Сулико Я могилу милой искал, Сердце мне томила тоска. Сердцу без любви нелегко. Где же ты, моя Сулико?.. Популярную в советском союзе песню «Сулико» многие считают народной. Однако авторство слов принадлежит самому известному поэту Грузии и общественному деятелю Акакию Церетели. Стихотворение «Сулико» Акакий Церетели впервые опубликовал в 1895 году. Затем к стихам была написана музыка. В 1938 году песня была исполнена перед Сталиным и названа «народной». Она так понравилась вождю, что очень быстро стала популярной. Улицы, метро и университет Автора «Сулико» Акакия Церетели очень любят в Грузии. Поэт, публицист, писатель, просветитель, патриот. В его честь в Тбилиси названа станция метро и целый проспект. В центре Тбилиси стоит памятник Илье Чавчавадзе и Акакию Церетели. В Кутаиси, где Акакий Ростомович окончил гимназию, существует государственный университет в честь Акакия Церетели. В 1960 году к 120-летию грузинского поэта князя Акакия Церетели даже была выпущена почтовая марка СССР, номиналом в 40 копеек. В 1995 году в Грузии в обращение вошла купюра в 10 грузинских лари. На одной из сторон купюры - портрет Акакия Церетели. А еще, Акакию Церетели принадлежат слова: «Учитесь, дети мои! Большего богатства вы не сумеете обрести». Агиос Акакиос Недалеко от греческого города Лариса, глубоко в горах, расположился городок Агиос Акакиос, или Айос Акакиос. В русской транскрипции он так же, как и имя, прозвучал бы - Акакий. В этом селении в Фессалии, которое в XVII веке было деревушкой Голица, родился еще один святой с именем Акакий - преподобный Акакий Кавсокаливит. Имя Акакий в поэзии Святителя Николая (Велимировича) Сербского называют также Новым Златоустом. Каждому дню года в своем творении «Охридский пролог» он посвятил поэтическую проповедь. Один из его боговдохновенных гимнов рассказывает о преподобном Акакии Синайском. Может быть, мы и не вспомнили бы об этом, если бы не одно но. 12 декабря чтятся очень многие достойные святые. Но именно Акакию, вошедшему в святоотеческую литературу, как символ смирения, терпения и послушания, святитель Николай Сербский посвятил свои строки:

http://foma.ru/imya-akakij.html

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Акакия Синайского Память 29 ноября Блаженный Иоанн Лествичник 7821 пишет в книге своей о преподобном Акакии так: Великий Иоанн Савваит рассказал мне происшествие истинное и повествование достойное. Был один старец, очень ленивый и по характеру злой; говорю, не осуждая его, но с целью показать терпение святого, и вот что расскажу вам. Тот старец имел молодого ученика, по имени Акакия, простого нравом и целомудренного умом, который так много зла терпел от того старца, что многим даже покажется это невероятным, ибо старец не только укорами и бесчестием досаждал ему, но и всякий день мучил его телесными истязаниями. Однако терпение его было не напрасно: потому что Акакий своей безропотной выносливостью и незлобивым страданием снискал себе благодать Божию, освобождающую его от вечного мучения. Я же (говорит Иоанн Савваит к Иоанну Лествичнику ), видя каждый день его таким, как будто он купленный раб или пленник, и терпит крайнюю беду, нарочно встречал его и спрашивал: – Что ты, брат Акакий? Как проводишь нынешний день? Он же отвечал: – Как перед Господом Богом, – так мне хорошо. И показывал мне иногда посиневшие глаза, иногда шею, а то голову в ранах. Зная, что он поступает добродетельно, я говорил ему: – Хорошо, хорошо, терпи, брат, чтобы достигнуть спасение тебе. В таком положении блаженный Акакий оставался у того строгого старца девять лет и, проболев немного пред кончиной, отошел ко Господу 7822 . Когда он был погребен в семейном склепе, то, спустя пять дней, старец отправился к одному жившему там великому отцу и сказал ему: – Отче, брат Акакий, ученик мой, умер. Отец, услыхав это, сказал: – Не верю тебе, старче, потому что Акакий не умер. Старец сказал: – Отче, если не веришь мне, то пойди сам и осмотри гроб его. Тогда преподобный отец поспешно встал, пошел со старцем в гробницу блаженного страдальца и громко воскликнул над гробом Акакия, обращаясь к нему, как к живому: – Брат Акакий, умер ли ты? Благоразумный послушник, обнаруживая послушание и по смерти, ответил: – Не умер, отче, ибо тому, кто обязался творить послушание, невозможно умереть. Когда старец, у коего жил Акакий, услыхал это, то испугался и упал со слезами на землю; потом попросил у игумена келлию возле его гроба и, затворившись в ней, прожил еще благочестиво, заботясь о спасении души и, после многих подвигов, отошел ко Господу Богу, Которому слава во веки. Аминь. 7821 Иоанн Лествичник – происхождения неизвестного, 20 лет принял иночество, последние четыре года своей жизни был игуменом Синайской обители; скончался 80-летним старцем в конце VI века; память его 30 марта. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

7-е Преподобного Фомы Малеина и Акакия, упоминаемого в Лествице Пр. Фома был прежде воином, славился силой и храбростью; потом оставил мир и всё в нём и удалился на горный мыс Малею (восточная часть Афона), где вёл подвижническую жизнь, сияя добродетелями и чудесами. Скончался в X веке. Преп. Акакий, упоминаемый в «Лествице» Иоанна, был учеником некоего Синайского старца, весьма грубого и злонравного, часто наносившего ему раны и огорчения. Пожив у старца девять лет в терпении и послушании, скончался молодым ещё около 550 года. Когда же зверонравный тот старец донёс некоему великому подвижнику о смерти Акакия, то он не поверил и, придя к могиле (уже через пять дней по погребении), возгласил: «брат Акакий! умер ли ты?» И послышался ответ: «не умер я, отец; послушливому невозможно умереть». Тогда покаялся тот старец в своей жестокости и, уединившись близ гроба Акакиева, провёл там остальную жизнь в слезах (см. Лествица, стр. 4). † Страдание св. Евангелла, епископа Томского, Епиктета пресвитера и Астиона Блаженный Епиктет пресвитер подвизался аскетом и усердно учил других путям спасения. К нему случайно пришёл молодой сын сенатора Астион и столько пленился наставлениями его, что принял от него крещение, но с тем, чтобы удалиться из своей страны. Учитель и ученик пришли к Славянам в малую Скифию и стали жить в уединённой хижине, близ города Алмириса 92 . – Строгая жизнь, благотворительная любовь, беседы кроткие стали собирать к ним слушателей. Богатая женщина приносит к Епиктету сына, пятнадцати лет, немого, глухого, иссохшего. «Назореи, слышала я, исцеляют больных именем Христа Иисуса, – исцелите моего сына», говорила жена. «Если будешь веровать», отвечал Епиктет, «в единого Бога и Христа Иисуса, сын твой будет здоров». Затем, исцелив отрока, спросил его: «в кого ты веруешь?» «Надобно веровать в Христа Иисуса: Он столько благотворит людям», отвечал отрок. Жители Алмириса, увидав такое чудо, крестились, всего до 1000 человек обоего пола. – Блаж. Астион, вышедши на Дунай за водой, встретился с бесноватым и, помолившись о нём, исцелил его. Исцеленный и родители его также крестились.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И вот именно на таком фоне, в таком настроении Гоголь пишет «Шинель». Наивно было бы думать, что в повести не заложены все эти духовные вопросы. Дмитрий Чижевский вполне резонно замечает, что от «Шинели» «надо ждать попытки разрешения сложных психологических вопросов, а не простого повторения аксиом (“я брат твой”) и избитых истин (и “крестьянки, то бишь бедные чиновники, чувствовать умеют”)». В постсоветское время на религиозную подоплеку «Шинели» обратили внимание многие ученые, специалисты по творчеству Гоголя — к примеру, С. А. Гончаров, В. А. Воропаев.  Духовная  драма Если говорить кратко, то «Шинель» — это прит­ча, где в иносказательной форме показано, как человек — кроткий, смиренный, почти что безгрешный человек! — может впасть в грех, стать рабом своих страстей и погибнуть духовно. Вся внешняя сюжетная канва — то есть департамент, чиновники, переписывание бумаг, зимние холода в Санкт-Петербурге, портной Петрович, новая шинель, грабители, генерал, простуда, смерть — служит лишь декорациями, на фоне которых ставится духовная драма. Главное в повести происходит не на петербургских улицах, а в душе Акакия Акакиевича.  Попробуем разобраться, что же в ней происходит. Почти  святой В начале повести Гоголь рисует нам Башмачкина как человека мало сказать скромного, но совершенно смиренного, беззлобного. «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним…» Даже само имя его, Акакий Акакиевич, неслучайно. Здесь Гоголь, вполне вероятно, делает намек на подвижника Акакия из «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского — книги, ставшей классикой святоотеческой литературы, которую прочли если не все, то очень многие всерьез верующие люди. Послушание подвижника Акакия было столь велико, что даже после смерти тот не мог ослушаться своего старца. А удвоение имени, Акакий Акакиевич, — это, можно сказать, смирение в квадрате. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

И вот именно на таком фоне, в таком настроении Гоголь пишет «Шинель». Наивно было бы думать, что в повести не заложены все эти духовные вопросы. Дмитрий Чижевский вполне резонно замечает, что от «Шинели» «надо ждать попытки разрешения сложных психологических вопросов, а не простого повторения аксиом (“я брат твой”) и избитых истин (и “крестьянки, то бишь бедные чиновники, чувствовать умеют”)». В постсоветское время на религиозную подоплеку «Шинели» обратили внимание многие ученые, специалисты по творчеству Гоголя — к примеру, С. А. Гончаров, В. А. Воропаев. Духовная  драма Если говорить кратко, то «Шинель» — это прит­ча, где в иносказательной форме показано, как человек — кроткий, смиренный, почти что безгрешный человек! — может впасть в грех, стать рабом своих страстей и погибнуть духовно. Вся внешняя сюжетная канва — то есть департамент, чиновники, переписывание бумаг, зимние холода в Санкт-Петербурге, портной Петрович, новая шинель, грабители, генерал, простуда, смерть — служит лишь декорациями, на фоне которых ставится духовная драма. Главное в повести происходит не на петербургских улицах, а в душе Акакия Акакиевича. Попробуем разобраться, что же в ней происходит. Почти  святой В начале повести Гоголь рисует нам Башмачкина как человека мало сказать скромного, но совершенно смиренного, беззлобного. «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним…» Даже само имя его, Акакий Акакиевич, неслучайно. Здесь Гоголь, вполне вероятно, делает намек на подвижника Акакия из «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского — книги, ставшей классикой святоотеческой литературы, которую прочли если не все, то очень многие всерьез верующие люди. Послушание подвижника Акакия было столь велико, что даже после смерти тот не мог ослушаться своего старца. А удвоение имени, Акакий Акакиевич, — это, можно сказать, смирение в квадрате.

http://foma.ru/iznanka-shineli.html

Поселившись на Малее, преподобный Фома подвизался в посте и молитве, ведя непрестанную брань со злыми духами. Там святой Фома удостоился Божественных видений и откровений и получил благодатные дары чудотворений и исцелений. О жизни подвижника стало известно людям, многие стали приходить к нему и получали исцеления от различных недугов. По молитве святого также изгонялись бесы из душевнобольных. После кончины преподобного Фомы его святые мощи прославились многочисленными чудесами. Литература: 1 . Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского , кн. 11. М., 1910, с. 138–140. 2 . Полное собрание житий святых Православной Греко-Российской Церкви. Под ред. Е. Поселянина. Июль. СПб., б/г, с. 70–71. Преподобный Акакий жил в VI веке и был послушником в одном из монастырей. Он получил благодать от Господа и наследовал вечное блаженство в обителях Отца Небесного за свое великое терпение и послушание. О жизни преподобного Акакия рассказывает преподобный Иоанн Лествичник (†649; память 30 марта) в своей «Лествице». Преподобный Акакий был послушником некоего старца, отличавшегося грубостью и жестокостью нрава. Старец изнурял святого Акакия непосильным трудом, жестоко его бил, морил голодом. Но преподобный Акакий со смирением и незлобием переносил такое обращение, за все благодарил Бога и всегда оставался послушным своему старцу. Однако тяжелый труд изнурил его тело, и преподобный Акакий через девять лет преставился к Богу, будучи еще молодым (†ок. 550). Когда старец поведал о его кончине одному великому подвижнику, тот не поверил и через пять дней после погребения пришел к могиле и спросил: «Брат Акакий, умер ли ты?». Из могилы послышался ответ: «Нет, отче, не умер, послушливому невозможно умереть». Присутствовавший при этом старец святого Акакия раскаялся в своей жестокости и, поселившись близ могилы преподобного, в молитве и покаянии окончил свою жизнь. Литература: 1 . Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тогда разъяренный князь послал своих слуг, чтобы они умертвили Парамона. Слуги догнали святого мученика, схватили его и сначала острым шипом прокололи ему язык, а затем, обнажив его, искололи ему [такими же шипами] всё тело. Святой Парамон с молитвой в сердце предал свою душу Богу. Потом и те 370 мучеников, великих, как сыны Божии, и невинных, как агнцы, были зарублены мечами и перешли в бессмертное Царство Владыки Христа. Пострадали они в 250 году. 2. Преп. Акакий Синайский . В своей славной книге «Лествица» преподобный Иоанн Лествичник описывает житие сего святого. Юный Акакий был послушником у некоего злого старца в Синайском монастыре. Гневливый старец ежедневно укорял и ругал Акакия, а нередко и бил, всячески издеваясь над ним и мучая его. Однако Акакий не жаловался, но всё это переносил терпеливо, будучи уверен, что сие полезно для его спасения. Если когда-либо кто-то спрашивал его, как он живет, Акакий отвечал: «Как перед Господом Богом – [так мне] хорошо!» После девяти лет послушания и мучений Акакий скончался. Старец похоронил его и пошел и пожаловался некоему другому (святому) старцу: «Акакий, ученик мой, умер». Тогда оба они отправились на могилу усопшего, и тот святой старец прокричал: «Брат Акакий, умер ли ты?» И послушливый Акакий, послушный и по смерти, ответил: «Не умер я, отче, ибо невозможно умереть тому, кто обязался творить послушание [букв.: невозможно умереть послушному. – Ред.]». Тогда сей [первый] злой старец раскаялся [в содеянном] и затворился в келье близ могилы Акакия, где провел остаток своей жизни в покаянии и молитве. [Первый] старец послушнику громко прокричал: «Акакий брат, ответь нам, где ты сейчас?» Ответа не дождавшись, паки возгласил: «Акакий, мертв ты или жив еси?» – «Живя, как и прежде, когда жил в бренном! – Монах из могилы ответствовал смиренно. Нет смерти для того, кто верен послушанью». Старец [второй], поражен необычайно, От изумления и страха прослезился! И горько зарыдал, и страшно устыдился, И покаянье в злых делах своих принес И, наложивши на себя сугубый пост, В пустыню тотчас удалиться поспешил, Чтоб вымолить спасенье для своей души.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Память святых мучеников, со святым Стефаном Новым за святые иконы пострадавших При Константине Копрониме многие православные воины, оставив воинское звание, приняли монашество. Многих из них беззаконный царь после мучений приказал лишить жизни. Одного, по имени Василия, он сначала ослепил. Когда же святой Василий и после ослепления стал воздавать поклонение святым иконам, мучитель вонзил меч в чрево Василия, так что обнаружились все его внутренности. В это же время приял мученический венец за святые иконы и святой Стефан в Константинополе. Кроме этих были сосланы в заточение два Григория с некоторыми другими, где и скончались. Наконец святой Иоанн был изгнан в Дафну где, по приказанию царя, его часто подвергали биению, от чего он и скончался. Память 29 ноября Память преподобного отца нашего Акакия Синайского Блаженный Иоанн Лествичник пишет в книге своей о преподобном Акакии так: Великий Иоанн Савваит рассказал мне происшествие истинное и повествование достойное. Был один старец, очень ленивый и по характеру злой; говорю, не осуждая его, но с целью показать терпение святого, и вот что расскажу вам. Тот старец имел молодого ученика, по имени Акакия, простого нравом и целомудренного умом, который так много зла терпел от того старца, что многим даже покажется это невероятным, ибо старец не только укорами и бесчестием досаждал ему, но и всякий день мучил его телесными истязаниями. Однако терпение его было не напрасно: потому что Акакий своей безропотной выносливостью и незлобивым страданием снискал себе благодать Божию, освобождающую его от вечного мучения. Я же (говорит Иоанн Савваит к Иоанну Лествичнику), видя каждый день его таким, как будто он купленный раб или пленник, и терпит крайнюю беду, нарочно встречал его и спрашивал: — Что ты, брат Акакий? как проводишь нынешний день? Он же отвечал: — Как перед Господом Богом, — так мне хорошо. И показывал мне иногда посиневшие глаза, иногда шею, а то голову в ранах. Зная, что он поступает добродетельно, я говорил ему: — Хорошо, хорошо, терпи, брат, чтобы достигнуть спасения тебе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Преподобного Лампада чудотворца Преподобный Лампад подвизался в посте и молитвах в пещере близ Иринополя, в Исаврии, и прославлен даром чудес. Жил в Х веке. Преподобных Феодосия и Афанасия Череповецких Ученики преподобного Сергия Радонежского, основатели Воскресенского монастыря на том месте, где ныне город Череповец (Новгородской губернии); из-за разорением монастыря поляками в начале XVII века о них сохранилось только скудное известие в одной вкладной книге. Преподобный Афанасий скончался в 1382 году. Мощи преподобных почивают под спудом в Воскресенском городском соборе (монастырь упразднен в 1764 г.) 60 День шестой Святых мучениц Марина и Марфы и других с ними Марин и Марфа, знатные персияне, с сыновьями своими, Авдифаксом и Аввакумом, пострадали в Риме, куда прибыли на Богомолье, при императоре Клавдии II, в 269 году. Марин и сыновья обезглавлены, а Марфа утоплена. Мощи их ныне находятся в церкви святого Иоанна Кущника в Риме. С ними пострадали и еще многие другие, захваченные на молитвословии. Преподобных Фомы Малеина и Акакия, упоминаемого в Лествице Преподобный Фома был прежде воином, славился силою и храбростью; потом оставил мир и все в нем и удалился на горный мыс Малею (восточная часть Афона), где вел подвижническую жизнь, сияя добродетелями и чудесами. Скончался в Х веке. Преподобный Акакий, упоминаемый в «Лествице» Иоанна Лествичника , был учеником некоего Синайского старца, весьма грубого и злонравного, часто наносившего ему раны и огорчения. Пожив у старца девять лет в терпении и послушании, скончался молодым еще около 550 года. Когда же зверонравный тот старец донес некоему великому подвижнику о смерти Акакия, то он не поверил и, придя к могиле (уже чрез пять дней по погребении), возгласил: «Брат Акакий! умер ли ты?» И послышался ответ: «Не умер я, отец; послушливому невозможно умереть». Тогда покаялся тот старец в своей жестокости и, уединившись близ гроба Акакиева, провел там остальную жизнь в слезах (см.: «Лествица»). День седьмой Страдание святого Евангелла, епископа Томисского, Епиктета пресвитера и Астиона

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Другой же, Иоанн Савваит, хотя и не был сам основателем обители, но возбудил многих примером своих добродетелей. Он начал иночествовать в одном из монастырей родственного ему Понта и, недовольный чрезмерною кротостию своего настоятеля, просил у него письма в другую обитель. Там, в сонном видении, представились ему нисколько мужей, требовавших от него уплаты значительного долга, простиравшегося до ста фунтов золота: постигнув значение таинственного сна, он воскликнул, проснувшись: «Бедный Иоанн, как еще много остается тебе платить за грехи твои!» После трехлетних подвигов опять снилось ему, что сии мужи дают ему расписку в получении десяти, из ста должных им фунтов; он стал еще более подвизаться и даже юродствовать, чтобы, перенесением многих оскорблений совершенно смирить себя, и только спустя тринадцать лет получил, столь же таинственным образом, совершенное отпущение. Так он сам рассказывал знаменитому авве лавры Синайской, св. Иоанну Лествичнику , который упоминает о нем с большею похвалою в своей книге, Духовной лествице 126 . Когда поселился он в лавре великого Саввы, три юноши просили его принять их под свое руководство; но он отрекся, по чувству своего недостоинства, и дал только единовременно каждому из них прозорливый совет на все течение жизни, назначая различный образ подвигов, свойственно их силам, с напоминовением, что только претерпевший до конца спасен будет. Примером долготерпения он представлял одного инока, по имени Акакия, который всю свою жизнь страдал от жестокости своего духовного наставника и умер без ропота. Когда же по его смерти, один из великих старцев спросил бывшего его наставника: точно ли умер Акакий? и тот в удостоверение привел его на самую могилу юноши, старец громко воскликнул над нею: «Брат мой Акакий, мертв ли ты?» и внезапно откликнулся ученик, свидетельствуя, и после кончины, совершенное свое послушание: «Можно ли, отче, чтобы верный блюститель послушания был когда либо мертвым». Ужаснулся его жестокий наставник и, устроив себе келию над гробом Акакия, провел в ней остаток жизни в слезах покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010