Отд. 8) с подписью: Ф. Достоевский. О возможной связи рассказов «Елка и свадьба» и «Честный вор» см. с. 552. Фигура «добродетельного злодея», лицемерно играющего роль «покровителя» слабых Юлиана Мастаковича, впервые встречается в фельетоне «Петербургской летописи» от 27 апреля 1847 г. (см.: наст, т. С. 9 и 10). Вскоре она дополняется новыми штрихами в «Слабом сердце». Некоторые черты Юлиана Мастаковича предвосхищены в «Бедных людях» в фигуре Быкова. Дальнейшее развитие сходного типа критика отмечала в Петре Александровиче («Неточка Незванова»), Лужине («Преступление и наказание»), Тоцком («Идиот»). Особенно важна в «Елке и свадьбе» характерная для всего творчества Достоевского тема ребенка, рано задумавшегося о неравенстве в обществе богатых и бедных. В характере маленького сына гувернантки бегло намечены психологические черты, которыми Достоевский позднее охарактеризовал психологию члена «случайного семейства»: ощущение бедности и зависимого положения; борьба гордости и трусости; детская наивность, соединенная с первыми попытками поподличать». От образа сына гувернантки тянутся нити к Неточке Незвановой, Нелли в «Униженных и оскорбленных» (1861), Аркадию Долгорукому в романе «Подросток» (1875), Илюше Снегиреву в «Братьях Карамазовых» (1879–1880). Белые ночи Впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» (1848. с подписью: Ф. Достоевский и с посвящением другу молодости Достоевского поэту А. Н. Плещееву. Размышления о типе петербургского «мечтателя» занимают важнейшее место в творчестве Достоевского 1840-х годов (см. вступительную статью в т. 1 наст, изд): «В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, — писал Достоевский в «Петербургской летописи» (наст. том С. 31), — мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностию, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода — мечтателем». В герое «Белых ночей» явственны автобиографические элементы: «…все мы более или менее мечтатели!» — писал Достоевский в конце четвертого фельетона «Петербургской летописи», а в конце позднейшего фельетона «Петербургские сновидения в стихах и в прозе» (1861) вспоминал о своих «золотых и воспаленных грезах», очищающих душу и необходимых художнику.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Закрыть Проблемы трансформации российского книгоиздания и библиотек в русские Александр Гапоненко   03:02 27.02.2024 64 Время на чтение 6 минут Источник: блог автора В России в настоящее время издаются книги, которые несут в себе, главным образом, либеральный идеологический запал и направлены на формирование члена российской нации, а не члена русской нации. Соответствующим образом и публичные и личные библиотеки наполовину наполнены книгами подобного содержания. Если учесть, что вторая часть библиотек наполнена книгами, которые писались и издавались с целью формирования членов советской нации, то не понятно откуда может народится русская нация. Рождению этой нации следует помогать посредством применения различных социальных механизмов. Назовем некоторые проблемы в рассматриваемой сфере и предложим механизмы их разрешения. Книги, которые посвящены русской тематике издаются малыми тиражами, не получают поддержки в либеральной прессе, по их сюжетам практически не снимают фильмы. Русские по духу, авторы получают гонорары, на которые невозможно прожить, чаще всего публикуют книги за свой счет. Очевидна необходимость вмешательства государства в издательский процесс, например, путем установления налога на публикацию художественных произведений иностранных авторов и перераспределяя полученные средства на выплату гонораров отечественным писателям. Писатели патриоты должны в России иметь материальную основу существования. Сами они не могут выжить в борьбе с англосаксонским культурным империализмом. В качестве примера движения в этом направлении можно рассмотреть санкции, которые были применены против двух значимых фигур из пишущей россиянской братии - Д. Быкова(Зильбертруда) и Б.Акунина (Г.Чхарташвили). Д. Быков. Пишет стихи, статьи, романы. Получил известность чтением лекций по русской и советской литературе. Эти лекции носят утонченный русофобский характер. Вел передачи на центральных телеканалах, активно сотрудничал с телеканалом " Дождь " , радиостанцией " Эхо Москвы " . Награжден премиями Золотое перо России, Большая книга, Национальный бестселлер. В 2022 г. включен в список иноагентов. Переехал жить за границу.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/27/proble...

Юлия 4 июня 2016, 09:08 Да, Вы правы " через личности эти процессы транслируются на наше общество " . А мы даже наших версий высказать не можем, откуда это зло. Тогда мы можем создать свои добрые цели, стратегию и тактику - какое образование нужно нашим детям. У разрушителей образования, наверное, нет дискуссий и все действуют четко, как солдаты. И результаты впечатляющие. А нас утянут в дискуссии, надеясь, что мы никогда не договоримся, не пробьемся в министерство образования, не создадим свои таблички, не найдем столько грамотных исполнителей. Елена 4 июня 2016, 07:21 Дай Бог, сил и здоровья Алексею Владимировичу Фёдорову! Большое спасибо за ваше отношение к судьбе образования, культуры, будущему Родины! Спасибо за хорошие полные ответы. Тема, названная " опасной " , почти международной, опасна последствиями глобальными, и тянется она с времён,предлагающих всем свободу - кто сколько может взять. Помню как в начале 90-х сын-подросток с возмущением приходил из школы после бесчисленных заявлений завуча, заходящей на любой урок со словами: задача школы - дать знания на ТРОЙКУ, а ваше поступление в вуз - проблема ваших родителей, пусть нанимают репетиторов. Слава Богу, наступает прозрение... Поддерживаю, что у Общества русской словесности должны быть задачи, связанные не только с литературным образованием, но и восстановление нашего культурного уровня. Небольшое наблюдение за статистикой чтения на портале pravoslavie.ru: материал данной рубрики почему то не очень востребован. Или мы, православные, не желаем читать " ученые " статьи, или так заняты своей душой, а мирское - вне нас, или же новые публикации данной проблематики следует выставлять не в стороне, а вместе с другими. Даже обидно, Святейшему Патриарху доверили ТАКОЕ важное дело, а паства даже на вашем сайте в большинстве молчит. Порталу pravoslavie.ru:хорошо, что слово даете всем - и разработчикам, и писателям, и учителям. Было бы интересно мнение и Александра Архангельского, разрабатывающего новую линейку учебников, и Дмитрия Быкова, как учителя литературы, и Ивана Охлобыстина, как сценариста и родителя, и Гузель Яхину, и Германа Грефа, ... Представить широту лиц и мнений российского общества. Спаси, Господи!

http://pravoslavie.ru/93920.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance МЫСЛЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ СУДЬБАМИ 17 мин., 01.01.2008 Алексей ВАРЛАМОВ – о русской литературе и русских писателях Что происходит в современной русской литературе? Одни говорят – кризис, другие – расцвет. Почему на книжных прилавках так много " чернухи " ? Верно ли, что раньше читали больше и глубже? Должны ли быть у писателя внутренние тормоза? А если он верующий – о чем ему писать и как? Должно ли его творчество стать формой проповеди – или это окажется профанацией литературы? Чему можно научиться по судьбам русских писателей XX века? Об этом мы беседуем с писателем Алексеем ВАРЛАМОВЫМ, лауреатом премии Александра Солженицына в области литературы. Алексей ВАРЛАМОВ родился в 1963 году в Москве. Окончил филологический факультет МГУ, там же читает спецкурс по Серебряному веку и готовит к кандидатским экзаменам иностранных аспирантов. Доктор филологических наук. Автор нескольких романов и повестей, множества рассказов. Член редколлегии журнала " Октябрь " , постоянный автор журналов " Новый мир " и " Москва " . За повесть " Рождение " в 1995 году получил премию " Антибукер " . В серии " Жизнь замечательных людей " вышли его две книги: " Пришвин " и " Александр Грин " , готовится к выходу третья – " А.Н. Толстой " . В марте этого года стал лауреатом премии Александра Солженицына с формулировкой: " За тонкое исслеживание силы и хрупкости человеческой души, ее судьбы в современном мире; за осмысление путей русской литературы ХХ века в жанре писательских биографий " . Женат, двое детей. Эпоха низкого формата – Помните, как в перестроечные годы люди жадно читали толстые литературные журналы? Почему сейчас массовый читатель от них отвернулся? Кто виноват – писатели или читатели? – Виновата жизнь – слишком уж она изменилась. Как бы мы сейчас ни ругали советские времена, но у людей тогда было достаточно времени, чтобы читать, чтобы думать и спорить. Правду, в условиях тотального дефицита информации, можно было найти преимущественно в художественной литературе. Конечно, не всю правду – но немалую ее долю. Потому и были так популярны произведения Белова, Астафьева, Распутина, Айтматова, Трифонова, Шукшина, Быкова, Воробьева, Носова и многих других, что читатели видели в них пророков, “представителей правды на земле”.

http://foma.ru/myislyu-chelovecheskimi-s...

А что же с патриотизмом Войниловича? Различим ли белорусский и польский патриотизм? Думается, что любой человек скажет, что различим и существенно. Мне довелось некоторое время серьезно заниматься белорусским национализмом. В частности, глубоко изучить историю Белорусского Народного Фронта и его предтечи. Не буду утомлять, однако все «патриоты» Беларуси: Позняк, Кулик, Купава, Борозна, Кацапов, Ермолович, Александрович, братья Басалыги и им подобные Марочкины склонялись именно к польскому патриотизму. Презирали и презирают мужицкий, так они называют в своем кругу, все белорусское и самих белорусов. В отличие от лично своего, шляхетского, польского. Василь Быков, в частности, о Позняке З.С. пояснял, что по отцу он поляк. А вот мать у него еврейка. Мать, Биль Анна Евхимовна, выходка из богатой торговой еврейской семьи Западной Украины. Получила хорошее образование, сдала перед войной экзамены за весь курс польской гимназии. В войну скрывалась от терроризма бандеровцев в местечке Субботники, что на Гродненщине. Никто из жителей Субботников в войну не выдал ее еврейское происхождение. Она вышла замуж за отца Зенона. Отец погиб красноармейцем при освобождении Польши. Слава его памяти! После войны и до пенсии мать работала секретарем сельского совета в Субботниках. По словам Быкова, так и получился от смешения кровей воинственно «шчыры» белорус Зенон Позняк. «Упарты и смелы», дополнял он. Войнилович действительно жестко выступал против положений, внесенных в похабный Рижский мирный договор 1921 года. Но исключительно против закрепленных в договоре положений об отделении восточных, крэсавых земель, от «матери Польши». Против создания на отнятых от Польши землях советской или нейтральной Беларуси. Об этом он однозначно записал в своем дневнике, который опубликован. Ну и где здесь белорусский патриотизм Войниловича? Какую же родину и страну любит Войнилович? Ответ однозначный – Польшу и только Польшу времен Пилсудского. Он патриот той Польши, господа историки и бюрократы. Не нужно лепить из него патриота Беларуси.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/08/es...

Евгений Мураев : Леонид Быков, которому сегодня исполнилось бы 90, создал, наверное, лучший в советском кино образ украинца. Он одет в советскую военную форму, у него на груди звезда Героя и со своими товарищами разных национальностей он говорит по-русски. Но при этом капитан Титаренко бесконечно влюблен в Украину, он сражается за ее свободу и он - часть огромного дела, в котором украинцы были не жертвами и не расходным материалом, а лидерами. Победителями. Против таких, как наш любимый актер, сумевший создать эталон настоящего, цельного человека, воюют те, чья картина мира помещается в коробку из-под торта. Они против той истории, частью которой навсегда для нас будет Быков, но неизбежно проиграют. Объясню почему. Памятник военным летчикам, чьим воплощением стал Леонид Федорович, на Днепровском спуске в Киеве - один из самых душевных военных памятников. Он очень родной. Наш. Создать нечто даже отдаленно похожее «ненаши» просто неспособны. Александр Вилкул : Созданный Леонидом Быковым «В бой идут одни старики!» - один из самых любимых фильмов для целых поколений. Он формирует уважение к Великому Подвигу нашего народа, победившего в Великой Отечественной войне. Нынешнее руководство страны хочет стереть нашу память. Но мы не дадим им это сделать. Я регулярно встречаюсь с людьми. В преддверии 9 Мая по просьбе жителей разных городов Днепропетровской, Запорожской, Одесской и других областей мы провели серию концертов, в которых приняли участие актеры Рустам Сагдуллаев (в фильме - «Ромео»), Вано Янтбелидзе (лейтенант Вано Кобахидзе) и Вилорий Пащенко (лейтенант Воробьев). Это была удивительная атмосфера добра, уважения к Подвигу и человечности, которых так не хватает в нынешней жизни. И на всех концертах были аншлаги. Нас – большинство, нас – миллионы тех, кто хочет восстановить нормальную жизнь в родной стране. И мы победим. И нашей борьбе нам также поможет творчество нашего выдающегося Актера и Режиссера Леонида Быкова, которого мы помним и уважаем. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/13/le...

  Александр Агеев, генеральный директор Института экономических стратегий, профессор, Москва Учебник жизни на войне Какое произведение я бы посоветовал своему ребенку? Это зависит от его возраста. Десяти- и семнадцатилетним я бы посоветовал фильм «Завтра была война». Скорее даже, для начала – повесть, а уж после – фильм. Еще – эпопея «Освобождение», «Щит и меч», «Семнадцать мгновений весны»... Если бы стояла задача ненавязчиво продемонстрировать православные ценности посредством какого-либо фильма, то выбор однозначен – «Белое солнце пустыни». Образ Сухова –пример настоящего воина. Он любит Родину, верен любимой женщине, мечтателен, но от его взора не укрывается ни один шорох, он смиренно и творчески справляется с любыми проблемами, не проливает напрасно даже кровь врага, добросердечен к окружающим, не назойлив, когда обращается за помощью в критической ситуации. Спокоен, профессионален, мудр. Свой смысл имеет каждый персонаж фильма: Абдулла – это воплощение корыстолюбивого зла, Верещагин – символ не только честного служения делу, но и коллизии между долгом воина и желанием сберечь семейный очаг. «Белое солнце пустыни» – замечательный учебник жизни на войне. Без единой евангельской цитаты этот фильм – классика православного искусства. Екатерина Градова, актриса, Москва Лица детей были мокрыми от слез… Главное событие только что ушедшего в память двадцатого века – Вторая мировая война. Наши дети, к сожалению, воспитаны в конформизме, очень мало слышат, видят и знают о той войне, о цене победы. В рамках киноклуба православного детского Движения «Идем дорогой жизни», благословленного Патриархом Московским и всея Руси Алексием, мы показывали детям седьмых-одиннадцатых классов и обсуждали с ними фильм Ларисы Шепитько «Восхождение» (1976). Фильм этот – о восхождении человека на высоты собственного духа. Сценарий был написан по философской повести Василя Быкова «Сотников». Фильм стал для наших детей свиданием с совестью, нравственным потрясением. Смотрели «не дыша», а когда зажегся свет – почти все лица были мокрыми от слез. Сама Лариса Ефимовна говорила о своем фильме: «…Я хотела доказать, что мы не конечны, и сделать это путем не мистическим, а вполне естественным». Фильм доказал еще одну очень важную вещь: духовные страдания сильнее физических. «Как велика у людей потребность в духовной жизни! Сколько людей мучаются, что не проживают себя до конца» – это тоже ее слова, оценка реакции зрителей всего мира на показ картины.

http://foma.ru/s-kakim-proizvedeniem-o-v...

И не знаешь: это вполне сформировавшееся «поколение NEXT» обвинять в бездушии или жалеть? Немудреная «философия действия», наслаждения жизнью во что бы то ни стало — везде, во всем — вокруг них с пеленок: невыключающийся телевизор, система образования без воспитания, семья без любви и ответственности… В послереволюционной Москве, вплоть до конца 1940-х годов, служил пожилой и мудрый батюшка — протоиерей Александр Воскресенский. Однажды маленькая внучка спросила его: каким будет мир перед концом света? Священник задумался и ответил: «Деточка, тогда во всем будет одна сплошная ложь». И еще одно отступление, то, что пришло на память. Судьба автора повести «Сотников» складывалась непросто. Василя Быкова долгое время отказывались публиковать, в 1960-е годы в прессе была устроена настоящая травля: его обвиняли в очернительстве советского строя, воинов-героев. А все дело в том, что в произведениях этого белорусского писателя-фронтовика героизм — какой-то непарадный. Можно сказать, он тихий и трудный: автор просто следит, как происходит некий перелом в душе, который позволяет человеку оставаться человеком в обстоятельствах бесчеловечных. К чему я все это говорю? Главное в этом фильме на самом деле — то, что Господь вложил в душу каждого человека свидетельство о Себе, Свой закон — совесть. Голос Его — голос совести — звучит в человеке независимо от того, хочет ли он его услышать, знает ли вообще о существовании Божием. И если человеку с детства внушать, что белое — это черное, если доброе осмеивается, а злое превозносится, то, когда он вырастет, разобраться, что же происходит на самом деле, ему будет сложно, но с Божией помощью не невозможно. Нужно только быть честным с самим собой. И очень важно, что Православное общество, киноклуб «Восхождение» дают молодым возможность открытого, доброжелательного и главное — честного разговора. Рейтинг: 8.7 Голосов: 59 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Дарья 7 ноября 2023, 19:33 Спасибо за напоминание об этом фильме на христианском сайте! Для меня эта картина стала настоящим открытием себя, наряду с первой исповедью и Причастием. Когда сердце холодно и грехов за собой особых вроде и не видишь, всегда вспоминаешь пример из картины " Восхождение " - и понимаешь, что цена тебе ноль. Что со всей совею верою, благочестивой жизнью и даже борьбой со страстями, старанием любить людей - ты бесконечно далек от того, какую любовь и жертвенность имел в себе главный герой. А молитва перед Причастием - " лобзание Тебе не дам, яко Иуда " . И честно с горечью понимаешь, что ты как раз Иуда - Рыбак то есть - и есть, если посмотреть на самого себя честно.

http://pravoslavie.ru/51764.html

от туберкулезного менингита в Загорске, похоронена на Кокуевском кладбище. Р.А. Флоренская (р. в 1894 г.) – художник, училась во ВХУТЕМАСе, где Флоренский читал лекции по искусствоведению, участник литературно-художественного объединения «Маковец», в которое входил и Флоренский. См.: Раиса Александровна Флоренская, Павел Александрович Флоренский во ВХУТЕМАСе и «Маковце»: Каталог выставки. М., 1989. 32 Андрей Белый (литературный псевдоним Бориса Николаевича Бугаева, 1880–1934) – поэт-символист, дружил с П.А. Флоренским в студенческие годы, напишет о нем в своих воспоминаниях (глава III. разнобой. «Аяксы»: Белый Андрей. Начало века. М., 1990, с. 298–304). П.А. Флоренский считал А. Белого значительной фигурой русской культуры эпохи рубежа веков, внимательно следил за его творчеством и литературными исследованиями, в письмах из ссылки неоднократно говорит о нем. Отец Б.Н. Бугаева – Николай Васильевич Бугаев (1837–1903), математик, профессор Московского Университета, был одним из любимых учителей Флоренского в бытность его студентом Московского Университета. 33 Речь идет о книге: Флоренский П.А. Мнимости в геометрии: Расширение в области двухмерных образов геометрии (опыт истолкования мнимостей). М., 1922. Отец Павел просит передать книгу Ольге Христофоровне Быковой, которая должна была побывать в Загорске, для ее мужа – Н.И. Быкова. Книга была передана, этот экземпляр находится в фондах Областной библиотеки им, Н.Н. Муравьева-Амурского г. Благовещенска. 34 Отец Павел сообщает о приезде в Сковородино жены с младшими детьми – Ольгой, Михаилом и Марией-Тинатин где они проживут до 16 августа. Это будет последняя встреча с семьей А.М. Флоренская так описывает пребывание в Сковородине: «Приходит он (о. Павел. – Ред) к нам обедать, а потом часов в 10–10 1 / 2 ночевать. Уходит в 7 утра. Говорить приходится мало, т.к. тут он так же занят, как был в Москве. Но сделано у них очень много и интересно. Жалею, что мало взяла консервов. Все пресное ему приелось... Папа все такой же умеренный и ест очень мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

В отличие от Дмитрия Быкова и других почитателей Вознесенского, я не могу не задать вопрос: как, по одной версии, политической диссидент, «головная боль КГБ» (Ф. Медведев), по другой — диссидент эстетический (О. Хлебников), смог получить квартиру в таком возрасте и в таком доме? Несомненно, создателям мифов о Вознесенском мешают прежде всего ленинские произведения стихотворца, в первую очередь поэма «Лонжюмо». Они по-разному пытаются исказить смысл произведения либо оправдать автора. Александр Щуплов уже в 2003-ем году всерьёз утверждал, что поэма Вознесенского «остаётся сильнейшей поэмой в гражданской лирике России, своего рода эталоном стихового патриотизма» («Российская газета». — 2003. — Другие почитатели Вознесенского часто утверждают, что «Лонжюмо» — вынужденный компромисс писателя с властью, ответная реакция на ругань Хрущёва во время его встречи с творческой интеллигенцией в марте 1963-го года. Анна Саед-Шах выдвинула иную версию: «Может быть, была ещё свежа рана от травли любимого Учителя (Пастернака. — Ю.П.). А возможно, он, как и вся страна, искренне верил, что Сталин подло исказил идеи великого Ленина? Думаю, да. Но не исключено, что он об этом вообще не думал» (Цит. по кн.: Вознесенский А. «Дайте мне договорить!». — М., 2010). Довольно расхожий диагноз («он, как и вся страна») вызывает возражения. Во-первых, «вся», «все» и тому подобное — никогда не бывает. И в данном случае далеко не вся страна верила в миф, порождённый XX съездом КПСС. Во-вторых, к чему все эти гадания Саед-Шах, если есть свидетельства самого Вознесенского. Авторы гипотез о причинах появления «Лонжюмо» либо не знакомы с версией поэта, либо сознательно её игнорируют. Как свидетельствует Вознесенский, поэма создавалась «до и после хрущёвского ора» (Вознесенский А. «Дайте мне договорить!». — М., 2010), а отношение к Ленину «копировало отношение к нему Пастернака. Поэзия выражает иллюзии народа» (Там же). Вознесенский никогда не говорил об очевидном: такими произведениями, как «Лонжюмо», «Секвойя Ленина», он укреплял в сознании читателей главные советские мифы, деформировал мировоззрение многих и многих сограждан, прежде всего молодых. Не случайно названные произведения почти двадцать лет изучались в советской школе. Однако сказанное не означает, что мысли о личной ответственности Вознесенскому в голову не приходили. Приведённое выше суждение построено как ответ оппоненту, как оправдание-защита: стихотворец верил в Ленина, искренне заблуждался вместе с Пастернаком, вместе с народом.

http://ruskline.ru/opp/2020/09/04/andrei...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010