«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие Благоверного Князя Александра Невского Житие Благоверного Князя Александра (в Схиме Алексия) Невского. Содержание аудиокниги соответствует главе текстовой версии «Полное Житие» Александра Невского. Текст читает: Заслуженный артист России  В.В. Клементьев Благоверный Князь Александр (в Схиме Алексия) Невский Сведения о жизни благоверного князя Александра Ярославича находятся в древних житиях его и в летописях. В Древней Руси составлено было пять житий благоверного князя, из которых первое, краткое, написано было современником Александра Ярославича, а последнее, самое подробное, уже в XVII в., на основании древнейших житий, последовательно пополнявших одно другое. Краткое Житие Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переяславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать св. Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна. В 1227 г. князь Ярослав по просьбе новгородцев стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра. Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра – великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием ярла Биргера. Св. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил св. князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем!» С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней св. мучеников Бориса и Глеба в одеждах багряных. Александр, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Святой Александр Невский от 1240 до 1263 года Когда почти все Русские княжества исчезли под жестокими ударами Татар, когда все их князья, не исключая и неустрашимого Даниила Галицкого, зятя Мстислава Храброго, клялись перед троном Батыя быть его верными подданными, когда счастье, слава и радость, казалось, совсем оставили города и селения наших предков, была еще область, где раздавались песни победы, был еще князь, никогда не преклонявший колен в шатре Татарского хана! Это была Новгородская область, этот князь — Александр Ярославич Невский. Все мои читатели знают и очень любят его. Это тот князь, который почитается Ангелом-Хранителем Петербурга; наконец, это тот князь, святое тело которого почивает в Александро-Невской Лавре. Александр был сыном великого князя Ярослава II. Необыкновенно умный, храбрый, прекрасный душой и лицом Александр еще в молодые годы стал наследником своего отца в Новгороде, и с того времени его беспрестанные победы над Чудью, Финнами, Литовцами и Ливонскими рыцарями разносили его славу по всем странам. Ливонские рыцари в это время стали еще опаснее для Русских: их орден присоединился к другому, сильному Немецкому ордену рыцарей святой Марии Иерусалимской, которые завоевали почти всю Пруссию и с такой же жестокостью, как Ливонские рыцари, учили христианской вере тамошних жителей — Чудь и Ливонцев. Я уже говорила вам, что эти бедные люди убегали в леса от своих учителей, которые в это время вместо прежних красных крестов нашили на свои белые плащи черные кресты, так, как это было у Немецких рыцарей святой Марии. Но не так думал молодой князь Александр Ярославич и его храбрые Новгородцы. Не одним Ливонским рыцарям, Чуди и Ливонцам было худо от него; один раз он победил даже Шведов и Норвежцев. За эту победу его назвали Невским, и вам надо узнать о ней получше. К тому же ведь это случилось на берегах нашей родной, прекрасной Невы! В 1240 году Шведскому королю вздумалось завоевать Ладогу и даже Новгород.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Икона. Иван Гусятников. 1740 г. (ЦАК МДА) Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Икона. Иван Гусятников. 1740 г. (ЦАК МДА) (в иночестве Алексий; после 1219/20-14.11.1263), св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг.- перенесение мощей, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской), вел. кн. владимирский (1252-1263), 2-й сын переяславского кн. (с 1238 вел. кн. владимирского) Ярослава Всеволодовича . Еще в отрочестве, в 1228-1236 гг. (с перерывами), А. Я. Н. (до 1233 вместе со старшим братом св. блгв. кн. Феодором Ярославичем ) был наместником отца в Новгороде; с 1236 (после ухода Ярослава на великокняжеский стол в Киев) по 1252 г.- князь новгородский (с небольшим перерывом зимой 1240/41). Новгородское княжение А. Я. Н. пришлось на период заметных внешнеполитических осложнений на сев.-зап. Руси. Оформление Литовского гос-ва при кн. Миндовге привело не только к усилению постоянных литов. набегов на Новгородскую, Псковскую, Смоленскую и Полоцкую земли, но и к прямой территориальной экспансии против Полоцка. Уже брак А. Я. Н. в 1239 г. с дочерью полоцкого кн. Брячислава (Васильковича?) преследовал, очевидно, цель организации совместных действий против Литвы, т. к. в том же году А. Я. Н. укрепил крепости по р. Шелони, прикрывавшие Новгород с запада. Действия Ливонского ордена , активизировавшегося после объединения в 1237 г. с Тевтонским орденом и урегулирования в 1238 г. отношений с Данией, оказались направленными против Пскова (вместе с Изборском захваченного в 1240) и подвластных Новгороду земель води по р. Луге (походы 1240 и постройка крепости в Копорье). Одновременно наступление шведов в Финляндии вылилось летом 1240 г. в поход на Новгородские земли, преследовавший цель либо захватить Ладогу, либо основать на Неве крепость, к-рая бы отрезала Новгород от подвластной ему Карелии.

http://pravenc.ru/text/64418.html

Скачать epub pdf Глава XVII Два года отдыха. – Пребывание св. Александра в Ростове. – Рождение сына Даниила. – Учреждение сарайской епархии. Кончина ростовского епископа Кирилла и избрание ему преемника Радуйся, до конца в подвизех служения Богу претерпевый. (Акаф., ик. 6) Радуйся, о благе народа усердно в житии своем пекийся. (Ик. 9) Радуйся, всем нам образе вернаго Богу служения. (Ик. 7) Весною 1259 года Александр спешил из Новгорода в Ростов. Он казался чрезвычайно утомленным, да это и понятно: только что окончены были тяжкие хлопоты в Орде, требовавшие страшного напряжения сил, как начались волнения в Новгороде. Много пережил и перечувствовал за последнее время Александр Ярославич. Нелегко ему было заставить согнуться под ярмо свободный народ, тяжело отдавались в его сердце укоры новгородцев: князь-де стоит заодно с сыроядцами... Отдых, хотя бы только временный, был необходим для него, и он надеялся его найти среди семьи и близких его сердцу родственников. В Ростове жила почтенная княгиня Мария Михайловна, старшая в роде и всеми глубокопочитаемая дочь замученного в Орде св. кн. Михаила черниговского и вдова доблестного князя-страстотерпца Василька Константиновича. Ее сыновья Борис и Глеб Васильковичи более всех понимали Александра и были его всегдашними и лучшими помощниками 353 . В Ростове же он должен был встретиться с епископом Кириллом, пользовавшимся глубоким уважением от князей и народа. К приезду Александра в Ростов поспешила, конечно, из Владимира и его семья. Как ни спешил великий князь прибыть в Ростов к Вербному воскресенью, но, вероятно, весенняя распутица задержала его в дороге: он мог приехать только в среду Страстной недели. Семья, дорогие родственники и народ готовились с радостью встретить великого князя. Престарелый Кирилл также вышел навстречу ему с крестом и благословил его. «Отче и господине! – воскликнул Александр, здороваясь с маститым пастырем, – благодарю тебя: твоею молитвою я благополучно и в добром здоровье съездил в Новгород и твоею же молитвою благополучно возвратился!» 354

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Скачать epub pdf Глава XII Великое княжение Александра Ярославича. – Св. Александр – правитель. – Отношение к Западу. – Политика относительно татар Радуйся, крестоносным царям похвала боговенчанная. (Служба св. Александру Невскому, конец XVI в.) Радуйся, яко мудре оградил еси в земли своей отеческия доблести и предания. (Акаф., ик. 7) Радуйся, во всем житии верным вере отцев пребывый. (Ик. 8) Если бы Андрей Ярославич сумел удержаться великим князем, установить надлежащим образом отношения к татарам и, в качестве правителя, оказаться на высоте своего положения, задача Александра была бы ясна и немногосложна – стоять на страже отечества против западных врагов и оберегать по-прежнему целость русской земли от неизбежных нападений с их стороны. Но Провидение решило иначе: Александр стал во главе русского народа, и его задачи сразу усложнились. Однако, многообъемлющий ум и могучая воля помогли ему в разрешении труднейших вопросов века. Так постепенно развивается пред нами величие этого героического образа... В первую половину своей деятельности, в качестве новгородского князя, он является пред нами, главным образом, как искусный полководец, которому удивляются до сих пор. Но уже за это время его жизни выступают пред нами главные черты его характера. Он не увлекается личной, рыцарской храбростью, не жаждет военной славы; битвы и победы составляют для него только средства для достижения высших целей. Он не гордится своими успехами, приписывая их всецело небесной помощи. Проявляя личную храбрость, где нужно, он побеждает неприятеля главным образом стратегическим искусством, глубоко обдумывая план своих действий и затем с ужасающей быстротой приводя его в исполнение. Таким образом, это вовсе не была бурная натура, страстно и неудержимо стремившаяся вперед и увлекавшая за собою других. В вопросе о великом княжении он обнаруживает удивительную предусмотрительность и осторожность, скромность и самоотвержение и вместе с тем глубокое уважение к правам других. Он умеет терпеть, когда другие спешат. Сознание внутренней нравственной мощи сказывается в этом спокойствии...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Скачать epub pdf Приложение III. Святой Александр Невский в рассказах современников-очевидцев Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним! (Повесть о житии Александра Невского) «О великом князе нашем Александре Ярославиче, умном, кротком, мудром, храбром, тезоименитом царю Александру Македонскому, подобном сильному и храброму царю Ахиллу. Расскажем об его мужестве и житии о Господе нашем Иисусе Христе, Сыне Божием. Как мне, худому, грешному и недостойному, начать описание жития великого князя Александра Ярославича, внука Всеволода!? Но ведь я слышал и от отцов своих и сам был самовидец жизни его и рад поведать о святом, честном и славном житии его. Приточник говорит 427 : в злохитру душу не внидет премудрость, на высоких бо краех есть, при вратех сильных приседит. Но хотя я и груб умом, однако, по молитве святой госпожи Богородицы и поспешением св. князя Александра Ярославича положу начало. Этот князь родился от отца благочестивого, нищелюбца и кроткого – от великого князя Ярослава и от благочестивой матери Феодосии. Так и пророк Исаия говорит 428 : тако глаголет Господь: князи Аз учиняю, священи бо суть; Аз вожу я воистину. Воистину, его княжение совершилось по Божьему изволению, и на нем почивало Божие благословение. Ростом он был выше других людей; его голос (гремел), как труба, среди народа. Лицом он был как Иосиф прекрасный, которого египетский царь поставил вторым (по себе) царем над Египтом. Сила у него – половина силы Самсоновой. Бог наделил его храбростью римского царя Веспасиана, сына (преемника!) Неронова, покорившего землю иудейскую. Когда Веспасиан хотел напасть на город Иотапату, граждане, ополчившись, вышли и победили его полки, так что он остался один (пред врагами). Прогнав врагов до ворот и взяв город, он с укоризною посмеялся над своей дружиной: «Оставили вы меня одного!!» Так и князь Александр Ярославич, побеждая других, сам оставался непобедим». О посещении Александра ливонским магистром Андреем Вельвеном. Нападение шведов

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Мученик Благоверный Князь Михаил Тверской (+ 1318) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 22 нояб. в день мученической гибели, 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских князей, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1541 и 1549 гг. Св. благоверный князь Михаил Ярославич тверской был сыном князя Ярослава Ярославича — брата св. Александра Невского и родился в 1272 г., когда отец его уже умер. Воспитывала его мать, княгиня Ксения, принявшая впоследствии иночество. Образ жизни его был в юности почти монашеский: заветным его желанием было стать когда-нибудь иноком или мучеником. Последнее сбылось. В 1285 г. он наследовал своему старшему брату, князю Святославу, и начал свое княжение с закладки в Твери Спасо-Преображенского собора. В 1294 г. он женился на ростовской княжне Анне Димитриевне (память ее 2 окт.) и имел от нее четверых сыновей и дочь. Он был высокого роста и отличался красотой, силой и мужеством. Народ любил его. В 1304 г. настала его очередь, как старшего в роде, стать вел. князем владимирским. Но теперь великокняжеский престол зависел от произвола хана, и князь Юрий Даниилович московский, сын младшего сына св. Александра Невского (женатый на сестре хана Узбека, Кончак-Агафии), своими происками добился того, что великое княжение было предоставлено ему. Михаил Ярославич готов был уступить, дабы избежать пролития русской крови, но московский князь вторгся в Тверскую землю с большим войском и стал ее опустошать. В 40 верстах от Твери, при деревне Бортенево, князь Михаил разбил его, причем взял множество пленных, среди которых была княгиня Агафия, посол хана Кавгадый и брат князя Юрия — Борис. Князь принял знатных пленников с почетом и готов был их отпустить, но, к несчастью, княгиня Агафия в Твери скоропостижно скончалась, и князь Юрий обвинил тверского князя перед ханом в том, что он ее отравил. Возвели на него и другие клеветы, и хан Узбек вызвал князя Михаила в Орду на суд.

http://sedmitza.ru/lib/text/437900/

Разделы портала «Азбука веры» ( 17  голосов:  4.7 из  5) Оглавление Невская битва 1240, битва между русскими и шведскими войсками на р. Неве 15 июля. Целью вторжения шведов был захват устья р. Невы и г. Ладоги, что давало возможность овладеть важнейшим участком пути «из варяг в греки», находившимся под контролем Новгорода Великого. Получив известие о появлении шведов под командой зятя короля Эрика XI Биргера, новгородский князь Александр Ярославич, не ожидая подхода всех своих сил, двинулся вниз по р. Волхов и раньше шведов вышел к Ладоге, где к нему присоединилась дружина ладожан; к этому времени шведы с союзниками (норвежцами и финнами) достигли устья р. Ижора. Воспользовавшись туманом, русские неожиданно напали на шведский лагерь и разгромили врага; только наступление темноты прекратило битву и позволило спастись остаткам войска Биргера, который был ранен Александром Ярославичем. В Невской битве особенно отличились Гаврила Олексич, Збыслав Якунович, Яков Полочанин и другие. Князь Александр Ярославич за проявленное в битве полководческое искусство и мужество был прозван Невским. Военно-политическое значение Невской битвы состояло в предотвращении угрозы вражеского нашествия с севера и в обеспечении безопасности границ России со стороны Швеции. — ( БСЭ. М., 1974, т. 7) Аз худый и многогрешный, малосъмысля, покушаюся писати житие святаго князя Александра, сына Ярославля, а внука Всеволожа. Неизвестный автор «Жития Александра Невского» Светлой памяти раба Божия Иадора — Эдуарда Федоровича Володина Венец первый. Свадебный Глава первая. Благодатный огонь Из святого града Иерусалима, от самого живоносного камени Гроба Господня шел инок-паломник повидать Александра. Два разных противоречивых чувства одолевали его. Первое — страшное, чернокаменное, тяжким гнетом лежащее в груди всю эту зиму, покуда он влачился по Земле Русской, видя ее беспримерное и полное разорение. Но чем ближе был Торопец-городок, куда стремился странник, тем больше охватывало его чувство радости, что вот уж скоро встретится он с Ярославичем и порадует его благою вестью, несомой от самих тех земель, где проповедовал и страдал Господь наш Иисус.

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

Скачать epub pdf Глава XVIII Последний великий подвиг св. Александра. – Бесермены. – Восстание народа. – Гнев хана. – Путешествие св. Александра в Орду «избавы ради христиан». – Успех ходатайства Радуйся, яко многащи воспринимал еси на себе страшный ответ о неразумных народа своего возстаниих. (Акаф., ик. 7) Радуйся, волею мучениче, сликовствуяй ныне сонму мучеников добропобедному. (Ик. 1) Предчувствовал ли Александр Ярославич, что протекшие два года мирной и сравнительно спокойной жизни будут лишь кратковременною ослабою, какую среди тяжких трудов и забот послал ему Господь, да почиет, прежде даже не отъидет ( Псал. 38, 14 )? Не только предчувствовал, но, можно сказать, изо дня в день ожидал новых беспокойств. Отстояв самостоятельность государства, он неизбежно должен был согласиться на тяжелую дань. При этом с одной стороны он хорошо знал жадность татар, их грубость и склонность к насилиям всякого рода, с другой – понимал всю неподготовленность русского народа к рабской покорности, к тяжким жертвам и терпеливому перенесению невзгод. До монгольского ига власть русских князей вовсе не была отяготительна для народа. Хотя наши князья и вели воинственный образ жизни, но в обращении с народом они нередко проявляли черты истинно отеческой заботливости, добродушия и кротости. В народных песнях не слышится ни малейшей жалобы на притеснения со стороны бояр и князей, на худую, тяжелую жизнь, – значит, жить было хорошо. За самые тяжкие преступления виновный платился лишь своим имуществом, отдавая определенную законом пеню. К телесному наказанию не прибегали. Слова: «да будет мне стыдно» – служили порукою в верности и ненарушимости принятых на себя обязательств. У монголов были другие обычаи: требуя дани, они без церемонии ставили неисправных должников на правеж, секли кнутом, прибегали к пыткам, казнили смертью, чтобы страхом и муками добиться того, чего им хотелось. Убить человека другой народности им ничего не стоило, по словам современного наблюдателя. Наконец, самые повинности могли показаться народу весьма обременительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кочетковцы захватили власть в Тверской митрополии? Кочетковское блудодействие в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери вызвало народные волнения 03.02.2020 6256 Время на чтение 6 минут Вчера, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери богослужение возглавил настоятель собора протоиерей Александр Любавин. Ему сослужили представители тверского и московского духовенства, сообщает сайт Тверской епархии . После богослужения состоялось освящение установленной в соборе памятной доски в честь православного братства святого князя Михаила Тверского и всех православных братств России. Оно было приурочено к открывающейся в Твери 3 февраля IV Международной научно-практической конференции «Личность в истории православных братств: епископы, священники, миряне». Православное братство святого великого князя Михаила Ярославича было создано в Твери в 1884 году при Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Тверское братство было учреждено как «всесословная общественная организация с целью религиозно-нравственного просвещения населения путем открытия церковно-приходских школ, организации внебогослужебных чтений, издания и распространения духовной литературы, борьбы с расколом и сектантством». Первым руководителем братства стал епископ Антоний (Державин). Братство просуществовало до событий 1917 года, напоминает сайт епархии. «Деятельность братства святого великого князя Михаила Ярославича сделало немало начинаний в массовом обучении элементарной грамотности широких народных масс, и прежде всего, детей и юношества, а также в формировании сети начального образования, становлении библиотечного дела, в целом оказала значительную помощь и поддержку в развитии народного просвещения», - сообщает епархиальный сайт. И всё вроде бы хорошо и правильно, если бы не одно большое НО. Братство святого князя Михаила Тверского - кочетковцы. Они же являются идеологами конференции «Личность в истории православных братств: епископы, священники, миряне». Как сообщается на сайте Свято-Филаретовского православно-христианского института, организовали конференцию Миссионерский отдел Тверской епархии, Исторический факультет Тверского государственного университета, Свято-Филаретовский православно-христианский институт, Преображенское содружество малых православных братств, Action chrétienne des étudiants russes – Mouvement de jeunesse orthodoxe (ACER-MJO). Свято-Филаретовский институт и Преображенское содружество - структуры кочетковские, т.е. неообновленческие.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/03/ko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010