Эдип – сын царя Фив Лая и Эпикасты (Иокасты). Лай, зная, что умрет от руки сына, велел убить ребенка, но Эдип был спасен и воспитан вдали от родины. Уже юношей Эдип узнал, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Считая своих приемных родителей за подлинных, Эдип во избежание предсказанных бед покинул их и отправился странствовать. В случайной стычке на дороге он убил незнакомого старика; затем, придя в Фивы, Эдип решил загадку страшного чудовища сфинкса и этим освободил от него город. В благодарность фиванцы провозгласили Эдипа своим царем, и он женился на вдове своего предшественника – Лая. Но в Фивах начался мор, вызванный тем, что в городе находится убийца царя Лая. Желая найти преступника, Эдип узнает, что убитый им по дороге старик и был Лай. Затем выясняется, что сам Эдип – сын Лая и что, таким образом, исполнилось пророчество: он убил отца и женился на матери. Эпикаста в ужасе покончила с собой, а Эдип ослепил себя. По одним мифам, Эдип ушел в добровольное изгнание, по другим, отразившимся в “Илиаде”, – умер в Фивах глубоким старцем. Эйдофея – дочь Протея, морская богиня. Эксадий – один из лапифов. Элеон – город в Беотии. Элеяне – жители Элиды. Элида – область на западе Пелопоннеса. Эллада – Греция; иногда этим словом обозначается только Пелопоннес. Эмафия – прибрежная область на севере Греции, в Македонии. Эн – город во Фракии. Эней – сын Анхиза и Афродиты, родственник Приама, один из главных троянских героев. После падения Трои Эней спасся, вынеся из горящего города на своих плечах старика отца и уведя с собою сына. После долгих странствий Эней создал свое царство в Италии. Эниалий – прозвище Арея. Энио – богиня войны. Энипей – река в Фессалии, приток Алфея. Эниосигей – эпитет Посейдона, обозначающий “колебатель земли”. Эол – 1) божество низшего ранга, повелевающее ветрами; 2) отец Сизифа, родоначальник эолян. Эолия – остров, где живет Эол; некоторые исследователи отожествляют его с вулканическим островком Стромболи близ Сицилии. Эос – богиня утренней зари, выезжающая на двух бессмертных конях Лампе и Фаэтоне на небо и поливающая росою землю. Эос – сестра Гелиоса, дочь Гипериона и Тея; от нее и Астрея родились звезды.

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

86 Мф 9,9 ; Мк. 2:13-15 ; Лк. 5:27-29 . Мк называет мытаря Левием (Леви), сыном Алфея (Халпая), а Лк просто Левием. Из этого можно заключить, что Матфей (Матайя, т.е. дар Господень) было его прозвищем. О Матфее как евангелисте см. приложение 1 . 87 Мф 10,2-4 ; Мк. 3:16-19 ; Лк. 6:14-16 ; Деян. 1:13 . У Мф Петр назван .……, первый, см. об этом ниже. Некоторые различия в этих списках связаны с тем, что иудеи нередко носили по несколько имен; иногда же вместо имени употребялось “отчество” (например, Варфоломей, или Бартоломей, означает “сын Толомая”). Прозвище Иуды Симонова — Искариот (Иш-Кериот) означает, по-видимому, “человек из Кериота”. 88 Мф 11,25 . 89 Невольно может возникнуть вопрос: если апостолы столь долго не понимали многих сторон учения Христа, то как они смогли донести его до следующего поколения верующих? Существуют два дополняющих друг друга ответа: 1) люди Востока издавна отличались тренированной памятью и способны были веками хранить устную традицию, 2) вполне вероятно, что кто-либо из учеников (в частности, Матфей) записывал слова Христовы и из этих записей сложились первые Логии, сборники Его изречений. При этих двух условиях вполне возможно сохранение подлинного Евангелия Иисуса. 90 Лк 15,1-10 . 91 Лк 15,11-32 . Читающий эту притчу должен учитывать, что слушатели Христа жили патриархальным укладом, при котором желание сына уйти из дома отца рассматривалось как грех против 4й заповеди. 92 Мф 18,1-4; 19,13-15 ; Мк. 9:33-37 ; Лк. 9:46-48 . 93 Галат 4,6-7 ; ср. Рим. 8:15 . Из этих слов явствует, что богосыновство есть нечто приобретаемое. Показательно, что в иудейской религиозной литературе слово “Авва” в обращении к Богу не употребляется. (см.: Guillet J. The Consciousness of Jesus. New York, 1972, p.206). 94 Мф 16,26 ; Мк. 8:36 . 95 Мф 6,31-32 . 96 Мф 7,7 ; Лк. 11:9 . 97 Мф 7,9 ; Лк. 11:11 . 98 Мф 5,23-24 . Из рассказа о дидрахме ( Мф. 17:24-27 ) явствует, что Христос давал положенную денежную жертву на Храм; однако Он считал это не принудительной обязанностью, а свободной жертвой.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/3

 Таким образом, божественная истина при первом появлении своем сокрыта уже в неправде теми самыми, кои первые были ее зрителями или слышателями.  Ужасный пример нравственного ожесточения, который, однако же, к сожалению, не единственный в истории бедного рода человеческого!  К концу дня воскресший Господь опять является на земле.  Первый из апостолов, удостоившийся Его лицезрения, был Симон. Но о явлении сем, кроме времени и места (в Иерусалиме), ничего не известно. Петр сам вовсе не упоминает о нем. Марк, спутник его, также. Едва ли оно не состояло в одном кратком видении Спасителя. По крайней мере, беседа его с Петром при одном из последующих Его явлений не заставляет предполагать долгого собеседования при настоящем.  Совершенно противоположно в сем отношении — явление Иисуса двум ученикам, шедшим в Еммаус. Описание его, сделанное святым евангелистом Лукой, так полно и отличается таким неподражаемым сочетанием естественного со сверхъестественным, что всего лучше будет выслушать его, как оно вышло из-под пера Богодухновенного писателя...  В дополнение к сему сказанию заметим, что, во-первых, ученики, шедшие в Еммаус, по всей вероятности, принадлежали к числу семидесяти учеников Иисусовых, но таких, кои менее других обращались с Ним. Клеопа, здесь упоминаемый, должен быть отличен от другого Клеопы (Ин. 19; 25), или Алфея, сродника Иисусова по матери, отца Иакова и Иосии. Во-вторых, неузна-ние Иисуса собственными Его учениками, изъясняемое уже отчасти их крайне печальным положением, не позволявшим быть любопытными, и положением идущего Спутника (Он мог идти сзади их), совершенно делается ясным от замечания евангелиста Марка, который говорит, что Иисус явился иным образом — в другом виде. Выражение, заставляющее предполагать не только другую, что много уже значило в настоящем случае, — одежду на Явившемся (прежняя была разделена распинателями), но и некоторым образом другой вид. В таком случае и не Клеопа мог гореть сердцем и, однако же, не узнать Иисуса. Преображение сие было преображением любви, хотевшей доставить ученикам еммаусским драгоценный опыт упражнения внутреннего чувства и возвести их постепенно к познанию себя. В-третьих, познание в преломлении хлеба долженствовало произойти по многим причинам. За трапезой гораздо ближе могли видеть друг друга. Благословение, соединенное с преломлением, которое у Иисуса, без сомнения, было духом и жизнью, также обличало странника. Но всего более изменяли небесному Гостю собственные Его пречистые руки, на коих оставались глубокие следы язв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=124...

   Таким образом, божественная истина при первом появлении своем сокрыта уже в неправде теми самыми, кои первые были ее зрителями или слышателями.    Ужасный пример нравственного ожесточения, который, однако же, к сожалению, не единственный в истории бедного рода человеческого!    К концу дня воскресший Господь опять является на земле.    Первый из апостолов, удостоившийся Его лицезрения, был Симон. Но о явлении сем, кроме времени и места (в Иерусалиме), ничего не известно. Петр сам вовсе не упоминает о нем. Марк, спутник его, также. Едва ли оно не состояло в одном кратком видении Спасителя. По крайней мере, беседа его с Петром при одном из последующих Его явлений не заставляет предполагать долгого собеседования при настоящем.    Совершенно противоположно в сем отношении — явление Иисуса двум ученикам, шедшим в Еммаус. Описание его, сделанное святым евангелистом Лукой, так полно и отличается таким неподражаемым сочетанием естественного со сверхъестественным, что всего лучше будет выслушать его, как оно вышло из-под пера Богодухновенного писателя...    В дополнение к сему сказанию заметим, что, во-первых, ученики, шедшие в Еммаус, по всей вероятности, принадлежали к числу семидесяти учеников Иисусовых, но таких, кои менее других обращались с Ним. Клеопа, здесь упоминаемый, должен быть отличен от другого Клеопы (Ин. 19:25), или Алфея, сродника Иисусова по матери, отца Иакова и Иосии. Во-вторых, неузнание Иисуса собственными Его учениками, изъясняемое уже отчасти их крайне печальным положением, не позволявшим быть любопытными, и положением идущего Спутника (Он мог идти сзади их), совершенно делается ясным от замечания евангелиста Марка, который говорит, что Иисус явился иным образом — в другом виде. Выражение, заставляющее предполагать не только другую, что много уже значило в настоящем случае, — одежду на Явившемся (прежняя была разделена распинателями), но и некоторым образом другой вид. В таком случае и не Клеопа мог гореть сердцем и, однако же, не узнать Иисуса. Преображение сие было преображением любви, хотевшей доставить ученикам еммаусским драгоценный опыт упражнения внутреннего чувства и возвести их постепенно к познанию себя. В-третьих, познание в преломлении хлеба долженствовало произойти по многим причинам. За трапезой гораздо ближе могли видеть друг друга. Благословение, соединенное с преломлением, которое у Иисуса, без сомнения, было духом и жизнью, также обличало странника. Но всего более изменяли небесному Гостю собственные Его пречистые руки, на коих оставались глубокие следы язв.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Творения свв. отцов, т. 34 Согнивших в ветхости и отвергнувших новую благодать Господь нарек «мехами ветхими», как бы прорвавшимися и проливающими новое учение Царствия. Таковым обличил себя Каиафа. Ибо, услышав от Господа, что Он – Сын Божий, разодрал одежды. Петр же, прияв закон Духа жизни, не только поучаемый не отрицался, но и вопрошаемый исповедал, дав видеть насажденное в нем познание истины. Примирение разностей в евангельском повествовании о призвании Матфея (Лк.5:27–28; Мк.2:13–14; Мф.9:9) Свящ Марков. «О Евангелии от Матфея». «Православное обозрение», 1873 Что в Евангелии Матфея рассказывается о Матфее, то же самое в Евангелиях от Марка ( Мк.2:14 ) и Луки ( Лк.5:27 ) повествуется о мытаре Левии, которого Марк, кроме того, называет сыном Алфея. Для устранения противоречий в евангельских сказаниях об этом событии некоторые экзегеты признавали в этих сказаниях повествования о двух совершенно особенных событиях. Еще Ориген считал апостола Матфея, о котором рассказывается в его Евангелии, и Левия, о котором повествуют евангелисты Марк и Лука, за два различные лица, принимая Левия за ученика Господа Иисуса в более широком смысле, чем апостола Матфея. Подобные же толкования можно встречать и у новейших западных экзегетов. Но как при этом объяснить близкое до точности сходство повествований у всех евангелистов об обстоятельствах призвания к апостольству как Матфея, так и Левия? Все три евангелиста почти буквально передают сказания о призвании Иисусом Христом «человека», сидевшего у сбора пошлин ( Мф.9:9 ; Мк.2:14 ; Лк.5:27 ); Матфей и Лука прямо называют его мытарем ( τελω’νης – Мф.10:3 ; Лк.5:27 ). Самое призвание его у всех трех евангелистов изображается одними и теми же чертами. Христос зал ему: «следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» Как у Матфея также и у Марка и Луки, здесь нельзя разуметь одно приближение человека к Спасителю с верою в Него, но призвание в апостолы в строгом смысле, так что он сделался после этого постоянным спутником Господа. Кроме того, это призвание у всех евангелистов стоит в связи с совершенно одними и теми же предшествующими ему и последующими за ним обстоятельствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

День был пасмурный, нежаркий, поэтому работа продвигалась неплохо. Ящик под неторопливый скрип пера наполнялся монетами. Люди хмурились в тон небу, стараясь свести общение со сборщиком податей к минимуму. Никто не желал ему ни благословения от Господа, ни долгих лет жизни. Мытарей не любил никто. Старый каменщик, уплативший за прошедший год, тяжело вздохнул вместо приветствия и сокрушенно покачал головой, отходя прочь от стола. – Мало того что п о дать дерут для безбожной власти, так еще эти кровопийцы себе кошельки набивают за наш счет! – прошипела женщина, проходя мимо мытницы. – А в Иерихоне-то, слыхала, какой себе дом отгрохал ихний главный? – вторила ее товарка. – Соломон в гробу переворачивается! Женщины куда-то тащили на веревке упирающегося козла. Пахло от него не очень хорошо. – И когда же вы уже насытитесь, аспиды? – последняя реплика прозвучала уже из глубины бурлящей толпы. Мытарь невозмутимо взирал поверх торговых рядов и праздного народа. Слава человеческая не наполнит сосудов маслом, и почетом сыт не будешь. А вот монета – другое дело. Что же до власти, какая разница, кто собирает подать и кто ловит воров? Да правь Израилем хоть главный крокодил Верхнего Нила! Лишь бы мясо всегда было в котле да хлеб в миске не переводился. Внезапно вдали зашумел народ. Мытарь схватился за денежный ящик и нашел глазами своих рабов, что сидели поодаль, вооруженные дубинками, – вынужденная мера против разбойников. Стражник на городской стене беспокойства не проявлял, стало быть, ничего страшного не происходит. Можно расслабиться. – Это Иисус Назорей, заклинатель бесов! – послышался голос какого-то мальчишки. К его голосу добавлялись другие: – Целитель Галилейский! – Пророк, Которого Иоанн проповедовал на Иордане! – Смутьян, пьяница, друг блудниц и мытарей! На этом сборщика податей словно молнией поразило. Если это и вправду Иисус из Назарета, обязательно произойдет нечто сверхъестественное. Не так давно Левий, сын Алфея, оставил ящик с деньгами и все расписки только потому, что услышал от проходившего мимо Галилеянина: «Следуй за Мной». И ведь встал и последовал. Да вот же он – в простой пыльной одежде, среди других учеников. Это какое же должно быть сильное колдовство, чтобы человек променял прибыльное занятие на странствия и проповеди!

http://pravoslavie.ru/105308.html

Венерин пояс внушал любовные желания. Супруга Зевса – Гера (Юнона у римлян) попросила у Венеры этот пояс, чтобы отвлечь внимание Зевса от поля боя. 82  У Авгия, царя Элиды (область в южной Греции) было стадо в три тысячи коров. Из хлевов в течение 30 лет не убирали навоз. Геркулес избавил округу от невыносимой вони, повернув течение реки Алфея так, что водяной поток устремился в хлевы и унес с собой весь навоз. Аполлон, в гневе за убийство своего сына Асклепия (см. прим. 7 к гл. 22), перебил циклопов, выковавших молнию, которой Асклепий был убит. Зевс в наказание заставил его пасти стада фессалийского царя Адмета. Лаомедонт – древний царь Трои, отец Приама, с которым мы встречаемся в Илиаде. Посейдон (Нептун) и Аполлон оскорбили Зевса (Юпитера) и были в наказание посланы служить Лаомедонту: Посидон возвел стены Трои, Аполлон пас царские стада (Илиада 7, 452 и 21, 441). Когда они кончили свою работу, Лаомедонт отказался им заплатить и прогнал их. 83  Молнии для Юпитера ковали циклопы, кузнецы бога Вулкана; они же изготовили оружие для Энея, героя Вергилиевой «Энеиды». 85  Ганимед – сын фригийского царя, юноша, превосходивший красотой всех смертных. Он был восхищен на небо, чтобы служить виночерпием Зевсу. 86  Корнелий Непот – римский историк I в. до Р.Х. Написал «Хронику» (утеряна), где повествовал о главных событиях римской истории и истории других государств, а также ряд биографий знаменитых людей; сохранились только некоторые из них. Кассий Гемина – один из древнейших историков Рима (II в. до Р.Х.). Талл – отпущенник   императора  Тиберия,   написавший  «Хронику  мировой   истории». Диодор – греческий историк (I в. до Р.Х.). Его «Историческая библиотека» – свод событий из истории греков, римлян и варварских народов, начиная с времен сказочных и до времени автора. 87  Сатурн был отцом Юпитера (см. прим. 3 к гл. 22); сын, став взрослым, выгнал отца и воцарился на Крите. Изгнанный Сатурн нашел прибежище в Италии у царя Януса, гостеприимно его принявшего; в благодарность он ознакомил его народ с начатками культуры. Страну, его приютившую, он назвал Лацием (Минуций производит это слово от глагола latere – «скрываться», «прятаться»), так как спрятался в ней от преследований сына. Капитолийский холм, по словам Варрона, ученого I в. до Р.Х., первоначально назывался Сатурновым холмом, и на нем находился город Сатурния. Яникул – один из холмов Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Minutsij_Felik...

141  Папий. — В кн.: Евсевий. Церковная история, III, 39. 142  Св. Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 108. 143 См.: Lйon–Dufour X. Les Йvangiles synoptiques. — RFIB, v.II, p.198. 144 Мк 15, 21; ср.Рим 16, 13, 14, 51—52. В связи с этими данными стоит, может быть, находка израильских археологов, сделанная в долине Кедрона. Там был обнаружен фамильный склеп иудеев — репатриантов из Египта. Среди них похоронен и некто «Александр, сын Симона», родом из Кирены (см.: Barag D.P. Tйmoignages archйologiques sur l’histoire de Jйsus. — Les dossiers de l’archйologie, 1975, p.12). 145 См.: Lйon–Dufour X. The Gospels and the Jesus of History, p.110. 146 Мк 3, 17; 5, 41; 7, 11,34; 14, 36; 15, 34. 147  Папий. — В кн.: Евсевий. Церковная история, III, 239. Совершенно очевидно, что речь идет о мытаре Левии, сыне Алфея, прозванном Матфей; см.Мф 9, 9—10; Мк 2, 13—15; Лк 5, 27—29. 148 См.: Lйon–Dufour Х. Les Йvangiles synoptiques, p.192. Мф цитирует Библию не по подлиннику, а по Септуагинте, греческому переводу, распространенному у евреев, живших вне Палестины. 149 Исследователи полагают, что их можно разбить на несколько циклов. В частности, по А.Ревилю, этих циклов семь: 1) Новый Завет, 2) наставление апостолам, 3) противники, 4) Царство Божие, 5) отношения между верными, 6) обличения, 7) явление Царства Божия. К.Леон—Дюфур предлагает деление на пять частей: 1) Нагорная проповедь (гл.5—7), 2) наставление ученикам (гл.10), 3) слово в притчах (гл.13), 4) отношения между верными (гл.18), 5) эсхатология (гл.24—25). 150 Образцом такого рода жанра служит недавно открытое «Евангелие Фомы», где каждый абзац начинается словами: «Сказал Иисус». Перевод текста в кн.: Античность и современность. М., 1972, с.365 сл. 151  Адам К. Иисус Христос. Пер. с нем. Брюссель, 1961, с.66. 152 См.: Лк 1, 1—4. 153 Мураториев фрагмент; Ириней. Против ересей, III,1,1; Тертуллиан. Против Маркиона, IV, 5; Климент. Строматы, I, 21, 145; Ориген. На Матфея, 1. Новозаветные данные о Луке: Кол 4, 14; 2 Тим 4, 10; Флм 23; Рим 16, 21.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В Риме в базилике св. Панкратия почивают мощи тезоименитного мученика, погибшего при гонениях Диоклетиана, в начале IV в., – в литературе иногда эту святыню ошибочно соотносят с именем святителя из Таормины. Значительный факт: когда англо-американский десант готовился к высадке на Сицилии в 1943 г., для двойной массивной бомбежки Таормины был избран именно день св. Панкратия, когда в городе шел престольный праздник. Леонтины: сицилийская Голгофа Начальные времена христианства на Сицилии были относительно спокойными: после гибели самых первых епископов, Маркиана и Панкратия, местным общинам в течении почти столетия довелось достойно вести свою жизнь. Однако Римскую империю периодически сотрясали государственные гонения на христиан. Одно из них пришлось на середину III столетия, при императоре Декии. Его преемник, император Требониан Галл, продолжил жестокую антихристианскую политику, разослав по Апеннинскому полуострову военные экспедиции с целью искоренения новой веры. Один из таких отрядов был направлен в Апулию, где воины схватили трех юношей, братьев Алфия (Алфея), Филадельфа и Кирина – по именам можно судить об их греческих корнях (при этом имя Кирин восточные святцы передают по-разному: то Киприн, то Киприан). Братья предстали перед судом императорского сановника Нигеллиона, который пытался склонить их к поклонению идолам. Наткнувшись на решительный отказ, сановник отослал братьев в Рим, где их бросили в тюрьму для государственных преступников – Мамертинскую темницу: двумя веками ранее тут содержались перед казнью Первоверховные апостолы. В Риме же решили, что будет полезнее устроить показательный процесс и склонить братьев к отступничеству (или же их казнить) на Сицилии, где христианство еще только начинало свой путь. Восточной частью острова тогда правил молодой честолюьивый патриций Тертулл (иначе Тертилл), имевший резиденцию недалеко от Сиракуз, в местечке Леонтины (совр. итал. Лентини; в то время как на Сицилии произносят Л и нтини). Рассказывают, что направляясь к этому местечку, переходя через разлившийся бурный горный проток, братья перешли через него как посуху, в то время как несколько римских стражников утонуло.

http://radonezh.ru/2023/05/02/siciliyski...

Фальсификация событий в Сребренице 1995 года выглядит изуверской по отношению к сербскому народу ещё и потому, что был либо проигнорирован, либо оправдан геноцид против сербов! Чего стоит оправдание палача Насера Орича ! Не случайно даже некоторые судьи отказывались участвовать в этом фарсе. Их было немного, но они были. Так, один из членов судебной палаты в деле генерала З. Толимира (ближайшего соратника генерала Р. Младича) голосовала за полное оправдание подсудимого, считая, что никаких доказательств его вины представлено не было. Боснийские сербы не собираются мириться с ярлыком «геноцидального народа», подло повешенного на них МТБЮ и местными провокаторами, этими ушедшими от ответственности преступниками. Введение чужестранным наместником новой статьи в УК – шаг в направлении дальнейшей эскалации ожесточения, направленный на ликвидацию самых популярных политиков Республики Сербской. Еще одним важным аспектом прошедшего заседания Совета Безопасности ООН стала проблема представительства самой Боснии и Герцеговины в ООН. Уже в который раз так называемый представитель БиГ излагает позицию лишь отдельных энтитетов. При этом не только игнорируется позиция Республики Сербской, но и делается всё, чтобы представить эту позицию опасной. Напомним, что на прошлом заседании Совбеза российскому представителю В. Небензе пришлось демонстрировать членам Совета официальную бумагу от главы Президиума БиГ, в которой не подтверждаются полномочия «представителя БиГ» в ООН. Вопрос о представительстве Боснии и Герцеговины остаётся нерешённой проблемой. Тем не менее СБ ООН принял резолюцию 2604, в которой продлевается мандат миссии Европейского союза в Боснии и Герцеговине «Алфея» до ноября 2022 года. Проект резолюции был подготовлен Францией (которая возглавляла в октябре Координационную группу Совбеза по БиГ). Резолюция была принята единогласно. Из её текста видно почему: в ней не содержится прямых упоминаний Высокого представителя в БиГ. Заседание СБ ООН по БиГ проходило на фоне беспрецедентного обострения ситуации и, как сказал российский представитель в Совбезе, при явном участии внешних сил.

http://ruskline.ru/opp/2021/11/06/verhov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010