В Самаре преосвященный Владимир продолжал свое архипастырское служение с тою же искренности и прямотой, только расширил крут своей деятельности, став самостоятельным епископом. Преосвященный учредил в Самаре духовнопросветительное братство во имя святителя Алексия, завел противо-раскольнические и противосектантские собеседования, установил внебогослужебные чтения в церквах в воскресные и праздничные дни, ввел вечерние религиозно-нравственные чтения в зале Городской Думы для образованного общества, прилагал заботы об упрочении церковно-народного образования. Владыка не упускал случаев служить даже в самых бедных и отдаленных церквах своего города, усердно посещал внебогослужебные чтения по церквам, сам неустанно проповедывал, и имел утешение видеть всюду, где бывал, церкви переполненными. Он знал свою паству, а паства знала и любила его, и его благотворное влияние сказывалось на всем населении. Когда был голод, владыка принимал деятельное участие в организации помощи гододающим, а когда вслед за голодом пришла холера и смерть стала безжалостно уносить горожаи целыми толпами в могилу, владыка безбоязненно шел туда, где была его паства, и на холерном кладбище торжественно и соборне служил панихиду о преставльшихся. Во время эпидемии, уносившей тысячи жертв, владыка стал устраивать на видных местах и площадях города обшественные молебствия об избавлении от губительной болезни, сам с многочисленным духовенством совершал Богослужения и обращался к народу со словами утешения и ободрения, указывая вместе с тем на меры предосторожности против заболевания. К тому же владыка привлекала и все приходское духовенство. В эти тяжелые дни владыка, как было в глубокую старину, явился крепкой нравственной опорой для своей паствы, ободрял боязливых, утешал потерпевшпх, укреплял малодушных. Эти отношения между архипастырем и паствою вызвали при отъезде его из Самары, когда он высочайшим указом 18-го октября 1892-го года избран был экзархом Грузии, архиепископом Карталинским и Катехинским, такие сцены проявления горячей любви, преданности, благожелания, совсем беспримерные, – когда народ просто не хотел расстаться со своим владыкой и проводить с ним последние дни и ночи, заполняя церкви, улицы, площади. Пришлось владыке вовсе не спать последние ночи и на целые сутки отложить свой отъезд из Самары, чтобы успеть преподать благословение тем, которые настойчиво его просили и ждали. Наконец, владыка, усталый, без отдыха и сна, покинул Самару в 4 часа утра и видел вокзал окруженным густой толпой провожавшего его народа 4108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в 1918–1922 гг. Часть IV Вниманию читателей портала предлагается заключительная часть цикла статей доктора исторических наук М.В. Шкаровского, посвященного самому малоизученному и весьма нелегкому для братии периоду из истории Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Статья Страну лихорадила инфляция, и деньги быстро обесценивались, в обращение входили миллионы, а затем и миллиарды рублей. Так, в июле–августе 1920 г. доходы Лавры составляли 1931974 рубля (1608185 руб. от церковных статей и 323789 – от экономических), а расходы – 1824636 рублей (соответственно – 1546590 руб. на церковные и 278046 – экономические статьи). Хотя все недвижимое имущество Лавры считалось национализированным, обитель в отдельных случаях еще продолжала получать доход от сдачи его в аренду. В частности, 4 мая 1920 г. она получила 3214 рублей от акционерного общества «Кверкуе» за аренду лаврского участка земли на углу Тележной ул. и Чернорецкого пер. с 1 сентября 1919 по 1 сентября 1920 г., а 19 июня 1920 г. был заключен договор о сдаче А.Г. Квадратову в аренду на 10 лет помещения для мастерской по выделке свечей с соответствующими машинами . Однако это уже были скорее исключения. Основной доход шел от продажи свечей, масла, исполнения треб и тарелочного сбора. В Лавре существовал свой небольшой свечной заводик, который был официально зарегистрирован 30 июня 1920 г. С марта 1922 г. послушание главного свечника обители исполнял иеромонах Варнава (св. Серафим Вырицкий). В его обязанности входила закупка воска для производства свечей, масла для лампад во всех храмах Лавры и выемка пожертвований из кружек. В это время о. Варнаве пригодились его прежние коммерческие знания и навыки, в связи с возрастающими из-за инфляции ценами на воск постоянно приходилось пересматривать цены на свечи и т.д.

http://bogoslov.ru/article/3119298

Плита кн. Б. И. Прозоровского. Ок. 1705 г. (некрополь Донского мон-ря) На долгие годы одним из самых популярных после плиты типов Н. становится камень в форме саркофага позднего барокко, особенно в Москве в 3-й четв. XVIII - нач. XIX в. Такие Н. свезены в Донской мон-рь с кладбищ Москвы и Подмосковья (встречаются и во мн. др. обителях) и представлены саркофагами разных форм - от простых, с прямыми гранями стенок, плоскими крышками и со скромным скульптурным декором до фигуративных, с пышным рельефным убранством (напр., белокаменный саркофаг А. Р. Брюса, 60-е гг. XVIII в., с 2-составным вычурной формы массивным корпусом на волютообразных опорах, сплошь покрытый обильной резьбой с геральдическими и орнаментальными мотивами); нек-рые имели раскраску - отголосок средневек. роскраши по резному белому камню. Во 2-й пол. XVIII в. черты позднего барокко сохраняются и в с.-петербургских Н., отличающихся сдержанным характером и изрядным композиционным разнообразием. Последнее хорошо иллюстрирует группа из нескольких сходных по материалу и стилю мемориальных памятников 70-х гг. XVIII в. Это надгробные гранитные плиты, окованные позолоченной медью, декор к-рых выполнен в технике выколотки. Основой их композиции является классическая для меморий раннего барокко пышная формула фиксации достижений человека, выраженная посредством геральдического рельефа и эпитафии с перечислением всех личных послужных и родовых заслуг. Эти 2 элемента представлены практически в равных долях с т. зр. занимаемого ими места в композиции. Так, Н. гр. П. Г. Чернышёва (после 1773, Лазаревская усыпальница, Александро-Невская лавра) очерчивает граница в виде меандрового пояса с херувимами по углам, всю верхнюю часть занимают осененные стоящим в центре небольшим Распятием 3 знака орденов почившего и династический герб под ними, а нижнюю ¾ пространный текст, который, как и Распятие, завершает изображение черепа внизу. На Н. гр. М. К. Скавронского (70-е гг. XVIII в., Благовещенская усыпальница, Александро-Невская лавра) текст помещен в крупный картуш, утвержденный на прихотливого рисунка постаменте, над картушем ¾ герб, к-рый фланкируют 2 птицы. В то же время в декоре этих Н., особенно Чернышёва, появляются признаки стиля следующего столетия: намечающийся отход от «многословности» композиции, появление деталей, указывающих на интерес к античному наследию, напр. орнамент в виде меандра.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

После смерти архимандрита Никанора мнтрополит Исидор, собственноручно написанным рапортом Святейшему Синоду от 31-го июля 1863-го года, испрашивал начальственного разрешения на определение в должность наместника избранного им, состоявшего на чреде священнослужения, члена Петербугского Духовного Цензурного Комитета, архимандрита Германа, с оставлением членом Цензурного Комитета, впредь до усмотрения, и с увольнением от занятой по Консистории. Архимандрит Герман, в мире Александр Космич Осецкий, был сын священника церкви села Богородского, Любимского уезда, Ярославской епархии, родился в 1824-м году, образование получил в Ярославской Семинарии и Петербургской Духовной Академии, в продолжение академического курса был пострижен в монашество 10-го сентября 1849-го года и на сдедующий день рукоположен во иеродиакона, а 24-го июня 1851-го года, по окончания академического курса, во иеромонаха. Начал службу помошником ректора по профессорской должности в Петербургской Духовной Семинарии и в первые годы занимался приведением в порядок семинарского архива и, за перемещением семинарского священника, исполнял его обязанности по совершению Богослужения в семинарской церкви. В 1852-м году причислен к соборным иеромонахам Лавры и 8-го декабря получил магистерский крест. В 1853-м году определен в должность помощника инспектора и в том же году перемещен на должность инспектора и помощника ректора по профессорской должности в Новгородскую Софийскою. Здесь он состоял членом Комитета для поверки Новгородской Софийской Библиотеки и составления новой ее описи и во вновь открытом миссионерском отделении при Семинарии безмездно преподавал обличение раскольнических заблуждений и практические наставления для готовящихся «на дело с раскольниками». В 1855-м году получил набедренник. С 1856-го года состоял членом Комитета по церковно-историческому и статистическому описанию Новгородской епархии. 2-го ноября 1857-го года назначен ректором и професеором Богословских наук в Кавказскую Семинарию, с возведением в архимандрита. Здесь, по действовавшему тогда закону (статья 283 Устава Духовных Консисторий) был членом Кавказской Консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Александро-Невская Лавра Подлинник. Сим свидетельствую, что иеромонах Вениамин, в течение 6-летнего пребывания нашей Духовной Миссии в Иерусалиме, с 1848-го по 1854 год, был духовником оной и многих русских поклонников, которых поручал ему исповедовать наместник Иерусалимского Патриарха митрополит Петро-Аравийский Мелетий. РГИА, ф. 797, оп. 24, отд. 2, ст. 2, д. 34, л. 12. 397. Второе свидетельство архимандрита Порфирия, выданное иеромонаху Вениамину для представления в Св. Синод С.-Петербург, 3 ноября 1854 г. Александро-Невская Лавра Подлинник Долгом почитаю сообщить, кому следует, что русский иеромонах Вениамин, пребывавший в Иерусалиме, вел образ жизни, совершенно соответственный его сану, и пользовался общим уважением как тамошнего духовенства и жителей, так и русских поклонников. РГИА, ф. 797, оп. 24, отд. 2, ст. 2, д. 34, л. 13. 398. Записка Е.Л. Ширман 706 для иеромонаха Вениамина С.-Петербург, 4 ноября 1854 г. Копия В доме генерала Александрова спросить иеромонаха Вениамина Иерусалимского; если он здесь, то попросить его пожаловать по одному крайне нужному делу к генеральше Ширман, живущей на Литейной ул , против Артиллерийских казарм, в доме Вернера. Елизавета Леонтьевна Ширман. Прим. о. Вениамина. Означенная записка наделала большую тревогу в Петербурге. По ее требованию прислана была за мною карета от министра двора Адлерберга 707 , в которой я всю ночь ездил к генеральше Ширман. Она объяснила мне желание Ее Высочества Елены Павловны, что она назначает меня духовником Крестовоздвиженских сестер в Севастополь во время войны, и я немедленно должен был, по ее требованию, ночью, в 12 часов, лично представиться Ее Высочеству и принять на себя назначение духовника Крестовоздвиженской общины. Письма [разных лиц] к игумену Вениамину. С. 2. 399. Из письма Е.Л. Ширман к иеромонаху Вениамину (печ. с сокращениями) С.-Петербург 18 января 1855 г. Копия Многоуважаемый о. Вениамин! Вслед одно за другим получила я Ваши два письма из Симферополя, от 11 и 29 декабря. Как жаль, что числа не выставлены были, вместе я их получила; но благодарю за память и уведомление о Вас и Крестовоздвиженских сестрах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В неусыпной царственной работе Государя Императора, в учреждении Государыней Императрицей Александрою Феодоровною организаций Трудовой Помощи, в высоком покровительстве Их Императорских Величеств идеям мира и материнства, Россия слышит постоянный призыв к благодетельному мирному труду и благополучному возрастанию. Высочайший указ 18-го декабря 1797-го года нес с собою много милостей духовному чину. Государь свои повеления предварял изъяснением, что «попечение о благоустройстве Церкви и призрение к служащим ей» он почитает «одною из главнейших обязанностей царствования». Повелено было учредить к двум существующим – Киевской и Московской – две новых Духовных Академии – «в Санктпетербурге при Александро-Невском Монастыре и в Казани, вместо находящихся там Семинарий»; для Академий и Семииарий утверждены были новые штаты, значительно превышавшие прежние ассигнования; возвышены штаты Архиерейских Домов, соборов, Монастырей, Консисторий, ассигнования на ризницы, ремонт; при 3-х Лаврах, включая и новую Александро-Невскую, и при Московском ставропигиальном Донском Монастыре учреждены штаты по 10-ти соборных иеромонахов с особом окладом; разрешено в третьеклассных Монастырях, для благолепия церковного служения, настоятелей производить в архимандриты, с оставлением на игуменском окладе; положен отвод казенной земли не имеющим земли Архиерейским Домам по 60-ти и Монастырям по 30-ти дссятин, мельниц, по одной, рыбных ловель; при придворной церкви в Петербурге, при Большом Успенском и Благовещенском соборах в Москве учреждены штаты по 6-ти соборных свяшенников; в Консисториях положено быть присутствующими «по крайней мере половине из белого священства»; учреждены награды для белого духовенства наперсными крестами, фиолетовыми бархатными скуфьями и митрами; повелено точно выделить церковные земли и установленную пропорцию морковной земли обрабатывать «трудами прихожан». С.-Петербургская Академия, «из Семинарии учрежденная», получила к своему содержанию в 4.500 рублей прибавку в 7.500 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Господь судил ему дожить до утешения давать прошение своим врагам, поднимавшим на него совершенно необычный шум в печати и обществе. Они испрашивали у владыки прощение, и он их благодушно прощал. Административная деятельность владыки может быть охарактеризована чертами благожелательности всякому доброму начинанию и снисходительности к личным ошибкам и заблуждениям других. Со вступлением на Петербургскую кафедру тотчас же обнаружены были владыкой в его обиходе черты искренности и простоты, соответствовавшая его духовному облику. К нему, по традиции, явились с поздравлениями и приношениями. Но он поздравления сократил до последней степени, а различные приношения распорядился вернуть приносящим. Затем были прекращены праздничные визиты и, взамен их, владыка, по старинному обычаю древней Руси, обыкновенно посещал в праздники тюрьмы и разные Богоугодные заведения. Громоздкий и роскошный митрополичий выезд на четверке лошадей он заменил обычной архиерейской каретой. В домашнем обиходе введена была скромность и простота – в обиходе, одежде, столе, обращении. Он никогда не одевал цветной рясы, и все архиереи стали носить черные одеяния. Всем открыт был к владыке доступ и всем он находил время и возможность уделить достаточно своего внимания. Вышли из митрополичьего обихода земные метания, грубоватое «ты». Никто не видел его раздраженным или смеющимся, и самое появление его в каком бы то ни было обществе налагало печать сосредоточенной серьезности 4098 . Наместник архимандрит Арсений, по болезни, оставил должность в апреле 1900-го года и затем скончался 15-го февраля 1901-го года; погребен в Исидоровской церкви. Его место занял архимандрит Корнилий. Архимандрит Корнилий, в мире Константин Павлович Смуров, из Грязовецких мещан Вологодской губернии, родился в 1833-м году, в 1858-м году поступил в Сергиеву Пустынь, где и был пострижен в 1872-м году, а в 1876-м году рукоположен в иеромонаха и был здесь казначеем. В Лавру поступил в 1893-м году на должность эконома. В 1894-м году произведен в игумена, в 1896-м году – во архимандрита и назначен казначеем. С апреля 1900-го года он исполнял обязанности наместника Лавры и в ноябре назначен наместником. В 1909-м году, 1-го февраля, согласно прошению, по болезни, уволен от должности наместника с предоставлением ему помещения в Лавре, где он и пребывает до сих пор тяжко больной, лишенный возможности движения 4099 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

2½ года после своей хиротонии владыка оставался в Петербурге викарием, епископом Ладожским. За это время имя преосвященного тесно было связано с работами Комитета по улучшению быта епархиального духовенства, а также Комиссии, рассматривавшей проект об учреждении епархиальных общин сестер милосердия: и в Комитете, и в Комиссии преосвященный Палладий был председателем. В 1867-м году преосвященный ревизовал Духовную Академию. В июне 1869-го года, по высочайшему повелению, он был послан в Олонецкую епархию для умиротворения взволновавшихся граждан города Вытегры, а в июле, высочайшим указом 15-го числа, назначен епископом Вологодским. Недолгое управление преосвященного Палладия Вологодскою паствой совпало со временем переустройства России в царствование Царя-Освободителя. 3-го марта 1870-го года преосвященный приветствовал открытие земских учреждений, в следующем году благословил закладку Вологодско-Ярославской железной дороги. Рядом с гражданским развитием края твердо шла вперед по пути развития церковная жизнь. Преосвященный зорко следил за благосостоянием епархии по всем частям, учреждал школы-приюты при Монастырях, заботился о благоустройстве Духовных Училищ, о призрении сирот и бедных духовного звания. В 1873-м году преосвященный Палладий был перемещен в Тамбов. С неподдельным сожалением провожала Вологодская паства своего архипастыря к новому месту его служения. Духовенство и дворянство учредили стипендии имени преосвященного в Духовной Семинарии, а купеческое сословие, при адресе, чрез особого депутата, городского голову, прислало преосвященному, уже в Тамбов, драгоценную икону на память, – точный снимок с особенно чтимой Вологжанами иконы Всемилостивого Спаса. Середина 70-х годов была временем нашего всеобщего одушевления придти на помощь страдавшим под Турецким игом братьям-Славянам, завершившегося войной. Преосвященный Палладий шел впереди этого движения: собирал пожертвования на Славян, на Красный Крест, на Добровольный Флот, сам жертвовал крупные суммы, и своею выдающеюся деятельностью в этом отношении обратил на себя внимание Государя Императора и Государыни Императрицы, от которых 3 раза получал изъявления их благодарности.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Первые случаи реквизиции лаврской недвижимости были еще до выхода декрета. Так, 2 декабря 1917 г. Всероссийский союз рабочих и крестьян по выработке и распределению сельскохозяйственных машин и орудий реквизировал для своих нужд кладовую в складском корпусе 12. Но угроза массовой конфискации первоначально возникла для лаврских жилых домов на Невском пр., Калашниковой наб., Шлиссельбургском пр., и Амбарной ул. 19 декабря 1917 г. Совнарком издал указ, согласно которому все недвижимое имущество Петрограда облагалось единовременным сбором в пользу городской казны. Согласно расчету Петроградской Думы Лавра оказалась обязана внести 59739 руб. По распоряжению епископа Прокопия от 31 января 1918 г. было уплачено 20 тыс., так как других наличных средств в тот момент не имелось. В ответ последовал указ городской управы домовым комитетам, что они обязаны перечислять весь сбор арендной платы с жильцов в казначейство думы до полного погашения суммы, а если владельцы откажутся нести текущие расходы по содержанию собственности, то она будет конфискована в пользу городского управления. Домкомы лаврских домов обратились за разъяснением в Духовный Собор, и он 15 марта постановил оставить вопрос открытым, так как финансовое положение обители не позволяет ей уплатить налог, «да при теперешнем положении дел и произведенная (если бы это было возможно) уплата этого сбора ни с какой стороны не гарантирует Лавру от конфискации ее недвижимостей и от взыскания с нее снова каких-либо новоизобретенных долгов». В постановлении также говорилось, что «Духовный Собор не признает себя в праве даже косвенным образом как-либо санкционировать конфискацию искони принадлежащих Лавре недвижимостей, а потому определено известить домовые комитеты всех лаврских домов о том, что, не решая возбужденного ими вопроса, Лавра однако оставляет за собой право предъявить, когда признает нужным, гражданские иски к квартиронанимателям, не внесшим своевременно платы в лаврское казначейство» . Вскоре последовали санкции властей, но так как часть сбора все же была уплачена, они конфисковали 30 апреля пять из семи лаврских домов на Невском пр. – 151, 153, 163, 173 и 177. Впрочем, угроза для остальных домов не исчезла, их обложили новым налогом на имущество, который следовало уплатить к 15 октября. При этом стоимость обслуживания зданий быстро росла, и летом 1918 г. расходы на их содержание в 2 раза превышали доходы от сдачи квартир. Естественно обитель не могла уплатить требуемых налогов, и 22 ноября были конфискованы все лаврские дома в Рождественской части. 1 декабря 1918 г. наместник был вынужден подписать акт о передаче Комиссариату городского хозяйства последнего жилого здания по Шлиссельбургскому пр., 1/3 .

http://bogoslov.ru/article/3041971

Высшее управление Типографии несколько изменилось, так как протектор Школ и Типографий, архимандрит Гавриил, с получением в 1726-м году архиерейства – был назначен архиепископом Тверским – не сохранил за собою заведывания школьно-типографскими делами 2756 . Александро-Невская Типография располагала только церковным шрифтом. Гражданского шрифта в ней со времени ее основания не было 2757 . В 1726-м году, по докладу архимандрита Петра, «для напечатания потребных к науках элементарей и грамматик», велено было отпустить в Александро-Невскую Типографию из Московской Греческие и из С.-Петербургской Латинские литеры за счет Александро-Невской Типографии. В Московской Типографии оказалось готовых Греческих литер только 4 пуда и недостающие до полного комплекта 8 пудов были сделаны вновь. Тотчас по получении шрифта, доставленного 31-го декабря 1726-го года, по распоряжению архимандрита Петра, была набрана в январе 1727-го года пробная страница, которая и была одобрена профессором Скядою. Латинский шрифт не был доставлен, пробные буквы были отлиты в словолитне при Александро-Невской Типографии 2758 , но целой азбуки Латинской в Александро-Невской Типографии не было, как видно из описи ее при ликвидировании Типографии в 1728-м году. При Типографии действовала словолитня. В 1724-м году архиепископ Феодосий договорился с пунсонного дела мастером С.-Петербургской Типографии, между прочим, относительно обучения пунсонному делу монастырского служителя Козьмы Егорова, который в 1725-м году и был прислан в Александро-Невскую Типографию, со свидетельством, что «делать пунсоны, матрицы и форму Воскресенской азбуки» он обучен совершенно. Ои тотчас же был завален делом – по отливке азбуки для печатания «Пращицы». В Типографии в литерах была «немалая нужда». В помощь ему был даже принять словолитец С.-Петербургской Типографии. В типографском деле азбуки «часто вредились» 2759 . В 1727-м голу подожеше дела было другое: состоявший при Типографии пунсонного дела мастер работал «монастырское серебряное дело» и только 2 ученика отливали и чистили Воскресенскую азбуку 2760 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010