Еще более опасной для чистоты церковного учения была ересь II века, известная как монархианство, или антитринитаризм. Монархианство развивалось в двух направлениях — динамистическом и модалистическом. Динамисты . Представителями динамистического монархианства были александрийцы Феодот Кожевник, Феодот Меняльщик и Артемон. Наивысшего своего развития этот вид монархианства достиг у Павла Самосатского, поставленного антиохийским епископом около 260 года. Он учил, что существует единая Божественная Личность — Отец. Сын и Святой Дух суть не самостоятельные Божественные Личности, а только Божественные силы. (Отсюда название секты, «динамис» по-гречески — сила). В частности, Сын — то же самое в Боге, что в человеке ум, человек перестает быть человеком, если у него отнять ум, так и Бог перестал бы быть Личностью, если от Него отделить или обособить Логос. Логос — это вечное самосознание в Боге. Этот Логос вселился и во Христа, но полнее, чем в других людей, и действовал через Него в учении и чудесах. Христос — лишь облагодатствованный человек. Сыном Божиим Он может быть назван только условно. Павла обличали, устно и письменно, все знаменитые в то время пастыри Церкви — святитель Дионисий Александрийский, Фирмиллиан Каппадокийский, святитель Григорий Чудотворец и др. Против доктрины динамистов было написано «Послание шести православных епископов к Павлу Самосатскому» и собирался ряд Поместных Антиохийских Соборов. Наконец, Павел и его учение были осуждены на Антиохийском Соборе 268 года. Модалисты . Родоначальниками модалистической ереси были Праскей и Ноэт, главным представителем — Савеллий Птолемаидский, бывший римский пресвитер, живший в середине III века. Суть его учения такова: Бог есть безусловное единство, нераздельная и сама в себе замкнутая и безличностная Монада. От вечности она находилась в состоянии бездействия или молчания, но потом Божество открылось, произнесло Свое Слово (Логос) и начало действовать. Творение мира было первым проявлением Его деятельности, после чего последовал ряд новых действий и проявлений Божества. В Ветхом Завете Бог являлся как законодатель — Бог Отец, в Новом как Спаситель — Бог Сын, а со дня Пятидесятницы как Освятитель — Святой Дух. Эра Духа тоже завершится, и Монада вновь вернется в первоначальное состояние покоя. Существует, следовательно, лишь «Троица» откровений единой Божественной Сущности, но не Троица Ипостасей. Отец, Сын и Святой Дух — только временные образы (модусы), в которые облекается безличностная сама по себе Монада Божества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

407 Еще и теперь в Наблусе, или в древнем Сихеме, существует небольшая самаритансвая община, считающая в себе до 135 душ. У нее имеется синагога, в которой сохраняется древний свиток Пятикнижия, и первосвященник, который ведет свою родословную до прямой линии от Аарона. 408 Это можно выводить из И. Флавия, Аптт. XI, 8, §§ 5–6, где говорится, что иудеи просили и выпросили у Александра Великого отмены налогов для субботнего года, из чего можно заключить, что они пользовались этой привилегией и от персидских царей. 412 Селевкидова эра обыкновенно считается с осени 312 года. Впрочем, вавилоняне и сирияне эру эту начинали лишь с следующего 311 года. 416 Самое название Леонтополь (город львов), в связи с храмом Онии, возникло вероятно следующим образом. Каждый храм Пашты (называвшийся у греков Бубастис) представлял собою (как это известно всякому посетителю Фив) зверинец кошек живых, бальзамированных или каменных. Эго именно и послужило для греков, как и для арабов, дающих кошке и льву одно «тоже название, поводом назвать это капище Пашты „городом львов“, и поэтому нам нет надобности искать этой местности в какой-либо другой части Египта. Возможно, однако же, что город этот мог называться также и от священных львов, которые содержались в отдельных домах, причем им во время принятия пищи пелись священные песни. Stanley, Lectures, III, 222 и след. 417 Единственным исключением из них является Птоломей Филопатор, покушение которого войти в храм и употребление им индийского наказания для непослушных, посредством топтания ногами разъяренных слонов, составляют предмет повествования „третьей книги Маккавейской“. Но даже эти случаи оканчивались счастливо для иудеев. От вступления в храм, как замечено выше, он был удержан Симоном Праведным; он принужден был признать права александрийских иудеев самою неохотностью слонов исполнить его желание, и это событие было воспоминаемо праздником, в роде праздника пурим. 426 В синодальном переводе: „афинянина, но большинство наследователей думают, что здесь произошла описка, и вместо „афинянина» нужно читать „антиохийца».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

404 Египет вновь становится свободным – 400 Законодательство Пятикнижия санкционировано Артаксерксом. В течение IV века канонизация: Книг пророков, Паралипоменон. ИОИЛЬ, ЕЗДРА-НЕЕМИЯ, ИОНА, ТОВИТ Платон 404–358 Артаксеркс II 342 Египет вновь завоеван персами 350 Израиль пользуется определенной автономией, чеканит монету Аристотель 358–338 Артаксеркс III 332 Александр подчиняет Египет. 331 Основание Александрии 333 Александр в Иерусалиме (?) 336–330 Дарий III Александр Македонский (336–323) подчиняет Сирию и Палестину Конец эпохи персов Эллинистическая эпоха Восток разделен после смерти Александра Лагиды Селевкиды Египет Земля Израиля 323–30 Птолемеи. 285–246 – Птолемей II Иудея подчинена Лагидам до 200 305–280 Селевк I создает Антиохию Битвы между Египтом и Антиохом III. 217 – Птолемей IV побеждает Антиоха III. 201 – Антиох III завоевывает Израиль. Перевод Септуагинта. Екклесиаст – ЭСФИРЬ (?) 223–187 Антиох III 200 Египет побежден 169 – Антиох IV разграбляет Храм. 167–164 Великое преследование Антиоха IV. Начало восстания Маккавеев. Маттафия (затем Иуда, Ионафан, Симеон). 164 – Новое освящение Храма. 161 – Поражение Никанора. 187–175 Селевк IV – Министр: Гелиодор. 175–164 Антиох IV ДАНИИЛ 141 – Отступление войск селевкидов. 134 – Иоанн Гиркан. Правительство асмонеев, но внутренние распри привели к нашествию римлян 100 Книга Маккавеев, Иудифь Конец эллинистической эпохи. 62 – Взятие Иерусалима Помпеем Римская эпоха Израиль 37 – Ирод взял Иерусалим, царствовал до смерти (4 после Р.Х.) 20 – Отстраивается Храм Ок. 50 Филон Александрийский свидетельствует о 3 разделах Танаха (иуд. Канона Библии): Тора (Закон), Невиим (Пророки), Кетувим (мудрецы и молитвенная поэзия) 44 Убийство Цезаря. 31 Битва при Акции. 27 Октавиан получает титул Август (умер в 14 после Р.Х.) Христианская эра 4 (?) – Рождение Иисуса Христа. 6–41 – Иудея – римская провинция. 41–70 – Некоторые части возглавляются царями или тетрархами. Восстания против Рима. 70 – Осада Иерусалима. Разрушение Храма. 73 – Взятие Массады

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Только по мере превращения в царство Божие, насколько то возможно, мир становится удобной средой для приготовления и к переходу душ от временной к вечной жизни; только царством Божиим устраняется эта, столь нежелательная, бездна между временным и вечным, между землей и небом 2108 . Церковь Христова с заключенным в ней очагом евангельского света и добра естественным образом предназначена послужить – средством к преобразованию мира в духе евангельских начал и сделаться закваской, душой царства Божия ( Мф.13:33 ), солью земли и светом мира ( Мф.5:13: 14 ). Называя церковь в лице Своего «малого стада», – первых учеников и последователей, солью земли и светом мира, Господь несомненно этими словами возлагал на церковь высокую миссию обновления мира и служения царству Божию на земле. Не иная, как только эта мысль о созидании царства Божия церковью, заключается в словах ободрения Спасителя малому стаду или церкви Его, столь необходи- —276— мого в ее трудном и великом служении царству Божию, этой конечной цели всего дела Христова: Не бойся малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам царство ( Лк.12:32 ). Для кого не ясно, что здесь царство Божие объявляется делом церкви, ее подвигов и трудов, за которые оно дается церкви? И мы видим уже в истории начало осуществления пророческого слова Господа о церкви, как рассаднице царства Божия. Закваской царства Божия, солью и светом мира являет нам действительно христианскую церковь история: она говорит нам о благотворном воздействии церкви на семью, школу, общество, государство, – на все сферы человеческой жизни и деятельности. Силою Христова света, сохраняемого и распространяемого церковью, создана новая эра в истории и человечество поставлено на новые пути к лучшему будущему. Таким образом церковь служила и служит не только спасению душ или духовному преобразованию отдельных лиц, но и преобразованию и улучшению общественной среды 2109 . —277— В великой работе своей по созиданию царства Божия на земле церковь не остается одинокой: все лучшее в человечестве вместе с нею, сознательно и бессознательно, работает в пользу царства Божия. Посильную службу царству Божию на земле несут наука, право, государство, литература, искусства, – словом вся цивилизация, своим путем, отличным от религии, ведущая нас к одной и той же цели постепенного созидания лучшего будущего, царства Божия на земле. Здесь, а не где-либо, лежит цель цивилизации, здесь единственно идеал исторического прогресса, достойный тяжелых трудов и усилий, затрачиваемых человечеством в поисках лучшего будущего! Наука, верная своим задачам, ведет нас своими путями к тому же свету, правде и добру, которые составляют содержание и конечную цель царства Божия; наука служит благу страждущего человечества, вооружает нас средствами в борьбе с разнообразным злом; наука под знаменем истины объединяет всех людей без различия племени, званий и состояний в одну великую семью и тем содействует утверждению царства мира и братства на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ин.7:43 . Распря убо бысть в народе ради Него 12 . Спорят напрасно и разделяются на разные мнения, одни принимая Его за пророка, а другие за Христа. Причиною происшедшего отсюда разномыслия было то, что они ни Христа не знали, ни точного разумения писаний не имели, ибо в противном слу- h6C (Продолжение следует)н6С . Светлов П.Я., прот. Идея Царства Божия в её значении для христианского миросозерцания: Богословско-апологетическое исследование: [Идея Царства Божия в русской богословии: Н.И. Неплюев]//Богословский вестник 1904. Т. 1. 1. С. 1–41 (3-я пагин.). (Продолжение.) —1— IX. Идея царства Божия в русском богословии Н.Н. Неплюев. Общая характеристика литературно-общественной деятельности Н. Н. Неплюева . – Сочинения Неплюева и место, занимаемое в них идеей царства Божия. – Царство Божие в воззрении Н. Неплюева : Понятие о царстве Божием; начало и факторы царства Божия; рост царства Божия на земле и медленность его; история царства Божия на земле; царство Божие, как высшее благо и цель жизни людей, народов и всего человечества; обязанность служения царству Божию; кто передовые люди? – Современная эра в истории царства Божия на земле. – Препятствия к успехам царства Божия на земле. – Ложное христианство , как одно из главнейших препятствий к успехам царства Божия; искажение сущности подлинного христианства в ложном христианстве словом и жизнью; первенствующее значение любви в христианстве, её сущность и свойства. – Разлад действительной жизни с идеалом христианским: его важнейшие проявления, как капиталистический строй современной цивилизации, разделение и распри церквей, отсутствие религиозно-нравственного воспитания и т. д. – Вывод отсюда условий развития царства Божия на земле в борьбе его с царством зла. – Особенное значение церкви в деле созидания царства Божия на земле; настоящее состояние русской православной церкви и необходимость активного содействия ей паствы в деле устроения царства Божия на земле; трудовые братства, как наилучшая форма или способ содействия церкви со стороны паствы в христианской организации жизни на основе любви или в устроении царства Божия на земле. – Трудовые братства: их идея и общее значение; значение трудовых братств в решении экономического вопроса; значение их для бедных и богатых, для церкви, государства, русского народа. – Крестовоздвиженское Трудовое Братство, основанное Н.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке (за нек-рыми исключениями - см.: Скабалланович. Толковый Типикон. Вып. 1. С. 360-361) считается 25 марта. Эта дата, с одной стороны, отстоит ровно на 9 месяцев от 25 дек., к-рое не позднее IV в. сначала на Западе, а затем на Востоке было принято как календарная дата Рождества Христова; с др. стороны, лежит в основе александрийской и более поздней визант. хронологических систем, отождествляющих число и месяц Б. и Пасхи. Впервые эта дата появляется в сочинениях зап. авторов III в. Тертуллиана (Adv. Jud. 8) и сщмч. Ипполита Римского (In Dan. IV. 23) как день Распятия Спасителя по рим. календарю (еще в VI в. св. Мартин из Браги писал, что мн. галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником ( Kellner. S. 40)). При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов (Быт 2. 3; Откр 20. 4-6; Пс 89. 5; 2 Пет 3. 8) и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира. Убеждение о 5500-летнем возрасте мира ко времени пришествия Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и воплощения Христа перешло в александрийскую традицию: в сочинении, приписываемом свт. Афанасию Великому , сказано, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека (Quaestiones ad Antiochum ducem//PG. 28. Col. 632). Кроме того, место даты Распятия с V в. заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет. Согласно Георгию Синкеллу , создателями александрийской хронологической системы следует считать александрийских монахов Панодора и Анниана (кон. IV - нач. V в.). Большое распространение в V-X вв. получила эра Анниана, ею пользовались все александрийские и мн. к-польские и близкие к К-полю авторы, среди к-рых прп. Максим Исповедник и крупнейшие хронографисты IX в. В эре Анниана первым днем творения мира является воскресенье 25 марта ровно за 5500 лет до воплощения, что соответствует 5492 г.

http://pravenc.ru/text/149269.html

Падение Григория Б. в глазах Собора и правительства стало голым фактом. Будущее Григория Б. было определено, и нужно было только время, чтобы уничтожилось и самое номинальное положение его на Соборе. Прибытие египетских, во главе с еп. Тимофеем Александрийским, и македонских епископов во главе с Асхолием ускорило разрешение обостренных отношений между Григорием Б. и Отцами Собора в неблагоприятном для Григория Б. смысле. Те и другие епископы были на стороне Запада: первые – как состоявшие в римско-александрийском союзе, последние – как подчиненные римскому епископу. Таким образом на Соборе, в лице александрийских и македонских епископов, появился Запад, тогда как до этого времени физиономия Собора носила чисто восточный характер. Позднее приглашение элементов, стоявших на стороне Запада можно назвать только «умным», 926 потому что такие дела, как осуждение Максима, креатуры Александрии, и избрание Флавиана, вопреки Павлину, едва ли Собор окончил бы с успехом в присутствии Запада. На долю вновь приглашенных выпала благородная миссия – внести мир на соборные заседания, потому что раздоры сильно тормозили деятельность Собора 927 . Казалось бы, что свежий элемент способен будет занять нейтральное место, явиться беспристрастным судьей, но на деле вышло иначе. Познакомившись с делами Собора, новоприбывшие узнали, что дело Максима, очень интересовавшее их, уже решено, а равным образом и избран Флавиан, как протест Востока Западу. То и другое не могло понравиться им. Это неудовольствие сразу поставило египетских и македонских епископов в оппозицию деятельности Собора. Началась новая эра в истории II Вселенского Собора: Запад активно выступил против Востока. Передавая первое впечатление, произведенное новоприбывшими епископами, Григорий Б. замечает, что они повеяли на меня чем-то западным и суровым. Им противостал сонм высокомудрствующих с Востока. Те и другие сошлись между собою (скажу нечто в подражание трагикам), как вепри, остря друг на друга свирепые зубы и искошая огненные очи 928 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такой переходный момент представляет дело Ивы едесского. Пресвитеры едесской церкви Самуил, Кир, Евлогий и Мара возбудили против Ивы и его племянника Даниила, епископа харрского, весьма серьезное обвинение в ереси, симонии, безнравственности и растрате церковных имуществ 3801 . С этим обвинением они обратились к иерапольскому собору, состоявшемуся под председательством Домна антиохийского для избрания и посвящения Стефана в епископа Иераполя 3802 . Рассмотрев жалобу Самуила, Кира, Евлогия и Мары, Домн выделил из него дело Даниила, подсудное компетенции митрополита едесского 3803 , а с обвинением Ивы предложил им явиться в Антиохию 3804 , куда они около времени Пятидесятницы и прибыли 3805 . Ориентировавшись в антиохийских отношениях и убедившись, что обвинение Ивы в ереси здесь не пройдет, Мара и Евлогий остались в Антиохии, где они перед антиохийским собором обвиняли Иву только в злоупотреблениях церковной властью и в растрате церковных имуществ 3806 , а Самуил и Кирилл отправились в Константинополь 3807 , куда вслед за ними явились также Евлогий и Мара, потерпевшие неудачу на антиохийском соборе 3808 . В Константинополе они были приняты Флавианом 3809 и, благодаря поддержке Хризафия, добились успеха у императора. Приказом от 26 октября было высочайше повелено обревизовать их дело епископам Фотию тирскому, Евстафию беритскому и Уранию иммерийскому, открытому врагу Ивы 3810 . В лице комиссии этих православных с точки зрения двора митрополитов, можно видеть в несколько видоизмененном виде высшую инстанцию для суда над митрополитом, – инстанцию, предложенную 1-м каноном ефесского собора 431 г. Для Ивы суд этот, состоявшийся в 449 г. в Тире и Берите в присутствии трибуна и нотария Дамасция, окончился благополучным образом. Он был оправдан и во избежание нареканий на будущее время обязался заведывание церковным имуществом по примеру антиохийской церкви поручить экономам, а своим обвинителям, именно Самуилу, Киру и Евлогию, делать выговоры «не по своему авторитету, но по воле боголюбезнейшего и святейшего отца и архиепископа Домна» 3811 . Около этого времени в развитии высшей церковно-судебной инстанции на востоке наступает новая эра. До сей поры как по делу Афанасия перрского, так и Ивы едесского стояли хоть на какой нибудь почве церковных законов. С активным выступлением Диоскора все это рухнуло. Сам Домн антиохийский нашел, как свидетельствует послание его к Флавиану от конца сентября 448 г. 3812 , что Диоскор сделал решительную попытку его раздавить. Отныне высшим трибуналом для востока вместо Антиохии является александрийский епископ, проводящий свои взгляды и решения под императорским флагом. Первым пробным камнем было дело Иринея тирского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   Своеобразно летосчисление армянское. У армян есть свое национальное летосчисление, по которому исходным пунктом считается начало владычества армян около Кавказа (2107 до Р. X.). Но это летосчисление не имеет твердых оснований. Церковное же их летосчисление ведется с 532 г. по Р. X. Это начало армянского летосчисления, очевидно, положено было после Халки-донского собора. Прежние ученые (например, Шафф) подозревали, что, вводя в 552 г. новую эру, армяне хотели ознаменовать этим свое окончательное отделение от греко-римской кафолической церкви. В действительности же эта эра возникла совершенно случайно.    В армянском государстве был в употреблении солнечный annus vagus в 365 дней. Поэтому каждые четыре года их новый год поднимался — в юлианском неподвижном году — на один День выше (от осени к лету — весне — зиме — осени). Поэтому юная армянская церковь лишена была возможности воспользоваться пасхальными таблицами греческой церкви, которые все были поставлены на юлианский (римский или александрийский) неподвижный год, и некий Андрей, брат епископа Магна, оказал армянам важную услугу, составив для них «двухсотлетний канон» (τομαριον). Понятно, это не был пасхальный круг (при annus vagus никакой пасхальный круг и невозможен), а просто список пасх на 200 лет. Начинался он с 353 по Р. X. (пасхальная граница 4 апреля, пасха 11 апреля) ι следовательно, кончался 552-м годом (пасхальная граница 2 марта, пасха 31 марта).    Конец Андреева «канона» поверг армян тем в больщее смущение, что в следующем, 553 году и пасхальная граница очевидно, приходилась на 13 апреля, а не на 4 апреля, которые начинался список Андрея. 200 лет не могут делиться без остатка на 19. Здесь только 10 раз взят 19-летний круг и присоединено еще 10 лет, и цикл поэтому не был закончен. Армяне дорожили этим кругом, так как он давал возможность определить празднование пасхи, а это очень важно, ибо если и у нас не всякий может справиться с вопросом, когда будет пасха, то тем более у них, при существовании особенных трудностей в летосчислении. Католикос армянский Моисей II собрал собор в Двине, чтобы на нем решить вопрос, когда в следующие годы праздновать пасху и другие подвижные праздники; фантазия армянских писателей рисует его чуть не в виде всемирного съезда пасхалистов. Собор и продолжил таблицу. Причина затруднения армян касательно счисления заключалась в том, главным образом, что они не знали и никак не могли уяснить себе мысли, что цикл в 200 лет не может быть правильным для пасхальных вычислений. Тем не менее поручено было игумену Предтеченского монастыря, Афанасию, составить таблицу счисления на следующие годы. Афанасий выполнил поручение, составил цикл счисления, но только на 9 лет, до возвращения 14-й луны на 4 апреля 562 года. Поэтому и в последующее время приходилось уславливаться с александрийским летосчислением. 11 июля 552 года, или 6 Χοακ 13001 эры Набонассара, есть 1-е навасарда 1-го года и служит исходным пунктом армянского летосчисления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

1042 Да и то ми ся мнит: однова будут еретицы у нас украли лт! Занеже у латыны нашего болши осмию лты. – На католическом Западе летосчисление уже с VI в. велось от Рождества Христова; на Руси, как и в Византии, употреблялся счет лет от сотворения мира. Фактическое различие между русской и западной эрами составляло 5508 лет («эра Африкана»). Поэтому, когда Геннадий обратился к «латинам» для решения вопросов, связанных с предстоящим концом мира, он должен был убедиться, что 7000-й год будет, согласно их календарю, не 1500-м годом, как он думал, а 1492-м годом. Совершенно чуждый представлению об относительности систем летосчисления (эр), Геннадий воспринимал все календарные различия как акты Божьего гнева и милости, объясняя отличия русского календаря от иудейского и от календаря «латин» тем, что «еретици у нас украли лт» «жидовскими числы» или каким-либо иным способом. 1043 Α татарове сказывают: еще у них до скончания миру, сиирчь до второго пришествия Христова, 100 лт да два. – Мусульманский календарь – последовательно лунный; продолжительность года в нем на 11 дней короче солнечного. Счет лет ведется от «Хиджры» – времени бегства Магомета из Мекки в Медину (622). Через 102 года после 1489 г. должен был наступить 1591 г. (7099 г. от «сотворения мира»), соответствующий 1000-му году хиджры – году, с которым у мусульман связывалисъ представления ο «конце мира». 1044 ...в Кирилов, или в Фарафонтов, или на Каменном... – Геннадий называет три севернорусских монастыря, находившихся в ведении ростовского архиепископа – Кирилло-Белозерский (основан в 1397 г.), Ферапонтов (основан в 1398 г, в 20 км от Кириллова) и Спасо-Каменный (на Кубенском озере). 1045 ...Селивестръ папа римскы, да Афанасей Александрйскы, да Слово Козмы прозвитера на новоявльшуюся ересь на богумилю, да Послание Фотя патриарха ко князю Борису Болгарьскому... – Сочинения богословского и церковно-полемического характера. «Селивестръ...» – житие папы Сильвестра I (314–335 гг.), с именем которого (как и с именем его современника Константина I) связывалось официальное принятие христианства Римско-Византийской империей; Афанасей Александрйскы – «слова» александрийского архиепископа Афанасия против ариан; Слово Козмы прозвитера – широко распространенное в русской письменности сочинение болгарского писателя X в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010