156 В 1923 году каноничность англиканской иерархии признали Кипрская и Иерусалимская Православные Церкви. 157 Булгаков Сергий, протоиерей. Из дневника//Вестник РХД. Париж-Нью-Йорк-Москва, 1979. 130. С. 267. 161 Заявление Священного Синода РПЦ МП о ситуации в Эстонии//Информационный бюллетень. 2000. 11. С. 10. 162 Σωφρνιος Г Μιχαηλδης, ερομναχος. Μελτιος Μεταξκης... Σ. 158; Ветошников Константин. Указ. Соч. С. 53. 171 Петлюченко Виктор, священник. История Элладской Церкви в ΧIΧ и первой половине XX столетия: курсовое сочинение. Загорск, 1969. С. 161. 172 Родился в 1868 году. Образование получал в Константинопольской Духовной Семинарии, Патриаршей Богословской Школе Честного Креста в Иерусалиме, Смирнской Евангельской Школе, богословском факультете Афинского Университета, Духовных Академиях Киева и Санкт-Петербурга, В 1895 году назначен преподавателем Иерусалимской Богословской Школы Честного Креста, которую возглавил в 1899 году, В 1900 году был рукоположен во диакона и пресвитера. В 1909 году вступил в клир Александрийского Патриархата. В 1910 году удостоен титула почётного доктора богословского факультета Афинского Университета. В 1911–1914 годы являлся ректором Афинской Духовной Семинарии «Ризарион». В 1914 году, после присвоения учёного звания профессора, он получил назначение на преподавание в Афинский Университет. Архиепископом Афинским и всея Эллады избран 8 марта 1923 года. Автор двух проектов нового Церковного Устава (1923 и 1932 годов). Член Афинской Академии Наук. Автор более 500 научных исследований в области богословия, апологетики, гражданской и церковной истории. Скончался в 1938 году. 173 λευθριος Гκοντζδης. Τ κνημα τν μητροπολιτν κατ τς κκλησας τς λλδος (Γ.Ο.Χ.) θναι, 1999. Σ. 10; Χριστδουλος Κ. Παρασκευαδης, μητροπολτης. στορικ κα κανονικ Σ. 76, 95–99. 177 λευθριος Гκοντζδης. Τ κνημα τν μητροπολιτν... Σ. 10; Χριστδουλος Κ. Παρασκουαδης, μιτροπολτης. στορικ κα κανονικ... Σ. 108–110. Читать далее Источник: Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924–2008)/А.В. Слесарев. - Москва : Изд. Крутицкого подворья Общ-во любителей церковной истории, 2009. - 520 с. (Материалы по истории церкви. Кн. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но уверенность царя выхлопотать у патриархов чрез волошского воеводу разрешение для Паисия не оправдалась, Досифей никак не соглашался вторично дать Паисию разрешение и умер с убеждением, что Лигарид был латынник 256 . 4-го мая 1672 года велено было, по указу государя, отпустить Паисия с Москвы в Палестину чрез Киев, при чем ему дано было; 300 рублей деньгами, 12 подвод до Киева, палатка в 5 рублей, полуб казенный, обит кожею, а его людям – пяти человекам, по аглицкому сукну да по киндяку 257 ; да емуж, митрополиту, из иконной дано пять образов окладных, «а книги, которые он, митрополит, писал, и на Симоновском подворья хоромы, и сад его, и всякое строенье приказал (государь) беречь посольского приказа переводчику Миколаю Спатарию, а прощальную иерусалимского патриарха грамоту из посольского приказу отдать ому, митрополиту, с роспискою». Но в тот же день, указом государя, Паисий опять был задержан в Москве и отпущен был в Палестину чрез Киев 13 февраля 1673 года, при чем ему на отпуске всего дано было в половину против прежней дачи, а его хоромы велено было занять переводчику Спафарию «и переводить греческие и латинские книги и писать греческой и словенской и латинской лексикон». Отправляясь из Москвы, Паисий писал государю благодарственное письмо, в котором заявлял, что если его найдут достойным для какой-нибудь царской службы, то он будет верно служить, чтобы по силе своей заплатить за многоразличное царское милосердие. Просил еще царя утешить его на путь, чтобы он мог удобно совершить его в старости, просил и одежду патриаршую, которую много раз обещал ему государь, и в заключение снова просит государя поручать ему все, что может послужить на пользу соборной церкви, к службе царской и всей палаты и обещается возвратиться по первому царскому повелению. Очевидно, поездка Паисия на восток, которую он сам считал только временною, была предпринята им с целью уладить свои личные дела, – получить себе окончательное разрешение, которого в другой раз ему уже не давали, несмотря на все хлопоты об этом царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Что Вам сказать о здешних делах? Экзарх наконец назначен в Киев, но он будет ждать до весны приезда своего преемника, Евсевия Подольского. Он вовсе не так тучен, как описал его владыка Московский, и очень усердно служит, жаль только, что Грузия его лишается, а здесь он в Синоде полезен будет. Владыка Григорий в восторге от Вашего преосвященного Евсевия, по случаю обращения Бурят и хочет дать ему Викария, но Монгольский и тут портит и настаивает, чтобы это было в Н ечинске, потому именно, что Н. Н. желает сего для Читы. Касательно Ваших викариев скажу, что Леонид вовсе Вам будет неспособен и он полезнее для столицы. Савва иное дело, но трудно ему решиться в такую даль. Держитесь для Америки у Вашего ректора, а для Амура имейте в виду Гурия, который назначен в Пекин и по знанию Манжурского языка может быть весьма полезен. Когда устроится кафедра, можно будет вызвать его из Китая, а теперь Вы с ним познакомьтесь. Нельзя ожидать от Владыки Московского, чтобы он изменил свое мнение касательно Духовного образования. Он его создал и с ним состарился, а если и признает недостатки, то думает, что ему некогда им заняться на своем веку. Людей же он выбирать вовсе не умеет: на днях прибыл сюда Ректор Костромской семинарии, уже пожилой человек, которого назначал он в Царьград и его здесь удержали, потому что он вовсе туда не способен, нельзя из Кабинета управлять Церковью , а по несчастью у нас все так делают. О Монгольском я здесь много говорил, чтобы его спустили на Волгу. Хорошо, что миновали его Киев и Грузия, на которые он рассчитывал. Юзефовичу передам Ваше поручение, и он всегда будет Вам верным слугою. Грустное получил я известие из Египта, что скончался ревностный Патриарх Александрийский Иерофей, который сделал так много пользы для своей паствы и только что известил меня, что помирился с Синайскими монахами и разрешил им службу в Каире на их подворье, которой там не было 400 лет. Его потеря незаменима. Между тем в Сирии 500 семейств обратились в Алеппе из унии в Православие, и Наш Епископ Кирилл принят был отлично патриархами в Царьграде, служил с ними и теперь уже в Иерусалиме. Вот все известия, какие теперь могу Вам сообщить, пишите мне чаще сколько можно и не забывайте меня в своих молитвах. Остаюсь с душевным уважением, Ваш покорный слуга А. Муравьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

А вечерами на отдыхе Тишайший царь любил слушать рассказы о заморских землях и о русской старине. Для этого он содержал во дворце на полном попечении столетних стариков, которые услаждали его рассказами о минувших временах и о славных событиях, происходивших на их памяти. Это были верховые (государевы) богомольцы, окруженные почетом за благочестие и возраст. Государь сам бывал на их отпевании и погребении, которое торжественно совершалось в Богоявленском монастыре на Троицком подворье, и щедро раздавал милостыню, причем не только на похоронах, но и во все поминальные дни. А на самом подворье в особых палатках жили нищие, разбитые параличом, – их называли «леженками». В 1658 году Алексей Михайлович приказал переименовать ближайшую к подворью кремлевскую башню в Троицкую. Прежде она сменила несколько названий, именуясь то Богоявленской, то Ризположенской по домовому митрополичьему храму, то Каретной по государеву Каретному двору. Выстроенная Алевизом Фрязиным в самом конце XV века, она была самой высокой в Кремле и второй по значению после Спасской башни, имея даже собственные часы. Ее ворота служили проездом к хоромам царицы и царевен, ко двору патриарха, тогда как через Спасские ворота проезжали в царский дворец. Из Троицких ворот со времен Ивана III выходили встречать государя, возвращающегося из похода, а еще эти ворота служили для домашних выездов августейших особ. В январе 1667 года после низложения Никона патриархом избрали архимандрита Троицкой обители Иоасафа. В те дни он проживал в кремлевском Богоявленском монастыре и после избрания, которое совершилось в царском дворце, вернулся на подворье, посетил оба храма, выслушал обедню в Сергиевском и удалился в келью – в последний раз, так как после поставления в Успенском соборе патриарх отправлялся на патриарший двор. На следующий год он участвовал в отпевании царского тестя на Троицком подворье. 19 мая 1668 года умер «первейший боярин» Илья Данилович Милославский, отец первой жены царя Алексея Михайловича. Из собственного кремлевского дома, где потом был устроен Потешный дворец, покойного вынесли на Троицкое подворье в Сергиевскую церковь. В тот день был канун праздника святителя Алексия, митрополита Московского. Царь находился на всенощной в Чудове монастыре, где служили патриарх Антиохийский Макарий и патриарх Московский Иоасаф, а патриарх Александрийский Паисий совершал заупокойное служение над телом Милославского. После праздничной службы в Чудове монастыре процессия с патриархами и царем направилась на Троицкое подворье, и все три патриарха совершили отпевание царского тестя! Такой почести не удостаивался ни один боярин. После отпевания гроб с телом Милославского понесли на погребение в храм Николая Чудотворца в Столпах, где находилась их фамильная усыпальница.

http://pravoslavie.ru/28971.html

В XVII в. Троицкое подворье выполняло несколько функций, ставших для него традиционными, которых не было у других кремлевских монастырей. Так, здесь обычно жили кандидаты в патриархи до их посвящения в сан, затем переселявшиеся на патриарший двор, а также кандидаты в архимандриты Троице-Сергиева монастыря. Возвратившийся в Москву из польского плена 14 июля 1619 г. отец царя Михаила Федоровича, митрополит Филарет, был поселен на Троицком подворье, где к его приезду были приготовлены каменные кельи, к шести дверям которых для обивки было отпущено сукно. 31 января 1667 г., после ссылки Никона, патриархом был избран архимандрит Троице-Сергиева монастыря Иоасаф. Он жил «на своем Троицком подворье в Богоявленском монастыре» до избрания, которое происходило в царском дворце, в Теремных покоях, а после избрания шествовал «к себе на подворье в святые ворота, в церковь Богоявления, потом в церковь Сергия чудотворца, где слушал обедню, и затем удалился в келью». Чин поставления в патриархи был достаточно сложен и продолжался несколько дней. После избрания, 8 февраля, состоялось «наречение» у Вселенских патриархов Антиохийского Макария и Александрийского Паисия в палате Чудова монастыря, откуда новонареченный патриарх Иоасаф II торжественно шествовал на свое подворье. На следующий день, в Успенском соборе, после малой вечерни состоялось торжественное провозглашение или «благовестие», в котором Вселенские патриархи провозгласили его на патриаршество «Богоспасаемого града Москвы и всея России». После этого в сопровождении архиереев патриарх Иоасаф II присутствовал на торжественном обеде в палатах у Вселенских патриархов и вновь возвратился к себе на подворье. И только 10 февраля состоялось поставление нового патриарха, после которого, вместо Троицкого подворья, он шествовал уже на патриарший двор. Подворье посещали также цари с семейством, часто в сопровождении патриархов, в праздник Богоявления или Крещения Господня, 6 января; 25 сентября – на память преподобного Сергия и 5 июля – в день обретения его мощей нетленными; 8 февраля и 8 июня – в дни памяти вмч. Федора Стратилата.

http://sobory.ru/article/?object=47551

Предстоятель Константинопольской Православной Церкви посетил московское подворье Иерусалимского Патриархата 26 мая 2010 г. 21:35 26 мая 2010 года в рамках визита в Русскую Православную Церковь Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей посетил храм Воскресения Словущего на Арбате  — Иерусалимское подворье в Москве. Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви сопровождали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии епископ Подольский Тихон , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук. На встрече также присутствовал представитель Александрийского Патриарха при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий. По прибытии на подворье высоких гостей встречал архимандрит Стефан (Диспиракис), представитель Иерусалимского Патриарха при Патриархе Московском и всея Руси. Он обратился к Святейшему Патриарху Варфоломею с приветственным словом. «Ваше Святейшество! На этом подворье Святого Гроба Господня Вы являетесь свидетелем Воскресения Христова. Вы пребываете в глубине сердца всех православных русских людей. Ваша поездка является историческим событием и возвещает о полноте братского общения Церквей, ради которой Вы неустанно трудитесь, Ваше Святейшество. Этим духом проникнут и Ваш визит в Подворье Иерусалимского Патриархата — он свидетельствует о любви, которая существует между Константинопольским Патриархатом и древней Матерью Церквей в Иерусалиме. И Русская Церковь очень тесным образом связанна с Иерусалимским Патриархатом посредством подворья, находящегося на ее территории. В несказанной радости я благодарю Господа за то, что мы все сподобились благодати Вашего посещения. В священном трепете и благодарности мы выражаем Вам признательность и желаем славного и долгоденственного  Патриаршества на благо Православной Церкви. Передавая Вам благодарность нашего Блаженнейшего Патриарха Феофила и любовь этого благочестивого русского братства, прошу Вас благосклонно принять этот символический дар как знак благодарения, уважения и любви и в воспоминание Вашего исторического визита на это подворье Святого Гроба Господня».

http://patriarchia.ru/db/text/1167112.ht...

Храм Всех святых на Кулишках работает в обычном режиме после приостановки деятельности Александрийского подворья 27 декабря, 2019. Новостная служба В Храме Всех святых на Кулишках богослужения продолжают совершать в прежнем режиме 27 декабря. ПРАВМИР. Синод РПЦ приостановил работу Александрийского подворья в Москве. Информация об этом появилась накануне вечером по итогам заседания Священного Синода РПЦ. В резолюции ничего не сказано о полном прекращении деятельности подворья при храме Всех святых на Кулишках, лишь о его временной приостановке. Впрочем, в настоящее время храм работает в штатном режиме. Никто из служащих в нем не обладает сведениями о каких бы то ни было изменениях и не видел официальных документов. Также временно приостановлена работа сайта храма. Около двух недель назад настоятель храма митрополит Киринский Афанасий (Киккотис) покинул Россию. Лишен ли он статуса настоятеля, кто будет назначен вместо него, пока остается неизвестно. Корреспонденту «Правмира» удалось поговорить с Сергием Звонаревым, который временно исполняет обязанности настоятеля. Он сообщил, что не уполномочен комментировать ситуацию взаимоотношений Русской и Александрийской Православных церквей и синодальные решения, но  отметил, что храм продолжает работать в прежнем режиме. «В храме ежедневно совершаются богослужения, как было заведено в прежние времена. Совершаются литургии каждый день и вечерние богослужения. Верующие так же, как и ранее, посещают храм. С точки зрения служения в храме ничего не изменилось», — сказал Сергий Звонарев. Он пояснил, что расписание на январь соответствует практике прежних лет и в нем ничего не меняется: ни состав богослужений, ни содержание. «Не меняются даже песнопения, которые традиционно звучат в нашем храме, а именно, византийским распевом по воскресным и праздничным дням», — сказал и.о. настоятеля. Храм Всех святых на Кулишках получил статус Александрийского подворья в 1999 году. Тогда же его настоятелем стал Афанасий (Киккотис), митрополит Киринский и всечестный и экзарх Ливийского полуострова, представитель Александрийского патриарха при Патриархе Московском и всея Руси.

http://pravmir.ru/v-moskve-priostanovili...

В сознании русского народа сильно светится святой Иерусалим и преподобный Афон, и привлекают значительные пособия от некоторых частных лиц, но не от общенародного сбора. В кружки, поставленные в церквах, в пользу гроба Господня, в московской епархии собрано в прошедшем году 234 рубля, на восстановление православия на Кавказе 3127 рублей. К Константинополю и его патриарху не примечается в России сильно возбужденного и широко распространенного сочувствия. При том, вследствие разных причин, можно усомниться, таково ли ныне время, чтобы удобно было ожидать щедрых и обильных пожертвований от русского народа, а также и от русского духовенства, когда от конца до конца России оглашаются его нужды, а не удовлетворение сих нужд. III. Есть другая мысль о способе помочь вселенской патриархии – учредить для нее в России подворье, приносящее доход, по примеру существующих александрийского и иерусалимского. Что такое подворье, и от чего оно произошло? Иерусалимский патриарх имеет нужду быть в Константинополе по делам своей церкви и иногда жить здесь немалое время; итак, нужно в Константинополе иерусалимское подворье. Новгородский митрополит имел нужду быть в Москве и жить здесь немалое время по делам церковным и для участвования в торжественных церковных служениях; и так, нужно в Москве новгородское подворье, которое под сим именем сохранилось и доныне. Иерусалим посещают много русских поклонников; для них нужно убежище, и над ними надзор для соблюдения порядка и недопущения соблазнов; итак, нужно в Иерусалиме русское подворье. Но строить патриаршее подворье и в нем церковь из корыстных видов, как строят лавку, или корчемницу – в церковном ли это духе? Скажут: какие же существуют уже в Москве три патриарших подворья, иерусалимское, антиохийское и александрийское? Но можно не 6ез справедливости ответствовать: к сожалению. После 1812 года присланный от иерусалимского патриарха 156 архимандрит просил отдать ему опустошенную неприятелем церковь и землю упраздненного при ней причта. Время было несвободное для того, чтобы остановиться над исследованием сей просьбы и соображением ее с правилами и порядком церковным: обрадовались, что открывается возможность, при множестве разоренных церквей, одну из них увидеть благоустроенною без усилий местного начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В августе 1954 г. в составе делегации Антиохийской Церкви в Москву приехал митрополит Илия (Карам), которого Христофор II уполномочил вести переговоры о подворье Александрийского Патриархата в СССР. Владыка Илия привез соответствующее письмо Христофора II и высшую награду Александрийской Церкви орден св. ап. Марка с голубой лентой для Патриарха Алексия I. Относительно ситуации в Александрии митрополит сообщил: «Патриарх Христофор лично с симпатией относится к Русской Церкви и к России, но встречает противодействие со стороны членов Синода, которые все против него… [Антиохийский] Патриарх Александр находит, что желательно в интересах привлечения патриарха Христофора на нашу сторону и для прекращения его постоянных сетований на то, что у Антиохийского п[атриар]ха имеется подворье в Москве, дать и ему подворье» . 10 сентября Предстоятель Русской Церкви передал митрополиту Илие драгоценную панагию для Христофора II и сопроводительное письмо, в котором отметил: «Вопрос, возбужденный Вашим Блаженством о подворье для Александрийской Церкви в нашей Стране мы с нашим Священным Синодом тщательно обсудим и в свое время дадим Вам ответ» . Интересно, что когда приезжавший в августе 1954 г. в СССР глава Эфиопско-Коптской Церкви архиепископ Мар-Лукос просил о присоединении ее к Русской Православной Церкви, ему порекомендовали обратиться к Александрийскому Патриарху и заверили в своей поддержке . Весной 1955 г. стал готовиться визит Патриарха Христофора II в СССР. 9 мая Совет Министров принял решение выделить ему 5 тыс. египетских фунтов и передать храм в Одессе в качестве подворья с тем, чтобы ежегодные доходы в пользу Патриарха составляли 10-15 тыс. долларов . При этом митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) хотел предоставить под подворье бывший греческий храм св. Димитрия Солунского в Ленинграде (и таким образом спасти ее от сноса). Так в отчетно-информационном докладе Ленинградского уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви А. И. Кушнарева от 23 июля 1955 г. говорилось: «Митрополит Григорий сообщил мне, что когда он был у патриарха Алексия в Одессе и узнал от последнего, что на территории Советского Союза предоставляется Александрийской патриархии подворье, то он (митрополит Григорий) рекомендовал патриарху Алексию использовать для этой цели помещение быв. Греческой церкви (Сталинградский проспект — бывший Лиговский). На очередном приеме митрополит Григорий, просил меня выяснить, кем и под какие цели занято это здание в настоящее время.

http://bogoslov.ru/article/6172710

В это время самое подворье потерпело значительные повреждения, которые были исправлены вслед за очищением Москвы от поляков. В XVII веке в Афанасиевском монастыре была церковь Афанасия Великого Александрийского с приделом преп. Кирилла чудотворца Белозерского. День памяти преподобного праздновался (около 1634 г.) торжественно: «Благовест в ревут, трезвон большой, а звон бывает, как Государь пойдет на Кирилловское подворье». По «книгам отписным церковные московские службы Афанасьева монастыря в 158 году» (1649, октября 1 дня), по которым принял московское подворье строитель чернец Илья Ивицкий у строителя старца Ионы Палицына, на подворье было при церкви Афанасия Александрийского два придела священномученика Пантелеимона и придел преп. Кирилла. названный трапезою. В 1652 году по благословению архимандрита Антония и по приговору государя келаря, старца Савватия Юшкова и старцев соборных на Москве в Афанасиевском монастыре при строителях старцах Феодосье Коромыслове и Исайе Горкине были выстроены новые каменные архимандричьи, строительские и братские кельи. Еще до введения штатов даже 1761 года, Афанасиевский монастырь был обращен в церковь . к которой причт (из священника, дьячка и пономаря) назначал Кирилло-Белозерский архимандрит, из Кириллова же священноцерковнослужители получали средства содержания. В 1769 году было совершенно уничтожено и самое подворье, имущество церковное частью было перевезено в Кириллов монастырь, а частью (ветхие иконы, оклады и венцы) переданы в Синодальную контору. Начало вологодскому подворью положено при царе Иване Васильевиче Грозном. В Вологде сосредоточивалась монастырская торговля солью и рыбою: здесь же, с подчинением Белозерского края Вологодскому епископу (1657 г.), Кириллов монастырь должен был постоянно держать своих уполномоченных для сношений с епархиальною властью. Для управления делами подворья, заведования соляным промыслом и для сношения с епископами жили кирилловские старцы. В 1652 году в Вологде на Кирилловом подворье была построена каменная церковь 93 во имя преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010