357 Святитель Иннокентий Иркутский, в миру Кульчицкий (1680–26.11.1731) – родился в Чернигове в дворянской семье. Окончил училище при Киевском Братском монастыре (1706), принял постриг в Киево-Печёрской Лавре; впоследствии профессор Славяно-греко-латинской академии в Москве, обер-иеромонах Флота, наместник Александро-Невской Лавры. Хиротонисан во епископа Переяславского (1721) и поставлен во главе Китайской Духовной миссии, однако правительство Китая отказалось её принять. поселившись до окончания дела в Селенгинске (Забайкалье), Святитель терпел жестокую нужду, так как выплата жалования была ему прекращена. В поисках пропитания участники Миссии открыли иконописную школу, занимались рыболовством и даже просили милостыню. Сам Святитель, выучив за это время бурятский язык, создал монгольскую школу, и многие буряты приняли тогда христианство. В 1722 г. назначен епископом Иркутским, став, таким образом, первым архиереем новой епархии. Он умножил число новых церквей, создал русскую школу для будущего священства, просвещал светом Христовой Истины язычников – тунгусов, якутов, бурят. Жил Святитель в Иркутском Вознесенском монастыре, проводя ночи в изучении святоотеческих творений и составлении проповедей. Чудеса на его могиле и по его молитвам привели к почитанию святителя Иннокентия в Сибири наравне со Святителем Николаем. Причислен к лику святых в 1804 г. Память 26 ноября и 9 февраля. 358 Святитель Софроний Иркутский (Кристалевский, 25.12.1703–30.3.1771) – уроженец м. Березани Переяславского уезда Полтавской губернии. По окончании Переяславской Духовной Семинарии поступил послушником в Красногорский монастырь Полтавской губернии. В течение 11 лет управлял Александро-Невской Лаврой, при которой устроил Троице-Сергиеву пустынь (позднее в ней, как известно, подвизался святитель Игнатий Брянчанинов) . Назначен на Иркутскую епископскую кафедру (23.2.1753). Архиерейская хиротония состоялась 20.3.1754. Ревностно благоустраивал епархию, учредил Сибирскую миссию, открыл Духовную семинарию. |
После того как митрополит был назначен настоятелем лавры, епископ Прокопий остался не у дел, но митрополит просил его по-прежнему исполнять обязанности наместника, предполагая, однако, в ближайшее время управление лаврой взять целиком в свои руки; он полагал, что административно централизованное управление, проводимое им как основополагающий принцип, само по себе должно устроить дело. Будучи, как он сам говорил, учеником митрополита Антония (Вадковского), он полагался во многом на правильно выстроенную административную систему. Как настоятель лавры он возглавлял все богослужения на первой неделе Великого поста 1918 года, сам читал канон Андрея Критского и совершал литургии Преждеосвященных Даров. По его собственному, высказанному им в письме к Патриарху Тихону мнению, это не должно было быть приятно епископу Прокопию, так как тот принадлежал к школе митрополита Харьковского Антония (Храповицкого), а митрополит Вениамин – к петроградской школе, ставившей на первое место дисциплину и строгое иерархическое подчинение, не предполагавшее, что вопросы могут быть обсуждаемы. Он, например, благословил епископу Прокопию являться к нему с докладом по делам лавры почти каждый день, однако не указал точное время и в результате, как сам жаловался Патриарху Тихону, был почти не в курсе жизни монастыря. В конце концов митрополит Вениамин вызвал епископа Прокопия для объяснений, сказав ему, что «так дело идти не может. Должна быть одна воля. Лаврские относятся к нему то как к наместнику, то как к настоятелю, что для них выгоднее». Епископ Прокопий в ответ выразил пожелание уехать в Москву. Митрополит Вениамин благословил это намерение, и они с миром расстались. Впоследствии наместником Александро-Невской лавры по ходатайству митрополита Вениамина Патриарх Тихон назначил архимандрита Виктора (Островидова) [o] . Вопрос о положении настоятеля Александро-Невской лавры разбирался отдельно на заседании Священного Собора 24 января (6 февраля) 1918 года. Докладчик по этому вопросу архиепископ Тверской Серафим (Чичагов) сказал: «Митрополит Вениамин в бытность свою на Соборе заявлял о своем тяжелом положении. |
Более чем вдвое увеличено ассигнование на содержание Консистории. На 1 / 3 увеличено жалованье монашествующим, вдвое увеличено жалованье иподиаконам и певчим и более чем вдвое сторожам. Увеличены штаты Лавр и Монастырей в личном их составе. Для Александро-Невского Монастыря, «учреждаемого Лаврой», объявлен особо новый штат, сходный со штатом Троице-Сергиевой Лавры, с тем отличием, что, в Александро-Невской Лавре не полагалось должности казначея, но была должность благочинного, не положенная в других Лаврах. По этому штату в новой Лавре полагались: наместник, благочинный, эконом, духовннк, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24 монаха, 20 больничных, 4 звонаря, 6 сторожей. Наместник к 100 рублям прежнего жалованья получал прибавку в 200, благочинный к 60-и – 240, эконом к 60-и–90, иеромонахам оставлен прежний оклад в 24 рубля, сторожам увеличить вдвое – до 24-х рублей 3877 . По высочайше утвержденному 21-го января 1797-го года «штатному положению», в двух Лаврах-Киево-Печерской и Александро-Невской – «полагаемо было в числе положенных в них иеромонахов и иеродиаконов в каждой по 10-и соборных, с прибавкою к получаемому иеромонашескому или иеродиаконскому 24-х – рублевому окладу по 126-и рублей». Это положение закреплено было высочайше конфирмованною 18-го декабря 1797-го года росписью, с добавлением к двум Лаврам Московского Донского Монастыря 3878 . В высочайшем, указе 18-го декабря 1797-го года было сказано, что определять на места соборных следует «по дозволению Синода из монашествующих, учение свое в Семинариях и Академиях с успехом и пользою окончивших, которыми Синоду предписать точную их должность, имея за правило, чтобы они упражнялись в переводах, сочинениях, в проповеди слова Божия, в преподавании наук по Академиям или Семинариям; сверх того, чтобы в том месте, где состоять соборными, отправляли собором своим службу Божию в назначенные им дни, как-то – в первейшие Господские праздники, тако ж во дни рождения, тезоименитства и коронования государского, да и вообще чтобы они не в праздности обращалися, но прямо на пользу церковную и государственную служили, отличаясь добрым поведением, а тем и могли бы достигать помещения на степени архиерейские». |
«На площади перед Александро-Невской лаврой, где был установлен помост, который обступило множество народа, Патриарха встретил митрополит Вениамин и его четыре викария и множество духовенства. Митрополит обратился к Патриарху со словом, в котором сказал: „Встречаем мы Вас, Святейший Владыка, на том самом месте, на котором в годину великих потрясений и испытаний православные петроградцы, старые и малые, привыкли собираться для молитвы, для возгревания и укрепления духа ревностного стояния за веру нашу христианскую. Обширные храмы лавры и площади ее оказались не в состоянии вмещать множество православных людей, приходящих с крестными ходами и готовых идти на подвиги исповедничества и мученичества за веру святую и Церковь Православную. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, под покровом которой Вы, Ваше Святейшество, получили академическое образование, в стенах которой в дни Вашего Святительства часто молились и имели местопребывание, молитвенно благословляет нынешнее Ваше вступление в нее и просит принять сию святую икону благоверного князя Александра Невского. Угодник Божий и великий заступник за землю Русскую да будет всегдашним помощником в совершении Вами великого подвига архипастырства всероссийского во славу Церкви Православной и во благо и спасение нашей Родины многострадальной“». На следующий день, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, Патриарх Тихон служил литургию в Исаакиевском соборе. Вечером того же дня в Исидоровском епархиальном училище состоялся прием Патриарха Братством приходских советов, и митрополит Вениамин, обращаясь к Патриарху, сказал: «Ваше Святейшество! Уже три дня Вы пребываете в нашем Петрограде. Совершая богослужение в соборных храмах, Вы могли наблюдать великое множество богомольцев, переполнявших эти храмы. Истинно я свидетельствовал, приветствуя Ваше Святейшество у врат Александро-Невской лавры, что в Петрограде такое еще множество верующих людей, которое в дни наших богомолений не вмещается в обширных храмах лавры и на дворах ее, и эти богомоления приходится совершать уже на площади вне стен лавры. |
«Отличительная особенность этой выставки — люди придут и увидят иконы, которые находятся в храмах нашего города, — сказал владыка Назарий. — Эти иконы — намоленные, может быть, они не столь значительны с точки зрения искусства, но они слышали мольбы о помощи и видели слезы радости, когда исполнялось просимое. В свое время Министерство культуры поддержало идею сделать выставку икон святого князя на федеральном уровне, но, к сожалению, государственные музеи эту идею не поддержали, это оказалось слишком сложным для исполнения. Тогда мы решили организовать выставку сами. Выставка пройдет в знаковом месте — храме святого Александра Невского, который недавно был возвращен лавре. Не так давно была совершена первая Божественная литургия в этом храме после десятилетий разорения. 12 июня также будет совершена Божественная литургия. В пятницу, 11 июня, в 15.30 будет совершен молебен святому князю, после чего выставка откроется. В субботу богослужение начнется в 8.30, после него пройдет конференция. Мы будем касаться одной темы — Александр Невский как святой князь. Будут другие конференции, на которых речь о князе пойдет как о воине и дипломате, но мы выбрали то, что особо значимо для нас — именно святость князя Александра сохранила его образ на многие века в памяти народной. Я уже много раз говорил, что личность князя Александра Невского настолько многообразна, что каждый найдет то, что именно ему нужно и близко. Молодые люди часто ищут героев " где-то там " , а на то, что рядом, не обращают внимания. В этом еще одно значение празднования: святой князь может стать для молодых людей примером, что значит быть патриотом, любить свою землю, отстаивать свои убеждения — и лучшего не найти». Ведущая встречи, президент агентства «Интерфакс — Северо-Запад» Людмила Фомичева напомнила об издании, предпринятом лаврой, посвященном всем храмам Александра Невского: как существующим, так и разрушенным, как старым, так и новым. Директор Института истории и социальных наук РГПУ имени А.И. Герцена Роман Соколов отметил, что юбилейные торжества проходят по всей стране, однако у Санкт-Петербурга есть все основания стать центром празднования: именно здесь, по словам Михаила Ломоносова, «святой князь телом почивает». В административных границах города находится Усть-Ижора — место Невской битвы, где проходят экскурсии, в том числе и для студентов. По мнению Романа Соколова, конференция, которая пройдет в лавре, очень значима, выставка икон также важна в плане исторической памяти: она поможет рассмотреть события с XIII века до современности. |
Президентская библиотека оцифровала редкие книги по истории Валаама 10 июля 2015 г. 17:29 Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина (Санкт-Петербург) перевела в электронный формат и представила на своем сайте материалы, связанные с историей Валаама. Уникальные раритеты пополнили раздел «История Русской Православной Церкви», являющийся одним из самых больших в 400-тысячном фонде первой национальной электронной библиотеки. Оцифрована и стала общедоступной пережившая несколько изданий книга 1892 года «Путешествие на Валаам, во святую обитель, и подробное обозрение всех его достопримечательностей». В фонде Президентской библиотеки также сохранена электронная копия «Альбома видов Валаамского Спасо-Преображенского монастыря и его скитов» 1910 года издания, раритетной книги 1890 «Описание Валаамского монастыря». Фонд Президентской библиотеки также пополнился такими книгами, как «Монастырские острова Валаам и Коневец» 1895 года, «Епархиальное древлехранилище в Валаамском монастыре» 1913 года, «Валаамская обитель» 1896 года. Сотрудничество Президентской библиотеки с Русской Православной Церковью является одним из приоритетов развития многопрофильного мультимедийного информационного и культурного центра России. Большой интерес вызывает оцифровка книг по истории церковно-государственных отношений, материалов, направленных на раскрытие жизнеописания чтимых русских святых. Результатом этого стала коллекция «История Русской Православной Церкви». Развивается взаимодействие Президентской библиотеки с монастырями и храмами. При подготовке к 500-летию Тихвинского Богородичного Успенского монастыря развернута мультимедийная выставка , посвященная этому событию. Ранее, в честь 10-летия возвращения в Россию Тихвинской иконы Божией Матери, Президентская библиотека передала обители и Тихвинской епархии книгу Л. Григорьева «Тихвин и его святыни» 1889 года. Благодаря сотрудничеству с Александро-Невской лаврой библиотека получила на оцифровку редкие издания из фонда библиотеки обители. Это пятьдесят один том синодального издания «Церковных ведомостей», выходивших четверть века начиная с 1888 года, а также изданный в 1942 году раритет «Александр Невский». В свою очередь Президентская библиотека передала Александро-Невской лавре электронные копии раритетных изданий по истории Русской Православной Церкви. Некоторые из них имеют не только духовную, но и научную ценность. В частности, издание 1913 года «Александро-Невская лавра» Степана Рункевича — это первый капитальный труд, подготовленный к 200-летию монастыря. Благодаря высокому качеству оцифровки иллюстраций электронную копию использовали в реставрационных работах на территории лавры. |
Студенты СПБДА участвуют в Ассоциации иностранных студентов Санкт-Петербурга, созданной под эгидой городского Законодательного собрания. Так что, конечно, можно говорить об укреплении межнационального диалога. – В этом году будет отмечаться 300-летие перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. Уже известно, какие пройдут мероприятия, отдельные проекты, как это было на 800-летие Александра Невского? – Как раз совсем недавно на встрече рабочей группы, в которую входят представители городских комитетов и наших епархиальных структур, обсуждались мероприятия для включения в общегородской план, посвященный юбилейной дате. Надеемся, что он будет принят на ближайшем заседании оргкомитета, который возглавляет губернатор города. Основные торжества, конечно, пройдут 12 сентября в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. Это ежегодный городской и церковный праздник, посвященный воспоминанию о том, как император Петр Великий собственноручно перенес мощи князя Александра из Владимира в новую столицу и даровал ей небесного покровителя и защитника. В этот день пройдут праздничные богослужения в Александро-Невской лавре, в Казанском кафедральном соборе, крестный ход по Невскому проспекту, праздник на площади Александра Невского. Ожидаем высоких гостей. Запланированы также автомобильный крестный ход по маршруту перенесения мощей святого из Владимира в Санкт-Петербург, издание книги, посвященной историческому событию 1724 года, съемка документального фильма. Обсуждалась возможность экспозиции на стенде Санкт-Петербурга на Международной выставке-форуме «Россия» в Москве. В ближайшее время будет объявлен конкурс детских рисунков, посвященный святому Александру Невскому. Церемония награждения пройдет в парке «Россия – моя история», там же развернется выставка фотографий храмов в честь святого в России и за рубежом. Осенью пройдет конференция, организованная СПбДА, Александро-Невской лаврой и РГПУ. Архивный комитет представит выставку, посвященную почитанию великого князя в Санкт-Петербурге. Для молодежи будут организованы историко-патриотический фестиваль «Сыны России» и военно-патриотический форум «Александровский стяг». В одном из концертных залов прозвучит духовная опера «Александр Невский» композитора Грайра Ханеданьяна. |
«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Диалог священнослужителей и представителей СМИ по вопросам эффективного сотрудничества состоялся 10 февраля в Александро-Невской лавре. Встречу с журналистами открыл наместник монастыря епископ Выборгский Назарий. Он отметил, что в наш информационный век важно преодолеть непонимание «между теми, кто пишет, и теми, о ком пишут». Причина непонимания — неграмотное освещение многими журналистами событий религиозной жизни. Среди недостатков СМИ он назвал предвзятую подачу материала, когда новость сопровождается односторонним комментарием и тенденциозной оценкой события. В качестве примера был приведен недавний сюжет «100 ТВ» о споре между Александро-Невской лаврой и Музеем городской скульптуры вокруг Благовещенской усыпальницы. «Мои слова урезали, аргументацию упразднили, сам репортаж прокомментировали так, что сюжет получился чем-то вроде камня, брошенного между Церковью и обществом. Зато речь главного хранителя музея вышла без правок, с бессмысленной фразой о том, что памятники страдают от запаха ладана», — отметил владыка Назарий. К слову, сами журналисты не отрицали справедливости этих замечаний. Резонно было сказано, что даже в советское время студенты журфака изучали основы вероисповеданий в рамках предмета «История религии и атеизма». Сотрудник официального издания правительства Санкт-Петербурга, преподаватель факультета журналистики СПбГУ Марина Алексеева поддержала инициативу проведения религиоведческих семинаров для будущих журналистов. Она подчеркнула, что подача новостей должна происходить по принципу «комментарии свободны, но факты священны». |
По случаю церемонии открытия памятника мощи святого князя были вынесены из Александро-Невской Лавры на площадь. Закончил церемонию открытия небольшой парад. Символично, что памятник Александру Невскому - покровителю Санкт-Петербурга открылся и в День Победы и в период Пасхального торжества. Непобедимый князь на коне - он стоит в стременах; в левой руке его копье, поднятое к небу, правая рука простерта над землей, власть и сила в его облике, но здесь нет угрозы, здесь та сила, которая дает покой, та власть, которая дает надежду и радость за всех и за свою страну. Автором памятника является Валентин Григорьевич Козенюк (1938 - 1997), скульптор, профессор Художественно-промышленной академии. Козенюк создал рабочую модель памятника, с которой в 1990 и 1997 годах победил в конкурсах на лучший проект. Однако ему не удалось завершить свое дело. В завещании скульптор назвал имена людей, которым доверил закончить работу. Это Альберт Серафимович Чаркин, скульптор, художественный руководитель творческого коллектива, председатель Санкт-Петербургского Союза художников, академик Российской академии художеств, Александр Анатольевич Пальмин, скульптор, соавтор В.Г. Козенюка, и Владимир Васильевич Попов, архитектор памятника, президент Союза архитекторов Санкт-Петербурга. Реализация этого проекта стала возможной благодаря участию в нем Игоря Александровича Найвальта, председателя Совета управляющих ФПГ " Балтийская строительная компания " . 15 апреля 2000 года состоялась торжественная закладка камня на месте установки будущего памятника - на площади Александра Невского. 9 мая 2000 года специалистами БСК-ПГС (генеральный директор Сергей Витальевич Будолак), выполнявшими все строительные работы, смонтирован пьедестал памятника. Все блоки пьедестала сделаны из розового гранита - традиционного для Санкт-Петербурга камня. 10 июля 2001 года на заводе " Монументскульптура " была начата отливка самого памятника. Поделиться 9 мая в день Победы на площади Александра Невского перед Александро-Невской Лаврой состоялось открытие памятника святому Александру, благоверному князю, покровителю Санкт-Петербурга. На открытии присутствовал губернатор города В. А. Яковлев, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, священнослужители и насельники Лавры, председатель Совета управляющих ФПГ " Балтийская строительная компания " , на которую была возложена задача возведения памятника, И. А. Найвальт, кавалеры ордена Александра Невского, курсанты, военный оркестр, площадь окружили пришедшие на открытие горожане. |
" Молодой тогда князь Александр победил и на Чудском озере, и на реке Ижоре именно благодаря тому, что его дружинники и он сам выполняли слова Христовы: не себя защищали, а подставляли плечо собрату. Не случайно и Петр I принял решение перенести мощи святого Александра Невского из Владимира в новую столицу. Создавая ее по западному образцу, император сознавал, что при таком масштабе заимствований есть риск утраты национального самосознания, и построил лавру во имя защитника земли Русской, чтобы столица была крепка духом " , - сказал Патриарх. После поздравительных слов было совершено чествование ветеранов Великой Отечественной войны, удостоенных ордена Александра Невского. В городе на Неве проживают 66 кавалеров этой высокой награды. В сопровождении оркестра ЗВО по площади прошли военнослужащие и курсанты высших военных учебных заведений. В память юбилее у входа в монастырь на стене Просфорного корпуса открыта бронзовая доска работы скульптора Эвелины Соловьевой. В центре ее - образ святого Александра Невского, стоящего перед лаврой, в которой он незримо почивает своими мощами. Над монастырем изображена Святая Троица, поскольку он посвящен Триединому Богу. На доске присутствуют царские регалии - скипетр и держава императора Петра I, основателя обители, а также воспроизведен царский указ о ее основании. Вечером в Митрополичьем саду состоялся гала-концерт с участием Адмиралтейского военно-морского оркестра, архиерейского праздничного хора Александро-Невской лавры, Государственного Русского концертного оркестра, хора мальчиков училища имени Михаила Глинки, народного артиста России и Украины Василия Герелло, других мастеров и творческих коллективов, согласившихся выступить безвозмезднно. " Лавра совсем молодая, ей всего 300 лет, но впереди у нас много работы, меньше по восстановлению, потому что осталось немножко, но работы другой - духовной, просветительской. Ведь даже церковным людям не хватает знаний. Годы безвременья не прошли даром, но давайте будем стараться каждый день хотя бы немножечко стать лучше. И тогда мы все вместе выполним свое предназначение - быть христианами в полном смысле слова " , - с такими словами в заключение праздника обратился к его гостям и участникам наместник монастыря епископ Назарий. |
| |