сост. Александр Ратшин Калужской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: РОЖДЕСТВЕНСКИЙ-ПАФНУТИЕВ, муж. 1 класса, в 3 верстах от уездного города Боровска, при впадении реки Истремы в Протву; находится под управлением архимандрита. Основан в 1444 году Преподобным Пафнутием, по благословению св. митрополита Ионы, при Боровском князе Василие Ярославиче на земле кн. Димитрия Юрьевича Шемяки. – В смутное время, в 1610 году, монастырь этот подвергся совершенному разорению от поляков, предводимых Сапегой – и при сем случае защищавший обитель русский воевода, князь Михаил Константинович Волконский, убит над гробом св. Пафнутия, вместе с ним убито более 40 иноков и в том числе живший на покое знаменитый Иоасаф, который был здесь, 1592, игуменом, а потом архимандритом Троицкого Сергиева мон. во время осады его поляками; он здесь и погребен в общей могиле убиенных. Ныне в Пафнутиевом монастыре пять каменных церквей: 1) Соб. Рождества Богородицы, с двумя приделами: Архангела Михаила и Великомученицы Ирины; этот последний придел устроен сестрою царя Бориса Годунова, Ириною; в нем погребен бывший здесь иноком и схимником, участник в убийстве царевича Димитрия, окольничий и дядька царя Феодора Иоанновича Андрей Петрович Лупп-Клешнин, в иноч. Левкий. 2) Пафнутия Боровского, где и мощи его почивают в великолепной раке. 3) Рождества Христова. 4) Илии Пророка. 5) св. Митрофана. – Ризница монастыря весьма богатая: в ней сохраняется множество низанных жемчугом и драгоценными каменьями облачений и золотых сосудов. До учреждения штатов принадлежало обители до 11000 душ крестьян в разных недвижимых имениях. Св. Иосиф Волоколамский был здесь пострижен в иночество самим Преп. Пафнутием, и по кончине своего учителя, поставлен во игумена. В XVI веке принял иночество св. Даниил Переславский. – Здесь погребены: епископ Коломенский Герасим, XV века, князь Михаил Андреевич Верейский и Боровский, внук В. К. Димитрия Донского; также многие из князей Репниных, Лыковых, Оболенских, Щербатовых; действительный камергер князь Павел Михайлович Волконский, оставивший по себе память благодетельного помещика, и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

30 мая 1219 года жители Переяславля узнали радостную новость: у князя Ярослава Всеволодовича родился второй сын, названный при св. крещении Александром; но более всех, конечно, обрадованы были родители и, без сомнения, отпраздновали рождение сына светлым пиром 15 . К сожалению, нам малоизвестны первые годы детства св. Александра, но, несомненно, он воспитывался точно так же, как вообще воспитывались юные княжичи в Древней Руси. Они отдавались обыкновенно на воспитание кормильцам, или дядькам, из боярского сословия, которые должны были ходить за ними и оберегать их. Впоследствии упоминаются, в качестве воспитателей Александра и старшего брата его Феодора, боярин Феодор Данилович и судья Иоаким 16 . По третьему или по четвертому году справлялись постриги 17 . Обряд пострижения в Древней Руси имел важное значение и в кругу семейном, и в быту гражданском. Он вытекал из понятий и взглядов наших предков на мужчину как на главу семьи, на его обязанности и отношения к обществу как самостоятельного члена этого общества. Пострижение было как бы символом признания прав личности за постригаемым: с момента пострижения он становился мужем, гражданином. Поэтому его брали от женщин-нянек и отдавали под присмотр мужчин. Православная церковь освятила древний обряд, сообщивши ему христианский характер. На пострижение стали смотреть как на посвящение дитяти Богу, как на выражение преданности воле Божией, и его остриженные волосы были как бы первою жертвою, приносимою Богу непосредственно от самого постригаемого. Обряд происходил обыкновенно в храме. Отрока ставили пред Царскими вратами. Сыновья князей постригались обыкновенно епископом, который произносил молитву, призывая на постригаемого благословение Божие. После совершения обряда отрока сажали на коня. Это означало его будущую самостоятельность. В руки давали оружие, обыкновенно лук со стрелами, – это указывало на обязанность князя защищать родину от внешних врагов. Затем следовала веселая пирушка, светлое семейное торжество, на которое приглашались родственники. Родители одаривали гостей дорогими подарками, конями, золотыми и серебряными сосудами, одеждами и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации На пути к полной конфронтации между древней Русью и латинским миром (2-я половина XIII — начало XIV в.) Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. К середине XIII в. из всех древнерусских земель лишь Галицко-Волынская Русь поддерживала дружественные отношения с западными соседями. Сохранению этих дружественных отношений в немалой степени способствовало установленное в предшествующие годы формальное подчинение Галицкой Церкви верховной власти Римского папы. Шаг этот, в чем сходятся исследователи разных направлений, был предпринят, чтобы обеспечить галицко-волынским князьям помощь государств латинского мира в борьбе против татар. Именно рассчитывая на эту поддержку, князь Даниил Романович решился на открытое противодействие татарам, начав войну с правителями близлежащих улусов Золотой Орды. Реальная помощь, однако, не приходила, и в этих условиях стал намечаться отход от галицкого князя части тех церковных кругов, которые его ранее поддерживали. Симптоматичными в этом отношении можно считать перемены в поведении бывшего канцлера князя Даниила, возведенного им на Киевскую кафедру митрополита Кирилла. Еще в 1250 г. митрополит прибыл на Северо-Восток Руси, чтобы содействовать заключению направленного против татар союза между Даниилом Галицким и великим князем владимирским Андреем Ярославичем. Однако, когда в 1252 г. Андрей Ярославич был согнан с владимирского стола татарами , митрополит задержался на северо-востоке, сблизившись с преемником Андрея, Александром Невским, не разделявшим политической ориентации предшественника . Митрополит Кирилл, конечно, не был сторонником сохранения власти татар над русскими землями, просто у него, по-видимому, зародились серьезные сомнения в правильности политики прежнего патрона. К тому времени, когда князь Даниил осенью 1253 г. принял из рук папского легата королевскую корону, эти сомнения, казалось, были в значительной мере рассеяны. Польские князья и знать, как следует из записи Ипатьевской летописи, обещали Даниилу после принятия королевской короны оказать помощь в борьбе против татар . По-видимому, аналогичные заверения дал ему ранее венгерский король . Еще до коронации Даниила в мае 1253 г. Иннокентий IV объявил крестовый поход против татар на территории Чехии и Польши , в мае следующего года крестовый поход был провозглашен и на территории Пруссии .

http://sedmitza.ru/lib/text/442958/

II. Ближний Боярин, Дворецкий и Оружейничный Богдан Матвеевич Хитрово, второй ктитор Троицкого Лютикова монастыря В конце XIV века из большой Татарской Орды выехали в Россию при Великом Князе Олеге Ярославиче Рязанском два родные брата, по имени Салах-мир и Едуган- сильно хитр. Сей последний (во святом крещении Андрей, а в иночестве Антоний) был родоначальником Хитровых, прапрадедом Окольничего Елизария Яковлевича Хитрово, сын которого Матвей Елизарьевич (отец Богдана Матвеевича) 28 получил в 1620 году за службы их рода жалованную грамоту и поместья, и в том числе Перемышльского уезда село Григоровское 29 , которое было первым постоянным местопребыванием Хитровых. Здесь-то, надобно полагать, родился любимец двух Царей Алексея и Федора, славный и сильный в свое время Боярин, Дворецкий и Оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово. t Будучи по летам почти ровесником Царю Алексею Михайловичу, он начал свое служебное поприще при дворе его под покровительством сильного вельможи того времени, Царского дядьки, Бориса Ивановича Морозова 30 . Молодой Хитрово сперва служил при дворе в Спальниках или Постельничих (1635), а потом по пожаловании в Стольники находился Воеводой в Темникове (1646), обвел земляным валом город Керенск; обстроил вновь Корсунь (в Симбирской губернии) 1647 году, и за сию службу пожалован (1648 г.) из Стольников в Окольничие и получил 500 крестьянских дворов 31 . Тогда Царь поручил ему обвести валом и город Симбирск. С 1651 года Хитрово управлял сперва челобитным приказом, потом земским и новой чети. В 1653 году января 12, в именины сестры Государевой, Царевны Татьяны Михайловны, Б. М. Хитрово был пожалован из Окольничих в Бояре (см. Дворовые записки под сим годом). В том же году он был отправлен в Польшу вместе с Боярином Князем Борисом Александровичем Репниным, Оболенским и Дьяком Алмазом Ивановым в Посольство к новому Польскому Королю Яну Казимиру. Свита их, говорят иностранные писатели, состояла из 600 человек. Послам сим поручил Царь посредство между Королём и Гетманом Запорожского войска Хмельницким, приглашая Короля принять его с войском в свое покровительство, с обеспечением всех привилегий оного, а главное – истребить в Украйне ненавистную всему народу Унию и обеспечить свободу и право Православной веры, и в тоже время приказал требовать у Речи Посполитой: почему они изменили Царский титул, в противность мирному трактату. Богдан Матвеевич в то время уже имел титул Оружейничего и Наместника Ржевского, как видно из его собственноручной надписи на книге «Беседы Евангельские толкование св. Иоанна Златоустог о», приобретенной им для себя во Львове, во время этого посольства: «7161/1653 года июня в....д, сия книга глаголемая беседы Апостола и Евангелиста Иоанна, а куплена сия глаголемая книга севож году в Литовском городе во Львове, как по указу Великого Государя ходили великие и полномочные послы: Окольничей и Оружейничей 32 и Наместник Ржевский Богдан Матвеевич Хитрово».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

II. Монастыри в Восточной России К оглавлению В Восточной России татары опустошили в 1237 г. города Рязань, Москву, Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Тверь, Муром и многие другие. Везде они опустошили и монастыри: одни пожгли, другие ограбили, а иноков и инокинь частию умертвили, частию увели в плен. То же самое повторялось несколько раз и впоследствии, особенно в первый, тягчайший период монгольского ига, когда даже сами князья русские, враждовавшие между собою, неоднократно призывали татарские полчища для опустошения пределов отечества . К изумлению, однако ж, оказывается, что и в этот период некоторые монастыри в Восточной России восставали из своих развалин, а другие созидались вновь. Во Владимире на Клязьме, бывшем великокняжескою столицею, уже в 1239 г. являются архимандрит Дионисий, игумены и черноризцы, находившиеся при встрече тела великого князя Георгия Всеволодовича, убитого татарами на реке Сити, следовательно, были и монастыри. В частности, здесь упоминаются еще в XIII в. монастыри: Рождественский, или Рождество-Богородицкий, называвшийся великою архимандритиею, в котором погребено (1263) тело святого Александра Невского; Успенский женский, где погребены две супруги и дочь того же великого князя, и Константино-Еленинский, откуда игумен Феодор возведен был (1276) на кафедру епископии Владимирской и Суздальской. Первые два монастыря основаны были в прежнее время, имя последнего встречается в первый раз . В Суздале из прежних монастырей продолжали существовать Ризположенский женский, пощаженный монголами, и Борисоглебский Кидекоцкий, в котором в 1239 г. освящена была Ростовским епископом Кириллом каменная церковь. Вновь устроен монастырь Александровский женский, благоверным князем Александром Ярославичем Невским, этот монастырь служил усыпальницею для суздальских княгинь, как свидетельствуют доныне сохранившиеся памятники двух из них XIII в. В том же столетии мы видим четыре монастыря в Ростове: один из преждеоснованных — Авраамиев-Богоявленский, из которого взят был на кафедру Ростовскую архимандрит Игнатий (в 1261 г.), и три новые: Петровский, построенный Ордынским царевичем Петром при епископе Игнатии (1261–1288); Спасский — женский, созданный ростовскою княгинею Мариею Михайловною († 1271) и называвшийся Княгининым, и Иоанновский, откуда поставлен был (1288) во епископа Ростову игумен Тарасий .

http://sedmitza.ru/lib/text/435891/

§ II. Успенский собор построен был первоначально в XIII веке в княжение Василия Ярославовича Костромского; но неоднократные пожары и переделки совершенно изменили его первоначальный вид; даже кладка его стен, насколько можем судить о том по нашим наблюдениям и впечатлениям, вынесенным из осмотра его подвалов, носит на себе следы позднейшего времени. Предметов отдаленной старины сохранилось в этом соборе немного. Находящаяся здесь чудотворная икона Федоровской Божьей матери представляет важнейший и древнейший памятник не только Успенского собора, но и всей Костромы (табл. XXXIII). Явление её относится к XIII в. и соединяется то с именем костромского князя Василия Ярославовича Квашни, брата Св. Александра Невского, сына Ярослава Всеволодовича, то с именем Василия Георгиевича, сына Юрия Ярославовича. Год явления в точности неизвестен. Неопределенность показаний первоисточников по этому предмету замечена уже давно и в XVIII в. она была удовлетворительно разъяснена в том смысле, что наименование князя в рукописях Василием Георгиевичем есть явная ошибка, непримиримая с течением исторических событий, и что вместо него нужно читать «Василий Ярославич» (род. 1241 г.); а явление чудотворной иконы следует относить не к 1239 году, а к концу 50-х годов или даже к 60-м г.г. XIII в. 32 . Икона мерой 1 аршин 2½ вершка, в ширину 12 вершков украшена массивной золотой ризой и имеет рукоять, указывающую на то, что в Городце – первоначальном месте её нахождения, она была запрестольной иконой. Краски иконы сильно потемнели, повреждены и исправлены неоднократно. Точных снимков с этой иконы нет. Находящиеся у нас под руками снимки с неё без металлической ризы – один изготовленный лет 15 тому назад г. Поспеловым, другой г. Кларком по копии, сделанной художником Полторацким по поручению Комитета попечительства о русской иконописи, 33 не внушают особенного доверия к себе, они значительно различаются между собой, и это тем более неизбежно, что г. Полторацкий копировал лик Богоматери с оригинальной чудотворной иконы, а доличное с другой иконы Фёдоровской Богоматери, подаренной Государем Михаилом Фёдоровичем в Костромской Успенский собор (табл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Алфавитно-справочный перечень удельных князей русских и членов царствующего дома Романовых. Половина первая. А-И Источник 206. Агафия Владимировна 206. Агафия Владимировна, младшая из трех дочерей Владимира II – Василия Всеволодовича Мовомаха, вел. ин. киевского и всей Руси от второго брака с неизвестной, именуемой, в некоторых сказаниях, Христиной Инговной, королевной шведской 188), жена Всеволодка (Всеволода) Давидовича, князя городейского 570). – О времени и месте её рождения, – сведений нет; выдана за Всеволодка, в 1116 г.; прижив с вин, в течение 25-ти летнего брака, сыновей: Бориса, князя городенского 394), Глеба, князя переяславского 608), Мстислава, князя Городенского ); и дочерей, неизвестных ио имени: Всеволодковну старшую 571) – за Владимиром Давидовичем, князем черниговским 541), а по его смерти, за Башкордом, ханом половецким; Всеволодковну младшую 572) за Юрием (Георгием) Ярославичем, князем туровским ), овдовела 1 февраля 1142 г. Ничего больше о ней неизвестно. 207. Агафия Константиновна 207. Агафия константиновна, дочь, по видимому единственная, Константина Васильевича, князя ростовского (М ), от брака с Фетинией (Аи), дочерью Ивана Даниловича Калиты, вел. кн. московского (Л° 97), вторая жена Любарта-Федора Гедиминовича, князя Волынского.– Летопись именует ее однажды, отмечая, что она выдана замуж, в 1350 г. – Никаких других сведений о ней нет. По родословным же оказывается, чтоеяединствениыйсын,князь Дмитрий, был отцом двух сыновей, Александра и Михаила, родоначальников всех угасших и существующих ветвей фамилии князей Сангушек. 208. Агафия Ростиславовна 208. Агафия Ростиславовна, вторая жена Олега Святославича, князя новгород-северского ), дочь Ростислава-Михаила Мстиславича вел. кн. киевского 67), от брака с неизвестною (быть может, с дочерью Всеволода II Ольговича,, вел. кн. киевского, 57). О времени и месте её рождения – сведений нет; вышла за князя Олега, в Киеве. 19 июня 1165 г.; вместе с мужем, угощала, своего отца, в Чечерске, и вскоре же лишилась его, в 1167 г,; прижив, в течение 15-ти летнего брака, одного сына, Святослава-Бориса, князя рыльского ), овдовела, 18 января 1180 г. – Дальнейших известий о ней нет. 209. Аграфена (Агриппина)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Архив Пн Вышел в свет 71-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 7 февраля 2024 г. 10:47 Вышел в свет 71-й алфавитный том  «Православной энциклопедии» . Новый том продолжает публикацию статей на букву «Ф». Открывает настоящее издание статья об архиепископе Феодоре (племяннике преподобного Сергия Радонежского), основателе московского Симонова монастыря, и завершает подробный материал о великом православном святом Феофане Затворнике, духовном писателе и богослове. Особенностью тома является его преимущественно биографический характер. В частности том содержит информацию об аскетическом писателе епископе Эдесском Феодоре; благоверном князе Феодоре Стародубском, убитом в Орде; преподобном Феодоре, игумене монастыря Хора в Константинополе; египетском подвижнике Феодоре, основателе нитрийского монашества; преподобном Феодоре Молчаливом, подвизавшемся в Киево-Печерском монастыре; преподобномученике Феодоре, умученном князем Мстиславом Святополчичем; пострадавшем при Юлиане Отступнике Феодоре Антиохийском; мученике Пергийском Феодоре, убитом при императоре Антонине Пие; преподобном Феодоре (Иване Ушакове), дяде адмирала Федора Ушакова, прославленном в Санаксарском монастыре. Том также содержит статью о самом выдающемся русском флотоводце Федоре Ушакове. Приводятся подробные биографические данные, рассказывается о канонизации и иконографии святого. В статье о епископе Мопсуестийском Феодоре рассказывается о предшественнике несторианства, выдающемся представителе Антиохийской школы, почитаемом в Церкви Востока. Подробно рассматриваются его сочинения, антропология, христология и мариология. Читатель сможет узнать о деятельности выдающегося византийского писателя Феодора Метохита, византийского исповедника второго периода иконоборчества Феодора Начертанного, византийского церковного историка Феодора Чтеца. Российскому читателю, вероятно, будут знакомы жития боярина Феодора, умученного в Орде вместе с князем Михаилом, а также благоверного княжича Феодора Ярославича, старшего брата Александра Невского. К числу сербских святых относится Феодор (Сладич), сожженный турками в Боснии в 1788 г. Сербскую тему продолжают биографии агиографа и гимнографа Феодосия Хилендарца и архиепископа Белградского и митрополита Сербского Феодосия (Мраовича), короля Стефана Драгутина (в монашестве Феоктиста). Болгария представлена известным исихастом, продолжателем дела преподобного Григория Синаита Феодосием Тырновским.

http://patriarchia.ru/db/text/6101202.ht...

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ЦАРСТВОВАНИЕ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА ШУЙСКОГО Грамота нового царя о своем избрании. – Ограничение царской власти. – Царские грамоты по областям. – Царское венчание Шуйского. – Патриарх Гермоген и отношения его к царю. – Причины появления второго самозванца. – Молчанов. – Возмущение в Украйне. – Волнение в Москве. – Болотников. – Поражение царского войска и повсеместное восстание на юге. Ляпуновы. – Болотников у Москвы. – Отступление дворян от Болотникова. – Поражение и бегство Болотникова. – Наступательное движение Шуйского. – Разрешительная грамота патриархов Иова и Гермогена. – Болотников и самозванец Петр в Туле. – Победа царских войск. – Шуйский осаждает Тулу. – Появление второго самозванца. – Взятие Тулы царем. – Состав войска второго Лжедимитрия. – Рожинский, Заруцкий. – Новые самозванцы. – Беспокойство в Москве. – Лжедимитрий спешит к Москве. – Мир Шуйского с Польшею. – Лжедимитрий в Тушине. – Война его с Шуйским. – Марина и отец ее в Тушине. – Польский наказ для второго Лжедимитрия Исполняя обещание, данное товарищам своим по заговору, Шуйский так повестил о своем воцарении: «Божиею милостию мы, великий государь, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, шедротами и человеколюбием славимого Бога и за молением всего освященного собора, по челобитью и прошению всего православного христианства учинились на отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем. Государство это даровал Бог прародителю нашему Рюрику, бывшему от римского кесаря, и потом, в продолжение многих лет, до самого прародителя нашего великого князя Александра Ярославича Невского, на сем Российском государстве были прародители мои, а потом удалились на суздальский удел, не отнятием или неволею, но по родству, как обыкли большие братья на больших местах садиться. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царства, хотим того, чтобы православное христианство было нашим доброопасным правительством в тишине, и в покое, и в благоденстве, и поволил я, царь и великий князь всея Руси, целовать крест на том: что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом с боярами своими, смерти не предать, вотчин, дворов и животов у братьи его, у жен и детей не отнимать, если они с ним в мысли не были; также у гостей и торговых людей, хотя который по суду и по сыску дойдет и до смертной вины, и после их у жен и детей дворов, лавок и животов не отнимать, если они с ними в этой вине невинны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крестный ход через время и пространство Впечатления участника стотысячного молитвенного шествия в Санкт-Петербурге 15.09.2017 1077 12 сентября 2017 года прошел Крестный ход от Казанского собора до Александро-Невской лавры. Народ пел молитвы, нёс хоругви и иконы. Было всё прекрасно организовано. Весь Невский был в полном распоряжении, а колонны верующих были заранее разделены на округа. В каждом округе вместе со всеми шли депутаты и священники, на лицах светилась радость и какое-то величавое спокойствие. Эта была ещё и уверенность, что с нами Бог, Пресвятая Богородица, Святой Благоверный Великий Князь Александр Ярославич и с ним все Святые угодники Божьи. Этот Крестный ход, словно духовный исторический мост, соединил невидимыми нитями Царскую Россию, Советскую Россию и Россию новую, в которой мы все сейчас живём. Он был перекинут Божественным Промыслом, объединяя и собирая все временные периоды нашего славного Отечества. В 1724 году Благочестивейший Самодержавнейший Великий Государь Петр Алексеевич положил начало сегодняшним торжествам. Он лично встретил святые мощи Благоверного Князя Александра Невского и перенёс их в Александро-Невскую лавру. В 1725 году Матушка Государыня Екатерина Алексеевна, благочестивая Его Супруга, учредила орден Александра Невского, и этот праздник стал кавалерским. Верные сыны Российской Империи, награжденные этим орденом, именовались его кавалерами и торжественно шествовали в этот праздничный день, восхищая молодые поколения. Это было ещё и воспитание подрастающей молодежи в духе любви к Богу, Царю и Отечеству. В 1743 году Матушка Государыня Елизавета Петровна, дочь Великого Петра, повелела провести первый Крестный ход от Казанского кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа (по старому стилю), по окончании Литургии духовенство и горожане, в сопровождении Митрополита, с хоругвями и иконами направлялись по Невскому проспекту к святой обители. Из 18 века этот Крестный ход протянулся духовным мостом через время и пространство и соединил наше прошлое и настоящее. В советское время эта традиция прервалась, но в 2013 году опять возобновилась, так как сейчас подошло такое время, когда Господь благословляет нас продолжать духовное строительство внутри наших душ и сердец.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/09/15/kr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010