Закрыть itemscope itemtype="" > Орден Александра Невского Доклад на VIII Калязинских чтениях 08.04.2021 1980 Время на чтение 14 минут 5 Апреля исполнилось 60 лет со дня рождения нашего сподвижника по «Русскому Собранию» и автора «РНЛ», кандидата исторических наук Павла Геннадиевича Петина. От лица «Русской Народной Линии» и «Русского Собрания» поздравляем юбиляра со знаменательным этапом его творческой судьбы, желаем ему многих и благих лет жизни, крепкого здоровья и новых успехов в его исторических исследованиях. Предлагаем вниманию наших читателей доклад П.Г. Петина, подготовленный для VIII Калязинских чтений. Орден Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского В этом году в России на высоком государственном уровне пройдут торжества в честь 800-летия со дня рождения Святого Благоверного Великого князя Александра Ярославича Невского. В связи с этим мне хотелось бы рассказать об ордене, учрежденном в честь Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Принявший перед своей кончиной схиму с именем Алексий Великий Князь Александр Ярославич Невский был причислен к лику Святых 26 февраля 1547 года на Освященном Соборе, созванном по указанию Царя Иоанна Васильевича Грозного и Святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. В 1710 году Царь Петр Алексеевич водружает Крест на месте основания будущего монастыря во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в Санкт-Петербурге. Именно сюда 30 августа 1724 года из Владимира были перевезены Мощи Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Тогда же Император Петр Великий предполагал учредить военный Орден в честь Святого Великого Князя-воина Александра Невского. Во время Персидского похода Император даже разработал основные положения Статута будущего ордена. Однако смерть Императора Петра Великого прервала эти планы. 21 мая 1725 года согласно с волей Петра I его супруга Императрица Екатерина I учреждает Орден в честь Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. С того времени орден стал вручаться высшим государственным служащим, высокопоставленным военным, архиереям Церкви и другим подданным за особые заслуги перед государством.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/08/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святой праведный Симеон как продолжатель дела Александра Невского Тезисы выступления на IX Международной конференции «С именем Александра Невского» 18.06.2013 543 Время на чтение 4 минуты Святой благоверный князь Александр Невский, как известно, в 1240-х годах находился меж двух огней. Он стоял перед выбором: или пасть под натиском крестоносцев и принять католическую веру, или пустить ордынцев, но сохранить Православие. Милостью Божиею он принял трудное решение и, подружившись временно с ордынцами, с их помощью победил крестоносцев и отстоял православную веру. Правда, за это пришлось заплатить татаро-монгольским игом. Но оно было не вечное. Это был лишь временный шаг. «Многоходовку», начатую Александром Ярославичем, продолжал царь Иван Грозный. Воспользовавшись ослаблением Орды, переходившей от кочевного к оседлому образу жизни, великий князь завоевал и присоединил в 1552 году к России Казанское ханство, а также и некоторые другие «осколки» Золотой Орды: Астрахань, Тамань, Башкирию и т.п. Оставалось только одно, но огромное, ханство - Сибирское. Хан Кучум не хотел выполнять свои обещания, данные московскому царю. Пришлось присоединить Сибирь в 1582 году с помощью отряда Ермака. Это история хорошо известна... Но мало кто знает, что было дальше... В 1600-1660 годах остатки недовольных ордынцев предпринимали многочисленные вооруженные попытки повернуть историю вспять, «отрезать» Сибирь обратно от Руси. Напоминаем, что в те времена на Руси была великая смута, «Лжедимитрий», поляки и т.п. Воевать на два фронта Русь не могла, и на востоке, в Сибири, русские поселенцы должны были отстаивать свои новые земли сами. Москва им помочь не могла... В те времена возник город Верхотурье как транзитный пункт из России в Сибирь. От Верхотурья на юг вдоль Уральского хребта начинают обживаться русские первопоселенцы. Здесь они сталкиваются с яростным сопротивлением кочевников, сжигавших поселения и убивавших жителей. Задача кочевников была простая - нанести удар по Верхотурью, перекрыть государеву дорогу и отрезать Сибирь от Руси. Но до Верхотурья они не дошли... На пути их стояла крепость - Тагильская Слобода.

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/20/...

Икона известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским. Чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года, когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города. По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли; этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь. Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа, по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской. В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/19/ya...

Касимов. Церковь Богоявления Господня. Церковь Богоявления (Георгиевская) Карта и ближайшие объекты Наиболее старой из православных церквей города Касимова является церковь Богоявления с приделом Георгия Победоносца - покровителя ратных людей. Она возведена в 1700 году на территории Пушкарской слободы вместо двух ветхих церквей и чаще называется по приделу Георгиевской, а в народе Егорьевской. Расположенная на крутом обрыве берега Оки, она хорошо видна в силуэте города, особенно со стороны реки. На этом месте, с северовосточной стороны Городца Мещерского, в XIII в. находился Богоявленский монастырь. Георгиевская церковь пятиглавая, с высоким четвериком и низкой трехчастной апсидой. Еще более высокая трехъярусная колокольня ее завершена небольшой барочной главкой со шпилем. Между колокольней и храмом располагается низкая одноэтажная трапезная, расширенная в XIX в. Из всех касимовских церквей в оформлении Георгиевской церкви более всего чувствуются традиции барокко конца XVII в. Так прямоугольные окна обрамлены характерными для нарышкинского стиля наличниками с разорванными фронтончиками, поддерживаемыми полуколонками, опирающимися на кронштейны. Оригинальный пояс ложных кокошников, в которых использован мотив раковины, широко применявшийся в московской архитектуре конца XVII в. и превратившийся здесь в кружевную орнаментацию, украшает четверик храма и одновременно свидетельствует о творчестве местных мастеров. Вот что говорится о Георгиевской церкви в «Истории города Касимова с древнейших времен» Н.И.Шишкина: " ...Эта церковь самая древнейшая из церквей города Касимова. Многие того мнения, что на ее месте находился городецкий Богоявленский монастырь, в котором умер в 1263 году Святой Великий Князь Александр Ярославич Невский: возвращаясь из Золотой Орды, куда он ездил ходатайствовать пред ханом за Русскую землю, сделавшись нездоров, еще на дороге он заехал в Мещерский городец и, почувствовав приближение смерти, принял схиму в Городецком Богоявленском монастыре, где вскоре и скончался 14 ноября 1263 года. В схиме он принял имя Алексея. Городецкий Богоявленский монастырь вместе с Мещерским городцем был истреблен монголами в 1376 году, обратившими в пепел города и селения до Мурома.

http://sobory.ru/article/?object=02004

Кирилловский собор. Вид с юго-зап. стороны. Фотография. 1984 г. Упоминание о храме св. Кирилла на Дорогожичах содержится под 1171 г. в Киевской летописи XII в. (по Ипатьевскому летописному изводу XV в.): «Сняшася братя Вишгороде, и пришедше сташа на Дорогожичи под святом Курило» (ПСРЛ. Т. 2. Л. 194 об.). В той же летописи под 1169 г. (текст относится к событиям 1167 г.) назван «Всеволож монастырь», также с указанием его географии - «на Желяни» («Ярополк же с берендичами настигоша Владимира на Желяни, и не даша берендичи стрилятися с ними, бяху берендичи льстяче. И тако ехаша берендичи по ни до Всеволожа монастыря» - Там же. Л. 191); Желянь (Желань) - летописная местность неподалеку от урочища Дорогожичи, начинавшаяся от р. Лыбедь и тянувшаяся до К. м. по течению ручья Желянь, от к-рого и получила название (см.: Закревский. 1868. С. 342; Добровольский Л. П. Летописный Дорогожич. К., 1914; Петров. 1897. С. 41; др. версии локации см.: i . М. [и др.] Emuмoлoriчhuй словник лimonuchux reorpaфiчhux назв Nibдehhoï Pyci/Ред.: О. С. Стрижак. К., 1985. С. 59). На то, что основателем мон-ря был кн. Всеволод Ольгович, помимо летописной записи 1167/69 г. о мон-ре «Всеволож» ( Марголина. 1993. С. 19-26; О. Певна ошибочно относит упоминание 1167/69 г. к Выдубицкому мон-рю, основанному кн. Всеволодом Ярославичем - Pevny. 1995. P. 44) указывают: летописный текст под 1194 г. о погребении кн. Святослава Всеволодовича в стенах обители, созданной его отцом («в монастыре у церкви святого Кирилла юже бе создал отец его»; ПСРЛ. 1997. Т. 1. Стб. 412); освящение храма во имя патронального святого князя - свт. Кирилла , архиеп. Александрийского; крепостной характер церковного сооружения, поставленного на важном со стратегической т. зр. месте в период междоусобных войн за Киев - на подступах к городу, в урочище Дорогожичи, к-рое было, с одной стороны, ключом к Подолу, с другой - надежным оборонительным пунктом (здесь проходили пути в Вышгород и далее в Чернигов, Новгород, Полоцк, Смоленск). В 1139 г. Дорогожичи стали плацдармом для черниговского кн. Всеволода в борьбе за Киев, открывшим ему путь на киевский престол. Непосредственное участие кн. Всеволода в основании, построении, формировании архитектурной и иконографической программы собора и руководство всем процессом могут подтверждаться наличием предназначенной для князя площадки-балкона в южной апсиде, которая не имеет аналогов в древней церковной архитектуре; включением в роспись диаконника цикла, посвященного небесным покровителям кн. Всеволода святителям Кириллу и Афанасию Александрийским, ктиторской композиции, изображения кн. Всеволода с сыновьями в сценах «Шествие князей», а также граффити 1-й пол. XII в. ( Высоцкий. 1985. С. 85-89; Maproлiha. 2001. С. 18-24, 33-59, 80-123; Марголина, Корниенко. 2012. С. 33-44). Т. о., храм выполнял функцию монастырского собора, княжеской церкви, а также родовой усыпальницы.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Князь Владимир – воин, дипломат, святой? Каким изображали князя Владимира древнерусские летописи разных веков? 28 июля, 2021 Каким изображали князя Владимира древнерусские летописи разных веков? Креститель Руси, один из первых представителей династии Рюриковичей, проправившей Русью более семи столетий, герой летописей, литературы и фольклора. Кажется, о святом Владимире мы знаем всё. Представление это сильно изменится, стоит вчитаться внимательно. Начнём. Киевский, новгородский, московский? Сейчас это может показаться удивительным, но Владимир Святославич, ныне почитаемый как святой равноапостольный и входящий в Соборы киевских, галицких, псковских и волынских святых, канонизирован был далеко не сразу. Понятно, что первые несколько веков, пока Русская Церковь находилась в подчинении Константинопольского Патриархата, «притормозить» процесс канонизации славянских равноапостольных могли греки.  Появление святых столь высокого ранга слишком уж поднимало статус едва-едва образованной епархии. Однако до нашего времени дошли сведения о стихийном почитании в домонгольском Киеве бабки Владимира – княгини Ольги. В те времена якобы существовала даже гробница с её мощами, позднее утраченная во время монгольского нашествия. А вот с Владимиром Святославичем ещё несколько веков всё было очень неопределенно. В «Похвале кагану Владимиру», вошедшей в состав «Слова о Законе и Благодати» середины XI столетия, митрополит Иларион называет Владимира «блаженным». Но разграничить здесь дань уважения правителю, ещё памятному живым свидетелям, и намёк на совершившуюся канонизацию весьма сложно. Летописи того времени факт прославления киевского князя тоже не упоминают. А вот все дошедшие до нашего времени Прологи и богослужебные книги XIV столетия уже содержат сведения о святом Владимире, единодушно помещая его память на 15 июля. Среди медиевистов бытует версия, что прославление святого могло состояться во времена Александра Ярославича, а как свидетельство чудесной помощи князя Владимира была воспринята победа русичей в Невской битве 15 июля 1240 года. Но это значит, что впервые киевский князь был прославлен как святой… новгородский.

http://pravmir.ru/svyatoy-vladimir-voin-...

Князь Димитрий Александрович переяславский, присоединивши к своей отчине область Владимирскую, начал тем же, чем начинали его предшественники, – стремлением усилиться на счет Новгорода, который по смерти Василия поспешил признать его своим князем. В 1279 году он, по словам летописца, выпросил у новгородцев позволение поставить для себя крепость Копорье, пошел и сам срубил ее; в следующем году он поехал туда вторично с посадником Михаилом, с лучшими гражданами; заложили в Копорье крепость каменную. В том же году посадник Михаил Мишинич, возведенный в это достоинство при Василии, был сменен, и на его место был возведен Семен Михайлович, неизвестно, сын какого из прежде бывших посадников – Михалка Степановича или Михаила Федоровича. Летопись говорит, что у Мишинича отнято было посадничество князем и новгородцами вместе – все показывало, следовательно, согласие города с Димитрием; но в следующем 1281 году вдруг встречаем известие о ссоре великого князя с новгородцами. Очень вероятно, что ссора эта произошла по поводу Копорья, на который Димитрий хотел смотреть как на свою собственность, что не нравилось новгородцам. Как бы то ни было, когда новгородцы отправили к Димитрию владыку с мольбою, то он не послушал его, пришел с войском на волость Новгородскую и сильно опустошил ее, после чего заключен был мир, как видно на всей воле великого князя. Быть может, этот поступок Димитрия, обличавший стремление его усилить себя на счет других, послужил Андрею Александровичу городецкому знаком к восстанию на старшего брата; быть может, он хотел подражать дяде своему Василию Ярославичу, который посредством хана не позволил брату своему Ярославу усилиться окончательно на счет Новгорода; впрочем, летописцы указывают на бояр Андреевых, и особенно на одного из них, Семена Тонилиевича, как главного виновника этого восстания. Мы видели у князя Василия костромского воеводу Семена, который водил полки своего князя против Димитрия и новгородцев. Очень вероятно, что вследствие этих отношений к Димитрию Семен по смерти Василия перешел не к переяславскому князю, а к городецкому Андрею, тем более что Кострома по смерти бездетного Василия перешла к Андрею Этот-то Семен начал вооружать нового князя против Димитрия, и вот Андрей отправляется в Орду, имея споспешником себе и помощником Семена Тонилиевича и других многих, говорит летописец.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Кострома Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 57.767966; 40.926858 Россия, Кострома Кострома, Костромская область Россия Общее описание [ править править код ] Объективно Областной центр. Расстояние от Москвы до Костромы 370 км к северо-востоку. На реках Волга, Кострома. Население – около 300 тыс. человек. Субъективно Уютный, тёплый город. Если вечером с площади Сусанина, окружённой дореволюционными зданиями, проехаться в конном экипаже мимо такой достопримечательности Костромы, как Богоявленско-Анастасиин монастырь, о XXI веке почти ничто не напомнит. Для знакомства с Костромой достаточно двух дней. А кому-то хватит вполне и одного. Особенности городского быта Когда тепло, на наклонном бетонном обрамлении Волги множество костромичей, не имеющих пылесосов, моют ковры. Хозяйки из домов, не имеющих водопровода, стирают белье в специальных купальнях. История города [ править править код ] По данным историка В. Н. Татищева, Кострому основал около 1152 г. суздальский князь Юрий Долгорукий. До нас же дошло упоминание о Костроме, относящееся лишь к 1213 г., когда её сожгли в княжеских междоусобицах. В 1238 г. город разорили монголы. В наибольшей силе Костромское княжество пребывало с 1272 по 1276 г., когда её князь Василий Ярославич, брат св. Александра Невского, владел великим княжением Владимирским, оставаясь в Костроме. При этом князе были построены храм Воскресения на Дебре и Успенский собор. Убежище московских князей Окончательно в состав Московского княжества Кострома вошла в 1364 г. В этот северный город московские князья убегали, когда грозила опасность с юга: в 1382 г. Димитрий Донской с семьей ушел сюда от Тохтамыша, а в 1408 г. его сын Василий прятался здесь от Едигея. Город был важным портом, используемым восточными и русскими купцами. Поэтому его два или три раза разоряли ушкуйники – речные разбойники из Великого Новгорода, – не щадя ни русских, ни заграничных купцов. В 1386 г. Димитрий Донской ходил на Новгород с большой ратью, чтобы наказать вольный город за очередное разграбление Костромы; новгородцы сожгли посады с 24 монастырями, готовясь к осаде, но потом откупились деньгами и обещанием поймать виновных.

http://azbyka.ru/palomnik/Кострома

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (в монашестве Варлаам; после 1565, Крыпецкий во имя св. Иоанна Богослова мон-рь?), псковский свящ., автор житий, служб, похвальных слов святым (преимущественно русским, связанным с новгородско-псковскими землями). Сведения о В. известны исключительно из его произведений. Писательская деятельность В. приходится на 40-60-е гг. XVI в. и связана с митр. св. Макарием . Можно предположить, что рукоположение В. во священника совершил сам святитель, будучи архиепископом Вел. Новгорода и Пскова (1526-1542). Позднее, овдовев, В. принял монашество с именем Варлаам. Из описания чудес в созданном агиографом житии прп. Саввы Крыпецкого , к-рые совершились в 1557-1564 гг., явствует, что в эти годы В. был иноком Крыпецкого во имя св. Иоанна Богослова муж. мон-ря , возможно, здесь он и скончался. Наиболее ранним трудом В. является житие прп. Евфросина Псковского ( 1481), составленное в 1547 г. по просьбе иноков псковского Елеазарова мон-ря во главе с игум. Феодосием в связи с канонизацией прп. Евфросина на Соборе 1547 г. Основным источником для автора явилась первоначальная редакция жития святого кон. XV - нач. XVI в., в к-рой большое место уделено вопросу двоения аллилуия . В. систематизировал первоначальное житие в хронологическом порядке и сделал нарративные дополнения, взятые из творений Епифания Премудрого и иером. Пахомия Логофета . В житие включены послание прп. Евфросина Новгородскому архиеп. св. Евфимию II (Вяжицкому) и ответ святителя, а также молитвы преподобного к Пресв. Богородице и перед кончиной. Завершает житие описание посмертных чудес святого, составленное на основании монастырских записей и рассказов очевидцев. Труд В. был включен свт. Макарием в Успенский и Царский списки Великих Четьих Миней (ВМЧ). Вскоре после Собора 1547 г. В. составил также 4-ю редакцию жития блгв. кн. Александра Ярославича Невского , прославленного Собором. За основу автор взял текст из Псковской II летописи, кроме того, он использовал выписки из житий блгв. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского и Новгородского архиеп. Иоанна, написанных Пахомием Логофетом, а также из жития ярославских князей Феодора Ростиславича и его сыновей Давида и Константина, созданного иеромонахом ярославского Спасо-Преображенского мон-ря Антонием. Молитва, к-рую кн. Александр Невский произносит перед боем, заимствована В. из Сказания о Мамаевом побоище. В конце жития В. обращается к святому с традиц. просьбой о молитве за царя, князей, бояр, войско и всех правосл. христиан, в т. ч. за себя - «многогрешнаго, и грубаго, и недостойнаго раба Божиа Василиа... написавшаго тебе малое сие гранословие». В. знал о чудесах, совершавшихся от мощей кн. Александра Невского, но в житии их не описал. Творение В. включено в Царский список ВМЧ.

http://pravenc.ru/text/150691.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД († 5.02.1325, Новгород), архиеп. Новгородский. Был избран на кафедру зимой 1308/09 г., после того как предыдущий Новгородский архиеп. св. Феоктист удалился в Благовещенский монастырь «своего деля нездоровия». Покидая кафедру, свт. Феоктист благословил Д., являвшегося духовным отцом святителя, как своего преемника. Возможно, Д. имеется в виду в сообщении Никоновской летописи 20-х гг. XVI в. о кандидатах на кафедру, назначенных архиеп. Далматом в 1273 г. перед смертью, среди к-рых назван «игумен Давид» (ПСРЛ. Т. 10. С. 152); в более ранних летописях в сообщениях об этом событии его имя отсутствует. Очевидно, избрание Д. произошло путем жеребьевки на престоле собора Св. Софии: в летописи говорится, что новгородцы «възлюбиша» Д. как «Богом избрана и Святою Софьею» (НПЛ. С. 92, 332). 5 июня 1309 г. он был поставлен во архиепископа во Владимире, хиротонию возглавил Киевский митр. св. Петр . В Новгород Д. вернулся 20 июля. tab Д., как и его предшественники, выполнял важные дипломатические функции, его деятельность свидетельствует об увеличении влияния архиепископа на решение Новгородом внешнеполитических вопросов. Время управления Д. кафедрой совпало с началом противостояния Москвы и Твери по вопросу об обладании ярлыком на Владимирское великое княжество . Правитель, обладавший ярлыком на вел. княжение, со времени блгв. кн. Александра Ярославича Невского признавался также новгородским князем, поэтому Новгород выступал активным участником данного противостояния. Архиеп. Далмат перед смертью благословляет игум. Давида в преемники. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 30.7.30. Л. 77 об.) Архиеп. Далмат перед смертью благословляет игум. Давида в преемники. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 30.7.30. Л. 77 об.) В 1311 г. вел. кн. св. Михаил Ярославич Тверской воевал с Новгородом, весной 1312 г. Д. в Твери заключил мир с вел. князем (согласно Софийской I летописи, Новгород выплатил 1,5 тыс.

http://pravenc.ru/text/168494.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010