Нет. Не жалею. Единственное что, чем старше, тем больше думаешь о себе, о своём будущем. Как оно будет дальше. Конец жизни подходит. А вместе с тем, есть хорошая пословица: взялся за гуж – не говори, что не дюж. Тут уже необходимо до конца нести свой крест, с честью. Вы служите в храме, который освящён во имя Святого благоверного князя Александра Невского. Вообще удивительная вещь. У меня иногда складывается впечатление, что князь Александр Невский чуть менее любим православным русским миром, чем скажем, Николай Чудотворец или Георгий Победоносец, или другие великие подвижники Церкви. А вот смотрите, главный храм Болгарской Православной Церкви – кафедральный собор Александра Невского в Софии, главный храм Эстонской Церкви – кафедральный собор Александра Невского в Таллине, главный собор в Париже – тоже кафедральный Александра Невского. В Белграде великолепный Александро-Невский собор. То есть не в родном Отечестве, а за рубежом Святой князь почитается больше? Это печально. Александр Невский является защитником Отечества, строителем нашего Отечества. Строителем! И, наверное, вот за это строительство государства и нации его так чтут зарубежные народы. А вот Вы, в Вашей жизни как-то ощущаете присутствие Александра Невского, его молитвенную помощь? Постоянно мы ощущаем помощь. И Святого князя Александра Невского , и даже храма, освящённого в его честь. Храма? Да, именно так. Храм – живой организм, это не просто стены и купола. И Святой князь, и храм, они, конечно, помогают нам в нашей жизни, во всех наших жизненных ситуациях. И мы чтим нашего небесного покровителя, на каждом Богослужении поминаем его. И очень рады, что у нас в посёлке такой храм. Давайте тогда подробнее о Вашем приходе. Расскажите, что за люди помогают Вам, кто эти люди? Наш приход количественно, можно сказать, не очень-то и большой. Есть, конечно, активные прихожане, которые помогают в строительстве храма. Причём очень продолжительное время. По сути, они сроднились со своим приходом. Есть и такие, кто недавно влился в наш приход. Они тоже помогают, кто чем может. Эта помощь очень ощутима. Без них бы мы просто не смогли бы. Строить храм нам помог местный предприниматель. Когда мы его пригласили, он сказал: «Сделайте проект, и я вам помогу». И помог он нам с фундаментом. Вывел до отметки минус шестьдесят сантиметров. А потом и до нулевой отметки он нам помог. А уже дальше, пояс и всё остальное, уже мы силами прихода потихоньку воздвигали. Это было удивительное время. Служили мы в маленьком, тесном храме. Холодно, тесно, но всё-таки много лет мы там прослужили, за это время воздвигая новый, каменный храм.

http://azbyka.ru/way/put-k-bogu-beseda-s...

Бывш. М. и Т. е. была присоединена к Днепропетровско-Запорожской епархии. Благочинный Мелитопольского окр. прот. Иоанн Горяинов ставил вопрос перед экзархом Украины о возобновлении епископской кафедры в Мелитополе. В 1946 г. Горяинов был обвинен в растрате средств и уволен, новым благочинным стал прот. Григорий Константиновский, к-рый не говорил о возобновлении епархии. С 1944 г. у Церкви изъяли ряд храмов, при этом сначала общинам давались взамен др. здания. Первым был изъят Христорождественский собор в Бердянске, вместо него православным 31 июля 1944 г. передали старообрядческий Вознесенский храм, переосвященный в честь Рождества Христова (ныне кафедральный собор Бердянской и Приморской епархии). 23 июля 1944 г. был закрыт Александро-Невский храм в Мелитополе для возобновления в здании деятельности рынка. Взамен Мелитопольский горисполком предоставил общине здание бывш. училищной Кирилло-Мефодиевской ц., действовавшей при дореволюционном Мелитопольском реальном уч-ще. Однако в 1946 г. этот храм был изъят у общины областными властями, опротестовавшими решение городского руководства. Главным храмом Мелитополя стал Александро-Невский собор в здании бывш. армяно-григорианской церкви. В пос. Кизияр в черте Мелитополя 23 июля 1944 г. был изъят Троицкий храм, использовавшийся до войны под клуб, взамен было предоставлено здание бывш. церковной сторожки. 23 авг. 1944 г. в Б. Токмаке закрыли Успенский храм под предлогом того, что до войны он использовался под клуб. 7 сент. 1944 г. было решено изъять Покровский храм в Пологах, использовавшийся до войны под клуб пионеров, но этому воспротивился настоятель храма прот. Терентий Новицкий. Борьба за храм продолжалась до 1946 г., когда общину вынудили уступить властям здание. К 1958 г. в Приазовье действующими оставались 55 храмов: в Мелитопольском округе - 29, в Бердянском - 16, в Ореховском - 10. В период антирелигиозной кампании 1958-1964 гг. почти все они были закрыты. К 1965 г. действовали Александро-Невский собор в Мелитополе, Христорождественский собор в Бердянске, Покровский приход в Орехове и Николаевский храм в пос. Приморское (бывш. Ногайск, ныне г. Приморск); в Запорожской обл. сохранились 9 храмов. Были привлечены к уголовной ответственности те священники, к-рые наиболее активно сопротивлялись закрытию храмов и критиковали власти: Василий Розанов (с. Вознесенка Мелитопольского р-на), Трофим Золошков (с. Терпенье Мелитопольского р-на), Григорий Безродный (пос. Кизияр Мелитопольского р-на), Сергий Добродицкий (благочинный Мелитопольского окр. и настоятель Александро-Невского собора Мелитополя до 1960). Последнего в 1960 г. обвинили в том, что он организовал нелегальную жен. монашескую общину при мелитопольском соборе и был связан с общиной катакомбников в райцентре Вел. Хортица (ныне в черте г. Запорожье).

http://pravenc.ru/text/2562912.html

Сегодня по милости Божией именно на этом месте я совершил вместе со всеми вами освящение великой воссозданной святыни земли Русской. Храма святого благоверного князя Александра Невского на героической земле Царицына — Сталинграда — Волгограда. Города, носившего разные названия, но в каждом из них отразились тот героизм, та любовь к Отечеству, то мужество, которое люди, созидавшие и защищавшие этот город, несомненно проявляли в полной мере. Сегодня храм воссиял над городом своими куполами и крестами, и верим, что Александр Невский, защитник земли Русской, будет отныне вместе со всеми вами, дорогие волгоградцы. Вы возжелали, чтобы собор в честь его имени стоял в этом историческом месте, а значит, Александр Невский будет особенно открыт к вашим молитвам. И это не общая фраза — это то, что реально запечатлено в духовном опыте людей. Когда мы с верой обращаемся к Богу, к святым, мы получаем ответ на наши молитвы. Только одно маленькое условие: мы не должны сомневаться, мы не должны уподобляться апостолу Петру. Увидев Спасителя, идущего по волнам, апостол вскричал: «Учитель! Я хочу пойти к Тебе!» Господь просто сказал: «Иди», тот вышел из лодки и пошел, но убоялся страшного ветра и волн, потерял веру и стал тонуть (см. Мф. 14:24-33). Образ тонущего апостола Петра должен всегда быть в нашей памяти. Мы никого не должны стесняться — мы должны открыто исповедовать свою веру, как это делает и глава государства, и многие выдающиеся сыны Отечества. Это и будет нашим ответом на милость, которую Господь излил на Волгоград через строительство этого дивного собора. Собор должен наполняться людьми, здесь должно стучать сердце волгоградской церкви, потому что кафедральный собор — не просто символ, но и духовный центр. Хотел бы еще раз выразить благодарность и в знак моего особого отношения к этому месту, с которым я оказался связан по жизни, не будучи рожденным в вашем городе, преподнести свой келейный образ святого великого князя Александра Невского. Этот старинный образ, созданный задолго до революции, некогда был храмовым. И когда я раздумывал о том, что же вам подарить, я решил подарить этот образ из своей кельи — здесь он будет более уместен. Александр Невский — покровитель и Волгограда, и моего родного города Санкт-Петербурга. Должен сказать, что это великий покровитель, он действительно помогает, — даже по истории Санкт-Петербурга могу об этом с ответственностью свидетельствовать. Пусть этот образ находится здесь, владыка, в этом храме.

http://pravoslavie.ru/141859.html

Авторами проекта стали известные русские архитекторы Роман Кузьмин и Иван Штром. Освящение храма, построенного из белого ­тесаного камня в русско-византийском стиле, состоялось 30 августа 1861 года, в день празднования перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. Император Александр II удостоил священника Иосифа Васильева наперсного креста, украшенного бриллиантами, за особые заслуги по устройству православного храма в Париже. Больше полувека Александро-Невский храм оставался единственной русской церковью в Париже, пока в 1924 году не был построен Сергиевский храм. В 1920-е годы Париж становится столицей русской эмиграции. Среди русских парижан был большой процент образованных, культурных и верующих людей, которые составят на многие десятилетия костяк Александро-Невского прихода. В разные годы прихожанами храма были известные представители русской культуры — философ Борис Вышеславцев, историк и публицист Георгий Федотов, писатель Иван Бунин (здесь он венчался с Верой Муромцевой и здесь же его отпевали). В 1925 году здесь был крещен будущий церковный историк и богослов протопресвитер Иоанн Мейендорф. В этом храме отпевали певца Федора Шаляпина, художников Константина Сомова и Василия Кандинского, писателей Ивана Шмелева, Виктора Некрасова, Владимира Максимова, кинорежиссера Андрея Тарковского. В 1981 году французские власти признали Александро-Невский собор историческим памятником, и он был взят под охрану государства. Из Константинополя в Москву В 1923 году Александро-Невский храм получил статус кафедрального (в 1951 году он станет кафедральным собором), и это особая страница в его истории. Патриарх Тихон назначает в 1921 году архиепископа Волынского и Житомирского Евлогия (Георгиевского), жившего тогда в Берлине, управляющим Архиепископией — православными русскими церквами в Западной Европе. В январе 1923 года, уже в сане митрополита, Высокопреосвященный Евлогий переезжает в Париж. И в связи с перенесением митрополитом Евлогием епископской кафедры из Берлина в Париж храм Александра Невского становится кафедральным собором образовавшейся епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/5859402.ht...

«Александро-Невский» Кафедральный Собор г. Унгены построен в русско-византийском архитектурном стиле. Данный стиль был знаменит в конце XIX-ro и начале ХХ-го веков, является синтезом традиций древнерусского и русского зодчества, а также элементов византийской архитектуры. Данный храм построен и освящен в честь святого благоверного Александра Невского, князя Новгородского. Князь Александр Невский был великим полководцем, защитником православной веры, вел благочестивую и Богоугодную жизнь. В старости принял схиму с именем Алексей. Канонизирован при Киевском Митрополите Киприане в 1381 году. Кто является автором росписи неизвестно. В связи с закрытием храма в 60 гг. прошлого века и превращения его в спортзал на стены наложили толстый слой краски. В 1989 г. храм заново открыли. Со стен сняли слой наложенной краски. Некоторые фрагменты росписи сохранились довольно хорошо. Министерство Культуры принял проект о новой росписи всего храма. Старая роспись для властей не представляла исторической ценности. Обращения к Министру Культуры и Президенту о сохранении старой росписи не дали результатов. Старую роспись не сохранили. Новая роспись храма проводилась в 1989-1992 гг. ясским художником Н. Стелианом в византийском стиле. Но она тоже долго не сохранилась. Последняя роспись храма осуществлялась в 1998-1999 гг. Священником Михаилом Гарбуром из г. Сучавы. На куполе изображен Христос Пантократор. На стенах изображены святители, патриархи, преподобные, мученики, апостолы. Строительство храма началось в 1903 г. и было закончено 30 июня 1905 года. Храм был освящен в 1906 г. в праздник Всех Святых Епископом Кишиневским и Хотинским Владимиром. Новый храм стал центром религиозной жизни Унген. Священнослужители организовали лекции по Закону Божиему, множество детей духовно воспитывались при храме. Один из настоятелей храма Священник Г. Меланецки на протяжении многих лет проводил лекции для детей и орагизовал церковный детский хор, который исполнял песнопения на Богослужении. В период с 1918-1940 гг. Священники Андрей и Стефан организовали лекции для детей. В 1944 г. в связи с продвижением советских войск румынская администрация спешно уходила из Бессарабии. Опасаясь разграбления храма прислужник прихода М. Чуботару увез всю ценную утварь: иконы, книги, Богослужебные сосуды в храм с. Присэикань (Яссы), где она находится и в наши дни.

http://sobory.ru/article/?object=37645

Новый храм был заложен 12 марта 1823 года. В Петропавловской церкви отслужили Божественную Литургию, после к месту закладки храма совершили крестный ход и преосвященный Иов освятил место строительства. Новый собор строили из местного бутового камня, который привозили из соседних деревень татары. Капители, колонны, пилястры, карнизы и другие детали выполнялись из тесаного камня. Крышу решено было покрыть листовым железом и покрасить в зеленый цвет. Кровельщики Петр Бобровский и Карл Ритер изготовили пять металлических крестов и подкрестовых яблок, покрыли их медью и червонным золотом. Екатеринославская духовная консистория решила упразднить обветшавший Петропавловский собор, а церковную утварь, ризницу, колокола перенести в новый. В 1844-1845 годах на средства прихожан были устроены два придела: во имя святой праведной Анны и в честь Покрова Божией Матери, и два новых иконостаса. Внешний вид старого иконостаса изменился: он потемнел, от времени потускнела позолота. На фоне новых он выглядел непривлекательно, нарушая впечатление гармонии и красоты. Поэтому его решено было заменить, новый иконостас, выполненный в 1847 году Пантелеимоном Ивановичем Бочеровым, находился в соборе до 1864 года, а затем был передан в Симферопольскую тюремную церковь памяти поклонения веригам святого апостола Петра. Город постепенно рос, население увеличивалось. В 1860 году Александро-Невский собор стал кафедральным. Потребовалась частичная перестройка, чтобы он вместил всех прихожан. В 1864 расширили алтарную часть, поэтому пришлось заказать новый иконостас большего размера. Его выполнил из соснового дерева московский мастер купец 2-ой гильдии Никифор Сафронов по проекту петербургского архитектора Козловского. Резные украшения и доски для икон изготовили из липы. Всего иконостас украшали 25 икон и одна большая икона «Тайной вечери», написанная на потолке. 30 августа 1864 года он был освящен преосвященным Алексием. Александро-Невский собор неоднократно расширялся и перестраивался. В 1869 году в нем были построены три алтаря и устроена галерея на западном фасаде. В 1881 году начались работы по удлинению собора. По ходатайству Таврического архиепископа Гурия (Карпова) Синод выделил для этого 37727 рублей. С западной стороны к собору были пристроены трапезная и притвор с колокольней. Во втором ярусе колокольни была устроена ризница, перенесенная сюда из левого придела. А освободившийся придел епархиальное духовенство решило посвятить памяти святого Гурия Казанского и Свияжского Чудотворца, в память архиепископа Таврического Гурия, умершего 17 марта 1882 года и похороненного в соборе.

http://sobory.ru/article/?object=50184

7 февраля 1238 года собор был впервые взят и разграблен татарами, при чём погибло множество укрывшихся в соборе владимирцев во главе со священномучеником епископом Митрофаном. В следующем году из Ростова в собор было перенесено тело великого князя Владимирского благоверного Георгия Всеволодовича . Позднее в том же XIII веке татары подвергли собор второму разграблению. В этот период в соборе совершалось возведение на Владимирский великокняжеский престол - в 1252 году здесь на престол был посажен благоверный великий князь Александр Невский . В 1280 году был проведен ремонт собора. В 1299 году митрополит Киевский святитель Максим перенес во Владимирский собор свою резиденцию, получив утверждение в видении от Самой Пресвятой Девы. На рубеже XIII–XIV веков в юго-западном углу Всеволодовых галерей был построен кирпичный придел в честь Пантелеимона Целителя , собор был покрыт оловом. Митрополит Всероссийский, святитель Петр , в 1325 году переселился из Владимира в Москву. Соответственно, в 1395 году туда была перенесена Владимирская икона Божией Матери , в 1428 году возведение на великокняжеский стол стало совершаться в Москве, а в 1470-х годах в Москве по образцу Владимирского был воздвигнут свой кафедральный Успенский собор. За исключением 1352-1354 годов, собор утрачивает роль кафедрального храма вплоть до XVIII века. В 1340 году во Владимирском соборе были проведены ремонтные работы по кровле. В 1408 году " повелением великого князя Василия Дмитриевича собор был расписан, а мастеры Данило Иконник да Ондрей Рублев " . В 1411 году татарский царевич Талыч занял и поджег город, и собор лишился своих колоколов, которые расплавились в огне. Соборные сокровища и святыни были спрятаны ключарем Патрикием, который за это был замучен татарами. В 1518-1520 годах иконы Владимирского Успенского собора были отправлены в Москву для показа греческой делегации и реставрации, после чего возвращены на прежние места. В 1536 году собор вновь горел. В начале XVII веке собор находился в запустении: " птицы внутри его во множестве вили свои гнезда " . Кровля собора в то время была пощипцовой. Предположительно в том же веке близ собора была воздвигнута шатровая колокольня. В 1645 году были обретены нетленными мощи благоверного князя Георгия .

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

Везде, где появляются новые храмы, они не пустуют, но наполняются прихожанами. В них крестят младенцев, венчают молодоженов, провожают в путь всея земли тех, кто завершил свое странствие здесь, на земле. И если сравнить количество людей, против каждого конкретного храма выступавших, и людей, в этот храм пришедших, то совершенно очевидно: последних на порядок больше. Значит, именно им храм на этом месте был нужен. Но почему же тогда они за него не боролись? Почему одновременно с теми, кто «против», они не вышли на улицу и не сказали, что они «за»? Почему, когда «антицерковники» писали свои письма во все возможные инстанции, требуя не допустить, запретить, упразднить, они тоже не писали в эти инстанции писем — противоположных по содержанию? Почему, когда те кричали: «Нам это не надо!», они не возражали: «А нам надо и нас больше!»? Я не про одну ситуацию с участком возле «Темпа» говорю, это ситуация типичная. Симптоматичная. И оттого особенно печальная. Кафедральный Александро-Невский собор был не просто одним из храмов Саратова, он был главным храмом города, губернии. Это своего рода символ. Его возрождение возможно… Но только как чудо. Потому что для этого необходимо перенести стадион «Динамо», а еще лучше, как говорит Владыка Лонгин, построить еще два или три стадиона (насколько это непросто, думаю, очень хорошо понятно). И для того, чтобы такое чудо произошло, нужно, чтобы не один, не два, и даже не сто и не тысяча человек молились. Нужно, чтобы об этом молилось, этого желало — и желание свое активно выражало — множество людей. Я глубоко убежден, что если в почти миллионном Саратове все прихожане и все «захожане» православных храмов поднимутся и скажут: «Мы хотим, чтобы у нас был Александро-Невский собор!», собор рано или поздно будет, и стадионы будут построены — чудо произойдет. Не потому только, что власть это не проигнорирует, и представители бизнеса откликнутся, и противоборствующие Церкви силы поймут свое бессилие. Но и потому, что Господь увидит: есть ради кого этому чуду совершиться, не напрасно оно будет. Иначе же — ничего не получится. И не появится собор, который мог бы стать лицом нашего безликого, не имеющего сегодня единого центра или сердца города, его гордостью. И многого другого не будет.

http://pravoslavie.ru/56358.html

Удивимся, что в антисоветском мятеже участвовали красноармейцы. Нас-то в школе учили, что «красные» - это «красные», а «белые» - это «белые». В том, что жизнь - порой «процесс нелинейный», мы сможем еще не раз убедиться, читая этот дневник. Вот, например, запись 1920 года: « 30 мая . Троица. Сегодня на новый собор подняли новый колокол в 855 пудов, отлитый в 1914 году на московском заводе братьев Смагиных. Поднятие обошлось благополучно». Новый собор - это Александро-Невский кафедральный собор в Саратове. Удивительно, конечно, читать такое - ведь идет борьба с религией и духовенством. 11 октября 1919 года автор, например, заносит в дневник: «Опять красный террор. Расстреляны священники Шанский, Махровский и другие. Ужасно!». А тут - на колокольню кафедрального собора поднимают новый колокол. Впрочем, власть не надолго отложила устранение этой «недоработки»: Александро-Невский собор был разрушен (на его месте сегодня стадион «Динамо»). «Религии, и в частности, христианству, объявлена война «насмерть». Таковы времена Ударились в антирелигиозную пропаганду, такую глупую, ребяческую. Она успеха не имеет»,- пишет автор в дневнике. «1923 год. 6 января . Рождественский сочельник. Несмотря на яростную газетную травлю религии, сегодня все церкви полны молящимися». Судя по дневниковым записям, «полны народом» саратовские церкви были не только в начале, но и в конце двадцатых годов. Запись 1926 года: « 21 ноября . Сегодня день Архангела Михаила. Вчера на всенощной была масса народу. Служили оба архиерея - Досифей и Андрей. Хор был усилен». Но безбожная власть курс на искоренение религии держала неуклонно. «1930 год. 6 февраля . Горсовет опубликовал постановление о запрещении колокольного звона. Факт большой исторической важности. При царях колокольный звон был запрещен у старообрядцев. Итак, отзвенели русские колокола. Они не сделали мягче сердце человека». Осенью того же года автор запишет: «Снимают главки с церкви - со старого Михаила Архангела (эта церковь стояла на месте нынешнего сквера Первой учительницы - Авт.)», еще через год - «Продолжается снятие колоколов с церквей».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Александро-Невский собор в Вятке. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Александро-Невский собор в Вятке. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Собор во имя Св. Троицы с колокольней в Вятке (1760–1772). Фотография. Нач. XX в. Православие пришло на Вятскую землю из Новгорода с первой волной рус. колонизации. По преданию, ок. 1383 г. на берегу р. Великой, где впосл. возникло с. Великорецкое (ныне Юрьянского р-на) явился чудотворный образ свт. Николая, к-рый в кон. XIV - нач. XV в. был перенесен в Никольскую ц. в Вятке (Хлынове). После перенесения образа 21-28 мая ежегодно совершался крестный ход из Хлынова к месту явления иконы. До сер. XVII в. в крае было основано ок. 15 монастырей (преимущественно в кон. XVI столетия). В окт. 1657 г. была учреждена Вятская и Великопермская епархия (см. Вятская и Слободская епархия ), первым Вятским архиереем стал еп. Александр . Его преемником являлся архиеп. Иона (Тугаринов) , чьими трудами на Вятке были построены первые каменные храмы. В 1676 г. в кремле Хлынова, близ вскоре сгоревшего деревянного собора во имя свт. Николая, началось возведение кафедрального собора во имя Св. Троицы, собор с приделом во имя свт. Николая был освящен в 1683 г. В Хлынове были построены также каменный архиерейский дом с домовой церковью, Спасский (1693) и Воскресенский (1695) соборы. В XVIII в. в епархии осуществлялось просвещение удмуртов, к кон. столетия 98% удмуртов, живших в Вятской губ., были крещены. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Вятке. 1778 г. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Вятке. 1778 г. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Церковь во имя св. Троицы в Свято-Троицком Александро-Невском мон-ре. 1775 г. Фотография. 2006 г. Церковь во имя св. Троицы в Свято-Троицком Александро-Невском мон-ре. 1775 г. Фотография. 2006 г. В нач. 1917 г. в Вятской губ. насчитывалось 905 правосл. церквей, 13 муж. и 2 жен. монастыря. Вслед. антицерковной кампании к 1927 г. в Вятской губ. оставалось 67 церквей. С 1922 г. на территории К.

http://pravenc.ru/text/1841115.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010