епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский) (07.10.1890–16.05.1979) Воспоминания Основы православия Русская патрология Аудиокниги епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский) Епископ Зилонский, викарий Западно-Европейской Архиепископии Константинопольского Патриархата. Автор Православного катехизиса. Биография Родился в Петербурге в дворянской семье Дмитрия Петровича Семёнова-Тян-Шанского, ученого-статистика (1852 — 1917), и Евгении Михайловны Заблоцкой-Десятовской (1854—1920), приходился внуком Петру Петровичу Семёнову Тян-Шанскому, знаменитому исследователю Средней Азии. Имел 4 братьев и 2 сестёр. В 1914 году окончил юридический факультет Петербургского университета. Проявлял интерес к наукам и искусству, хорошо рисовал. В 1916 году окончил офицерские курсы Пажеского корпуса и поступил в лейб-гвардии Егерский полк, участвовал в Первой мировой войне и в гражданской войне в рядах Добровольческой армии. В 1920 году эмигрировал сначала в Финляндию, затем — Германию, а в 1925 году — во Францию. В 1937 году начал изучать богословие и 23 марта 1941 года митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Александро-Невском соборе в Париже рукоположён в сан диакона. В 1942 году окончил Свято-Сергиевский богословский институт в Париже. Митрополитом Евлогием 21 мая 1943 года рукоположён во священника. С 1 июня 1943 года — помощник настоятеля Свято-Сергиевской церкви в Коломбеле, а с 11 января 1944 года — законоучитель и настоятель церкви при детском приюте в Веррьере-Ле-Бюиссон. С 1947 года настоятель церкви при Воскресенской женской обители и приюте в Розе-ан-Бри, а с 14 октября 1955 года — настоятель Покровской церкви в Париже; 17 апреля 1955 года возведён в сан протоиерея; 16 января 1957 года назначен настоятелем Знаменской церкви в Париже в должности которого оставался до своей кончины. В монашество был пострижен 2 июля 1966 года, а 3 июля возведён в сан архимандрита. Занимал видное место среди русской эмиграции. Являлся председателем канонической комиссии и духовного суда Западноевропейской русской архиепископии. Часто выступал на страницах эмигрантских изданий, много писал для «Вестника РСХД»; проявлял большой интерес к литературе и искусству, опубликовал ряд проповедей и статей о взаимосвязи христианства и культуры. Являлся духовным руководителем юношеской организации «Витязи» и членом Пажеского объединения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Серафима (1921), участник 1-го съезда РСХД в Пшерове, на котором был избран пожизненным председателем Движения (1923), переехал к брату в Прагу (19231926), профессор по кафедре экспериментальной и детской психологии, а затем и директор Русского педагогического института в Праге (19231926), член Братства Св. Софии (1924), поехал на 9 месяцев в США для изучения постановки там религиозного воспитания (19261927), обосновался в Париже по приглашению Парижского Св.-Сергиевского богословского института (1926), профессор Св.-Сергиевского богословского института по кафедре философии, истории русской философии, психологии и апологетики (19261962), староста Введенской церкви (19331938), основатель и руководитель Религиозно-Педагогического комитета, состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), член епархиального совета от мирян (19361942), участник 1-го международного общеправославного съезда богословов в Афинах (1938), арестован французскими властями в самом начале 2-й мировой войны и заключен без суда, следствия и даже обвинения в центральную тюрьму Парижа, где провел 40 дней в одиночной камере, после чего был отправлен в лагерь Вернэ (Арьеж), в котором пробыл 14 месяцев, после освобождения принял диаконский и священнический сан, иерейскское рукоположение совершил митр. Евлогий в Св.-Александро-Невском соборе в Париже (22.3.1942), помощник настоятеля Введенской церкви в Париже (22.3.1942февраль 1943), заместитель настоятеля Покровской церкви в Париже (февраль 19431.7.1943), помощник настоятеля Введенской церкви в Париже (1.7.19432.8.1962), протоиерей (7.1.1944), декан Св.-Сергиевского богословского института (19441948, вторично 1949–1962), митрофорный протоиерей (12.4.1946), основоположник Высших женских богословских курсов при Св.-Сергиевском институте (1950-е гг.), член епархиального совета от духовенства (19421962) и его председатель (1.10.195330.6.1958), доктор церковных наук за монографию «История русской философии» (6.6.1948), благочинный приходов Парижского округа (1.5.19491952), протопресвитер (7.1.1955), редактор альманаха «Вопросы религиозного воспитания и образования» (19271928) и «Бюллетеня религиозно-педагогического кабинета», долголетний член редколлегии «Вестника РСХД», был духовным отцом множества людей в Париже, митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как и всегда, епископ в пасхальные дни посещал неимущих. В 1915 году в первый день после Пасхи он посетил больных в зем­ской больнице, на другой день – в больнице Курбатова и призираемых в богадельне, на третий – заключенных в тюрьме. С 28 апреля епископ Амвросий предпринял поездки по викариатству, 13 мая он прибыл на Ижевские заводы, и здесь состо­ялся большой крестный ход. 14 мая после литургии в Александро-Невском соборе крестный ход вышел на Михайловскую площадь, где епископ обратился к собравшимся рабочим со словом. Обрисовав тяжелое положение русского народа, значи­тельно ухудшившееся вследствие войны, епископ напомнил недавнее доброе время, когда была запрещена винная торговля. Но недолго это продолжалось, вскоре развилась подпольная тор­говля, и среди русских снова стал распространяться этот страш­ный порок. «Мера долготерпения Божия, – закончил епископ, – может окончательно истощиться, и над русской землей может разразиться страшный гром гнева Божия. Господь долго ждет, да больно бьет». В начале ХХ столетия техническое развитие делало все боль­шие успехи, производя иной раз на людей, выросших в XIX сто­летии, впечатление подавляющее. Это было развитие не только в области строительства домов, заводов, железных дорог и т. п., но и в применении технических средств для пропаганды идей и вли­яния на умы и души. Открывались все новые и новые типографии, умножались издания газет, развивалось такое невиданное до сего средство пропаганды, как кинематограф. Это порождало новую проблему: сталкиваясь с техническим прогрессом, цензура стано­вилась беспомощна, между тем как в появлявшихся в это время новых средствах массовой информации, газетах и журналах, все чаще публиковались материалы безнравственного и соблазни­тельного характера. Быстрыми темпами шла легализация греха, формирование о нем среди народа представления как о явлении «нормальном». Преследуя зачастую цели материальной наживы, хозяева средств массовой информации не чуждались распростра­нения через них слухов, сплетен, суеверий и прямой лжи; отец лжи дьявол как бы сам вошел в мир под предлогом необходимо­сти сообщения разного рода «полезных сведений».

http://fond.ru/kalendar/585/amvrosiy/

– псаломщик той же церкви. 29 мая 1922 г. рукоположен во диакона и 21 января 1923 г. – во священника, оба рукоположения совершил митрополит Евлогий (Георгиевский) в Александро–Невском соборе в Париже. С 21 января 1923 по 1 февраля 1926 г. – 2–й помощник настоятеля Успенской церкви в Лондоне. В 1925 г. возведен в сан протоиерея, с 1 февраля 1926–го по 7 мая 1929 г. – настоятель Успенской церкви в Лондоне. В 1927 г. перешел в юрисдикцию РПЦЗ, с 7 мая 1929 по 1949 г. – настоятель Знаменской церкви в Париже. С 9 марта 1934 по 31 августа 1945 г. – член Епархиального Совета Западно–Европейской епархии РПЦЗ, с 30 апреля 1934 г. – благочинный приходов РПЦЗ в Парижском районе. 28 мая 1942 г. возведен митрополитом Серафимом (Лукьяновым) в сан протопресвитера, что не было утверждено Архиерейским Синодом РПЦЗ. 31 августа 1945 г. вместе с митрополитом Серафимом и Знаменским приходом перешел в юрисдикцию Московского Патриархата, вторично возведен в сан протопресвитера Патриархом Алексием I (1946). С 10 октября 1946 по 1949 г. – председатель Епархиального Совета Западно–Европейского экзархата Московского Патриархата. 2 декабря 1949 г. вместе со своим приходом принят в юрисдикцию русского Западно–Европейского экзархата Константинопольского Патриархата, утвержден в должности настоятеля Знаменской церкви. Скончался в Париже 3 июня 1952 г. 313 Врасский Андрей Иеремеевич, протопресвитер. Родился в 1894 г. в семье генерал–майора, директора кадетского корпуса, дворянин. После Октябрьской революции эмигрировал во Францию, в середине 1920–х гг. жил в г. Деказвиль, получил высшее образование, работал по специальности инженером в центральных районах Франции. В 1934 г. защитил докторскую диссертацию в Высшем богословском католическом институте во Франции в г. Тулуза. 6 июня 1941 г. рукоположен во диакона и 7 июня – во священника архиепископом Серафимом (Лукьяновым) в Знаменской церкви Парижа. 24 октября 1941 г. удостоен ученой степени доктора богословских наук. В 1941–1943 гг. – настоятель Воскресенской церкви в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

        Слово при посещении паствы, сказанное в Александро-Невском Симферопольском соборе 23 июня 1855 г.   Во время последнего посещения мною вашего города, под конец прошедшего года, я беседовал с вами, если памятуете, хотя отечески, но с некоторой суровостью, как того требовали тогдашние обстоятельства ваши. И признаюсь, хотя суровость эта была делом не моего какого-либо произвола, а следствием необходимости, но, несмотря на то, не раз сожалел я о ней и, если бы возможно было, возвратил бы назад сказанное, ибо кто же, выразимся подобно апостолу Павлу (2 Кор. 2; 2), будет доставлять вам отраду и радовать вас среди настоящих скорбей ваших, если мы еще будем вас печалить и сурово обращаться с самыми ранами вашими? Потому-то, говорю, я пенял на себя самого за вас и прилежно смотрел за тем, что произойдет с вами впоследствии: не будете ли вы скорбию пожерты (2 Кор. 2; 7) и унынием, не придете ли в еще большее смущение, - или, опомнившись от страха, войдете в дух мужества и упования, который я старался внушить вам, и начнете мыслить и действовать, как должно было ожидать от жителей города, столь почтенного, от людей, которые всегда известны были за усердных сынов Отечества? Благодарение Богу, над вами весьма скоро произошло последнее; и сбылись во всей силе слова апостола Павла, который говорит, что печаль бо яже по Бозе, - а другой мы не хотели и производить, - покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2 Кор. 7; 10). Воздремав по слабости человеческой на краткое время, подобно мудрым девам в Евангелии, вы весьма скоро пробудились, спешно наполнили светильники свои елеем милосердия, и немедля вышли бодрственно во сретение жениху. Я разумею под этим то, что вы так скоро после того начали делать и доселе так постоянно и усердно делаете для уязвленных на брани воинов наших. Помните ли, как я призывал вас к этому богоугодному подвигу? Как указывал вам на полную возможность и ближайшую удобность для вас, по самому местоположению города вашего, отличиться в таком роде человеколюбия пред лицом целого Отечества? Теперь вижу, что вы вполне поняли мои слова и уразумели это преимущество вашего местоположения; уразумели и, признаюсь, сделали еще более, нежели сколько можно было требовать от вас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=125...

Блюдитесь токмо, возлюбленные, чтобы вам самим не отнять как-либо и не умалить цены и достоинства этой вашей жертвы: или малодушием и ропотом, или своекорыстием и взаимными распрями, или хладностью и невниманием к бедным среди вас собратиям вашим. Что касается до того, какое расположение духа и сердца прилично вашему настоящему состоянию, то примите в руководство тот Божественный совет, который Сам Спаситель наш преподал возлюбленным ученикам Своим пред наступлением для них ужасного искушения – Его Креста и смерти. " Бдите, – говорил Он им, – и молитеся, да не внидете в напасть» ( Мф. 26:41 ), потому что напасть, хотя была и весьма близко, но еще не наступила; а мы вместо того скажем вам: бдите и молитеся, да изыдите от напасти, которая уже давно постигла вас и доселе не проходит! Да, возлюбленные, духовное бодрствование и молитва – от души сокрушенной и сердца смиренного, растворенная притом живой верой и искренним покаянием, – есть наидействительнейшее средство как к отвращению напасти наступающей, так и к удалению наступившей. Молящийся по видимому ничего не делает к отражению врагов; он не нападает на них и не отражает их ничем видимым, а токмо воздевает очи и руки свои к небу или, падши на землю, проливает пред Богом свои слезы. А между тем, действие такой теплой молитвы чрезвычайно сильно и действительно против самого лютого и могущественного врага. Почему так? Потому что в этом случае действует против врага уже не человек молящийся, а Сам Господь Всемогущий, у Которого просят помощи и защиты. «Бдите убо», возлюбленные, «и молитеся», да изыдите из напасти вашей! В подкрепление вашей веры и в ободрение вас на молитву мы можем и должны сказать, что над вами и градом вашим уже проявилось знамение милости Божией. В самом деле, подумайте. – Пристань ваша славится всюду своим удобством и безопасностью от бурь; берег моря вашего на великое пространство крайне удобоприступен для врагов; град ваш открыт и подвержен от края до края своего всем огням неприятельским: не здесь ли потому надлежало ожидать самых частых нападений от врага?

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Её путешествие в 1787 году и открыло ворота в Крым для российского общества. Обязанный своим губернским статусом и развитием императрице, Симферополь всегда помнил об этом. История знаменитого монумента Екатерине II началась в 1882 году, когда предводитель симферопольского дворянства В.П. Попов обратился к губернатору А.Н. Всеволожскому с предложением воздвигнуть памятник Екатерине Великой. Идея была одобрена. В честь столетия вхождения Крыма в состав Российской империи в главном городе Таврической губернии, Симферополе, 8 апреля 1883 г. в городском саду у реки Салгир был заложен памятник Екатерине. Погода, в первые дни апреля пронизывающая граждан холодом и сыростью, совершенно переменилась; было тихо и безоблачно, солнце приветливо грело. В 12 часов 30 минут крестный ход двинулся к месту закладки памятника. Закладка прошла в задуманном порядке: вложение бронзового ларца с отчеканенными серебряными и золотыми монетами, выписанными из Петербурга. Кади-эскер (представитель высшего мусульманского духовенства, заместитель муфтия) вложил ларец с монетами времен Екатерины и прочитал на татарском языке молитву. Затем прозвучал гимн «Боже, Царя храни», громкое «Ура», и церемониальный марш войск завершил праздник. Средства на памятник (92 тысячи рублей) собирали по всей Российской империи по подписке (большую часть пожертвовало дворянство губернии, царь Александр III – 5 тысяч рублей). Проект памятника составили скульптор Н.А. Лаверецкий (один из авторов памятника «Тысячелетия России» в Новгороде) и архитектор И.В. Вольф. В Петербурге были изготовлены отдельные фрагменты памятника, которые были доставлены в Симферополь. 18 октября 1890 г. памятник был торжественно открыт. В этот день, в 10 часов утра, архиепископ Симферопольский и Таврический Мартиниан отслужил божественную литургию в кафедральном Александро-Невском соборе, затем панихиду по усопшей Екатерине Великой. Крестный ход направился в городской сад. Основанием памятника послужил постамент серого и красного гранита. На нём возвышалась бронзовая фигура Екатерины II В платье с орденской лентой и с накинутой мантией.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Из слова Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в Александро-Невском соборе в Нижнем Новгороде 31 июля 2015 г. Заголовок дан редакцией.   ЛЮДИ  ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДА Как я пережил переходный возраст своих сыновей Жизнь подростка — это всегда некоторая тайна для родителей. И сколь бы доверительными ни были ваши отношения, каким бы жестким ни был контроль, это ничего не меняет. Примерно после 13 лет можете быть уверены — жизнь вашего ребенка перестала быть для вас прозрачной. В ней появились территории, на которые вам теперь нет доступа. Вломиться на эти территории без приглашения не получится. Да и желания такого у многих родителей не возникает, к слову говоря. Как-то спокойней жить с верой в то, что сказанное улыбающимся чадом «пап, да у меня все нормально, не парься» соответствует настоящему положению дел. Мир подростка — это как бы параллельная реальность, в которую ты не можешь войти, хотя она разворачивается прямо у тебя под носом. Даже увидеть ее толком ты не в состоянии. А если и увидишь, то, скорее всего, ничего там не поймешь со своей взрослой колокольни. Потому что этот мир кипуч, хаотичен и находится в стадии формирования. Там еще нет никаких определенностей, там бурлит расплавленная магма желаний, интересов, вопросов, попыток разобраться в себе, в окружающей жизни, в отношениях с другими людьми. И отлить эту кипящую магму в какие-то законченные формы твой ребенок сейчас может только сам. Сунешься туда со своими взрослыми рецептами слишком грубо — можешь разрушить хрупкие, едва начавшие оформляться черты индивидуальности молодого человека. На мой родительский взгляд, тут есть лишь один конструктивный путь. Нужно попытаться создать рядом с этой закрытой территорией подростка свое пространство для общения — новое и открытое для любых тем и вопросов. Нечто вроде запасного аэродрома, на котором твой подросший ребенок всегда сможет приземлиться, если ему вдруг понадобится твоя помощь, совет, или просто  захочется уткнуться носом в плечо и молча побыть рядом. Не рваться с силой в чужой мир, а раскрыть границы своего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

63 Пастырь 1893 г. 1, стр. 10–11; см. грамоту 1710 г. о восстановлении звания Кутаисского митрополита; Акты кавказской археографической комиссии; т. I, стр. 29–30. 65 Ныне кафедра Имеретинская находится при Кутаисском Александро-Невском соборе, сооруженном в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. 67 По этому штату, между прочим, положено: А) на содержание канцелярии в составе из нижеследующих лиц: секретарь – 1, с жалованьем 970 р., по должности и мундиру в VIII классе, по пенсии в VI разряде, 2) Помощник секретаря 600 р., по должности и мундиру в IX классе, по пенсии VIII разряда, 3) 3-м писцам 720 р. и 4) на канцелярские и другие расходы 480 р.; Б) на содержание кафедрального собора: протоиерею 450 р., ключарю 400 р., двум священникам по 350 р., протодиакону 400 р., двум диаконам по 200 руб., двум иподиаконам по 150 р., двум псаломщикам по 120 р., на наем церковной прислуги 240 р., на содержание певчих 1250 р. и на церковные потребности 120 р. (Дело Грузино-имеретинской Синодальной Конторы по 1-му столу имеретинского отдела, 97–1885 года «О новом распределении епархий Грузинского экзархата»). Определением Святейшего Синода, от 10–20 декабря 1882 года за 2668, высочайше утверждена должность архивариуса при Имеретинской епархиальной канцелярии. Церковный Вестник, 1883 г. 3. 69 По этому штату, между прочим, положены: А) при канцелярии: секретарь – 1 с жалованьем 970 р., по должности и мундиру VIII класса и по пенсии VI разряда, 2) помощник секретаря, с жалованьем 600 р., по должности и мундиру IX класса и по пенсии VIII разряда, 3) на плату писцам 480 р. и 4) на канцелярские и другие расходы 450 р. Б) по кафедральному собору: 1) протоиерей с жалованьем 450 р., ключарь 400 р., два священника по 350 р., один протодиакон 400 р., два диакона по 200 р., два иподиакона по 150 р., два псаломщика по 120 р, на наем церковной прислуги 120 р., на содержание певчих 500 р. и на церковные потребности 300 р. Дело Синодальной Конторы по первому столу имеретинского отделения 27 1885 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Страш ное словосочетание: «сам виноват». Ты  — сам , ты — один , ты… —  и нет никого с тобой, сам нарвался — сам расхлебывай. Сам — изоляция, карантин, «абонент недоступен»… Хорошо, если рядом вовремя окажется человек, который разглядит тревожные симптомы и сумеет убедить страждущего, что надо позаботиться о себе. Помню, как давным-давно со мной рядом оказался такой человек. Я в то время (это был 1987 г.) только начинал трудиться в Таллиннском Александро-Невском соборе. Нагрузка была вполне приличная: сначала читал часы, потом прислуживал в алтаре за Литургией, а после приступал к обязанностям смотрителя. И так каждый день до двух часов дня без выходных. Ну и, конечно, очень ревностно относился к своим послушаниям, переживал… Как-то раз ко мне подошел один наш прихожанин, Борис Иванович, пожилой уже человек, очень благообразный, я на него обратил внимание в первый раз еще, когда только переступил порог собора: какая-то искренняя приветливость была в его улыбке, выделявшейся на депрессивном фоне бабулек (он и в самом деле был истинным подвижником благочестия). Так вот, подходит ко мне Борис Иванович и вручает сложенный вчетверо лист бумаги. Дело давнее, поэтому текст в подробностях не вспомню, а оно того стоило, потому что написано было очень хорошо (Борис Иванович — педагог, в прошлом директор то ли школы, то ли детского дома). Суть сводилась к тому, что в таком напряжении мне долго не выдержать, а когда надорвусь, мою жертву никто не оценит, и никому я не буду нужен. Но он как-то лучше написал. Без сюсюкания, но мягко, не поучая, но давая дружеский совет. После этого я инициировал график дежурств алтарников, и отныне знал, когда моя череда, смотрительские обязанности иногда тоже кому-то передавал. Можно сказать, Борис Иванович меня тогда спас. И никаких выходных Спустя три года я был рукоположен во диакона, а еще через два с половиной — во священника. Проблема выгорания слегка коснулась меня уже в диаконский период (я был активным диаконом: выступал с проповедями по радио, руководил соборной воскресной школой, преподавал в двух общеобразовательных школах, продолжал учебу в ЛДС, затем поступил на, вскоре приказавший долго жить, заочный сектор ЛДА, при этом нес диаконскую череду в соборе). Проявлялось выгорание в сильном нервном напряжении и душевных смущениях. Три дня в Пюхтицах осенью 1992 года перед рукоположением во священника — и симптомы выгорания испарились.

http://pravmir.ru/o-pastyrskom-vygoranii...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010