Даже император Николай II с августейшей супругой Александрой Фёдоровной несколько раз бывал здесь на различных торжествах. В связи с этим было принято решение о переоборудовании домовой церкви, для чего был приглашён известный знаток скульптуры и живописи архитектор Н.В. Султанов. Его стараниями домовая церковь генерал-губернатора обрела обшитые деревом и расписанные фресками стены. Вся церковная утварь была стилизована под образцы древнерусского искусства Ярославля и Ростова Великого. Новые входные двери были изготовлены по образцу порталов царских дворцов, расположенных в Измайлово и Коломенском. А основу нового иконостаса составили двадцать икон из разобранного храма в селе Братеево. Это были старинные иконы, написанные ещё в допетровское время. Их тщательно отреставрировали, после чего они заняли своё достойное место. Оттуда же были перевезены и чудом сохранившиеся до нашего времени резные царские врата, которые сейчас можно лицезреть в экспозиции музея «Коломенское». В таком виде, почти без изменений, домовая церковь московского генерал-губернатора пребывала до конца 1917 года. После того как власть в России захватили большевики, церковь опечатали, а весной 1921 года она была полностью уничтожена во время перестройки бывшего генерал-губернаторского дома. Храм был устроен в южном крыле главного здания. Отдельный вход был устроен со стороны сквера и пристройки к зданию. Точка стоит с учётом передвижения здания на 13 метров от Красной линии улицы. Церковь свв. Сергия Радонежского и Александра Невского была обновлена в 1892 году на средства в.к. Сергея Александровича по проекту архитектора Н.В. Султанова. Сергия Радонежского, преподобного, и благоверного князя Александра Невского в доме генерал-губернатора церковь (Тверская улица, дом 13; уничтожена). Украшением генерал-губернаторского дома была его домовая церковь благоверного князя Александра Невского, устроенная в 1806 г. Она размещалась в комнате верхнего третьего этажа (в советское время дом был передан Моссовету и надстроен двумя этажами).

http://sobory.ru/article/?object=25763

Также, по решению Патриарха Алексия, иеромонах Вассиан (Змеев) был утвержден в должности проректора по воспитательной работе, за Божественной литургией в Покровском академическом храме он был возведен митрополитом Климентом в сан игумена. Патриарх Алексий к празднику Покрова, по представлению ректора и Совета академии, удостоил наградами: орденом св. Митрополита Макария Московского, III ст. . профессора архимандрита Платона (Игумнова); орденом св. Митрополита Макария Московского, III ст. . профессора протоиерея Владислава Цыпина; орденом преп. кн. Даниила Московского, III ст. . протоиерея Серафима Соколова; орденом св. Митрополита Макария Московского, II ст. . заслуженного профессора Скурата К.Е.; орденом преп. Сергия Радонежского, III ст. . преподавателя иеромонаха Мелетия (Соколова); орденом преп. Сергия Радонежского, III ст. . профессора Сидорова А.И.; орденом преп. Сергия Радонежского, III ст. . преподавателя Иконописной школы Алдошину Н.Е.; орденом св. кн. Ольги, III ст. . сотрудницу библиотеки Коновалову М.С.; орденом св. кн. Ольги, III ст. . сотрудницу библиотеки Афонину В.С. Патриарх Алексий также отметил помощь благотворителей: Г.Г.Григорян удостоен ордена Преподобного Сергия Радонежского, II степени. Патриарших грамот удостоены ректор Московского государственного открытого педагогического Университета им. М.А.Шолохова Ю.Г.Круглов и другие благотворители. Выступивший на торжественном акте председатель Фонда единства православных народов В.А. Алексеев сообщил о принятом правлением Фонда решении удостоить стипендиями преподавателей и студентов из братских Поместных Православных Церквей, которые проходят стажировку или обучение в стенах Московской Духовной Академии. В годичном акте также приняли участие представители центральных и местных властей. Были оглашены приветственные послания полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко. Первый заместитель председателя Госстроя России, президент общества «Наследники Александра Невского› Н.В. Маслов сообщил о решении организовать поездку на Святую Гору Афон для 20-ти лучших студентов академии и семинарии.

http://pravoslavie.ru/11479.html

Проект собора принадлежит проф. Академии художеств архит. М. Т. Преображенскому. А. Н. с.- это построенный в неорус. стиле, трехапсидный, крестово-купольный в плане храм (58 ´ 51 кв. м; высота ок. 58 м) с пятиглавым завершением. главный престол освящен во имя св. блгв. кн. Александра Невского, юж. придел - во имя прп. Сергия Радонежского, сев.- во имя св. равноап. кн. Владимира. Собор выстроен из известняка и облицован кирпичом, его отличает богатое декоративное убранство, к-рое придает всему облику храма торжественно-нарядный вид. Фасады украшены мозаиками работы архит. А. Н. Фролова. Роспись интерьера выполнена по эскизам Преображенского. Иконы для иконостасов написаны в 1889-1899 гг. в мастерской акад. А. Н. Новоскольцева, по его же эскизам исполнены витражи центрального алтаря с изображениями Спасителя, Божией Матери и св. Иоанна Предтечи. В апсиде главного придела помещена композиция «Причащение апостолов», выполненная М. М. Васильевым по образцу алтарной мозаики собора Св. Софии Киевской. Икона св. блгв. кн. Александра Невского из Александро-Невского собора в Таллине. Кон. XIX–haч. XX в. Икона св. блгв. кн. Александра Невского из Александро-Невского собора в Таллине. Кон. XIX–haч. XX в. После образования Эстонской Республики автономная Эстонская Церковь в 1923 г. вошла в юрисдикцию К-польского Патриархата. Были образованы Таллинская епархия с эст. приходами и Нарвская - с преобладанием русскоязычной паствы, в юрисдикции к-рой находился А. Н. с. В 20-х гг. XX в. в Эстонии началась кампания за снос А. Н. с.- «памятника русского насилия». В 1924 г. поднялся вопрос о перестройке А. Н. с. и всей территории Тоомпеа в «Пантеон эстонской независимости». Проект не был реализован. В окт. 1928 г. в Гос. Собрание был внесен законопроект о разрушении собора к 1 мая 1929 г. 23 окт. 1929 г. еп. Печерский Иоанн (Булин), неск. пасторов Евангелическо-лютеранской Церкви Эстонии , представители правосл. населения Эстонии и даже лютеранская общественность направили главе гос-ва и председателю Гос.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРА ...

Звон собора составляет 11 колоколов. На колоколах отлиты следующие изображения и надписи: На 1-м колоколе - образы Спасителя и св. Александра Невского. Надпись: " И ины овцы имам, яже не суть от двора сего и тыя ми подобает привести и глас мой услышать, и будет едино стадо и един пастырь. Иоан. 10, 16 " . " Колокол Ревельскаго Александро-Невскаго Собора, начатаго постройкою в 1894 году с соизволения ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III по почину и усердием Эстляндскаго Губернатора Князя Сергия Владимировича Шаховскаго и достроеннаго в царствование ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II стараниями Эстляндскаго Губернатора Евстафия Николаевича Скалона и членов председательствуемаго им комитета " . На 2-м колоколе - образы Благовещения Пресвятыя Богородицы и свт. Николая Чудотворца. Надпись: " Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу " . " Колокол Ревельскаго Александро-Невскаго Собора, закладка коего совершена Архиепископ. Рижск. и Митавск. Арсением. Колокол отлит при управлении епархиею Епископом Агафангелом " . На 3-м колоколе - образы прп. Сергия Радонежскаго и Вознесенья Господня. Надпись: " Кто взыдет на гору Господню или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем " . Пс. 23, 3 - 4. " Колокол Ревельскаго Александро-Невскаго Собора. " На 4-м колоколе - образ св. князя Владимира. На всех остальных колоколах одинаковая надпись: " Колокол Ревельскаго Александро-Невскаго Собора " . Источник : Все три иконостаса и четыре киота изготовлены по рисункам самого М.Т.Преображенского; работу выполнил мастер С.Абросимов, золотивший купола. Главный придел собора освящен во имя св. благоверного князя Александра Невского, правый придел - во имя прп. Сергия Радонежского, а левый - во имя св. равноапостольного князя Владимира. Иконы для иконостаса и четырех киотов были написаны на цинковых и медных досках в санкт-петербургской мастерской академика А.Н.Новоскольцева. Иконы следующие: В иконостасе главного придела в нижнем ярусе - иконы Спасителя, Богоматери, Архангела Михаила, Архангела Гавриила, Александра Невского и Гавриила Псковскаго. Пред правым клиросом - иконы Исидора Юрьевскаго и Сергия Радонежскаго. Пред левым клиросом - иконы св. княгини Ольги и св. князя Владимира. Над царскими вратами - Тайная вечеря. В верхнем ярусе - Спаситель на престоле, 6 икон 12-ти апостолов.

http://sobory.ru/article/?object=00141

В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 2. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1895 г. В городе Переславль-Залесский, на высокой пологой горе между Троице-Даниловым и Горицким монастырями, расположена небольшая Сретенская церковь. До сегодняшнего дня не имеется точных летописных сведений о дате возведения этого храма, но существуют некоторые источники, в которых датой возведения церкви называется 1785 год. Практически до 1753 года у ограды большого Горицкого монастыря располагались две выстроенные из дерева церкви, одна из которых была освящена в честь святого Сергия Радонежского и являлась летней, а вторая была освящена в честь Сретения и являлась зимней. Обе церкви полноправно относились к Сергиевскому приходу. В середине 1753 года переславский епископ Серапион выдал подтвержденное разрешение на возведение новой, выстроенной из камня церкви, которая выстроилась бы взамен двух деревянных. Храм должен был быть выстроен Сретенским, а также оснащенным приделом во имя Сергия Радонежского. Важно отметить, что возведение храма успели только начать, ведь в этот период времени в город Переславль приехал Амвросий – новый епископ, при деяниях которого началось полномасштабное строительство в кафедральном Горицком монастыре. Расположенные в монастырской зоне приходские церкви было приказано снести, а неиспользованный кирпич с начавшегося процесса строительства каменного храма – вернуть прихожанам. Многочисленные прихожане, получив кирпич обратно, приняли решение употребить его на дальнейшее строительство храма на новом месте, которые было значительно более удалены от монастыря. Сретенская церковь первоначально была освящена в честь праздника Сретения Господня. В храме находилось два придела: первый был освящен во имя Сергея Радонежского (как и у предыдущей церкви), а второй – во имя Александра Невского, ведь именно этот святой был одним из переславских князей. Стоит отметить, что ни одного из этих деяний не было осуществлено: на планируемое месторасположение была просто перенесена старинная деревянная церковь, при этом, её освятили во имя Александра Невского. Спустя 20 лет обветшавшее деревянное здание практически полностью пришло в негодность. В это время священники при Александро-Невской церкви Иванов Василий и Иванов Стефан обратились с просьбой к епископу Феофилакту о возвращении их приходу такого количества кирпича, которое было в своё время потрачено на невозведённую церковь, неподалеку у стен Горицкого монастыря. Важно упомянуть, что тот храм разобрали и полностью пустили на строительные материалы для обновления большого Горицкого монастыря. Данное прошение было подано в конце 1778 года, но долгожданного кирпича прихожанам так и не удалось заполучить. 26 октября 1785 года нововыстроенный Сретенский храм, оснащенный приделом во имя Александра Невского, был освящен.

http://sobory.ru/article/?object=00443

Лит.: 25-летний юбилей Правосл. Богословского ин-та в Париже: 1925-1950. П., 1950; Семенов-Тян-Шанский А., свящ. Памяти М. М. Осоргина//ВРСХД. 1950. 6. С. 30-33; А. Ш. М. М. Осоргин//ЦВЗЕЕ. 1951. 1(28). С. 18-19; Кассиан (Безобразов), еп. Слово на отпевании М. М. Осоргина//Там же. С. 19-20; Ossorguine N. M. Un chantre hors du commun: M. Ossorguine//Messager orthodoxe. P., 1987. N 104. P. 76-82; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 402-404, 407, 431-432, 444; Рар Г. Киссингенский храм: его настоятели и богомольцы (1921-1984)//Братский вестн. Бад-Киссинген, 1997. Вып. 6. С. 4-12; Рахманова М. П. M. M. Осоргин//Золотая книга эмиграции. М., 1997. С. 474-475; Ковалевский П. Е. Дневники (1937-1948). СПб., 2001. Т. 1. Н. М. Осоргин. Фотография. 2005 г. (8.09.1924, Париж - 5.11.2014, там же), псаломщик, регент, церковно-общественный деятель, автор обработок церковных распевов. Сын M. M. Осоргина. Род. на Сергиевском подворье. Учился в Русской гимназии в Париже. С раннего детства прислуживал в церкви Сергиевского подворья, где 8 янв. 1939 г. был посвящен в чтеца митр. Евлогием (Георгиевским). Во время второй мировой войны прислуживал в Александро-Невском соборе в Париже. Член братства иподиаконов и прислужников при соборе. Окончил техническое уч-ще (1946), Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского в Париже (1949). Член студенческого братства им. преподобных Сергия и Никона Радонежских. В 1950 г. женился на И. В. Александрович. Руководил кружком по изучению церковного пения при Русском студенческом христианском движении (1949-1955). 1 окт. 1951 г. был назначен псаломщиком ц. прп. Сергия Радонежского на Сергиевском подворье, исполнял это служение до самой смерти. Член приходского совета ц. прп. Сергия Радонежского (1951-2014). Регент мужского хора студентов Богословского ин-та и певчих ц. прп. Сергия. Преподаватель церковного устава в Богословском ин-те (1951-2005). Администратор Сергиевского подворья (1951-2005). Директор епархиального свечного завода при Сергиевском подворье (1951-1995). Член редакционной комиссии по составлению «Нотного сборника православного русского церковного пения» (1962-1975; т. н. Лондонский сборник). Член комитета Об-ва ревнителей православного церковного пения (1968). Участник работ Межправославной комиссии по вопросу церковного календаря в Шамбези (1977). Член епархиального совета Архиепископии русских православных церквей в Зап. Европе (1981-1994). Автор статей по литургическому богословию.

http://pravenc.ru/text/2581643.html

В главном храме находились престол преподобного Сергия Радонежского и два придела. Один из них – святого Александра Невского и Марии Магдалины устроили в честь 25-летия супружества императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны, другой – чудотворца Николая –  посвящён спасению жизни наследника российского престола Николая Александровича во время его путешествия по Японии 29 апреля 1891 г. Иконостас – 4-ярусный, копия иконостаса Успенского Кремлёвского собора. 94 иконы выполнены живописцем Ф.Е. Кудряшёвым. Из икон нижнего яруса по ценности живописи и окладов с драгоценными украшениями обращали на себя внимание: с северной стороны Царских врат в особых сенях по образцу Успенского собора – икона Владимирской Богоматери и Святого Георгия Победоносца, с южной – икона Казанской Богоматери. Во втором ярусе размещены иконы двунадесятых праздников, в третьем – собор святых Апостолов, в четвёртом – ветхозаветных пророков и праведников, выше иконостас увенчан восьмиконечным золочёным крестом. Перед алтарём на возвышении в несколько ступеней устроена солея из облицованного подольского мрамора, ограждённая железной бронзированной решёткой. По сторонам солеи – два прекрасной работы полированных сосновых клироса, выше которых помещены иконы Богоматери скоропослушницы и целителя Пантелеймона (дар афонской Пантелеймоновской часовни в Москве). На южной стене рядом с этими иконами находилась драгоценнейшая и главнейшая святыня храма – древняя икона преподобного Сергия, пожертвованная собором Троицкой лавры. На левом клиросе – икона Спаса Нерукотворного, а рядом по северной стене – икона Иверской Богоматери (благословение Иверского Афонского монастыря). Внутренние стены храма и галереи оставлены не крашеными, а натуральными сосновыми; на них размещено несколько икон, из которых особое внимание обращали на себя: икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла, икона Симеона Юродивого и праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, в киоте прекрасной работы. По углам храма выше карниза под парусами в массивных киотах размещались изображения четырех евангелистов. Не меньшее внимание обращали на себя иконы, помещённые в приделах святого Николая – икона преподобного Сергия (в роскошном киоте), икона святых устюжских чудотворцев Прокопия и Иоанна, икона святого Александра Невского, шитая бисером и шелками работы графини А.А.Орловой-Чесменской. В главном алтаре, на горнем месте, находилась больших размеров картина «Преображение Господне», по ее сторонам были изображения святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Сергия художественной работы. В алтаре находилась богатая плащаница работы сыновей Г. Корнилова, в главном приделе по изяществу работы выделялся свечной ящик из агрового дерева. Полы в храме и в его галереях – бетонные, паркетного типа. Масса света проникала в храм через громадные окна галереи.

http://sobory.ru/article/?object=34539

24 июня 1891 года губернский инженер А.С. Корсак, в присутствии начальника 7 Дистанции службы ремонта пути и зданий инженера И.В. Попова, начальника станции «Тверь» И.И. Недзвездецкого и потомственного почётного гражданина А.А. Коняева, осматривал место будущего храма. Грунт в вырытых фундаментных рвах на глубине двух аршин (ок. 1.4 м) оказался песчано-глинистым, а соответственно, вполне подходящим для строительства. Точные даты начала и конца строительства были высечены на мраморной доске, установленной в интерьере храма на западной стене: «Начата постройкой 30 августа 1891 года, а окончена 30 августа 1893 года». 15 сентября её освидетельствовал епархиальный архитектор А. Фёдоров, и уже 19 сентября председатель комитета по строительству храма инженер Попов просит тверского губернатора согласовать с тверским архиепископом предполагаемую дату освящения храма - 17 октября 1893 года. В этот день главный престол во имя Александра Невского освятил архиепископ Савва. Правый (южный) придел был освящён кафедральным протоиереем Г.П. Первухиным 28 декабря в честь епископа Криткого Андрея и святой мученицы Иулиании. Он же освящал 10 февраля 1894 года левый (северный) придел в честь преподобного Сергия Радонежского и святой мученицы Надежды. Церковь закрыли в 1929 году, помещение передали под хлебохранилище. В послевоенные годы здание сильно перестроили: двухсветный четверик храма разделили на два этажа. В нижнем этаже разместили магазин, в верхнем - жильё. В 1983 г. при строительстве нового здания железнодорожного вокзала остатки церкви окончательно разобрали. По материалам исторической записки " Церковь Александра Невского в Твери " , разработанной в 2006 году М.А. Салимовой и А. М. Салимовым 20 октября 2010 года в г. Твери на пересечении проспекта Чайковского и улицы Коминтерна (привокзальная площадь) состоялась закладка храма в честь святого благоверного князя Александра Невского. Чин закладки храма совершил Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор в сослужении духовенства Тверской епархии. В основание нового храма была заложена частица мощей священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. На месте церковного строительства был поставлен Поклонный Крест. Храм предполагается строить максимально похожим на стоявшую здесь величественную церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского, окончательно разрушенную в 80-е годы прошлого века.

http://sobory.ru/article/?object=19668

Татьяна Воробьева , педагог-психолог высшей категории. 10 ошибок на пути к браку. Подготовила Валерия Посашко //Фома. - – июль 2014. – С.24-27. - (рубрика « Тема номера. Построй свою любовь »).         На врезке к статье: Главное в семье… Результаты опроса, проведенного ВЦИОМ в августе 2013 года. Фото Ксении Кашириной и Елены Сысоевой//Фома. - – июль 2014. – С.27. - (рубрика « Тема номера. Построй свою любовь »). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Олег Салагай , пресс-секретарь министра здравоохранения России//Фома. - – июль 2014. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Протоиерей Игорь Фомин , настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО . Формула любви. Кому и когда вверять свое сердце? Подготовила Алла Митрофанова . Фото Наталии Федоровой и фото www.lori.ru// Фома. - – июль 2014. – С.28-31. - (рубрика « Тема номера. Построй свою любовь »). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Олег Салагай , пресс-секретарь министра здравоохранения России//Фома. - – июль 2014. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). ВЕРА (раздел). – С.32-49. К 700-летию преподобного Сергия Радонежского Протоиерей Павел Великанов , настоятель Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Маленький принц в большом супермаркете , или Чему церковная бабуся научила филолога - – июль 2014. – С.32-39. - (раздел « Вера »). глав из книги «Школа веры» протоиерея Павла Великанова, второе издание которой вышло в преддверии 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Толковый словарь: Женщина: сотворенная из ребра мужчины? /Автор – Юрий Пущаев . Ил.: Сотворение Адама и Евы. Миниатюра из иллюстрированной Библии. Около 1230 г.//Фома. - – июль 2014. – С.40. – (раздел «Вера», рубрика « Толковый словарь »). Реклама : С.41. К 700-летию преподобного Сергия Радонежского Взросление отрока Варфоломея. Патриарх Кирилл о детстве и родителях преподобного Сергия . Из проповеди Патриарха Кирилла после Литургии в Троице-Сергиевом Варницком монастыре, 11 мая 2014 года. Ил.: Видение отроку Варфоломею. М. В. Нестеров. 1889-1890. Фото предоставлено пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – июль 2014. – С.42-43. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-135-...

16 июня в поселке Дивноморском близ Геленджика Патриарх Алексий возглавил освящение храма во имя Преподобного Сергия Радонежского Геленджикского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Святейшему Патриарху сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, архиепископы Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, Истринский Арсений, Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, Майкопский и Адыгейский Пантелеимон, епископы Элистинский и Калмыцкий Зосима, Ставропольский и Владикавказский Феофан, наместник Троице-Сергиевой Лавры епископ Сергиево-Посадский Феогност и викарий Екатеринодарской епархии епископ Ейский Тихон. Небольшой храм не смог вместить множество верующих, собравшихся вокруг него, поэтому Божественную литургию совершили на специально возведенном у храмовых врат помосте. В 1994 году сельский сход Дивноморска принял решение о создании общины во имя преподобного Сергия Радонежского. Православный приход, не имевший священника, окормляли священнослужители соседних сел. В 1995 году настоятелем Свято-Сергиевской общины был назначен иеромонах Феогност (Дмитриев), приход получил статус подворья Троице-Сергиевой Лавры, и под строительство будущего храма был выделен участок земли. Вплоть до 1997 года, когда началось строительство храма, богослужения проходили в бывшем здании отделения милиции. В этом же году приходу был передан из Троице-Сергиевой Лавры образ преподобного Сергия Радонежского с частицей его мощей. Строительство Свято-Сергиевского храма завершилось осенью 2004 года. На подворье подвизаются не более 10 насельников, при Свято-Сергиевской общине действует воскресная школа, в которой учатся 25 детей, и катехизаторские курсы для взрослых. Перед началом богослужения, обращаясь к верующим с Первосвятительским словом, Патриарх Алексий рассказал о том, как будет совершаться чин освящения храма, подчеркнув: " Мы молимся, чтобы благословение Божие пребывало с приходящими в этот храм, чтобы он простоял в веках и чтобы никакие нестроения и невзгоды не смогли сокрушить его " .

http://pravoslavie.ru/13787.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010