О трудностях своей настоятельской деятельности в Коренной пустыни и о помощи ему Глинских собратий писал настоятелю Оптиной пустыни о. Исаакию (Антимонову): «Знаешь ли ты положение Коренной пустыни и ее жителей, в среду которых я попал?.. Хорошо тебе там при всем готовом хозяйстве распоряжаться людьми способными и честными, а мне каково было? И при всем том я никого, кроме Досифея из Оптиной, не звал, перемогался с помощью Глинских братий... Глинских я точно звал» . Благодаря трудам о. Ювеналия и помогавших ему Глинских иноков в Коренной пустыни насаждались правила истинного духовного подвижничества. В отчете о состоянии Курской епархии за 1862 год преосвященный Сергий писал: «.Лучшей обителью в епархии продолжает быть Глинская пустынь, за ней следует Коренная, в которой архимандрит Ювеналий (Половцев) с примечательным успехом проводит в жизнь братии строгие правила иноческие,., он трудится для Бога, и других учит тому же» .    За отлично-усердное исполнение обязанностей по управлению обителью 21 декабря 1867 г. архимандрит Ювеналий был назначен наместником Александро-Невской Лавры. Однако в 1875 г. по слабости здоровья он оставил управление Лаврой и возвратился в Оптину пустынь, где занимался переводом богословских книг с греческого языка. 21 мая 1884 г. о. Ювеналия назначили наместником Киево-Печерской Лавры, а 25 октября 1892 г. — епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии . При наречении во епископа Ювеналий произнес речь, в которой раскрыл значение монашества и его влияние на религиознонравственную жизнь народа. 3 января 1893 г. он был переведен на Курскую кафедру.    Будучи архипастырем Курской епархии, преосвященный Ювеналий неоднократно посещал Глинскую пустынь, почитал ее богомудрых старцев, беседовал с ними. Так, в 1893 г., осматривая Спасо-Илиодоровский скит, он обратил свое особенное внимание на о. Архиппа и посетил его келлию. На вопрос архипастыря: «Как поживаешь, старец?» отец Архипп ответил: «Боюсь мук вечных, боюсь геенны огненной, скрежета зубовного, червя неусыпаемого...» и залился слезами. Потом говорит: «Спокойно живу, враг меня не берет». — «Ты уже поборол врага», — заметил владыка и любезно простился с подвижником. На следующий год архипастырь снова заходил в келлию старца и беседовал с ним наедине.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Сам он столько всегда отдавал! Возводил и восстанавливал храмы, помогал нуждающимся, вокзалы какие-то строил… А как он любил воздвигать памятники славным представителям нашей великой истории! Какой замечательный памятник святому благоверному князю Александру Невскому установлен им перед Александро-Невской Лаврой! Игорь Александрович любил литературу, поэзию, музыку, изобразительное искусство… Художников. Артистов. Кинематографистов. Всех любил! И всем помогал. Помню, Витя Сухоруков очень мытарился и в Москве, и в Петербурге, вне театра, вне кино, без жилья. И вдруг я его встречаю такого радостного. – Витя, а что это ты такой оптимистичный? – поинтересовался я. А его действительно было не узнать. Глаза счастливейшие, весь он такой устремленный вперед: к искусству! – Саша, так за моей спиной ангельские, нет, даже Божественные крылья выросли! – Это что за крылья? – Игорь Александрович Найвальт! Представляете, какую веру он в него вселил! А сколько Игорь Александрович помогал Елене Васильевне Образцовой в организации ею конкурса молодых оперных певцов! А питерский кинотеатр «Аврора», который бандиты хотели отобрать, а он отвоевал его для культурной общественности! А также спасенное им арт-кафе в стиле 1920-х годов нашего Серебряного века «Бродячая собака»? Невероятной широты души человек. Как-то, помню, обратился к нему Боря Хмельницкий: – Представляешь, мы придумали с моей сестрой композитором Луизой Алексеевной программу памяти Владимира Высоцкого, и нам не дают нигде с нею выступать. Мол, хватит прославлять, и так уже памятников везде понаставили и пр. Саныч, несмотря ни на что, устроил нам массу концертов в Санкт-Петербурге, Свердловске… Даже в Южно-Сахалинске, Уссурийске мы втроем – Боря, Луиза и я – проводили вечера памяти Володи Высоцкого. Однажды кто-то пошутил: – Игорь Александрович, а вы не боитесь, что власти на то, что вы делаете, косо посмотрят? И он ответил: «Вот в кино один герой говорит: “Служить надо Отечеству, а не властям”. Властей я не боюсь. Служу Богу и Отечеству»

http://pravoslavie.ru/115202.html

На его же обязанности лежало: предварительное рассмотрение консисторских дел по первой экспедиции, священнослужение в столичных церквах, как по назначению митрополита, так и по особым приглашениям. Пользуясь советами и указаниями мудрого и многоопытного митрополита Исидора, Преосвященный Арсений все эти обязанности и поручения исполнял с усердием и успехом. По истечении года его викарианства на него была возложена трудная и ответственная должность ректора Академии. Преосвященный принял эту должность только по настоятельному желанию митрополита. В делах епархиального управления Преосвященный Арсений старался сочетать беспристрастия и справедливость с милостью и снисхождением. По отношению к псаломщикам, дела о коих были в его ведении, он прибегал к мерам строгим только тогда, когда оказывались безуспешными предварительные обличения и увещания. По консисторским делам он делал митрополиту доклады с возможной краткостью и ясностью. Заведуя основанным митрополитом Исидором домом призрения духовных вдов и сирот, Преосвященный Арсений бывал в нем еженедельно: посещал и лично беседовал со старицами особенно с болящими, коих утешал и приобщал Св. Тайнами. Великую заслугу для духовенства С.-Петербургской епархии он оказал тем, что со свойственной ему энергией он преобразовал училище при доме призрения в Женское Епархиальное Училище. К 50-летнему юбилею митрополита Исидора он успел собрать пожертвований до 135000 руб. на сей предмет, каковой капитал и был поднесен юбиляру, а он обратил его на устройство училища. На отведенном Александро-Невской Лаврой месте это училище было устроено и освящено 8 сентября 1887 г. с именем «Исидоровского». В этом благом деле много пришлось Преосвященному Арсению испытать забот и беспокойств и перенести немало скорбей и огорчений. В торжестве празднования в С.-Петербургской епархии 50-летнего юбилея митрополита Исидора (9 ноября 1884 г.) в архиерейском сане, Преосвященный Арсений принимал самое деятельное участие, как главный организатор этого торжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Портал Православие.Ru предлагает читателям цикл бесед о русской словесности и культуре с профессором Александром Николаевичем Ужанковым , теоретиком и историком литературы и культуры Древней Руси, преподавателем Сретенской духовной семинарии , проректором Литературного института им. Максима Горького. – И вновь возвратимся к теме современного молодого человека и современной уже литературы – не классики, о которой мы говорили в прошлых беседах. Видите ли вы среди произведений сегодняшних авторов такие, которые можно было бы посоветовать для прочтения верующему человеку? Все-таки человек верующий ищет глубину в любой книге. И может ли такая глубокая литература быть интересной и понятной человеку невоцерковленному? У нас сейчас очень богатая духовная поэзия – Вопросы, конечно же, довольно-таки сложные. С чем сравнивать современную литературу? Если с классикой сравнивать, то, конечно, она проигрывает. Но свято место пусто не бывает. Если не будут злаки расти, то вырастут плевелы. Так можно ли найти в современной литературе такое, что будет полезно для православного читателя? Можно, оказывается. У нас сейчас очень богатая духовная поэзия. Я для себя открыл огромное количество авторов. Через конкурсы и премии, например петербургскую премию Александра Невского , которая учреждена Александро-Невской Лаврой. Совершенно замечательные поэты принимают участие в этих конкурсах. Эта духовная поэзия дает мне как литературоведу, как историку литераторы надеяться на то, что у нас появится и такая же замечательная проза. Почему? Потому что у нас и начало XIX века было именно таким: сначала расцвет поэзии, а потом пошла проза. Вот и у нас сейчас, можно сказать, расцвет духовной поэзии. И уже начинается проза. Кстати, многие в прошлом закончившие Литературный институт становятся батюшками. Я сейчас имена не буду называть умышленно. Я даже как-то пошутил: «После Московской духовной академии вторым вузом в Советском Союзе, который выпускал священников, был Литературный институт». На что мне физики из МИФИ сказали: «Нет! На втором месте мы, а вы – на третьем». И когда мы стали считать, действительно, так и оказалось. Так что можно сказать, что дважды профессионалы приходят в литературу, то есть имеющие талант, получившие хорошее литературное образование, да к тому же и священники – у них есть духовный опыт, и они его воплощают в литературных произведениях.

http://pravoslavie.ru/80715.html

Деятельность этих объединений поражает своей многосторонностью: просвещение, благотворительность, сохранение аскетической традиции (монашеские общины). Заметной чертой этого движения был не чисто мирянский (хотя именно миряне составляли большинство членов и активных деятелей братств), а именно церковный его характер, поскольку основными руководителями, вдохновителями их были представители как белого, так и монашествующего духовенства. Многие церковно-общественные объединения поддерживали тесный контакт с иерархией и крупными духовными центрами, не только Александро-Невской лаврой, но и, например, с Ново-Иерусалимским Воскресенским монастырем, со старцами Свято-Смоленской Зосимовой пустыни и др. Представляется, что упомянутые церковно-общественные объединения демонстрируют новый характер сочетания индивидуализма и общинности. Их рост имел место, прежде всего, в крупных городах, т.е. вне связи с традиционной сельской общинной средой, которая была одновременно и приходской средой, а ведь именно сельская община была тогда основной «социальной базой» Российской Церкви. Здесь же церковно-общественные движения успешно и очень интенсивно осваивали новую социальную среду. И происходило это – напомним – именно в ответ на начавшиеся гонения. Церковно-общественные движения рубежа 1910–1920-х гг. были зародышем новой приходской жизни, которому не суждено было развиться из-за репрессий. Опыт жизни новомучеников в плане церковно-общественного устроения – это опыт самопожертвования ради защиты церковного достояния, опыт самой широкой взаимопомощи (и материальной, и интеллектуальной, выражавшейся в кружковом самообразовании и под.), опыт выхода этой помощи и за пределы своих общин (в просвещении и в работе с незащищенными социальными группами) .   4. Практики повседневной жизни В последние годы жизненные практики христиан ХХ столетия изучались достаточно интенсивно. И в свете нашего понимания подвига новомучеников это направление исследования исключительно важно. Ведь именно изучение жизненных практик поможет нам ответить на вопросы: что именно делалось для сохранения церковной жизни, что считалось в свете этого особенно важным, а что менее?

http://bogoslov.ru/article/1249558

Приехали в Петербург под вечер. Здесь нас встретило серое, свинцовое небо и слегка моросящий дождь. Самое первое впечатление получилось неприятное, как раз противоположное тому, какое произвела на нас Москва. Повеяло холодом, пахнуло каким-то нерусским духом, и народ оказался каким-то особенным, далеко не таким благодушным, как москвичи, сумрачным, чем-то озабоченным, быстро куда-то бегущим. Словом, невольно сжалось сердце, и захотелось поскорее бежать из этого несимпатичного города. Не предчувствовал я тогда, что придется прожить в нем более двух третей жизни и навсегда в нем поселиться. При переезде с вокзала Николаевской железной дороги в город случилось с нами курьезное приключение. Не имея ни малейшего понятия о том, в какой части города находится академия, и по-нижегородски предполагая, что она всем здесь известна 112 , мы велели извозчику везти нас в духовную академию. Помнится, извозчик сначала как-то замялся (на что мы тогда не обратили никакого внимания), а потом, быстро сообразив, что мы приезжие, попали в Петербург в первый раз, ответил, что он знает, где находится духовная академия, и повез нас как раз в противоположную сторону – к Казанскому собору. Затем, когда привез нас к гостинице, на Екатерининском канале, против Казанского собора, на наш вопрос, где же находится академия, решительно махнул рукой по направлению собора и ответил только: «Там». Вдобавок, в наказание за нашу неопытность и за то, что мы не условились насчет платы за провоз (воображали почему-то, что в Петербурге есть такса для извозчиков), содрал 1 р. с нас (а другой извозчик – еще 1 р. с нашего спутника) – за это небольшое пространство. От коридорного гостиницы мы потом узнали, что в Петербурге есть две духовные академии, одна – на Васильевском острове (римско-католическая), а другая – за Александро-Невской Лаврой (православная). Заняв номер в гостинице, мы остановились здесь втроем, вместе с неразлучным нашим, начиная с парохода, спутником А. Е. Ад-м и провели первые сутки в Петербурге. Наш компаньон был чрезвычайно рад, что попал в столицу 113 , с границы Сибири, из Екатеринбурга. Меня же, как сказано, она совсем не привела в восторг. Если что в ней понравилось и приятно поразило, то это обилие памятников, статуй и других произведений искусства, вроде групп на Аничковском мосту.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Участники программы «Александр Невский — имя России» призывают возвратить Александро-Невской лавре изъятые в советское время храмы и святыни 14 января 2010 г. 16:12 Участники Международной программы «Александр Невский — имя России» выражают надежду на то, что Александро-Невской лавре будут возвращены отобранные храмы и святыни. По инициативе участников программы в федеральные и региональные органы власти направлены ходатайства о возвращении Лавре храма в честь святого благоверного князя Александра Невского, Благовещенского храма-усыпальницы, храмов на Тихвинском и Лазаревском кладбищах Петербурга, а также раки, изготовленной специально для хранения честных мощей святого Александра Невского, которая до сих пор находится в государственном музее «Эрмитаж». Программа «Александр Невский — имя России» получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и была поддержана правительством Ленинградской области. Программа приурочена к 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, которое будет праздноваться в 2020 году. Концепция программы была разработана Александро-Невской лаврой. Основным координатором программы стало Александро-Невское братство, существовавшее при Лавре с 1917 по 1932 год и воссозданное в 2009 году. Председателем этой межрегиональной организации стал епископ Выборгский Назарий , наместник Александро-Невской лавры, викарий Санкт-Петербургской и Ладожской епархии . Деятельность братства осуществляется по нескольким направлениям: общественно-политическому, духовно-просветительскому, социальному; большое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи. В начале декабря в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре прошла Межрегиональная научно-общественная конференция «Александр Невский — имя России». По результатам конференции было принято обращение о возвращении Александро-Невской лавре отобранных в советское время храмов и святынь. В обращении, в частности, говорится: «В 2013 году исполняется 300-летие со дня основания крупнейшего духовного центра России — Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Участники конференции обращают внимание на факт отсутствия в Александро-Невской лавре храма в честь святого благоверного князя Александра Невского, по причине того, что этот храм был отобран у Александро-Невской лавры богоборческой властью и здание храма до сих пор занимает музей городской скульптуры. Факт отсутствия в православном монастыре действующего храма во имя святого, в честь которого назван монастырь, не имеет аналогов ни в одном регионе России и нигде в мире Ежедневно Александро-Невскую лавру посещают тысячи паломников со всего мира, у которых вызывает крайнее недоумение отсутствие возможности совершить молитву в престольном храме монастыря. Такое положение дел свидетельствует о том, что в Санкт-Петербурге еще не устранены пережитки богоборческого прошлого 

http://patriarchia.ru/db/text/995933.htm...

В Ленинградской области пройдет праздник, посвященный победе в Невской битве Санкт-Петербург, 11 июля 2013 г. Александр Невский      13 июля 2013 года на территории Никольского городского поселения Тосненского района в рамках мероприятий Года духовной культуры Ленинградской области на месте стоянки русской дружины и молитвы князя Александра Ярославича перед Невской битвой состоится гражданско-патриотический праздник, посвященный победе князя Александра с русской дружиной над шведским войском в июле 1240 года. Мероприятие пройдет при поддержке губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко и председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, сообщает пресс-служба Отдела. В программе праздника выступление фольклорных коллективов, показательные бои на мечах, стрельба из лука в исполнении участников военно-исторических клубов, казачьи игры и другие мероприятия. В показательных состязаниях примет участие казачество международного молодежного военно-патриотического лагеря «Доблесть. Центральным событием праздника станет освящение наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископом Кронштадтским Назарием памятного знака – часовни во имя святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба, покровителей Невской битвы, которая украсит и увековечит это живописное историческое место. Участниками мероприятия станет молодежь из епархий Санкт-Петербургской митрополии, а также молодежь из региональных отделений Всероссийского православного молодежного движения. Гости праздника смогут приобрести изделия мастеров прикладного творчества, попробовать кулинарные изделия, традиционные русские напитки из меда, покататься верхом на лошадях. На праздник в Тосненский район также будет  принесена святая мироточивая икона святого благоверного князя Александра Невского с частицей его мощей, затем икона будет принесена  в другие города Ленинградской области. Организаторы принесения иконы - Свято-Троицкой Александро-Невской Лаврой в партнерстве с фондом «Возрождение православия» и епархиями Ленинградской области Данное мероприятие проходит на берегу реки Тосна уже в четвертый раз. В 2010 году на этом историческом месте был установлен гранитный памятный знак, посвященный 770-летию победы в Невской битве. В  2011 рядом с памятным знаком был установлен и освящен поклонный крест, а в 2012 состоялось открытие бронзового барельефа «Князь Александр» на памятном знаке и освящение закладного камня на основание часовни в честь и память чудесного явления перед Невской битвой благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Начало мероприятия в 12.00. Место проведения: Правый берег р. Тосны по дороге между п. Ульяновка и г. Никольское, памятный знак, посвященный победе в Невской битве. 11 июля 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/62730.html

Архив Пн В Санкт-Петербурге пройдет выставка, посвященная 300-летию Александро-Невской лавры 23 апреля 2013 г. 15:38 25 апреля 2013 года выставочном зале Российского государственного исторического архива (Заневский пр., 36) состоится открытие выставки «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской лавре», посвященной юбилею старейшего монастыря Северной столицы. В открытии выставки примут участие: Впервые в экспозиции будут представлены документы архивного фонда Александро-Невской лавры из собрания РГИА, которые дают возможность проследить историю монастыря с начала XVIII века до начала 20-х годов ХХ века, и более поздние документы из архивов Лавры и Санкт-Петербургской епархии . Кроме того, на выставке можно будет познакомиться с редкими материалами из других фондов РГИА (канцелярии Святейшего Правительствующего Синода и канцелярии синодального обер-прокурора), документами из коллекции бывшего архива Министерства Императорского двора и др. В выставочном зале федеральных государственных архивов будут экспонироваться старинные хоругви, иерейское пасхальное облачение XVIII века, напрестольное Евангелие XVIII века, иконы из ризницы Александро-Невской лавры. На выставке можно будет увидеть копию Высочайшего указа от 29 августа 1743 года об учреждении ежегодного крестного хода из Казанского собора в Александро-Невский монастырь, Высочайший указ от 18 декабря 1797 года о наименовании Невского монастыря Лаврой и многие другие уникальные документы. Архивный фонд Александро-Невской лавры, хранящийся в РГИА, насчитывает более 33 тысяч дел. Это именные указы и повеления, указы Синода, журналы духовного собора Лавры, отчеты о ее деятельности, о хозяйстве монастырских вотчин, описи и реестры церковного имущества. Выставка продлится до 31 мая 2013 года. Открытие выставки состоится 25 апреля в 15.00. Аккредитация в пресс-центре 300-летия Александро-Невской лавры проводится до 16.00 24 апреля. Для прохода в РГИА требуется предъявить паспорт и предоставить список аппаратуры. Пресс-центр 300-летия Александро-Невской лавры: координатор Анастасия Мясоедова (960) 238-59-94. Тел/факс: (812) 710-20-40, e-mail: 300lavra@gmail.com . Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2925088.ht...

После этого ужасного дела набат продолжался. Комиссар Иловайский удалился: ему посоветовали уходить, взяли его под руки, проводили через Тихвинское кладбище. Матросам и солдатам также посоветовали уходить, они побросали оружие и ушли. Была вызвана новая команда с пулеметом. Я был свидетелем того, как банда солдат стреляла из пулемета в воздух, желая напугать народ. Говорят, что они стреляли и по колокольне, где производился набатный звон. Искали иеромонаха Гурия, который обезоруживал красногвардейцев. Но народ прибывал. Красногвардейцы сняли караул и увезли пулемет [...] Деяния Священного Собора... Т. 6. М., 1996. С. 58–59. Опубл.: Санкт-Петербургская епархия в двадцатом веке... С. 18–19. III.1.10. Статья из газеты «Копейка» с опровержением большевистской версии обстоятельств реквизиции Александре-Невской лавры 25 января (7 февраля) 1918 г. Заявление Духовного собора Александро-Невской лавры В связи с официальным сообщением о событиях, имевших место в Александро-Невской лавре с 13 по 19 января, опубликованным в газетах за подписью секретаря Комиссариата призрения Цветкова 638 , Духовный собор Лавры заявляет, что утверждение гр. Цветкова, будто большинство монахов выразило полную готовность помогать работе комиссара над Лаврой [М.С] Иловайского, совершенно не соответствует действительности. Далее неверно также заявление Цветкова, что Комиссариат призрения хотел реквизировать помещение Лавры лишь для нужд военно-увечных. Официальная бумага госпожи Коллонтай определенно говорила о реквизиции всех жилых помещений со всем инвентарем и ценностями 639 , принадлежащими Александро-Невской лавре. Копейка. 1918. 25 января. III. 1.11. Статья из газеты «Солдатская правда» о возможности передачи помещений Александре-Невской лавры в ведение Комиссариата призрения 31 января (13 февраля) 1918 г. В Александро-Невской лавре Как нами уже сообщалось, некоторые из служащих Александре-Невской лавры предложили настоятелю епископу Прокопию поставить на голосование вопрос о переходе помещения лавры в ведение Комиссариата призрения. Дело в том, что за такой переход определенно высказывались лаврские «низы»: послушники, певчие, служители и др. Этих «низов» – большинство, и, конечно, вопрос бы в случае общего тайного голосования был решен удовлетворительно, т. е. за законность требований Комиссариата призрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010