Церковь в эпоху между гонениями Марка Аврелия и Деция. Часть 4 История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Опыт построения целостной богословской системы естественнее ожидать от александрийцев, где уже во II веке была открыта богословская школа – знаменитое Огласительное училище. После кончины Пантена в 190 году его возглавил Тит Флавий Климент. Этот выдающийся богослов родился в Афинах в середине II века в языческой семье. После обращения и крещения он много путешествовал в поисках наставника духовной жизни по южной Италии, Сирии и Палестине. Приехав в Александрию, он поступил в ученики к Пантену, а потом и сам преподавал в Огласительном училище. В начале III столетия, когда начались гонения, развязанные Септимием Севером, Климент удалился из Египта в Каппадокию вместе со своим учеником Александром, который впоследствии занял Иерусалимскую кафедру. В эту пору Климент стал пресвитером, как это видно из послания Александра, адресованного Антиохийской Церкви: «Эту грамотку я переслал вам, братья и господа мои, через Климента, блаженного пресвитера, человека хорошего и почтенного» . Тит Флавий Климент Александрийский преставился до 215 года. Климент был прекрасно образованным христианским писателем. Он тщательно изучал Священные книги – в его сочинениях встречаются многочисленные цитаты из них. Он хорошо знал своих предшественников – ранних христианских писателей, превосходно ориентировался в греческой философии и поэзии. Среди его сохранившихся сочинений – «Извлечения из Феодота», проповедь «Кто из богатых спасется», но важнейший труд Климента – трилогия, состоящая из «Протрептика, или Увещания к эллинам» («протрептики» писали Аристотель, Эпикур, Клеанф, чтобы расположить читателя к занятиям философией), «Педагога» и «Дидаскала». Но третья часть, написанная в виде собрания разрозненных мыслей, заметок, воспоминаний, получила затем название «Строматы», что значит «ковры» или «лоскуты». В «Строматах», по словам Евсевия Кесарийского, Климент «не только рассыпает мысли из Писания, но берет и у эллинских писателей, если что покажется ему полезным; вспоминает мнения многих, развертывает вероучение и эллинов, и варваров; выправляет ложь ересиархов, приводит множество сведений, закладывая основу для разностороннего образования.

http://pravoslavie.ru/38936.html

Дидим Александрийский Жизнь Дидим Александрийский уже при жизни стал легендарной личностью. Древние историки единогласно отзываются о нем как о «великом и мудром учителе» (Сократ. Церк. ист. 4, 23), «обогатившем себя мудростью всякого рода» (Созомен. Церк. ист. 3, 15). Он родился в Александрии около 313 г. и в возрасте четырех лет, едва начав осваивать грамоту, лишился зрения (Палладий. Лавсаик, 4). В юности он так «возжаждал наук и образования», что изучал формы букв, касаясь пальцами дощечки, на которой они были вырезаны, и посещал лекции знаменитых христианских учителей в Александрийском училище. Он в совершенстве изучил Священное Писание , а также поэзию, риторику, арифметику, геометрию, астрономию и философию (Созомен. Церк. ист. 3, 15). Палладий Еленопольский , лично знавший Дидима, свидетельствует о его святости и прозорливости. Однажды Дидиму было видение о кончине императора Юлиана Отступника, о чем он сообщил святому Афанасию; дата и час видения полностью совпали с временем гибели Юлиана. Палладий так говорит о Дидиме: «Он украсился такой благодатью духовного ведения, что на нем действительно исполнилось сказанное: «Господь умудряет слепцы» ( Пс.145:8 ). Книги Ветхого и Нового Заветов знал он все дословно, а догматы изучил так тщательно и учение, в них содержащееся, излагал так тонко и основательно, что ведением превзошел всех древних» (Палладий. Лавсаик, 4). Святой Афанасий Великий назначил Дидима начальником Александрийского огласительного училища. Феноменальная эрудиция и глубокое благочестие слепого учителя привлекали к нему многих современников. В числе его учеников были блаженные Иероним и Руфин, первый из которых восхваляет его ученость и свидетельствует о его влиянии на Востоке и на Западе (Посл. 50, 1; 84, 3), а второй называет его «пророком» и «мужем апостольским» (Апология 2, 25). Преподобный Антоний, посетивший Дидима в Александрии, сказал ему: «Не смущайся, Дидим, что лишился чувственного зрения, ибо у тебя не стало глаз, которыми смотрят комары и мошки; лучше радуйся, что имеешь глаза, которыми смотрят ангелы, которыми созерцается Бог и воспринимается свет Его» (Сократ. Церк. ист. 4, 25). Дидим умер в возрасте 85 лет в 398 г., пережив святого Афанасия и великих каппадокийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

§ 49. Черты его жизни и личного характера Этот величайший из учителей древней вселенской церкви родился в 185 г. в Александрии от благочестивых христианских родителей. Первоначальное образование он получил от своего отца, по профессии ритора, и у Климента Александрийского в огласительном училище, а позднее – учился у славного философа Аммония Сакка. 185 От природы склонный к мечтательности, дух его был в высшей степени экзальтирован чтением священного писания, а еще больше – видом страданий мучеников и исповедников в гонение Септимия Севера. Лишь усиленные старания матери удержали его, когда ему было не более 16-ти лет, от принятия мученической смерти вместе с отцом, в 202 г.; но энтузиазм по отношению к христианскому учению и самая глубокая и горячая преданность Церкви остались в нем на всю жизнь и определили сферу и размеры его последующей деятельности, даровав в нем Церкви Христовой одного из величайших гениев её истории. Когда, после смерти отца, семейство его впало в крайнюю бедность, одна богатая женщина христианка в Александрии приняла участие в нем и его семействе. Но Ориген скоро отверг её покровительство, когда заметил, что она точно также покровительствует гностицизму, и стал добывать необходимые для существования средства чрез обучение греческому языку и литературе. В это время преданный еще буквальному толкованию священного писания, он, следуя заповеди Спасителя, буквально не имел двух одежд, жил на четыре обола в день и, не довольствуясь самым суровым аскетизмом, буквально исполняя слова евангелия ( Мф. 19:12 ), оскопил себя. Позднее он сам безусловно 186 порицал этот грех юности и неведения, составляющий единственное темное пятно на светлом нравственном облике Оригена , послуживший для него источником бедствий на всю последующую его жизнь. Так как Ориген уже в звании частного учителя имел около себя массу учеников, и некоторых из них, которые позднее сделались знаменитыми церковными учителями и мучениками, 187 подвиг к принятию христианства, то епископ Димитрий сделал его, двадцатилетнего юношу, катехетом Александрийской церкви с правом начальника Александрийского огласительного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

III. Историческая судьба учения Оригена о Св. Троице До арианства В 231 г. Ориген должен был навсегда оставить Александрию. Один александрийский собор приговорил его к изгнанию из этого города, другой – к лишению священнического сана 909 . Чем мотивировали свой приговор отцы соборов, невыяснено; несомненно, что еще при жизни Оригена возбужден был вопрос о его православии, и он писал по этому поводу к Фабиану, епископу римскому, и многим другим 910 , но неизвестно, подвергалась ли сомнению чистота вероучения Оригена о Св. Троице, равно как и то, был ли вопрос о его православии поставлен еще на александрийских соборах. Вся эта буря, поднявшаяся против Оригена , не имела, однако, важных последствий для славы его имени. В самой Александрии должность катехета в огласительном училище преемственно занимают ученики Оригена – непосредственные или посредственные 911 , и его имя окружено столь блестящим ореолом, что для трудолюбивого, даровитого Пиерия не находят названия более почетного, чем «младший Ориген » 912 . Преемниками догматического воззрения Оригена были его преемники в звании катехета Дионисий Великий, Пиерий и Феогност. Время деятельности Дионисия Великого уже в сане епископа александрийского совпадает с эпохою особенного оживления и успешной пропаганды савеллианства, борьба с которым дала ему громкую известность. Свою полемику он повел с большею энергиею, чем тактом и осмотрительностью: поставив своею задачею – осветить с возможною силою различие между Отцом и Сыном, Дионисий думал достигнуть своей цели как тот неискусный садовник, который, выпрямляя искривившееся молодое дерево, искривляет его в противоположную сторону 913 . В одном из своих писем Дионисий допустил такие выражения: «Сын Божий есть творение и происшедший. Он не есть собственный Сын Отца по природе и столь же различен от Него по существу Своему, как виноградная лоза от виноградаря, как судно от корабельного плотника. Как творение, Он не был, прежде чем произошел» 914 . Это письмо возбудило сильное волнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

III. Историческая судьба учения Оригена о Св. Троице До арианства В 231г. Ориген должен был навсегда оставить Александрию. Один александрийский собор приговорил его к изгнанию из этого города, другой – к лишению священнического сана 872 . Чем мотивировали свой приговор отцы соборов, не выяснено; несомненно, что ещё при жизни Оригена возбуждён был вопрос о его православии, и он писал по этому поводу к Фабиану, епископу римскому, и многим другим 873 , но неизвестно, подвергалась ли сомнению чистота вероучения Оригена о Св. Троице, равно как и то, был ли вопрос о его православии поставлен ещё на александрийских соборах. Вся эта буря, поднявшаяся против Оригена , не имела, однако, важных последствий для славы его имени. В самой Александрии должность катехета в огласительном училище преемственно занимают ученики Оригена  – непосредственные или посредственные 874 , и его имя окружено столь блестящим ореолом, что для трудолюбивого, даровитого Пиерия не находят названия более почётного, чем «младший Ориген » 875 . Преемниками догматического воззрения Оригена были его преемники в звании катехета Дионисий Великий, Пиерий и Феогност. Время деятельности Дионисия Великого уже в сане епископа александрийского совпадает с эпохой особенного оживления и успешной пропаганды савеллианства, борьба с которым дала ему громкую известность. Свою полемику он повёл с большей энергией, чем тактом и осмотрительностью: поставив своей задачей – осветить с возможной силой различие между Отцом и Сыном, Дионисий думал достигнуть своей цели как тот неискусный садовник, который, выпрямляя искривившееся молодое дерево, искривляет его в противоположную сторону 876 . В одном из своих писем Дионисий допустил такие выражения: «Сын Божий есть творение и происшедший. Он не есть собственный Сын Отца по природе и столь же различен от Него по существу Своему, как виноградная лоза от виноградаря, как судно от корабельного плотника. Как творение, Он не был, прежде чем произошёл» 877 . Это письмо возбудило сильное волнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Глава 2. Жизнь человека в церкви и обществе Мы начнем анализ учения св. Григория с рассмотрения некоторых наиболее характерных для него тем, связанных с жизнью человека как члена христианской Церкви и в то же время гражданина своей страны, занимающего определенную степень в общественной иерархии Восточно-Римской империи IV века. Посвятив много лет изучению риторики и других гуманитарных наук, Григорий высоко ценил образованность и ученость: об этом, а также о его восприятии философии, пойдет речь в первом разделе настоящей главы. Затем мы остановимся на нравственном учении Григория и рассмотрим некоторые социальные темы, которые затрагиваются в его произведениях. Мы также проанализируем его понимание брака, девства, монашества, священства и епископства. Наконец, будет рассмотрено его понимание церковного праздника как средства приобщения человека к Божественной реальности. Ученость и философия Ученость Христианство с самого начала своего существования противопоставило себя «мудрости человеческой» – «мудрости мира сего». Об этом много говорил апостол Павел: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» ( 1Кор. 2:4–5 ). Согласно Павлу, для человеческой мудрости христианство есть безумие, юродство; но и сама мудрость века сего обращается в безумие при встрече с христианством: «Не обратил ли Бог мудрость века сего в безумие? Ибо когда мир в своей мудрости не познал Бога в премудрости Божией, благоволил Бог... юродством проповеди спасти верующих» ( 1Кор. 1:20–21 ). Под человеческой мудростью в данном случае подразумевается многообразное наследие античной учености, которой противопоставляется учение и искупительный подвиг Христа: «Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн,.. для эллинов же безумие» ( 1Кор. 1:22–23 ). Однако было бы неверно считать, что отношение христианства к наследию античной учености сводилось к полному отрицанию ее. Уже во II-III вв. появилось стремление со стороны христиан ассимилировать, т.е. творчески усвоить достижения античности. Интенсивный поиск синтеза между христианством и эллинизмом вели, в частности, представители александрийской школы христианского богословия – Климент и Ориген . Оба они в разное время возглавляли александрийское огласительное училище, в котором наряду со Священным Писанием и собственно христианским богословием преподавалась античная философия, риторика, диалектика, а также точные науки – математика, геометрия, астрономия. Ориген впоследствии создал школу подобного рода в Кесарии Палестинской, где у него учился, в числе многих других, святой Григорий Чудотворец , оставивший в своей «Благодарственной речи Оригену » рассказ об энциклопедическом характере образования, которое получала христианская молодежь у Оригена:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Святитель Афанасий Александрийский Жизнь Св. Афанасия справедливо называют «отцом Православия», потому что ему принадлежит решающая роль в защите православного учения о Троице и борьбе с арианской ересью в эпоху после I Вселенского Собора. Будущий святитель родился около 295 г. в Александрии в греческой христианской семье. Годы его детства и юности совпали с временем гонений на христиан римского императора Диоклитиана, продолжавшихся с 303 по 312 г. Афанасий был очень рано замечен епископом Александром Александрийским . Это произошло при следующих обстоятельствах: Александр, гуляя по берегу моря в годовщину мученической смерти св. Петра Александрийского († 25 ноября 312 г.), увидел детей, играющих в церковь . Александра поразило поведение старшего мальчика, исполнявшего роль епископа, и он взял его в свой дом (Руфин. Церк. ист., 1:14). Живя в доме епископа, Афанасий под его руководством получил классическое и богословское образование, глубоко изучив Ветхий и Новый Заветы. Возможно, он также посещал лекции в Александрийском огласительном училище. Достигнув совершеннолетия, Афанасий стал ближайшим помощником св. Александра, относившегося к нему с особым уважением. Еще в период до священства Афанасий написал свои знаменитые сочинения «Слово на язычников» и «Слово о Воплощении Бога Слова», снискавшие ему известность в широких православных кругах. В 319 r., незадолго до начала арианской смуты, он был рукоположен в сан диакона. В 325 г. Афанасий в качестве секретаря сопровождал св. Александра на Никейский Собор. Здесь он «мужественно подвизался» против Ария и его сообщников, учивших, что Сын Божий не единосущен Отцу, но является тварью и рожден во времени (Сократ. Церк. ист., 1:8). Споры Афанасия с арианами привлекли к нему всеобщее внимание, и в 328 г., после смерти св. Александра, он был избран александрийской паствой на овдовевшую кафедру. Об этом избрании епископы александрийского диоцеза впоследствии писали: «Все множество жителей, все, принадлежавшие к Вселенской Церкви, собравшись вместе и единодушно, как бы в едином теле, вопияли, взывали, требуя в епископы Церкви Афанасия, и всенародно молили о сем Христа в продолжение многих дней и ночей» (Св. Афанасий. Защитительное слово против ариан, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Святитель Григорий Богослов Жизнь Св. Григорий Назианзин , которого Церковь удостоила почетного имени Богослова (вслед за апостолом и евангелистом Иоанном Богословом), происходил из аристократической христианской семьи. Он родился около 330 г. в Арианзе на юго-западе Каппадокийской провинции, неподалеку от г. Назианз, где его отец, тоже Григорий, был епископом. Мать будущего «вселенского великого учителя», св. Нонна, будучи на протяжении многих лет бездетной, дала обет посвятить ребенка Богу. Родившийся первенец был наречен Григорием в честь отца. Как мать, так и отец-епископ воспитывали сына в христианском благочестии, однако позаботились дать ему блестящее по тем временам светское образование. Григорий учился в Кесарии Каппадокийской вместе с Василием, будущим архиепископом этого города. Григорий и Василий были ровесниками, однако по характеру они сильно отличались друг от друга. Они и сблизились не сразу, a лишь спустя годы. Василий был человеком энергичным и деятельным, тогда как Григорий тяготел к тихой созерцательной жизни. «Для меня самое важное дело – бездействие», – выразился он однажды в письме к другу (письмо 49). Григорий, как это видно из его сочинений, любил предаваться размышлениям, сидя в лесу, или долго в одиночестве бродить по берегу моря, созерцая водный простор. Григорий был единственным великим поэтом из всех греческих Отцов Церкви IV века. Он высоко ценил изящество слога и зачитывался античными авторами, под литературным влиянием которых находился всю жизнь. После окончания Кесарийского училища, когда Василий отправился в Константинополь учиться y язычника Ливания, Григорий поступил в Александрийское огласительное училище, где он мог слушать лекции блестящего экзегета Дидима, одного из ярких представителей оригеновской школы толкования Священного Писания. Затем он отправился в Афины. Во время путешествия по морю корабль, на котором он находился, настигла сильная буря. Григорий уже не надеялся остаться в живых: он, однако, больше всего страдал не из страха перед смертью, a из опасения, что умрет некрещеным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

свящ. А. Дружинин Глава вторая. Епископское служение св. Дионисия при императорах Филиппе и Декии Избрание св. Дионисия в епископы и права Александрийских епископов. Восстание александрийской черни против христиан при императоре Филиппе. Гонение Декия в Александрии. Изгнание св. Дионисия. Христианские мученики в Александрии. Падшие. Сочинение св. Дионисия «О мученичестве» и послания, написанные им при Декии. В течение шестнадцати лет служения в звании катехета св. Дионисий при своей дружбе с Ираклом имел достаточно времени и случаев подготовиться к епископскому служению. Может быть, уже обращение его из язычества обратило на него внимание членов и клира Александрийской церкви. Впоследствии труды его в огласительном училище, обширные научные познания не только в языческой философии, но и в Священном Писании и канонах Церкви 414 и чистота жизни выделили его из ряда других пресвитеров Александрийской церкви, и когда скончался Иракл, глаза всех как бы невольно обратились на св. Дионисия, и он, по выражению Евсевия, принял епископство над александрийскими церквами. 415 Сообщая о вступлении св. Дионисия на епископскую кафедру Александрии, Евсевий в своей «Церковной истории» относит это событие к третьему году царствования Филиппа. Филипп вступил на престол в 244 г. незадолго до 14 марта; 416 следовательно, третий год его царствования падает на время от 14 марта 246 г. по 14 марта 247 г. Так как предшественник св. Дионисия Иракл сделался епископом на 10-м году царствования Александра Севера, т. е. в 231 или в начале 232 г., 417 и был епископом шестнадцать лет, то из сопоставления указанных хронологических дат можно вывести заключение, что св. Дионисий сделался епископом в начале 247 г. Но это свидетельство «Церковной истории» Евсевия расходится с «Хроникой» Евсевия, переведенной на латинский язык Иеронимом, где время вступления св. Дионисия на епископскую кафедру относится к пятому году царствования Филиппа, т. е. к 248 или началу 249 г. Может быть, с целью примирения этих противоречивых свидетельств, автор «Восточной хроники» замечает, что после смерти Иракла Александрийская кафедра в течение целого года оставалась незамещенной. 418 Желая согласовать все эти древние свидетельства, многие ученые относят вступление св. Дионисия на Александрийскую кафедру к 248 г., опуская из виду, что «Церковная история» Евсевия относит к третьему году царствования Филиппа не кончину Иракла, а самое принятие св. Дионисием епископства над александрийскими церквами. А так как по общепризнанному мнению «Церковная история» Евсевия заслуживает решительного предпочтения перед «Хроникой», и незамещение Александрийской кафедры в течение года в мирное время правления Филиппа представляется мало вероятным, 419 то, следуя «Церковной истории» Евсевия, мы предпочитаем относить время вступления Дионисия на Александрийскую кафедру к началу 247 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

свящ. А. Дружинин Глава первая. Жизнь и труды св. Дионисия до избрания его в епископы Александрийской церкви Место и время рождения св. Дионисия. Происхождение и образование св. Дионисия. Обращение его в христианство . Огласительное училище в Александрии. Памятники научной и преподавательской деятельности св. Дионисия в Александрийской школе: книги «О природе» и толкование на начало книги Екклезиаста. В своих многочисленных и разнообразных по содержанию посланиях св. Дионисий почти ничего не говорит о своей жизни до принятия епископского сана. Напрасно стали бы искать у него прямых указаний на его родителей, время его детства и юности и обстоятельства, предшествовавшие переходу его в христианство. Единственным источником наших сведений об этом периоде жизни св. Дионисия являются лишь немногие намеки в некоторых посланиях св. Дионисия в связи с краткими замечаниями Евсевия, Иеронима и авторов «Восточной хроники» и Коптского синаксаря. К сожалению, эти намеки и замечания настолько скудны, что ни время, ни место рождения св. Дионисия Великого не могут быть определены с полной точностью. По свидетельству блаж. Иеронима, 252 св. Дионисий Александрийский был уже пресвитером и, вероятно, имел не менее 30 лет от роду 253 в то время, когда взял на себя управление Александрийским огласительным училищем вместо Иракла, возведенного во епископы на 10-м году царствования Александра Севера, 254 т. е. в 231 или 232 г. христианской эры. К тому же предположению приводит и замечание св. Дионисия о том, что вследствие перехода в христианство он должен был отказаться от мирской славы и похвал правителей и советников. Это замечание дает основание думать, что уже до 231 г. св. Дионисий занимал видное положение на государственной или городской службе в Александрии, от которого должен был отказаться или при самом переходе в христианство, или, по крайней мере, тогда, когда сделался пресвитером, 255 т. е. не позднее 231 или 232 г. Если прибавить к этому, что на 12-м году правления Галлиена, т. е. в 264 или 265 г. христианской эры, св. Дионисий отклонил приглашение на собор в Антиохию по причине старости и телесной слабости, 256 то время рождения св. Дионисия можно отнести к последним годам II в.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010