В Москве пройдет торжественная презентация портрета великого князя Сергия Александровича Москва, 3 февраля 2014 г. 4 февраля в 15.00 Государственный Исторический Музей совместно с Фондом " Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество " (ЕСПО) при участии Мэрии Москвы проведет торжественную презентацию картины " За Чтением. Портрет Великого князя Сергия Александровича. 1886 г. " кисти Карла Викентьевича Лемоха - известного русского живописца и графика, одного из учредителей Санкт-Петербургской артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок, сообщает Синодальный информационный отдел . Действительный член Императорской Академии художеств Карл Лемох преподавал рисование детям императора Александра III, в том числе цесаревичу Николаю и Великой княгине Ольге, сохранившей увлечение живописью на всю жизнь. Работа была приобретена для своей коллекции Фондом " Елисаветинско-Сергиевское общество " и теперь будет представлена широкой общественности в рамках заключительной недели выставки " Романовы. Портрет династии " , которая проходит в Выставочном комплексе Исторического музея в Музее Отечественной войны 1812 года и продлится до 10 февраля. В рамках торжественной презентации портрета в выставочном комплексе ГИМа будет анонсирована " Елисаветинско-Сергиевская программа " , разработанная по инициативе Фонда ЕСПО при поддержке Правительства Москвы, реализация которой была начата в 2013 г. Целью программы, рассчитанной на 2013-2015 гг., является возвращение имени Великого князя Сергия Александровича российской истории, восстановление исторической правды о его заслугах на службе Москве и Отечеству. В 2014 году программа будет посвящена 150-летию со дня рождения Великой княгини Елисаветы Феодоровны - супруги Великого князя Сергия. Великая княгиня внесла значительный вклад в дело милосердия и благотворительности Москвы, особенно в годы Первой мировой войны, столетие которой мы вспоминаем в этом году. Создание и патронирование благотворительных комитетов и общин для помощи раненым и их семьям, санитарные поезда, передвижные амбулатории - вот неполный перечень забот и инициатив Великой княгини в годы войны. В рамках " Елисаветинско-Сергиевской программы " на 2014 год планируется масштабно освятить тему милосердия в Первой мировой войне; провести ряд конференций и открыть выставку, а также отметить 150-летие Красного Креста, одно из отделений которого возглавляла Елисавета Феодоровна. 2015 год программы будет посвящен 110-летию со дня трагической гибели Великого князя Сергия Александровича. Одним из главных событий этого года будет установка памятного Креста на месте гибели Великого князя в Кремле - точной копии Креста, выполненного в 1908 г. по заказу Великой княгини Елисаветы Федоровны В.М. Васнецовым.

http://pravoslavie.ru/68127.html

За почти двести лет это был первый правитель, который не только не домогался " любви Европы " , но даже не интересовался тем, что о нём там говорят и пишут. Однако именно Александр III стал тем правителем, при котором без единого оружейного выстрела Россия стала завоёвывать моральный авторитет великой мировой державы. Импозантный мост через Сену в самом центре Парижа, носящий имя Русского Царя, навсегда остался ярким тому подтверждением... Александр Александрович вступил на престол в возрасте 36 лет 1 марта 1881 года. В тот день бомбой террориста был смертельно ранен его отец, который вскоре скончался, а Александр Александрович стал " Самодержцем Всея Руси " . Он не мечтал о короне, но, когда смерть отняла отца, проявил удивительное самообладание и смирение, приняв то, что давалось лишь по воле Всевышнего. С великим душевным трепетом, со слезами на глазах читал он завещание отца, слова и наставления убитого. " Я уверен, что сын мой, Император Александр Александрович, поймёт всю важность и трудность высокого своего призвания и будет и впредь во всех отношениях достоин прозвания честного человека... Да поможет ему Бог оправдать мои надежды и довершить то, что мне не удалось сделать для улучшения благоденствия дорогого нашего Отечества. Заклинаю его, не увлекаться модными теориями, пекись о постоянном его развитии, основанном на любви к Богу и на законе. Он не должен забывать, что могущество России основано на единстве Государства, а потому всё, что может клониться к потрясениям всего единства и к отдельному развитию различных народностей, для неё пагубно и не должно быть допускаемо. Благодарю его, в последний раз, от глубины нежно любящего его сердца, за его дружбу, за усердие, с которым он исполнял служебные свои обязанности и помогал мне в Государственных делах " . Тяжёлое наследство досталось царю Александру III. Он прекрасно понимал, что улучшения в различных областях жизни и государственного управления необходимы, они давно назрели, с этим никто не спорил. Знал он и то, что " смелые преобразования " , которые проводились в 60-70-е годы Александром II, часто порождали ещё более острые проблемы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Но Иннокентий III желал видеть в восточном императоре не схизматика, для чего открыл переговоры об унии. Последние затянулись, и раздраженный папа в одном из своих позднейших писем грозил Алексею III, по всей вероятности лишь для виду, в случае упорства последнего, поддержать в правах на византийский престол семью низложенного и ослепленного им Исаака, 236 дочь которого, как выше отмечено, была замужем за германским государем Филиппом Швабским. Алексей III, однако, на унию не соглашался и в одном из своих писем выставил даже положение, что императорская власть выше духовной. 237 Вследствие этого отношения между Римом и Византией сделались несколько натянутыми. Не переставая вести переговоры с Константинополем и политическую игру в Германии, Иннокентий III проявлял кипучую деятельность в деле организации общего Крестового похода, в котором западное и восточное христианство должны были бы слиться воедино для достижения общей цели освобождения святых мест из рук неверных. Папские послания были отправлены ко всем христианским государям; папские легаты обходили Европу, обещая участникам похода отпущение грехов и целый ряд мирских, житейских выгод; красноречивые проповедники воодушевляли народные массы. В одном из своих посланий Иннокентий, описав печальное положение Святой Земли и высказав свое негодование против государей и князей его времени, отдававшихся удовольствиям и междоусобным распрям, описывает, что думают и говорят о христианах мусульмане, которых папа называет в послании язычниками. Папа писал: “Наши враги нас оскорбляют и говорят: где ваш Бог, который не может освободить из наших рук ни себя, ни вас? Мы осквернили ваши святыни, протянули руки к предметам вашего почитания, яростно напали на святые места. Мы держим вопреки вам эту колыбель суеверия ваших отцов. Мы ослабили и сломали копья французов, усилия англичан, крепость немцев, героизм испанцев. К чему привела вся эта храбрость, которую вы возбудили против нас? Где же ваш Бог? Пусть Он поднимется и вам поможет! Пусть Он покажет, как Он защищает вас и себя... Нам более ничего не остается, как после избиения защитников, оставленных вами для охраны страны, напасть на вашу землю, чтобы уничтожить ваше имя и память о вас. Что можем мы ответить, – продолжает Иннокентий III, – на подобные нападки? Как отразить их оскорбления? Ведь то, что они говорят, есть отчасти сама истина... Поскольку язычники безнаказанно проявляют свой гнев во всей стране, постольку христиане более не смеют выходить из своих городов. Они не могут в них оставаться без содрогания. Извне их ожидает сабля (неверного), внутри они цепенеют от страха.” 238

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

1631 При таком истолковании логики нетрудно понять, как могли найти в ней место такие категории, как «Dasein», «Erscheinung», «Mechanismus», «Chemismus» и др., которым, строго говоря, надлежало бы появиться лишь в конкретных науках. 1636 Ср.: Recht. 66, где «Begriffliches vorangehen» отчетливо противопоставляется временному предшествованию, – «zeitliches Vorangehen». 1686 Cp.: аутентический текст лекций «Beweise für das Dasein Gottes». SS 359. 383. 390. 412. Cp. также: Beweise. A. 462–463. Beweise. B. 468–469. 469. 470. Сведения об этом тексте дает Марейнеке в предисловии к первому тому Лекций Гегеля о Философии Религии. 1696 Log. III. 353; ср.: Phän. 610. Log. I. 64. Rel. II. 47; cp. также: «ausgleitet», «fällt»: Aphor. I. 540. 1708 «Die absolut für sich selbst ohne Subjectivität seiende Aeusserlichkeit des Raums und der Zeit»: Log. III. 353. 1710 «Umschlagen der Idee in die Unmittelbarkeit äusserlichen und vereizelten Daseins»: Enc. III. 30. 1777 Cp.: Diff. 265. Glaub. 146. W. Beh. 358. Enc. I. 24. Enc. II. 28. 36. Beweise. 397. 398. 400. 437–438. 1803 «Neutiquam repugnare illi consensui et amicitiae, quam inter philosophiam et eas scientias, quae uno vocabulo empiricae nuncupari solent, revera obtinere reputamus»: 3. lat. 308, от 1829 года. 1812 Ср.: Phän. 112. 115. Enc. I. 263. Гегель далеко не был последователен в этой «высокой» оценке явления; ср., напр.: Log. III. 237–238. 241. 270. Enc. II. 17 (Z.). Hinr. 302 и др. 1822 Ср., напр.: W. Reh. 386. 396. Phän. 513. Log. I. 64–65. Log. III. 245. 271. Enc. III. 12–13. Recht. 18. 66. 346. 355. Ph. G. 75. Aesth. I. 106 и др. Термины «Stufe» (напр., Enc. II, 32) и «Bildung» (напр. W. Beh. 394) имеют более нейтральное, дескриптивное значение и, закрепляя известную подвинутость «явления» в ряду духовного восхождения, не выражают наличность сколько-нибудь адекватного идее спекулятивного сращения. Притом за всеми этими терминами следует разуметь не только единичные экземпляры или фрагменты мира, но и общие, типические способы бытия, могущие, в свою очередь, осуществиться или состояться во множестве индивидуальных, эмпирически-существующих экземпляров.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

434; «vernichtet»: Glaub. 67. 2182 Ср.: Enc. II. 28. Recht. 87. Ph. G. 58; ср. с этим Diff. 265. 265–266, где природе приписывается свобода. Это противоречие разъяснено в главе десятой. 2192 Не следует смешивать «дух» (с малой буквы) как «дух человека» – второй, высший, этап Божия пути в мире, и «Дух» (с большой буквы) как «Дух Божий» – синоним Божества. Ср., напр.: Log. III. 328. Phän. 531. Aesth. I. 40. Rel. II. 50 и др. 2325 «das Denken der Intelligenz ist Gedanken haben: sie sind als ihr Inhalt und Gegenstand»: Enc. III. 353. Курсив Гегеля. 2344 «in Wahrheit ist das Denken das sich selbst zum Willen bestimmende und das Erstere bleibt die Substanz des Letzteren». Enc. III. 358 (Z.). Cp.: Recht. 49. 314. Ph. G. 11. 2412 Cp.: «Herz», «Gemüth», «Begeisterung»: Recht. 9. Anm. 10. 11. 23. 352. Enc. III. 117. 118. 119; cp. главу третью. 2428 «Begriff des Rechts»: Recht. 22: «der Begriff der Sache»: Recht. 28; «der gedachte Begriff»: Recht. 314 и др. 2436 В статье «Über die wissenschaftlichen Behahdlungsarten des Naturrechts» 1802–1803 гг. и отчасти в «Феноменологии Духа». 2437 Так было в эпоху написания его главного труда по Философии права «Grundlinien der Philosophie des Rechts» (1820 г.) и позднее. 2476 «das Sittliche ist subjektive Gesinnung, aber des an sich seienden Rechtes»; Recht. 208. Курсив Гегеля. 2539 «vollkommen»: W. Beh. 377. Enc. III. 398. Recht. 280; «vollständig»: Recht. 280 (Z.); cp.: Lass. II. 500. 2546 Cp. критику государственного строя, начертанного у Фихте в трактате 1797 года: Lass. II. 486. Diff. 239–240 и др. 2579 Ср. об абстрактности «лица»: Recht. 72. 72 (Z.). 73. 73 (Z.). 74. 74 (Z.). 125. 133. 146. Enc. III. 379. 2622 «Die Seite aber, dass Ich, als freier Wille mir im Besitze gegenständlich und hiermit auch erst wirklicher Wille bin, macht das Wahrhafte und Rechtliche darin, die Bestimmung des Eigenthums aus»: Recht. 83. 2625 Recht. 83. 87 (Z.). 88 (Z); особенно 84. Интересно, что в своем более раннем трактате «Ueber die wissenschaftlichen Behandlungsarten des Naturrechts» от 1802 года, Гегель, по-видимому, под влиянием Платона, считал необходимым освободить высшее сословие от владения, собственности и труда, как не абсолютных состояний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

IX, 11) и других песнопений и гимнов и для совершения общих молитв, которые иногда продолжались всю ночь (Подобия, IX, 11 и Запов. XI). 37 На этих собраниях правая сторона считалась почетнейшею, куда становились и садились пресвитеры, люди, проводившие жизнь в святости, и люди, потерпевшие мучения во имя Христово (мученики и исповедники; Вид. III, 1). 38 В собраниях председательствовали предстоятели церкви, или же иногда и пророки, которые возвещали свои пророчества и откровения с кафедры верующим, расположенным вокруг на скамейках (Вид. II, 4; III, 9; Зап. XI, 9; о скромности обстановки можно судить из сведений, сообщаемых в Видении III, 1, что скамейки эти были покрыты льняными подушками). Таким образом собрания эти были школой, где обучались и назидались взрослые и где подготовлялись неофиты (Вид. II, 4 и III, 5). Самым наглядным примером того, как совершались у первобытных христиан эти назидательные и воспитательные собрания и как из среды верующих появлялись вдохновенные пророки, может служить случай с самим Ермой. Хотя он был грешником (по собственному признанию), но по своей простоте и незлобию, а также великому воздержанию и способности к полному раскаянию, уже будучи исповедником, он удостоился, после случившегося с ним нравственного переворота, получить дар пророчества. Многие в общине были выше и лучше Ермы (Вид. III, 4), и хотя он не принадлежал ни к руководящему классу, ни к клиру, но ему было видение и откровение о состоянии и судьбе христианской церкви, и ему же было поручено (Вид. III, 8) возвестить об этом всем братиям, с обличением всех тех, начиная с предстоятелей церкви и кончая последним братчиком (в том числе и своих домашних, ведших распущенную жизнь), которые жили нечестиво и неправедно для того, чтобы они могли сердечно покаяться и вернуться в лоно церкви. 39 Для того, чтобы такое обличение действительно могло принести пользу обличаемым и чтобы они могли исправиться от грехов своих, Ерме, как обличителю, в виду его простоты и незлобия, повелевалось «не помнить зла на обличаемых, ибо злопамятство производит смерть, а забвение зла – жизнь вечную» (Вид.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Тутмос I, очевидно, не казался опасным, так как ему позволили жить. Тутмос III вскоре сбросил с себя опеку легитимной партии. После тридцати месяцев правления он воздвиг на месте древнего кирпичного храма своего предка Сенусерта III в Семне, у вторых порогов, храм из прекрасного нубийского песчаника, в котором заботливо восстановил древнюю пограничную плиту Среднего царства и возобновил декрет Сенусерта, обеспечивающий приношения храму путём постоянного дохода. При этом он ни одним словом не обмолвился в своей царской титулатуре, стоящей в начале дарственной записи, о каком-либо соправительстве своей жены Хатшепсут. В действительности он не нашёл для неё более колонн портика почётного титула, чем «великая, или главная, царская верхней террасы, жена». Но не так легко было отстранить легитимную партию. Назначение Хатшепсут наследницей около пятнадцати лет перед тем и, что было ещё более значительно, её происхождение от древней фиванской фамилии Секененра и Яхмосов являлись очень серьёзными фактами в глазах вельмож этой партии. В результате их стараний Тутмос III был вынужден признать свою жену соправительницей и фактически допустить её к участию в управлении. Вскоре её сторонники стали настолько сильны, что царь оказался серьёзно урезан в своих правах и даже в конце концов отодвинут на задний план. Таким образом, Хатшепсут стала царём 62 – факт невероятный и вовсе не гармонировавший с государственной легендой о происхождении фараона. Она была названа «женским Гором»! Слово «величество» получило женскую форму (т. к. по-египетски оно согласуется с полом правителя), и обычаи двора были изменены и исковерканы так, чтобы они могли подходить к правлению женщины. Хатшепсут немедленно предприняла самостоятельные работы и постройку царских памятников, в особенности великолепного храма для посмертной службы по ней в углублении скал, на западной стороне реки, в Фивах. Это храм, известный теперь под именем Дейр-эль-Бахри; в дальнейшем мы будем иметь случай говорить о нём подробнее. Мы не можем установить в настоящее время, ослабили ли себя взаимной борьбой жреческая партия Тутмоса III и партия легитимистов, так что они стали лёгкой добычей третьей партии, или же счастливый поворот судьбы благоприятствовал партии Тутмоса II. Во всяком случае, приблизительно после пяти лет царствования Тутмоса III и его энергичной жены, Тутмосу II, соединившемуся со старым низложенным царём Тутмосом I, удалось отстранить Тутмоса III и Хатшепсут и завладеть короной. После того Тутмос I и II, отец и сын, начали ожесточенно преследовать память Хатшепсут, стирая её имя на памятниках и помещая вместо него два своих имени всюду, где только было возможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Тутмос III, таким образом, вновь владел престолом, но он не мог один бороться против сторонников Хатшепсут и был вынужден к компромиссу, признав царицу своей соправительницей. Этим дело не кончилось; партия Хатшепсут была столь могущественна, что хотя и нельзя было окончательно низложить Тутмоса III, всё же он был вновь отодвинут на задний план, и царица стала играть руководящую роль в государстве. Она и Тутмос III считали годы своего совместного царствования с момента первого восшествия на престол Тутмоса III, как если бы оно вовсе не было прервано коротким царствованием Тутмоса II. Царица принялась энергично за работу, как первая великая женщина, известная в истории. Архитектор её отца Инени следующим образом определяет положение обоих правителей: после короткой заметки о Тутмосе III как «правителе на престоле того, кто породил его» он говорит: «Его сестра, Божественная Супруга Хатшепсут, привела в порядок дела Обеих Стран, согласно своим предначертаниям; Египет должен был, склонив голову, работать для неё, совершенного семени бога, происшедшего от него. Носовой канат Юга, причал южан, отменный кормовой канат Северной Страны – такова она, повелительница, чьи замыслы совершенны, удовлетворяющая Обе Области, когда она говорит». Таким образом, имея, быть может, впервые перед собой подобный пример государственной ладьи, Инени сравнивает Хатшепсут, следуя живой восточной фантазии, с причальными канатами нильской лодки. Эта характеристика подтверждается делами царицы. Её сторонники заняли самые влиятельные должности. Всего ближе к царице стоял Сенмут, заслуживший её полное благоволение. Он был наставником Тутмоса III, когда тот был ребёнком, и ему было теперь доверено воспитание маленькой дочери царицы Нефрура, бывшей в детстве на попечении старого Яхмоса-пен-Нехебтиз Эль-Каба. Последний в это время уже не был более способен ни к какому ответственному делу, и поэтому воспитание молодой девушки было поручено Сенмуту. У него был брат по имени Сенмен, также поддерживавший Хатшепсут. Наиболее могущественным из её сторонников являлся Хапусенеб, бывший одновременно визирем и верховным жрецом Амона. Он был также главой новоорганизованного жречества целой страны, таким образом он соединил в своём лице всю власть административного правительства и всю власть сильной жреческой партии, ставшей на сторону Хатшепсут. Такими новыми силами располагала теперь партия царицы. Престарелый Инени имел своим преемником в качестве хранителя серебряной и золотой сокровищницы вельможу по имени Тутии; некий Нехси был главным казначеем и сотрудником Хапусенеба. Вся государственная машина находилась, таким образом, в руках сторонников царицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Большинство исследователей не замечают участия Б.А. Тураева в Императорском Православном Палестинском обществе. Это происходит, видимо, из-за того, что он состоял во многих научных обществах 61 , а его участие в Палестинском несколько меркнет перед всем объемом научных работ, которые организовывал Тураев на Востоке. Хотя Б.А. Тураев с марта 1910 г. состоял действительным членом Палестинского общества, с 18 августа 1912 г. – пожизненным действительным членом, а 9 апреля 1917 г. был избран в члены Совета общества. Православное общество видело большую часть своей деятельности в организации паломничества на Святую Землю, а Борис Александрович видел Палестинское общество и как научный и просветительский орган. Он участвует в тарелочном сборе средств на нужды общества 62 , трудится над изданием просветительской литературы от Общества 63 . Б.А. Тураев Участвует в переезде канцелярии, библиотеки и книжного склада Общества по новому адресу 21 мая 1917 г., который сопровождался литургией и молебном 64 . В конце 1911 г. как эксперт, ведущий специалист в области египтологии и человек, приложивший немало усилий для приобретения коллекции В.С. Голенищева 65 , с которым его связывала давняя совместная научная работа и дружба 66 , Тураев был приглашен в Музей изящных искусств Александра III на место хранителя этой коллекции создателем и директором музея И.В. Цветаевым. Согласно их переписке, это была некоторая жертва со стороны Бориса Александровича. Ему пришлось отказаться от нескольких должностей в Петербурге, а вместе с ними и от заметных для него доходов. Он почти еженедельно ездил в Москву 67 , а в начале 1912 г. музей Александра III становится постоянным московским адресом Б.А. Тураева 68 . На открытие музейной экспозиции 31 мая 1912 г. приехали супруга и мать Бориса Александровича 69 . Здесь же, прямо в залах музея, Тураев читал лекции по истории Древнего Востока и египтологии. Вот как отозвалась об этих лекциях его московская ученица Тамара Николаевна Бороздина: «Я никогда не забуду этого удивительного руководства, полного глубины, желания всячески помочь и облегчить встречаемые трудности, а также глубокую радость, когда ученик справлялся со своей задачей. Все свои знания, свой богатый опыт Борис Александрович отдавал ученикам. Как искренно хлопотал он, чтобы добыть ту или иную книгу или какой-нибудь материал, необходимый для них» 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/b...

Предмет ходатайства купеческой депутации, видимо, касался интересов самого купечества, быть может, по поводу июльского закона о работе малолетних. Но депутация была отклонена вследствие общего направления тогдашней внутренней политики и прямого распоряжения, см. No 300. 268. Виноградов Гавриил Киприанович. Стрельников В. С, см. No 222. 269–285. Письма и телеграммы А. III к К. П. Победоносцеву . 270. Московский генерал-губернатор князь В. А. Долгоруков (см. No 77) обычно присылал приветствия в Новый год, и А. III просит Победоносцева составить ответ, вместо Сергея Александровича Танеева, управлявшего собственною канцелярией императора. 271. Манифест о коронации об " явлен был 24 января 1883 г. Текст его совпадает с проектом Победоносцева, см. No 306. 272. Рачинский Сергей Александрович (см. No 45). Очевидно, в письме его содержалась благодарность за помощь на доброе дело. О спектаклях в великом посту см., NoNo 62, 74, 286, 325 и 320. 273. Письмо было ответом на сообщение Победоносцева о тяжелом положении русских православных людей в Австрии (ср. No 288) и о качествах выборного начала в представительстве. 274. Анонимной записки о судах не сохранилось. Взгляд Победоносцева см. в No 47. 275 и 276. Два письма А. III говорят о ликвидации самостоятельности Общества Добровольного Флота и о передаче его судов и дел в морское министерство. Шестаков Иван Алексеевич – морской министр, Алексей – великий князь Алексей Александрович, генерал-адмирал, главный начальник флота и морского ведомства. Об отношении к этому вопросу Победоносцева см. его доклад No 289. 277. Письмо указывает на пожертвования с определенным назначением, ср. NoNo 195 и 197. 279. Князь В. П. Мещерский, издатель «Гражданина». Нескучный сад и дворец в Москве, в котором А. III жил перед коронацией в мае 1883 г. 281. О Мещерском см. No 279. К. П. Победоносцев пользовался летом гостеприимством великой княгини Екатерины Михайловны в Ораниенбауме. Примечания к письмам и запискам. 417 382–283. Письмо с приложением касается судьбы мальчика В. Солнышки на, которого приютил Победоносцев (см. No 353). Граф Сергей Дмитриевич Шереметев управлял придворными оркестром и капеллой.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010