Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМЕНЬ-КАШИРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Полесской и Пинской епархии Польской Церкви (1930-1940), Волынской и Луцкой епархии РПЦ (1940-1941), Волынской и Кременецкой епархии автономной УПЦ (1941-1942). К.-К. в. было образовано решением Синода Польской автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ) 31 мая 1930 г. для урегулирования канонического статуса пребывавшего на покое в милецком во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (в с. Мильцы совр. Волынской обл., Украина) бывш. Люблинского еп. Антония (Марценко) . Будучи викарием Варшавской епархии и ректором Волынской ДС, еп. Антоний 27 нояб. 1926 г. ушел в отставку из-за несогласия с навязываемой властями полонизацией духовной школы (согласно офиц. версии, епископ отбыл на лечение «в связи с ухудшением состояния психического здоровья»). Под нажимом министра исповеданий Варшавский и всея Польши митр. Дионисий (Валединский) 28 февр. 1928 г. почислил еп. Антония на покой в Милецкий мон-рь в Ковельском повете Волынского воеводства. Решением Синода ПАПЦ от 2 нояб. 1927 г. Камень-Каширский повет был передан из Волынской епархии в Пинско-Полесскую епархию, к-рую тогда возглавлял архиеп. Александр (Иноземцев) . Тем же решением в Полесскую епархию был передан Милецкий мон-рь в Ковельском повете, находившийся на рубеже с Камень-Каширским поветом Полесского воеводства. 30 мая 1928 г. архиеп. Александр назначил Антония наместником Милецкого мон-ря. Конфликты в обители, спровоцированные еп. Антонием, а также его попытки применять епископскую власть в округе привели к освобождению его от управления мон-рем 24 мая 1929 г. В нач. 1930 г. еп. Антоний обратился к архиеп. Александру с покаянным письмом, в к-ром обещал полное повиновение. В ответном письме архиеп. Александр выразил желание иметь его своим викарным епископом с точно обозначенными правами и обязанностями. Решением Синода ПАПЦ от 31 мая 1930 г. в составе Полесской епархии было учреждено К.-К. в. во главе с еп.

http://pravenc.ru/text/1470107.html

Антоний, митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский (Рафальский Григорий Антонович) Родился 19 февраля 1789 года в селе Нуйне Волынской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в униатском духовном училище Верховского Базилианского монастыря, где научился польскому и латинскому языкам. В 1800 году поступил в Волынскую духовную семинарию в г. Остроге. В 1807 году, как лучший ученик, он был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию, но по болезни в академию не поступил. В 1809 году окончил Волынскую духовную семинарию и оставлен в ней учителем поэзии в младших классах. В 1809 году рукоположен во священника. В 1812 году вследствие нашествия на Россию неприятеля отправлен вглубь России с архиерейскою ризницей, консисторским архивом и семинарскою библиотекой. В 1813 году за исполнение данного ему трудного поручения возведен в сан протоиерея к соборной Острожской церкви. В 1815 году освобожден от преподавания в духовной семинарии и оставлен в должности эконома семинарии и архиерейского дома. В 1818 году назначен кафедральным протоиереем, членом консистории и благочинным. В 1821 году овдовел. С 1831 года – законоучитель в Кременецком лицее. 20 ноября 1832 года, по совету митрополита Московского Филарета (Дроздова ; † 1867), принял монашество и был возведен в сан архимандрита. В 1833 году утвержден наместником Успенской Почаевской лавры, обращенной им в 1831 году из униатства в Православие. 8 июля 1834 года хиротонисан во епископа Варшавского, викария Волынской епархии. 5 октября 1840 года возведен в сан архиепископа. 17 января 1843 года возведен в сан митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского. Скончался 16 ноября 1848 года. Погребен в Александро-Невской лавре. Преосвященный Антоний особенно покровительствовал живописи и иконописанию в семинарии. Он говорил, что на священнике, как на хозяине церкви, лежит прямая обязанность заботиться о ее благоустройстве, и, следовательно, он должен понимать иконописание. Поэтому он заставлял воспитанников заниматься иконописанием. О характере и деятельности митрополита Антония высказываются противоположные мнения. По одним сведениям, владыка Антоний, еще будучи протоиереем в Остроге и Кременце, обратил на себя внимание своей просветительной пастырской деятельностью и особенно присоединением к Православию значительной части униатов, в том числе монахов Успенской Почаевской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО Существовало в 1922-1923, 1932-1940 гг. в составе Волынской и Кременецкой епархии Польской Православной Церкви (см. в ст. Кременецкая епархия ), в 1942-1943 гг. в составе Волынской и Житомирской митрополии автономной Украинской Православной Церкви (УПЦ). 3 сент. 1922 г. во епископа Луцкого, викария Волынско-Кременецкой епархии, был хиротонисан архим. Алексий (Громадский) . Предполагалось, что позднее в Луцке будет создана самостоятельная кафедра.Поставление еп. Алексия было определено стремлением Варшавского митр. Георгия (Ярошевского) упростить передачу католикам (ревиндикацию) правосл. Троицкого кафедрального собора в Луцке, обустроенного в здании костела бернардинцев. Ревиндикация осуществлялась по требованию властей и наталкивалась на сопротивление правосл. населения, как общественных деятелей из укр. и рус. орг-ций, так и простых верующих; во главе протестовавших был настоятель собора и благочинный Луцкого округа прот. Прокл Бычковский. 31 марта 1922 г. совет прихода под рук. прот. Прокла и старосты Г. Скорохода обратился к волынскому воеводе М. Мицкевичу с просьбой оставить собор за правосл. общиной. 9 нояб. того же года Министерство вероисповеданий и просвещения Польши распорядилось передать собор Римско-католической Церкви. 18 нояб. воевода Мицкевич подписал постановление о ревиндикации собора и поставил об этом в известность Волынского и Кременецкого архиеп. Дионисия (Валединского) , 23 нояб. с воеводой встретился Луцкий еп. Алексий. Воевода пообещал, что после ревиндикации земельные владения собора останутся за правосл. общиной, которой будет передана бывш. бригадная Александро-Невская ц. (использовавшаяся с 1918 как военный костел), на обустройство в ней нового собора власти выделят неск. млн злотых. Также воевода пообещал зарегистрировать устав Луцкого братства и предоставить часть братского дома при Крестовоздвиженской ц. под резиденцию еп. Алексия. Мицкевич сказал, что уже получено согласие митр. Георгия (Ярошевского) и архиеп. Дионисия на передачу собора католикам. В тот же день, 23 нояб. 1922 г., по инициативе прот. П. Бычковского состоялось совещание прихожан Луцкого собора, в котором участвовали укр. депутаты сената от Волыни: Е. Левчановская, Ф. Приступа и А. Пащук. Еп. Алексий отказался прийти. Совещание в специальной резолюции от имени правосл. общественности Луцка потребовало от властей остановить передачу собора католикам (ГА Тернопольской обл. Ф. 148. Оп. 2. Д. 548). Ревиндикация была перенесена на 20 апр. 1923 г.

http://pravenc.ru/text/2110936.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аскетические опыты, 1 «Аскетические опыты» епископа Игнатия написаны с большим вдохновением и очень выразительно. Начертывается идеал духовной трезвости, с особенным предостережением против мечтательности. Но аскетическое приготовление, смирение и самоотречение, не заслоняет таинственной цели всего пути: стяжание мира Христова, встреча с небесным Странником и Гостем ищущих душ. «Ты приходишь! — я не вижу образа пришествия Твоего, вижу Твое пришествие…» Флоровский «Влияние философского кризиса 60-х годов на богословие» в «Путях русского богословия» В первый том полного собрания сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) вошли: первая часть «Аскетических опытов», «Слово о человеке» и Воспоминания М. В. Чихачова и Александры Купреяновой. Также — жизнеописание святителя Игнатия (Брянчанинова). ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ святителя ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА Том I По благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого СЕРГИЯ Составление и общая редакция А. Н. Стрижев   Издательство «Паломникъ» благодарит игумена Андроника (Трубачева), игумена Василия (Донец) и А. М. Любомудрова за разыскания и подготовку материалов для настоящего издания   Творения святителя Игнатия Брянчанинова (1807–1867) духовная сокровищница Русской Православной Церкви, любимое чтение благочестивых людей. За великие труды на Божией ниве Христовой этот знаменитый подвижник и писатель-аскет по праву назван Игнатием — Новым Богоносцем. Издательство «Паломникъ» взяло на себя ответственную инициативу по выпуску Полного собрания творений святителя Игнатия, в котором впервые с исчерпывающей полнотой будет представлено творческое наследие великого служителя Церкви и даровитейшего духовного писателя. В разделе «Приложение» читатели впервые познакомятся с новыми текстами творений Святителя, с архивными документами, значительно дополняющими его жизнеописания, а также с большим числом неопубликованных писем Преосвященного к разным лицам, весьма важных и поучительных. Будут представлены здесь также ценные воспоминания современников о святителе Игнатии, в которых живо представлен образ этого смиренного и деятельного наставника монашествующих и всех православных. Все издание рассчитано на семь крупных томов. Срок их выпуска в свет — ближайшие два года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОПЫЛОВ Александр Александрович (2.07.1854, С.-Петербург - 7.02.1911, Стрельна близ С.-Петербурга), рус. композитор, регент, скрипач, педагог. В 1862-1872 гг. малолетний певчий в Придворной певческой капелле , там же учился в инструментальном классе игре на скрипке у М. Ф. Кременецкого, на фортепиано у И. О. Рыбасова, теории музыки и гармонии у И. К. Гунке. Позднее по рекомендации М. А. Балакирева занимался частным образом композицией с А. К. Лядовым и музыкальной формой и инструментовкой с Н. А. Римским-Корсаковым . В 1872-1879 гг. скрипач и пианист оркестра Александринского театра. Выступал и как солист-скрипач. В 1879-1883 гг. большой певчий и исполняющий обязанности помощника учителя пения в Придворной певческой капелле, в 1883-1897 гг. помощник учителя пения. По словам хорового дирижера и воспитанника капеллы П. А. Богданова, К. был «хоровым деятелем большого масштаба», владел «особой системой обучения и воспитания детей» ( Ардентов. 1982. С. 134). Римский-Корсаков, помощник управляющего капеллой в 1883-1894 гг., считал К. «знающим и опытным» наряду с другими учителями пения капеллы С. А. Смирновым, Е. С. Азеевым и Ф. А. Сырбуловым ( Римский-Корсаков. 1954). Этот коллектив под рук. Римского-Корсакова с 1883 г. участвовал в работе над новой редакцией «Обихода нотного церковного пения, при Высочайшем дворе употребляемого», а также в работе по гармонизации напевов синодального Обихода. К публикации было подготовлено «Пение при всенощном бдении древних напевов» (СПб., 1888), которое было высоко оценено критикой, а в 1918 г. на Поместном Соборе РПЦ в Москве было рекомендовано для общецерковного употребления. С кон. 70-х гг. XIX в. по 1897 г. К. преподавал в инструментальном и регентском классах капеллы игру на скрипке и фортепиано, церковное пение и устав. Также преподавал церковное пение в Смольном ин-те, работал с хорами Павловского и Преображенского полков. После отставки из капеллы продолжал преподавать церковное пение: напр., в 1907-1908 гг. руководил общедоступным хоровым классом при Регентском уч-ще С. В. Смоленского (Гусельки яровчаты. Тамбов, 1907. 1. С. 18). 9 марта 1908 г. дирижировал одним из духовных концертов соединенных церковных хоров, организованных Церковно-певческим благотворительным об-вом («концерты 500»).

http://pravenc.ru/text/2057214.html

Никон (Пурлевский Николай Александрович ), архп . Казанский Родился 5 февраля 1886 года в семье статского советника Волынской епархии. Первоначальное образование получил в Житомирской I-й гимназии. В 1906 году по окончании Волынской духовной семинарии поступил в Казанскую духовную академию. 18 окт.1907 г. пострижен в монашество. 25 мая 1910 года рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил академию со степенью кандидата богословия и 16 августа назначен преподавателем Житомирского училища пастырства. С 3 ноября 1911 года – помощник смотрителя Кременецкого училища· С 23 августа 1913 года – смотритель Вельского духовного училища. 12 августа 1914 года – помощник начальника пастырской миссионерской семинарии при Григорие-Бизюковском монастыре. С II ноября 1916 года – инспектор Вифанской духовной семинарии. С 1918 года – наместник Московского Донского монастыря. 14 апреля 1920 года хиротонисан во епископа Рыльского, вик. Курской епархии. В этом же году перемещен епископом Белгородским, вик. той же епархии. Уклонился в обновленческий раскол. В 1923 году состоял членом Церковного Управления (обновл.). В марте 1924 года принес покаяние пред Патриархом Тихоном и митрополитом Петром в храме Воскресения, что в Барашах и принят в сущем сане епископа. С 1925 года епархией не управлял. С 3 апреля 1930 года – епископ Прикаспийский и Бакинский. С 24 октября 1930 года – епископ Ржевский. С 21 марта 1933 года по август 1933 г. управлял Вяземской епархией. С 19 окт.1933 года – епископ Архангельский. 3 января 1934 года возведен в сан архиепископа. С 23 мая 1937 года – архиепископ Казанский. С декабря 1937 года епархией не управлял. Дальнейших сведений о нем не имеем. Отличительная черта его характера – замкнутость. Она начала развиваться у него еще со студенческой скамьи и окончательно завершилась в дни его архипастырства. Труды: «Святейший Патриарх Никон , как церковный деятель». (Кандидатское сочинение). «Отзывы проф.Покровского и доцента свящ.Н.Н.Писарева об этом сочинении, см. «Прав.Собес.” 1912, июнь, стр.281, 291 Литература:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Почаевской лавре назвали ситуацию вокруг обители «провокационным заказом» 28 ноября, 2018. Новостная служба По словам братии, «возвращается отношение власти к Церкви, какое было в советское время» 28 ноября. ПРАВМИР. Братия Свято-Успенской Почаевской лавры назвала ситуацию, сложившуюся вокруг обители, «очередным провокационным заказом». В официальном обращении  на сайте лавры отмечается, что сейчас «возвращается отношение власти к Церкви, какое было в советское время». В документе говорится, что вся Украинская Православная Церковь и Почаевская лавра в частности сразу почувствовали на себе информационное давление после того, как не состоялась встреча епископата с президентом Украины Петром Порошенко. «Корреспонденты различных СМИ неоднократно старались найти и открыть что-то провокационное. Если не получается найти, они придумывают что-то свое и тиражируют как истину», — пишет братия Почаевской лавры. В обращении они отметили, что в СМИ пишут о незаконности пользования сооружениями лавры, неправильной регистрации договора и прав на сооружения и имущество. «Отвечая на эти вопросы, хотим довести до вашего сведения, что в советские времена и во время независимости Украины до 2000 года лавра платно арендовала здания. В 2002 году лавру передали в ведение Кременецко-Почаевского ГИАЗа, а в 2003 году на законных основаниях ее, слава Богу, вывели из музея. Именно тогда и был заключен договор с Госстроем о безвозмездном пользовании монастырскими сооружениями, которые являются памятниками архитектуры, до 2052 года», — сообщает братия. По их словам, согласно действующему законодательству несколько раз здания монастыря регистрировали, а теперь незаконно лишили регистрации. Также братия отмечает, что органы местного самоуправления не хотят передавать землю под зданиями. Министерство юстиции Украины 23 ноября отменило перерегистрацию сооружений Свято-Успенской Почаевской лавры. Председатель юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов заявил, что лавра продолжает находиться в законном и правомерном пользовании братии монастыря, несмотря на решение Минюста.

http://pravmir.ru/v-pochaevskoy-lavre-na...

Выписка из решения Общецерковного суда Русской Православной Церкви по делу 01-02-2014 (иерея Алексия Чумака) 25 ноября 2014 г. 17:26 Общецерковный суд Русской Православной Церкви, в составе председателя — митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора , и.о. заместителя председателя — митрополита Тернопольского и Кременецкого Сергия , судей — митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия , архиепископа Новогрудского и Лидского Гурия и секретаря митрополита Брянского и Севского Александра , заседая в Москве в исторической резиденции московских митрополитов, что в Черкизово, 12 ноября 2014 года с 12.15 по 13.45 по делу 01-02-2014, в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Положения о церковном суде Русской Православной Церкви и на основании резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 05.11.2014 г., рассмотрев апелляционную жалобу клирика Ростовской епархии иерея Алексея Чумака на решение Ростовского епархиального суда от 2 мая 2014 года о виновности его в нарушении 25 Апостольского правила (клятвопреступлении) а также в недостойном священника поведении РЕШИЛ 1. Признать, что обвинительные формулировки епархиального совета и епархиального суда Ростовской-на-Дону епархии о клятвопреступлении и недостойном священнослужителя поведении со стороны иерея Алексия Чумака без подробного раскрытия могут двусмысленно истолковываться, в связи с чем излишне резки. 2. Признать доказанным нарушение иереем Алексием Чумаком священнической присяги через неоднократное, хотя и не частое самовольное оставление прихода (отсутствие на богослужениях) в июле-августе 2013 года. 3. Отметить наличие в церковно-судебном деле ряда жалоб прихожан на некорректное (резкое или небрежное) поведение иерея Алексия Чумака, а также на наложение им недопустимо завышенных сроков епитимий при совершении исповеди. Обратить на это внимание иерея Алексия Чумака. 4. Признать справедливыми по существу как решение епархиального суда Ростовской-на-Дону епархии от 2 мая 2014 года, так и резолюцию на это решение митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия от 23 июня 2014 года о наложении епитимьи на иерея Алексия Чумака в виде запрещения в служении до 23 декабря 2014 года с несением псаломнического служения.

http://patriarchia.ru/db/text/3854024.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Пресвятой Богородицы Загаецкая Местночтимый чудотворный образ, связанный с историей свт. Иоанна Милостивого мужского монастыря в с. М. Загайцы Шумского района Тернопольской области (Тернопольская и Кременецкая епархия УПЦ). Монастырь основала во 2-й четверти XVII века вдова полковника Речи Посполитой Константина Ярмолинского Ирина по благословению православного митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого; 1620-1631) в своем имении Загайцы Кременецкого повета Волынского воеводства. Монастырю были пожертвованы земли, в обитель были сделаны богатые вклады на сооружение храма и келий. В начале XVIII века потомки Ярмолинской отступили от православной веры. С 1709 года монастырь принуждался к переходу в унию, в 1721 году он стал униатским. В 1749 году владелец Шумска Стефан Ярмолинский подарил монастырю икону Божией Матери с Младенцем, которая стала называться «Загаецкая». Согласно преданию, икона была обретена в лесу близ Загайцев во времена прп. Иова Почаевского (1550-1651). В 1794 году монастырь возвращен в лоно Православия и существовал до упразднения в 1964 году (официально открыт 18 октября 2007). Празднование Загаецкой иконе было установлено в 1933 году в 1-ю неделю после Успения Пресвятой Богородицы. Образ сохранялся в церкви во имя свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (заложена в камне около 1636), до 2006 года, когда в ночь на 23 января, во время вооруженного ограбления монастыря, Загаецкая икона была похищена. Место ее пребывания до настоящего времени не известно. На Загаецкой иконе (размеры 50х80 см) представлена Богородица типа Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке. Извод обладает специфическими чертами, в комплексе делающими икону хорошо узнаваемой. Руки Богородицы скрещены впереди, пальцы правой руки, лежащей поверх левой, сложены двуперстно. Младенец правой ручкой именославно благословляет, а левой прижимает к груди вертикально поставленный кодекс; из-под длинного хитона видны стопы, причем стопа правой ножки развернута наружу, как на Тихвинской иконе Божией Матери.

http://pravicon.com/info-788

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Громадский Александр Якубович; 01.11.1882, с. Докудов на Подляшье - 7.05.1943, с. Смыга на Волыни), митр. Волынский и Житомирский МП. Род. в семье сельского правосл. псаломщика. В 1904 г. окончил Холмскую ДС, в 1908 г.- КДА со степенью канд. богословия. В июле 1908 г. рукоположен во священника, служил в соборе г. Холма (польск. Хелм), стал членом Холмской духовной консистории. Со 2 февр. 1916 г. холмский епархиальный наблюдатель церковных дел. В 1917-1918 гг. служил в Бессарабии, с 1918 г. протоиерей. С 1918 г. преподаватель Кременецкой ДС, в 1921-1923 гг. ее ректор. В качестве одного из секретарей присутствовал в янв. 1922 г. на соборе епископов в Варшаве, где поддержал митр. Варшавского Георгия (Ярошевского), настаивавшего на немедленном провозглашении автокефалии Православной Церкви в Польше. 11 февр. 1922 г. принял иноческий постриг с именем А. В апр. 1922 г. хиротонисан во епископа автономной Православной Церкви в Польше. 3 сент. 1922 г. стал епископом Луцким, викарием Волынской епархии. С 12 окт. 1922 г. правящий епископ Гродненской епархии, с 10 февр. 1923 г. член Синода автокефальной Православной Церкви в Польше, неканонически учрежденной в февр. 1923 г. Вселенским Патриархом Мелетием IV (Метаксакисом) в условиях давления польск. гражданской власти; с 21 апр. 1923 г. епископ Гродненский и Новогрудский, с 1 дек. 1924 г. зам. председателя Митрополичьего совета. В нач. 1927 г. вместе с митр. Варшавским Дионисием (Валединским) предпринял поездку к Предстоятелям поместных Церквей с целью добиться офиц. признания автокефалии Польской Церкви. С 3 июля 1928 г. архиепископ. В 1930 г. вошел в комиссию по подготовке Поместного Собора Польской Церкви. С 15 апр. 1934 г. архиепископ Волынский и Кременецкий. А. был активным сторонником украинизации. церковной жизни. Осенью 1939 г. арестован советскими властями. С 1940 г.- в юрисдикции МП (оставлен на Волынской кафедре). В 1941–1944 гг. на территории оккупированной нем. войсками УССР и в соседних украиноязычных обла-стях Белорусской ССР действовала каноническая Автономная УПЦ, созданная на Соборе епископов Украины, к-рый прошел 18–25 авг. 1941 г. в Почаевской лавре под председательством А. Автономная Церковь была образована для противодействия распространению на Украине автокефалистских церковных орг-ций. (См. ст. Украинская автокефальная православная церковь ).

http://pravenc.ru/text/64654.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010