е., последствий своих коварных интриг против Даниила Галицкого), пойде к тестю своему в Киев; Даниил же уведав, взыде на, не (на них) из Галича и угони и (настиг их) в Полонном и яша и в лузе Хоморском». В 1255 году Галичане и Болоховские князья опустошают местность по р. Хомору: «приидоша Галичане и Болоховстии князи с ними и повоевавши по Хомору и вземши полон велик поидоша». Следовательно, и Полонное подверглось тогда разорению и опустошению, так как оно находится на р. Хоморе. По словам польского историка Балинского, в 13 в. в Полонном существовал уже грозный замок, укреплённый природой и искусством, и построенный русскими князьями для отражения вражеских нападений. При всём том оно, однако, в числе многих других городов Волыни, подверглось в 1240 году нападению со стороны татар 200 , двинувшихся под предводительством Батыя на запад России; всё в нём было предано огню и мечу. С тех пор Полонное много утратило из своего прежнего богатства и величия, впрочем, только на время, потому что скоро опять возвысилось, благодаря выгодному для торговли местоположению и пришло в довольно цветущее состояние. В 14 веке Полонное считалось одним из лучших городов Волыни. Так, когда Казимир Великий – король польский – в третий раз в 1366 г. овладел Волынью, то по договору, заключённому с Луцкими князьями, отдал князю Любарту Гедиминовичу Луцкую землю со всеми владениями к ней относящимися, в числе коих упоминается и Полонное. С тех пор – до самого начала 17 века – о Полонном мало имеется сведений; в 1569 году Полонное упоминается, как значительная местность, причисленная к Кременецкому повету (уезду). Кому принадлежало Полонное в 15 в. и каким образом оно досталось князьям Острожским, об этом достоверно неизвестно. В 693 году по разделу между Янушем и Александром – князьями Острожскими – владений, Полонное (замок с городом и 45 селениями) досталось князю Александру. Спустя не более 20 лет после этого, Полонное принадлежало уже князьям Любомирским. Это видно из многих документов бывшего Полонского монастыря, где в 1621 году князь Станислав Любомирский является владельцем Полонного и подтверждает или жертвует этому монастырю разные угодья.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

65 В Полоцкой епархии были еще начальники над благочинными в уездах, которые назывались протопресвитерами, а округи их ведомства – протопресвитериями. (Православный Собеседник, 1884 год, июнь, стр. 185) 67 К сожалению, эти отчеты благочинных, представляемые епархиальному преосвященному, очень нередко изображают положение дела в их благочиниях далеко не в настоящем виде, на что указал, в своем отчете св. Синоду за 1879 арх. Александр, заметив, что благочинные почти вовсе не говорят в своих рапортах о неблагоприятных проявлениях и чертах жизни и деятельности духовенства. 68 Гродненское – с благочинным протоиереем Василием Поповым (в последствии – Виленским кафедральным протоиереем, впрочем, умершим через год, после назначения на эту должность), Скидельское – с благочинным священником Константином Плавским, Брестское – протоиереем Василием Соловьевичем, Высоколитовское – протоиереем Антонием Будзиловичем, Каменецкое – протоиереем Павлом Круковским, Пружанское – протоиереем Львом Ячиновским, Антопольское – протоиереем Феодором Горбацевичем, Слонимское – священником Иосифом Соловьевичем, Полесское – протоиереем Прокофием Соловьевичем, Коссовское – протоиереем Стефаном Центковским, Кобринское – протоиереем Василием Харламповичем, Новогрудское – соборным протоиереем Иоанном Гомолицким, Лидское – священником Сампсоном Бренном, Волковысское – священником Василием Протасевичем, Любчанское – священником Александром Пашкевичем, Колесницкое – священником Людвигом Савичем. 70 Ошмянское – с благочинным протоиереем Мартином Станкевичем, Виленское – священником Василием Матусевичем, Ковенское – протоиереем Петром Мироновичем, Свенцянское – священником Иоанном Барановским и Вилькомирское – священником Захарией Сухановым. 71 Луцкое – со священником Стефаном Краевским, Ратненское – священником Сампсоном Главинским, Ковельское – протоиереем Львом Фирасевичем, Каменоширское – священником Феодором Малишевским, Владимирское – протоиереем Иоанном Абрамовичем, Овручское – священником Даниилом Буткевичем, Дембровицкое – протоиереем Иосифом Теодоровичем, Новоград-Волынское – священником Иоанном Игнатовичем, Староконстантиновское – священником Иоанном Сингелевичем и Кременецкое – священником Иаковом Крашановским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Arhiva A fost publicat adresarea video a credicioilor Bisericii Ortodoxe din Ucraina ctre preedintele Ucrainei i Bisericile Ortodoxe Locale 9 martie 2021 18:13 22 февраля 2021 года в Успенской Киево-Печерской лавре состоялся съезд представителей захваченных храмов Украинской Православной Церкви , в завершение которого духовенство и верующие записали видеообращение к президенту Украины с просьбой защитить их права, а также обратились к Поместным Православным Церквам с призывом о молитве и поддержке. Настоятель прихода в селе Катериновка Кременецкого района Тернопольской области священник Сергий Гладун рассказал об истории жестокого захвата храма: «Люди были избиты, ограблены и оскорблены в своем государстве. Невиданное в XXI веке — нас ненавидят за православную веру, захватывают храмы, ломают двери и отбирают наши святыни». С 2014 года подобных случаев насчитывается более 130. «Рядом со мной стоят люди из 12 областей Украины, и каждый из них с историей боли и печали, а также своими жертвами за православную веру. Таких, как мы, — тысячи», — сказал Отец Сергий. Священник подчеркнул, что подобная антицерковная политика активно поддерживалась бывшим президентом П.А. Порошенко, и большинство верующих украинцев надеялись, что новый президент, за которого они голосовали, остановит притеснения со стороны властей по религиозному признаку и защитит права миллионов православных украинцев. «Но такого пока не произошло», — с сожалением констатировал отец Сергий. Представители других приходов, которые пострадали от рейдерства «ПЦУ», также обратились к президенту и рассказали о своих надеждах: «Ждем, что Вы защитите конституционные права каждого украинца и грека, русского и венгра, ожидали, что у вас не будет (разделения на) правильных и неправильных украинцев, как вы говорили». Верующие обратились к гаранту Конституции с требованием прекратить дискриминацию граждан Украины, а также отменить закон , который меняет название канонической Украинской Православной Церкви. «Уважаемый Владимир Александрович, вы можете все изменить, вернуть уважение к Конституции Украины, вернуть мир в Украине, показать, что права человека превыше всего», — говорится в обращении верующих.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5783371...

(если не в 1732 г.), а скончался не в 1783 г., а в 1785 г. (см. Списки архиереев Ю. Толстого). 603. На основании официального документ (Опис. Арх. Св. Синода XXXIX, стр. 256–281) г. Рункевич приписывает казанскому архиепископу Гавриилу Кременецкому «расширение дела распространения синодальных изданий. Будучи в Казани, владыка возбудил ходатайство об устройстве церковно-книжной лавки, после чего Св. Синодом постановлено было ввести такие лавки в Петербурге, Казани и Тобольске». Но автор оставляет без ответа вопрос, были ли действительно заведены таки лавки? Возбуждают недоумения и данные автором приложения: во 1-ых, некоторые из приводимых документов были уже напечатаны, но автором это не оговорено, как и не объяснено, почему они вновь издаются; во 2-ых, непонятно, почему все приложения относятся только к 1-ому периоду истории Лавры, и без того более обстоятельно изложенному в тексте; в 3-их, при документах нет должных комментариев, не всегда даже указан автор приводимых писем, хотя г. Рункевичу легко было это сделать (ясно, например, что письмо V на стр. 52 приложений, столь важное для истории казанской миссии, писано Алексеем Раифским; см. текст 187 и прим. 106). Можно в заключении пожалеть об отсутствии географического указателя, тем более заметном, что имеющийся указатель личных имен является составленным продуманно и тщательно. Но при всех этих и других недостатках, неизбежных в труде столь обширном и столь быстро написанном, очевидны и несомненны и крупные достоинства его. Он основан на архивных по преимуществу данных, обнаруживает опытные писательские приемы и умение автора писать красиво и интересно даже о хозяйственных предметах. Всем этим объясняется тот благосклонный прием, какой книга г. Рункевича встретила в печати. Вслед за рецензентами должно отметить и еще одну положительную сторону – изящную внешность книги и обилие снимков с автографов, рисунков и портретов. Здесь можно говорить скорее об излишестве, чем о недостатке. Во всяком случае художественными достоинствами лаврского юбилейного издания поднимается еще выше научное начение его.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

В 1944-1945 гг. ближайшими помощниками еп. Иова по управлению приходами Кременетчины и Ровенской обл. были местные благочинные: настоятель Николаевского собора в Кременце прот. Стефан Михалевич, настоятель Крестовоздвиженского собора в Кременце прот. Алексий Улович, настоятель Воскресенского собора в Ровно прот. Иоанн Морчаковский, настоятель Ильинского собора в Дубно прот. Владимир Ковальский, настоятель Екатерининского собора в Здолбунове прот. Макарий Коломиец, настоятель Александро-Невского собора в Костополе прот. Иоанн Радивоник, настоятель Богоявленского собора в Остроге прот. Михаил Рыхлицкий, настоятель Покровского собора в Сарнах прот. Георгий Палий. Заботами этих пастырей в период оккупации в их благочиннических округах Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) не получила распространения. Почти все эти клирики в послевоенный период были репрессированы. Репрессиям подверглись и др. священнослужители: бывш. настоятель Белевского мон-ря игум. Илиан (Гук), свящ. Василий Маркопольский (с. Борщевка Кременецкого р-на), свящ. Вениамин Осадовский (с. Вел. Загайцы Шумского р-на), свящ. Каллиник Галий (с. Башаровка Радивиловского р-на), диак. Матфей Каштан (с. Городище Людвипольского, ныне Корецкого р-на) и др. Согласно сообщению бывшего секретаря епархии Н. Урбанского от 1 сент. 1945 г., на территории Кременецкой епархии с 1941 г. были убиты 59 священников, включая автокефалистов (Там же. Оп. 3. Д. 14. Л. 39). Мн. священники, принадлежавшие к Автономной УПЦ, погибли от рук бандеровцев. После образования 22 апр. 1945 г. Львовско-Тернопольской епархии все районы на территории бывш. Кременецкого повята, входившие в Тернопольскую обл. (вместе с Почаевской лаврой), были отделены от Волынско-Луцкой епархии (переименованной в дек. 1945 в Волынско-Ровенскую) и переданы под управление Львовско-Тернопольских архиереев Украинского экзархата. Тогда же еп. Никодим (Гонтаренко) был освобожден от должности заместителя священноархимандрита Почаевской лавры и почислен на покой. К. в. Львовско-Тернопольской епархии было возобновлено 12 июня 1955 г., когда архим. Дорофей (Георгиевич) был хиротонисан в Москве во епископа Кременецкого. Не позднее 19 авг. 1955 г. еп. Дорофей перешел в клир Чехословацкой Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/2459003.html

Таков был традиционный тип украинского замка в XVI в., унаследованный ещё со времён Данила Галицкого. Лишь в более значительных пунктах, как в Луцке, Остроге, Дубне, Кременце, существовали большие каменные замки, построенные по типу западноевропейскому и снабжённые достаточным запасом артиллерии; в остальных же владельческих и даже в королевских городах замки были деревянные того же типа, что в Коблине, отличаясь от него лишь большими размерами и большим запасом оружия. И тем не менее эти ничтожные крепостцы прекрасно исполняли своё назначение, благодаря неумелости кочевников в осаде стен. Внутри замка, вдоль стен палисада, кругом расположены были небольшие пристройки, так называемые «городни», куда жители сносили на хранение имущество и где сами они и их семейства находили безопасное помещение во время неприятельских нападений. Здесь же находились хозяйственные службы: стайни, оборы, шпихлиры, снижарни, возовни, пивницы и т. п. Остальная площадь замка тесно застроена была домами, из коих одни предназначались для приезжающих гостей, в других жил многочисленный штат «служебников и служебниц» и «челяди» и в третьих помещались «пекарни» (Ор. Левицкого «Ганна Монтовт» Киев, 1888 г. стр. 1–4, оттиск из Киевской Старины за 1888 г.). 344 Село Иванье – под именем села Иваня, как имение каштеляна Луцкого Михаила Козинского – упоминается в акте от 1566 года 10 сентября в заявлении Луцкого каштеляна Михаила Козинского о неявке Кременецкого старосты князя Николая Збаражского для размежевания вместе с господарскими комиссарами: князем Александром Чарторыйским и Луцким земским судьёй Гавриилом Бокием, Кременецкого грунта от имения Козинского села Иваня и двух свидетельств вижа о том и донесение его о вручении комиссарского листа по этому делу князю Збаражскому (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр. 31, п. 30). Ещё оно – под именем Иванина, как имение Феодора Данииловича князя Острожского – упоминается в акте от 1386 года 4 ноября в грамоте, которою король Польский Владислав Ягелло и брат его вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

1931-1934 годы характеризовались частыми перемещениями духовенства и клириков, вызванными процессами украинизации. Наместник Почаевской лавры архим. Дамаскин (Малюта) вслед. конфликтов с польск. администрацией и украинскими деятелями Кременецкого повята 31 дек. 1931 г. был переведен в Дубенский мон-рь. В 1931-1933 гг. обязанности наместника лавры исполнял архим. Никодим (Пенцаков), к-рый также проявил себя как сторонник рус. движения и борец против украинизации; из-за протестов укр. деятелей его сменил более нейтрально настроенный архим. Пантелеимон (Рудык) . Частыми были перемещения благочинных и протоиереев в центрах повятов. В 1931 г. из-за категорического неприятия украинизации, а также вслед. конфликта с властями был уволен настоятель Богоявленского собора в Остроге и благочинный Здолбуновского повята прот. Иоанн Кишковский, его сменил более лояльный прот. Александр Рафальский (буд. еп. Феодор). В 1932 г. уволен настоятель Воскресенского собора в Ровно прот. Николай Рогальский (переведен в Вильно). Сменивший его прот. Димитрий Сайкович также не устраивал укр. деятелей, вслед. конфликтов с Поликарпом (Сикорским) протоиерей в 1934 г. был переведен в Варшаву. В 1932 г. уволен настоятель Ильинского собора в Дубно прот. Агафоник Соботович, его сменил прот. Иоанн Карвовский. В 1933 г. за нелояльность к властям устранен настоятель Успенского собора во Владимире-Волынском прот. Виктор Романовский, его сменил пропольски настроенный прот. Константин Домбровский. В 1933 г. с должности благочинного Кременецкого окр. и настоятеля Николаевского кафедрального собора в Кременце был уволен прот. Михаил Тучемский, на его место назначили пропольски ориентированного прот. Георгия Боришкевича. В дек. 1933 г. по настоянию Поликарпа (Сикорского) перемещен в Гродно настоятель Троицкого собора в Луцке прот. Анастасий Павлюковский, на его место назначен бывш. петлюровский офицер прот. Михаил Яковлев, с 1934 г. настоятелем служил проукраински ориентированный прот. Орест Мильков, к-рого в 1935 г. сменил др. украинизатор - прот. Стефан Грушко. 1934-1940 гг.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

«Молитва верных первая по прострении антимиса» (лист 419). Таким образом, точно также сказано, как и в Служебнике, изданном в 1658 году в Москве, который был рассматриваем и утвержден на Московском соборе 166 года. 88 Так в Нижегородской Космодамианской церкви найден полотняный антиминс, освященный Нижегородским Митрополитом Сильвестром в 1716 году (Зап. Имп. Арх. Общ. т. X, стр. 303). В Псковско-Печерском монастыре, в приделе Борисоглебском, находится антиминс на холсте, священнодействованный преосвященным Архиепископом Симеоном в 1744 году (Свят. и древн. Пскова, соч. М. Толстого , 1861, стр. 115). В церкви в селе Сафарине хранится холщевый антиминс 1735 года, подписанный Вениамином, Епископом Коломенским и Каширским (Русск. Стар. 1860 г., т. 6, стр. 34). В Минске, в ризнице домовой архиерейской церкви в числе антиминсов на холсте находится несколько их – конца XIII-ro века. Так по описи значится: антиминс с мощами – на холсте, 1793 года апреля 21-го, в церковь Онуфрию, освящён Высокопреосвященным Архиепископом Полоцким Ираклием Лисовским. Подпись: Ираклий Архиепископ. Примечание: самое изображение напечатано синими красками. (Дело арх. Св.Синода 1841 г., 693. Хрон. реестр ант. Минской епархии. Антиминса Антиминс–с мощами, на холсте, 1793 апреля 21-го, в церковь Онуфрию, освящен тем же Ираклием Лисовским. Подпись: Ираклий Архиепископ. Примечание: изображение напечатано красною краской (Там же 550). Антиминс на холсте – с мощами, 1794 декабря 21-го, в храме Рождества святого Иоанна Предтечи селения Ручасопки, положен 15-го июля1795 года, освящён преосвященным Самуилом, Митрополитом Киевским, Галицким и Архимандритом Киево-Печерския лавры. Подпись: Смиренный Самуил, Митрополит Киевский. (Там 575). В описи 1806 года Волынской Кременецкой Крестовоздвиженской церкви, значится, между прочим, «святый антиминс на холсте белом рукодействован Преосвященным Брацлавским и Подольским Иоанникием в 1795 году (Волынския епарх. ведомости 1869 г., 4, стр. 145. Подобное – в Археологическом описании церковных древностей в Новгороде Архим. Макария, т. 1, стр. 162,163, 258 и 259. См. далее опись антиминсов, хранящихся в Александро-Невской лавре). 89 По описи Кременецкой Крестовоздвиженской церкви, составленной в 1806 году, значится, между прочим: святый антиминс на холсте белого цвета, рукодействовал Преосвященным Брацлавским и Подольским Иоанникием в 1795 году (Волынск. епарх. Ведом. 1869 г. февр. 16, стр. 145). Так же в реестре антиминсам, хранящимся в Смоленском кафедральном соборе, обозначено, что антиминсы (начиная с 1600-го по 1738-й год) «холщевые белого цвета». А об антиминсе, отпечатанном при Алексее Михайловиче, неизвестно кем и в какую церковь освященном, сказано: «ярко-палевый холщевый» (Дело архива Св. Синода 1841, 693).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Православная Церковь Америки). Скончался 1 апреля. Погребен на Св.-Владимирском русском кладбище близ собора Рождества Пресвятой Богородицы (г. Джексон, штат Нью-Джерси). Дионисий (в миру Константин Николаевич Валединский; 1876–1960), Митрополит. Родился 4 мая в Муроме в семье священника. В 1897 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, а в 1899 г. – во иеромонаха. В 1900 г. окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре калмыцкого языка. В 1902 г. назначен ректором Таврической Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1911 г. переведен на пост настоятеля Русской посольской церкви в Риме. 21 апреля 1913 г. хиротонисан во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. В 1919 г. эмигрировал за границу вместе с Архиепископом Антонием (Храповицким) . Был деятельным участником вместе с митрополитом Георгием (Ярошевским) в образовании анти-канонической Православной церкви в Польше. В 1922 г. возведен в сан Архиепископа Волынского и Кременецкого. 27 февраля 1923 г. собором православных епископов Польши был избран Митрополитом Варшавским, а 13 марта того же г. утвержден в этой должности Константинопольским Патриархом Мелетием IV с титулом «Варшавский и Волынский и всей Православной Церкви в Польше и священно-архимандрит Почаевской Успенской Лавры». Почти целых 25 лет находился вне канонического общения с Русской Церковью. 22 августа 1948 г. обратился с покаянным письмом к Патриарху Алексию с просьбой принять его в каноническое общение с Матерью-Церковью. Святейший Патриарх и Священный Синод удовлетворили просьбу Митрополита Дионисия и приняли его в сущем сане в молитвенное и евхаристическое общение, но лишили титула «Блаженнейший» и не признали главой Польской Церкви. Скончался 15 марта в Лодзи, пребывая на покое. Доброклонский , Александр Павлович (1856–1937). Родился 10 декабря в Павловом Посаде в семье священника. Окончил Московскую Духовную Академию (1880). С 1892 г. преподавал в Московской Духовной Академии и в Московском университете.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

К 1914 г. в М. м. находились местночтимые иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца и св. Онуфрия. Две первые святыни считаются утраченными после их эвакуации в период первой мировой войны, а образ св. Онуфрия сохранился. В 1914 г. в обители проживало 42 насельника, она владела 408 дес. 1392 кв. саж. земли ( Переверзев Н. Справ. книга о приходах и церквах Волынской епархии. Житомир, 1914. С. 396). В том же году архим. Алексий эвакуировал братию и перевез имущество М. м. в г. Изюм Харьковской губ. Под его начальством иноки находились в Изюме до 1917 г., затем переехали в Киев. 27 окт. 1918 г. в Киеве архим. Алексий был хиротонисан во епископа Волчанского, викария Харьковской епархии, однако уже в 1919 г. скончался. При этом в Мельцах оставалась небольшая часть монашествующих, к-рые совершали богослужения. По данным метрических книг, общину в Мельцах в 1914-1920 гг. возглавлял иером. Филарет (Солярский), титуловавшийся как и. о. настоятеля и зав. Мелецким монастырским приходом. В кон. 1922 - нач. 1923 г. в М. м. находился в ссылке фактически в тюремных условиях митр. Елевферий (Богоявленский) , к-рого притеснял благочинный мон-рей Волынско-Кременецкой епархии игум. Поликарп (Сикорский), буд. глава УАПЦ, являвшийся настоятелем М. м. именно в этот период. Однако он занимал эту должность номинально. Игум. Поликарп, как епархиальный благочинный мон-рей, проживал большую часть времени при Волынской консистории в Кременце, и управление М. м. осуществляли его заместители, именовавшиеся как «исполняющие обязанности настоятелей». По указаниям игум. Поликарпа и. о. настоятеля обители иером. Анания осуществлял надзор за митр. Елевферием, писал на него доносы, устраивал провокации (Лист виконуючого обов " язки настоятеля Милецького мон-ря Ahahiя благочинному мohacmupib Волинсько-Крем " янецькоï iryм. Noлikapnobi (Cikopcьkoмy), 6 ciчhя 1923 р.//ДА Волинськоï обл. Ф. 522. Оп. 1. Д. 1. Л. 3-4). В 1922-1928 гг. в М. м. находились в ссылке митр. Дионисий и еп. Пантелеимон (Рожновский) . В 1928 г. М. м. был передан из Волынско-Кременецкой в Полесско-Пинскую епархию. В обители была устроена одна из летних резиденций архиеп. Полесского и Пинского Александра (Иноземцева) , безуспешно пытавшегося открыть в кон. 20-х гг. XX в. монастырский скит в с. Дубое Пинского повята. Вероятно, по причине проживания в обители маститых архиереев светские власти и священноначалие отказались от идеи закрытия М. м. При этом Онуфриевский храм на монастырском кладбище был изъят из ведения мон-ря и преобразован в приходский, который в 1922 г. возглавил свящ. Анания Гаськевич (Там же. Ф. 46. Оп. 9. Д. 98. Л. 17).

http://pravenc.ru/text/2563196.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010