Скажут ему: «Такая-то область не подчиняется тебе». А он скажет: «Нашествие диких зверей истребит ее”» 19 . Тот учитель, которого они ждали, должен был дать власть над внешним миром, а не над внутренним. Он должен был спасать не от духовной смерти, а от политического притеснения. Он должен был не распространить уникальные привилегии Израиля на все остальные народы, а неизмеримо возвысить евреев над остальными людьми… Ради такого мессии, такого учителя казалось ненужным расставаться с педагогом. Большая часть Израиля так и осталась в приготовительном классе 20 . «Образ Мессии двоился у еврейского народа, ожидание Христа смешивалось с ожиданием Его врага, и потому Христос по человечеству был еврей, и еврей до глубины своего существа был предавший Христа Иуда» ( Бердяев Н.А. Национализм и антисемитизм пред судом христианского сознания) 21 . И по сию пору выискиваются оправдания для Иуды: оказывается, «Иисус был арестован евреями для того, чтобы защитить его от римлян» 22 … Что ж, если кто-то переходит в следующий класс, а кто-то задерживается «на второй год», в этом большой беды нет, если дело происходит в обычной школе. Но та школа, в которой воспитывался Израиль, не обычна. В ней педагог строг не только по отношению к своему непосредственному воспитаннику. Еще более он строг, вплоть до жестокости, по отношению к тем его «старшим товарищам», которые зазывают его принять участие в их игрищах. Любой человек, раскрывавший исторические книги Ветхого Завета, знает, сколько там крови, сколько благословений на убийства и разграбление языческих городов: А в городах сих… не оставляй в живых ни одной души… дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим ( Втор. 20:16-18 ). Жестокость ветхозаветного мира столь поражала, что позднее люди «гуманистического» склада задались вопросом: полноте, действительно ли Бог Моисея – это благой Бог Творец? Действительно ли это Творец Жизни? Или это некий дух смерти, сеющий смерть вокруг себя и вокруг своего Израиля? Уже первым христианским апологетам (в том числе Клименту Александрийскому и Оригену ) пришлось выступить с защитой Священных книг Израиля.

http://azbyka.ru/tajna-izrailya

Но предполагать здесь в самом первоначальном возбуждении этой борьбы в сфере, чисто богословской, влияние каких-нибудь других научных направлений, каких-нибудь других школ, кроме александрийской, нет никакой надобности. Никаких других школ, которые бы в научном разъяснении высших христианских догматов могли в то время соперничествовать с александрийской школой, тогда и не существовало. Почти все другие школы, тогда только что возникшие в восточном христианстве, были лишь отраслями школы александрийской и в научно-богословском отношении несомненно подчинялись ее влиянию. В частности придавать здесь какое-нибудь значение антиохийской школе нет никаких оснований. Антиохийская школа, как и другие богословские школы восточные, только не задолго пред тем и возникла, и насколько в самом возникновении своем она была независима от влияний александрийской школы – это вопрос еще не уясненный. Но были ли в антиохийской школе к тому времени, когда зародилось арианство, какие-нибудь самостоятельные своеобразные богословские воззрения и традиции, в частности, были ли в ней какие-нибудь особенные самостоятельные представления о св. Троице, о взаимном отношении Божественных лиц, мы этого решительно не знаем 63 ). Вообще же для развития учения о Логосе, для возбуждения самого вопроса об этом и интнреса к развитию такого вопроса в Антиохии вовсе не было такой благоприятной почвы, такой подготовки, таких данных и условий, как в Александрии 64 ). Антиохийская школа вообще отличалась самостоятельным, отличным от александрийской школы направлением в области христианской экзегетики, но не догматики. И вот со стороны экзегетики мы готовы допустить значительное влияние антиохийской школы на развитие арианства; но именно только на развитие, а никак не на само происхождение его. Антиохийская экзегетика сравнительно с александрийской (и преимущественно со старо-александрийской) отличалась наклонностью к буквальному пониманию и историческому истолкованию священного Писания. Арианство, как известно, пользовалось буквальным смыслом некоторых мест свящ. Писания для того, чтобы подтверждать ими свое учение 65 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Разумеется, поскольку эти воззрения ее доходили до крайностей; иначе они были бы уж не просто воззрениями религиозными, а ересями и заблуждениями. Но, прежде чем сделать это, следует разрешить вопрос: на основании каких документов и сочинений мы будем характеризовать ту и другую школу по их особенностям в воззрениях. Для школы александрийской (ΙV века) источники сведений известны, и они бесспорны. Таковы сочинения Афанасия Великого , Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского , и эти источники более, чем достаточны для цели. Но вопрос несколько усложняется, когда приходится дать себе отчет: на каких источниках можно основать характеристику воззрений школы антиохийской. Хотя писателей, принадлежавших к школе антиохийской, было и не мало во времена арианства, но от них осталось мало сочинений, правильнее: мало из них дошло до нас. Притом же, есть писатели, о которых можно спорить: нужно ли их причислять к школе антиохийской, не следует ли их, скорее, причислять к другой школе? Наконец, есть документы, относительно которых может возникать сомнение: точно ли они имеют какое-либо отношение к школе антиохийской? Конечно, в подробности здесь нет возможности вдаваться. Выскажем, что нужно сказать, в самых коротких словах. Для характеристики антиохийской школы нам послужат, прежде всего, некоторые остатки от сочинений Евстафия и Мелетия епископов Антиохийских, принадлежность которых к антиохийской школе не отрицает и о. Иванцов. Затем, для той же цели послужат нам, сохранившиеся до нас, свидетельства (у Феодорита) о изустном и письменном учении Флавиана, еп. Антиохийского, принадлежность которого к школе антиохийской не подлежит сомнению, а также отрывки из сочинений Евсевия Емисского, которого историки единогласно относят к антиохийцам и даже поставляют его во главе этой школы средины IV века. Далее, для указанной цели мы воспользуемся писаниями Кирилла Иерусалимского . На каком основании? Быть может, он принадлежал к александрийской школе, как, без всяких, впрочем, оснований, полагает о.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II Блаженнейший Феодор II, Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки (в миру Николас Хорефтакис) родился в Канли провинции Кастели Ханья в 1954 году. В детском возрасте жил вместе с семьей в Тилисе, в Агиес Параскиес, в Гераклионе на острове Крит. После гимназии учился в Церковной школе Ризариев в Афинах и получил степень магистра после окончания богословского факультета Университета Аристотеля в Фессалониках. Также он изучал историю искусств, литературу и философию в Одессе. Блаженнейший Феодор II, Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки (в миру Николас Хорефтакис) родился в Канли провинции Кастели Ханья в 1954 году. В детском возрасте жил вместе с семьей в Тилисе, в Агиес Параскиес, в Гераклионе на острове Крит. После гимназии учился в Церковной школе Ризариев в Афинах и получил степень магистра после окончания богословского факультета Университета Аристотеля в Фессалониках. Также он изучал историю искусств, литературу и философию в Одессе. В 1973 году принял монашеский постриг в монастыре Анкарат. Продолжил учиться в салоникийском Университете имени Аристотеля на богословском факультете. В 1975 году рукоположен во диакона в монастыре Спили, и занимал должность протосингела (секретаря) Ламбийской и Сфакийской митрополии на Крите. Активно участвовал в проповеднической и филантропической деятельности. С 1985 до 1990 года находился в Одессе в качестве Экзарха Патриарха Александрийского в России, где его паствой были греки бывшего Советского Союза. Он основал школу Греческой Культуры и музей Филики Этереа для 600 детей, где ведется обучение греческому языку. В 1990 г. был рукоположен в епископа с титулом Киринского и был назначен патриаршим представителем Александрийского Патриархата в Афинах. Владыка всегда сопровождал Патриарха Парфения в поездках по Африке и на многих интернациональных и богословских конференциях.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Но этого мало. Всесторонняя образованность, сделавшаяся – без преувеличения можно сказать – свойством всех катехетов Александрийской школы 23 (берем опять намеченный нами период), вызывалась той же Александрийской образованностью еще иным, непосредственным путем. Мы даже должны категорически высказать такое положение: пока в Александрийской огласительной школе были слушателями только лица из низшего сословия, не нужно было высоко образованного учителя, достаточно было знать лишь те энциклопедические науки и философии и в той программе, какие и в какой нужно было для христианских детей, учившихся в этой школе. Но мало-помалу тянут к христианству не удовлетворенные язычеством образованные его представители и идут слушать огласительные беседы в Александрийскую христианскую школу; идут сюда и ищущие повсюду истины, но не обратившиеся еще к христианству язычники и выделившиеся из церкви еретики. Одним из последствий этого необходимо должна была явиться всесторонняя и светская образованность наставлявших в школе катехетов. Как она следует из предыдущего и какое здесь можно видеть влияние образованности Александрийского общества – мы теперь раскроем. Нужно стоять слишком твердо на современной нам почве школьного формализма, чтобы представлять себе преподавание в огласительной Александрийской школе подобным настоящему преподаванию в учебных заведениях. Правда, в обучении детей, что составляло часть деятельности Александрийской христ. школы, этот формализм имел полное приложение. Но совсем иной метод был полезен и действительно практиковался в оглашении приходивших в школу взрослых слушателей. В древних философских школах, с которыми имеет большое сходство Александрийская огласительная школа, мы видим свободные беседы; их же видим и во многих церквах 1-го и 2-го в. 24 . Таким же образом велось преподавание и в Александрийской огласительной школе. Она, как такая, была просто местом бесед о христианской вере. Григорий чудотворец в своем „Панегерике Оригену “ говорит, что последний в дружеских беседах наперед изучал слушателей, – „как искусный земледелец, он не останавливался на том только, что видимо и открыто, но взрывал почву, чтобы узнать, что она скрывала, предлагая нам вопросы и проблемы, и слушая наши ответы“ 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Дионисия викарием Иракла; в синаксаре говорится даже, что Иракл, сделавшись епископом, поручил св. Дионисию разбор судебных дел между верующими всего патриархата. Мы не имеем оснований не доверять свидетельству этих источников; но Евсевий 320 и блаженный Иероним 321 своим молчанием о викариатстве св. Дионисия дают повод думать, что та помощь, какую он оказывал Ираклу, заключалась главным образом в управлении огласительным училищем. В чем же заключалась деятельность св. Дионисия в огласительной школе? Удержалась ли эта школа под его управлением на той высоте, на какой она стояла при его знаменитых предшественниках? Какие предметы преподавал св. Дионисий в Александрийской школе? Какие цели имел он в виду в своем преподавании? Внес ли он в свое преподавание что-либо новое по сравнению с преподаванием своих предшественников? Напрасно стали бы мы искать прямого ответа на все эти вопросы одного из биографов св. Дионисия 322 в свидетельствах древних писателей об этом периоде жизни св. Дионисия: они не сообщают нам никаких подробностей о преподавании св. Дионисия в Александрийской школе. Но мы не имеем ни малейших оснований сомневаться в том, что и в огласительной школе он с такой же ревностью исполнял свои обязанности, с какой впоследствии трудился в епископском сане. В этом отношении св. Дионисий по всей справедливости может быть поставлен рядом со своими знаменитыми предшественниками. С другой стороны, научные, философские и богословские познания св. Дионисия также были настолько обширны, что и в этом отношении он мог быть достойным преемником своего учителя Оригена . И если св. Дионисий приобрел славу человека «мудрейшего», 323 «самого замечательного из слушателей Оригена », 324 «христианского философа», 325 «ученейшего защитника христианской веры», 326 то весьма вероятно, что эту славу создали ему не только литературные произведения, но и преподавание в Александрийской школе. Вообще, по справедливому замечанию биографов св. Дионисия, у него не было недостатка ни в «ревности», ни в «учености», чтобы с успехом преподавать все те предметы, какие преподавались в Александрийской школе его предшественниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Нет возможности, по недостатку положительных известий, исторически проследить образование того сложного организма, каким является в начале III в. Александрийская христианская школа. О первоначальном ее состоянии, впрочем, известно, что она была простым διδασκαλεον 1 или παιδευτριον, т.е. училищем для воспитания христианских детей. Можно догадываться также, что она была вместе и огласительным училищем, в котором преподавалась обращенным в христианство язычникам 2 начатки христ. веры, отчего впоследствии и получила свое название «огласительной школы». Таким образом посетителями ее были в первое время ее существования только дети и оглашенные 3 . Когда же стали ходить в нее язычники, не обратившиеся еще в христианство , этого мы не можем сказать; а тем менее можем говорить о первоначальном преподавании в этой школе. Поэтому мы должны представить себе тот уже дальний образ Александрийской огласительной школы, который по историческим известиям окончательно сложился в начале III и в конце II в. Усвоивши черты этого образа, мы в состоянии будем понять, в образовании каких черт и как участвовала Александрийская образованность. Посетителями Александрийской огласительной школы являются теперь не только христианские дети и взрослые „оглашаемые“, т.е. обратившиеся уже к христианству александрийцы, но и не обратившиеся к нему язычники и отпавшие – еретики, которые, по замечаниям Евсевия, приходят сюда в большом количестве; видим наконец здесь и таких христианских юношей, которые подготовляются специально к прохождению пастырской должности 4 . Таким образом, Александрийская христианская школа в одно и то же время и низшее хр. учебное заведение (вроде наших духовных и уездных училищ), и огласительное заведение, и миссионерское учреждение, и среднее или высшее духовное училище (вроде наших духовных семинарий или академий).– Учителя, или катехеты – как они назывались – этой школы в тот цветущий ее период, который нам важно иметь в виду, т.е. с конца II до половины IV в., выбираются с особенною осмотрительностию 5 в отношении к их христианскому и научному образованию, так что поэтому они все обладают замечательною ученостию 6 . – Наконец остается бросить взгляд на предметы и направление христ. Александрийской школы, чтобы очерк ее состояния в данный период был полон. Кроме общеобразовательных предметов низшего и среднего учебных заведений здесь раскрываются и уясняются книги Св. Писания, излагается в более или менее широком объеме, смотря по состоянию слушателей 7 , научно доказывается и облекается в философскую систему христианское вероучение, причем раскрывается пред слушателями философская мудрость древних и новых веков, так что в Александрийской школе возникает христианское богословие, как наука, и она сама становится философской и богословской школой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Как видим, катехизация в Александрийской школе включала в себя предварительное собеседование, на котором главное внимание, как и в Римской школе Ипполита, уделялось образу жизни человека. Катехумены составляли в христианской общине особую группу людей. После собеседования следовал продолжительный испытательный срок, за который катехумены прежде всего должны были порвать с дурными привычками своего языческого прошлого. “Если кто, продолжая грешить, принимает омовение [т. е. крещение], то он не получает отпущения грехов”, – подчеркивает Ориген, ссылаясь на призывы Иоанна Крестителя к покаянию перед крещением 310) . Как и в школе Ипполита, у каждого из катехуменов был особый поручитель из верных, который рекомендовал его для принятия таинства крещения. С такими крестными родителями, игравшими роль поручителей, мы уже сталкивались в предыдущей главе. В целом, система поручительства должна была требовать колоссального доверия и смирения со стороны как катехуменов, так и крестных. Отметим, что строгого различия между двумя классами катехуменов, т. е. между посещавшими занятия, не имея определенного желания креститься, и серьезно готовившимися к принятию крещения, Ориген не делает. Умалчивают об этом делении и другие александрийские учителя II и III вв. Об окончательном выделении двух классов катехуменов в церквах на востоке Римской империи можно говорить только к началу IV в. Вместе с тем очевидно, что неформально такое деление существовало, так как на огласительных занятиях всегда присутствовали катехумены, которые не решались сделать последний шаг к крещальной купели и были на положении вольных слушателей. Стать христианином в языческом обществе было не только трудно с моральной точки зрения, но и опасно из-за частых гонений. Так как язычник в человеке нередко умирает медленно, для укоренения в вере требовался значительный срок. О том, насколько долго длилось оглашение в Александрийский школе, в отличие от Римской, мы ничего не знаем. Несмотря на то, что моральное и вероучительное ядро катехизиса было неизменным, обучение было приспособлено к индивидуальным способностям каждого катехумена. О св. Григории Чудотворце известно, что он учился у Оригена в течение пяти лет, возможно с трехлетним перерывом 311) . Подчеркнем, что обучение в школе не прекращалось с принятием крещения, но лишь переходило на более высокий уровень.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Земли и доселе – одно из больных мест богословских наук. 209 Венцом светского образования считалась в то время философия – „госпожа всех наук“ как ее называет Климент Александрийский . 210 Достойным вниманием пользовалась она и в Александрийской школе с первых же времен её существования. Да и не могло быть иначе в таком городе, как Александрия в борьбе с язычеством христианство должно было взяться за то же оружие, которым не только защищался, но и нападал его враг – за философию. И вот, Климент Александрийский ценит её очень высоко в системе христианского образования. 211 Ориген и его ученики даже преувеличивали значение этой науки в выработке системы христианского богословия, что повело к различным догматическим ошибкам и ересям. Афанасий Великий положил границей св. Писание и св. Предание свободе философского мышления в области христианского веронравоучения, но философия все-таки пользовалась почетным положением в Александрийской школе. Поэтому естественно, что и св. Кирилл уже в школе изучал философию. От природы одаренный особенною склонностью к метафизическому мышлению, он только через изучение философии мог довести природное дарование до такого развития, какое мы видим в его трудах, особенно догматического характера. Правда, есть такие исследователи, которые отказывают св. Кириллу в философском образовании. 212 Но нам кажется, что достаточно вникнуть в сущность несторианских споров и понять сущность возражений св. Кирилла, чтобы убедиться в необычайной глубине его богословского мышления. Ведь именно ему принадлежит честь уяснения и формулирования сокровеннейшего христианского догмата о соединении двух естеств в одном Лице Богочеловека. Но мог ли св. Кирилл, без серьезной философской подготовки проникнуть в такую глубь спекулятивного мышления даже при всех своих природных дарованиях и способности к такому мышлению? С другой стороны, его обширное знакомство с философией обнаруживается в его борьбе с ней: не мог же он успешно бороться с философией, не зная ее. И действительно, в сочинениях св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

О проблеме универсалий у александрийских неоплатоников, в школе Аммония (сына Гермия), см.: Linos Benakis, «The Problem of General Concepts in Neoplatonism and Byzantine Thought», Neoplatonism and Christian Thought. Ed. Dominic J. ÓMeara (Norfolk, Virginiä International Society for Neoplatonic Studies, 1982), 75–86. Бенакис фиксирует ряд существенных отличий в понимании соотношения общего и частного, выработанных в этой школе. Так, он доказывает (р. 82), что (1) реагируя на критику Аристотелем учения Платона об идеях, александрийцы постулируют отдельное существование универсалий в модусе отличном от такового у чувственных и частных вещей; (2) комментаторы более не говорят об области идей, существующих вне природного миропорядка; (3) идеи существуют внутри частных конкретных объектов или, скорее, частные объекты выражают саму идею, которая проявляется в них. Тем не менее, проявление идеи не означает, что явленное (феномен) тождественно этой идее; явление остается репрезентацией идеи, её копией, способом, которым идея проявляется; явленное всегда ниже своей идеи. Общее не перестает существовать как общее, когда начинает присутствовать в частных. Бенакис заключает (р. 84), что в школе Аммония общее онтологически первично относительно чувственного и частного; при уничтожении чувственного (первой сущности) перестает существовать не само общее (вторая сущность), но только его постижение умом. Общее существует тремя способами: как то, что прежде многого; то, что внутри многого; то, что относится ко многим и мыслится в связи с ними. Ср.: Аммоний, In Aristotelis Categoria 26, 10–14: «Частные суть подлежащее для общих не для того, чтобы общие существовали (ибо общие предсуществуют им), но чтобы общие относительно их сказывались», 40, 19–21: «Общее нуждается в первых, то есть частных сущностях, не для того, чтобы составляться ( συστ), но чтобы сказываться ( ηθ) сообразно им». Для александрийских неоплатоников универсальные идеальные сущности не только имеют реальность независимую от познающего субъекта, но также и существование более истинное, чем существование чувственных объектов. Универсальное есть воистину «первая» сущность (пусть и именуемая «второй»), которая выше частных сущностей в онтологическом плане; частное обладает даже более истинным существованием внутри универсального, чем само по себе (р. §1).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010