5-е Св. мученицы Харитины Маленькая девочка Харитина, оставшаяся сиротой, была взята неким богатым и сострадательным человеком Клавдием и воспитана им, как дочь. Когда она пришла в возраст, то отличалась не только красотой телесной, но и добротой нрава, кротостью, целомудрием, разумом и верой во Христа Бога. Верующие, которые посещали её, радовались о ней, а неверующим она проповедовала о Христе и указывала путь истины. Настало гонение Диоклитианово, и комит (округа начальник) потребовал её на суд, вследствие доноса о её христианской ревности. Он спросил её: «правда ли, что ты – христианка, и прельщаешь других, приводя их к той же вере?» Харитина отвечала: «действительно, я христианка; но не прельщаю людей, а от прелести отвращаю, и от вашей нечистой веры привожу ко Христу моему». То слышав, правитель велел бить её нещадно и отослал на суд к правителю области. Этот после напрасных убеждений отречься Христа велел остричь волосы ей, сыпать горячие уголья на голову и всё тело, и наконец осудил на растление (так часто поступали судьи, особенно в Египте). Но святая помолилась Господу и скончалась, сохранивши девство непорочным. Тело её было вложено в мех с песком и брошено в море; но через три дня морские волны вынесли его на берег, и Клавдий похоронил его. Св. священномученика Дионисия, еп. Александрийского Дионисий родился в г. Александрии от родителей – язычников; обращён в христианство уже в зрелых годах, под влиянием Оригена , к которому он был всегда сердечно расположен. Впрочем, сам Дионисий говорит о себе, что «обратился ко Христу путём свободного исследования, беспристрастно испытывая учения человеческие». Став после Оригена наставником в Александрийском огласительном училище, а по смерти Иеракла (пам. 15-го окт.) епископом Александрийским (в 247 г.), Дионисий, по-прежнему, читал и исследовал сочинения еретиков и отвергал их системы не прежде, как по личному убеждению дознавал их несостоятельность. Такое произвольное отношение Дионисия к подобному предмету приводило в сомнение одного пресвитера, который поэтому и предупреждал его, что близкое знакомство с еретическими книгами, доставляя случай осваиваться с ложными понятиями, может вредно отразиться на своём собственном образе мыслей. Как бы в разрешение этого вопроса Дионисий имел видение, в котором ему было возвещено, что он может читать еретические книги, как способный обсуживать подобные предметы; при этом ему указано было и на то, что, и первоначально действуя таким образом, он приобрёл случай к обращению.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Что ответим на это? Недостатка в призывном кличе, кажется, нет, но не все, точнее сказать, немногие слышат этот клич, а откликающихся на него еще менее. И вот по-прежнему остается жатва многа, делателей же мало. Значит, опять и опять нужно молить Господина жатвы, да изведет делатели на жатву Свою ( Мф.9:37–38 ). Но, кроме призывного клича, кроме молитвы и призвания деятелей на поле миссионерства, не следует ли что-либо делать и нам самим, на которых лежит долг заботиться об изыскании таковых делателей? Когда первые богозванные благовестники Евангелия – святые апостолы кончили свое служение, то преемники их, пастыри Церкви, сами снаряжали и посылали веропроповедников для проповеди язычникам. А некоторые учреждали особые училища для миссионерских целей. Я разумею Александрийское огласительное училище святого Кирилла 53 . Не следует ли и нам обратить особенное внимание на таковой способ приготовления деятелей для миссионерства? Не следует ли и нам озаботиться учреждением училищ, исключительно с миссионерской целью, училищ как низших, так и средних? А может быть, придет время, когда нужно будет и высшее учебное заведение – миссионерская академия. Говоря о миссионерских училищах, мы разумеем не такие учебные заведения, какие существуют у нас, общеобразовательные и специальные, – нет, миссионерские училища должны быть не учебными только, но и воспитательными заведениями. И эта последняя цель должна иметь преимущественное значение. Миссионерские училища должны воспитывать деятелей для миссии: оттуда должны выходить и катехизаторы, и клирики-чтецы, и певцы для отправления богослужения на инородческих языках; там должны приготовляться и диаконы-проповедники, и пастыри-миссионеры. Весь строй жизни таковых миссионерских институтов должен быть приспособлен к тому, чтобы питомцы их без колебаний направляли себя исключительно на миссионерское служение, чтобы, выйдя из миссионерского института, они смело и умело могли приниматься за то дело, на которое будут поставлены. Как на идеал такого учреждения я указал бы на миссионерский институт, проектированный блаженной памяти основателем Алтайской миссии архимандритом Макарием. Но если бы идеальный миссионерский институт и получил когда-либо осуществление, то не иначе как только в далеком будущем. А нам нужно дело делать теперь же. Нам нужны начальные школы для приготовления деятелей миссии теперь же. А для этого нужно прежде всего разрешить вопросы:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

VI, Cap III. Curs. Complet. Patrolog. Ser. Graec. Tom. XX, col. 528 Τοσοτος δ’ ν ρα τν πστων πρς ατν πλεμος, ς κα συστροφς ποιησαμνους στρατιτας ατ περ τν ο κον πιστσαι δια’ τ πλθος τν τ τς ερς πστεως κατηχουμνων παρ’ ατ. Ср. «Сочин. Квсевия Памфил.» в русск. пер. Том 1. СПб. 1850 г. стр. 299. 180 Амвросий Медиоланский . «Episl. XX», 4. Curs. Complet. Patrolog. Tom. XVI, col. 995. Sequente die autem Dominica, post lectiones atque tractatum, dimissis catecbumenis, symbolum aliquibus competentibus in baptisteriis tradebam basilicae. Многие другие свидетельства об этом см. у Martene: «De antiquis ritibus». Pars. 1. 1700 г., pag. 28–29. 182 Киприан. -Epislol. XXIV. Ad clerum do litteris Romam missis et Optalo hypodiacono factis». Curs. Complet. Patrolog. ser. Latin. Tom. IV. Col. 287 . Optatum inter lectores doclorem audentium constiluimus. Ср. Твор. Киприана в русск. пер. Том. 1 Киев 1860 r. стр. 79 письмо 21. 183 Евсевий «Histor. Eccles». Lib VI, cap. III, ’ τος δ’ γεν κτωδκατσν καθ’ τ υ κατηχεσεως προστη διδασκαλεου. Curs. Complet. Patrolog. Ser. Graec. Tom. LXXXIV, col. 528. «Соч. Евсевия Памфил .» в русск. пер. ч. I СПб. 1858 г., стр. 298. 185 «Constilut Apostol». Lib. VIII, cap. 32. Curs. Complet. Patrolog. Ser. Graec. Tom. 1, col. 1132–1133. Cp. «Апост. Постановл.» в русск. пер., стр. 292. 187 «Coneil. Carthag.» IV, Can. XII. Vidnae vel sanctimoniales quae ad ministerium baptizandarum mulierum eliguntur, instructae sint ad officium, ut possint aperto et sano sermone docere, imperitas et rustieas mulieres tempore quo baptizandae sunt, qualiter baptizatori ad interrogata respondeant, et qualiter accepto baptismate vivant. Curs Complet. Patrolog Ser. Latin. Tom LXXXIV, col. 201. 188 «Устав духовн. консист.» Разд. II стр. 31. Ср. Хорошунов. «Практич. Руковод.» Чернигов. 1879 г., стр. 192. 190 Августин. «De: Symbol, fid, ad catecbum.». Lib. II. cap. 1 Curs. Complet. Patrolog. Ser. Latin. Tom. XL, col. 637. 193 Он свидетельствует, что Александрийское огласительное училище было преобразовано из языческого училища в христианское этим апостолом, где последний был первым наставником и где с этого времени до VI века были наставляемы преимущественно новообращаюшиеся в христианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

При этом, с научным беспристрастием относясь к языческой философии, Климент находил в ней, как некогда и Филон, особенно в философии Платона, проблески истины, которым давал значение, подобное Моисееву закону, то есть что греческая философия в лучших своих проявлениях служит приготовлением к принятию христианства, единственно истинного знания, подобно тому как Моисеев закон служил тем же для евреев. С этою целью Климентом, между прочим, написано сочинение под названием «Протрептик» или «Увещательное слово к эллинам». С полным знанием дела Климент доказывает в этом сочинении ложь и ничтожество созданной поэтами языческой религии сравнительно с христианством, раскрывает все безобразие языческих мистерий, гнусность идолов и бесчеловечие языческих жертвоприношений. Рассматривая философские системы и находя в них нечто достойное уважения, Климент показывает, что все это давно известно из Откровения, и в заключение говорит, что истинное учение о Боге заключается только в Откровении, которому и должно следовать. Ориген, ученик и преемник Климента на поприще учительства, еще более знаменитый, чем сам Климент, продолжал дело защиты христианства в том же направлении. Он сознавал нужду в знании языческой философии для защиты христианства и потому сам слушал уроки известного представителя неоплатонизма Аммония Сакка. Александрийское огласительное училище в лице этих учителей своих оказало великую услугу Церкви в деле защиты христианства. Климент и Ориген не усомнились поставить защиту христианства на научную почву, так что борьба с языческими учеными производилась одним и тем же ору­жием. Они облекли в систему христианское вероучение и, в противоположность языческой философии, произведению заблуждающегося человеческого ума, торжественно выставили его как высшее богооткровенное ведение, единственно совершенную философию. Тот же Ориген оставил после себя бессмертный труд на том же поприще защиты христианства. Это восемь книг «Против Цельса» – сочинение, написанное в 249 году, но имеющее значение и в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но есть ли научные доказательства путешествия апостола Фомы в Индию? Есть. Например, апокрифические «Деяния Фомы», датируемые III веком. Первоначальная версия этого текста написана на греческом, отредактированная — на сирийском. Конечно, это такой гностический памятник с сильными вкраплениями фольклора, но, тем не менее, он содержит ценные исторические сведения. Есть и богословские свидетельства, например, Оригена. Он был преемником Климента в Александрийском огласительном богословском училище, которое до Климента возглавлял Пантен — загадочная и судя по косвенным свидетельствам необычайно яркая личность. Он тоже проповедовал в Индии и, как сообщает Евсевий Кесарийский, даже нашел там Евангелие. И наконец, есть живое предание Южной Индии, ведь христианство, хоть и пришло, скорее всего, с северо-запада, все-таки ассоциировано с южными ее территориями. Вы считаете, что свидетельству Оригена можно доверять? Он был духовным «внуком» Пантена. А потом, есть и другие свидетельства, например, гностика Вардесана — это тоже II-III век. Или возьмём, к примеру, историю о дворце царя Гандофара. Помните? Он попросил Фому построить ему дворец, но время шло, а дело не двигалось — даже до фундамента не дошло, хотя деньги он апостолу дал. Но, оказалось, тот их потратил на нищих и объяснил, что свой дворец Гандофар получит, но не на Земле, а в Царстве Небесном. Сперва мне казалось, что это только сказочный, фольклорный мотив. Но потом я вспомнил житие преподобного Назария Валаамского, который скончался в 1809 году. Когда жена одного вельможи пожаловалась ему, что муж попал в опалу, тот спросил: «А к близким к царю людям вы обращались?» Говорит: «Обращались». — «И что, не помогло?» — «Нет». — «Значит, не к тем обращались». Взял у нее монеты, раздал нищим, и вельможа вышел из опалы. А раз это могло случиться в конце XVIII века, значит, могло и в I веке. По сути, это притча в действии. Думаю, после такого Гандофар вполне мог обратиться. Кстати, на каком языке говорил в Индии апостол Фома?

http://foma.ru/indijcam-trudno-predstavi...

М., 1994. Т. II. С. 245. 117 PG. LXVII, р. 125–126. Между прочим, греческое и латинское interior можно понимать не только как «внутренняя», но и как «Индия в более тесном смысле». 120 Там же. С. 263–264. Это обилие противоречий и путаницы создает впечатление, что данная лекция создавалась уважаемым историком, многие разделы труда которого блестящи и по мысли, и по форме, в неком затмении. Ведь в другом месте он специально подчеркивает, что пути распространения христианской проповеди пролегали именно там, где уже прошла колонизация иудеев («Лекции», т. II, с. 241). Что же касается «сплошной языческой массы», то в начале IV в. такая картина была характерна для Римской империи в целом, – христиане, как ранее уже говорилось, составляли вплоть до Никейского собора не более 10 % ее населения. 122 Канонические «Деяния» рассказывают о казначее эфиопской царицы, читавшем еврейское Священное Писание ( Деян. 8:27–34 ). Эфиопия же в доисламский период была тесно связана с Южной Аравией. И более того: само слово эфиопы (αιθιοπες) в древнегреческом иногда (например, у Гомера) обозначало «счастливых людей», а топоним «Эфиопия» (Αιθιοπα) служил переводчикам Септуагинты для передачи еврейского слова «Куш», которым чаще всего в ветхозаветных писаниях обозначалась Индия (см.: Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. Т. II. С. 245). Иногда же эфиопами называли жителей Индостана (см., например, «О положении земли» Помпония Мелы, кн. III, гл. 7). Ввиду такой терминологической неразберихи нельзя исключать, что в канонических «Деяниях» речь идет не об эфиопском, а о южноаравийском придворном казначее. 123 См.: Бауэр Г. М. «Мукарриб» и «царь» (К вопросу о государственном строе Древней Сабы)//ВДИ, 1964, 2. С. 17–36. 124 Именно в период ректорства Пантена (179–190) Александрийское огласительное училище превратилось в настоящий университет, где помимо общеобразовательных (грамматика греческого, латинского, еврейского языков, логика, риторика) и специальных христианских дисциплин, преподавалась стоическая, эпикурейская, пифагорейская, платоновская и скептическая философия. 132 На протяжении почти трех веков Армения, Сирия, Эдом входили в состав державы Ахеменидов, языком государственной канцелярии которой был арамейский. Читать далее Источник: Скогорев А.П. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. Исследования. Переводы. Комментарии. – СПб.: Алетейя, 2000 – 480 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

" Воды крещения являются печатью веры, но ее начало – в искреннем покаянии... Мы не омываемся, чтобы перестать грешить, но потому, что мы уже перестали " . Об этом же в конце I в. говорит раннехристианский документ " Дидахи " . Его первые шесть глав содержат учение о " двух путях " : пути жизни, заключающемся в совершении добрых дел и ведущем к Богу, и пути смерти, которым следуют грешники. В начале 7 главы мы читаем: " преподав наперед все это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа... " Таким образом, крещение должно было совершаться только после научения тому, как должны жить христиане. Св. Иустин Философ († ок. 165 г.) в своей " Апологии " , комментируя совершение крещения, пишет: " Когда многие убеждаются и веруют в истинность того, о чем мы говорим и учим, и пытаются жить согласно этому, мы учим их поститься и молиться Богу об оставлении их прошлых грехов; мы также молимся и постимся с ними. Затем их приводят к месту, где есть вода, и они возрождаются так же, как возродились и мы " . Для того чтобы сделать это наставление более эффективным, некоторые ревностные христиане полностью посвящали себя делу катехизации и открывали специальные " школы " по образцу философских школ того времени. Часто это были личные инициативы: миряне активно участвовали в деле проповеди Евангелия, т. к. клирики в силу своих многочисленных обязанностей не всегда могли осуществлять эту деятельность в необходимой мере. Наиболее яркий пример такой школы – особое огласительное училище в Александрии, основанное Пантеном, после смерти которого руководство принял Климент Александрийский († ок. 215 г.). Здесь основной акцент делался на выражение сущности христианского благовестия на языке тогдашней греческой философии, о чем Климент пишет: " Учитель, излагающий основные догмы, должен быть хорошо образованным. Это образование помогает убедить слушателей, вызывает восхищение катехуменов и направляет их к Истине " . Всерьез и надолго? Дошедшее до нас " Апостольское Предание " св. Ипполита Римского – памятник, возникший ок. 215 г., – наглядно показывает, как выглядел катехуменат в начале III в. Те, кто приводил желающих креститься в общину, первично ознакомив их с основами христианства (вероятно, через контакт в повседневной жизни), были своего рода " крестными родителями " . Именно они становились посредниками между проявившими интерес к христианству и руководством общины – " учителями " , которые встречали пришедших. Первый вопрос учителей был " о причине, вследствие которой они обращаются к вере " . Далее происходило серьезное исследование семейного, общественного и профессионального положения кандидатов.

http://religare.ru/2_44356.html

Около 217 г. его отозвал в Александрию епископ Димитрий и назначил руководителем огласительного училища. В 230 г. во время путешествия в Грецию он проезжал через Палестину, и здесь друзья, несмотря на оскопление, рукоположили его в сан пресвитера, вероятно, чтобы укрепить его позиции в сложных отношениях с епископом Димитрием. Димитрий отреагировал на рукоположение чрезвычайно резко и на двух соборах 230 и 231 гг. провел решение об изгнании Оригена из Александрии и лишении его сана и права преподавания, а затем отлучил его от Церкви. Это решение не было признано, однако, церковными общинами Палестины, Аравии, Финикии и Ахаии. В распространении нецерковных учений Оригена обвинили гораздо позднее. Как следствие, он окончательно переселяется в Кесарию и основывает училище, подобное александрийскому. В правление императора Декия, предположительно в Кесарии Ориген был брошен в темницу и подвергнут страшным пыткам, от которых на 70 г. жизни он и скончался около 253–254 гг. в городе Тире, где еще долго показывали его могилу. По плодовитости Ориген превзошел всех древнехристианских писателей. Составленный епископом Евсевием каталог его сочинений включал около 2000 «книг». Многие из его сочинений создавались экспромтом, таковы проповеди и слова, которые записывались скорописцами. Из его библейских исследований (в области текстуальной критики и экзегетики) до нас дошло лишь небольшое число, причем по большей части не на греческом языке оригинала, а в латинском переводе. Кроме того, сохранилась «Филокалия», анталогия из его сочинений, составленная совместно святителями Василием Великим и Григорием Богословом (См. подробнее анализ его учения и сочинений: Bertold Altaner – Alfred Stuiber. Patrologie. Leben, Schriften und Lehre der Kirchenvaeter/Bertold Altaner – Alfred Stuiber. – Freiburg-BaselWien: Herder-Verlag, 1966. – S. 197–209. 96 «Сидение одесную отца, – пишет протоиерей Н. Малиновский , – на языке Писания означает не только участие в царских почестях ( 3Цар.2:19–22 ), но и участие в царском достоинстве, власти и управлении царством ( 3Цар.3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Но часто ли это происходит? Креститься и не жить церковной жизнью – это примерно то же, как купить красивую икону, а потом выкопать яму и положить образ в нее. А далее на протяжении десятилетий засыпать ее всяким житейским мусором, пока святыня, наконец, не окажется полностью погребена под завалами. Спросит ли Господь нас после смерти или на Страшном суде о том таланте, о том даре Духа Святаго, который мы получили в Таинстве Крещения? Конечно, спросит. Сможет ли ответить человек, почему святыня была зарыта в землю? Наверное, нет. И потом плач и скрежет зубов. Таинство Крещения – это то горчичное зерно, которое брошено в нашу сердечную почву. Для того чтобы оно проросло и развилось в прекрасное дерево, нужно его взращивать молитвой, постом, Таинствами, жизнью в Церкви, делами милосердия. И тогда птицы небесные (благодать Святого Духа) совьют гнезда на этом дереве. И оно дорастет до райских высот. Поэтому, говоря современным языком и для современного человека, Таинство Крещения – это некий кредит доверия к человеку, который дан ему для того, чтобы тот начал свое личное приближение к Богу. Это, если хотите, обязанность и обещание трудиться для стяжания Духа Святого и для своего личного спасения. И это особенно видно из того, как относились к Таинству Крещения древние христиане… Это слова-синонимы. Катехизация в переводе с греческого языка обозначает «оглашение». Оглашение – это изучение человеком основ христианской веры перед тем, как принять крещение. Т. е. мы видим, что труд по изменению себя ради принятия святыни крещальной начинался человеком задолго до участия в данном Таинстве. Он мог длиться от сорока дней и до трех лет. Оглашенный (так называли того, кто желал креститься и проходил для этого оглашение (обучение)) имел наставника, часто священника, который наставлял его в основах христианской веры. Для подготовки к крещению и воспитанию людей на основах православной веры существовали целые учебные заведения. Так, например, знаменитое Александрийское училище зарождалось как огласительное. Главной задачей этой школы являлась подготовка оглашенных к крещению.

http://pravoslavie.ru/105862.html

Однако было бы неверно считать, что отношение христианства к наследию античной учености сводилось к полному отрицанию ее. Уже во II-III вв. появилось стремление со стороны христиан ассимилировать, т. е. творчески усвоить достижения античности. Интенсивный поиск синтеза между христианством и эллинизмом вели, в частности, представители александрийской школы христианского богословия — Климент и Ориген. Оба они в разное время возглавляли александрийское огласительное училище, в котором наряду со Священным Писанием и собственно христианским богословием преподавалась античная философия, риторика, диалектика, а также точные науки — математика, геометрия, астрономия. Ориген впоследствии создал школу подобного рода в Кесарии Палестинской, где у него учился, в числе многих других, святой Григорий Чудотворец, оставивший в своей " " Благодарственной речи Оригену " " рассказ об энциклопедическом характере образования, которое получала христианская молодежь у Оригена: Он восхвалял любителей философии длинными, многочисленными и соответствующими похвалами, говоря, что они одни живут жизнью, поистине достойной разумных существ… Порицал же он невежество (amathian) и всех неучей, — а таких много, — которые, наподобие скота, слепотствуют умом… Посредством естественных наук он объяснял и исследовал каждый предмет в отдельности… до тех пор, пока… не вложил в наши души вместо неразумного разумное удивление священным устройством вселенной и безукоризненным устройством природы. Этому высокому и боговдохновенному знанию учит возлюбленная для всех физиология. Что же сказать о священных науках — всеми любимой и бесспорной геометрии и высоко парящей астрономии?…Он требовал, чтобы мы занимались философией, собирая по мере сил все имеющиеся произведения древних философов и поэтов, не исключая и не отвергая ничего… Для нас не было ничего запретного, ибо не было ничего сокровенного и недоступного; но мы могли изучить всякое слово, и варварское, и эллинское, и относящееся к таинствам (христианской веры) и (из области) политики, и о божественном и о человеческом — с полнвм дерзновением могли изучать и исследовать все…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010