357        Святитель Иннокентий Иркутский, в миру Кульчицкий (1680–26.11.1731) – родился в Чернигове в дворянской семье. Окончил училище при Киевском Братском монастыре (1706), принял постриг в Киево-Печёрской Лавре; впоследствии профессор Славяно-греко-латинской академии в Москве, обер-иеромонах Флота, наместник Александро-Невской Лавры. Хиротонисан во епископа Переяславского (1721) и поставлен во главе Китайской Духовной миссии, однако правительство Китая отказалось её принять. поселившись до окончания дела в Селенгинске (Забайкалье), Святитель терпел жестокую нужду, так как выплата жалования была ему прекращена. В поисках пропитания участники Миссии открыли иконописную школу, занимались рыболовством и даже просили милостыню. Сам Святитель, выучив за это время бурятский язык, создал монгольскую школу, и многие буряты приняли тогда христианство. В 1722 г. назначен епископом Иркутским, став, таким образом, первым архиереем новой епархии. Он умножил число новых церквей, создал русскую школу для будущего священства, просвещал светом Христовой Истины язычников – тунгусов, якутов, бурят. Жил Святитель в Иркутском Вознесенском монастыре, проводя ночи в изучении святоотеческих творений и составлении проповедей. Чудеса на его могиле и по его молитвам привели к почитанию святителя Иннокентия в Сибири наравне со Святителем Николаем. Причислен к лику святых в 1804 г. Память 26 ноября и 9 февраля. 358        Святитель Софроний Иркутский (Кристалевский, 25.12.1703–30.3.1771) – уроженец м. Березани Переяславского уезда Полтавской губернии. По окончании Переяславской Духовной Семинарии поступил послушником в Красногорский монастырь Полтавской губернии. В течение 11 лет управлял Александро-Невской Лаврой, при которой устроил Троице-Сергиеву пустынь (позднее в ней, как известно, подвизался святитель Игнатий Брянчанинов) . Назначен на Иркутскую епископскую кафедру (23.2.1753). Архиерейская хиротония состоялась 20.3.1754. Ревностно благоустраивал епархию, учредил Сибирскую миссию, открыл Духовную семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

После того как митрополит был назначен настоятелем лавры, епископ Прокопий остался не у дел, но митрополит просил его по-прежнему исполнять обязан­ности наместника, предполагая, однако, в ближайшее время управление лаврой взять целиком в свои руки; он полагал, что ад­министративно централизованное управление, проводимое им как основополагающий принцип, само по себе должно устроить дело. Будучи, как он сам говорил, учеником митрополита Анто­ния (Вадковского), он полагался во многом на правильно выстро­енную административную систему. Как настоятель лавры он воз­главлял все богослужения на первой неделе Великого поста 1918 года, сам читал канон Андрея Критского и совершал литур­гии Преждеосвященных Даров. По его собственному, высказан­ному им в письме к Патриарху Тихону мнению, это не должно было быть приятно епископу Прокопию, так как тот принадлежал к школе митрополита Харьковского Антония (Храповицкого), а митрополит Вениамин – к петроградской школе, ставившей на первое место дисциплину и строгое иерархическое подчине­ние, не предполагавшее, что вопросы могут быть обсуждаемы. Он, например, благословил епископу Прокопию являться к нему с до­кладом по делам лавры почти каждый день, однако не указал точ­ное время и в результате, как сам жаловался Патриарху Тихону, был почти не в курсе жизни монастыря. В конце концов митропо­лит Вениамин вызвал епископа Прокопия для объяснений, сказав ему, что «так дело идти не может. Должна быть одна воля. Лавр­ские относятся к нему то как к наместнику, то как к настоятелю, что для них выгоднее». Епископ Прокопий в ответ выразил по­желание уехать в Москву. Митрополит Вениамин благословил это намерение, и они с миром расстались. Впоследствии наместни­ком Александро-Невской лавры по ходатайству митрополита Вениамина Патриарх Тихон назначил архимандрита Виктора (Островидова) [o] . Вопрос о положении настоятеля Александро-Невской лавры разбирался отдельно на заседании Священного Собора 24 января (6 февраля) 1918 года. Докладчик по этому вопросу архиепископ Тверской Серафим (Чичагов) сказал: «Митрополит Вениамин в бытность свою на Соборе заявлял о своем тяжелом положении.

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

Более чем вдвое увеличено ассигнование на содержание Консистории. На 1 / 3 увеличено жалованье монашествующим, вдвое увеличено жалованье иподиаконам и певчим и более чем вдвое сторожам. Увеличены штаты Лавр и Монастырей в личном их составе. Для Александро-Невского Монастыря, «учреждаемого Лаврой», объявлен особо новый штат, сходный со штатом Троице-Сергиевой Лавры, с тем отличием, что, в Александро-Невской Лавре не полагалось должности казначея, но была должность благочинного, не положенная в других Лаврах. По этому штату в новой Лавре полагались: наместник, благочинный, эконом, духовннк, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24 монаха, 20 больничных, 4 звонаря, 6 сторожей. Наместник к 100 рублям прежнего жалованья получал прибавку в 200, благочинный к 60-и – 240, эконом к 60-и–90, иеромонахам оставлен прежний оклад в 24 рубля, сторожам увеличить вдвое – до 24-х рублей 3877 . По высочайше утвержденному 21-го января 1797-го года «штатному положению», в двух Лаврах-Киево-Печерской и Александро-Невской – «полагаемо было в числе положенных в них иеромонахов и иеродиаконов в каждой по 10-и соборных, с прибавкою к получаемому иеромонашескому или иеродиаконскому 24-х – рублевому окладу по 126-и рублей». Это положение закреплено было высочайше конфирмованною 18-го декабря 1797-го года росписью, с добавлением к двум Лаврам Московского Донского Монастыря 3878 . В высочайшем, указе 18-го декабря 1797-го года было сказано, что определять на места соборных следует «по дозволению Синода из монашествующих, учение свое в Семинариях и Академиях с успехом и пользою окончивших, которыми Синоду предписать точную их должность, имея за правило, чтобы они упражнялись в переводах, сочинениях, в проповеди слова Божия, в преподавании наук по Академиям или Семинариям; сверх того, чтобы в том месте, где состоять соборными, отправляли собором своим службу Божию в назначенные им дни, как-то – в первейшие Господские праздники, тако ж во дни рождения, тезоименитства и коронования государского, да и вообще чтобы они не в праздности обращалися, но прямо на пользу церковную и государственную служили, отличаясь добрым поведением, а тем и могли бы достигать помещения на степени архиерейские».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

«На площади перед Александро-Невской лаврой, где был уста­новлен помост, который обступило множество народа, Патриарха встретил митрополит Вениамин и его четыре викария и множе­ство духовенства. Митрополит обратился к Патриарху со сло­вом, в котором сказал: „Встречаем мы Вас, Святейший Владыка, на том самом месте, на котором в годину великих потрясений и испытаний православные петроградцы, старые и малые, при­выкли собираться для молитвы, для возгревания и укрепления духа ревностного стояния за веру нашу христианскую. Обширные храмы лавры и площади ее оказались не в состо­янии вмещать множество православных людей, приходящих с крестными ходами и готовых идти на подвиги исповедничества и мученичества за веру святую и Церковь Православную. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, под покровом которой Вы, Ваше Святейшество, получили академическое об­разование, в стенах которой в дни Вашего Святительства часто молились и имели местопребывание, молитвенно благословляет нынешнее Ваше вступление в нее и просит принять сию святую икону благоверного князя Александра Невского. Угодник Божий и великий заступник за землю Русскую да бу­дет всегдашним помощником в совершении Вами великого под­вига архипастырства всероссийского во славу Церкви Православной и во благо и спасение нашей Родины многострадальной“». На следующий день, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, Патриарх Тихон служил литургию в Исаакиевском соборе. Вечером того же дня в Исидоровском епархиальном учи­лище состоялся прием Патриарха Братством приходских сове­тов, и митрополит Вениамин, обращаясь к Патриарху, сказал: «Ваше Святейшество! Уже три дня Вы пребываете в нашем Пе­трограде. Совершая богослужение в соборных храмах, Вы могли наблюдать великое множество богомольцев, переполнявших эти храмы. Истинно я свидетельствовал, приветствуя Ваше Святей­шество у врат Александро-Невской лавры, что в Петрограде та­кое еще множество верующих людей, которое в дни наших богомолений не вмещается в обширных храмах лавры и на дворах ее, и эти богомоления приходится совершать уже на площади вне стен лавры.

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

«Отличительная особенность этой выставки — люди придут и увидят иконы, которые находятся в храмах нашего города, — сказал владыка Назарий. — Эти иконы — намоленные, может быть, они не столь значительны с точки зрения искусства, но они слышали мольбы о помощи и видели слезы радости, когда исполнялось просимое. В свое время Министерство культуры поддержало идею сделать выставку икон святого князя на федеральном уровне, но, к сожалению, государственные музеи эту идею не поддержали, это оказалось слишком сложным для исполнения. Тогда мы решили организовать выставку сами. Выставка пройдет в знаковом месте — храме святого Александра Невского, который недавно был возвращен лавре. Не так давно была совершена первая Божественная литургия в этом храме после десятилетий разорения. 12 июня также будет совершена Божественная литургия. В пятницу, 11 июня, в 15.30 будет совершен молебен святому князю, после чего выставка откроется. В субботу богослужение начнется в 8.30, после него пройдет конференция. Мы будем касаться одной темы — Александр Невский как святой князь. Будут другие конференции, на которых речь о князе пойдет как о воине и дипломате, но мы выбрали то, что особо значимо для нас — именно святость князя Александра сохранила его образ на многие века в памяти народной. Я уже много раз говорил, что личность князя Александра Невского настолько многообразна, что каждый найдет то, что именно ему нужно и близко. Молодые люди часто ищут героев " где-то там " , а на то, что рядом, не обращают внимания. В этом еще одно значение празднования: святой князь может стать для молодых людей примером, что значит быть патриотом, любить свою землю, отстаивать свои убеждения — и лучшего не найти». Ведущая встречи, президент агентства «Интерфакс — Северо-Запад» Людмила Фомичева напомнила об издании, предпринятом лаврой, посвященном всем храмам Александра Невского: как существующим, так и разрушенным, как старым, так и новым. Директор Института истории и социальных наук РГПУ имени А.И. Герцена Роман Соколов отметил, что юбилейные торжества проходят по всей стране, однако у Санкт-Петербурга есть все основания стать центром празднования: именно здесь, по словам Михаила Ломоносова, «святой князь телом почивает». В административных границах города находится Усть-Ижора — место Невской битвы, где проходят экскурсии, в том числе и для студентов. По мнению Романа Соколова, конференция, которая пройдет в лавре, очень значима, выставка икон также важна в плане исторической памяти: она поможет рассмотреть события с XIII века до современности.

http://pravoslavie.ru/139836.html

Президентская библиотека оцифровала редкие книги по истории Валаама 10 июля 2015 г. 17:29 Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина (Санкт-Петербург) перевела в электронный формат и представила на своем сайте материалы, связанные с историей Валаама. Уникальные раритеты пополнили раздел «История Русской Православной Церкви», являющийся одним из самых больших в 400-тысячном фонде первой национальной электронной библиотеки. Оцифрована и стала общедоступной пережившая несколько изданий книга 1892 года «Путешествие на Валаам, во святую обитель, и подробное обозрение всех его достопримечательностей». В фонде Президентской библиотеки также сохранена электронная копия «Альбома видов Валаамского Спасо-Преображенского монастыря и его скитов» 1910 года издания, раритетной книги 1890 «Описание Валаамского монастыря». Фонд Президентской библиотеки также пополнился такими книгами, как «Монастырские острова Валаам и Коневец» 1895 года, «Епархиальное древлехранилище в Валаамском монастыре» 1913 года, «Валаамская обитель» 1896 года. Сотрудничество Президентской библиотеки с Русской Православной Церковью является одним из приоритетов развития многопрофильного мультимедийного информационного и культурного центра России. Большой интерес вызывает оцифровка книг по истории церковно-государственных отношений, материалов, направленных на раскрытие жизнеописания чтимых русских святых. Результатом этого стала коллекция «История Русской Православной Церкви». Развивается взаимодействие Президентской библиотеки с монастырями и храмами. При подготовке к 500-летию Тихвинского Богородичного Успенского монастыря развернута мультимедийная выставка , посвященная этому событию. Ранее, в честь 10-летия возвращения в Россию Тихвинской иконы Божией Матери, Президентская библиотека передала обители и Тихвинской епархии книгу Л. Григорьева «Тихвин и его святыни» 1889 года. Благодаря сотрудничеству с Александро-Невской лаврой библиотека получила на оцифровку редкие издания из фонда библиотеки обители. Это пятьдесят один том синодального издания «Церковных ведомостей», выходивших четверть века начиная с 1888 года, а также изданный в 1942 году раритет «Александр Невский». В свою очередь Президентская библиотека передала Александро-Невской лавре электронные копии раритетных изданий по истории Русской Православной Церкви. Некоторые из них имеют не только духовную, но и научную ценность. В частности, издание 1913 года «Александро-Невская лавра» Степана Рункевича — это первый капитальный труд, подготовленный к 200-летию монастыря. Благодаря высокому качеству оцифровки иллюстраций электронную копию использовали в реставрационных работах на территории лавры.

http://patriarchia.ru/db/text/4151789.ht...

Студенты СПБДА участвуют в Ассоциации иностранных студентов Санкт-Петербурга, созданной под эгидой городского Законодательного собрания. Так что, конечно, можно говорить об укреплении межнационального диалога. – В этом году будет отмечаться 300-летие перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. Уже известно, какие пройдут мероприятия, отдельные проекты, как это было на 800-летие Александра Невского? – Как раз совсем недавно на встрече рабочей группы, в которую входят представители городских комитетов и наших епархиальных структур, обсуждались мероприятия для включения в общегородской план, посвященный юбилейной дате. Надеемся, что он будет принят на ближайшем заседании оргкомитета, который возглавляет губернатор города. Основные торжества, конечно, пройдут 12 сентября в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. Это ежегодный городской и церковный праздник, посвященный воспоминанию о том, как император Петр Великий собственноручно перенес мощи князя Александра из Владимира в новую столицу и даровал ей небесного покровителя и защитника. В этот день пройдут праздничные богослужения в Александро-Невской лавре, в Казанском кафедральном соборе, крестный ход по Невскому проспекту, праздник на площади Александра Невского. Ожидаем высоких гостей. Запланированы также автомобильный крестный ход по маршруту перенесения мощей святого из Владимира в Санкт-Петербург, издание книги, посвященной историческому событию 1724 года, съемка документального фильма. Обсуждалась возможность экспозиции на стенде Санкт-Петербурга на Международной выставке-форуме «Россия» в Москве. В ближайшее время будет объявлен конкурс детских рисунков, посвященный святому Александру Невскому. Церемония награждения пройдет в парке «Россия – моя история», там же развернется выставка фотографий храмов в честь святого в России и за рубежом. Осенью пройдет конференция, организованная СПбДА, Александро-Невской лаврой и РГПУ. Архивный комитет представит выставку, посвященную почитанию великого князя в Санкт-Петербурге. Для молодежи будут организованы историко-патриотический фестиваль «Сыны России» и военно-патриотический форум «Александровский стяг». В одном из концертных залов прозвучит духовная опера «Александр Невский» композитора Грайра Ханеданьяна.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/22/gospod...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Диалог священнослужителей и представителей СМИ по вопросам эффективного сотрудничества состоялся 10 февраля в Александро-Невской лавре. Встречу с журналистами открыл наместник монастыря епископ Выборгский Назарий. Он отметил, что в наш информационный век важно преодолеть непонимание «между теми, кто пишет, и теми, о ком пишут». Причина непонимания — неграмотное освещение многими журналистами событий религиозной жизни. Среди недостатков СМИ он назвал предвзятую подачу материала, когда новость сопровождается односторонним комментарием и тенденциозной оценкой события. В качестве примера был приведен недавний сюжет «100 ТВ» о споре между Александро-Невской лаврой и Музеем городской скульптуры вокруг Благовещенской усыпальницы. «Мои слова урезали, аргументацию упразднили, сам репортаж прокомментировали так, что сюжет получился чем-то вроде камня, брошенного между Церковью и обществом. Зато речь главного хранителя музея вышла без правок, с бессмысленной фразой о том, что памятники страдают от запаха ладана», — отметил владыка Назарий. К слову, сами журналисты не отрицали справедливости этих замечаний. Резонно было сказано, что даже в советское время студенты журфака изучали основы вероисповеданий в рамках предмета «История религии и атеизма». Сотрудник официального издания правительства Санкт-Петербурга, преподаватель факультета журналистики СПбГУ Марина Алексеева поддержала инициативу проведения религиоведческих семинаров для будущих журналистов. Она подчеркнула, что подача новостей должна происходить по принципу «комментарии свободны, но факты священны».

http://old.aquaviva.ru/news/2010-02-10/1...

По случаю церемонии открытия памятника мощи святого князя были вынесены из Александро-Невской Лавры на площадь. Закончил церемонию открытия небольшой парад. Символично, что памятник Александру Невскому - покровителю Санкт-Петербурга открылся и в День Победы и в период Пасхального торжества. Непобедимый князь на коне - он стоит в стременах; в левой руке его копье, поднятое к небу, правая рука простерта над землей, власть и сила в его облике, но здесь нет угрозы, здесь та сила, которая дает покой, та власть, которая дает надежду и радость за всех и за свою страну. Автором памятника является Валентин Григорьевич Козенюк (1938 - 1997), скульптор, профессор Художественно-промышленной академии. Козенюк создал рабочую модель памятника, с которой в 1990 и 1997 годах победил в конкурсах на лучший проект. Однако ему не удалось завершить свое дело. В завещании скульптор назвал имена людей, которым доверил закончить работу. Это Альберт Серафимович Чаркин, скульптор, художественный руководитель творческого коллектива, председатель Санкт-Петербургского Союза художников, академик Российской академии художеств, Александр Анатольевич Пальмин, скульптор, соавтор В.Г. Козенюка, и Владимир Васильевич Попов, архитектор памятника, президент Союза архитекторов Санкт-Петербурга. Реализация этого проекта стала возможной благодаря участию в нем Игоря Александровича Найвальта, председателя Совета управляющих ФПГ " Балтийская строительная компания " . 15 апреля 2000 года состоялась торжественная закладка камня на месте установки будущего памятника - на площади Александра Невского. 9 мая 2000 года специалистами БСК-ПГС (генеральный директор Сергей Витальевич Будолак), выполнявшими все строительные работы, смонтирован пьедестал памятника. Все блоки пьедестала сделаны из розового гранита - традиционного для Санкт-Петербурга камня. 10 июля 2001 года на заводе " Монументскульптура " была начата отливка самого памятника. Поделиться 9 мая в день Победы на площади Александра Невского перед Александро-Невской Лаврой состоялось открытие памятника святому Александру, благоверному князю, покровителю Санкт-Петербурга. На открытии присутствовал губернатор города В. А. Яковлев, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, священнослужители и насельники Лавры, председатель Совета управляющих ФПГ " Балтийская строительная компания " , на которую была возложена задача возведения памятника, И. А. Найвальт, кавалеры ордена Александра Невского, курсанты, военный оркестр, площадь окружили пришедшие на открытие горожане.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

" Молодой тогда князь Александр победил и на Чудском озере, и на реке Ижоре именно благодаря тому, что его дружинники и он сам выполняли слова Христовы: не себя защищали, а подставляли плечо собрату.  Не случайно и Петр I принял решение перенести мощи святого Александра Невского из Владимира в новую столицу. Создавая ее по западному образцу, император сознавал, что при таком масштабе заимствований есть риск утраты национального самосознания, и построил лавру во имя защитника земли Русской, чтобы столица была крепка духом " , - сказал Патриарх.  После поздравительных слов было совершено чествование ветеранов Великой Отечественной войны, удостоенных ордена Александра Невского. В городе на Неве проживают 66 кавалеров этой высокой награды.  В сопровождении оркестра ЗВО по площади прошли военнослужащие и курсанты высших военных учебных заведений. В память юбилее у входа в монастырь на стене Просфорного корпуса открыта бронзовая доска работы скульптора Эвелины Соловьевой. В центре ее - образ святого Александра Невского, стоящего перед лаврой, в которой он незримо почивает своими мощами. Над монастырем изображена Святая Троица, поскольку он посвящен Триединому Богу. На доске присутствуют царские регалии - скипетр и держава императора Петра I, основателя обители, а также воспроизведен царский указ о ее основании.  Вечером в Митрополичьем саду состоялся гала-концерт с участием Адмиралтейского военно-морского оркестра, архиерейского праздничного хора Александро-Невской лавры, Государственного Русского концертного оркестра, хора мальчиков училища имени Михаила Глинки, народного артиста России и Украины Василия Герелло, других мастеров и   творческих коллективов, согласившихся выступить безвозмезднно. " Лавра совсем молодая, ей всего 300 лет, но впереди у нас много работы, меньше по восстановлению, потому что осталось немножко, но работы другой - духовной, просветительской. Ведь даже церковным людям не хватает знаний. Годы безвременья не прошли даром, но давайте будем стараться каждый день хотя бы немножечко стать лучше. И тогда мы все вместе выполним свое предназначение - быть христианами в полном смысле слова " , - с такими словами в заключение праздника обратился к его гостям и участникам наместник монастыря епископ Назарий.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=365...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010