Четырнадцатью годами позже, в 732 году, арабское продвижение из Испании в Западную Европу было успешно остановлено при Пуатье Карлом Мартеллом, всемогущим майордомом слабого франкского короля. 645 646 После поражения 718 года, арабы при Льве III уже не предпринимали серьезных военных действий против империи, тем более что им стала грозить с севера, по-видимому, со стороны Кавказа, хазарская опасность. Известно, что Лев III устроил брак своего сына и наследника Константина с дочерью хазарского кагана, который и стал поддерживать своего нового родственника. Итак, Лев III в борьбе с арабами нашел себе двух иноземных союзников: сначала болгар, позднее хазар. Но тем не менее, арабы не были спокойны и, производя свои нападения в Малой Азии, все еще иногда глубоко заходили на запад, даже, например, до Никои, т. е. почти что до берегов Пропонтиды. В конце своего правления Льву удалось нанести арабам сильное поражение при Акроиноне, во Фригии (теперь город Афиун Кара Хиссар на железной дороге в Конию). Арабы вынуждены были после этого очистить западную часть Малой Азии и отступить к востоку. С битвой при Акроиноне мусульмане связывают легенду о турецком национальном герое Саййиде Баттал Гази, борце за веру, могилу которого показывают даже сегодня в одной из деревень на юг от Эскишехра (средневековая Дорилея). Историческим прототипом этого героя был борец за веру Абдаллах ал-Баттал, который пал в битве при Акроиноне. 647 Задача борьбы с арабами была блестяще разрешена Львом III. В середине VIII века в арабском халифате вспыхнули тяжелые внутренние смуты в связи с переменой династии: Омайяды были свергнуты Аббасидами. Последние перенесли столицу и центр всего управления из Дамаска в далекий от византийской границы Багдад, на р. Тигр. Все это позволило преемнику Льва III Константину V рядом успешных походов продвинуть границу империи далее на восток на всем протяжении Малоазиатского полуострова. Однако во времена Ирины, при халифе аль-Махди, арабы снова начали успешные наступательные действия в Малой Азии, и в 782–783 годах императрица была вынуждена начать переговоры о мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

49 Baethgen, F. Beiträge zur semitischen Religionsgeschichte. Der Gott Israel " " s und die Götter der Heiden. Berlin. 1888. S. 153–154. 50 Lüken H. Die Traditionen des Menschengeschlechts oder die Uroffenbarung Gottes unter den Heiden. Münster. 1856. S. 170. 52 Lüken H. Die Traditionen des Menschengeschlechts. S. 238–239:174– 267. – Fürst J. Geschichte der biblischen Literatur. 1. B. S. 109; 113; 102–117. 53 Покровский Ф. Я. «Рассказ ассирийских клинообразных надписей о потопе».– Труды Киев. д. Акад., 1879, 1, стр. 127–154. – Астафьев Н. Древности вавилоно-ассирийские по новейшим открытиям. СПБ. 1882. Стр. 51– 56. – Sayce A. H. Alte Denkmäler im Lichte neuer Forschungen. Leipzig. S. 26–38. 54 Glaire J. B. Introduction historique et critique aux livres de L " ancien et du Nouveau Testament. 3 edition. Tome III. Paris. 1862. P. 55. 59 Это не личный взгляд одного Гитцига: историческое существование Иова отрицает талмуд, отрицают многие как древнейшие, так и новейшие западные богословы-экзегеты. – Филарет. Происхождение книги Иова. Киев. 1872. Стр. 2–3. 61 Иосиф Флавий. Древности иудейские. Пер. Самуйлова. Ч. III. СПБ. 1783. О древностях иудейских против Апиона. Книга 1. Стр. 350–351. 64 Glaire J. B. Introduction historique et crit. aux livres de L " An. et du N. T. Tome III. P. 262. 69 Филарет. Происхождение книги Иова. Стр. 217–220. – Keil С. F. и. Delitzsch Fr. Bibl. Commentar über d. A. T. IV. Th., 2. B. Das Buch Job. Leipzig. 1864. S. 507 u. f.: «Das Job-Kloster in Hauran uud die Jobs-Sage» vou Wetzstein.-Zeitschrift des Deutschen Palästina-Vereins, 1892, B. XIV, Heft 3, S. 142–147: «Der Hiobsteiu, Sachrat Eijüb, im Haurau» vou G. Schumacher. Baud XV, Heft 4, S. 193 – 195: «Bemerkuugen zu dem Hiobsteiu» vou Gr. Schack-Schackeuburg. S. 196–204: «Zur Geschichte vou Schech-Sád» vou I. P. vau Kasteren. S. 205–211: «Der Hiobstein» vou A. Ermau. 75 Кроме Кейля (Keil u. Delitzsch. Biblischer Commentar über d. A. Т. III. Theil, 5. Band: bibl. Comm. über d. Proph. Daniel. Leipzig. 1869. S. 1) так объясняет большинство толковников, как прежних, так и новейших (Lange, Theologisch homiletisches Bibelwerk. А. Т. XVII. Theil: der Prophet Daniel-vou О. Zöckler. Bielefeld u. Leipzig. 1870. S. 7. – Cornely B., Knabenbauer I., de Hummelauer Fr. Cursus scripturae sacrae. Comm. in V. Т. pars III, in libros propheticos IV: comm. in Danielem prophetam, Lamentationes et Baruch – auctore I. Knabenbauer. Parisiis. 1891. P. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

360 К. E. Zachariä von Lingenthal. Jus graeco-romanum, vol. III, pp. 560–561. (под 1199 г.); G. L. F. Tafel, G. M. Thomas. Urkunden zur ältern Handels – und Staatsgeschichte. Bd. I, S. 258–272 (дата та же – 1199 г.) Точная же дата – ноябрь 1198 г. Этот документ имеет точную дату. См.: К. E. Zachariä von Lingenthal. Jus graeco-romanum, vol. III, p. 565; G. L. F. Tafel, G. M. Thomas. Ibid., S. 258. 361 K. E. Zachariä von Lingenthal. Jus graeco-romanum, vol. III, p. 560; G. L. F. Tafel, G. M. Thomas. Urkunden zur altern Handels – und Staatsgeschichte, Bd. I, S. 258. 362 См.: E. Stein. Untersuchungen zur spätbyzantinischen Verfassungsund Wirtschaftsgeschichte. – Mitteilungen zur Osmanischen Geschichte, Bd. II, 1924, S. 21 (отдельное издание). См. также примечание Э. Штайна по поводу хрисовула ноября 1198 г. (в той же работе – с. 20, прим. 11). 363 Лучше всего документированной работой по вопросу о торговых связях Византии и итальянских республик при Комнинах и Ангелах является работа Хейда – W. Heyd. Histoire du commerce du Levant au Moyen Âge. T. I. Leipzig, 1885, S. 190–264. См. также: F. Chalandon. Les Comnène... vol. II, pp. 625–627; J. W. Thompson. An Economic and Social History of the Middle Ages. New York, London, 1928, pp. 380–439. 364 См. текст в: F. Miklosich, J. Müller. Acta et diplomata graeca... vol. III, pp. 9–13; этот же текст в следующем издании – J. Müller. Documenti sulle relazioni delle città Toscane coll» Oriente Cristiano e coi Turchi. Firenze, 1879, pp. 43–45; 52–54. См. также: W. Heyd. Histoire du commerce du Levant... t. I, p. 193–194; F. Dölger. Corpus der griechischen Urkunden... Bd. II, S. 53–54 (n. 1255). См. также: A Schaube. Handelsgeschichte der Romanischen Völker des Mittelmeergebiets bis zum Ende der Kreuzzüge. München, Berlin, 1906, S. 247–274. 365 Nuova serie di documenti sulle relazioni di Genova coll“ Imperio Bizantino, ed. A. Sanguineti, G. Bertolotto. – Atti della Societä ligure di storia patria, t. XXVIII, 1896–1898, pp. 351, 355, 360; F. Miklosich, J. Müller. Acta et diplomata graeca... vol. III, p. 35. См. также: F. Dölger. Corpus der griechischen Urkunden... Bd. II, S. 82 (n. 1488); G. Brtianu.Recherhes sur le commerce génois dans la mer Noire au XIIIe siecle. Paris, 1929, pp. 65–66.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Царствование Александра III отнюдь не означало разрыва с политикой его отца имп. Александра II, стремления перечеркнуть итоги великих реформ. Преемственность между царствованиями Александра II и Александра III определенно прослеживается в сфере законодательства о крестьянах и в решении рабочего вопроса, в развитии основных направлений военной реформы, в финансово-промышленной и внешней политике. B 1882 году учрежден Крестьянский поземельный банк, дававший ссуды крестьянам на покупку земли. В 1885 году по случаю 100-летия " Жалованной грамоты дворянству " был учрежден Дворянский земельный банк, который давал ссуды дворянам под залог их имений на льготных условиях. С 1886 года отменена введенная еще Петром I подушная подать с податных сословий. Была издана серия законов, направленных на сохранение разрушавшихся под напором капитализма патриархальных устоев в деревне, в первую очередь крестьянской семьи и общины. Были дарованы новые льготы и дворянству, которое российское самодержавие рассматривало как " важнейшую и надежнейшую ограду престола " . В 1889 году введен институт земских начальников, в значительной мере вернувший утраченную в 1861 году власть и влияние дворян на селе: земские начальники ставились из потомственных дворян, контролировали сельское самоуправление и являлись первой судебной инстанцией для крестьян и других проживавших на селе лиц из податных сословий. Новые земское (1890) и городовое (1892) положения преследовали цель укрепления позиций дворянства в земском и городском управлении. Для охраны интересов рабочих в 1885-1886 годы были изданы законы о введении фабрично-заводской инспекции, запрете ночных работ для женщин и детей, об ограничении прав фабрикантов при взыскании штрафов с рабочих. По убеждению Александра III, главная задача его царствования состояла в укреплении социального мира и спокойствия страны, создании условий для мирного развития России. Углубление реформ не обещало прогресса в этом направлении. Более того, оно развязывало руки разрушительным силам, действие которых проявилось уже в царствование Александра II в форме социально-политического экстремизма и нигилизма. Главный источник революционного экстремизма правительство Александра III усматривало в периодической печати и высшей школе. " Временные правила о печати " (1882) и Университетский устав (1884) вводили ряд ограничительных мер в этих сферах. Между тем террористы готовили покушение на Александра III, которое предполагали совершить 1 марта 1887 года, но полиция сумела предотвратить его. Арестованные народовольцы (среди них А. И. Ульянов, брат В. И. Ленина ) были преданы суду и казнены.

http://drevo-info.ru/articles/13679819.h...

Прим. 7, стр. 149–147 к Hermae Pastor, изд. pat. apost. op. Gebhardt et Harnack. fasc. III. Ср. также «Постановления Апостольские», кн. V, гл. 20, где между прочим говорится: «повелеваем вам поститься во всякую среду и пятницу, а остаток от пощения своего раздавать нищим». 47 Тертуллиан , как известно страстно отрицал возможность вступления во второй брак и вследствие сего резко отзывался об этой заповеди Пастыря Ермы. Tertull. (de pudicit, 10; de monogam 4, etc) nuptias secundas prohibet (aliter judicavit in libris ad uxor); примечание 2-e к Запов. IV в изд. Hermae Pastor, patr. Ap. Op. Gebrardt et Harnack. fasc. III. стр. 84. В это время Тертуллиан уже впадал в крайности монтанизма. 48 В латинском текст это место передано несколько иначе и в более пространной редакции:.. «et serviet domino in hilaritate magna, habens intra se omnium rerum abundantiam». 49 Вот что говорится например о богатых и богатстве в Подобии IX, глава XXX: «Богатство немного омрачило их... Посему Господь, зная душу их, и то, что они родились и пребывают добрыми, повелел обсечь их богатства, но не совсем отнять их, чтобы из оставшегося они могли делать добро, и жить с Богом, ибо и они из доброго рода». 50 Учение о двух путях – жизни и смерти – встречается и в других древних христианских памятниках и между прочим в «Дидахии», при изучении которой мы и остановимся несколько подробнее на этом учении. (Запов. VI и VIII). – Как видно из Вид. III, 2, IV, I и Под. IX, 21 – гонения на христиан уже начались, или же готовились в близком будущем. Ерма ставит очень высоко в церкви мучеников, наряду с апостолами (Вид. III, 5) Крещение кровью смывает все грехи: (Под. IX, 28). За мучения и страдания, принятые христианами во имя Христа, им принадлежит правая сторона святыни, а остальным левая. Хотя для находящихся по правой стороне, как и для находящихся на левой стороне, дары и обетования одни и те же, но только находящихся по правой стороне имеют некоторую большую честь (Вид. III, 2). 51 Мы здесь считаем не лишнем привести I заповедь, содержащую исповедание Единого Бога, которую так часто цитировали древние отцы церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

«Един есть Бог все сотворивший и все совершивший, приведший все из ничего в бытие. Он все объемлет будучи необъятен и не может быть ни словом определен, ни умом постигнут. 52 «Поддерживайте себя взаимно и не пользуйтесь одни творениями Божиими, но щедро раздавайте нуждающимся» («Nolite soli quae a Deo creata sunt accipere infrunite, sed date etiam eis qui dehabent»; Вид. III, 9. 54 В Вид. III, 1, обращает на себя внимание разговор олицетворенной в образе старицы Церкви с Ермой, которая на замечание Ермы о том, что «пусть прежде сядут пресвитеры» повелела сесть ему. «Я тебе говорю, сказала она, садись». – О возможности дальнейшего откровения в церкви при мире и единомыслии верующих в латинском текст выражено так: et alia quidem nuntiabit, si ex totis praecordiis pacem habueritis in vobis». 55 Относительно «Пастыря Ермы» см. Ириней, прот. ересей (кн. IV, 20, 2); Ориген «О началах» кн. I, 3, 3; II, 1, 5; III, 2, 4; IV, 11; Климент Александрийский , «Строматы»: I, 17, 29; II, 1, 9, 12; IV, 9; VI, 6, 15, Евсевий, Церк. Ист. III, 3; III, 25; V, 8. Ириней и Климент Александрийский относили Пастыря к книгам священного писания. Ориген выражает свое мнение, что это сочинение не только весьма полезно, но и богодухновенно: «Puto tamen, quod Hermas iste sit scriptor libelli illius, qui Pastor appeatur, quae scriptura valde mihi utilis videtur et ut puto divinitus inspirata». Евсевий упоминает, что это сочинение было читаемо в церквах всенародно и предание говорит, что им пользовались самые древние писатели. – Иероним (de vir ill., 10) говорить, что автор Пастыря Ерма был тот, о котором упоминает апостол Павел в своем послании к Римлянам. Из отзыва Тертуллиана в его сочинении «De oratione», 16 (напис. до 203 года) видно, что сочинение Пастырь читалось в Карфагене по латыни и имело церковный авторитет. Однако в одном из своих позднейших и последних сочинений «De pudicitia», 10, 20 Тертуллиан , уже разошедшийся с церковью, весьма резко отзывается об этом же сочинении, но при этом замечает, что более принято в церквах послание к евреям (epistola Вагпавае) нежели Пастырь, и таким образом сам косвенно свидетельствует, что «Пастырь» еще не совсем утратил свое церковное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Он начинает с того, что мстит той, которая опекала его, и вытравливает, насколько возможно, всякую память о ней, уничтожая статуи, свитки и надписи с именем царицы. 68 Тутмосу III придётся совершить 17 походов против Сирии, чтобы положить конец мятежам, но ему не удастся одержать победу над Митанни. В конце концов Митанни и Египет будут связаны рядом договоров, основанных на заключённых браках. 69 Проявляя волю и упорство, Тутмос III возобновляет военные действия в Нубии и доходит до четвёртого порога, присоединив к Египту практически всю страну. На Востоке он одерживает победу в Палестине у Мегиддо, затем поднимается к северу, захватывает на побережье Библ, чтобы иметь возможность доставлять товары морем, и, совершив 18 походов, переходит Евфрат. 70 Завоеванные Тутмосом III территории становятся протекторатами. Власть в них принадлежит местным правителям, которые остаются верны фараону. Добыча обогащает страну: лес и ценные материалы используются на строительстве дворцов. 71 Тутии, военачальник Тутмоса III, герой событий, происшедших в 1475 г. до н.э. во время одного из сирийских походов, не мог овладеть Иоппией, где томились в заточении пленные египетские воины, и тогда он пустился на хитрость. Он выманил правителя Иоппии из города, захватил его и заковал в цепи. Затем спрятал две сотни воинов в больших корзинах и приказал колесничему правителя вернуться в город в сопровождении воинов, которые понесут корзины, якобы предназначенные для супруги правителя. Ворота города открываются, воины с копьями и верёвками выскакивают из корзин, освобождают пленных египтян и жителей Иоппии. 72 Гений, проявившийся в некогда скромном жреце, чтобы осуществить это впервые в истории, заставляет нас вспомнить Александра и Наполеона. Тутмос создал первую подлинную империю и является поэтому первой мировой личностью, первым мировым героем. 73 Из обелисков Тутмоса III один находится на набережной Темзы в Лондоне, другой – в Центральном парке в Нью-Йорке. 74 Амон (букв, «сокрытый», «потаённый») – в египетской мифологии бог солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Я немного раскритиковал слишком большой оптимизм доклада и его тенденцию к превозношению православной государственности и III Рима, но отдал ему и должное. Саша сделал необычайные шаги и становится в ряд блестящих представителей нового поколения молодежи. Воскресенье 8/21 декабря 1941. Заезжал к Н.Ф. Федорову. Он поставил меня в курс работ просветительно-религиозной секции комитета, объединяющего русские юношеские организации. Наметили пути сотрудничества с церковной молодежью. Суббота 14/27 декабря 1941. Тихон Александрович плох. Он после похорон Аргутинского-Долгорукова 413 встретил какого-то своего приятеля, и они пошли угощаться на Дарю, где выпили водки, которая для него–яд. Сегодня он был почти невменяем, пришел к о. Николаю и утверждал, что он у него живет. С трудом его водворили к себе. Надо доложить Митрополиту. Нельзя, чтобы человек в таком состоянии был во главе епархиальной канцелярии. Понедельник 16/29 декабря 1941. Смерть Т.А. Аметистова Умер Тих. Ал. Аметистов. Хотя можно было ожидать, что это рано или поздно должно было случиться, настолько он не соблюдал предписаний врачей, но все же кончина его неожиданна и всех нас поразила. В воскресенье он, видимо, еще пил днем, и с ним случился очередной припадок-удар. Его, как в прошлый раз, отправили в больницу, так как лежать дома в параличном состоянии он не мог, а из больницы вечером сообщили, что он скончался. Владыка послал тотчас о. Зосиму и о. Владимира, но их не допустили, и панихиду пришлось служить на Дарю. Тихон Александрович был хорошим офицером Ген. штаба, окончил Академию и, кроме того, прошел полный курс Духовной академии. Всю свою службу он провел не на духовном поприще, а в штабах, служил в Крымском конном полку, получил в войну 1914–1918 гг. Георгия IV степени и дослужился до чина подполковника. Мы его встретили в Париже в 1921 году. Отец познакомился с ним в Карловцах на церковном съезде. Первое время Тихон Александрович служил у Чаева 414 , потом очень нуждался. Отец рекомендовал его архиепископу Евлогию как кандидата богословия для должности секретаря, и он прошел только благодаря его рекомендации. Но едва он стал секретарем, как начал приобретать привычки и отрицательные свойства б. консисторских секретарей. Человек умный и необыкновенно трудоспособный, но почти беспринципный, он вел дела Епархиального управления блестяще, но с годами начал опускаться и приобретать все более плохую репутацию, хотя многое, что ему приписывалось, было несправедливо. До последних лет он вел общие дела очень хорошо. Многочисленные тома протоколов епархиального совета являются настоящим памятником его трудоспособности по своей полноте и разработке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кто-то из купцов наших, имевших торговые дела в Поволжьем, спустя несколько месяцев после сего романического приключения встретил будто бы беззаконную парочку где-то, кажется, в Саратове, но обездоленному Андрею Александровичу легче от этого не стало, и он, по коренному обычаю большей части русских несчастливцев, запил с горя мертвую. Долго пил Андрей Александрович свою мертвую чашу; пил ее не неделю, не две, а пил месяцы. Конечно, такой образ жизни не мог не отозваться на службе, но начальство с полгода по крайней мере терпело его гибельную страсть, сочувствуя его безнадежному горю, пока не было вынуждено сделать ему первого замечания. За замечанием последовало предостережение; за предостережением — выговор; но, покатившись раз под горку, Андрей Александрович уже не мог остановиться, и пришлось ему вовсе уйти со службы. Любившее его начальство, расставаясь с ним, сказало ему на прощанье: — Опомнись, Андрей Александрович! Опомнишься — опять на службу примем. Хоть и посуровее те времена были против нынешних, но больше по виду: стлали жестко, зато спать было мягче. Теперь наоборот: «На устах — мед, а в сердце — лед», — говорит мудрость народная. Грубоваты были, что и говорить, тогдашние нравы, особенно в нашем захолустье, но сердца умели судить по человеку и сочувствовать страданию ближнего. Таково было и начальство Андрея Александровича, увещавшее его опомниться. Но где было ему в то время опомниться?! Со службы он ушел, а затем вскоре и вовсе выбыл из нашего города. Посудили-порядили наши горожане о событии, погоревали о неопытной его жертве, предали анафеме и коварную, и ее соблазнителя, а затем, как все на свете забывается, забыли и опозорившее наш город приключение с новобрачными… III Но не забыло его бедное, измученное сердце Андрея Александровича. Следующий период его жизни, после того как он расстался с нашим городом, застает его в губернском городе Т., куда он со скудными остатками своих сбережений, с погибельной страстью ко всероссийской утешительнице. — чарке перевез и свое одинокое горе.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

На планах 1 и 2 указано назначение каждой комнаты. Нижний этаж восточного корпуса: II. Здесь помещается аптека и происходит приём больных. Первая дверь ведёт с веранды, вторая идёт в комнату III. В амбулатории четыре окна. Площадь пола=61,2 кв. метра. Света и простора достаточно. Кроме иконы, которая висит в юго-восточном углу (иконы висят во всех комнатах подворья), на северной стене справа висят портреты Государя Императора и Государыни Императрицы, слева портреты Их Высочеств В. К. Сергия Александровича и В. К. Елисаветы Феодоровны. По обе стороны двери стоят два стола, на которых моется аптечная посуда, и ведра для отбросов: бывших в употреблении бинтов, ваты и проч. Слева стоит конторка с книгами и письменными принадлежностями для записывания имён больных, болезни и назначенного лекарства; в северо-восточном углу умывальник с принадлежностями. Вдоль южной стены стоят три шкафа с лекарствами, а перед ними большой стол с ящиками. На столе весы, ступки и др. вещи, служащие для приготовления лекарств. Соседний со шкафами юго-западный угол загорожен ширмами, здесь происходит осмотр больных секретными болезнями. Мебель амбулатории составляют кушетка, два стула и три табуретки. Комната III приёмная, в ней сидят больные в ожидании медицинского осмотра. У стен и посередине комнаты стоят деревянные скамейки со спинками. Смежное с этой комнатой помещение IV отведено под квартиру служителя при амбулатории. V – прихожая; вход с улицы, здесь устроена каменная лестница. Из прихожей по каменной же лестнице поднимаются во второй этаж. Из прихожей ведут двери в комнаты III, IV, в ретирады, в VII кухню заведующего и в VI палату для больных воспитанников семинарии. В палате стоит три железных кровати с матрацами, простынями, подушками и одеялами. У каждой кровати поставлено по табуретке и ночному шкафику; на последнем эмалированный поднос и две чашки. Один стол, обитый белой клеёнкой. В юго-западном углу буковый умывальник с принадлежностями. Лампа с абажуром прикреплена к стене. Вся обстановка палаты белого цвета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010