Судьба Александровской Слободы удивительна и неожиданна. По воле Великого московского князя Василия III в начале XVI века из небольшого охотничьего стана она превратилась в загородную правительственную резиденцию, где вершилась история Российского государства. С приездом сюда в 1564 году царя Ивана IV Слобода стала выполнять роль фактической столицы России. Отсюда грозный царь завершил объединение русских земель, учредил опричнину и сделал это место одним из крупнейших центров культуры. В Слободе были созданы первая русская консерватория и продолжено дело первопечатника Ивана Федорова. Здесь, на Государевом дворе, решались важнейшие вопросы международной политики, принимались посольства из многих европейских государств: Швеции, Дании, Австрии, Англии, Речи Посполитой, заключались торговые договоры. После отъезда Ивана Грозного в Москву, Слободу посетили в XVII-XVIII вв. все цари рода Романовых: Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Петр Алексеевич. Дочь Петра I Елизавета, сосланная в свою дворцовую вотчину в 1730 году, прожила здесь 10 лет и отсюда уехала венчаться на царство. Много легенд и загадок таит в себе и сегодня Александровская Слобода: исчезнувшая библиотека Ивана Грозного, царские семейные драмы, полет первого русского Икара... Хранителем этих легенд и загадок, главной достопримечательностью древнего города является музей-заповедник " Александровская Слобода " , находящийся на территории Государева двора. Архитектурный ансамбль Государева двора Александровской Слободы - уникальный средневековый дворцовый комплекс. Созданный итальянскими и московскими мастерами, он был вторым после Кремля Москвы по величине, красоте и богатству. Как и в былые времена, Александровский Кремль до сих пор поражает своим великолепием и таинственностью. В древних памятниках, в камне, в красках, в колокольных звонах оживают яркие страницы истории становления русской государственности. Троицкий собор (1513 г.) - дворцовый храм царской резиденции, самое грандиозное и величественное сооружение Александровой Слободы. В этих стенах происходили общественно-важные, политически значимые события - Иван IV Грозный венчался со своей третьей женой Марфой Собакиной и пятой женой Анной Васильчиковой, его сын Иван Иванович - с Евдокией Сабуровой. Снаружи и изнутри храм украшен белокаменной резьбой. В интерьере - фресковая роспись XVI века. В порталах храма - военные трофеи царя Ивана IV - строгие медные Тверские врата (XIV в.) и торжественные " злаченые " Новгородские двери (1336 г.). Распятская церковь-колокольня (XVI в.) - доминанта дворцового комплекса Александровской Слободы. Могучая, устремленная ввысь архитектура колокольни ставит памятник в ряд выдающихся произведений русского средневекового зодчества. С ней связана память о кровавом карательном походе грозного царя на Великий Новгород и одна из самых красивых легенд Александровского Кремля о холопе Никите, взлетевшем на деревянных крыльях в небеса " аки птица свободная " .

http://sobory.ru/article/?object=00080

Телефон: +7 (963) 786 90 51 , Настоятель Электронная почта: prihod.cerkvi@yandex.ru Подробнее... Покровская церковь (Александров) [ править править код ] Летописной даты памятник не имеет. В источниках церковь Троицы упоминается впервые в 1571 году в свадебном разряде царевича Ивана Ивановича. Со II половины 60-х годов XVI века до 1582 года священником собора был крупнейший композитор эпохи Ивана Грозного Фёдор Крестьянин. После польско-литовской интервенции она обозначена среди четырёх церквей разорённого Государева двора. В 1641 году пустующая церковь была отремонтирована и освящена, рядом с ней были заново возведены «царские хоромы» — жилая деревянная часть дворца. В 1680 году церковь Троицы перестраивается в большую монастырскую трапезную церковь. С запада к ней пристраивается двустолпная палата с шатровой колокольней, церковный шатёр перегораживается дополнительным восьмигранным купольным сводом, алтари расширяются, а на юго-восточном углу строится новый придел Фёдора Стратилата (в честь ктитора монастыря царя Фёдора Алексеевича) взамен старого, возле северо-восточного угла, того же посвящения. По окончании строительства Троицкая церковь была переосвящена: её престол был перенесён в соседнюю соборную Покровскую церковь (ныне Троицкий собор), а престол собора — в Троицкую. Адрес : ул. Ленина, 1, Анопино, Владимирская обл., Россия, 601530 Телефон: +7 492 412-72-21 Подробнее.. Музеи [ править править код ] Историко-архитектурный музей «Александрова слобода» [ править править код ] Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская Слобода» расположен в первоклассных памятниках русской дворцово-храмовой архитектуры XVI века, бывшей загородной резиденции московских государей. Основанный в 1921 году по распоряжению Главнауки Наркомпроса РСФСР, он прошел сложный путь развития. В 1928-1937 гг. музей являлся филиалом Государственного исторического музея Москвы, с 1974 г. – Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 1994 году Постановлением правительства РФ музей «Александровская Слобода» был преобразован в музей-заповедник Федерального подчинения, что позволило начать серьезное изучение редчайших памятников, спасти от разрушения уникальный дворцово-храмовый ансамбль, провести на всех 14 объектах комплексные реставрационные работы.

http://azbyka.ru/palomnik/Александров

Великая Александровская слобода, стоявшая на половине пути между Переславлем-Залесским и Троице-Сергиевым монастырём, известна с XIII столетия. Во второй половине XIV века в пяти верстах от неё появилась Новая Александровская слобода (за прежней после этого закрепилось название Старая Слобода), впервые упомянутая в завещании Дмитрия Донского от 1389 года. В 1504 году великий князь Московский Иоанн III завещал её своему сыну Василию, двумя годами позже занявшему великокняжеский стол. Богомольный Василий часто бывал " у Троицы " , а по дороге заезжал и в Александровскую слободу, где он, заядлый охотник, любил развлечься охотничьими забавами. Но не только охотой увлекался этот князь - он, подобно своему отцу, при котором на Русь приехали несколько выдающихся итальянских зодчих и буквально преобразился Московский Кремль, был великим строителем; поэтому не вызывает удивления тот факт, что именно при нём в Александровской слободе вырос величественный Покровский храм, возведённый в камне. Логично предположить, что в 1508 году Василий III " перебросил " одного из освободившихся итальянских зодчих, работавших тогда в Москве, в Александровскую слободу, где требовалось построить загородный терем и новый каменный храм. Но кто же это был - Алевиз Фрязин (Старый) или Алевиз Новый? Так, историк С.В. Заграевский делает выбор в пользу последнего. Прежде всего потому, что Алевиз Фрязин, судя по всему, " специализировался " на фортификации и гражданском строительстве и до 1519 года занимался исключительно Московским Кремлём. Алевиз же Новый искусно проектировал и храмы (Архангельский собор, храм Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре), и гражданские постройки (дворец в Бахчисарае). Более того, ансамблевость его архитектурного мышления очевидна, это вообще одна из особенностей дарования Алевиза Нового. А в Александровской слободе речь как раз шла об архитекурном ансамбле. На протяжении 175 лет Троицкий собор имел посвящение в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Когда состоялось переосвящение храма, в точности неизвестно; это событие могло призойти на временном промежутке с 1687 по 1727 год.

http://sobory.ru/article/?object=02082

Александровск. Собор Вознесения Господня. Свято-Вознесенский собор Собор. Действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:1849. Адрес: г.Луганск, г.Александровск, Красная площадь, 50 Координаты: 48.585639, 39.185063 Проезд:маршрутное такси и 231 из центра г.Луганска Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Согласно указам императрицы Елизаветы Петровны от 1753 г., между реками Бахмутом и Луганью были выделены земли для ветеранов русско-турецких войн. Сюда были переведены дружины сербов, болгар, хорват, которые основали здесь поселения. В пригороде Луганска находится г.Александровск (бывшее с.Юзбашевка, а с 1772 г. слобода Александровка), основанный переселенцами в середине XVIII столетия. К 1 января 1790 г. в слободе Александровка по инициативе бригадира гусарского полка Константина Юзбаша была возведена и полностью обустроена деревянная церковь в честь Вознесения Господня, а 25 марта 1791 г. её освятил Бахмутский протоиерей Петр Расевский. 58 лет простоял деревянный храм, служа вере Господней и прихожанам Александровской слободы. После смерти Константина Юзбаша новые владельцы имения – штабс-капитан Михаил Александрович Сомов с супругой Марией Павловной – в 1849 г. построили на свои средства новый каменный трехпрестольный храм. Главный престол – в честь Вознесения Христова, правый – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, левый – святого Спиридона Тримифунтского. Церковь была выполнена в стиле классицизма с элементами псевдорусских и готических стилей. Храм стал заключительным штрихом в созданном этой семьей архитектурно-парковом ансамбле. Особняк и церковь не уступали своим величием и архитектурным решением столичным. Внутреннее убранство храма вызывало и вызывает восхищение прихожан. После строительства Вознесенского каменного храма прежняя деревянная церковь была разобрана по частям и, по указанию александровского помещика Сомова, владевшего землёй в селе Сомово (ныне с.Каменка Лутугинского района), перевезена и устроена на новом месте. Но освящена она была в честь преподобного Александра Свирского. В 1887 г. усилиями принцессы Евгении Мюрат (Сомовой) в слободе была построена школа. Возведенный в 1864 г. винокуренный завод, оснащенный современным оборудованием, поставленным из Англии, своими доходами давал возможность содержать штат учителей и удовлетворять потребности церковного попечительства. Священнику был построен каменный дом, а псаломщику приобретен деревянный. После революционных событий октября 1917 г. богослужение в Свято-Вознесенском храме не прекращалось вплоть до начала Великой Отечественной войны. Помещичий особняк Советская власть отдала под государственные и партийные учреждения.

http://sobory.ru/article/?object=24463

Голицын утверждал, что отец Алексий Загорский был родным дядей революционера Загорского, в честь которого в 1930 году город Сергиев был переименован в Загорск. Этим выгодным обстоятельством будто бы не раз пользовался и сам священник и его дочери в спорах и конфликтах с новой властью. На самом деле партийный деятель Владимир Михайлович Загорский, убитый анархистами в 1919 году, не мог быть племянником православного пастыря, потому что настоящая его фамилия и имя были – Вольф Лубоцкий. Возможно, настоятель Корсунской церкви был родственником другого менее известного партийного деятеля с этой же фамилией – Николая Федоровича Загорского. Он был сыном священника Федора Васильевича Загорского, выходца из Александровского уезда, а затем протоиерея Богородице-Рождественской церкви в селе Орехово Покровского уезда Владимирской губернии (ныне Орехово-Зуево Московской области). Версию о «другом» Загорском выдвигал сергиево-посадский краевед Александр Луневский. Косвенно об этом факте говорила запись в дневнике М. М. Пришвина о том, что город получил новое имя в честь «местного партийца Загорского». Однако реальная или мнимая родственная связь настоятеля Глинковской церкви с тем или другим Загорским, не спасла храм от печальной участи многих церквей в 1930-е годы. Церковь была закрыта и разорена, колокольня разрушена, а в обезглавленном здании разместилось производственное помещение химического завода. Корсунский храм был возвращен верующим только в 2010 году. С сайта: http://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Корсунская церковь в Глинково Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Восстановление храма проводит Архимандрит Герман Чесноков. В одной из книг, посвященных художнику В.М. Голицыну, есть фотоснимок картины автора с видом села Глинково и Корсунской церкви в ее первозданном виде. 19 февраля 2012. Известно ли кому о судьбе Харламова Якова Григорьевича, священника с. Глинково Александровского уезда? Окончил Владимирскую духовную семинарию в 1838 г. Скончался в 26.06.1878 г. (список Малицкого). Составляю родословную. Проверяю, есть ли у него родство с Лихаревым Николаем Яковлевичем, священником с. Старая слобода Александровского уезда, 1845 г.р. Священник в с. Старая слобода с 1871 - 1904 гг. Прошу сообщит, кто сможет знать... gbabushkina43@mail.ru С уважением, Бабушкина Г.Л.

http://sobory.ru/article/?object=00040

По прибытии хода начинается в этих церквах поздняя обедня, по окончании которой церковный ход, опять на тех же лодках, вступает в самое озеро, где и бывает водоосвящение. После этого ход возвращается тем же порядком к своим церквам. Такое торжество, как гласит народное предание, установлено в 1692 году, в память того, что тогда, 1-го мая, с такою же церемонией Пётр I спускал в озеро отстроенные им два фрегата и три яхты. Предание это очень вероятно. В 1692 году 1-го мая Пётр действительно был в Переславле, и не один, а с своей родительницей Натальею Кирилловной. Во вкладной книге Переславского Данилова монастыря на 11-м листе записано: «в двусотом году (1692) мая великий государь Петр Алексеевич и матушка его великая государыня Наталия Кирилловна, в свое государское пришествие, пожаловали в дом Пресвятыя Троицы и чудотворцу Даниилу ризы...» Но 1-е мая было тогда не в шестое воскресение, празднуемое ныне в Переславле, а в пятое по переславскому счету (в неделю о слепом), – в 6-е александровское. В Переславле первое воскресенье после пасхи, для определения 6-го воскресенья, считается с недели святого Фомы. Если же первым воскресеньем считать светлое воскресенье, как это принято в городе Александрове и почти повсеместно, то противоречия никакого не будет. Быть может, сперва несколько времени и в Переславле шестое воскресение праздновалось в одно время с александровским; но так как в Александрове сбирается на это время много народа из окрестных сёл и деревень; то, чтобы не развлекать усердия народа в одно время двумя празднованиями, решили праздновать шестое воскресенье в Переславле неделею позже александровского. II. Рыбная слобода Переславское озеро было всегда во владении великих князей, и Рыбная слобода принадлежала им же, отчего иногда в актах называлась она дворцовою рыбною слободою. Она была в ведомстве стольнича пути, заведывавшего дворцовыми селами, в которых собирались съестные припасы на государев обиход. В уставной грамоте великого князя Василья Ивановича (1506 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Глава Нижегородской митрополии выступил на всероссийской конференции «Крепкая семья — сильная Россия» 24 ноября 2016 г. 15:04 24 ноября 2016 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий принял участие во всероссийской конференции «Крепкая семья — сильная Россия», состоявшейся в Нижегородской государственной медицинской академии (НижГМА). Конференция была посвящена социальным, духовным, медицинским, экономическим аспектам формирования традиционных семейных ценностей в молодежной среде. В работе форума приняли участие ректор НижГМА Борис Шахов, советник главы Нижегородской митрополии Ольга Бараева, заместитель руководителя отдела Нижегородской епархии по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями Мария Дугина, помощник благочинного Приокского округа по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями иерей Иоанн Сорокин, студенты вузов, волонтеры нижегородского движения «Милосердие». Управляющий Нижегородской епархией выступил с докладом, посвященным демографической ситуации в Нижегородском регионе и мерах поддержки института семьи. «Вопрос демографического развития уверенно вошел в первый ряд стратегически значимых для будущего страны, — отметил он. — Невозможно решить эту проблему лишь экономическими мерами, не преодолев кризис духовных ценностей. Чтобы повысить уровень рождаемости, необходимо укреплять и развивать институт семьи». В докладе митрополита Георгия был приведен ряд статистических данных: естественная убыль населения в Нижегородской области за январь-сентябрь составила 8274 человека, по данному показателю регион находится на первом месте в Приволжском федеральном округе. Число браков на 1000 человек за текущий период этого года было несколько выше общероссийских значений. Тем не менее, эта цифра уменьшилась по сравнению с 2015 годом. Продолжает расти число разводов: 551 на 1000 браков. Показатель смертности незначительно снизился по сравнению с прошлым годом, но все же его уровень выше, чем по ПФО и в целом по стране. Затем владыка Георгий рассказал о социальном служении, которое ведется в Нижегородской епархии. Сегодня при трех храмах Нижнего Новгорода созданы общины трезвости, а с 2012 года в Кстовском районе действует реабилитационный центр «Трезвение» для алко- и наркозависимых. В епархии реализуется программа, направленная на снижение числа абортов, действует центр «Быть мамой» для женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, существуют различные формы взаимодействия с учреждениями здравоохранения. За последнее десятилетие были реализованы духовно-просветительские проекты «Ильинская слобода», «Арзамасские купола», «Городец — XXI век», «Александровские дни», «Сормовская слобода», «Балахнинский благовест», «Выкса православная», «Сергиевская слобода», «Православное Черноречье», «Саров благословенный».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Много времени она уделяла конному двору. На протяжении XVII и почти XVIII века Слобода оставалась дворцовым селом, хозяйство которого было представлено садом и конным заводом. К услугам Елизаветы были Конюшенная слобода, Охотный двор с сокольней и малой псарней. В 1740 году дочь Петра покинула Александровскую Слободу и венчалась на царство. Впоследствии она часто вспоминала Слободу. Так, фавориту Алексею Разумовскому было подарено сто лошадей из Александровского и Тайнинского конных заводов. В 1778 году дворцовая Александровская Слобода получила статус города. Это был обычный провинциальный город Владимирской губернии. Он делился рекой Серой на две части - Посад и Заречье. Посад - торговопромышленная часть, где стояли 93 лавки, 4 питейных, 3 кожевенных и солодовый заводы. На посадских улицах стояло 165 купеческих и 200 мещанских домов. В другой части города - в Заречье - возвышался Успенский монастырь. Ниже, вдоль по течению стояло 95 лавок, 5 питейных, 5 кожевенных заводов и ещё один солодовый завод, 68 купеческих и мещанских домов, 43 кузницы. Особое место занимал кузнечный промысел, что нашло отражение в изображении на гербе города. Часто заказчиком на изготовление различных изделий из металла выступал Успенский монастырь. Так, Василий Федорович Жижимонтов, представитель одной из известных и почитаемых династий кузнецов, насчитывающей более трёхсот лет выковал и вызолотил девять железных крестов для Успенской церкви. Не исключено, что умелыми руками александровских мастеров были выполнены и кованые флюгеры, изображающие трубящих ангелов, которые до сих пор украшают четыре башни каменной ограды монастыря. Памятники Александровской Слободы - редчайший, хорошо сохранившийся древнерусский дворцово-храмовый ансамбль. Он необычайно гармоничен и царственно величав. Древние памятники ансамбля принадлежат великокняжескому строительству XVI века. События, связанные с глобальными преобразованиями в стране, с именами величайших политических деятелей, дух эпохи XVI столетия нашли отражение в архитектуре уникальной царской крепости - Александровской Слободы, а позже и в постройках XVII-XIX веков возникшего на историческом месте Свято-Успенского женского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00080

7) Владимир Андреевич князь Старицкий, двоюродный брат царя и великого князя Ивана IV Васильевича, с 1566 по 1569 г., получил Звенигород в обмен на Верею. Скончался от отравы в деревне Слотиной, близ Александровской слободы, 11 декабря 1569 г. Такова печальная судьба последнего из удельных князей Московского Звенигорода! Примеч. 1. В начале XVII столетия Звенигород разорен, в приход королевича Владислава под Москву, 1618 г. 17 сентября; в это нашествие Звенигородский Соборный храм утратил все свои драгоценности и вскоре потерпел еще от пожара. Возобновлен при царе Михаиле Феодоровиче. Примеч. 2. Некоторые из епископов, находившихся при Московском Архангельском соборе для поминовения погребенных в оном особ царствующего дома, имели титул «Архангельских и Звенигородских». Это подало повод г. Снегиреву утверждать, что, будто бы, в древности Московский Звенигород имел своих собственных епископов. Звенигородские волости и села По духовному завещанию Московского князя Ивана Даниловича Калиты (1328 или 1331 года), по случаю его отъезда в Орду, второму сыну его назначены в удел: 3венигород, Кремична, Руза, Фоминьское, Суходол, Угож, Ростовьци, Тростна, Негуча, и некоторые слободы и села. В духовном завещании великого князя Димитрия Ивановича Донского еще подробнее исчисляются тогдашние Звенигородские волости и слободы, а именно: Скирманово с Белями (ныне Рузского уезда), Тростна (в XVI в. волость Звенигородская же, ныне вся в Рузском уезде), Негуча (в Рузском уезде), Сурожик (в XVII столетии волость Московская, ныне вся в Звенигородском уезде, с центральным пунктом г. Воскресенск), Замошская слобода (в Рузском уезде), Юрьева слобода (в Рузском уезде), Руза городок, Ростовьци (Рузского уезда), Кремична (Кремичинской погост в Рузском уезде), Фоминское (с. Нары-Фоминское, Верейского уезда), Угож (Звенигородская волость в XVII столетии, ныне почти вся в Верейском уезде), Вышегород (в Верейском уезде), Плеснь (Верейского уезда), Дмитриева слобода (Верейского уезда), Суходол с Истею и Истервою (Боровского уезда).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Царь Иоанн IV. Портрет неизвестного художника. XVIII в. (Музей-заповедник «Александровская Слобода») Царь Иоанн IV. Портрет неизвестного художника. XVIII в. (Музей-заповедник «Александровская Слобода») Продолжался такой порядок сравнительно недолго. В окт. 1575 г. царь снова разбил Русское гос-во на 2 части. Он выделил себе особый удел, названный теперь двором, в состав к-рого вошли и бывш. опричные, и нек-рые бывш. земские территории. Во главе др., основной части страны - земщины - И. В. поставил крещеного татарского царевича Симеона Бекбулатовича с титулом «великий князь всея Руси». Такое решение вызвало беспокойство части приближенных, обратившихся к царю с прошением не возводить на трон «мимо своих чад иноплеменника». Ответом стали казни авторов челобитной на Соборной площади Кремля в нояб. 1575 г. Через год Симеон Бекбулатович был сведен с великокняжеского стола и управление земщиной было поручено, как и в годы опричнины, земской Боярской думе. Разделение страны снова сопровождалось отбором детей боярских для службы на территории удела и массовым выселением с этих земель неугодных. «На подъем» земщина выплатила царю 40 тыс. р. На землях двора были созданы свои органы управления во главе с дворовой думой. Такое разделение страны сохранялось до смерти И. В. В эти годы большое влияние на государственные дела приобрела группа возвышенных царем худородных детей боярских, введенных им в состав дворовой думы в чине думных дворян, наиболее видной фигурой среди них был Б. Я. Бельский. Рост опасности для Великого княжества Литовского со стороны России в годы Ливонской войны способствовал тому, что Литва и Польша, связанные ранее между собой только династической унией, в 1569 г. образовали единое государство - Речь Посполиту. 7 июля 1572 г. умер кор. польск. и вел. кн. Литовский Сигизмунд II. На ставший вакантным трон наряду с др. государями свою кандидатуру выдвинул И. В. Среди польской шляхты у него нашлись сторонники, рассчитывавшие при его помощи ослабить власть магнатов. Они пытались вступить в контакты со своим кандидатом. На переговорах с посланцами из Речи Посполитой И. В. не проявил желания идти на уступки ради своего избрания. По-видимому, царь рассчитывал на то, что запутавшиеся в борьбе партий магнаты и шляхта будут вынуждены обратиться к нему, а он продиктует свои условия. Такой путь, однако, не мог привести его к успеху.

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010