Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕФСИМАНСКИЙ ВО ИМЯ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ МОНАСТЫРЬ Церковь св. равноап. Марии Магдалины. 1888 г. Архит. Д. И. Гримм Церковь св. равноап. Марии Магдалины. 1888 г. Архит. Д. И. Гримм жен., действующий, расположенный на рус. участке на склоне Елеонской горы, являющемся частью исторического Гефсиманского сада. Приобретение этого участка и строительство храма во имя равноап. Марии Магдалины является результатом паломничества в Св. землю (21-31 мая 1881) сыновей имп. Александра II, вел. князей Сергея и Павла Александровичей, и их двоюродного брата вел. кн. Константина Константиновича (впосл. президент Академии наук). Поездка была приурочена к годовщине со дня кончины имп. Марии Александровны (22 мая 1880), супруги имп. Александра II, к-рая хотя и не смогла по состоянию здоровья осуществить мечту о паломничестве в Иерусалим, но всегда оставалась покровительницей и благодетельницей рус. учреждений в Палестине. Приезд в Иерусалим вел. князей имел огромное значение для развития русско-иерусалимских духовных связей. Идею почтить память матери-императрицы постройкой храма-памятника во имя ее небесной покровительницы равноап. Марии Магдалины подал вел. князьям начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (РДМ) архим. Антонин (Капустин) . Показывая им 21 мая святыни Елеона, он указал в качестве наиболее удачного места для постройки верхнюю часть Гефсиманского сада. Церковь св. равноап. Марии Магдалины. Интерьер Церковь св. равноап. Марии Магдалины. Интерьер Осенью 1882 г. после долгих согласований участок площадью 10,1 тыс. кв. м был приобретен на имя генерального консула в Иерусалиме В. Ф. Кожевникова и переведен в 1896 г. на имя российского правительства (нота МИД Турции о разрешении рус. консульству купить Гефсиманский участок: АВП РИ. Ф. Посольство в К-поле. Д. 3351. Л. 19-22; окончательный владельческий документ, сенед-тугралы, 1895 г.: АВП РИ, Ф. СПб. Главархив I-7. Оп. 6. Д. 1. Л. 21). 2 окт. 1884 г. рескриптом на имя архим. Антонина вел. кн. Сергей Александрович просит его принять на себя руководство постройкой церкви (Россия в Св. Земле. Т. 1. С. 411).

http://pravenc.ru/text/164927.html

Московская область (святыни) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Московская область СЕРГИЕВ ПОСАД. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: преп. Сергий, Никон, Михей, Дионисий и Антоний Радонежские, Максим Грек, свт. Серапион Новгородский, Иоасаф и Иннокентий Московские, Макарий Алтайский , Исаия Ростовский (глава), муч. Архидиакон Стефан (десница); «Сергиевская-Смоленская» и «Черниговская» иконы Божией Матери, икона свт. Николая. Гефсиманский (Черниговский) скит: преп. Варнава Гефсиманский . ХОТЬКОВО. Покровский Хотьков женский монастырь: преп. Кирилл и Мария Радонежские (родители преп. Сергия). МУЗЕЙ-УСАДЬБА «МУРАНОВО» (Сергиево-Посадский район, близ Радонежа). Храм Спаса Нерукотворного образа: «Корсунская» икона Божией Матери. ДМИТРОВ. Борисоглебский монастырь: «Феодоровская» икона Божией Матери. П. ДЕДЕНЕВО, Дмитровского района. Спасо-Влахернский женский монастырь: преп. исп. Параскева Дмитровская (ХХ в.), «Влахернская» икона Божией Матери, икона Спасителя в терновом венце («Беленький Спас»). ЗВЕНИГОРОД. Саввино-Сторожевский монастырь: преп. Савва Сторожевский (XIV в.). СЕРПУХОВ. Никольский собор: икона Божией Матери «Помощница в родах». Богородицкий Высоцкий монастырь: преп. Афанасий Высоцкий, Младший (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Введенский Владычный женский монастырь: преп. Варлаам Серпуховской (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», иконы св. царевича Димитрия Угличского и муч. Иоанна Воина. Серпуховский историко-краеведческий музей: икона «Введение Богородицы во храм». С. РАЙ-СЕМЕНОВСКОЕ, Серпуховского района. Храм Спаса Нерукотворного образа: икона Божией Матери «Взыскание погибших». П. НОВЫЙ БЫТ, Чеховского района. Давидово-Вознесенская пустынь: преп. Давид Серпуховской (XVI в.). Д. САТИНО-РУССКОЕ, Подольского района. Вознесенский храм на кладбище: муч. Евгений Родионов (ХХ в.) (могила около храма), «Ахтырская» икона Божией Матери. ИСТРА. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: мц. Татиана (часть мощей). П. КНЯЖЬЕ ОЗЕРО, Истринского района. Александро-Невский храм: оригинал «Торопецкой-Корсунской» иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

Мурсула. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Германовский скит. Церковь Александра Невского. Карта и ближайшие объекты Каменная Александро-Невская церковь в Германовском скиту Валаамского монастыря была заложена 22 Сентября 1901г. и строилась по проекту арх. Николая Дмитриевича Прокофьева. Ее торжественное освящение 25 Июля 1904г. совершил архиепископ Финляндский и Выборгский Николай(Налимов). К настоящему времени церковь сохранилась в аварийном состоянии. Старую фотографию этого храма можно найти в небольшом альбоме под названием " Альбомъ видовъ Валаамскаго Спасо-Преображенскаго монастыря и его скитовъ " , Одесса, 1911, 6 июля 2018 года началось восстановление храма святого благоверного великого князя Александра Невского Германовского скита на острове Сюскюансаари – последнего порушенного храма Старого Валаама, сообщает Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Данный храм был передан Спасо-Преображенскому Валаамскому ставропигиальному мужскому монастырю в весьма плачевном состоянии. На Старом Валааме было 13 скитов. Сегодня возобновлена монашеская жизнь в одиннадцати скитах: Никольском, в скиту во имя Всех святых, Предтеченском, Сергиевском, Ильинском, Святоостровском, Смоленском, Гефсиманском, Воскресенском, Коневском, Свято-Владимирском. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ведутся работы по возведению еще трех скитов: восстанавливается исторический скит во имя преподобного Авраамия Ростовского, Казанский скит, скит во имя преподобного Серафима Саровского на Парфирьевском острове. В летописи монастыря за 1878 год сохранилось описание отдаленных островов, на которых располагались Германовский и Сергиевский скиты: «Местность превосходна и величественна: удивительной красоты гигантские каменные горы высотою саженей в 30. Отвесною стеною, как бы непобедимые крепости, они стоят в линию одна против другой. Поверхность их зеленеется лесами и разными растениями. У подножья гор красиво расстилаются зеленые поля и луга и разнородные леса; между тем, нередко встречаются и озерки, наполненные разной рыбой, и на поверхности этих озерков встречаются во множестве утки и гагары».

http://sobory.ru/article/?object=02289

Жизнеописание старца-затворника иеросхимонаха Александра Содержание Старец Гефсиманского скита Предисловие издателя и записавшего беседы Иеросхимонах Александр (Стрыгин) положил начало своей монашеской жизни в Оптиной пустыни, где вместе с будущим преподобным Амвросием Оптинским проходил одно послушание и вместе с ним ходил для духовного наставления к преподобному Леониду Оптинскому. Эта духовная дружба не прекратилась и впоследствии: когда отец Александр принял старчество в Гефсиманском скиту, преподобный Амвросий нередко присылал к нему своих духовных чад на исповедь. Беседы с отцом Александром, которые публикуются в нашем издании, были записаны его келейником Гавриилом (будущим великим старцем Зосимовой пустыни схиигуменом Германом), который поступил в Гефсиманский скит в феврале 1868 года и прожил в послушании у отца Александра семь лет. «Я не решился бы их напечатать, если бы не преосвященный Феофан Вышенский, — рассказывал старец Герман. — Когда я еще в Гефсиманском скиту жил, я о себе возомнил много, по гордости: и наставлял, и учил кое-кого, и даже старцем прикинулся; ко мне даже приходили за советом из братии, да и миряне тоже. Так вот я и писал тогда преосвященному Феофану о своих сомнениях. И он меня наставлял. Послал я ему и свои записки о старце моем, отце Александре, и он мне на это ответил, что советует напечатать, потому что скрыть это от могущих почерпнуть в них назидания было бы «небезгрешно». О молитве и как ею заниматься Ученик . Батюшка, назначьте мне какое-нибудь келейное правило. Старец . По словеси Господню: «Бдите и молитесь, чтобы не впасть в искушение». (Мк. 14; 38). И Апостол говорит: «Непрестанно молитесь» (I Сол. 5; 17). Вот тебе правило. Ученик . Другие старцы налагают на учеников своих различные келейные правила, заставляют их полагать много поклонов, а Вы даете мне свободу и не устанавливаете никакого правила. И я очень скорблю об этом, потому что желаю спастись. Старец . Брате мой, и я желаю тебе спастись так же, как самому себе. Но зачем мне возлагать на тебя бремя, которое ты не в силах понести? Ты несешь теперь один пуд, возложи на тебя два пуда, ты бросишь оба. Разве ты не знаешь, что, когда объезжают молодую лошадь, то сначала на нее кладут немного тяжести, а когда она втянется в работу, тогда возлагают много? Знает хозяин лошади, что она привыкла к труду. Так и в духовной жизни поступают. Смущаться этим не надо. Скажу тебе главное: храни ум твой в смирении и самоукорении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2633...

«Мы оказались в критическом положении» Беседа с епископом Каракасским Иоанном (Берзинем), управляющим приходами Русской Зарубежной Церкви в Южной Америке Епископ Каракасский Иоанн (в миру – Петр Берзинь) родился 16 марта 1957 года в городе Кума в Австралии, в семье латышей, вынужденно покинувших родину в годы Второй мировой войны. Закончил филологический факультет Австралийского национального университета, где специализировался на изучении древнегреческого и латинского языков. В 1982 году уехал в США и поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, которую окончил в 1985 году. В марте того же года был пострижен в мантию владыкой Лавром (Шкурлой), тогда архиепископом Сиракузским и Троицким, с наречением имени Иоанн в честь пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна. В апреле 1987 года рукоположен в иеродиакона, а 4 ноября того же года – в иеромонаха. В 1994 году награжден золотым наперсным крестом. В сентябре 2005 года возведен в сан игумена. Служил духовником женских Спасо-Вознесенской и Гефсиманской обителей на Святой Земле, окормлял миссионерскую общину преподобных Сергия и Германа Валаамских Чикагской и Средне-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви. В мае 2008 года Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви определил игумена Иоанна епископом Каракасским с вверением ему управления приходами в Южной Америке. Он стал первым архиереем Зарубежной Церкви, чье избрание, в соответствии c Актом о каноническом общении, утвердил Священный Синод Русской Православной Церкви. Хиротония новопоставленного епископа состоялась 22 июня 2008 года во время литургии, совершенной древним чином, при единоверческом приходе Рождества Христова в городе Ири (штат Пенсильвания, США). Каракасская и Венесуэльская кафедра вдовствовала со времени ухода на покой в 1984 году ее первого главы – архиепископа Серафима (Свежевского, 1899–1996). Последним архиереем Русской Зарубежной Церкви, назначенным в Южную Америку, был епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский Александр (Милеант; 1938–2005), видный богослов и просветитель, издававший знаменитые «Миссионерские листки» и поддерживавший богословский сайт на русском, английском, испанском и португальском языках. В своей епархии владыка Александр бывал наездами. В последние годы он страдал раковым заболеванием и жил в Калифорнии.

http://pravoslavie.ru/31111.html

Русская Православная Церковь ХХ век 1 июня Торжества на Петровской площади в день празднования 200-летия Санкт-Петербурга.1903 г. Фото К.Буллы. В 1903 году – Прошли торжества по случаю 200-летия Санкт-Петербурга (май – июль). Епископ Ямбургский, викарий Петербургской епархии Сергий (Страгородский) сказал в своем Слове на юбилей столицы Российской империи: «Приветствуя нашу северную столицу, с радостью и благодарностью к Всевышнему Правителю судеб проходим мысленно всю эту длинную, двухсотлетнюю смену великих и малых событий, из которых постепенно, капля за каплей, складывалось то наследие, тот жизненный капитал, которым мы теперь пользуемся. Но наше участие в этом торжестве было бы неполно и не совсем искренно, если бы мы не выяснили себе и другим один пункт, поставленный Петербургу и петербургскому периоду русской истории: отмену или забвение прежнего древнерусского идеала. Церковь… перестает быть совестью государства, все в ней проникающей и освещающей, ее область вдруг сокращается… Конечно, от этого Церковь не перестала существовать и быть тем, что она есть, не перестала быть спасительницей людей, и никакое внешнее положение не могло изменить ее существа… Сила инерции как будто бы слабеет, и жизнь как будто хочет снова отхлынуть в свое старое русло. Уже многие ищут Церкви в различных областях жизни, крепнет ее голос в деле народного просвещения, благотворительности и пр. Будет на то воля Божия — разовьются эти ростки воскрешающей жизни, тогда, пережив и муки испытания, и сладость нового расцвета, наша Святая Русь уразумеет, для чего нужен был этот гигантский размах Петрова гения, и, благодарная, преклонится пред неисследимыми судьбами Божественного Промысла!» 1922 год – В Петрограде по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей арестован митрополит Петроградский Вениамин (Казанский). Явившийся перед этим вместе с чекистами Александр Введенский потребовал передачи ему епархиальной канцелярии. Не смутившись, он подошел к святителю под благословение. «Отец Александр, — спокойно сказал митрополит Вениамин, — мы же с вами не в Гефсиманском саду», и, не благословив раскольника, спокойно выслушал объявление о своем аресте. В обязанности управляющего Петроградской епархией вступил первый викарий правящего архиерея епископ Ямбургский Алексий (Симанский).

http://pravoslavie.ru/5469.html

Успение Богородицы на Святой Земле – от Сионской горы к Гефсимании О местах, связанных с Успением Пресвятой Богородицы, об их истории и нынешних особенностях 28 августа, 2015 О местах, связанных с Успением Пресвятой Богородицы, об их истории и нынешних особенностях О местах, связанных с Успением Пресвятой Богородицы, об их истории и нынешних особенностях, о традициях паломничества и межконфессиональных взаимоотношениях «Правмиру» рассказал диакон Александр Занемонец из Иерусалима. Отец Александр уже более десяти лет живет на Святой Земле, работает с паломниками, а также преподает историю в университете. В Иерусалиме есть два места, связанных с Успением Пресвятой Богородицы. Обычно мы сегодня называем Храмом Успения то, что является местом её погребения. Это церковь в Гефсимании, которая изначально была древнееврейской погребальной пещерой. Елеонская гора, у подножия которой находится Гефсимания, – это древнейшее место погребения. Сегодня паломники тоже могут видеть древнееврейское кладбище и внизу Кедрона, и по склонам Елеонской горы. Есть на Елеоне и обширное раннехристианское общественное погребение, которое принадлежит Русскому Гефсиманскому монастырю, в традиции его принято называть гробницами пророков. Посетив эти гробницы, можно представить, как выглядело место погребения Пресвятой Богородицы изначально. Это была большая погребальная пещера – скорее всего, не просто семейная, а разделенная между определенным количеством семей. Именно такая общественная гробница внутри еврейского кладбища на Елеонской горе в свое время становится византийским храмом. В нем были выделены места погребения Пресвятой Богородицы, её родителей Иоакима и Анны, а также праведного Иосифа. Место погребения Пресвятой Богородицы мы называем кувуклией, как и место Гроба Господня. В настоящее время эта пещера, преобразованная в храм, выглядит так, как её оформили крестоносцы. Они хоть и не очень долго присутствовали в Иерусалиме, но энтузиазма и средств у них было достаточно, и храмы на святых местах по большей части были ими либо построены, либо перестроены. Поэтому сегодня место погребения Пресвятой Богородицы представляет собой романский храм. Точнее, это даже не собственно храм, а крипта храма, который находился выше и был разрушен в конце XII века Салах ад-Дином, мусульманским полководцем, захватившим у крестоносцев Иерусалим.

http://pravmir.ru/uspenie-bogoroditsyi-n...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Сентябрь Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 1 сентября Черниговская Гефсиманская икона Она находится в пещерной церкви Гефсиманского скита, близ Троице-Сергиевой лавры. Эта святая икона является вкладом в пещерный храм Архистратига Михаила девицы Александры Григорьевой Филипповой. После смерти своего отца она со своими сестрами некоторое время жила в Хотьковом монастыре у священника Иоанна Алексеева, а мать ее уехала в Москву приискивать себе место, чтобы содержать себя и свою осиротевшую семью. В углу комнаты, которую добрый священник дал для жительства детям-сиротам, стояла писанная на полотне Черниговская Ильинская икона Божией Матери, полученная священником в благословение от одного монаха Троице-Сергиевой лавры. В продолжение трех месяцев Александра часто молилась перед ней и так привыкла к иконе, что когда нужно было уезжать в Москву к матери, она просила у священника позволения снять с нее для себя копию. Но о. Иоанн обещал отдать ей саму икону, когда вся семья устроится в Москве. В сентябре 1826 года Филиппова приехала в Хотьков монастырь и получила от священника обещанную икону Богоматери. Привезя ее в Москву, она решила поновить живопись на иконе; с этой целью она призвала живописца, который и исполнил ее желание. Благочестивая и набожная девица, часто бывавшая на богомолье в Троицкой лавре, пожелала поместить находящуюся у нее икону Богоматери в таком месте, где бы ее достойно чтили и хранили, и обратилась за советом к архимандриту Антонию. Наместник сначала посоветовал ей поставить икону в лаврской церкви, устроенной в честь Смоленской иконы Богоматери, а потом склонился к тому, чтобы икона была поставлена в нижней пещерной церкви Гефсиманского скита. В 1842 году икону торжественно с присланным из скита монахом перевезли из Москвы в скит. Икона была поставлена в нижней пещерной церкви Архистратига Михаила, с левой стороны от иконостаса, где пребывает она и доселе.

http://sedmitza.ru/lib/text/440305/

     Любовь является осуществлением Закона Божия (см. Рим. 13,10), она покрывает все грехи (см. Прит. 10,12). Именно ради исполнения главной евангельской заповеди ночью с 16 на 17 июля 1918 года пострадала семья последнего русского императора. В Православной Церкви, просиявшей подвигами угодников Христовых, есть особый лик святых — страстотерпцы. Это люди, для которых заповеди любви к Богу и людям стали максимой. Со смирением принявшие волю Господню, предпочетшие земной жизни соблюдение слов Священного Писания, они тем самым стали наследниками вечных благ и молитвенниками за тех, кто в наши дни претерпевает испытания веры. Именно таким подвигом прославилась святая царская чета: Николай Второй с супругой, дочерьми и юным наследником. Задолго до роковых месяцев император заметил, что не случайно родился в день памяти Иова Многострадального. Как и ветхозаветному праведнику, русскому государю надлежало претерпеть многие скорби: пережить крах империи, унижения и мученическую смерть. Перед расстрелом, покоряясь воле Божией, Николай Второй записал: «Может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой». В таких словах проявились величие духа императора и его христианское смирение, поскольку он знал об исходе грядущих событий. В 1905 году во время посещения старца Варнавы Гефсиманского, государю была открыта ожидающая его участь. Слова пророчества на протяжении тринадцати лет сопровождали венценосца. Только упованием на Господа и поддержкой любящей и разделяющей его горести супруги, царицы Александры, преодолевался ужас от осознания приближающейся страшной смерти. Говоря словами святителя Иоанна Шанхайского, государь испил до дна чашу страданий, став для православных людей примером исполнения Божиих заповедей. За это и был возложен на главу страстотерпца «вместо венца царского венец Правды». Не только император и императрица, но и их дети достойно встретили испытания. Воспитанные в твердой вере и послушании, они во всем старались подражать горячо любимым родителям, ставшим для них подлинным примером мужества в перенесении испытаний.

http://pravoslavie.ru/114459.html

     «...Разве можно сомневаться, что этот камень святой? Разве пролитые на нем слезы и миллион поцелуев с искреннею верою и любовию не освящают его? Разве горячие молитвы над ними в продолжение веков не делают его святым для веков последующих?» И. Ювачев, 1909 г. «Походи там, где ходил Господь Иисус Христос». Епископ Калист Диоклийский 1 Так игумен Даниил в XI, дьякон Зосима, игумен Варсонофий в XV веке приговаривали после описания какого-нибудь святого угла в Палестине. Теперь и я, дитя советского тления, могу сказать то же. Спасибо Господу, что он допустил меня на долины и горы свои. Но не каменистой тропой и не от зари до зари влеклось наше стадо: легким туристским маршрутом и в одночасье пристали мы к Иерусалиму. Душе моей не досталось того чувства тихого приближения, которое испытали все древние странники. Туризм укоротил преклонение. Нет больше на свете терпеливых паломников. Я с обольщением думал на Святой Земле о путниках «времен старых». Думаю и сейчас дома, на берегу Азовского моря. «Хожение» игумена Даниила развернуто на моем столе. Под заголовком написаны моей рукой даты, когда читал. Вот читал 29 апреля 1985 года в Пересыпи. Потом тут же 8 декабря 1987 года, после Греции, и 20 ноября 1993 года уже на пароходе в Средиземном море. Шли в Хайфу из Александрии. Было такое мгновение на моем веку! Хочется побыть в том ожидании еще. Но уже первого раза больше не будет. «И видел все своими очами грешными...» Подойду к столу, положу росяную иорданскую каплю на губы. Потрогаю камешки и земельку из Гефсиманского сада. На столе елей из Вифлеема. В книге засохшие листики из Капернаума, из Табхи. На шкафу открытка с ликом великой княгини Елизаветы Федоровны. Выйду за ворота, ветер дует в сторону Тамани; и даже во тьме, когда в просторах звезд и в земных верстах смыкается время, трудно не удивиться, что в Тамани, изрядно уже безбожной, ступала нога святого Андрея Первозванного и жил как-то преподобный Никон. За стеной звездной ночи все так же, как раньше, таятся в Иерусалиме и в Тивериаде святыни. Опять все далеко, за морем. Тысячу лет обрекали себя русские на дожди и зной, на опасность гибели в пучине моря, шли и плыли туда. И у Гроба Божьего поминали всех Русской земли князей и бояр и всех православных христиан, писали имена и клали у Гроба Господня с шепотом: «Да помянет Господь в царстве своем...»

http://pravoslavie.ru/105382.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010