Москва — Москва — Москва. Сквозь древнюю столицу, в которой летом 12-го года государь пережил незабываемое единение со страной, как сквозь магический кристалл, прошли лучи всех трех его маршрутов; их юго-западные векторы сходятся в ее восточной точке. И с этим троекратным посещением связаны символически значимые события, без которых не понять внутренний и внешний смысл александровского странничества 1816–1818 годов. Во время первого приезда, в день своего тезоименитства, Aлekcahдp I Павлович соблаговолил принять купца Верещагина-старшего, чей сын растерзан был толпой в 12-м году, — и пожаловал безутешному отцу перстень и 12 тысяч рублей в придачу. В тот же самый день он объявил о назначении опального Сперанского пензенским гражданским губернатором. Между несчастным купчиной и сиятельным поповичем пролегала пропасть; соответственно, разным был отклик на царские милости. «Искупительная» встреча с отцом Верещагина тронула сердца столичных дам — и только; известие же о Сперанском произвело «почти такое же волнение в умах, как и бегство Наполеона с острова Эльбы» (напишет генерал Сипягин великому князю Константину Павловичу). Тем не менее соседство «малого» и «великого» не было случайным; царь знал, что делал. Прежде всего он как бы готовил страну к новой версии падения Сперанского — той, что в 12-м году «опробовал» на Голицыне: не я его казнил, а его у меня отняли. Как Верещагин-младший пал жертвой разъяренной толпы патриотов, так государственный секретарь империи пал жертвой слепой стихии народного гнева; стихии, с коей «царям не совладеть». И теперь, по прошествии лет, не важно, была ли их жертва безвинна; куда важнее, что малый и великий, почти одновременно пострадав от безличной воли истории, личной волей царя в один и тот же день примирились с Россией. Что стояло, что таилось за этим великодушным — подчеркнуто великодушным! — жестом забвения (кто старое помянет…)? Жажда самооправдания? поиск алиби перед судом истории? Конечно — но не только. Царь снова сочетал холодную прагматику с непритворным сердечным порывом. Изысканно, щегольски обращая неприятную реальность 12-го года в легенду, выгодную для себя, он одновременно сам освобождался от вяжущей власти прошлого, искупал его в преддверии возможных перемен. Как мог, как умел. Недаром сразу после московского «примирения» он — впервые! — решится на многочасовую исповедь слепому старцу Киево-Печерской лавры Вассиану, очищая душу от коросты давних грехов.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/4/

Н.Ю. Бубнов. Собрание рукописей В.Г. Дружинина в Библиотеке Академии наук Собрание старообрядческих рукописей В.Г. Дружинина в БАН, насчитывающее 1112 единиц хранения, является в своем роде уникальным. Прежде всего, это собрание ученого, профессионально занимавшимся историей старообрядчества. В этом плане собранию почти нет равных. Собирание рукописей и составление коллекции не было для Василия Григорьевича Дружинина самоцелью, рукописи были необходимы ученому для его научных исследований. Интерес к истории старообрядческого движения появился у будущего ученого уже во время обучения его в гимназии, где он, судя по всему, познакомился с главными работами по этой теме и публикациями старообрядческих сочинений, начавшими появляться в печати в царствование Александра II: книгами Александра Бровковича (1861), Д.С. Кожанчикова (1862), М. Тихонравова (1861–1863), Н.И. Субботина (1875–1895) и др. В это время выходят в свет и первые научные описания собраний, содержащих старообрядческие рукописи: Ф.А. Толстого, В.М. Ундольского, А.И. Хлудова, П.Д. Богданова, А.С. Уварова и др. Можно предполагать, что еще в гимназии Дружинин познакомился с книгами А.П. Мельникова (Печерского) «В лесах» (1871–1874 гг.) и «На горах» (1875–1881 гг.). В период учебы в Санкт-Петербургском университете интерес Василия Григорьевича к истории старообрядческого движения уже вполне определился и увенчался его магистерской диссертацией «Раскол на Дону», изданной в 1889 году. Одним из первых соотечественников В.Г. Дружинин осознал роль и значение старообрядчества в отечественной истории как религиозного и общественного течения, продолжившего культурную традицию Древней Руси. Вместе с тем, он особо оценил и значение Выго-Лексинской старообрядческой пустыни, в стенах которой была предпринята попытка создания микрокосмоса – нового общественного устройства мирового уровня. Выголексинские старцы, за полтора столетия существования Выговского «суземка» в максимальной изоляции от враждебного «никонианского» мира, сумели практически из ничего, не считая унаследованной ими некоей древнерусской «духовной субстанции», создать уникальную гармоничную культуру высочайшего уровня.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

„В мае 1801 года, незадолго пред тем воцарившийся император Александр I лично присутствовал в святейшем синоде. В этом заседании, между прочим, обсуждался вопрос о перепечатывании для старообрядцев и единоверцев до-никоновских книг. Александр Павлович повелел: „Типографии в посаде Клинцовском быть по-прежнему, с тем, чтобы напечатание оных книг производилось с ведома и дозволения святейшаго синода, и для того назначить синоду с своей стороны способных надзирателей и поднести о сем доклад». Вследствие сего повеления святейший синод 2-го июня представлял государю, что „относительно печатания, сходных с старопечатанными книгами, книг в типографии, в Клинцовском посаде состоящей, или где оная будет с дозволения правительства устроена, сообразно его императорскаго величества воле, синод не оставит с своей стороны сделать в свое время нужных о сем распоряжений». Синодский доклад был утвержден, и святейший синод, через сенат, потребовал в 1801 году уведомления: „означенная в Клинцовском посаде типография находится ли в Клинцах, и производится ли в ней книгопечатание, или оная где-либо уже в другом месте устроена; под чьим смотрением и распоряжением, как прежде состояла, так и теперь состоит? Также о количестве станков и других для печатания принадлежностей, инструментов и литер и какия в той типографии печатались книги? Дабы святейший синод, получив сведения, которых он еще не имеет, мог приступить к учинению о сем сообразно его императорскаго величества повелению нужных распоряжений, где таковые старообрядцы пожелают иметь типографию». Черниговское губернское правление 5-го августа 1801 года подробно донесло синоду и сенату. Затем 18-го марта 1802 г. святейший синод указом предписал черниговскому губернскому правлению: „Доставить сведение, не было ли донесения правления 5-го августа 1801 г., а паче по силе именного высочайшаго, состоявшагося 9-го февраля 1802 года, указа  подавано в оное правление просьбы от кого из старообрядцев о возобновлении в Клинцовском посаде помянутой типографии, и та типография под смотрением ли и ныне черниговскаго городничаго находится, или отдана в чье-либо другое смотрение, и не имеет ли в виду сие правление, после означеннаго его рапорта, новых по сему предмету обстоятельств, могущих открыться в течение времени.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Также в первый день работы фестиваля «Вера и слово» прошла встреча с известным публицистом и политологом, первым заместителем председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипковым . День завершился двумя знаковыми мероприятиями:  телемостом с директором Департамента информации и печати МИД РФ Марией Захаровой и встречей с пресс-секретарем Патриарха Московского и всея Руси священником Александром Волковым. 30 октября состоялось центральное событие форума — встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками фестиваля, перед началом которой Предстоятель Русской Православной Церкви в сопровождении наместника Успенской Киево-Печерской лавры митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла посетил фотовыставку «Крестный путь Лавры». Открывая встречу, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со вступительным словом , а затем ответил на их вопросы. Среди тем, затронутых Святейшим Патриархом — работа православных журналистов в условиях информационных войн , церковные события на Украине и взаимоотношения с Константинопольским Патриархатом, проблемы  ведения блогов  священнослужителями и т.д. Встреча транслировалась в прямом эфире на телеканале «Союз» . В тот же день делегаты фестиваля посетили офисы ведущих медиа площадок: редакции газеты «Известия», телеканала «Спас», офисы IT-koмnahuu «Ашманов и партнеры» и интернет-компании Mail.ru Group. День завершился встречей с генеральным директором ТК «Спас» Борисом Корчевниковым. 31 октября состоялись следующие мероприятия фестиваля: встреча с секретарем по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей протоиереем Игорем Якимчуком и главным редактором журнала «Фома в Украине» протодиаконом Александром Карпенко, посвященная обсуждению ситуации на Украине; мастер-класс генерального директора SMM-arehmcmba GreenPR Дамира Халилова по социальным медиа; круглый стол администраторов православных сообществ; мастер-класс Евгения Стрельчика по печатным СМИ; круглый стол священников-видеоблогеров; мастер-класс священника Игоря Палкина по фотографии; мастер-класс Мирослава Драло по социальной сети «Одноклассники»; мастер-класс Галины Градосельской по социальной сети «ВКонтакте»; мастер-класс Алены Азоевой «Механизмы и инструменты социальной рекламы: перспективы использования в церковной работе»; мастер-класс Юлии Покровской «Откуда берутся фейки и как с ними бороться?»; мастер-класс Ксении Кадыровой по социальной сети Facebook; круглый стол по региональному радиовещанию с участием директора радио «Вера» Романа Торгашина.

http://patriarchia.ru/db/text/5295477.ht...

Православный символ Санкт-Петербурга " ; семинар " Неоязычество в России: генезис и развитие феномена в конце XX – начале XXI вв. " . Также в первый день работы фестиваля " Вера и слово " прошла встреча с известным публицистом и политологом, первым заместителем председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипковым. День завершился двумя знаковыми мероприятиями: телемостом с директором Департамента информации и печати МИД РФ Марией Захаровой и встречей с пресс-секретарем Патриарха Московского и всея Руси священником Александром Волковым. 30 октября состоялось центральное событие форума – встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками фестиваля, перед началом которой Предстоятель Русской Православной Церкви в сопровождении наместника Успенской Киево-Печерской лавры митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла посетил фотовыставку " Крестный путь Лавры " . Открывая встречу, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со вступительным словом, а затем ответил на их вопросы. Среди тем, затронутых Святейшим Патриархом – работа православных журналистов в условиях информационных войн, церковные события на Украине и взаимоотношения с Константинопольским Патриархатом, проблемы ведения блогов священнослужителями и т.д. Встреча транслировалась в прямом эфире на телеканале " Союз " . В тот же день делегаты фестиваля посетили офисы ведущих медиа площадок: редакции газеты " Известия " , телеканала " Спас " , офисы IT-koмnahuu " Ашманов и партнеры " и интернет-компании Mail.ru Group. День завершился встречей с генеральным директором ТК " Спас " Борисом Корчевниковым. 31 октября состоялись следующие мероприятия фестиваля: встреча с секретарем по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей протоиереем Игорем Якимчуком и главным редактором журнала " Фома в Украине " протодиаконом Александром Карпенко, посвященная обсуждению ситуации на Украине; мастер-класс генерального директора SMM-arehmcmba GreenPR Дамира Халилова по социальным медиа; круглый стол администраторов православных сообществ; мастер-класс Евгения Стрельчика по печатным СМИ; круглый стол священников-видеоблогеров; мастер-класс священника Игоря Палкина по фотографии; мастер-класс Мирослава Драло по социальной сети " Одноклассники " ; мастер-класс Галины Градосельской по социальной сети " ВКонтакте " ; мастер-класс Алены Азоевой " Механизмы и инструменты социальной рекламы: перспективы использования в церковной работе " ; мастер-класс Юлии Покровской " Откуда берутся фейки и как с ними бороться? " ; мастер-класс Ксении Кадыровой по социальной сети Facebook; круглый стол по региональному радиовещанию с участием директора радио " Вера " Романа Торгашина.

http://religare.ru/2_116553.html

«Собибор»: люди и монстры – фильм Хабенского о знаменитом побеге из концлагеря 3 мая картина вышла в прокат – рецензия с премьерного показа и пресс-конференции 5 мая, 2018 3 мая картина вышла в прокат – рецензия с премьерного показа и пресс-конференции Почему с первых показов уходили зрители и кого сыграл Кристофер Ламберт – 3 мая стартовал прокат фильма Хабенского «Собибор», истории побега заключенных из нацистского концлагеря. Константин Хабенский неожиданно для многих и в первую очередь для себя оказался в роли режиссера и сыграл главную роль – военнопленного, офицера, организатора восстания Александра Печерского. Мировая премьера военной драмы «Собибор» успешно прошла в Варшаве 23 апреля 2018 года. Место было выбрано принципиально, хоть и рискованно: Россия на данный момент не участвует в создании международного мемориала, который строится на месте лагеря «Собибор». Должна была, но ее демонстративно исключили из списка стран-участниц. За два года существования Собибора в нем погибло около 250 тысяч человек, но после организованного Александром Печерским массового побега лагерь перестал существовать, а все его архивы были уничтожены. «Собибор» — состоялся. Об этом говорит, в первую очередь, реакция зрителей — на премьерных показах в Варшаве и Москве, на первом российском показе, который прошел 24 апреля в родном городе Александра Печерского, Ростове-на-Дону. Из зала на московском пресс-показе уходили только по одной причине — фильм действительно тяжелый, смотреть его нелегко, несмотря на то, что авторы сознательно делали акцент на человеческих отношениях, а не на зверствах, которые творились в лагере смерти.   «Прочитав сценарий, я увидел, что мой герой — не человек, он монстр» На вопрос о сложности и деликатности темы Константин Хабенский ответил на пресс-конференции перед московским пресс-показом: «Любая тема, если она касается людей — деликатна. Все остальное — это кумачовые вещи и широкие мазки. Мне кажется, что фильмы на подобную тему должны, как минимум, не оставлять зрителя равнодушным. Это очень важно. Нельзя подобные фильмы рассказывать менторским тоном. Нельзя с холодным носом читать лекции о страдании людей. Надо максимально включаться самому, притягивать коллег, чтобы подключить к этому волнению и зрительный зал».

http://pravmir.ru/sobibor-lyudi-i-monstr...

Поступил я потом в Свято-Тихоновский, но спустя год пошел в армию. Отслужив там, восстановился в университете, но вскоре все-таки перевелся в семинарию. – Я же тебе сразу про семинарию говорил, – помню, напомнил мне тогда владыка Алексий, он действительно всё про нас знал всегда заранее: как всё должно быть. Диакон Александр Шевченко. Служение      Стал я учиться в семинарии. Я был уже женат. Иногда и экзамены переносил из сессию в сессию. Потом, году в 2004-м, владыка вызвал меня к себе: – Саша, тебе надо определяться с рукоположением, – говорит. При мне позвонил отцу Владимиру Дивакову, секретарю Патриарха по городу Москве: – У меня вот есть ставленник Александр, – и стал уточнять на счет прохождения епархиального совета перед рукоположением: что там потребуется. Включил громкую связь. Отец Владимир всё объяснил. Владыка у меня еще переспросил, положив уже трубку: – Ну, ты сможешь? А там как раз речь о том шла, что я, считай, с детства знал, прислуживая по крайней мере с подросткового возраста в алтаре. Но при том, что у меня перед глазами был пример владыки Алексия… Я не чувствовал себя достойным к рукоположению. Являть собой образ Христа… Кто я такой? Владыка сказал подумать. Я тогда как раз уходил в отпуск. Владыка больше благословлял паломничать, – так я в свое время по его благословению в Киево-Печерскую лавру ездил, в Почаев. Это то, что нас, конечно, духовно укрепляет. Но я тогда так и не решился. Потом мы с владыкой возвращались к этому разговору, когда у меня уже было двое-трое детей. – Ну, чего ты, Саш? – поинтересуется владыка. Я ему честно отвечал: какой высотой мне видится священнослужение, а я кто? Однажды он мне сказал: – Может быть, так и правильно относиться. Как написано в Апостоле про диакона, что это должен быть «хорошо управляющий детьми и домом своим» (1 Тим. 3, 12). То есть этому сначала как следует научиться надо, и уже так, на примере, воспитывать паству. Набирайся, мол, опыта. Сейчас у меня шестеро детей. Я принял диаконский сан. Дети по благословению

http://pravoslavie.ru/133954.html

Уповая, что Всевышний осенит юную Чету небесным Своим покровом, поручаю Себя и Детей моих вашим Пастырским молитвам. Пребываю к вам навсегда неизменно благосклонною. «АЛЕКСАНДРА». В С.-Петербурге 19-го Января 1856 г. Преосв. Антоний в особенности восхищался и умилялся теми отношениями покойного Владыки Филарета, каких удостаивался последний не только в письмах, но и в личных отношениях к нему Их Императорских Величеств – в Бозе почивших Государя Императора АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА и Императрицы МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ в бытность Их в Киеве в 1857 г. Такие чувствования тем более были живо присущи душе преосв. Антония, что он и сам имел тогда счастье впервые лично сделаться известным Их Величествам даже и в том отношении, что он родной племянник высокопр. Филарета. Высокопр. Филарет (Киевский), по старости и слабости здоровья, не мог быть на коронации в Августе 1856 г. Но как, между тем, Государыня Императрица МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, во всю бытность Цесаревною, – с 1840 г., ни разу не посещала Киева, то Влад. Филарет в простоте чувства, говаривал: «вот пора бы и умереть... но нет не хочу и не умру, доколе не узрю в нашем Русском Иерусалиме Государыню МАРИЮ АЛЕКСАНДРОВНУ...» В этом смысле он писал Государю Императору, выражая приглашение посетить Киев. И вот, в ответном Всемилостивейшем письме Государя Императора АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА, посланном из Москвы от 21-го Августа 1856 г. Митрополиту Филарету, читаем, между прочим, следующие слова: «В самом непродолжительном времени (разумеется здесь – после Коронации) – вместе с Любезнейшею Супругою Моею Императрицею МАРИЕЮ АЛЕКСАНДРОВНОЮ, Я надеюсь посетить древний Богоспасаемый Киев – этот наш Иерусалим Русской земли, поклониться св. Угодникам Печерским и лично принять ваше Архипастырское благословение. «Да продлит Господь Бог ещё надолго тихий вечер благочестивой, назидательной и многополезной Отечеству жизни вашей». Надобно было видеть, – говорил преосв. Антоний, – Владыку в те самые минуты, когда он читал и ещё снова перечитывал про себя это письмо Государя Императора... Я сначала было помыслил: «нет ли чего-либо в роде несчастия… так как у Владыки заструились слезы, как у дитяти... Потом вдруг просиявши, как дитя, необычайною улыбкою радости и перекрестившись молитвенно перед св. иконами, он восторженно сказал: «ну, а что? не правду ли я сказал, что не умру ни за что… пока не узрю Царских Помазанников здесь в Киеве... На ко прочитай мне ещё вслух… я, право же и глазам не верю в такой моей радости»... После прочтения мною, он присовокупил: «Ну хоть и не в самом непродолжительном времени Они пожалуют, – потому что скоро осень да и неизвестно ещё, какова будет погода, а я теперь ещё скажу, что и год прожду и не умру»...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Вятский архитектор и краевед А.Г. Тинский первым предположил, что дом сей мог предназначаться для самого государя. Действительно, Александр Павлович за несколько лет до начала секретной переписки о покупке домика неоднократно высказывал желание устраниться от управления империей. В сентябре 1816 года в Киеве он неожиданно за обедом произнес: «Когда кто-нибудь имеет честь находиться во главе такого государства, как наше, он должен в момент опасности первым становиться лицом к лицу с нею. Он должен оставаться на своем месте лишь до тех пор, пока его физические силы будут позволять ему это После этого – он должен удалиться Что касается меня, то в настоящее время я прекрасно чувствую себя, но, через десять или пятнадцать лет, когда мне будет пятьдесят, тогда...» 25  Примечательно, что накануне государь в Киево-Печерской лавре долго беседовал со старцем Вассианом. Как знать, может, в этих словах – отзвук благословения старца на какой-то особый путь, который был предначертан всемогущему правителю. Летом 1819 года в разговоре с братом Николаем Павловичем и его супругой Александрой Федоровной он вдруг обратился к ним с такими словами: «Что касается меня, то я решил отказаться от лежащих на мне обязанностей и удалиться от мира». 26 Какой-то план уже созрел в голове государя... Не был ли вятский домик лишь одним из промежуточных этапов в намеченном государем пути? Напомним о некоторых дальнейших событиях: в октябре 1820 года произошло восстание в Семеновском гвардейском полку, усугубившее тревогу императора. Ведь Семеновский полк был его любимым и, казалось бы, самым надежным. В мае 1821 года генерал-адъютант Васильчиков сообщил Александру I о готовящемся против него заговоре. Рассказывают, что царь бросил в камин список с именами наиболее активных заговорщиков, ибо и сам в молодости разделял их взгляды. «Не мне их карать», - заключил он. 27 «Император, преследуемый призраком тайного общества, - сообщал в своих воспоминаниях Якушкин, - все более и более становился недоверчивым». Возможно, в такой обстановке Александр I принял какое-то особое решение. Так или иначе, но уже к первым числам июня 1821 года относится начало переписки о приобретении домика в Вятской губернии.

http://e-vestnik.ru/history/aleksandr_bl...

«Прямо из дорожной повозки, довольно перезябнувший, явился я в Александро-Невскую Лавру к вечерней поре. Узнав по расспросам о месте помещений для чередовых архимандритов, я с уверенностью рассчитывал, что там всё было, что нужно, готово и удобно. Оказалось же, что комнаты не топлены были с самого времени выбытия моего предместника. В понятной досаде и, не имея возможности где-нибудь ни отогреться, ни переодеться, я обратился прямо к о. Наместнику. Последний, сначала видимо сконфуженный или как бы озадаченный тем, что я подьявился прямо к нему, хотя успокаивал меня, пригласивши даже ночевать у него и сделавши немедленное же распоряжение на счёт приготовления квартиры, – но мне от этого мало было легче... Пробыв у него и весь другой день, когда между тем, мой багаж бы перенесён совсем в назначенные для меня комнаты, я и сам, поблагодарив о. Наместника, отправился туда же. Но каково было удивление, когда в комнатах, не говоря уже о сырости, оставался ещё наполовину не уходившийся дым; а явившийся тут же истопник преспокойно рассуждал, что это не впервые, и что скоро нельзя будет и вовсе топить печи, так как их хотели было перекладывать ещё в прошлое лето, да видно, забыли или раздумали. Тут-то я уже и не выдержал, вскипел, приказал пригласить эконома и проч. … Оказалось же, что от последнего, равно как и от истопника самого пошли толки далее... а до меня через моих послушников дошли слухи в роде таких: … «видно-де сразу, что приехал племянник митрополичий, да только забыл он, что здесь для него не Киево-печерская Лавра». Я спохватился, и чуть было не поздно, чтобы уладить всё по возможности. Благо, что о. Наместник, отлично знавший и глубоко почитавший владыку Филарета, своим личным вниманием и участием ко мне, выручил меня из неловких обстоятельств. Впрочем, продолжал он, нет худа без добра. Не имея возможности оставаться в своей квартире и приняв даже на себя часть расходов и давши приплаты самым рабочим для ускорения работ, я имел неожиданное и преприятнейшее утешение поместиться на все время работ – почти на целый месяц, – в комнатах бывшего тогда Инспектора Академии A. Макария (бывшего высокопр. Митр. Московского). Не без утешения я переместился впоследствии и в свою квартиру, которая в отделке вышла такою, что завидовали другие, и после моей чреды она считалась на долгое время лучшею по удобству; – за это некоторые из ближайших преемников чередовых даже меня благодарили в письмах».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010