Александро-Невский собор начали строить 18 августа 1868 года. Но из-за недостатка средств (первоначального сбора оказалось недостаточно) строительные работы двигались медленно и окончились лишь к 1881 году (внутренние работы длились вплоть до освящения собора). Таким образом, получилось, что строительство длилось 13 лет - всё время царствования Александра II, в честь которого, собственно, и был заложен Александро-Невский собор. Торжественное освящение собора происходило 20 июля 1881 года в присутствии августейшей четы - императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны, а также цесаревича Николая. Высота храма составила 87 метров. Собор был возведён без традиционного свайного основания и представлял собой центрическое монументальное сооружение с пятью восьмигранными шатрами, центральный из которых поднимался на высоту 72,5 метра. Храм выстроен в псевдорусском стиле. Кроме икон, написанных московским иконописцем Фёдором Соколовым, в храм были привезены иконы из ликвидированного после пожара Макарьевского монастыря. Собор не имел своего прихода и был открыт только во время действия ярмарки. Зимой была открыта только придельная зимняя церковь в честь Макария Желтоводского и Унженского. Тем не менее, в храме находились святыни, значимые отнюдь не только для торгового люда, - чудотворная икона Божией Матери и Животворящий Крест Господень, к которым прикладывалось множество богомольцев. В первые послереволюционные годы Александро-Невский собор не закрывался. Только к концу 1920-х годов власти " придумали " , как благоустроить стрелку Оки и Волги. Собор предполагалось снести, а на его месте построить маяк с памятником Ленину. К счастью, масштабные планы руководства не осуществились, но собор всё же в 1929 году был закрыт. Все имеющиеся ценности из него вывезли. Зимой 1930 года по решению руководства Волжской флотилии иконостасы и все деревянные украшения собора пустили на дрова для обогрева местных домов. Прихожанам (а к этому времени вокруг храма уже собралась небезразличная толпа) удалось спасти от разграбления лишь некоторые святыни. В их числе находились Животворящий Крест и чудотворная икона Пресвятой Богородицы, находившиеся до начала 1990-х годов в нижегородской Свято-Троицкой Высоковской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01787

Собор - памятник архитектуры позднего классицизма с элементами ретроспективно-русского стиля. Все элементы и детали собора отличаются высоким мастерством исполнения. Храм представляет собой трехнефную композицию с развитой апсидой, которая завершается световым барабаном с куполом. Средний неф значительно больше боковых и перекрыт цилиндрическим сводом (боковые - крестовыми сводами). Важной частью собора является колокольня, возвышающаяся в ее головной части, над входом. Сейчас она - высотная доминанта, своеобразный ориентир старой части Пружан. Адрес: 225140 Брестская обл., г. Пружаны, ул. Коммунистическая, 1. Телефоны: (01632) 2-31-46 . Брестский Свято-Симеоновский собор [ править править код ] Брестский Свято-Симеоновский собор В 1846 году был утверждён первый проект строительства храма. Впоследствии он был значительно упрощён, так как на последовавших торгах покупателей для подряда по строительству храма не было найдено, что вынудило принять решение вести работы лишь в пределах выделенной правительством суммы. Новый проект, согласно докладу генерал-адъютанта графа Клейнмихеля, утвердили 15 апреля 1854 года. Для возведения же собора, построенного в 1861—1864 годах из кирпича, был использован проект брестского городского архитектора В. Поликарпова. Первоначальный вид собора известен по акварели 1869 года Наполеона Орды. Под надзором академика архитектуры В. И. Чагина в 1886 году был проведён капитальный ремонт храма. Заброшенный в советское время, собор в 1988 году был отреставрирован. В середине сентября 1995 года состоялось посещение собора Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. 18 августа 1998 года митрополитом Минским и Слуцким Филаретом в соборе была освящена копию креста Евфросинии Полоцкой авторства брестского мастера Н. П. Кузьмича. Адрес: Белоруссия, 224000, г. Брест, ул. Маркса, 84 Телефон: (+375 162) 20-56-25 Александро-Невский собор (Кобрин) [ править править код ] Александро-Невский собор (Кобрин) Александро-Невский соборкафедральный собор Русской православной церкви в Кобрине. Относится к Кобринскому благочинию Брестской и Кобринской епархии. Воздвигнут в 1864—1868 годах — в знак отмены крепостного права на месте братской могилы русских солдат, погибших во время Кобринского боя 15 июля 1812 года. На соборе установлена мемориальная доска: «...в честь победы русских войск 1812 года». Входит в список историко-культурных ценностей Белоруссии.

http://azbyka.ru/palomnik/Брестская_обла...

Александро-Невский собор (Кобрин) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Александро-Невский собор — православный кафедральный собор, находится в Кобрине, рядом с рекой Мухавец. Воздвигнут в 1864—1868 годах — в знак отмены крепостного права на месте братской могилы русских солдат, погибших во время Кобринского боя 15 июля 1812 года. На соборе установлена мемориальная доска: «...в честь победы русских войск 1812 года». Входит в список историко-культурных ценностей Белоруссии. Содержание История [ править править код ] Собор находится вблизи реки Мухавец. Ранее здесь был расположен древний верхний замок, который вместе с нижним замком составляли укрепления города. Храм построен на месте погребения русских солдат, погибших во время Кобринского боя 15 июля 1812 года,когда на территории Российской империи была одержана первая победа над французской армией Наполеона. Храм возведен из кирпича в 1867 г. в память освобождения крестьян от крепостного права в 1861 г. Строительство было разрешено еще весной 1864 г. Однако лишь 28 октября этого же года после Божественной литургии в соборной Пречистенской церкви в присутствии гражданских властей, военнослужащих и многочисленного народа была торжественно совершена закладка храма. Уже в 1866 году были освящены и водружены на пяти главах церкви позолоченные кресты, выписанные из Санкт-Петербурга у мастера Соколова. Она была покрыта кровельным железом, а купола английской жестью. 20 сентября 1867 года Преосвященнейшим Игнатием епископом Брестским в сослужении духовенства города было совершено ее освящение. Храм был построен на средства временно - обязанных крестьян Кобринского уезда и бывшего начальника Северо-Западного края графа Михаила Николаевича Муравьева. 28 декабря 1960 года Александро-Невский собор был снят с учета, с последующим переоборудованием здания под планетарий с изменением внешнего вида. В 1961 году храм был закрыт. Закрытие облегчило случайное обстоятельство. Во время летней грозы молния ударила в купол, в результате чего возник пожар. Причем невольным виновником случившегося оказался простодушный церковный староста, удаливший со стены алтаря проволоку неизвестного для него назначения. Это оказался громоотвод. Пожар быстро потушили, да и ущерб был незначительным. В специально составленном акте, однако, указывалось, что пожар якобы поставил под угрозу сохранность здания до такой степени, что пользоваться им в дальнейшем по прямому назначению стало небезопасно.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

Петрозаводск. Кафедральный собор Александра Невского. Карта и ближайшие объекты Кафедральный собор Александра Невского. Открыт в 1832 г. Находящаяся в Петрозаводске трёхпрестольная Александро-Невская церковь была торжественно заложена 22 июля 1826 г. и строилась по проекту арх. Горного департамента Александра Ивановича Постникова. Главный Александро-Невский придел и два боковых были торжественно освящены в течение 25-27 января 1832 г. Интересно, что угловые башенки храма были в буквальной точности скопированы с колокольни Вознесенской церкви в Фёдоровском посаде (в Царскосельском уезде СПб губ.), построенной в XVIII в. знаменитым Дж. Кваренги. В 1930 г. храм был закрыт, его купол был перестроен, угловые башенки снесены, и на протяжении последующих 64 лет в нем размещались экспозиции Государственного краеведческого музея. В 1992 г. храм был возвращен верующим, и вскоре в нем начались восстановительные работы (проект реставрации был разработан арх. В.Г. Копниным), завершившиеся в 2000 г. торжественным освящением. В настоящее время храм являятся главным кафедральным собором Петрозаводской епархии. Кутьков Н.П. Собор Александра Невского, Петрозаводск. Кафедральный собор во имя святого благоверного великого князя Александра Невского в Петрозаводске построен в 1831 году на пожертвования горожан и рабочих Александровского завода. Каменный храм в стиле высокого классицизма возведен по проекту архитектора Александра Постникова. Строился собор в память о героях Отечественной войны 1812 года. Освящение проведено в январе 1832 года, в день памяти святого Иоанна Златоуста. Кафедральный собор был закрыт в 1929 году. В здании долгое время располагался краеведческий музей. Петрозаводской епархии храм был возвращен лишь в 1991 году. Была начата длительная реконструкция, завершившаяся в 1999 году. На звоннице собора были установлены восемь колоколов, которые изготовили в Воронеже по старинной технологии. Там же был изготовлен позолоченный иконостас. В июне 2000 года кафедральный собор во имя святого благоверного великого князя Александра Невского был освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

http://sobory.ru/article/?object=00149

– Как прошли юбилейные торжества в Александро-Невском соборе Переславля-Залесского? – Наш Александро-Невский храм – кафедральный, он входит в состав Владимирского собора и был построен в 1740 году. В 1929 году храм был закрыт, а в 1998 году снова стал действующим. Мы все торжества юбилейного года согласовывали с областной администрацией, и празднества в нашем регионе прошли 11–12 июня. Они включали в себя торжественные богослужения, выставки, народные гуляния с участием руководства Ярославской области. Поэтому я и смог приехать на торжества в Александро-Невский собор в штате Нью-Джерси. Через 50 лет вся Америка будет православной? Свято-Александро-Невский кафедральный собор, г. Ховелл, шт. Нью-Джерси – Какие впечатления у вас от праздника в американском храме? – Самые добрые и светлые. Радостно, когда видишь такое количество православных. Я знаю, что во многих храмах штатов Нью-Джерси и Пенсильвании службы были отменены и духовенство с прихожанами приехали в собор. Также чувствовалось, что это большой активный приход и по количеству духовенства, и по числу прихожан, и сам приход по американским меркам достаточно древний – ему исполнилось 85 лет. Тепло и радостно прошло и неформальное общение с архиереями и священниками. У нас в России не совсем понимают, как много православных в Америке! Почему я акцентирую внимание на количестве людей? Потому что у нас в России соотечественники не совсем понимают, какое количество православных, в том числе православных русской традиции, в Америке. Многим кажется, что это несколько человек, а в реальности здесь очень много православных. У меня даже есть такое, правда, ничем не подтвержденное, предположение, что количество (не в процентном соотношении, конечно) людей, регулярно участвующих в таинствах в Америке, сопоставимо с Россией. Я был на встрече с духовенством и верующими в штате Пенсильвания, и местный журналист-американец спросил, каковы, на мой взгляд, перспективы Православия в Америке. Я ответил, чем его немножко напугал, что по нашим расчетам через 50 лет вся Америка будет православной. Я, конечно, пошутил, потому что не занимаюсь миссией в США и не могу этого знать, но на мой дилетантский взгляд кажется, что перспективы православной миссии в США очень хорошие. Здесь есть замечательная база – люди, которые выросли в протестантизме и знают Священное Писание, когда для них приоткрывается историческая христианская православная традиция, они откликаются. У них нет предубеждения против Православия. Меня вдохновляет и радует, что есть континент, где, несмотря на внутренние проблемы, очень хорошие перспективы для миссии. То количество американцев, которые не имеют никакой связи с Россией, но приходят в православные храмы, и то количество американцев, которых я видел в Нью-Джерси, подтверждают мое оптимистическое видение Православия в США.

http://pravoslavie.ru/142465.html

Минская область (храмы) Материал из Азбука паломники Александро-Невский собор (Марьина Горка) [ править править код ] Александро-Невский храм (Марьина Горка) Храм построен в 2008 г. По благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси 8 сентября 2010 года крестным ходом из деревни Блонь сюда был перенесен чудотворный образ Богородицы «Марьиногорская». Богослужения: Среда: 9.00 Молебен с Акафистом; 9.30 Панихида Пятница: 18.00 АКАФИСТ ко Пресвятой Богородице; 18.30 Занятия по Основам Православного Вероучения; 18.30 Собеседование перед таинством крещения Суббота: 8.00 Исповедь; 9.00 Божественная литургия; 8.00 Всенощное бдение, Исповедь Воскресенье: 8.00 Исповедь; 9.00 Божественная литургия Адрес: Минская обл. Пуховичский район, г.Марьина Горка, ул.Новая Заря 55 Телефон: +375(29) 6286957 ; +375 (29) 6279092 Подробнее... Александро-Невский храм (Минск) [ править править код ] Александро-Невский храм (Минск) Строительство было задумано как памятник воинам, отдавшим свою жизнь в русско-турецкой войне 1877—78 годов. Об этом напоминают сохранившиеся с тех пор две мемориальные доски, вмонтированные в центральный неф. На них выгравированы имена 118 воинов 30-й артиллерийской бригады и 119-го пехотного Коломенского полка, погибших при взятии Плевны в Болгарии. Кроме того, рядом с храмом находятся могилы нескольких героев войны 1877—78 гг. — генерал-лейтенанта Э. В. Жиржинского, генерал-майора И. А. Бырдина, подполковников А. Т. Дехтярева, В. К. Жежеро и С. К. Абрамова. Храм был спроектирован в стиле русского узорочья XVII века и возведён на месте маленькой деревянной церкви, стоявшей на этом месте. Торжественное освящение храма состоялось 2 февраля 1898 года. Чин освящения совершил преосвященный Симеон (Линьков), епископ Минский и Туровский, в сослужении духовенства минских церквей и в присутствии большого числа горожан. Адрес: 220034 г. Минск, ул. Козлова, 11 Телефоны: +375 17 293 67 07 ; +375 17 385 35 12 Подробнее... Кафедральный собор Рождества Христова (Солигорск) [ править править код ] Храм Рождества Христова (Солигорск)

http://azbyka.ru/palomnik/Минская_област...

75-летняя годовщина варшавской трагедии HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Юрий Лабынцев, Лариса Щавинская 75-летняя годовщина варшавской трагедии В 2001г. исполнилось ровно 75 лет со дня разрушения польскими властями Александро-Невского собора в Варшаве. Православный кафедральный Александро-Невский собор в Варшаве стал первым в Европе ХХ столетия христианским храмом, уничтоженным по решению государственной власти христианской страны, закрепившей свою приверженность христианским идеалам в особых статьях Конституции и положениях конкордата с Римским престолом 1925 г. Руины Александро-Невского собора. Первая половина 1920-х гг. В 2001г. исполнилось ровно 75 лет со дня разрушения польскими властями Александро-Невского собора в Варшаве . Накануне этого трагического юбилея самая крупная польская газета наших дней «Gazeta Wyborcza» писала о соборе как бы пытаясь оправдать страшное варварское деяние 1920– х гг.: «Его разрушили, ибо он был видимым символом времен неволи». Правда состоит в том, что православный кафедральный Александро-Невский собор в Варшаве стал первым в Европе ХХ столетия христианским храмом, уничтоженным по решению государственной власти христианской страны, закрепившей свою приверженность христианским идеалам в особых статьях Конституции и положениях конкордата с Римским престолом 1925 г. Сохранились фотографии – документальные свидетельства страшной по своему цинизму акции тех дней – медленному уничтожению одной из самых значительных европейских На этом месте стоял Александро-Невский собор. 1926/1927гг. православных святынь – Варшавского Свято-Александро-Невского собора. Православным в Польше тех лет досталось очень немногое из огромного числа самых различных предметов, находившихся в Александро-Невском соборе и его убранства. Польские власти использовали все это в своих целях – от мощения улиц и площадей столичного города Варшавы до изготовления величественного надгробия «Начальнику государства» Юзефу Пилсудскому, установленному на Вавеле в Кракове. Польский католический костел стал обладателем немалого числа православных реликвий из собора, в том числе икон. Пожалуй, самым значительным из того, что досталось православным тогдашней Польши, в составе которой находилась половина земель нынешней Республики Беларусь, оказалась часть знаменитых мозаик собора, точнее Мозаика Н.А.Кошелева «Спас с донатором» из Александро-Невского собора в Варшаве на южном фасаде Покровского собора в г.Барановичи нескольких мозаичных панно. В 1926-1927 гг. их удалось перевезти в полесский г. Барановичи (ныне в Брестской области Республики Беларусь) и укрепить на стенах построенного в 1931 г. православного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Александро-Невский собор в Варшаве HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Юрий Лабынцев, Лариса Щавинская Александро-Невский собор в Варшаве Православный кафедральный собор в Варшаве стал едва ли не первым в Европе ХХ столети христианским храмом, стертым с лица земли волею государственной власти. Даже в СССР взрыв храма Христа Спасителя последовал лишь в конце 1931 г. Во II Речи Посполитой, как официально именовалась межвоенная Польша, разрушение православных святынь началось значительно раньше. Открытка с изображением кафедрального собора св. Александра Невского в Варшаве / Известный польский историк и культуролог Я. Тазбир недавно так высказался на страницах влиятельной польской газеты: “По сей день российская печать, а также издания, выпускающиеся в Польше Православной Церковью, напоминают нам о взорванном соборе на Саской площади...” Смеем заметить: это не так. О величественном православном соборе, некогда стоявшем в центре Варшавы, в России мало кто знает, у нас почти не помнят о нем. Есть примеры и вовсе удивительные. Года два назад пришлось быть свидетелями того, как экскурсовод в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии, рассказывая об эскизе живописного убранства собора, висевшем на стене, сказал, что этот собор был разрушен во врем Второй мировой войны, когда почти вся Варшава превратилась в руины... Мы плохо знаем свою историю, даже самое недавнее прошлое. Впрочем, не знают всей правды о судьбе собора и его разрушении и в самой Польше. Собор уничтожали медленно, планомерно на протяжении нескольких лет, с того самого момента, когда в период Первой мировой войны немцы заняли Варшаву. В независимой Польше процесс этот ускорился, и к 1926 г. от собора не осталось и следа. Едва ли все это можно объяснить и оправдать, как считает Я. Тазбир, наличием “в определенные исторические моменты” неких “национальных самоощущений”, тем более что речь идет об уничтожении христианской святыни в христианском государстве, не только не обремененном воинствующим атеизмом, как это имело место в СССР, но и продекларировавшим свою приверженность христианским идеалам в особых статьях своей Конституции, подчеркнувшим ее подписанием правительством новой независимой Польши специального соглашения, конкордата, с Римским престолом в 1925 г. ...

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Ковчег с частицей Покрова Пресвятой Богородицы прибывает в Петрозаводск Петрозаводск, 1 декабря 2013 г. 3 декабря по благословению митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила в Александро-Невский кафедральный собор прибудет ковчег с частицей Покрова (головного убора) Пресвятой Богородицы, сообщает информационный портал " Православие в Карелии " . Это бесценное свидетельство земной жизни Божией Матери будет находиться в столице Карелии до середины января, затем поклониться святыне смогут прихожане храмов Петрозаводской епархии. Святой Покров – главная реликвия кафедрального собора города Шартр, Франция. Согласно преданию, именно в это одеяние была облачена Божия Матерь в момент рождения Христа и это та самая Риза Божией Матери, которая некогда хранилась в Константинополе и в 860 году спасла Царьград от нападения князей Аскольда и Дира. По данным шартрских архивов, святыня была подарена византийской императрицей Ириной Карлу Великому по случаю его коронации. В 876 году его внук Карл II подарил святыню шартрской церковной общине. В настоящий момент части Покрова Божией Матери находятся в Успенском соборе Московского Кремля, в Латеранском соборе во имя св. Иоанна Крестителя в Риме. Наибольший фрагмент Покрова Божией Матери в настоящий момент хранится во французском городе Шартре и представляет собой фрагмент шелковой ткани бледно-бежевого цвета длиной около 2 метров и шириной 46 сантиметров. В январе 2013 года ковчег с частицей Покрова Пресвятой Богородицы из Шартрского собора уже был доставлен в Москву, в домовый храм святого апостола Иоанна Богослова при Российском православном университете. Также в 2012 году святыня была принесена на Псковскую землю. Встреча святыни состоится 3 декабря в 16.30 в Александро-Невском кафедральном соборе. 3 – 16 декабря – Александро-Невский кафедральный собор, г. Петрозаводск; 16 – 23 декабря – Крестовоздвиженский собор, г. Петрозаводск; 23 – 30 декабря – Екатерининская церковь, г. Петрозаводск; 30 декабря – 6 января – Сретенский храм, г. Петрозаводск; 6 – 13 января – храм вмч. Пантелеимона, г. Петрозаводск; 13 – 15 января – храм Покрова Пресвятой Богородицы, п. Пряжа; 15 – 21 января – Смоленский собор, г. Олонец; 21 – 24 января – храм Вознесения Господня, г. Питкяранта; 24 – 27 января – храм Илии Пророка, г. Лахденпохья; 27 января – 5 февраля – Никольский храм, г. Сортавала; 5 – 10 февраля – храм Рождества Христова, г. Суоярви; 10 – 17 февраля – храм Рождества Пресвятой Богородицы, г. Кондопога; 17 – 25 февраля – Александро-Невский храм, г. Пудож. 1 декабря 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/66277.html

Выходит книга «Русская церковь в Париже: Александро-Невский кафедральный храм 1918–1939 гг.» Париж, 29 июня 2015 г. Книга Николая Георгиевича Росса, изданная при поддержке Корсунской епархии, посвящена истории духовенства, прихожан и всех тех, кто активно участвовал в жизни главной церкви русской эмиграции в Париже — Александро-Невского храма. Она охватывает период расцвета русской эмиграции — 20-е и 30-е гг. XX века и является продолжением опубликованной в 2007 г. издательством «Дмитрий Буланин» книги Н. Г. Росса «Русская церковь на берегах Сены. От зарождения храма до 1917 года» , сообщают из Корсунской епархии. Это не просто рассказ о том, как жил Александро-Невский храм, это рассказ о тех людях, в жизни которых он что-то значил, о всех тех, кто когда-либо посещал собор, участвовал в богослужениях, крестил детей, венчался, хоронил близких. Это также рассказ об отношениях русской эмиграции с французской средой. Большое количество статистического материала, собранного автором, позволяет воссоздать подробную картину быта собора и русской эмиграции в общем. Книга адресована всем интересующимся историей русской эмиграции. Об авторе: Николай Георгиевич Росс родился 1945 г. в Париже в русской семье. Окончил Парижский университет (Сорбонну). В 1973 г. защитил диссертацию на тему «Видение мира, человека и природы в России в эпоху Андрея Рублева». Преподавал в Страсбургском университете и в Институте Восточных языков в Париже. В 1970-х годах состоял в редакции журнала «Грани». В 1980-х гг. участвовал в издании серии «ИНРИ» (Исследования новейшей русской истории) под руководством А.И.Солженицына. Публиковался в ряде российских и французских периодических изданий, в частности в газете «Русская Мысль», в журналах «Notre Histoire», «Богословский сборник», «Церковь и Время». В 1980–1990-е годы — член приходского совета Александро-Невского собора в Париже. Член учредитель православного общественного движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе (OLTR). Библиография работ автора:

http://pravoslavie.ru/80291.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010