29 апреля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Болгарский Максим возглавили Божественную литургию в Патриаршем Александро-Невском кафедральном соборе Софии. В состоявшихся беседах Предстоятели двух Церквей обсудили перспективы двустороннего сотрудничества, в том числе в сферах духовного образования, паломничества, и затронули вопросы общеправославного взаимодействия. Святейший Патриарх Максим вручил Святейшему Патриарху Кириллу высшую награду Болгарской Православной Церкви – орден святого равноапостольного царя Бориса. В ходе пребывания в Болгарии состоялись встречи Предстоятеля Русской Православной Церкви с Президентом Р. Плевнелиевым, Председателем Совета министров Б. Борисовым и Председателем Народного Собрания Ц. Цачевой. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Подворье Русской Православной Церкви в Софии, где встретился с соотечественниками, а также Пловдивскую епархию. Его Святейшество возложил венки к памятникам Императору Александру II – Освободителю в Софии, русским воинам, героям битвы при Филиппополе и советским воинам-освободителям в Пловдиве. В Софийском университете культурного наследия состоялась церемония присуждения Святейшему Патриарху Кириллу звания почетного доктора honoris causa, а также презентация болгарского издания книг Его Святейшества " Слово пастыря " и " Свобода и отвественность " . В дни визита в Доме Москвы в Софии состоялась выставка продукции мастеров церковного искусства из разных стран, относящихся к канонической территории Московского Патриархата. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Воздать хвалу Богу за дарованную радость сослужения и братского общения Предстоятеля Русской Православной Церкви со Святейшим Патриархом Болгарским Максимом. 2. Выразить благодарность Святейшему Патриарху Болгарскому Максиму за гостеприимство, проявленное к делегации Московского Патриархата. 3. Отметить важное значение состоявшихся бесед Предстоятелей Русской и Болгарской Православных Церквей для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества и укрепления православного единства.

http://religare.ru/2_94998.html

4 нояб. 1903 г. решением Синода избран епископом Вольским, викарием Саратовской епархии. Архиерейскую хиротонию 6 дек. того же года в Александро-Невском кафедральном соборе Саратова совершили епископы Саратовский и Царицынский сщмч. Ермоген (Долганёв) , Тамбовский и Шацкий Иннокентий (Беляев ; впосл. архиепископ), Уральский Тихон (Оболенский ; впосл. митрополит). П. стал 1-м Вольским епископом с местопребыванием в титульном городе. В Вольске в период его управления вик-ством был отреставрирован кафедральный собор, сооружена Свято-Успенская ц., достроено здание 2-го Саратовского жен. епархиального уч-ща. В 1908 г. назначен епископом Пермским и Соликамским. По инициативе П. в епархии стало активно развиваться трезвенническое движение, при приходах создавались общества трезвости (всего за годы управления П. Пермской епархией было открыто 136 таких об-в). Был организован Епархиальный проповеднический наблюдательный комитет. 1 марта 1911 г. П. открыл в Перми Пастырско-миссионерскую школу им. Иоанна Кронштадтского, 17 окт. 1912 г.- Пермское епархиальное церковно-археологическое общество. Во время архиерейства П. был восстановлен Иоанно-Богословский мон-рь в Чердыни. 2 авг. 1914 г. назначен епископом Саратовским и Царицынским. Организовывал в епархии благотворительную деятельность во время первой мировой войны. По его инициативе были созданы приходские сестричества по уходу за ранеными, ясли для детей призванных на военную службу при приходах и сестричествах, основан епархиальный Комитет по устройству быта беженцев. Были вновь организованы проповеднический и миссионерский кружки в Саратовской ДС, миссионерские курсы для монахинь (янв. 1917). Также во время пребывания П. на Саратовской кафедре были созданы Епархиальный проповеднический наблюдательный комитет (1914) и Епархиальный певческий наблюдательный совет (1915). П. регулярно объезжал приходы епархии. Был награжден орденами св. Анны 2-й (1900) и 1-й (1910) степени, св. Владимира 3-й (1905) и 2-й (1913) степени. После Февральской революции 1917 г.

http://pravenc.ru/text/2578735.html

4 нояб. 1960 г. свящ. В. Якобс был назначен настоятелем ц. во имя св. Иоанна Предтечи в таллинском р-не Нымме. Прослужил на приходе ок. 30 лет. Прилагал большие усилия к обустройству храма, организовал его восстановление после 2 больших пожаров, возникших вслед. поджогов (всего храм поджигали 4 раза). 1 апр. 1966 г. возведен в сан протоиерея. Награжден митрой. В 1974 г. овдовел. Был делегатом Поместного юбилейного Собора РПЦ 1988 г. В мае 1990 г. по предложению управляющего Таллинской епархией Ленинградского и Новгородского митр. Алексия (Ридигера; с 7 июня 1990 патриарх Московский и всея Руси Алексий II) стал председателем восстановленного Епархиального совета. После избрания предстоятелем Русской Православной Церкви патриарх Алексий II предложил кандидатуру прот. В. Якобса, хорошо знающего местные традиции, владеющего как рус., так и эст. языком, в качестве своего преемника на Таллинской кафедре. Было решено, что патриарх временно сохранит за собой управление епархией, а прот. В. Якобс по пострижении в монашество станет викарным архиереем. 20 июля 1990 г. он был назначен епископом Таллинским, викарием патриарха. 21 авг. того же года в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре его наместником архим. Павлом (Пономарёвым ; ныне митр. Минский и Заславский, экзарх всея Беларуси) был пострижен в монашество с именем Корнилий в честь прмч. Корнилия, игум. Псково-Печерского. Восприемником К. стал архим. Иоанн (Крестьянкин) . 6 сент. возведен в сан архимандрита. 15 сент. в таллинском Александро-Невском кафедральном соборе состоялась архиерейская хиротония К., к-рую возглавил патриарх Алексий II. В хиротонии участвовал митр. Хельсинкский Тихон (Таякка; Финляндская Православная Церковь). С 11 авг. 1992 г. правящий епископ с титулом «Таллинский и Эстонский». С 26 апр. 1993 г. предстоятель автономной Эстонской Православной Церкви (ЭПЦ) с титулом епископ «Таллинский и всея Эстонии». 25 февр. 1995 г. возведен в сан архиепископа, 6 нояб. 2000 г.- в сан митрополита.

http://pravenc.ru/text/Корнилия ...

Без малого 30 лет прослужил настоятелем протоиерей Вячеслав Якобс в Иоанно-Предтеченской церкви. В 1990 году он был пострижен в монашество, и 15 сентября в Александро-Невском кафедральном соборе совершилась его хиротония во епископа Таллинского. После рукоположения протоиерея Вячеслава Якобса во епископы священниками в Ныммеском храме недолгое время служили: игумен Никандр (Мёльтер), иерей Владимир Андреев, иерей Ювеналий Каарма. С 25 июня 1991 года в нашем храме стал служить о.Павел Попов. Можно сказать, что с его приходом начался ещё один новый этап в жизни прихода. о.Павел служил часто, его матушка, регент Юлия Попова привлекла в хор много молодых певчих. Частые богослужения о. Павла, его проповеди помогали новообращенным воцерковиться и активно участвовать в церковной жизни, в том числе часто причащаться Святых Таин. Постепенно приход стал многочисленным. По большим праздникам храм стал слишком тесен, появилась необходимость в постройке нового храма, по размерам большего, чем настоящий. При поддержке города в рамках проекта «Ренесанс церквей» удалось осуществить капитальный ремонт храма: заменить гнилые балки, несущие конструкции, заменить крышу, покрыть заново купола, утеплить храм, установить газовое отопление, обновить стены храма изнутри и снаружи. При помощи спонсоров художником Андреем Лобановым было сделано 8 витражей на все большие окна храма. Также на фасаде над пилястрами 6 фресок. На витражах и на фресках изображается житие покровителя храма Иоанна Крестителя. С июня 2006 г. протоиерея Павла Попова перевели на служение в храм святителя Николая в Копли. Новым настоятелем был назначен иерей Фома (Тоомас) Хирвоя. 7 августа 2006 года вторым священником был рукоположен выпускник рижской Духовной Семинарии иерей Сергей Лийв. Дьяконом с февраля 2000 года неустанно служит о. Дмитрий Жестков. Вместе со своей матушкой Инной (Анастасией) Сибуль они ведут Воскресную школу, которую с удовольствием посещают маленькие прихожане прихода. Источник: сайт Эстонской Православной Церкви

http://sobory.ru/article/?object=09416

В алтаре собора состоялась краткая беседа Святейшего Патриарха Кирилла с Симеоном II Сакскобургготским. По окончании богослужения приветствие Святейшего Патриарха Болгарского Максима Предстоятелю Русской Православной Церкви огласил епископ Знепольский Иоанн, викарий Патриарха Болгарского. «Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, дорогие гости из Русской Православной Церкви, боголюбивые братья и сестры, Христос воскресе! " Сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь! " (Пс. 117. 24). День радости, всеобщей пасхальной радости со всеми искупленными Христовым Воскресением братьями и сестрами. В такие дни Спаситель призывает нас к святому общению с Ним и со всеми Его последователями, глубоко верующими в непобедимого Живого Бога. Пасхальный период — самый торжественный и радостный период православного церковного календаря, потому что всесильно нам возвещает победу Жизнодателя Христа над смертью, искупление от греха и вечное спасение. Святая Церковь сегодня почитает жен-мироносиц — благовестительниц воскресения Нашего Господа Иисуса Христа, и мы, осиянные светом, духовно обрадованы, потому что Пасха, по слову святого Иоанна Златоуста, есть " залог мира, источник примирения, изгнания врагов, разрушения смерти, избавления от греха и спасения человеков " . Вот почему мы рады, что сейчас, когда лучи Воскресения ласкают наши сердца и веселят наши умы в познании Истины, у нас есть возможность открыть объятия и передать пасхальное приветствие братскому благочестивому русскому народу в лице вседостойного Предстоятеля Русской Православной Церкви-сестры — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с всеосвященным клиром, всечестным монашеским братством и богохранимой паствой. Ваше Святейшество, с самыми светлыми чувствами любви во Христе приветствуем Вас и Ваших досточтимых спутников. От имени Священного Синода Болгарской Православной Церкви и от моего имени — добро пожаловать на нашу древнюю и гостеприимную болгарскую землю, освященную пролитой кровью православных — воинов, достойных чад Святой Руси, которые были преданны до принесения себя в жертву за дело освобождения от тяжкого агарянского ига своих собратьев и единоверных чад Болгарии. Их подвиг напоминает нам о преданности, проявленной женами-мироносицами ко Христу Спасителю; потому правда требует от нас благодарности, которую болгарский народ преподносит в этот пасхальный период с поклоном и святым целованием.

http://patriarchia.ru/db/text/2192677.ht...

Епископ Маардуский Сергий привел статистические данные, характеризующие нынешнее состояние Эстонской Православной Церкви: число ее прихожан составляет примерно 150 тысяч человек (это около 10% населения Эстонии), Церкви принадлежит более 30 храмов, в которых служат порядка 60 священнослужителей, в состав эстонского епископата входят 3 епископа. По словам викария Таллинской епархии, главная особенность современного Православия в Эстонии это «налаженная богослужебная жизнь: есть некоторые эстонцы, которые присматриваются к вере и, будучи формально лютеранами, попадают на православное богослужение, которое их так впечатляет и поражает, что они понимают здесь присутствие Божие, живой разговор с Богом». Богослужение частично совершается на эстонском языке, в кафедральном Александро-Невском соборе Таллина раз в неделю совершают Божественную литургию на эстонском языке. Епископ Сергий также рассказал об оживлении молодежной работы в Эстонской Церкви, о воссоздании движения «Витязь», которое изучает историю Православия в Эстонии. Комментируя фотографии, посвященные священномученику Платону (Кульбушу), епископ Лазарь рассказал о жестокой расправе над ним: в конце 1918 года находившийся в Тарту епископ Платон был арестован большевиками. Вместе с протоиереями Николаем Бежаницким и Михаилом Блейве он был расстрелян в январе 1919 года отступавшими из города красными. «Епископ Платон был казнен с особой жестокостью, фактически растерзан: на его теле обнаружено семь штыковых ран, взрывная пуля в правом глазу пробила череп», поделился владыка Лазарь. Обратив внимание собравшихся на фотографии, свидетельствующие о возрождении Православия в Эстонии, епископ Лазарь отметил, что государство никогда не отказывает Эстонской Православной Церкви в субсидиях на восстановление разрушенных храмов-памятников архитектуры, новые храмы строятся за счет благотворителей. Сергей Мянник рассказал о давнем сотрудничестве Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата с Фондом Григория Богослова: оно началось с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, пожелавшего, чтобы его монография «Православие в Эстонии» вышла на эстонском языке.

http://patriarchia.ru/db/text/5006080.ht...

Имел много духовных чад, в т. ч. из образованных людей, к-рых привлекал своей глубокой начитанностью и остротой рассуждений по самым разным предметам. С простыми людьми говорил на их языке, часто употребляя придуманные им самим остроумные поговорки, разыгрывал действия с использованием фигурок животных, с которыми «беседовал» о проблемах приходящих к нему, что многие истолковывали как юродство. Давал духовные наставления многочисленным паломникам, помогал болящим молитвами. Часто к Н. обращались за помощью при недуге пьянства. Все, что ему приносили, Н. раздавал нуждавшимся. В Светлую седмицу ходил в свободное от служб время по богадельням, больницам и тюрьмам с пасхальными подарками, полученными им от состоятельных горожан. Был любим детьми, к-рые встречали его радостными возгласами: «Маленький батюшка! Маленький батюшка идет!», а он благословлял их и одаривал конфетами. В 1918 г. Н. ушел в затвор, жил в Николо-Тихоновском скиту или в Киновии. В нач. 20-х гг. возведен в сан игумена, затем архимандрита; был настоятелем монашеского скита. В июне 1922 г. за отказ признать обновленческое Высшее церковное управление был арестован Саратовский еп. Досифей (Протопопов ; впосл. архиепископ). Временно управлявший Саратовской епархией викарный Вольский еп. Иов (Рогожин), опасаясь репрессий со стороны властей, в июле того же года выехал из Саратова в Ставропольскую епархию, где занял викарную Пятигорскую кафедру. Борьбу с обновленчеством в епархии возглавлял общегородской церковный совет при кафедральном Александро-Невском соборе Саратова, к-рый продолжал действовать даже после захвата самого храма обновленцами. Церковный совет считал необходимым скорейшее рукоположение новых правосл. епископов. Были выбраны кандидаты - настоятель храма при саратовском Крестовоздвиженском женском мон-ре вдовый свящ. Павел Соколов (см. Петр (Соколов) , архиеп.) и Н., хотя в его отношении нек-рые члены церковного совета высказывали сомнения: «О. Николай был человек замечательный, имел славу прозорливца, к нему многие обращались за советами по разным жизненным вопросам...

http://pravenc.ru/text/2566004.html

К работе привлекли лучшие художественные силы России. Роспись алтаря и руководство живописными работами поручили В.М. Васнецову, иконы были написаны В.П. Гурьяновым и многими другими виднейшими русскими иконописцами. На отделку храма в огромных количествах шли драгоценные и полудрагоценные металлы, уральские самоцветы, различные виды мрамора и гранита. В Москве для собора было отлито четырнадцать колоколов, самый большой из которых был пятым по величине в России. Особым украшением нового варшавского православного храма стали огромные мозаичные композиции, которые, без сомнения, и по сей день могут считаться лучшими в своем роде. Их было шестнадцать. А всего в Александро-Невском кафедральном соборе находилось около десяти тысяч (!)произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня. 20 мая 1912 г. собор был освящен во им благоверного великого князя Александра Невского. “Созидая сей храм, - сказал архиепископ Варшавский и Привисленский Николай, - его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе Православия”. Начавшаяся Первая мировая война привела к эвакуации в 1915 г. русской администрации и православного духовенства из Варшавы Александро-Невский православный собор был оккупационными власями превращен в гарнизонный католический костел св. Генриха. В конце 1918 г. Польша стала независимым государством, и уже через три месяца варшавский магистрат вынес постановление о ликвидации в городе большинства православных церквей, за исключением двух, существующих и поныне - кладбищенской на Воли и приходской на Праге. Фактически была решена и судьба грандиозного храма на Саской площади, который польские искусствоведы даже объявили “малоценным” и к тому же занимающим слишком большую площадь в условиях ее “недостатка в Варшаве”. Официальных “причин” оказалось слишком много, и хотя сейчас все они выглядят по меньшей мере нелепыми, тогда возможно было серьезно рассуждать даже о том, что собор необходимо разрушить ради изменения фона, на котором будет установлен памятник князю Ю. Понятовскому.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Наместник Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев) от имени  митрополита Псковского и Порховского Евсевия поздравил митрополита Корнилия и всех членов Эстонской Православной Церкви с праздником. Поздравление митрополита Рижского и всея Латвии Александра огласил председатель Отдела по делам молодежи Синода Латвийской Православной Церкви протоиерей Артемий Кучинский. В ответном слове митрополит Корнилий рассказал об истории Эстонской Православной Церкви в ХХ веке и поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за награду. Накануне, 5 декабря, в Центре русской культуры Таллина состоялось открытие фотовыставки «История Православия Эстонии в фотографиях», посвященной 100-летию основания Таллинской епархии. На мероприятии присутствовали: епископ Маардуский Сергий, духовенство Таллинской и Нарвской епархий, представители Латвийской Православной Церкви, гости из Финляндской Автономной Православной Церкви, а также посол Российской Федерации в Эстонской Республике А.М. Петров, директор Центра русской культуры в Таллине Эдуард Томан, руководитель Издательского отдела Эстонской Православной Церкви, член Синода ЭПЦ МП С.Г. Мянник. С приветственным словом выступил директор Центра русской культуры Э. Томан. От лица митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия собравшихся приветствовал епископ Маардуский Сергий. С.Г. Мянник рассказал об истории создания фотовыставки, отметив, что большая часть представленного материала является частью архива Эстонской Православной Церкви и частной коллекции А.В. Дормидонтова. За труды по созданию фотовыставки епископ Сергий наградил А.В. Дормидонтова юбилейной медалью священномученика Платона Ревельского. Празднование Собора святых Эстонской земли было установлено указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 22 июля 2002 года по ходатайству Священноначалия Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Согласно указу была написана икона «Собор Святых земли Эстонской», которая ныне находится в таллинском Александро-Невском кафедральном соборе. Были составлены литургические тексты, в том числе канон, в котором упоминаются имена 17 угодников Божиих.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5083245...

Никольский храм всегда оставался в Патриаршей Церкви, даже когда большинство храмов Саратова признали власть обновленцев. На общегородском собрании духовенства свящ. Павел Соколов выступил от имени сторонников канонической Церкви с речью, в к-рой убедительно доказал незаконность обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). Никто из присутствовавших не решился возражать ему, и собрание, созванное по инициативе обновленцев, не приняло постановления в поддержку ВЦУ. После ареста в июне 1922 г. Саратовского еп. Досифея (Протопопова), осуществлявший управление Саратовской епархией свящ. Павел Петров по поручению общегородского церковного совета при кафедральном Александро-Невском храме выехал в Покровск к проживавшему там Уральскому еп. Тихону (Оболенскому) с просьбой взять под свое временное управление Саратовскую епархию, но тот отказался, опасаясь преследования со стороны властей. Тогда в сент. 1922 г. кандидатуры свящ. Павла и архим. Николая (Парфёнова) были выдвинуты представителями правосл. общин Саратова на епископские кафедры. Принял монашеский постриг с именем Петр. Для совершения хиротонии в Саратов были приглашены пребывавшие на покое епископы Пятигорский Иов (Рогожин) и Ефремовский Варлаам (Пикалов ; впосл. архиепископ). В ночь на 18 марта 1923 г. в скиту Преображенского монастыря близ с. Разбойщина (ныне пос. Соколовый Саратовского р-на и обл.) они тайно хиротонисали П. во епископа Сердобского, а иером. Николая - во епископа Аткарского (новоучрежденные викарные кафедры получили наименования по уездным городам Саратовской губ.). 26 мая 1923 г. П. впервые открыто объявил о принятии им епископского сана. После всенощной службы в Успенской ц. (бывш. крестовой церкви архиерейского дома) П. произнес проповедь в связи с началом его епископского служения. На следующий день в Троицком соборе совершил литургию и молебен, после чего при большом стечении народа проследовал в свою архиерейскую резиденцию в Крестовоздвиженском мон-ре. Появление в Саратове правосл. архиерея привело к массовому возвращению приходов в каноническую Церковь.

http://pravenc.ru/text/2580324.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010