Более полутора лет архимандрит Порфирий воспитывал Фру­ментия в право­славном духе. Через год тот уже мог читать и писать на родном “аксумитском” (амхарском — Ред.) языке; это было необходимо для того, чтобы впоследствии “образовать из него переводчика сего наречия и приготовить его в священника для пра­вославных абиссинцев” 10 . 9 апреля 1853 года отец Порфирий присоединил Фру­ментия к Православной Церкви через таинство крещения и миропомазания. Прибыв на берег Иордана, отец Порфирий крестил своего воспитанника: “Сам я трижды погружал его в воду, говоря: аще не крещен, крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святого Духа” 11 , — отмечал отец Порфирий в своем дневнике. Вскоре отец Порфирий был вынужден покинуть Палестину из-за начавшейся русско-турецкой войны. Отправляясь в Россию, он взял с собой и Фрументия, по-прежнему намереваясь под­готовить его к священническому служению в Эфиопии. “Те­перь мне служит юный абиссинец Фрументий, черный телом, но белый душой, — писал отец Порфирий в 1854 году из Александро-Невской Лавры, — Бог послал мне его для того, чтобы я воспитал, образовал и отправил его в Абиссинию в сане священника” 12 . Отец Порфирий отдал Фрументия для дальнейшего обучения в духовное училище при Александро-Невской Лавре, где юный эфиоп находился в течение двух лет. За это время он научился говорить, читать и писать по-русски и усвоил ос­новы христианского учения. Архимандрит Порфирий старался чаще видеться со своим воспитанником; так, например, когда он намеревался поехать в пригород Санкт-Петербурга Ораниенбаум для продолжения своих научных занятий вдали от столичной суеты, он решил взять с собой Фрументия, что следует из содержа­ния его письма, отправленного на имя митрополита Санкт-Петербург­ского Никанора: “Прошу предписать кому следует, — просил отец Порфирий, — выдать мне билет на пребывание там (в Ора­ниенбауме — а. А.) с прописанием в нем находящего­ся при мне абиссинца Фрументия Иорданского, который приватно обучается в здешнем уездном духовном училище” 13 .

http://pravmir.ru/episkop-porfiriy-uspen...

Дискуссия по вопросам эффективного взаимодействия Церкви и СМИ состоялась в Санкт-Петербурге 11 февраля 2010 г. 12:16 10 февраля в Александро-Невской лавре состоялся диалог священнослужителей и представителей СМИ по вопросам эффективного сотрудничества. Встречу с журналистами открыл наместник обители епископ Выборгский Назарий . Он отметил, что в наш информационный век важно преодолеть непонимание «между теми, кто пишет, и теми, о ком пишут». Причина непонимания — неграмотное освещение многими журналистами событий религиозной жизни. Среди недостатков СМИ владыка назвал предвзятую подачу материала, когда новость сопровождается односторонним комментарием и тенденциозной оценкой события. В качестве примера был приведен недавний сюжет «100 ТВ» о споре между Александро-Невской лаврой и Музеем городской скульптуры вокруг Благовещенской усыпальницы. «Мои слова урезали, аргументацию упразднили, сам репортаж прокомментировали так, что сюжет получился чем-то вроде камня, брошенного между Церковью и обществом. Зато речь главного хранителя музея вышла без правок, с бессмысленной фразой о том, что памятники страдают от запаха ладана», — отметил епископ Назарий. Представители светских СМИ не отрицали справедливости этих замечаний, отметив, что даже в советское время студенты журфака изучали основы вероисповеданий в рамках предмета «История религии и атеизма». Сотрудник официального издания правительства Санкт-Петербурга, преподаватель факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета М. Алексеева поддержала инициативу проведения религиоведческих семинаров для будущих журналистов. Она подчеркнула, что подача новостей должна происходить по принципу «комментарии свободны, но факты священны». «20 лет назад, пытаясь работать в рамках госучреждений, мы поняли, что в этом формате сотрудничества многое неосуществимо и стали создавать свои богадельни, реабилитационные центры, приюты. По той же причине появляются сугубо православные СМИ», — отметил главный редактор радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» протоиерей Александр Степанов. «Хотелось бы, чтобы в безбрежном море средств массовой информации христианская пресса заняла достойное место. Важно, чтобы православное издание отражало не только события внутри Церкви, но и со своих мировоззренческих позиций рассказывало о всем многообразии жизни общества», — отметил ответственный редактор журнала «Вода живая» протоиерей Александр Сорокин. Организатором семинара стал отдел администрации Санкт-Петербурга по связям с религиозными объединениями. Беседа журналистов с представителями Церкви открыла серию встреч на тему «Взаимодействие традиционных религиозных объединений и СМИ в сфере укрепления общественного согласия». «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1066364.ht...

Более полутора лет архимандрит Порфирий воспитывал Фрументия в православном духе. Через год тот уже мог читать и писать на родном «аксумитском» (амхарском – Ред.) языке; это было необходимо для того, чтобы впоследствии «образовать из него переводчика сего наречия и приготовить его в священника для православных абиссинцев» 10 . 9 апреля 1853 года отец Порфирий присоединил Фрументия к Православной Церкви через таинство крещения и миропомазания. Прибыв на берег Иордана, отец Порфирий крестил своего воспитанника: «Сам я трижды погружал его в воду, говоря: аще не крещен, крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святого Духа» 11 , – отмечал отец Порфирий в своем дневнике. Вскоре отец Порфирий был вынужден покинуть Палестину из-за начавшейся русско-турецкой войны. Отправляясь в Россию, он взял с собой и Фрументия, по-прежнему намереваясь подготовить его к священническому служению в Эфиопии. «Теперь мне служит юный абиссинец Фрументий, черный телом, но белый душой, – писал отец Порфирий в 1854 году из Александро-Невской Лавры, – Бог послал мне его для того, чтобы я воспитал, образовал и отправил его в Абиссинию в сане священника» 12 . Отец Порфирий отдал Фрументия для дальнейшего обучения в духовное училище при Александро-Невской Лавре, где юный эфиоп находился в течение двух лет. За это время он научился говорить, читать и писать по-русски и усвоил основы христианского учения. Архимандрит Порфирий старался чаще видеться со своим воспитанником; так, например, когда он намеревался поехать в пригород Санкт-Петербурга Ораниенбаум для продолжения своих научных занятий вдали от столичной суеты, он решил взять с собой Фрументия, что следует из содержания его письма, отправленного на имя митрополита Санкт-Петербургского Никанора: «Прошу предписать кому следует, – просил отец Порфирий, – выдать мне билет на пребывание там (в Ораниенбауме – а. А.) с прописанием в нем находящегося при мне абиссинца Фрументия Иорданского, который приватно обучается в здешнем уездном духовном училище» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Более полутора лет архимандрит Порфирий воспитывал Фрументия в православном духе; через год тот уже мог читать и писать на родном, «аксумитском» языке. Это было необходимо для того, чтобы впоследствии «образовать из него переводчика сего наречия и приготовить его в священника для православных абиссинцев» 12 . Весной 1853 г. о. Порфирий присоединил Фрументия к Православной Церкви через Таинство Крещения и Миропомазания. 8 апреля архимандрит Порфирий, иеромонах Феофан, студент Соловьев и переводчик Фадлалла отправились к Иордану, чтобы окрестить в его водах домочадца Русской Духовной миссии Фрументия. К ним присоединились два паломника: наставник Казанской духовной академии Николай Ильминский и чиновник Министерства народного просвещения Алексей Кисловский 13 . Прибыв на берег Иордана, архимандрит Порфирий крестил своего воспитанника: «Сам я трижды погружал его в воду, говоря: аще не крещен, крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святого Духа» 14 . Вскоре о. Порфирий был вынужден покинуть Палестину из-за начавшейся русско-турецкой войны. Отправляясь в Россию, он взял с собой и Фрументия, по-прежнему намереваясь подготовить его к священническому служению в Эфиопии. «Теперь мне служит юный абиссинец Фрументий, черный телом, но белый душой, – писал о. Порфирий в 1854 г. из Александро-Невской лавры. – Бог послал мне его для того, чтобы я воспитал, образовал и отправил его в Абиссинию в сане священника» 15 . Архимандрит Порфирий отдал Фрументия для дальнейшего обучения в духовное училище при Александро-Невской лавре, где юный эфиоп находился в течение двух лет. За это время он научился говорить, читать и писать по-русски и усвоил основы христианского учения. Архимандрит Порфирий старался чаще видеться со своим воспитанником. Так, например, когда он намеревался поехать в пригород Петербурга – Ораниенбаум, чтобы продолжить свои научные занятия вдали от столичной суеты, он решил взять с собой Фрументия, что следует из содержания его письма, отправленного на имя митрополита Санкт-Петербургского Никанора (Клементьевского) : «Прошу предписать кому следует, – просил о. Порфирий, – выдать мне билет на пребывание там (в Ораниенбауме. – Прим. авт.) с прописанием в нем находящегося при мне абиссинца Фрументия Иорданского, который приватно обучается в здешнем уездном духовном училище» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Пребывание в заточении в Валаамской обители не прошло бесследно для отца Иакинфа. И хотя в дальнейшем все складывалось для него как будто благополучно, душевные терзания не оставляли его. Мысль о снятии с себя монашеского сана не покидала его, и в письме к министру иностранных дел К.В. Нессельроде от 13 сентября 1830 года он писал: «Но четырехлетний опыт (пребывания в Валаамском монастыре. – Г.Г.) доказал мне, что никакие усилия не могут превозмочь общепринятого образа мыслей, а потому я, не столько заботясь о себе, сколь о святости иноческого сана, коего обеты в самом глубоком уединении столь трудно выполнять, решился просить ваше превосходительство о исходатайствовании мне перемены звания, тем более что я учеными трудами своими, смею надеяться, уже доказал, что я ни на каком месте не могу служить Отечеству с большей пользою, как при Министерстве иностранных дел». Святейший Синод был согласен на снятие монашеского сана с отца Иакинфа, но решающее слово оставалось за императором Николаем I, который, однако, «повелеть соизволил: оставить на жительство по-прежнему в Александро-Невской лавре, не дозволяя оставлять монашество». Могила отца Иакинфа на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге В последние годы жизни отец Иакинф болел и жаловался на слабое зрение, но не переставал заниматься учеными трудами. «Я уже вступил в те годы жизни, в которых чувства одно за другим отказываются служить нам. Ныне особенно жалуюсь на зрение, которое слабостью своей побуждает меня отказываться от чтения книг». Климат Петербурга был неблагоприятным для проживания отца Иакинфа и усугублял состояние его пошатнувшегося здоровья. В январе 1852 года отец Иакинф писал: «У нас стоит постоянно самое худое время, попеременно то сильный мороз, то страшная вьюга, а несноснее всего туманы, особенно для слабых и старых. Я сам страдаю уже третий месяц, ничего не могу ни читать, ни писать. Страшная темнота, особенно в моей хате, отовсюду загороженной». Печалило отца Иакинфа и отсутствие интереса к серьезным научным и литературным трудам. В письме к М.П. Погодину он писал: «Ваш “Москвитянин” год от году растет, так что петербургская литературная моль ныне боится и приближаться к нему. Под молью разумею наших издателей литературных журналов. В книжных лавках совершенное затишье, а журналам литературным раздолье, и чем бессовестнее, тем в большем почете. Надобно же будет когда-нибудь приняться за воспитание и нравственность. Без этого наша философия будет чучело огородное, а люди – французские куклы».

http://pravoslavie.ru/30477.html

Я буду вас звать Анечкой...» О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней... Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! - Звучат под гитару стихи Тютчева... И вот она уже - жена писателя. Жена писателя - умеющая вести и разностороннюю беседу с мужем, и его издательские дела... и воспитывать детей... и вести хозяйство... словом, всё! Но как часто приходится ей доставать траурный черный платок - и покрывать им голову!.. Пережить - смерть двух детей, Сонечки, а затем и Алеши... За скобками спектакля остаются все те страшные периоды болезни эпилепсии, порочное увлечение игрой в рулетку... Может, это и к лучшему, что - за скобками... Не всё стоит показывать и проговаривать вслух... Но с каким мужеством проходит Анна все эти испытания! Всю свою жизнь безоговорочно посвятив - своему гениальному мужу - писателю - и его творчеству... Здесь, на сцене, мы видим это перевоплощение юной актрисы - в умудренную жизненным опытом соратницу гениального писателя, умеющую и поддержать мужа, и смело поставить на место наглецов-издателей!.. Актеры блестяще справились со сложной задачей - ввести зрителя в многогранный мир Достоевского и его произведений, в мир его идей и поисков истины, в мир литературных отношений - и сердечных переживаний... Как раскрывает и нам свое сердце - писатель, и вмещает в свое сердце - всех нас, пришедших на спектакль в этот зимний дождливый петербургский вечер... Письмо из будущего Спектакль о Достоевском «Всех вас заключу в моё сердце...» «Всех вас заключу в мое сердце... И вы меня заключите - в своё...» - такими словами Андрей Грунтовский, режиссер театра, закончил свою речь после премьеры спектакля в Александро-Невской лавре. Конечно, промыслительно, что спектакль поставлен в стенах Александро-Невской лавры... Хотя сам Достоевский говорил своей жене о том, что неплохо бы ему упокоиться на Новодевичьем, рядом с Николаем Некрасовым... Судьба же распорядилась по-иному - по промыслу Божию - на Тихвинском кладбище лавры, рядом с Карамзиным и Жуковским...

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благоверному князю посвящается В Санкт-Петербурге прошел очередной тур V Международного Александро-Невского фестиваля православно-патриотической авторской песни 30.10.2006 445 Время на чтение 3 минуты С 9 по 12 сентября в Северной столице проходил V Международный Александро-Невский фестиваль православно-патриотической авторской песни . По сложившейся традиции он проходит в несколько туров, приуроченных к памятным датам, связанным с именем Александра Невского. Начинается каждый фестиваль осенним отборочным туром, в Александро-Невской лавре, где покоятся мощи Великого князя, перевезенные в Северную столицу из древнего престольного города Владимира Петром I, чему и посвящен праздник 12 сентября и осенний тур фестиваля. Далее фестиваль шествует в Москву , где в первые числа декабря проходит зимний отборочный тур, посвященный преставлению Александра Невского (6 декабря). Продолжает фестиваль летний отборочный тур, вновь проходящий в Санкт-Петербурге 10-12 июня, который посвящен дню рождения князя Александра Ярославовича. Лучшие из конкурсантов, прошедших отборочные туры, получают дипломы, дающие право на участие в финальном туре фестиваля, проходящем в Витебске, в братской Белоруссии с 31 июля по 1 августа. Именно там и определяются лауреаты и обладатели Гран-при ежегодного фестиваля. Кстати, лауреаты Александро-Невского фестиваля не имеют права участвовать в последующих фестивалях в качестве конкурсантов! Однако с 2005 года у них появилась возможность принимать участие в ежегодном конкурсе лауреатов Александро-Невского фестиваля - это как бы Высшая лига фестиваля, говоря футбольным языком. Такова нехитрая схема Александро-Невского фестиваля. Но вернемся к событиям осеннего отборочного тура, завершившегося в сентябре на берегах Невы (причем в буквальном смысле слова). 9 сентября в Колонном зале " Святодуховского центра " Александро-Невской лавры состоялась регистрация и прослушивание конкурсантов в четырех номинациях: - автор-исполнитель (автор музыки и стихов),

http://ruskline.ru/analitika/2006/10/30/...

Антиминсы с рисунком 17-й находятся в ризнице Александро-Невской лавры 1844 года. Рисунок имеет ту особенность, что вверху его изображен Бог Отец, благословляющий обеими руками. Несколько ниже – Дух Святый, в виде голубя, затем нарисованы облака. От креста видна одна вертикальная часть. Иисус Христос лежит во гробе с несколько отпавшею вниз левою рукою. Правую Его руку держит Матерь Божия, стоящая у креста. У ног Господа возле Никодима стоят Мария Клеопова и Мария Иаковля; последняя, преклонив колена, держит сосуд с миром. Антиминсы с рисунком 18-й находятся в ризнице Александро-Невской лавре 1857 – 1862 годов. Рисунок имеет то особенное, что аттрибуты страданий Господа изображены довольно мелко. Они занимают в рисунке пространство, в сравнении с прежними, третью долю. Вверху рисунка изображен Господь Саваоф, благословляющий обеими руками. От Него из облаков спускаются лучи. Затем Св. Дух, в виде голубя, который летит головою вверх, с распростертыми крыльями, таким образом, что на рисунке видны голова, грудь и ноги голубя. По ту и другую сторону облаков, в которых изображен Св. Дух, находится по три херувима двукрылых, летящих разнообразно, по два вверху и по одному внизу. Под облаками шестиконечный крест. Доска на кресте, с надписью i. н. ц. i., составляет два конца креста. Господь лежит во гробе с руками на груди, около лица его надпись: ωΟΗ. В 1854-м году Хозяйственное Управление при Св. Синоде поручило художнику Семечкину составить рисунок антиминса. Сделанный им рисунок антиминса был рассмотрен и исправлен академиком Солнцевым. Вырезку на меди принял на себя академик Афонасьев. (Дело архива Св. Синода, 1854 года июня 21-го, 106). Св. Синод, в 1855-м г. мая 29-го, по рассмотрении выгравированного академиком Афонасьевым рисунка для св. антиминса, признал необходимым сделать в нем изменения, именно: 1) между надписью: «сей антиминс», где написано: «Бог»; изобразить в облаках лице Бога Отца, а под ним, над крестом, – исходящего от Него Св. Духа, в виде голубя (по примеру антиминсов, изданных в 1807 году и др.); затем изображение Св. Духа, помещенное с левой стороны креста, снять, а изображение ангела сделать без ораря. 2) При Евангелисте Иоанне, лицо Св. Прохора снять, а Евангелиста изобразить как прочие, с одним символом орла. 3) Места (вверху и снизу антиминса), в коих помещены извещения об издании и освящении антиминса, расширить еще на одну строку, дабы можно было приписать: в первом – имя храма, в который антиминс будет выдан, а во втором – имя Преосвященного священнодействовавшего. 4) Боковые бордюры сделать несколько поуже, дабы они не казались стесняющими вид антиминса. 5) На правой стороне креста, где два херувима, изобразить также трех херувимов, как и на левой.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Митрополит «не останавливался на достигнутом», он ду­мал о возвращении верующим других зданий Лавры и счи­тал себя ответственным за всю ее территорию и за состояние кладбищ. В октябре 1951 г. владыка митрополит через уполномо­ченного добился удаления от ворот Лавры пивного ларька. Но главные усилия владыки по-прежнему были направлены на возрож­дение Свято-Троицкого собора, который не ремонтировал­ся и постепенно все больше разрушался. В составленной в 1949 г. историко-художественной справке по Лавре ука­зывалось, что «особенно значительные разрушения имеет в настоящее время здание собора, представляющего со­бой одну из жемчужин русского зодчества. В результате утраты покрытий верхних частей стен и протечек во мно­гих местах, кладка стен собора полностью лишена шту­катурки, кирпич выветривается, карнизы разрушаются и падают, протечки угрожают целости сводов, кладка име­ет выбоины от попаданий артиллерийских снарядов» [xxiv] . В начале 1950-х гг. согласно общему проекту пере­планировки города, комплекс Лавры намечалось «осво­бодить от окружающей его позднейшей застройки» и «оку­тать садово-парковыми насаждениями, которые должны занять большие территории с выходом на набережную Невы». Этот план, в случае его осуществления, грозил Никольскому кладбищу полным уничтожением. 9 июля 1953 г. митрополит обратился к Кушнареву с просьбой содействовать в возвращении верующим Тро­ицкого собора и перезахоронении в его крипту погребен­ных на кладбище в случае уничтожения некрополя: «На Никольском кладбище б. Александро-Невской Лавры находятся могилы некоторых митрополитов и дру­гих высших церковных деятелей Русской Православной Церкви. Святейшим Патриархом Алексием мне предложено ознакомиться приведением в порядок и надлежащим оформлением могил почивших иерархов. Между тем, по полученным мною сведениям, на месте нынешнего Николь­ского кладбища предполагается устроить парк, и т.о. ос­танки погребенных необходимо перенести в другое место. Таким, наиболее соответствующим местом для захороне­ния бывших деятелей Церкви могло быть обширное под­вальное помещение, находящееся под Троицким собором б. Лавры, которое явилось бы некрополем исторических церковных деятелей и дополнением к имеющемуся обще­му некрополю, находящемуся в пределах той же Лавры.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

К созданию этого романа Достоевский шел всю жизнь. В нем писатель ставит коренные проблемы человеческого бытия: о смысле жизни каждого человека и всей человеческой истории, о духовных и нравственных основах существования людей, о вере и неверии. Роман был закончен в ноябре 1880 года и был посвящен Анне Григорьевне. Через два месяца после публикации «Братьев Карамазовых», 28 января, писатель умер. Их совместной жизни Господь определил 14 лет. Все свои великие романы и «Дневник писателя», то есть значительно больше половины написанного за всю жизнь, Федор Михайлович создал в эти годы. «Игрок», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», «Дневник писателя» со знаменитой Пушкинской речью прошли через руки Анны Григорьевны — стенографистки и переписчицы. Ее значение в жизни и посмертной судьбе писателя переоценить невозможно. В начале своих «Воспоминаний» Анна Григорьевна писала, как много важных моментов ее жизни соединены с Александро-Невской лаврой: венчание родителей, крещение, младенчество, проведенное в доме, принадлежащем Лавре… На Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры был похоронен Федор Михайлович Достоевский. Рядом с ним мечтала быть погребена и она. «Идя за гробом Фёдора Михайловича, я давала себе клятву жить для наших детей, давала обет остальную мою жизнь посвятить, сколько будет в моих силах, прославлению памяти моего незабвенного мужа и распространению его благородных Анне Григорьевне было 35 лет. Своё обещание она исполнила. Семь раз Достоевская издала полное собрание сочинений мужа, создала его музей, открыла школу его имени. Удивительно, сколько смирения, доброты, а главное – любви – было в этой женщине. В одном из писем она обращалась к мужу: «Я такая обыкновенная женщина, золотая середина, с мелкими капризами и требованиями… И вдруг меня любит самый великодушный, благородный, чистый, честный, святой Анна Достоевская. 1916 год После смерти Федора Михайловича Анна Григорьевна прожила еще 37 лет. Замуж она больше не выходила.

http://pravmir.ru/anna-fedora-lyubov-dos...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010