Чтением святого Евангелия, сей час нами слышанным, святая Церковь приглашает нас теперь к празднованию живоносного воскресения Христова, – вместе с собором апостольским. В глубокое утро сего дня мы предначали празднество вместе с Мироносицами. Потом разделили мы радость двух учеников Христовых, познавших Воскресшего, – в преломлении хлеба. Теперь можем быть соучастниками радости и торжествующего лика апостольского. С умножением радующихся возрастает радость. В собрании другов Христовых яснее и полнее раскрывается самый предмет радости. Приникнем же мысленно в священную храмину, где собрались ныне св. Апостолы, и посмотрим, что там совершилось. Несколькими часами ранее мы нашли бы там только плачущихся и рыдающих ( Мк. 16:10 ). После того, как страх рассеял учеников Христовых из сада Гефсиманского и они оставили своего Учителя и Господа, их оставили мир и радость, которые в Нем только они могли иметь. Его влачили из одного судилища в другое; после одного поругания подвергали другому, еще более позорному; от одного мучения переходили к другому, еще более тяжкому. Позор и мучения достигли наконец высшей степени и слились в одно – в смерти на кресте. Все это терзало душу учеников Божественного Страдальца, питавших к Нему самую искреннюю любовь. Прибавьте к сему, что все сии события совершились вопреки их ожиданиям, сколько Господь ни предварял их о страданиях и смерти, ожидающих Его в Иерусалиме. Менее чем за неделю до страдания, накануне входа во Иерусалим, когда Господь говорил: «...се восходим во Иерусалим, и скончаются вся писанная Пророки, о Сыне человечесте: предадят бо Его языком, и поругаются Ему, и укорят Его, и оплюют Его, и бивше убиют Его, ученики, как замечает Евангелист, ничесоже от сих разумеша, и бе глагол сей сокровен от них, и не разумеваху глаголемых» ( Лк. 18:31–34 ). Напротив того, чем ближе подходили к Иерусалиму, тем сильнее становилось общее ожидание: вот скоро откроется славное царство Мессии ( Лк. 19:11 )! И вдруг рушились эти сладкие надежды и своим падением затмили утешительное и верное ожидание, которое внушал Господь ученикам, – ожидание Его воскресения. Будущее ничего не предвещало им лучшаго; они остались яко овцы, неимущие Пастыря. Понятно, в какое смущение и печаль повергла учеников смерть их Божественного Учителя!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Эфир программы " Архипастырь " на телеканале " Союз " . Серафим Вырицкий, чудотворец марта 2016 - Сегодня мы поговорим о преподобном чудотворце Серафиме Вырицком. Кто же такой преподобный и почему он так почитаем на Северо-Западе нашей страны, в частности, в Санкт-Петербургской митрополии? - Думаю, жителям Санкт-Петербурга и его окрестностей, безусловно, известно имя преподобного Серафима Вырицкого. В этом году празднуется 150-летие со дня рождения святого. Надеюсь, много паломников посетят места памяти, связанные с этим великим подвижником. Я, наверное, не смогу пересказать все его житие. Дело в том, что святой Серафим Вырицкий является практически нашим современником. Жил он на рубеже XIX - XX веков в тяжелые для нашего государства времена. Сегодня многие из нас знают о преподобном Серафиме Вырицком не только понаслышке, но и после посещения святых мест. Мы знаем, что он происходил из семьи предпринимателей, вел купеческое дело и всю жизнь мечтал принять иноческий постриг. По благословению старца Варнавы из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры он в тяжелое для нашей страны время осуществил эту мечту. Для нас, пожалуй, более важно, что, находясь в миру (также по благословению), он являлся истинно православным человеком, умело сочетал ведение коммерческого дела с пользой для ближних и Отечества. Житие преподобного Серафима Вырицкого написано историком, публицистом Санкт-Петербургской митрополии Валерием Павловичем Филимоновым ко дню канонизации святого. Это пространное произведение поведает нам о его жизни начиная от рождения и заканчивая его духовными наставлениями. - В этом году мы празднуем 150-летие со дня рождения преподобного Серафима Вырицкого. Расскажите, как будут проходить торжества по этому поводу. - Торжества будут проходить в трех епархиях, начиная с той, где родился преподобный Серафим (это Рыбинская епархия, входящая в состав Ярославской митрополии). Мальчиком святой уехал оттуда и трудился в Гостином Дворе в Санкт-Петербурге, - соответственно, празднует и Санкт-Петербургская митрополия. После преподобный Серафим стал насельником Александро-Невской лавры и после принятия монашества и схимы переехал по болезни в Вырицу (по определению Священного Синода и благословению Святейшего Патриарха с 2013 года это Гатчинская епархия, входящая в состав Санкт-Петербургской митрополии). Две тысячи шестнадцатый год объявлен для этих епархий годом 150-летия со дня рождения преподобного Серафима Вырицкого.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Скачать epub pdf Исповедь VI. молитва и занятие ею. по беседам старца-затворника Гефсиманского скита иеросхимонаха Александра (1810 – 1878) 1. Дисциплина молитвенного делания По слову Господа: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Мк. 14, 38 ) и Апостол говорит: «Непрестанно молитесь» ( 1Сол. 5, 17 ). Из этих слов Писания усматривай себе правило. Господи, Боже наш, мы виноваты пред Тобой тем, что в словах Писания не усматриваем себе правила. Прости нас и научи непрестанно молиться. Желая тебе спасения, как и самому себе, зачем мне возлагать на тебя бремя, которое ты не в силах понести? Ты несешь теперь один пуд, возложи на тебя два пуда, ты бросишь оба. Разве ты не знаешь, что когда объезжают молодую лошадь, то сначала кладут на нее немного тяжести, а когда она втянется в работу, тогда возлагают много? Знает хозяин лошади, что она привыкла к труду. Так и в духовной жизни поступают. Смущаться этим не надо. Скажу тебе главное: храни ум твой в смирении и самоукорении. Господи, Спасителю наш, многие из нас желают себе келейного правила и просят его себе у духовных отцов или старцев. Но во время молитвы мы теряем главное – это хранение нашего ума в смирении и самоукорении. Прости нас, Господи, за слабое желание смирять и укорять себя. Еще скажу тебе, брате мой, что пользы будет, если дать тебе правило, установить для тебя известное количество поклонов и облечь прочими формами? А ум у тебя будет занят только тем, как бы исполнить и когда исполнить удобнее, и ты будешь, как работник, ожидать награды от своего хозяина за работу и не будешь замечать, как ум твой будет кичиться этим и осуждать других. Не лучше ли всегда считать себя должником перед Господом Богом и воссылать сердечные ко Господу молитвы, чтобы Он умилосердился на нашу нищету. Я, брате мой, не желаю тебя иметь под законом, но под благодатью. Какая польза возложить на тебя тяжкое бремя, которое может навести на тебя смущение, а враг этим пользуется, чтобы повредить тебе, потому что он всегда вкладывает в нас мысли будто бы добрые и тем незаметно вовлекает нас во зло: ведь он живет восьмую тысячу лет – знает он как с нами управиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Протопресвитер Александр Шмеман Протопресвитер Александр Шмеман: Чем побеждает христианство (+АУДИО) У Толстого есть где-то описание, да такое пронзительное, пасхальной ночи и девочек в беленьких платьях, из которых они очень скоро вырастают. Вот так, может быть, и мы выросли из своих детских мечтаний, стали трезвыми, рассудочными реалистами. Нас не проведешь уже ни прекраснодушием, ни доверием, ни любовью. И даже если кто и верит в Бога, то это странный Бог – бессильный в мipe, отданном диаволу. Протопресвитер Александр Шмеман Протопресвитер Александр Шмеман: Восхождение в духовный Иерусалим (+Аудио) Если мы, христиане, верим в Пасху как в победу Воскресения, то почему не позволено нам войти в эту пасхальную радость, не погрузившись сначала во тьму и печаль Страстной недели, не пройдя день за днем, час за часом Крестного пути, по которому прошел и каждый год снова проходит Христос, – от предательства ученика и одиночества в Гефсиманском саду, через страдания на кресте, до нисхождения в смертную тьму? Протопресвитер Александр Шмеман: Чем побеждает христианство (+АУДИО) У Толстого есть где-то описание, да такое пронзительное, пасхальной ночи и девочек в беленьких платьях, из которых они очень скоро вырастают. Вот так, может быть, и мы выросли из своих детских мечтаний, стали трезвыми, рассудочными реалистами. Нас не проведешь уже ни прекраснодушием, ни доверием, ни любовью. И даже если кто и верит в Бога, то это странный Бог – бессильный в мipe, отданном диаволу. Протопресвитер Александр Шмеман Протопресвитер Александр Шмеман: Восхождение в духовный Иерусалим (+Аудио) Если мы, христиане, верим в Пасху как в победу Воскресения, то почему не позволено нам войти в эту пасхальную радость, не погрузившись сначала во тьму и печаль Страстной недели, не пройдя день за днем, час за часом Крестного пути, по которому прошел и каждый год снова проходит Христос, – от предательства ученика и одиночества в Гефсиманском саду, через страдания на кресте, до нисхождения в смертную тьму? Протопресвитер Александр Шмеман

http://pravmir.ru/category/audio-mp3/pro...

(Стрыгин, в монашестве Агапит; 1810 г., г. Козельск Калужской губ.- 9.02.1878, Гефсиманский скит), иеросхим., затворник. Родители А. Г., из казаков, были благочестивыми людьми, мечтавшими, чтобы их сын стал монахом. Семья была небогатой, и юноше пришлось работать в питейном заведении, к-рое содержал его дядя, где, как вспоминал впосл. А. Г., он «пустился во вся злая». Затем последовала служба поверенным, женитьба, рождение сына. Спустя 4 года А. Г. овдовел, после чего жил в миру еще 2 года, затем окончательно решил уйти в мон-рь. В 1838 г. был принят в число братии Оптиной пуст. под руководство старца иеросхим. Льва (Наголкина), удержавшего его от намерения юродствовать. В течение 3 лет А. Г. нес послушание на кухне, затем был произведен в пономари. В 1843 г. перешел в Черноостровский мон-рь свт. Николая в г. Малоярославце Калужской губ., где прожил более 5 лет и был пострижен в монашество с именем Агапит. В 1849 г. Агапит, видя нерасположение к нему братии мон-ря, подал прошение о переходе в харьковский архиерейский дом, куда и был принят. Там он был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха и назначен экономом. Эта должность оказалась слишком суетной для Агапита, стремившегося к уединенной жизни. Через 2 года он подал прошение об отпуске на богомолье и отправился в недавно созданный близ ТСЛ Гефсиманский скит , куда и поступил вскоре вместе со своим отцом по благословению митр. Московского свт. Филарета (Дроздова). Там Агапит построил на свои средства келью на пчельнике, по примеру затворника Задонского Георгия (Машурина), чтобы проводить жизнь в подвиге безмолвия. Митр. Филарет не сразу благословил Агапита вступить в совершенное безмолвие, и нек-рое время он продолжал священнослужение. В 1858 г. вместе с неск. старцами он переселился в глубь леса, за 5 верст от скита, где они построили часовню и кельи. Через нек-рое время на деньги благотворителя, московского купца Королева, там была выстроена ц. во имя Св. Духа Параклита с приделом во имя св. Иоанна Крестителя. В день Введения во храм Пресв. Богородицы в Успенской ц. Гефсиманского скита Агапит принял постриг в схиму с именем Александр. В 1861 г. по просьбе наместника ТСЛ архим. Антония , своего духовного отца, А. Г. переселился обратно в скит для духовного окормления молодых насельников.

http://pravenc.ru/text/64346.html

Церковь Все рубрики Протопресвитер Александр Шмеман Протопресвитер Александр Шмеман: Восхождение в духовный Иерусалим (+Аудио) Если мы, христиане, верим в Пасху как в победу Воскресения, то почему не позволено нам войти в эту пасхальную радость, не погрузившись сначала во тьму и печаль Страстной недели, не пройдя день за днем, час за часом Крестного пути, по которому прошел и каждый год снова проходит Христос, – от предательства ученика и одиночества в Гефсиманском саду, через страдания на кресте, до нисхождения в смертную тьму? Ольга Шульчева-Джарман Мария Египетская. Рыба, вытащенная из воды Но её уже никто не берёт, чешуя ее тускнеет, глаза белеют и становятся совершенно мертвенными, и на них появляется белёсый ободок из морской соли. «Да она у вас совсем тухлая!» - брезгливо скажет питерская дама узбекской торговке. «Нет, погоди пожалуйста, не тухлый, какой тухлый, свежий хороший кор-юшка, да!» - заведёт та свой надгробный плач над напрасно вытащенными из воды и понемногу тлеющими под лучами весеннего солнца рыбешками. Напрасно. Город насытился корюшкой и отверг её. Протопресвитер Александр Шмеман: Восхождение в духовный Иерусалим (+Аудио) Если мы, христиане, верим в Пасху как в победу Воскресения, то почему не позволено нам войти в эту пасхальную радость, не погрузившись сначала во тьму и печаль Страстной недели, не пройдя день за днем, час за часом Крестного пути, по которому прошел и каждый год снова проходит Христос, – от предательства ученика и одиночества в Гефсиманском саду, через страдания на кресте, до нисхождения в смертную тьму? Протопресвитер Александр Шмеман Мария Египетская. Рыба, вытащенная из воды Но её уже никто не берёт, чешуя ее тускнеет, глаза белеют и становятся совершенно мертвенными, и на них появляется белёсый ободок из морской соли. «Да она у вас совсем тухлая!» - брезгливо скажет питерская дама узбекской торговке. «Нет, погоди пожалуйста, не тухлый, какой тухлый, свежий хороший кор-юшка, да!» - заведёт та свой надгробный плач над напрасно вытащенными из воды и понемногу тлеющими под лучами весеннего солнца рыбешками. Напрасно. Город насытился корюшкой и отверг её. Ольга Шульчева-Джарман

http://pravmir.ru/category/cerkov/doroga...

Картины и иконы Ильи Репина Ко дню рождения Репина — подборка произведений художника, как знаменитых, так и малоизвестных 5 августа, 2021 Ко дню рождения Репина — подборка произведений художника, как знаменитых, так и малоизвестных 24 июля августа] 1844 года в Чугуеве родился великий русский живописец Илья Репин. В этот день мы предлагаем вниманию своих читателей подборку произведений художника – как знаменитых, так и малоизвестных. Моление о чаше. Начало 1860-х Отыди от меня, Сатано. 1860-е Голгофа. 1869 Преподобные Антоний, Макарий и Феодосий Иов и его друзья. 1869 Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима. 1870. Воскрешение дочери Иаира. 1870 Воскрешение дочери Иаира (1). 1871 Воскрешение дочери Иаира (2). 1871 Воскрешение дочери Иаира (3). 1871 Протодиакон. 1877 Крестный ход. 1877 Монахиня. 1878 Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона. 1878 Богомолки-странницы. 1878 Паломник. 1880 Паломник Этюд с иконой Спас. 1880-е Выход патриарха Гермогена. 1881 Крестный ход в Курской губернии. 1880-1883 Христос. 1884 Иуда. 1885 Отказ от исповеди (Перед исповедью). 1879-1885 Отказ от исповеди. Начало 1880-х Взятие Христа стражею. 1886 Монахиня. 1887 Христос и Никодим. 1887 Инок Филарет в заточении в Антониево-Сийском монастыре. 1888 Предательство в Гефсиманском саду. 1888 Христос в Гефсиманском саду. Конец 1880-х Николай Чудотворец из Миры в Ликии избавляет от смерти трёх невинно осуждённых. 1888-89 Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных. 1890 Пророк. Около 1890 Рождество Христово. 1890 Иди за мною, Сатано! 1891 Проповедь Кунцевича в Белоруссии. 1893 Благословение детей. 1890-е Иди за мной, Сатано Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны. 1894 Христос с чашей. 1894 Кузьма Минин. 1894 Портрет императора Николая II. 1895. Портрет императора Николая II. 1895 Портрет императора Николая II. 1896 Иди за мною, Сатано. 1895 Искушение Христа. 1896 Богоматерь с младенцем. 1896 Если все, то не я. . . 1896 Николай Гоголь и отец Матвей. 1902

http://pravmir.ru/kartiny-i-ikony-ili-re...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед зрителем представлен сюжет из Евангелия от Матфея.Иисус взывает к Петру и спящим ученикам: « Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.» Трижды возвращался Он с просьбой к заснувшим ученикам, молясь в Гефсиманском саду. Описание На представленной мозаике совмещено две сцены: Моление в Гефсиманском саду и обращение к ученикам. Сцена моления показана в верхнем левом углу. Спаситель изображен на фоне горного пейзажа, склонившимся в молитвенном коленопреклонении перед кустом терна, символизирующего будущее страдание и поругание Христа. Чуть ниже, в расселине скалы мы видим дремлющих учеников, которые лежат в разных позах. Художник мастерски передает их лица с сомкнутыми очами: кто-то прислонился к камню, кто-то уронил голову на колени, кто-то сидит, подперев голову рукой. Один лишь Петр бодрствует, внимая словам Иисуса. Волнообразное движение фигур апостолов, беспорядочное движение их сонных тел, беспокойные складки одежд – все это создает эмоциональное воздействие на зрителя, подчеркивающая весь драматизм происходящего события. Безмятежна и спокойна только природа: остроконечный кипарис, погруженный в сон, молодые дубки на пригорке, цветок крестоцвета, напоминающий о крестных страданиях Иисуса Христа. Сон учеников и бодрствование их Учителя составляет контраст, на котором построено повествование.   История Кафедральный собор Святого Марка в Венеции – уникальный пример византийской архитектуры в Западной Европе. Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей. Собор, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов. Сам собор является точной копией собора Двенадцати Апостолов в Константинополе. Мощи святого Марка венецианские купцы Буоно и Рустико привезли из занятой мусульманами Александрии в 828 году в надежде спасти их от поругания. В том же году началось и строительство храма. В 1063  году при доже Доменико Контарини строится современная базилика. В 1071 году начинается украшение мозаиками: сначала украшают апсиду храма, затем в течении 200 лет – остальное пространство храма. В 1280 г. были закончены мозаики нартекса.

http://azbyka.ru/art/iisus-vzyvaet-k-pet...

Святых преподобномучениц великую княгиню Елисавету и инокиню Варвару молитвенно почтили в Гефсимании, где почивают мощи святых 20 июля, 2012. Новостная служба По окончании Литургии иеромонах Антоний от лица начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме поздравил настоятельницу Гефсиманской обители игумению Елисавету с днем тезоименитства 20 июля. ПРАВМИР. В день памяти святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары в обители святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, где почивают мощи этих святых,  было совершено праздничное богослужение. Всенощное бдение и Божественную литургию возглавил духовник обители иеромонах Макарий (Бутин).  От Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в Литургии участвовал секретарь Миссии иеромонах Антоний (Гутник). За литургией молились настоятельница Горненского монастыря игумения Георгия с сестрами, настоятельница Спасо-Вознесенского Елеонского монастыря игумения Моисея с сестрами, сестры милосердия Иерусалимского Свято-Елисаветинского сестричества при Александровском подворье, прихожане обители и паломники. По окончании Литургии иеромонах Антоний от лица начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме поздравил настоятельницу Гефсиманской обители игумению Елисавету с днем тезоименитства, сообщает сайт миссии . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/svyatyx-prepodobnomuch...

Сергиев Посад. Черниговский скит. Собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери. Черниговский собор, Гефсиманский собор Автор: Архиповы Маргарита и Владимир Снято: 24 февраля 2013 Добавлено: 4 марта 2013 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты    Идея воздвижения над Пещерами ныне существующего в ските каменного храма в честь Черниговской иконы Пресвятой Богородицы принадлежит игумену Даниилу и была осуществлена по проекту, представленному архитектором Николаем Владимировичем Султановым (1850 - 1908 гг.). В деле принимали участие сам игумен Даниил, ризничий Троице-Сергивой Лавры архимандрит Афанасий, помощник лаврского эконома иеромонах Геннадий, заведующий пещерной обителью иеромонах Нектарий, а также многочисленная скитская и пещерная братия. Храм планировался просторным, в стиле русской архитектуры второй половины XVII века.    Гефсиманский скит не имел средств на строительство столь роскошного храма и, поэтому, пришлось обратиться к благотворителям. Не остались равнодушными и откликнулись на просьбу потомственный почетный гражданин Сергей Павлович Патрикеев, купец Михаил Васильевич Моргунов, княгиня Елена Петровна Черкасская, крестьянин Владимирской губернии Даниил Васильевич Киселев и многие другие...     28-го сентября 1886-го года, над Пещерами состоялась торжественная закладка будущего храма, которую совершал митрополит Московский Иннокентий (Руднев, 1826 - 1900 гг.).     Вскоре храм был отстроен. Его украшали два придела: во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, сооруженный на средства княгини Черкасской и освященный в 1889-м году митрополитом Иоанникием, и во имя Пророка Божия Илии, построенный благодаря вкладам купца И.В. Патрикеева и освященный в 1890-м году. Кроме того, иждевением той же княгиги Черкасской, был устроен пещерный храм во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских, где она,впоследствии, и была погребена.     Наконец, 26-го августа 1893-го года, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, был освящен главный придел скитского храма - в честь Черниговской иконы Пресвятой Богородицы. Чин освящения совершал епископ Дмитровский Александр (Светлаков), управлявший в те годы Московской епархией.     Храм получился весьма красивым, и не только снаружи, но и внутри. Он оказался довольно вместительным, светлым, с роскошным металлическим иконостасом, выполненным на средства купчихи А.И. Осиповой; везде прекрасная настенная живопись в стиле XVI века - труд иконописца Н.М. Сафонова; пол выложен мозаикой с узором. По богатству украшений, своей красоте и художественному уровню отделки Черниговский храм принадлежал к числу самых знаменитых храмов России.

http://sobory.ru/article/?object=14750

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010