Начальника губернии и тульскую городскую думу; 3) отнестись в ту же думу с прошением сделать зависящие с ее стороны распоряжения: а) о скорейшем устройстве и открытии Александровского училища, и б) о вводе монастыря во владение на пожертвованную купеческим сыном Струковым землю в количестве 42-х десятин; 4) сделать консистории, с своей стороны, зависящее распоряжение о передаче в пользу и ведение Богородичного монастыря почетным гражданином Николаем Никитичем Добрыниным капитала, простирающегося до 31 тысячи, пожертвованного благотворителями сему монастырю; 5) об открытии новоучрежденного монастыря будут сделаны в свое время соответственные сему торжеству распоряжения. – Во исполнение сей резолюции его преосвященства было послано в тульскую думу надлежащее отношение консистории 30 сентября 1868 года за 6589-м 35 . Таким образом, учреждение Богородичного монастыря, во славу Божию, на радость приснопамятного строителя и благотворителя его, а также к истинному утешению и всех граждан г. Тулы, совершилось. VI. Благоустройство монастыря Основание обители или учреждение монастыря еще не есть его благоустройство, которое упрочивает его дальнейшее существование. Для сего требуется особое внимание к монастырю со стороны православного народа, достаточность средств, удовлетворяющих всякие потребности его быта, и бдительная попечительность его строителей-начальников. Православные обители всегда имели и имеют в недрах священной земли своей или в стенах своих храмов досточтимые святыни – мощи святых угодников Божиих, чудотворные иконы Пр. Богородицы и другие. Эти святыни и служат главными предметами особого внимания благочестивых поклонников, краеугольными камнями благоустроения и благоуспешного существования самих обителей. По сему и Богородичный Щегловский монастырь, как вновь устроявшийся, должен был желать иметь свою святыню. Но, не имея ее в своих недрах и стенах, он мог получить ее из других обителей русских или с востока, как то бывало в старину. Восток, именно святая гора Афон, и на этот раз не лишила своего «благословения» новозданный монастырь и прислала части св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Лукьянцево. Лукианова мужская пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1594. Ссылки:   Адрес: 600611, Владимирская область, Александровский район, п/о Бакшеево, деревня Лукьянцево Координаты: 56.5045, 38.7132 Проезд: В Лукьянцево можно добраться от трассы М8, свернув перед Лисавами направо на Николаевку и проехав 15 км. Дорога там довольно жестокая, и легковые машины, которые пришлось обгонять, старались придерживаться скорости не более 30 км/ч. В Лукьянцево лучше добираться через Александров, выезд на Бакшеево ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда В Лукьянцево можно добраться от трассы М8, свернув перед Лисавами направо на Николаевку и проехав 15 км. Дорога там довольно жестокая, и легковые машины, которые пришлось обгонять, старались придерживаться скорости не более 30 км/ч. В Лукьянцево лучше добираться через Александров, выезд на Бакшеево. На сайте г.Александрова есть подробная карта города. Въезд в Александров с М8 поворот направо через Дворики. В городе вывески с названиями улиц встречаются, к сожалению, нечасто, но основные артерии города все-таки отличимы от второстепенных. Дороги что в городе, что до Лукьянцево не ахти. Мы ехали большим автобусом со скоростью 40-50 км/ч. Из г.Александрова в Лукьянцево три раза в день ходит рейсовый автобус с очень большим интервалом, но и его часто отменяют. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревня Лукьянцево в 13 км к северу от Александрова интересна исключительно расположенным там Лукиановым монастырем, существующим с XVI века, прославившимся деятельностью св. Лукиана в XVII веке. Сейчас монастырь возрождается как мужской. В нем два старинных храма: первый (Богоявленский XVII в.) белый с шатровой колокольней и трапезной действующий, второй (Рождества Богородицы XVIII в.) с галереей ремонтируется. Сохранилась часть невысоких стен, некоторые другие постройки. Пустынь Свято-Лукианова. Монастырь основан в 1594 году иереем Григорием. По преданию, в деревне Игнатьево, недалеко от которой находится теперь пустынь, по прошению Григория была построена церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, но спустя некоторое время поставленная там храмовая икона три раза чудесным образом переходила из сельской церкви в одно и то же пустынное место.

http://sobory.ru/article/?object=00571

Замечательны древние иконы: Кирика и Иулитты, храмовая с изображением крестного хода, бывающего из этой церкви в престольный праздник 1 августа, с датою 1555 г., явления Божией Матери преп. Сергию 1671 г, Тихвинской Божией Матери 1712 г. В 1858 г. сохранялись в церкви старопечатные книги 1655-1714 гг., ноты 1743-62 гг. и синодик середины XVIII ст. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». - Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. Происхождения Честных Древ в Чигасах, или Спас-Чигасы. Спасо-Чигасская церковь находится за рекой Яузой недалеко от ее устья на берегу Москвы-реки. Церковь - каменная, Всемилостивого Спаса, построена в 1483 году игуменом по прозвищу Чигас, основавшим на этом месте мужской монастырь, и поэтому прозвана Спас-Чигасы, или " в Чигасах " . В великий пожар 1543 года храм и монастырь сгорели. Когда монастырь уничтожен - неизвестно, но уже с 1625 года Спасо-Чигасская церковь стала приходской. В 1639 году церковь эту прихожане обновили, а в 1641 году пристроили к ней придел во имя великомученицы Екатерины, который существует и доселе. В 1647 году была построена колокольня. В 1722 году устроен еще придел во имя св. мучеников Кирика и Иулиты. Церковь - одноглавая, старинной архитектуры. В ней замечателен старинный образ Всемилостивого Спаса. В старину Спасо-Чигасский приход был одним из богатейших в Москве. О богатстве за Яузой чигасских обывателей, собиравших во множестве серебро и золото, свидетельствует народная песня. До нашествия неприятеля в 1812 году Спасо-Чигасская церковь имела весьма богатые иконы и ризницы. Потом Спасо-Чигасский приход по выходе богатых и знатных людей в другие места обеднел, потерял то значение, какое имел прежде. От Спасо-Чигасской церкви в ее храмовой праздник, 1 августа, издревле был крестный ход на Москву-реку с духовенством заяузских и других церквей. В 1771 году ход этот был отменен, но возобновлен снова в 1775 году и совершается с участием священнослужителей других церквей, отстоящих от Спасо-Чигасской не далее версты.

http://sobory.ru/article/?object=37874

Богородицы. (Ссылка: «1405 года, Октября в 1-й день, в четверток, в монастыре, иже на Симонове, освящена бысть церковь Успения, юже замысли и основа Феодор Игумен, и соверши ю Князь Великий при Иларионе Архимандрите, яже 26 лет здана бысть...». Степ. кн. I)». М.И. Александровский про освящение храма писал осторожнее: «при митрополите Св. Киприане». В.П. Выголов придерживался мнения, что «появлением своих первых каменных построек монастырь обязан в первую очередь не светским и духовным властям, а богатому купеческому роду Ховриных. Та же Вкладная и кормовая книга сообщает нам, что основатель рода «Григорей Ховра да жена его Агрепена начало учинили Симонову монастырю и церковь каменную болшую они воздвигли и кельи многие они поставили». Гость-сурожанин Григорий Ховра, по одним сведениям, грек по происхождению, выехавший в Москву из Крыма, по другим - русский, участник похода на Куликово поле, явно стремился своими богатыми денежными вкладами в близкий ко двору монастырь и сооружением в нем каменных зданий укрепить свое положение среди московской знати. Показательно, что освящение собора 1 октября 1405 г. было произведено самим митрополитом Киприаном». И. Токмаков, уточняя личность вкладчика, на чьи средства строился собор, сообщал: «В географическом словаре Российского государства, т. V, М., 1789 г., in 4, стр. 135, читаем: «Симонов мужский монастырь за городом позади Крутицкого собора, как из имеющейся в нем вкладной письменной книги, скрепленной собственною рукою святейшаго Московскаго и всея России патриарха Иосифа, явствует, начат строиться неким вкладчиком Григорием Ховриным. Этот некий Ховрин был сын князя Стефана Васильевича Ховрина, по словам Курбского, мужа греческого роду, зело благородного и богатого. Григорий Стефанович Ховрин приходился дедом Владимиру Ховрину, - Голове, казначею у великого князя Иоанна III и основателю церкви Воздвижения Св. Креста Господня, на дворе в Кремле. От Ховриных или Комриных произошли Головины». Следующее событие, отмеченное многими летописями, страшная гроза, случившаяся в ночь с 31 августа на 1 сентября 1476/1477 года.

http://sobory.ru/article/?object=39881

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь Будучи опорным пунктом на Оке в обороне от набегов крымских татар, Серпухов нередко принимал государей, князей и бояр вместе с их дружинами в XVI - XVII веках. Пребывание государей, войсковые сборы и близость татарской угрозы оставили след в истории Высоцкого монастыря. Так, в 1570 году царь Иоанн Грозный проживал с опричиной в Александровской слободе , откуда два раза приезжал в Серпухов " на берег " . В этом году царь дал архимандриту Высоцкому Агапиту с братией льготную грамоту на то, чтобы не взимались пищальные деньги с лавок крестьян Высоцкого монастыря. В 1571 году, когда Москва была сожжена ханом Девлет-Гиреем , от татарского вторжения претерпел великие бедствия и Высоцкий монастырь. В следующем 1572 году он получил льготную грамоту, по которой освобождался от уплаты дани на пять лет. Из этой грамоты узнаем, что большая часть строений и церквей в монастырских селах и деревнях была тогда выжжена неприятелем. Перечень в вышеуказанной грамоте сожженных церквей и дворов свидетельствует, насколько разоренная татарами обитель нуждалась тогда в попечении и помощи царя, а также и о том, как обширны были ее владения. Неприятель выжег большую часть строений и келий внутри монастырской ограды, но нужно полагать, что все каменные церкви уцелели, хотя были, вероятно, разграблены. Монастырь окружала в то время деревянная тыновая ограда, так как каменная, существующая и поныне, была устроена позже, в XVII веке. В вышеупомянутой грамоте упоминается, что нашествие в 1571 году татар было при " бывшем архимандрите Агапите " , судьба которого неизвестна. Последующие набеги Девлет-Гирея были отражены, но восстановление монастыря потребовало долгого срока. В 1576 году, как видно из Вкладной монастырской книги, архимандритом состоит Иосиф Чудовской , полагающий ей основание. С этим временем совпадали часто приезды " на берег " государей или их приближенных и вместе с тем происходило возобновление и устройство монастырских церквей. В 1574 году был последний приезд Иоанна Грозного в Серпухов. В 1584 году по его кончине и воцарении царя Феодора Иоанновича , новый царь пожаловал монастырю льготную подтвердительную грамоту за подписью дьяка Андрея Арцибашева. Серпуховский поход 1598 года, показавший мощь русских сил крымским послам, во многом способствовал укреплению позиций Бориса Годунова в сложной обстановке его утверждения на троне. Пребывание близ стен Высоцкого монастыря щедрого государя, каковым желал слыть Годунов, а также его двора, воевод и бояр, отразилось во Вкладной книге того времени значительными вкладами. Среди вкладчиков монастыря встречается фамилия князей Воротынских.

http://drevo-info.ru/articles/13631.html

В 90-х гг. XX в. в Московской обл. были возобновлены следующие муж. мон-ри епархиального подчинения: Высоцкий серпуховской в честь Зачатия Пресв. Богородицы (1991), Бобренёв в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Ст. Бобренёво Коломенского р-на (1992), Екатерины вмц. в Видном (1992), дмитровский во имя святых Бориса и Глеба (1993), Ферапонтов Лужецкий в честь Рождества Пресв. Богородицы в Можайске (1993), коломенский Старо-Голутвин в честь Богоявления (1994), Давидова в честь Вознесения Господня пуст. в пос. Нов. Быт Чеховского р-на (1995), павловопосадский Васильевский в честь Покрова Пресв. Богородицы (1995), Гуслицкий в честь Преображения Господня в Куровском Орехово-Зуевского р-на (1998). Были открыты жен. обители: Бородинский во имя Нерукотворного образа Спасителя близ дер. Семёновское Можайского р-на (1992), Белопесоцкий во имя Св. Троицы в Ступине (1993), Колоцкий в честь Успения Пресв. Богородицы в дер. Колоцкое Можайского р-на (1997), Александро-Невский (Александровский) в с. Маклакове Талдомского р-на (1996), Брусенский в честь Успения Божией Матери в Коломне (1997), Казанской иконы Божией Матери в дер. Колычёво Егорьевского р-на (1999). Благодаря усилиям митр. Ювеналия в 1994 г. была возрождена жен. община при московском Новодевичьем мон-ре. Восстановление мон-рей продолжилось в 2000-х гг. Возрождены Серафимо-Знаменский скит в с. Битягове Домодедовского р-на (2000), Влахернской иконы Божией Матери и Нерукотворного образа Спасителя женский монастырь в пос. Деденёво Дмитровского р-на (2001), Берлюковская во имя свт. Николая Чудотворца мужская пустынь близ дер. Авдотьино Ногинского р-на (2006), Радовицкий во имя свт. Николая Чудотворца мужской монастырь в с. Радовицы Егорьевского р-на (2006), Мефодиев Пешношский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь в пос. Луговой Дмитровского р-на (2007), Мариинский егорьевский во имя Св. Троицы женский монастырь (2008). В дек. 2014 г. по благословению митр. Ювеналия создан Благотворительный фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Архив Пн В день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Сретенском ставропигиальном монастыре 28 декабря 2013 г. 14:01 28 декабря 2013 года, в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Сретенский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. В соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери, где покоятся честные мощи священномученика Илариона, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Верейский Евгений , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ ; епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального монастыря ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Тихон (Шевкунов) , наместник Сретенского монастыря; протоиерей Олег Клемышев, благочинный Сретенского округа; протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии; насельники Сретенской обители в священном сане, духовенство г. Москвы. Пел хор Сретенского монастыря (регент — Никон Жила). Среди молившихся были насельники обители, преподаватели и учащиеся Сретенской духовной семинарии, многочисленные паломники. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию диакона Кирилла Малевича, клирика Покровского храма Московской духовной академии. Проповедь перед причастием Христовых Таин произнес иеромонах Игнатий (Шестаков), насельник Сретенского монастыря. От лица участников богослужения Святейшего Патриарха приветствовал архимандрит Тихон (Шевкунов), который преподнес Его Святейшеству миниатюрную копию памятника священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея России, установленного в Александровском саду у стен Московского Кремля. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . Приветствуя наместника обители, Святейший Владыка, в частности, сказал:

http://patriarchia.ru/db/text/3483923.ht...

М.И. Александровский, полностью не отвергая возможности возведения Знаменского храма над вратами в 1623 году, писал: «В 1623 году в монастыре была церковь Знамения Пресвятой Богородицы. В 1677 году октября 9 значится освящение новопостроенной Знаменской церкви на воротах. Стены церкви, а также самые ворота говорят за то, что от постройки 1623 года ничего не осталось. В 1834-1836 годах постройка 1677 года несколько переделана: над нею возведен купол, перед западной стеной выстроена вторая стена, закрывающая входы наверх, и здание обработано в готическом стиле. Переделанная церковь получила нынешнее наименование Николая Чудотворца. Однозначно датировали возведение Знаменской церкви над восточными (Луговыми) воротами В.И. Троицкий и С.А. Торопов, имевшие возможность и пользоваться архивными материалами, и осмотреть храм в натуре. Они писали: «В 1677 году была построена каменная же церковь Знамения на Луговых восточных воротах, взамен сломанных церквей прежней постройки Одигитрии и Знамения». Далее В.И. Троицкий и С.А. Торопов отмечали: «Во время постройки колокольни к ней были пристроены справа и слева двухэтажные больничные корпуса, а сама церковь в 1834 году архитектором Е.Д. Тюриным и переименована в Николаевскую». Кардинальная перестройка принципиально изменила церковь 1677 года, поэтому неудивительно, что В.П. Выголов, уже не имевший возможности изучить снесённый памятник и опиравшийся в датировке на работу И.Ф. Токмакова, считал, что Знаменский храм, как и церковь Всемилостивого Спаса над западными вратами, был включён в 1640-х годах в систему мощной новой ограды монастыря, чем и объяснял сильно удлинённую алтарную часть Знаменского (Никольского) храма. Остановившись на датировке надвратной Знаменской церкви 1677 годом, можно по документам в значительной степени проследить дальнейшую её судьбу. В доношении, поданном монастырём в 1725 году, говорилось о том, что на всех церквах и строениях обители кровли, крытые «белым железом» и тесом, «весьма обветшали и развалились». В деле нет материалов, подтверждающих выполненные работы, но в опубликованной описи Ивана Мичурина, датированной апрелем 1741 года, позиции с описанием ветхостей Знаменской церкви нет. Возможно, наиболее серьёзные разрушения на церкви к этому времени уже были устранены. Однако ремонтные работы в эти годы на Знаменской церкви всё же происходили, о чём свидетельствует запись 1743 года: «... расход на исправление на церкви Знамения Пресв. Богородицы старой ветхой главы, которая была крыта зеленою каменною черепицею по деревянным стропилам и на перестройку вновь каменной главы другим новым манером: июля 8, у купецкого человека Андрея Михайлова куплено белил, сурику, олифы, умры, вохры, шмелти, мунии, щетин и смолы на рубль 1 коп. Июля 12, оная глава покрыта прежнею черепицею и на прибивку той черепицы куплено в Скобяном ряду гвоздей двухтесных 3 тысячи на 3 руб. Июля 13, на оной главе поставлен прежний железной крест, которой вновь вызолочен».

http://sobory.ru/article/?object=39883

Он «рассказывал, что в последние годы своей жизни Александр впал в горькую ипохондрию, сблизился с женой и жил более в Царском Селе. Перед отъездом из Петербурга] он посетил в Невской Лавре монаха Авеля, известного своей отшельнической жизнью и духом прозрения. Он беседовал с ним целый час, и Авель ему сказал, что он не увидит более своей столицы. То же самое предсказала ему в 1815 г. m-me Le Normant. Она ему сказала…» — и далее следует то, что уже было процитировано (в черновой редакции) в главе «Год великого перелома». Несообразности бросаются в глаза: перед последним выездом из столицы Aлekcahдp I беседовал не с отцом Авелем (который не был схимником и не был связан с митрополитом Серафимом Глаголевским), а с отцом Алексием. Именно отец Алексий иносказательно дал понять государю, что тот в Петербург не вернется. В приведенной записи — по принципу смежности — наложены друг на друга два различных эпизода; к реальности явно ближе версия Боровкова, но и там дана не прямая цитата из отсутствующего документа, а его пересказ сравнительно «близко к тексту». Любое же изложение документа пропускает правдивую информацию сквозь систему вольно или невольно искажающих зеркал. Из помещенного в Алфавите Боровкова пересказа письма, в свою очередь пересказывавшего очередное пророчество Авеля, ясно лишь несколько вещей. Во-первых, что Авель, вернувшись из паломничества «к югу и к востоку, и в прочие страны и области» (то есть в Цареград, Иерусалим, Афон), нашел «такое место, где вся своя исправил и все совершил». То есть что незадолго до 4 апреля 1825 года он предсказал (или же считалось, что предсказал) мужской ветви Романовых скорую гибель, если Александр не удалится из Петербурга немедленно. Во-вторых, что пророчество это (или, по крайней мере, слух о нем) до сведения царя было доведено. В-третьих, что летом предсказание (или легенда о нем) было подтверждено и как бы прояснено пламенем пожара Преображенской церкви. Зная, с каким доверием (и вполне понятным ужасом) относился Aлekcahдp I и к Авелевым прорицаниям, и к «знамениям», можно предположить, что письмо Бородулича было оставлено без ответа вовсе не потому, что царь не поверил Авелю и не сделал своих выводов из «прочитанного». (Между прочим, и донос Шервуда на фоне пророчества Авеля выглядел иначе, нежели на обычном историческом фоне!) Косвенным образом предположение это подтверждается фактом незамедлительного ареста Авеля и его ссылки в Спасо-Евфимиевский монастырь со строжайшим запретом пророчествовать впредь — сразу по воцарении Николая Павловича. Спешка и суровость указывают: за монастырскую ограду прятали «мистического свидетеля» неких александровских тайн.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/6/

Лит.: Снегирёв И. М. Новоспасский ставропиг. мон-рь в Москве. М., 1863; Забелин И. Е. История г. Москвы. М., 1905, 1990р; Кондратьев И. К. Моск. Кремль, святыни и достопримечательности. М., 19102. С. 63-66; Бартенев С. П. Моск. Кремль в старину и теперь. М., 1912-1916. 2 кн.; он же. Большой Кремлевский дворец, дворцовые церкви и придворные соборы: Указ. к их обозрению. М., 1916. С. 136-140; Извеков Н. Д., прот. Соборный храм во имя Преображения Господня, что «на Бору» при Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1913; Александровский М. И. Указатель моск. церквей. М., 1915, 1996п; Максимов П. Н. К характеристике памятников моск. зодчества XIII-XV вв.//МИА. 1949. 12. С. 209-210; Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1962. Т. 2. С. 158-161; Памятники архитектуры Москвы: Кремль, Китай-город, центр. площади. М., 1982. С. 28, 262-264, 281; Муравьёва Л. Л. Летописание Сев.-Вост. Руси кон. XIII-XV в. М., 1983; Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. М., 1992р; Сорок сороков. Т. 1. С. 83-87; Тихомиров М. Н. Древняя Москва XII-XV вв. М., 1992. Примеч. 21. С. 14, 23; Беляев Л. А. Древние мон-ри Москвы (кон. XIII - нач. XV в.) по данным археологии. М., 1995; Баталов А. Л. Московское каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Моск. Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 229-233; Панова Т. Д. Некрополи Моск. Кремля. М., 2002; она же. Кремлевские усыпальницы: История. Судьба. Тайна. М., 2003; Клюев В. Б., прот., Панова Т. Д. Свт. Стефан, еп. Пермский, и история некрополя Спасо-Преображенского собора Моск. Кремля. М., 2006; Воронов А. А. Монастыри Моск. Кремля. М., 2009; Гращенков А. В. Декоративное убранство фасадов первых белокаменных соборов Кремля//Моск. Кремль XIV ст.: Древние святыни и ист. памятники. М., 2009; он же. Архитектурные детали и фрагменты сооружений XIV - нач. XX в. М., 2010. С. 53-54; Евдокимов Г. С. Еще раз о резных поясах в раннемоск. зодчестве//Моск. Кремль XIV ст. М., 2009. С. 128-145; Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневек. Москвы. М., 2010.

http://pravenc.ru/text/2564210.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010