Сохранилось описание храма, сделанное саксонцем Петром Петреем де Ерлезунда, вот оно: " Камни ее (церкви) расписаны разными красками так, что один - чёрный, другой - белый и посеребрённый, третий - жёлтый и позолоченный; на каждом нарисован крест. Всё это представляет красивый вид для проезжающих дорожных людей... " . Столичный статус Александровская слобода потеряла в 1582 году. Тяжело переживая произошедшее в ней " нечаянное " убийство собственного сына, Иван Грозный навсегда покинул слободу. После этого она быстро захирела, а в Смутное время была разграблена поляками. Возродиться её предстояло уже в монастырском качестве. В середине XVII века в здешних местах появился великий подвижник - преподобный Лукиан Александровский. В 1640 году он поселился в пустыни близ Александровской слободы. Через несколько лет святой постриг в монашество нескольких вдов, которые просили его найти им тихое пристанище. Просили его о создании женского монастыря и александровские купцы. Преподобный внял этим просьбам и, получив благословение царя и Патриарха, в 1651 году положил начало Свято-Успенской обители. Цари из династии Романовых много благотворили Успенской обители, не забывая и о её древнем соборе. Именно в XVII веке собор обнесли крытой галереей с двумя белокаменными приделами, освящёнными во имя преподобного Сергия Радонежского и святого праведного Симеона Богоприимца. Из царских посещений собора отметим приезд в Успенскую обитель в 1744 года императрицы Елизаветы Петровны. При Анне Иоанновне " дщерь Петрова " провела более десяти лет в Александровской слободе, бывшей её вотчиной, фактически в ссылке. В XIX веке продолжилось благоустройство обители, а Троицкого собора в частности, так в 1824 году Троицкий собор внешне заметно изменился - он обрёл пятиглавие, новое железное покрытие, новое стеннописание. Следующее обновление датируется 1882 годом; тогда поправили живопись на наружных стенах и фрески внутри, вызолотили иконостас. Велись в храме ремонтные работы и в конце 1880-х годов.

http://sobory.ru/article/?object=02082

XIX в., частное собрание); с блгв. кн. Глебом и Ангелом-хранителем (иконописец И. С. Чириков, 1902, НГОМЗ) и др. В составе избранных святых О. представлена, напр., на иконах 1-й трети XIX в. в числе 5 святых, предстоящих Нерукотворному образу Спасителя (собрание В. М. Федотова; см.: Коллекция иконописи. 2013. С. 70-71. Кат. 216); «Блж. Василий Московский, равноап. кнг. Ольга и блгв. кн. Александр Невский, предстоящие Спасу Нерукотворному» кон. XIX в. (частное собрание); 1895 г. (ГМИР) и др. После спасения семьи имп. Александра III при крушении имп. поезда в 1888 г. у ст. Борки появились иконы с группой святых, тезоименитых членам царской семьи: равноап. Мария Магдалина, блгв. князья Михаил Тверской и Александр Невский, вмч. Георгий Победоносец, свт. Николай Чудотворец, прп. Ксения и О. (иконы из ЦМиАР, ц. Св. Троицы в Ирбите (Уральская икона. 1998. С. 101, 223. Кат. 498), ц. Покрова Пресв. Богородицы из с. Хомутова (ныне г. Щелково Московской обл.), из ГМЗ «Александровская слобода»). На иконе 1913 г. иконописца В. П. Гурьянова (в раме работы Д. Л. Смирнова, ГЭ) представлены святые, тезоименитые семье имп. св. Николая II, в их числе О. Образ О. встречается на минейных иконах на июль с сер. XVII в.: на иконе 40-60-х гг. XVII в. (ИркОХМ); на иконе 1-й пол. XIX в. (ГМЗРК); на иконе 2-й пол. XIX в. (СПГИХМЗ); на иконе кон. XIX в. (КБМЗ) и мн. др. Изображение О. в Соборе святых появилось уже в XVII в.- икона «Ярославские и избранные святые в молении Феодоровской иконе Божией Матери» (кон. XVII в., Феодоровский собор Ярославля). Ее образ включен в состав Собора Псковских святых (икона посл. трети XIX в., собрание Ф. Р. Комарова), представлен на иконах «Собор благоверных царей и князей Российских» из собора арх. Михаила в В. Устюге (1786, ВУИАХМЗ), «Образ святых благоверных князей Русской земли» калужского иконописца К. Михайлова (1857, ГМИР) и «Образ всех святых Российских вел. князей и княжон роду царского» (60-е гг. XIX в., собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге). В кон.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Балакирево. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 2002 и 2006. Архитектор: А.А. Анисимов (рук. коллектива) , Т.И. Ефимова Ссылки:   Адрес: Владимирская обл., Александровский район, п.Балакирево, ул. Клубная Координаты: 56.50678, 38.836547 Проезд:Электропоезд: Москва (Ярославский вокзал) - Балакирево (прямая, по выходным) либо: электричка Москва-Александров с пересадкой на электричку Александров-Ярославль либо доехать до Александрова, далее автобус Александров-Балакирево (ходят часто) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Четырехстолпная одноглавая церковь построена в начале 2000г. из красного кирпча в традициях владимиро-суздальского зодчества XIIb. К основному объему с востока примыкает трехчастная апсида, над западной папертью поставлена шатровая звонница. Церковь в основном по объёмно-планировочным решениям копирует древний Дмитриевский собор во Владимире но с уменьшающим размеры и габариты масштабным коэффициентом 1:1,5. Невозможно судить о мастерстве современных каменщиков, так как не скопированы барельефы Дмитриевского собора. Наверное это даже хорошо, иначе неизвестно что получилось, так как аркатурный пояс превратился в карикатурный, а колокольня карандашиком сбоку и вовсе без стиля и вне архитектуры. Полное копирование креста Дмитриевского собора, включая кованого голубя наверху поначалу шокирует, так как храмы совершенно разные в их богослужебном посвящении (наименовании). Однако чисто практически легко предположить, заказчику не надо было изобретать, проектировать и оплачивать новые чертежи, древний крест хорошо обмерян самым тщательным образом, с подсчетом площадей под позолоту до сантиметра, и прорисован. Достаточно лишь изготовить ксерокопию и отдать готовое изображение в работу. Балакирево исстари окружали старинные церкви. Они находились в сёлах: Рюминское, Мошнино, Старая Слобода, Степаниха, а также монастырь в Лукъянцево. А вот своей церкви здесь никогда не было. В 1993 году усилиями инициативной группы балакиревцев в посёлке был зарегистрирован приход. 20 октября 1993 года Указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на приход был назначен священник отец Геннадий Архипов. В ноябре этого года глава администрации посёлка передал образовавшемуся приходу деревянный дом. После того как из него съехали жильцы, в нём силами прихожан началась внутренняя реконструкция: были разобраны старые печи, распилена бревенчатая межквартирная перегородка. Из подручного материала сварили трубчатые подсвечники, стаканчики под свечи на Канунный столик вытачивали на станках с ЧПУ на заводе. Работники предприятия " Инициатива " быстро установили фанерный иконостас и солею.

http://sobory.ru/article/?object=04047

Слава подвигов старца не только привлекала к нему желавших подражать ему и следовать за ним по избранному им пути жития иноческого, но и даже до царской фамилии. Приезжали знатные люди, вельможи и дворяне. Чтобы приезжим было удобно и молиться со старцем Зосимой, выстроили часовню, которую богомольцы разукрасили образами. Таким образом, около келии отца Зосимы и устроенной им часовни мало-помалу собрались иноки, в числе которых предание называет Иону и Кирилла, и в пустоши Ульяниной образовалось некое подобие пустынного общежития. Братия, под руководством самого основателя пустыни отца Зосимы, занималась пчеловодством. Из Царской Фамилии, по указаниям одних, была привержена к старцу царевна Елизавета Петровна, впоследствии Императрица Всероссийская, и другие исследователи указывают на сестру Петра Великого – Наталью Алексеевну. В этом недоразумении не может ли нам помочь боголюбивый Симеон Ермолаев. В его рассказе говорится: «На том месте, где теперь находится часовня, был густой лес, в нем проводил из Троицкой Сергиевой лавры отшельническую жизнь старец схимонах Зосима с келейником по имени Иона. Полагать надобно, что это было в 1750-х годах? Потому отшельник Зосима славился своей жизней и большим умом в царствование Императрицы Елизаветы Петровны, которая, как говорят, очень любила и уважала старца и постоянно его навещала, чтобы пользоваться его советами, проездом чрез эту пустыню из Москвы в Александров к великой княгине, жившей тогда в Александровском девичьем монастыре». Какая же великая Княгиня жила в Успенском монастыре? Согласно данным, изложенным у Н. Стромилова (стр. 4), в царствование Петра Великого была заточена в Александровском монастыре, его сестра царевна Марфа Алексеевна. К ней ездили сестры Мария и Феодосия. Александровская слобода досталась по завещанию импер. Екатерины I царевне Елизавете Петровне, езжавшей туда неоднократно и Цесаревной и Императрицей. Придворный Егермейстер и родственник по бабке Семен Кириллович Нарышкин был сосед с Зосимовой пустынькой.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Детей Василия и Татьяны Говоровых связывали не только теплая дружба и молитвы друг о друге, но и деятельная взаимопомощь, забота о младших братьях и сестрах, племянниках и племянницах, рано оставшихся без родительского попечения. Сам будущий святитель после смерти родителей устраивал судьбу несовершеннолетних членов своей семьи: брата Гавриила и сестры Анны, а позже брал под свое руководство или хлопотал о многих детях своих сестер и братьев. В последующих поколениях этой большой семьи мы видим не только по-прежнему много священнослужителей, но и выпускников духовных академий, которые занимались преподавательской деятельностью. Их воспоминания составили первые биографические очерки о святителе. В 1802 г. родилась старшая из детей – Любовь Васильевна, нянчившая новорожденного Егорушку (так называли святителя в раннем детстве). В год рождения Любови Васильевны глава семейства Василий Говоров был рукоположен во священника, и вся семья переехала из Севска в Чернавск. Замуж Любовь Васильевну выдали в 1816 г., то есть на 14 году жизни. Ее супруг Владимир Никитич Макринов, став священником, служил в Вознесенско- Георгиевской церкви села Козаки (Казаки или Александровская слобода) Елецкого уезда, в 25 верстах от Чернавска. У супругов Макриновых были три дочери: Александра, Елизавета (род. 12.10.1820) и Мария (род. 10.08.1831). Родители не имели средств к устройству дочерей, и святитель Феофан деятельно помогал их семье. Известно, что он хлопотал за племянниц перед Орловским епископом и впоследствии не оставлял попечения об их семьях. Святитель поддерживал переписку с сыном одной из дочерей Макриновых, Иваном Андреевым , который в 1892 г. окончил Московскую духовную академию и впоследствии стал ее профессором. Иван Васильевич – старший сын четы Говоровых – родился в 1809 г. в Чернавске. Подобно отцу он получил семинарское образование, но самостоятельное место приходского священника получил только после смерти родителей зимой 1838–1839 гг. По ходатайству брата (святителя Феофана) он был назначен во Введенскую церковь в село Вышнее Ольшаное Ливенского уезда. Его служение было непродолжительным: в 1844 г. священническое место в селе Вышнее Ольшаное было вакантным. Не исключено, что священник Иван Васильевич скончался в этом селе вскоре после жены Анны Ивановны, которая умерла от болезни 21 декабря 1843 г. 23 . Наряду с этим предположением невозможно игнорировать утверждение, что, овдовев, священник Иван Говоров еще некоторое время служил в родном Чернавске 24 . В пользу второго мнения свидетельствует обычай того времени, согласно которому вдовые священнослужители уходили в монастырь или становились заштатными и оставались в семье, так или иначе теряя свое место.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Автор Аристов Н. С. Семейный архив Курочкиной М.А. Выпускница женской гимназии Соколова Александра Фотография 1913 г. Автор Аристов Н. С. Семейный архив Свято-Успенский женский монастырь Фотография Тихонравова Николая Михайловича, участника революционных событий 1905-1907 гг., 1917 г., первого директора АПУ. Фотография 1912 г. автор Аристов Н. С. Музей — заповедник Александровская Слобода Фотография гимназистки Любы. 1912 год. Автор Аристов Н. С. Свято-Успенский женский монастырь Желая начать свое дело, Николай Степанович переехал в город Александров и 8 мая 1899 года открыл фотоателье. У Николая Степановича и его супруги Лидии Владимировны в Александрове родилось четверо детей — три дочери (одна из них умерла во младенчестве) и сын, при рождении которого Лидия Владимировна скончалась. Крестными родителями мальчика стали Александр Платонович, учитель Николая Степановича в области художественной фотографии, и сестра Юлия. Овдовев, Николай Степанович сам воспитывал дочерей. Благочестивый церковный человек, он и дочерей воспитал в благочестии и любви к Церкви. Старшая дочь, Лидия, в детстве переболела менингитом, последствия которого остались у нее на всю жизнь, и за ней необходим был уход. В 1917 году Николай Степанович пере­ехал с дочерьми в Сергиев Посад и открыл здесь фотоателье, которое просуществовало до 1929 года, когда окончательно определились масштабы экономической катастрофы, коснувшейся и города, и деревни, и в страну вернулся военный коммунизм с присущим ему стремлением уничтожать всякую инициативу. Остаток своей жизни Николай Степанович решил целиком посвятить служению Церкви. И Господь принял его намерение, но уготовал ему и мученический венец. Выписка из протокола заседания тройки НКВД по делу Николая Аристова и других членов «контр­революционной нелегальной организации “Истинных христиан”» В июле 1930 года Николай Степанович был рукоположен во диакона ко храму святых апостолов Петра и Павла или, как его называли иначе, Воскресения Словущего в Сергиевом Посаде, переименованном к тому времени в Загорск.

http://foma.ru/chto-zastavilo-uspeshnogo...

Романовы: места памяти в России . [Краткие иллюстрированные справки]. Подготовили Елизавета Киктенко и Дмитрий Володихин //Фома. - Спецвыпуск 2013/Романовы. – С.88-93. – (раздел « Романовы »). Представлены:          Дворцы и дома: Москва и Подмосковье. Коломенское - деревянный дворец, храмы и палаты. Фото Marina Lystseva. - C.88; Измайловская резиденция – сад, храмы . – С.88; Кремль – Потешный дворец и Грановитая палата . Фото А. Савина и Concierge.2C. - C.88; Царицынская резиденция. Фото А.Савина. – С.89; Александровская слобода – храмы и палаты . Фото С. М. Прокудина-Горского. – С.89. Екатеринбург. Ипатьевский дом в Екатеринбурге и крест на его месте. – С.89. Санкт-Петербург и окрестности. Домик Петра I в Санкт-Петербурге. Фото Vanachka. – С.89; Летний дворец и сад в Санкт-Петербурге. – С.89; Петергофский дворцовый комплекс, парк и канал. – С.90; Зимний дворец в Санкт-Петербурге . – С.90; Царкосельский дворцовый комплекс . Фото Florstein. – С.90; Гатчинский дворец и парк. Фото Heidas. – С.90; Павловский дворец и парк. Фото Florstein. – С.90; Стрельнинский дворец и парк. Фото Chezenamiko. – С.90; Ораниенбаумский дворец. - С.90. Крым. Массандровский дворец . Фото Wadco2. – C.91; Ливадия – дворец, парк и храм. – С.91; Дюльбер . Фото Г. А. Липунова. – С.91;          Храмы: Москва. Архангельский собор в Кремле. – С.91; Новоспасский монастырь в Москве. Фото С. М. Прокудина-Горского. – С.91; Федоровский храм на Никитских воротах в Москве. Фото Panther. – С.91. Санкт-Петербург. Петропавловский собор в Санкт-Петербурге . Фото Jimmyweee. – С.91; Александро-Невская лавра    в Санкт-Петербурге. – С.92; Спас на Крови в Санкт-Петербурге. Фото RussianSpy. - C.92; Федоровский собор в Санкт-Петербурге. Фото Moustache1990. - C.92. Соловки. Свято-Андреевская церковь на Большом Заяцком острове . – С.92. Кострома. Ипатьевский монастырь в Костроме. – С.92.          Памятники: Екатеринбург. Храм-на-Крови в Екатеринбурге и монумент расстрелянной царской семье. Фото A viento. – С.92. Кострома.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-spetsv...

в) В день Рождества Христова, и 25 марта раздавались свечи за службой и братии, и мирянам. Ц. Иоанн Грозный поставлял во внимание Собору, что освящают воду не одним крестом, а иконами и крестами (7 вопр. из вторых вопросов). Не прежде как с XVI в. стал известен в Москве особенный обряд ваий: из Успенского храма выносили и везли на санях большое дерево, обвешанное плодами; мальчики в белых одеждах шли вблизи него со свечами; затем следовало духовенство, и митрополит на осле или белом коне, благословлявший народ. По сценическому характеру обряд сей принадлежит западу, и в Россию перешёл из Иерусалима, где ввели его латиняне (Акт. Эксп. 3. 223). В образец того, до какой степени невежество искажало значение свящ. обрядов и вещей, выставляем один пример. Стоглав, запрещая вносить брашна и питье в два отделения алтаря – в предложение и тайнодейственное, о третьем отделении выписывает след. слова из какого-то сочинения: «другой пол олтаря (т.е. διακονικν) кутейник зовется, и в него вносится о здравии коливо, и канон, и прочее брашно, и на самое Воскресение Христово пасхи, сыры и яйца... малые панихиды поют и приносят кутью и канон и прочее, еже церковником на потребу». Вот значение той части алтаря, в которой по древнему правилу должны находиться только свящ. сосуды и ризы! Примеч. 3. Ко времени Стоглавника относится между прочим изменение и расширение крюкового пения, иначе образование того крюкового пения, которое так нравится мнимым нашим старообрядцам. 1. Известны творцы этой новости: а) Главной школой искажения древности была Александровская слобода, столько известная по злодействам и лицемерно-набожным делам Грозного царя. Здесь, вместе с царём, занимались этим делом Иван Нос и священник Феодор, прозванием Христианин. " Иван Нос роспел и изъяснил триоди (постную и пасхальную), также Святым стихиры и славники. Да тот же Иван роспел крестобогородичны и богородичны минейныя». Феодор поп был «горазд знаменному пению, и мнози от него научишася, и знамя его и до днесь славно».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Священник Василий Александрович Соколов, родился в 1868 году в селе Старая слобода Александровского уезда Владимирской губернии. Окончил Вифанскую Духовную Семинарию. В 1888 году служил в селе Пустое Владимирской губернии. После смерти жены в 1906 поступил в Московскую Духовную Академию, окончив её в 1910 году. С 26.12.1910 года батюшка служил в церкви Святителя Николы Явленнаго на Арбате. В апреле 1922 года он был арестован по»делу об изъятии церковных ценностей». На допросе виновным себя в агитации против изъятия церковных ценностей не признал. Иеромонах Макарий (в миру Телегин Макарий Николаевич) родился в семье крестьян Самарской губернии Бузулукского уезда села Перемениха. Получил лишь начальное образование. В Москве проживал с 1897 года. До 1914 года служил в Чудовом монастыре в Кремле. С начала 1–й Мировой войны состоял военным священником при госпитале на австрийском фронте, затем при штабе 1–й Донской Казачьей бригады; с 1917 года он — клирик Крестовской церкви Патриаршего подворья в Москве на Самотёке. В марте 1922 года отец Макарий был арестован по»делу об изъятии церковных ценностей», когда заявил свой протест комиссии, назвав её членов грабителями и насильниками. На суде он прямо сказал, что является»по убеждению монархистом». Сидевший с ним в камере священник рассказывал, что отец Макарий был весел и говорил:«Жду не дождусь встречи с Господом моим Христом». Сергей Федорович Тихомиров, родился в 1866 (1867?) году в семье московского купца 2–й гильдии, состоявшего в купечестве с 1867 года и торговавшего в Охотном ряду. Как самостоятельный владелец мясной лавки на Арбате, Сергей Фёдорович числился с 1895 года. Вторая лавка появилась у него в 1902 году в Дорогомилове, куда он и переехал в 1910 году. Его лавка находилась напротив храма и он одним из первых, по первому удару набата бросился защищать церковные святыни. Арестован он был в апреле 1922 года. На суде держался мужественно, пощады не просил, от последнего слова отказался. 26 апреля в здании Политехнического музея над 50–ю арестованными открылся публичный процесс, который вёл Председатель Трибунала Бек, при участии нескольких обвинителей.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

В 1620 г. показана, как теплый деревянный храм. Придел Илии пророка известен с 1647 г., когда сюда 3 августа был выход государя. Того же года 11 октября освящена каменная Введенская церковь. Придел Лонгина Сотника известен с 1651 г., когда сюда 16 октября был выход государя. Св. Лонгин был в особом почитании у царского семейства с 1415 г. При церкви были государевы хоромы. В 1668 г. построен каменный Лонгиновский придел, на него шла руга из приказа Большого Дворца отдельно от Введенской церкви. С 1688 г. при помощи от приказа Поместного строился нынешний трехпрестольный храм. Лонгиновский придел освящен 15 октября 1698 г., а главная церковь 23 ноября 1701 г. Храм был обновлен в 1869 г. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. В XVII в. здесь находилась слобода, в которой жили царские шатерники – слуги, возившие во время военных походов за царем и его свитой шатры (бараши). Первая каменная Введенская церковь была построена в 1647–1653 гг. на повороте дороги, идущей от Покровки к Земляному валу, позднее названной Барашевским переулком. В 1688–1701 гг. на ее месте был построен большой одноглавый храм с престолом Введения во храм Пресвятой Богородицы, обширная двухстолпная трапезная с двумя приделами: северным во имя пророка Илии и южным во имя мученика Лонгина сотника. Церковь является примечательным памятником московского («нарышкинского» барокко). Окна храма украшены наличниками с колонками и замысловатыми гребнями, стены завершаются наличниками, восьмигранный барабан единственной главы – граненой главкой. Существующую четырехъярусную колокольню построили в 1740-х годах, и она прекрасно завершила композицию храма. В 1815 г. храм обновлялся при участии архитектора М.М. Казакова, сына великого мастера классицизма. Ограда и ворота были построены в начале XIX в. В 1823–1824 гг. снаружи в декоративных кокошниках были сделаны росписи. Иконостас главного храма в начала XIX века выкрасили голубой краской, а в 1851 г. весь вызолотили. В храме хранилась чтимая икона «Богоматерь – умягчение злых сердец», написанная в 1713 г. известным иконописцем Василием Улановым, переданная в филиал Исторического музея Новодевичий монастырь. Также в церкви находился образ Спаса Нерукотворного, который был подарен царю Ивану Грозному послом императора Священной Римской империи Рудольфа II Габсбурга.

http://sobory.ru/article/?object=02009

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010