митры и панагии, образы на пасхальные яйца. В 1970 г. игум. Марк (Лозинский) собрал 4 альбома фотографий работ И. (ЦАК МДА, иконописная школа МДА). У нее учились иконописцы и реставраторы схиеп. Алипий (Погребняк), мон. Митрофания (Емельянова), А. Е. и Н. Е. Алдошины, Ватагина, Е. М. и И. М. Волковы, Т. Я. Волкова, Л. С. Говядина, О. В. Маркевич, Е. А. Правдолюбова, Чуракова и др.

http://pravenc.ru/text/Иулиании ...

Родился в семье священника села Тропарево (ныне – район Москвы) Василия Смирнова. В 1898 году окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия. Был рукоположен во священники. До закрытия в 1929 году московской церкви Иоанна Предтечи на Малой Лубянке – ее настоятель, протоиерей. По месту этого служения маросейцы именовали его «отец Сергий Лубянский». Был духовником отца Сергия Мечёва и его матушки Евфросинии Николаевны. В 1929 году после ареста отца Сергия Мечёва стал настоятелем храма Святителя Николая в Клённиках. К этому времени он уже очень плохо видел, заботы о храме взяли на себя отец Борис Холчев и староста Сергей Алексеевич Никитин. Вмести с ними он и был арестован в 1931 году. Ирина Сергеевна Мечёва записала такой рассказ владыки Стефана о пребывании их в Бутырской тюрьме. Отец Сергий вернулся в камеру с допроса крайне возмущенным: «Заставляли подписывать протокол, а сами слово „Бог” написали с маленькой буквы!» Протоиерей Сергий Смирнов был приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей, срок отбывал в Вишлаге. О даль нейшей его судьбе пока известно только то, что из заключения он вернулся. Скончался 29 апреля 1945 года, похоронен на Введенском (Немецком) кладбище. Иеромонах Савва (Борисов; 1865–1937) В миру – Сергей Евстратович Борисов. Родился в крестьянской семье в деревне Толстиково Тверской губернии. Занимался хлебопашеством. Был женат, имел семерых детей. После смерти жены решил стать монахом. Прошел курс послушнической школы и в 1906 году принял постриг с именем Савва в Москве на подворье Саввино-Сторожевского монастыря. Здесь же в 1910-х годах был рукоположен во иеромонахи. Арестован в 1919 году по делу «О вскрытии мощей преп [сдобного] Саввы Сторожевского», приговорен к 10 годам тюрьмы. По амнистии срок ему сократили, а затем по ходатайству Красного Креста и вовсе досрочно освободили. Так как монастырь был уже закрыт, в 1921 году старец Алексий Мечёв принял иеромонаха Савву в своей церкви на Маросейке. Здесь отец Савва прослужил до 1929 года, когда был арестован вместе со священником Сергием Мечёвым . После ссылки поселился в Малоярославце. Вновь арестован 11 ноября 1937 года и через два дня расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Иеромонах Савва (Чиркин; 1881–?)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Вслушаемся только в перечень тем, поглощавших их внимание: духовная история отечества; исторический путь вселенского Православия; богословие отцов и учителей Церкви и литургическая жизнь, соответствующая богословию отцов. Да ведь важнее названных тем ничего нет! И, кроме того, в двухсотлетний период от Петра до Ленина богословская мысль в России эти темы творчески не изучала, довольствуясь готовыми учебными пособиями протестантов и католиков. Поэтому к «русским парижанам» первой волны эмиграции, к этим людям, видевшим наяву парижские мостовые, а во сне — белые берёзы на фоне синего неба, нужно относиться и с вниманием, и с уважением. Любить не заставишь, но нельзя ни отмахиваться, ни мимо проходить. Одна историческая деталь В 1922 году, когда, по словам Троцкого, «расстрелять не за что, а терпеть невозможно», советская власть выслала из страны не угодных ей гуманитариев. В их числе находились отец Сергий Булгаков, Карсавин, Лосский, Франк, Бердяев, то есть именно те, кто нас интересует, — будущие «парижские» богословы и философы. Один из них, Николай Бердяев, перед высылкой пошёл проститься с отцом Алексеем Мечёвым, прихожанином храма которого являлся. Бердяев вовсе не был кристальным выразителем православной философии. В своём творчестве он ярок, неожидан, глубок. Но он открыт для критики, далёк от непогрешимости и часто критики достоин. В то же время, отец Алексий свят и ещё при жизни всенародно любим. Отношение московского батюшки, этого «второго Иоанна Кронштадского», к известному и изгоняемому философу может служить неким эталоном отношения ко всему означенному явлению. Так вот, Бердяев вспоминал, что старец встал ему навстречу «весь в белом», «как бы пронизанный лучами света». Тогда как философ смущался в ожидании отъезда и был встревожен, праведный священник сказал ему: «Вы должны ехать. Ваше слово должен услышать Запад». Что ж, остаётся пока добавить только одно. На Западе кто хотел, тот услышал русскую религиозную мысль в изгнании. Эту мысль теперь нужно услышать и пропустить через горнило изучения на родине, на Востоке. Тем более что ради родины эта мысль звучала и одновременной любовью к истине и к родине она приводилась в движение.

http://pravmir.ru/puti-parizhskogo-bogos...

Внутри оштукатурена, снаружи оштукатурена и выкрашена желтой краской, покрыта листовым железом. Глава на настоящей обита английской жестью, крест деревянный, обит такой же жестью, на приделах главы обиты железом и кресты железом. Колокольня каменная покрыта железом, шпиль обит английской жестью, крест деревянный, обит такой же жестью " . После нашествия неприятеля освящена 17 февраля 1813 г., а придел Алексия митрополита 18 февраля 1813 г. В Алексино служил о. Стефан Васильевский, отец Михаила Васильевского, одного из старейших священников Московской епархии, настоятеля Покровской церкви, благочинного 3-го округа Рузского уезда. О. Михаил умер 16 января 1909 г., через десять дней после своего 80-летия. Заупокойные службы совершал сын покойного, священник Аркадий Михайлович Васильевский, настоятель церкви с. Наро-Фоминского, в сослужении со священником с. Кожино о. Михаилом Архангельским, настоятелем церкви Святителя Николая в Кленниках (Москва) Алексием Мечёвым, с. Абрамово В. Соколовым, с. Клементьево А. Сахаровым, с. Новое Карцево Д. Васильевским, Можайского собора Д. Лебедевым и другими. О. Михаил поступил к церкви с. Алексино в 1854 г. на место о. Стефана Васильевского, прослужившего здесь 35 лет. В течение 55 лет о. Михаил исполнял свои пастырские обязанности и, положив в молодые годы все силы на заботы о храме, оставил его в таком состоянии, что он не последнее место занял бы и в столице. За ревностное служение и за преподавание Закона Божия в школах почивший получил все награды, доступные для сельского священника. Похоронен у алтаря церкви рядом с отцом. С 1925 года в Покровской церкви служил иерей Константин Некрасов, причисленный на последнем Соборе к лику новомучеников Российских. До своего ареста в 1923 г. отец Константин служил настоятелем Никольского собора г. Можайска, организовал там же Общество трезвости, постоянно вел работу среди крестьян, делая все возможное для исцеления их от пагубной страсти винопития, неустанно открывая людям духовные сокровища Церкви питающие душу " живою водою " ...

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_хра...

Вся Москва наша и вся наша Россия церковная знала святителя Тихона как необыкновенно доброго, милостивого, щедролюбивого святителя. Наш святитель Тихон, Патриарх Российский, был милосерд, незлобив, кроток, любвеобилен, носил имя великого Задонского чудотворца Тихона. В течение восьми лет управления им Церковью Русской какие были страшные гонения на него! Это и частые вызовы на Лубянку; это и появление обновленцев в лице Введенского, Красницкого, Антонина, которые при помощи тех властей занимали лучшие храмы в Москве, и даже нашего святителя Тихона хотели лишить не только Патриаршества, но и монашества. В день служения Святейшего Тихона было посвящение на Шадринскую кафедру епископа Стефана — впоследствии мученика, он был сослан и погиб в лагере . Святитель Тихон ему сказал: “Счастлив ты, что посвящен в этой святой обители”». Святой праведный Алексий (Мечёв). Чудо на погребении В круг духовного общения Вани Сарычева входили и чада известных подвижников, московских пастырей. Вот какую историю узнал он от них о пророчестве батюшки протоиерея Алексия Мечёва . «Но вот было чудо с отцом Алексием Мечёвым , похоронен он ныне на Лазаревском кладбище, которое опять же хотят ликвидировать… Так, вот перед своею смертью отец Алексий говорит родным: “При моем погребении будут петь Пасху!” Подумали все тогда, что батюшка заговариваться стал. И вот когда останки упокоенного великого старца Алексия Мечёва стали переносить для захоронения на Немецкое кладбище, в это же самое время Святейший Патриарх был освобожден из тюрьмы. При выходе к Тихону обратились встречавшие его: “Вам надо, Ваше Святейшество, встретить на последнем пути останки отца Алексия”. Он вроде бы сначала задумался, поразмышлял и принял решение. В самом деле, тысячи человек следовали за телом отца Алексия. И в это время к ним неожиданно подъезжает Святейший Тихон. Народ увидел его и двинулся к Святейшему. Владыку Тихона на радостях подхватили на руки и начали качать. И кто-то запел Пасху, которую подхватила толпа. Как не приуныть после такого изменникам Церкви, духовным предателям? А вот таким поступком русский народ пошел на защиту христианства, на прославление главного тогда спасителя Церкви Святейшего Патриарха Тихона». Кончина Патриарха Тихона

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010