Кузенков П. В. Грандиозный хронографический труд, начатый Георгием, синкеллом Константинопольского патриарха Тарасия, и завершенный его другом, игуменом монастыря Великого Поля Феофаном, снискавшим венец исповедничества в борьбе против второй волны иконоборчества – эпохальная веха в истории византийской хронологии. Это сочинение, охватившее 6305 лет мировой истории (от Адама до 813 г. н.э.), стало последней дошедшей до нас византийской хронографией – «летописанием» в прямом смысле этого слова. Более поздние сочинения, претендующие на это название, могут быть отнесены к этому жанру лишь условно, поскольку его непременный хронологический атрибут – сквозной «счет лет» мировой истории – занимает в них весьма скромное место. Первая часть «Хронографии», доведенная Георгием Синкеллом до начала правления Диоклетиана (284 г. н.э.), представляет собой полномасштабный хронологический трактат, посвященный историческому и богословскому оправданию и утверждению так называемой александрийской эры, созданной в начале V в. монахом Аннианом (начало отсчета, или эпоха – 25 марта 5492 г. до н.э.). Как показывают имеющиеся в нашем распоряжении источники, к концу VIII в. позиции этой некогда весьма авторитетной в Византии хронологической системы заметно пошатнулись. В повседневном употреблении распространение получила так называемая византийская, или «ромейская» эра (эпоха – 1 сентября 5509 г. до н.э.), происхождение которой восходит к сирийским календарным традициям. С византийской эрой теснейшим образом связана так называемая «протовизантийская» эра, сконструированная автором «Пасхальной хроники» около 630 г. (эпоха – март 5509 г. до н.э.). Со 2-й четверти VII в., когда эра «от сотворения мира» впервые выходит за пределы теоретических построений хронистов, 1 она в течение века проникает в тексты практического назначения (пасхалии, церковные и светские документы, надписи). И при этом ни один из известных нам примеров применения таких датировок не может быть отнесен к александрийской системе – за исключением пасхалистического трактата Максима Исповедника , составленного в начале 641 г. и содержащего полемику с приверженцами византийской эры. 2 Памятники VII–VIII вв. – среди которых и такие вполне официальные тексты, как правила Трулльского Собора (692 г.) и «Эклога» императоров Льва III и Константина V (741 г.) – определенно свидетельствуют о широком употреблении византийской эры в различных ее вариантах: ультрамартовском, сентябрьском и мартовском. К 768 г. византийская эра с сентябрьским началом года была уже известна на крайнем Западе Европы под именем счета лет от Адама «согласно грекам» (annus ab Adam secundum Graecos) 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Упоминания о диаконах, содержащиеся в творениях Климента Александрийского , к сожалению, ничего не прибавляют к нашим знаниям о ранней истории диаконства. Сирийский текст III века, известный как Постановления Апостольские (Didascalia Apostolorum), является серьезным источником сведений о диаконате в Сирии начала третьего века и говорит о том, какие пастырские и литургические функции были свойственны диаконам и диакониссам того времени. Диакон был «правой рукой епископа, его поверенным и посредником между ним и народом». 21 Это значит, что диакон выполнял важную роль в церковном пастырстве, оказывая помощь епископу в его общении с верными и осуществлении служения им. Пастырское служение диаконисс заключалось в посещении христианок, изолированных в языческих домах, куда диаконы не могли придти, потому что их визиты подверглись бы нареканиям со стороны язычников. 22 По крайней мере, два диакона упоминаются в описании литургии, содержащемся в Постановлениях. Один из них «заботится о приношениях для Евхаристии», а другой стоит у дверей, «наблюдая за тем, кто входит» в собрание верных. Позже, они оба «участвуют в церковном богослужении» 23 во время приношения бескровной жертвы. У диаконисс также были богослужебные функции, которые заключались в помощи принимающим крещение женщинам и помазании их. 24 Также, впервые в восточно-христианских текстах, упоминаются здесь и иподиаконы. 25 Диаконат Византийской Церкви За всю мировую историю Византия наиболее полно явила собою общество, построенное на теоцентрических идеях. 26 Это была самая первая и притом самым успешным образом устроенная христианская империя в истории, просуществовавшая одиннадцать столетий. Византийская эра началась около 330 года от Р.Х., когда император Константин Великий основал свою новую восточную столицу – Константинополь (Новый Рим). 27 Литургия Божественная литургия св. Иоанна Златоуста является одним из самых важных богослужебных текстов того периода. Хотя среди ученых и было много споров, как о действительной дате происхождения литургии, так и о ее подлинном происхождении, 28 несомненным остается то, что действиям диакона в византийской литургии Златоуста (равно как и в литургии св. Василия Великого ) отводится исключительно важная роль. 29

http://azbyka.ru/diakonat-vostochnoj-pra...

Под влиянием александрийской, после-оригеновской традиции Григорий Нисский 299 считал, что, не будь грехопадения, у человека не было бы плотского тела в его нынешнем виде, т.е. тела, подверженного росту и дряхлению, имеющему первичные и вторичные половые признаки, репродуктивную функцию и пр. И размножался бы человек не плотским, но духовным образом, подобно ангелам. Лишь в предведении грехопадения людей и последующего их изгнания из рая в грубую земную реальность, Бог загодя приготовил их для такого рода жизни, разделив человека на мужчину и женщину 300 . Это деление не соответствует истинной человеческой природе и является вынужденным, обусловленным свободным и одновременно греховным выбором самого человека. Согласно Григорию, после воскресения из мертвых, когда человек уподобится ангелам, разделение полов будет снято 301 . Как уже отмечалось, эти представления Григория Нисского явились отправной точкой рассматриваемой нами Трудности XLI Максима Исповедника (раздел 2.3.7). 3.1.4. Соединение через средний термин Космос не только разделен, но и связан. Применительно к теме делений» соединений в античной философии преобладала эпистемологическая составляющая, а потому деления, позволяющие достичь прецизионности в рассмотрении сущего, рассмотрены гораздо подробнее, чем соединения. Христианское богословие, напротив, более интересовал метафизический аспект – соединение мировых разрывов. А потому Максим уделяет больше внимания соединениям. Соединения обратны делениям, поэтому естественным способом их репрезентации будет возвратное движение по уровням логического древа, заменяющее дихотомическое нисхождение восхождением к общностям, охватывающим разделенные части. Другим способом соединения является соединение крайних терминов через средний. Посредством него могут соединятся края, разнесенные и по вертикали, и по горизонтали. Рассмотрим этот вид соединений подробнее. У Платона рассуждение о «серединах и краях» можно обнаружить в космологическом контексте. Например, в «видении Эра» описан световой столб-скрепа ( ονδεσμον), связующий небесный свод, к центру которого, стянуты концы связей неба ( τ κρα ατο τν δεσμν) 302 . Когда Платон говорит о составлении богом тела вселенной, он замечает, что «необходимо, чтобы посредине между одним и другим родилась некая собирающая их связь», т.е. противоположности должны быть соединены посредством среднего термина 303 . Сначала Платон говорит о числовой пропорции, затем о сочетании двумерных и, наконец, трехмерных тел, для связывания которых потребно наличие не одного, но двух терминов 304 . Космос представляет собой целое, составленное из цельностей 305 . При устроении космоса все прилаживается друг к другу посредством середин 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

на понедельник 25 марта 5501 г. мира, 9 г. по Р. Х.); Рождество Христово датировано 25 дек. того же года, Распятие - через 33 года земной жизни Спасителя, в пятницу 23 марта, в пасхальное полнолуние, а Воскресение - 25 марта 5534 г. мира (42 г. по Р. Х.). 3 осевых события мировой истории - начало творения, домостроительство Воплощения и спасительное Воскресение, обновившее творение,- приходятся на один и тот же «святой первозданный день 1-го месяца, у евреев 1 нисана, у римлян 25 марта, у египтян 29 фаменот» ( Georg. Sync. Chron. P. 1). Это символическое соответствие, а также ровно 5500 лет от Адама до Христа, мистически указывающие на явление Нового Адама точно в середине 6-го тысячелетнего «дня Господня» (по аналогии с созданием Адама в 6-й день творения),- важнейшие для Г. С. доказательства истинности александрийской хронологии. В VII-VIII вв. более распространенной хронологической системой в Византии была т. н. визант. эра, отличающаяся от александрийской на 16 лет (1 г.=5509/08 г. до Р. Х.). Попытка Г. С. возродить авторитет «истинного счета александрийцев», опираясь на имена и творения сщмч. Ипполита Римского, мон. Аниана и прп. Максима Исповедника (Ibid. P. 381-382), была поддержана Феофаном; однако в IX-X вв. визант. эра окончательно вытеснила александрийскую. Хронологическая канва описания выстроена Г. С. по годам в 1-й части от сотворения мира, во 2-й - от Божественного Воплощения, с ними соотнесены годы ветхозаветных патриархов, царей и императоров. Г. С. в отличие от Африкана, Евсевия и «Пасхальной хроники», а также от Феофана не выстраивает четкой системы анналистического типа («канона»); в результате материал оказывается собранным в блоки, соответствующие отдельным царствованиям; это нарушает строгую хронологическую привязку событий, но дает возможность вставлять в текст пространные богословские и др. цитаты, не разрывая их цельности (чем часто вынужден жертвовать строгий «анналист» Феофан). В начальных разделах компиляции Г. С. основывает рассказ в большей степени не на канонической кн.

http://pravenc.ru/text/Георгию ...

Нам известно пять основных печатных изданий Типикона в XVII в.: три дониконовских и два послениконовских. Рассмотрим их последовательно. Око Церковное 1610 г. Составитель — Логгин Шишелев Корова , головщик Троице-Сергиева монастыря (до этого в конце XVI — начале XVII вв. был одним из руководителей (головщиков) хора московского Чудова монастыря) , и печатник Анисим Михайлов Радишевский . 1266 печатных листов, фолиация трех счетов . Непросто среди печатной продукции того времени найти книгу подобного объема. Вначале об одной особенности книги — непривычной датировке. В самой книге указан 1618 г. изд. от Рождества Христова (л.10 об. (третьего счёта)). А.С. Зернова считает это ошибкой ( Зернова, 6, 25 ). Но все дело здесь в древневизантийском и древнерусском способе определения даты Рождества Христова  (по расчёту всех древних Византийских хроник разница между годом от творения мира и годом Рождества Христова — 5500 лет («Александрийская эра» или «Константинопольская эра»)), отличном от западного (по которому эта разница равна 5508 лет), который сейчас общепринят . Древнерусский способ вообще точнее западного, поскольку считается, что римский учёный-аббат Дионисий Малый в 525 г., определяя дату Рождества Христова, ошибся на восемь лет. Этой ошибки не знали в Византии и Древней Руси. Таким образом в XVII в. на Руси существовало параллельно две системы летоисчисления «от Рождества Христова» — древневизантийская «Константинопольская» и западная «Дионисиева». Вторая была более распространённой, но за первой стоял авторитет древности, и её придерживались «ревнители благочестия», к которым принадлежал Логгин. За датировкой Типикона «по-старому» и определением «Константинопольско-Александрийской» даты Распятия Спасителя стоит попытка вернуть «Константинопольскую эру» в официальный богослужебный обиход. Употребление западной системы совершенно справедливо воспринималось «ревнителями» как признак «обновленчества». Прежде чем анализировать это Око, проследим его судьбу. Для этого необходимо упомянуть о конфликте Логгина и Дионисия Зобиновского. Следует сказать о своеобразии этого конфликта и его разрешении. Логгин опирался на авторитет древности, но не во всем. Богословие справы, сформированное Дионисием Зобиновским, предельно примитивны и не могут не быть оспорены современным читателем. Нам известен лишь один момент этого богословия: о прибавке «и огнем» в чине Агиасмы; полностью о богословии справы см.: Казанский; Строев . Что касается прибавки «и огнем», то имеются сведения, что славяне в этом моменте сохранили древнейшую традицию освящения Агиасмы (см.: Флоренский, 551-552 ), в отличие от поздних греческих текстов, на которые опирался прп. Дионисий (так что правота последнего относительна). Осуждение лаврского игумена показывает специфику средневекового отношения к сакральному слову. 

http://bogoslov.ru/article/592807

Александрийская П. редко бытовала в форме полного 532-летнего цикла; как правило, на практике использовались 95-летние таблицы (после 5-кратного повторения 19-летнего цикла дни Пасхи повторяются, требуются лишь поправки в високосные годы). Известны также 50-летняя П., изданная епископами на Сардикийском Соборе 343 г. (очевидно, как компромисс между александрийской и римской П.); 200-летняя П. некоего Андрея Византийского (на 344-552 гг.); 100-летняя таблица Феофила Александрийского (на 380-479 гг.); 110-летняя П. свт. Кирилла Александрийского (на 403-512 гг.) и др. (полный перечень: Там же. С. 206-212). Специфический вариант 532-летней П., максимально приспособленный к «римским правилам», разработал по поручению папы Римского Викторий Аквитанский (на 28-559 гг.). Данная П. имела хождение в Галлии, но была вытеснена классической александрийской П. в переводе Дионисия Малого ; последний начал свою П. с 532 г., но применявшийся в греческих таблицах счет лет по эре Диоклетиана заменил на «годы Христа», откуда берет начало современная эра. В визант. эпоху на основе александрийской П. были разработаны неск. альтернативных вариантов. Один из них, приписываемый Эасу Александрийскому (VI в.), лег в основу арм. П. и большой арм. эры. Др. вариант, созданный в VII в., приписывается имп. Ираклию. По мере постепенного накапливания расхождений между табличными данными и реальными полнолуниями (примерно 1 день за 300 лет) визант. ученые прибегали к разного рода спекуляциям для разъяснения этого явления. Однако сама по себе александрийская П. оставалась неизменной и общей для подавляющего большинства Церквей (кроме Армянской) как на Востоке, так и на Западе христ. мира вплоть до введения в кон. XVI в. григорианского календаря. Ввиду большого объема 532-летней П. не позднее VII в. в Византии были разработаны упрощенные способы вычисления даты Пасхи на основе разного рода ключей и таблиц, в т. ч. в форме «колеса» и «руки». Пользование этими средствами не требовало понимания математического аппарата, лежащего в основе П., и было общедоступно. Попытки реформирования П. без изменения ее структуры предпринимались в XI в. ( Михаил Пселл и Аноним Карнталера 1092) и в XIV в. ( Никифор Григора в 1324, Матфей Властарь в 1335, Исаак Аргир в кон. 1372 или нач. 1373). Однако ни одна из них не обрела офиц. одобрения, и александрийская П. до наст. времени остается основой церковного календаря для всех правосл. Церквей, в т. ч. и для перешедших в XX в. на новоюлианский календарь (т. н. новый стиль).

http://pravenc.ru/text/2579163.html

Апокрифы II века – «Протоевангелие Иакова» и «Книга о Рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» («Евангелие Псевдо-Матфея») – содержат детализированное описание события Благовещения: Пресвятая Дева услышала архангельское благовестие сначала у колодца либо источника, куда Она пошла за водой, а затем – в доме, где Она, согласно выпавшему Ей жребию, пряла завесу или ковер для Иерусалимского храма. Согласно первому источнику приведенные эпизоды непосредственно следовали друг за другом, второй текст указывает на то, что между ними прошло три дня. Что касается даты Благовещения, то как на Западе, так и на Востоке ею считается 25 марта. Этот день, как уже говорилось, с одной стороны, отстоит на девять месяцев от 25 декабря, которое с IV века повсеместно празднуется как Рождество Христово, а с другой стороны, лежит в основе александрийской и более поздней византийской хронологических систем, отождествляющих число и месяц Благовещения с Распятием или Пасхой. Какая именно из двух указанных причин (а возможно, и обе в совокупности) послужила решающей для закрепления Благовещения за 25 марта, неизвестно. Впервые эта дата появляется в сочинениях западных авторов III века: Тертуллиана и сщмч. Ипполита Римского . Последний утверждал, что Рождество Христово произошло ровно через 5500 лет после сотворения мира. Это совпадение было принято александрийской традицией. Но решающей здесь стала дата не Рождества Христова, а Благовещения. Так, свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, поскольку в указанный день Бог создал человека. Кроме того, место даты Распятия с V столетия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет. С X века в византийскую хронографию была введена так называемая византийская эра, в которой первый день творения мира приходится на воскресенье 31 марта 5508 (или и марта 5509) года до нашей эры, а датами Благовещения и Воскресения Христова являются воскресенья 25 марта 4 года до нашей эры (5505 год от сотворения мира) и 31 года нашей эры соответственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1912. Т. 1. Ч. 2. С. 146-292; Еще о цикле псевдо-Анатолия//ВВ. 1912. 19. С. 152-187; Цикл Анатолия Лаодикийского по В. В. Болотову//ВВ. 1912. Т. 19. С. 188-223; Евсевий Никомидийский и Лукиан: К вопр. о происхождении арианства//БВ. 1912. 4. С. 722-737; 5. С. 180-189; Из эпохи арианских споров: Павлин и Зинон, еп. Тирские//ВВ. 1913. Т. 20. С. 1-56, 117-188; К истории времяисчисления у евреев, греков и римлян. Пг., 1915 (отд. отт. из ЖМНП за 1914); День Рождества Христова по хронологии св. Ипполита Римского//ХЧ. 1915. 1. С. 76; 2. С. 240; Еще об Анатолии и Псевдо-Анатолии//Визант. обозр. 1915. Т. 1. С. 83-103; Св. Александр Александрийский и Ориген//ТКДА. 1915. 10/11. С. 244-275; 12. С. 388-414; О Пасхе 22 марта//ХЧ. 1915. 9. С. 1135-1154; Из истории древних пасхальных циклов: 19-летний цикл Анатолия Лаодикийского: Речь перед защитой дис.//БВ. 1916. 1. С. 36-47; Вопрос о происхождении арианства//БВ. 1916. 5. С. 133-162; К вопросу об Антиохийском Соборе 324 г. и о «великом и священном Соборе в Анкире»: [Сер. статей]//ВВ. 1912 Т. 19. Отд. 2. С. 55-146; БВ. 1916. 7/8. С. 482-512; 9. С. 88-102; 1917. 1. С. 114-155; Список епископов Первого Вселенского Собора в 318 имен. Пг., 1916; Так называемая «византийская» эра от сотворения мира: Место и время ее происхождения//Визант. обозр. 1917. Т. 3. С. 1-52. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 20776. Лит.: Проф. А. А. Спасский: Некролог: К характеристике его ученой деятельности как историка Др. Церкви//БВ. 1916. 10/12. С. 3-94; Дамаскин. Т. 6. С. 337, 341; Голубцов С. А. , протодиак. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С. 45-48; он же. МДА в революционную эпоху. М., 1999. С. 59, 101, 160, 167; Медведев И. П. Мир ученого одиночества: свящ. Димитрий Лебедев//Деятели рус. науки. СПб., 1999. Вып. 1. С. 227-267; Бутовский полигон. Вып. 2. С. 198; ЖНИР: Моск. Нояб. С. 138-143. Игум. Дамаскин (Орловский), П. В. Кузенков Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Николаевич Парусников (1891-1937), прот., свящ.

http://pravenc.ru/text/178045.html

Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке (за нек-рыми исключениями - см.: Скабалланович. Толковый Типикон. Вып. 1. С. 360-361) считается 25 марта. Эта дата, с одной стороны, отстоит ровно на 9 месяцев от 25 дек., к-рое не позднее IV в. сначала на Западе, а затем на Востоке было принято как календарная дата Рождества Христова; с др. стороны, лежит в основе александрийской и более поздней визант. хронологических систем, отождествляющих число и месяц Б. и Пасхи. Впервые эта дата появляется в сочинениях зап. авторов III в. Тертуллиана (Adv. Jud. 8) и сщмч. Ипполита Римского (In Dan. IV. 23) как день Распятия Спасителя по рим. календарю (еще в VI в. св. Мартин из Браги писал, что мн. галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником ( Kellner. S. 40)). При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов (Быт 2. 3; Откр 20. 4-6; Пс 89. 5; 2 Пет 3. 8) и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира. Убеждение о 5500-летнем возрасте мира ко времени пришествия Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и воплощения Христа перешло в александрийскую традицию: в сочинении, приписываемом свт. Афанасию Великому , сказано, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека (Quaestiones ad Antiochum ducem//PG. 28. Col. 632). Кроме того, место даты Распятия с V в. заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет. Согласно Георгию Синкеллу , создателями александрийской хронологической системы следует считать александрийских монахов Панодора и Анниана (кон. IV - нач. V в.). Большое распространение в V-X вв. получила эра Анниана, ею пользовались все александрийские и мн. к-польские и близкие к К-полю авторы, среди к-рых прп. Максим Исповедник и крупнейшие хронографисты IX в. В эре Анниана первым днем творения мира является воскресенье 25 марта ровно за 5500 лет до воплощения, что соответствует 5492 г.

http://pravenc.ru/text/149269.html

Однако Георгий и вслед за ним Феофан столь убежденно следуют александрийской эре, что в их сочинении можно найти лишь едва заметные следы альтернативной хронологической системы. Объяснить принципиальный отказ соавторов «Хронографии», как и их современника Никифора, будущего Константинопольского патриарха, от византийской эры в пользу александрийской можно двояко. С одной стороны, речь шла о возрождении некогда самой авторитетной в православном мире традиции – александрийской, чье влияние заметно поколебалось в эпоху христологических богословских споров вв. С другой стороны, следует иметь в виду, что все упомянутые хронисты принадлежали к числу православного монашества, одержавшего нелегкую (и, как оказалось, лишь временную) победу над иконоборчеством на VII Вселенском Соборе в Никее в 787 г. А поскольку эта ересь и возникновением, и укреплением своим в первую очередь была обязана светской власти, противостояние иконопочитания с иконоборчеством имело тенденцию обострять размежевание между «священным» и «мирским». Ярким подтверждением тому служат затяжные конфликты в среде победивших иконопочитателей между монашескими кругами и официальными церковными и светскими властями, проходившие под знаменем борьбы за сугубое благочестие (т.н. «михианская схизма», студитская оппозиция). Вполне возможно, что в монашеских кругах византийская эра воспринималась как светская, «профанная» и неверная хронологическая система, которой следовало противопоставить церковную, «истинную и точную» александрийскую традицию. Весьма характерны следующие факты. В предисловии к актам VII Вселенского Собора в рассказе о поставлении патриарха Тарасия дата его хиротонии (25 дек. 784 г. н.э.) приведена по византийской сентябрьской эре: 8 инд., 6293 г. 4 Далее в соборных деяниях мы находим имплицитно выраженную александрийскую хронологию: говорится о явлении Христа в 5501 г. мира. 5 Наконец, Феофан Исповедник , почти дословно повторяя рассказ о поставлении Тарасия, датирует это событие по александрийской эре: 25 декабря 8 инд., 6277 г. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010