Глава 8. КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ XIII век был периодом самого ужасного потрясения для Руси. С востока на нее нахлынули монголы с бесчисленными полчищами покоренных татарских племен, разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остаток народонаселения; с северо-запада угрожало ей немецкое племя под знаменем западного католичества. Задачею политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать свое существование. Человек, который принял на себя эту задачу и положил твердое основание на будущие времена дальнейшему исполнению этой задачи, по справедливости может назваться истинным представителем своего века. Таким является в русской истории князь Александр Ярославич Невский. Отрочество и юность его большею частью протекли в Новгороде. Отец его Ярослав всю жизнь то ссорился с новгородцами, то опять ладил с ними. Несколько раз новгородцы прогоняли его за крутой нрав и насилие и несколько раз приглашали снова, как бы не в состоянии обойтись без него. Князь Александр уже в молодых летах подвергался тому же вместе с отцом. В 1228 году, оставленный со своим братом Федором, с двумя княжескими мужами, в Новгороде, он должен был бежать, не выдержав поднявшегося в то время междоусобия – явления обычного в вольном Новгороде. В 1230 году юноша снова вернулся в Новгород с отцом и с тех пор, как кажется, долго не покидал Новгорода. С 1236 года начинается его самобытная деятельность. Отец его Ярослав уехал в Киев; Александр посажен был князем в Великом Новгороде. Через два года (1238) Новгород праздновал свадьбу своего молодого князя: он женился на Александре, дочери Брячислава полоцкого, как кажется, последнего из Рогволодовичей, скоро замененных в Полоцке литовскими князьками. Венчание происходило в Торопце. Князь отпраздновал два свадебных пира, называемых тогда «кашею» – один в Торопце, другой в Новгороде, как бы для того, чтобы сделать новгородцев участниками своего семейного торжества. Молодой князь был высок ростом, красив собою, а голос его, по выражению современника, «гремел перед народом как труба». Вскоре важный подвиг предстоял ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Тяжело было положение молодого новгородского князя после погромов Батыя. Хотя Новгород и уцелел, но зато он был предоставлен собственным силам и средствам в борьбе с многочисленными врагами, без всякой надежды на помощь из других областей. В прежние годы Ярослав Всеволодович, защищая Новгород, приводил с собою суздальские полки; следовательно, новгородцы сражались не одни 94 . Теперь Ярославу Всеволодовичу было не до Новгорода... Враги новгородцев – шведы, ливонские немцы и литовцы, спешили воспользоваться столь благоприятными обстоятельствами. Покорность русских князей татарам, как ни была унизительна и горька сама по себе, однако не приносила бесчестья: русский народ на себе испытал страшную силу татар и ясно видел всю бесполезность какого бы то ни было сопротивления. Можно ли было укорять князей за то, что они подчинялись неотразимой необходимости? Но как оправдать покорность пред врагами, которых неоднократно побеждали русские раньше? Отступить пред шведами, немцами и литовцами, покориться им, – не значило ли это навсегда опозорить себя? Да и в одном ли бесславии заключалась беда? Можно ли было забыть, что за этими ближайшими врагами двигалась страшная сила всего Запада, возбуждаемого непрестанными буллами и энергическими посланиями римского папы? Оставалось одно – положиться на Бога и взяться за оружие. Александр Ярославич во всем объеме сознавал всю опасность, всю ответственность своего положения. Он знал, что он должен быть щитом, прикрывающим родину, уже обессиленную татарами, от других более опасных врагов. Прежние князья, не имея недостатка в военной силе, грудью отражали врагов. Но при изменившихся обстоятельствах, при малочисленности наличных сил одного Новгорода, пришлось подумать о другого рода защите. И вот новгородский князь, едва окончив свадебное торжество, спешит постройкой укреплений на западных границах новгородской земли с целью оградить себя от внезапных нападений 95 . В то же время, подобно древнему Святославу, Александр Ярославич старается набрать дружину отважных бойцов, людей беззаветной удали, которых среди новгородцев можно было найти скорее чем где-нибудь. «У князя Александра бе множество храбрых, яко же древле у Давыда царя; бяху бо сердца их аки сердца львов». Про него также можно было сказать: каков сам, такова и дружина. Не долго пришлось ему оставаться без дела...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Скачать epub pdf Источники, пособия I. Рукописные жития Главным источником наших сведений о жизни и деятельности св. Александра служит сказание о нем, написанное современником, который называет себя «самовидцем возраста его». По исследованию проф. Ключевского, оно известно в пяти редакциях: Начало: «Преставися великий князь Александр Ярославич в лето 6741. Скажем мужество его и житие его». В библ. Московской духовной академии. 576, XVI века. В Моск. публ. музее 1772, XVI–XVII века. «Первоначальное житие св. князя Александра Невского составляет большую редкость в уцелевших древнерусских рукописях: по-видимому, отдельные списки его попадались редко и старинным нашим переписчикам 430 . Это можно отчасти объяснить тем, что в позднейшей письменности, наиболее сохранившейся, древнее житие было вытеснено из обращения несколькими редакциями его, составленными в XVI веке в духе позднейшего житейного стиля. При такой редкости списков первое сличение их может возбудить некоторые сомнения относительно первоначального состава жития. В списке, дополненном летописными известиями, есть подробности, не встречающиеся в других. Сличая этот список с древней новгородской летописью, легко видеть, что эти подробности не принадлежат автору жития: почти все они относятся к Невскому и Ледовому побоищу и заимствованы почти дословно из новгородской летописи, а автор жития – не новгородец и опускал многое, касавшееся собственно Новгорода 431 . С другой стороны есть черты, опущенные в списке псковской летописи и удержанные другими; самая крупная из них – рассказ о шести русских удальцах, отличавшихся в невском бою. Этот рассказ интересовал не исключительно одних новгородцев, ибо далеко не все эти удальцы вышли из их среды: четверо принадлежали к дружине князя, от которого и слышал этот рассказ автор, по его собственному показанию: «Си же вся слышах от господина своего кн. Александра Ярославича и от иных, иже обретошася в той сечи " ». Автор – не новгородец: у него нет обычных выражений новгородца о родном городе, даже есть, напротив, некоторое разногласие с новгородским летописцем в рассказе о невском бое: умалчивая о подробностях, которые могли занимать одних новгородцев и отмечены их летописцем, он не без ударения указывает, что Александр поспешил выступить против врагов «в мале дружине» и потому много новгородцев не успело присоединиться к нему, тогда как новгородский летописец выводит Александра в поход только с новгородцами и ладожанами, не упоминая о княжеской дружине.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Князь Александр Невский сын Великого Князя Ярослава Всеволодовича родился в 1219 году, 30 Мая 1 . Отец его в это время был еще удельным князем Переяславским и жил в своем уделе. Первые годы Александрова детства нам не известны; в первый раз по рождении летописи упоминают об Александре под 1228 годом, когда Ярослав оставил его в Новгороде вместе со старшим его братом Феодором под надзором боярина Феодора Даниловича и судии Иоакима 2 . Таким образом, Александру с раннего детства суждено было жить в том краю, где в последствии он сделался знаменитым и славным. Но на первый раз Александр не жил в Новгороде и году; беспрестанные мятежи и ссоры Новгородцев с Ярославом принудили пестунов Александровых и Феодоровых бежать из Новгорода тайно ночью. Впрочем, не прошло и году, как Новгородцы примирились с Ярославом; и в 1230 году оба брата, Феодор и Александр, опять посланы княжить в Новгороде; после чего Александр, в продолжение десяти лет, бессменно был Новгородским князем, вырос там и на двадцатом году своей жизни вступил в брак с дочерью Полоцкого Князя Брячислава. Ежели бесспорно, что обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь в молодости, имеют большое влияние на образование нашего характера; то несомненно, что Александр Невский твердостью своей воли, обдуманным и постоянным преследованием раз принятой цели, умением видимо уступать, выжидать время, и действовать решительно, когда этого требуют обстоятельства, вполне обязан своей постоянной Новгородской жизни в молодости. Здесь Александр по необходимости должен был приучить себя к постоянной осторожности, к неусыпному надзору за своими поступками и к умению достигать своих целей не раздражая противников и в тоже время не поблажая их своеволию. Ибо в Новгороде он жил как бы между двух огней: т. е. завися с одной стороны от непреклонной воли отца, постоянно стремившегося развить княжескую власть в вольнолюбивом краю, и с другой – от свободной воли Новгородцев, хорошо понимавших виды Ярослава и старавшихся по возможности отстоять свою самостоятельность и народную независимость. Отец требовал безусловного исполнения своих приказаний, явно противных Новгородцам, а Новгород хотел, чтобы его Князь был в согласии с интересами и волей народа. Не исполняя отцовских приказаний, Александр лишался его поддержки и не мог жить в Новгороде; исполняя же их, он рисковал не только утратить любовь народа, но даже лишиться свободы или подвергнуться оскорбительному изгнанию, чему примеров так много видел между своими предшественниками. Но Александр успел так хорошо поставить себя и так ловко приноровиться к обстоятельствам, что и отец оставался им доволен, и Новгородцы не восставали на его распоряжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/v...

Скачать epub pdf Глава XIX Кончина св. Александра. – Скорбь народа. – Чудо при погребении. – Нравственный образ св. князя Людие твои плакахуся о тебе, солнце земли Русския, в полудни зашедшем... (Акаф., конд. 11) Радуйся, обетами иночества святое житие свое увенчавый. Радуйся, в конец жития своего всего себе Богу посвятивый. (Ик. 10) Радуйся, угодниче Божий, в самом погребении прославление от Бога получивый. (Ик. 11) Радуйся, сего ради пламенную любовь от народа своего себе снискавый. (Ик. 6) Пробыв более году в Орде «избавы ради христианския» и испив до дна чашу горести и унижений, Александр наконец получил от хана позволение возвратиться в отечество. Можно вообразить, как спешил он отъездом из Орды, чтобы обрадовать свой народ добрыми вестями! Вот уже миновал он степи и пустыни, вот уже первые русские поселения, недалеко и Нижний... Но жестокий недуг крушит страдальца, его мощный организм, истомленный необыкновенными трудами, отказывается служить всегда бодрому духу 384 . Сколько храбрых пало на его глазах, более чем в 20 битвах, в которых он участвовал! Сколько раз приходилось ему ездить в Орду и в далекую Монголию к грозным ханам, где многие из князей окончили свою жизнь под ножами варваров! Скольким опасностям подвергался он во время своих путешествий! Но Бог хранил его: отовсюду он выходил невредим, мечи врагов и ножи убийц щадили его – только он сам не щадил себя, и вот теперь, обессиленный неимоверными трудами, он видит, что ему приходится умереть во цвете лет, не имея и 45 лет от роду!.. «Что дивного, – восклицает благочестивый описатель его жития, – если преждевременно истомился в таком кипящем горниле испытаний, и если самое тело, хотя благообразное и крепкое, ослабело от частых странствий в дальнюю Орду и не вынесло наконец постоянного напряжения сил? – Неодолимый в битвах, еще в полном цвете мужества, изнемог под бременем великокняжеского венца, который был для него венцом терновым, едва достигнув сорока-трехлетнего возраста» 385 . Приехав в Нижний, Александр так ослабел, что не мог продолжать путешествия и должен был остановиться на несколько времени 386 . Немного оправившись, он снова продолжал путешествие, но, доехав до Городца (Волжского), занемог так сильно, что не в состоянии был ехать далее 387 . Стояла глубокая осень – половина ноября. Суровое время года ускорило роковую развязку. Александр понял, что приближается конец его многотрудной жизни, и стал готовиться к переходу в вечность 388 . По обычаю того времени, он стал просить о пострижении в иночество и схиму с именем Алексия 389 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Ледовое побоище и его трактовка на основе работ экспедиции   Въезд Александра Невского во Псков. Худ. - В. Серов, 1945 Караев Г. Н. Произведенное в течение пяти лет комплексное исследование южной части Чудского озера и озера Теплого в той его половине, которая лежит к северу от линии деревень Мехикорма—Пнево, позволило с возможной на сегодняшний день точностью опреде-лить место древней Узмени, на котором к 5 апреля 1242 г. сосре-доточилось войско новгородского князя Александра Ярославича и произошла битва, вошедшая в историю под названием Ледового побоища. Как это видно из помещенных в настоящем сборнике статей непосредственных участников экспедиции: П. А Раппопорта, Я. В. Станкевич, И. К Голуновой (археологи), В. С Кузнецовой (инженер-геолог), Т Ю. Тюлиной (инженер-гидролог), Г. Н. Шестериковой (филолог), А. С. Потресова (ст. инструктор по туризму и краевед-исследователь), — в ходе экспедиционных изысканий удалось восстановить с научной достоверностью со-стояние исследованного района, каким он был 700—800 лет тому назад. Впервые оказались выясненными те конкретные условия, в которых действовало здесь более 700 лет тому назад русское войско. На основе этого стало возможным понять, какими сообра-жениями могли руководствоваться русские военачальники, пере-нося военные действия в район северной части Узмени, а следо-вательно, возможно ближе подойти и к решению вопроса о том месте, которое было ими избрано, чтобы дать решительный отпор врагу. Что же представлял собой в середине XIII в район северной части Теплого озера (в прошлом упоминаемой летописцем Узмени), где по всем данным произошло Ледовое побоище? Ко-ротко, результаты экспедиционных изысканий, в этой их части, могут быть сведено! к следующему: Под летописной Узменью следует понимать сравнительно уз-кий проток, соединявший Псковское и Чудское озера и носящий в настоящее время название Теплого озера. Это последнее образовалось из разлившейся Узмени как следствие протекающего на протяжении многих столетий медленного, хотя и неравномерного тектонического процесса, в результате которого происходит подъем северо-западной части Прибалтики и, в частности, района, лежащего между Чудским озером и Финским заливом.

http://sedmitza.ru/text/714919.html

Скачать epub pdf Глава XIV Войны с литовцами и ливонскими немцами. – Поход 1262 года. – Раковорская битва. – Финляндский поход Радуйся, безопасности всея северныя страны земли Российския охранителю. (Акаф., ик 5) Радуйся, общаго мира во днех своих устроителю. (Ик. 9) Радуйся, подвижниче веры... (Ик. 2) После сурового ответа, данного Александром послам папы, в Риме должны были потерять всякую надежду на добровольное подчинение русских. Но это не значило еще, что папы оставят Россию в покое. При известной всему миру настойчивости и строгой последовательности римской политики в достижении намеченных целей, надлежало ожидать, что папы, потерпев неудачу в попытке совратить русских путем убеждения и лести, вернутся снова к обычному в то время способу обращения посредством оружия. Действительно, вскоре после знаменитого посольства мы видим возобновление враждебных действий папства, направленных против нашего отечества. Презрительно смешивая русских с татарами, папа Иннокентий IV посылает в 1253 году епископам и духовенству Ливонии, Эстонии и Пруссии повеление проповедывать крестовый поход против татар, опустошающих Ливонию и Эстонию 272 . Вступивший в 1255 году на престол папа Александр IV спешит возобновить борьбу с православным русским народом, если можно так выразиться, по всей линии, поднимая против нас литовцев, ливонцев и шведов. Виды папы хорошо обрисовываются в его внушениях, обращенным к рыцарям: все земли, укрепления, местечки и города... даже то, что состоит под властью безбожных татар – все это мы принимаем в полную собственность св. Петра. По обращении в христианство (то есть в католичество) все эти земли, в силу нашего определения, должны состоять на вечные времена под особым покровительством и защитой апостольского престола (sub speciali protectione et defensione apostolicae sedis, postquam ad christianum cultum redacta fuerint, perpetuis temporibus permanere sancimus). Наибольшее внимание должно быть обращено на русских, держащихся греческой схизмы 273 . Особенное внимание пап начинает привлекать литовский народ, среди которого около половины XIII столетия совершалась знаменательная перемена.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Изборники , в широком смысле сборника, – тип книги, наиболее распространенный в древней славяно-русской письменности. Принято объяснять такого рода характер славяно-русской книжности ее тесной зависимостью от византийской литературы: большинство слав.-русских сборников являются переводами с греческого. С другой стороны, этот тип книги представлял много удобств в том отношении, что давал возможность в одном списке соединять произведения разных авторов по разнообразным вопросам. По характеру – громадное большинство слав.-рус. сборников содержания духовного, религиозно-нравственного, церковно­-учительного. В главной массе они служили просветительным целям христианской церкви, были вызваны к жизни ее заботами, как и вообще письменность древней Руси носит духовный характер, была делом церкви и ее служителей. По составу одни из сборников неопределенны, более или менее случайны, иногда в зависимости от личных вкусов составителя или списателя. Другие имеют более упорядоченный, определенный состав: в образовании их действовали определенные причины. В первого рода сборниках подлинно «сбор от мног отец», как сказано в заглавии древнейшего в этом роде, так называемого «Святославова Изборника» 1063 г. Этот сборник называется так потому, что он сохранился в русском списке, сделанном в 1073 г., с посвящением вел. кн. Святославу Ярославичу (ум. 1076 г.); вначале он был переведен с греческого для болгарского царя Симеона (к. IX – н. X в.). Состав сборника очень разнообразен. Кроме выписок из разных отцов церкви религ.-нравственного характера, составляющих его главное содержание, здесь встречаются статьи по философии, логике, риторике, есть также притчи, загадки. Этот драгоценный памятник издан Императ. Обществом любит. древ. письм. (Спб. 1880 года LV), на средства известного коммерсанта С. Т. Морозова фотографическим способом, давшим возможность воспроизвести его с точностью до малейшего штриха. Издание в количестве 360-ти экземпляров стоило около 100, 000 р. Самая рукопись хранится в москов. Синод. библ. Другой «Изборник Святослава» 1076 г. более однообразного состава. Содержание его составляют исключительно статьи нравоучительного характера, являющиеся или определенными заимствованиями с греческого (Стословец Геннадия и др.), или произведениями разных анонимных авторов (м. б., и слав.-русских), хотя и надписываются именами И. Златоустого, Василия Вел. и др. Этот сборник хранится в Импер. Публ. библ. в Петербурге. Издан довольно неисправно Шимановским в Варшаве, в качестве приложения к исследованию: «К истории др. русских говоров» (1888 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Книга I Глава I. Содержащая всеобщее Хронологическое обозрение начала, продолжения и настоящего состояния Иерархии Российской Хотя Христианская вера известна была в России ещё во времена Киевских Князей ОСКОЛЬДА и ДИРА, то есть около половины IX века, как пишут некоторые историки, а потом во времена блаженной ОЛЬГИ, около половины X века: но тогда ещё не было в России своей Иерархии. Уже в конце X века основана она в виде Ексархии, зависящей от Константинопольского Патриаршего престола, и управляема была Митрополитами Всероссийскими. Всероссийские Митрополиты начались в КИЕВЕ в 988 году при Великом Российском Князе BЛAДUMUPE I СВЯТОСЛАВИЧЕ, а потому именовались Митрополитами Киевскими и всея России даже до времён св. ИОНЫ, бывшего при Великом Князе Московском ВАСИЛИИ Васильевиче. Они жили в Киеве до половины XIII века, а с тех пор при Великом Князе св. АЛЕКСАНДРЕ Ярославиче Невском. Всероссийский Митрополит KUPUЛЛ III, по причине татарских набегов на Киев, перенёс престол Митрополии Всероссийской во ВЛАДИМИР на Клязьму, а оттуда при Великом Князе ИОАННЕ Даниловиче Московском, в начале XIV века, св. Митрополит перенёс оный в МОСКВУ, где, наконец, преемники его даже до начала Патриаршества Всероссийского, т. е. до 1589 года всегда жили. Сперва, как выше сказано, Митрополиты Всероссийские именовались Митрополитами Киевскими и всея России, не только во время пребывания своего в Киеве, но и по переселению своему в половине XIII века во Владимир и в начале XIV века в Москву. Но при Великом Князе Московском ВАСИЛИИ Васильевиче и при Митрополите Всероссийском св. ИОНЕ, после насильственного разделения Всероссийской Митрополии, Московский Митрополит писался Митрополитом Московским и всея России, а другой Литовский Митрополит именовался Митрополитом Киевским и всея России. Напоследок, когда Московские Митрополиты возведены на Патриаршеское достоинство, то Киевским Митрополитам, по причислению их к Российской Иерархии, уступлено первое по них место, о чём обстоятельнее будет ниже сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Обширны были владения Новгорода! Ему принадлежала новгородская земля, простиравшаяся на восток до Торжка, на запад до Финского залива, до реки Наровы, Чудского и Псковского озер, до самых границ ливонской земли, на юг до Великих Лук и на север до Ладожского и Онежского озер. Далее за пределами новгородской земли простирались новгородские области, занимавшие громадное пространство земель до Ледовитого океана на севере и до Оби в Сибири... Однако не обширное пространство подвластных земель было главным источником силы новгородской: Новгород был самым торговым городом в Древней Руси, чему, конечно, более всего способствовали близость Балтийского моря и удобные водные пути, соединявшие его с внутренними частями России. Большие богатства стекались в Новгород! Но больше всего Великий Новгород гордился и дорожил своей вольностью. Недаром водились там в старину «удалые добрые молодцы», называвшиеся повольниками, неугомонные, буйные головы. Не зная, куда девать свою удаль молодецкую, свою силу богатырскую, они бросались, подобно скандинавским викингам, в дальние и опасные предприятия, под руководством отважного и опытного вождя, прославленного песнями за удалые подвиги. И море Варяжское, и берега Студеного моря, и Поволжье были свидетелями их буйства и грабежей, равно как и их бесстрашного мужества, сметливости и ловкости. Оживлялись пустыни, в темных дебрях звенел топор, по вековым трущобам росли новые поселки, и из конца в конец по краю звонко раздавалась, высоко залетая над глушью лесов и степей, песня Руси молодой, и в песне той – вольный клич лихих борцов, орлиный клекот, сила бурная, неудержимая... Но куда бы судьба ни занесла повольника, он нигде и никогда не должен был забывать ни Великого Новгорода, ни своего имени христианского: горячая любовь к родине, защита бедных и несчастных, великодушие в отношении к побежденным составляли главные его доблести. Нагулявшись и натешившись досыта, повольники возвращались домой и приносили свою опытность, свою закаленную в опасностях энергию на службу Великого Новгорода, а иногда и открывали для новгородской торговли новые земли и рынки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010