Как ни ограничено было участие палестинского монашества в несторианских спорах, все же, на основании сохраненных историей немногих данных, оно может быть раскрыто и оценено по достоинству. В то время, как восточная церковь была охвачена возбужденным, благодаря константинопольскому патриарху Нестории, религиозным движением, во главе палестинского монашества стоял строгий аскет – Св. Евфимий. Занятый всецело вновь устраиваемой им общиной, он проявлял мало интереса к окружавшей его церковной жизни. Кирилл Скифопольский пишет, что ни о существовании Нестория, ни о его еретических мнениях Евфимий ничего не знал до 431 г. В этом году бывший учитель Св. Евфимия, пресвитер мелитинской церкви Синодий, посетив Палестину для поклонения Св. местам, прибыл в лавру своего ученика с целью приветствовать как его самого, так и своих племянников-иноков Евфимиевой лавры. «Увидевши Св. Евфимия, он рассказал ему о нечестивой ереси Нестория, который короткое время держал константинопольский престол и возмутил вселенную своими злоучениями; рассказал также о ревности и правой вере Кирилла, архиеп. александрийского и Акакиямелитинского и о том, что в Ефесе будет на Нестория вселенский собор». 434 Желая и со своей стороны, сколько возможно, содействовать на предстоящем вселенском соборе торжеству православия и осуждению ереси Нестория, Св. Евфимий «поручил Петру, еп. сарацинскому, отправлявшемуся на собор, совместно с другими палестинскими епископами, всяческим образом следовать Кириллу, архиеп. Александрийскому и Акакию мелитинскому и на то же соглашаться, что они одобрят». 435 Можно предположить, что с еп. Петром отправились в Ефес и некоторые из палестинских монахов. Палестинские епископы, вместе с архиеп. Ювеналием, прибыли в Ефес после праздника Пятидесятницы и сразу же приняли самое деятельное участие в соборных рассуждениях. Еп. Петр заявил себя на первых порах строгим ревнителем истины. Его, в числе трех других епископов, собор посылал к Несторию с целью убедить последнего явиться на соборные заседания, как читаем в актах этого собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кирилл заметил в ответ на это восточным, что не следует предосудительных мнений Диодора или Феодора, или иных подобных лиц, которых лучше было бы не восхвалять (ους ν μεινον οκ παινεν), навязывать православным отцам (Афанасию, Василию, Григорию, Феофилу и пр.), которые на деле опровергали мысливших по–несториански до Нестория. Но поднимать споры в Церкви и он находил нежелательным и внушал относиться к раскольникам–несторианам с возможной снисходительностью (Ер. 67). На восточных епископов, как обратившихся после явного отвержения Нестория к книгам Феодора (о Воплощении), в которых находятся худшие, нежели у Нестория, богохульства, жаловались, между прочим, Кириллу около того же времени многие восточные клирики, монахи и миряне в письме, переданном ему, когда он был в Иерусалиме. Прибывший затем в Александрию с Востока архимандрит диакон Максим сообщил ему о безотрадном положении там дела (τους ορθοδξους μηδνα τπον χειν αυτθι, μηδ παρρησαν του λαλεν…), также и о том перетолковании, какому подвергается там Никейский символ (Ер. 70). Кирилл занялся сам сочинениями Феодора и Диодора и составил опровержение на некоторые места из них, написал также свое толкование на Символ, которое нашел нужным послать и императору, предостерегая в то же время его в письме не внимать проповедникам нечестивых мыслей Феодора и Диодора (Ер. 71). Акакия Мелитинского он одобрял за его исполненное ревности послание к Иоанну, уведомляя его о своих отношениях с восточными и о настроении последних (69,340В: γ φην, τι Θεδωρος μν δσφημον εσχε και γλωτταν και κλαμον…). Проклу Кирилл по поводу послания Иоанна писал о начинающемся, по сообщению последнего, новом волнении на Востоке (αρχ τερου κλδωνος) ввиду слухов об испрошенном будто бы уже указе об анафематствовании Феодора и его книг, чем все (παντες) там недовольны ввиду высокого авторитета Феодора. По Кириллу, всем правомыслящим ясны хулы, содержащиеся в его сочинениях. Если собор, осуждая его Символ, не назвал его и не анафематствовал, то лишь по экономии. Если бы он был жив во время собора и стал бы защищать Нестория и не отказался бы от раньше написанного им, анафема постигла бы его лично (ππονθεν αν και τον εις διον πρσωπον ναθεματισμν). Но так как он переселился уже в иную жизнь (πεδμησε προς Θεν), то достаточно отвергать лишь его превратные мнения, когда

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Когда же родился тезоименитый Евфимий, то все скорби святых церквей превратились в утешение: не исполнился еще пятый месяц, в шестое консульство, богоборец Валент поднялся походом на варваров, грабивших Фракию, и по прошествии короткого времени был поражен на войне и впоследствии понес наказание, достойное своего богоборства: когда он был поражен и бежал, то варвары настигли его в одном селении близ Адрианополя Фракийского и сожгли вместе с селением, в котором он находился. В то время не исполнилось еще первого года от рождения Евфимия. 6. Когда уже наступнл третий год, отец его Павел скончался, блаженная же Дионисия имела весьма ученого брата, по имени Евдоксия, управлявшего местной епископией и жившего с епископом; взяв его себе в советники и ходатаи, она привела сына к управлявшему в то время святою Мелитинскою церковью великому Отрию, просиявшему на святом Константинопольском соборе; мать исполнила свой обет и посвятила его Богу, как жертву благоприятную, подобно тому, как известная оная Анна посвятила Самуила (1 Царств. 1). 9. Они, приняв Евфимия от руки епископа, научили его высшему благочестию; этот Евфимий в короткое время превзошел многих из своих сверстников боголюбием души и любовью к учению; в особенности его готовность превосходила его возраст, так что Акакий дивился его просвещенному разуму. Таким образом святой сей юноша обучается в первом возрасте в епископии и образуется, изучая божественное писание, превосходным и чистейшим образованием, которое, как говорить божественный Григорий, божественный Давид прекрасно называет дневным, и противоположным ночному (Псал. I, 2). Он стремился быть подражателем упоминаемым в Писании божественным и добродетельным мужам и огорчался, когда какие–либо празднословы мешали или отвлекали его от божественных словес. Подражая образу жизни своего учителя Акакия, он нисколько не вспоминал о разнообразной пище, не стремился к тщеславию, не праздны были его уста от славословия Бога, но прилежным сердцем и твердым умом в определенное время читал он божественную службу церковного чина; он помышлял, что подобает служить Богу со страхом и трепетом, а не превращать через смех и шепот церковь в сцену театра, но входить в нее с благоговением, так как каждому следует молитвенно предстоять, как перед царем и Богом; промежуточное же время следует денно и нощно проводить в молитве, и псалмопении, и чтении Божественных писанин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=738...

Минея вышла из состава Тропология, «универсального сборника, сочетавшего материалы минейного, триодного, седмичного кругов», по всей видимости, в первой половине – середине ЕХ в., но вплоть до XII в. удерживала название Тропологий наряду с новым – Минея» 1005 . От Тропология Минея унаследовала основные жанры и некоторые песнопения. К примеру, наличие «общих» седальнов в ранних Минеях можно объяснить влиянием Тропология, согласно которому на многие дни церковного года предписывалось совершение последования службы святому по «общей» схеме чина: «всё – мученику», «все – пророку», «все – апостолу». Так и в Минеях IX–XII вв., в т.ч. Sinait. Gr. 607, на памяти прп. Никиты, еп. Аполлониадского (20 марта. РНБ. Греч. 553. XI в. Л. 2), прп. Василия, архиеп. Парийского исповедника (12 апреля. РНБ. Греч. 553. XI в. Л. 81), св. Акакия, еп. Мелитинского (Sinait. Gr. 607. IX–X вв. Л.181), свт. Николая (6 декабря. РНБ. Греч. 89. Χ–XI вв. Л. 15 об.), прп. Петра, еп. Никейского (11 сентября. Sinait. Gr. 579. Χ–XI вв. Л. 42) и других выписан седален «общий» 4-го гласа «Правило веры и образ кротости» (здесь необходимо отметить, что жанровая терминология в ранних Минеях не была устойчивой). Так «тропарь» праздника (греч πολυτκιον) в большинстве Миней ΙΧ-ΧΙΙ вв. именовался «седален на «Бог Господь«» (греч. κθισμα ες Θες Κριος): напр., «седален на «Бог Господь»» «Днесь спасения нашего главизна» (РНБ. Греч. 553. XI в. Л. 14. 25 марта. Благовещение). Наряду с этим существовали названия «тропарь на «Бог Господь«» (греч. τροπριον ες Θες Κριος), напр., это же песнопение в Sinait. Γρ. 607 (ΙX–X вв.) передано как «тропарь на «Бог Господь»» (Л.92 об.). Кроме того, в обиходе было и именование «катавасия на «Бог Господь«» (греч. καταβασα ες Θες Κριος). В РГБ. Сев. 480 (XII в.) тропарь на Рождество Богородицы (8 сентября) назван «катавасия на «Бог Господь»». Несмотря на отдельные, заимствованные у Тропология черты, типологически Минея представляла собой иную книгу, что объясняется целями и предпосылками ее создания. В годы гонения на святые иконы и после победы иконопочитателей в Византии велась усиленная работа по созданию агиографическо-гимнографической базы, которую можно отнести к энциклопедическим, «обобщающим проектам», «весьма характерным для Византии IX в.» 1006 . В результате возникли Константинопольский Синаксарь 1007 и повседневная Минея. Исследование месяцесловов более чем ста служебных Миней IX-XII вв. показало, что их ядро, общевизантийский пространный календарь, имевший широкую географическую амплитуду от Константинополя до удаленных провинций империи и содержавший два-четыре воспоминания в день, было близко календарю Константинопольского Синаксаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молодая женщина, дочь Иеремии, бывшего служителем преподобного Зосимы, в сумасшествии изрезала себе ножом грудь и горло. Родители с горькими слезами молились о ней Зосиме. В следующую ночь явились ей преп. Зосима и Савватий и, подавая сосуд с мастью, сказали: помажь этим раны, – для слёзной молитвы родителей пришли мы исцелить тебя. Она, как казалось ей, помазала раны и пробудилась, быв дотоле мёртвой, а через три дня стала совсем здоровой. Житель наволока Унежмы Никон, тогда как два кудесника ссорились между собой, услужил одному из них. Другой, озлясь, стал «бить в кудесы», бить в барабан с заклинаниями; испуганный Никон стал болен. В тревоге мыслей послал он сына за помощью к кудеснику, которому услужил, но пользы не было. Соловецкий старец, случившийся в наволоке, придя к больному, вразумлял его в греховности доверия его к кудесникам и убедил его обратиться с молитвою к преп. Зосиме и Савватию. Тот послушался и выздоровел. – Преподобные, как видно по многим опытам, ревновали ослаблять силу кудесников в народе и наводили простые сердца на лучшие мысли. – Вот замечательный опыт и тому. Церковный дьяк с. Шуи Онисим был человек набожный, Жена его Мария исцелена была Зосимой в обители. Потом сам он впал в болезнь («еже френчуг наречется»). Общее доверие к кудесникам так было сильно, что и добрый Онисим призвал к себе кудесника. Когда сидели они за столом, кудесник вдруг стал кричать страшно; а Мария, жена Онисима, видит Зосиму, Савватия и ещё старца Иоанна, ученика Зосимина; Зосима жезлом бьёт кудесника и говорит: «за чем ты пришёл сюда? Не след тебе приходить к рабу Божию». Преподобный помазал больного кистью из сосуда по главе и лицу. Онисим почувствовал облегчение, но стал сильно скорбеть, что допустил тяжкий грех , – призывал кудесника и тем оскорбил Зосиму и Савватия. Явившийся Зосима сказал: не унывай, Онисим, читай или слушай псалтирь и будешь совсем здоров. В 1547 г. собором предписано чтить во всех церквах память преп. Зосимы и написана служба ему; а в 1566 г. авг. 8 мощи его перенесены в придел соборного храма, посвящённый преп. Зосиме и Савватию 234 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мученики Максим, Феодот и Асклиада пострадали в начале IV века, при Максимиане. Максим и Асклдада жили в Мизии, в г. Маркианополе, и отличались благочестием. Правитель Фракии Тирис, объезжая города для преследования христиан, приказал привести их к себе. Долго разговаривал с ними о вере и, наконец, велел бить их. Во время мучений выступил пред правителем благочестивый человек Феодот и начал укорять его за бесчеловечие. Правитель приказал мучить и Феодота. Святых мучеников посадили в темницу. По прошествии нескольких дней заключения, во время зрелища, их бросили зверям на растерзание, но звери ласкались к ним. Тогда народ требовал, чтобы тут же побить их камнями; во правитель не дозволил этого и, после новых убеждений отречься Христа, усек святых мучеников мечом. Обретение мощей св. Акакия, исповедника Мелитинского. Жил св. Акакий в царствование гонителя Декия. Правитель Маркиан потребовал его к себе на суд за веру Христову. Святой, явившись, рассуждал о Спасителе, об ангелах и осмеивал греческих богов, за что после мучений был заключен в темницу. Но умер мирно, быв освобожден из темницы. Обретение мощей св. первомученика и архидиакона Стефана в 415 г. Читать о нем 2-го августа. Новоникитская икона Богородицы в 372 г. явилась св. великомученику Никите. Он имел ее на груди под своей одеждой, когда вели его на мученая. Чудотворный список с этой иконы находится в Москве, в соборе Спаса, за Золотой решеткой. На иконе Богомладенец изображается стоящим и с крестом в руке. 16-е число Великомученица Евфимия пострадала в Халкидоне при Диоклетиане, около 304 г. Правитель Халкидона Криск от имени царя устроил праздник в честь языческого бога Марса. Христиане не приняли участия в языческом торжестве, их признали ослушниками царя и начали предавать мучению. В числе схваченных христиан находилась дочь благородных и знатных родителей, Евфимия. Криск спросил христиан: «Вы ли противники царского и моего приказания?» Христиане отвечали: «Царскому и твоему повелению мы стали бы повиноваться, если бы оно не было противно воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Несторию (Ep. 4), в к-ром все присутствовавшие епископы признали полное согласие с «верой 318 отцов» (ACO. T. 1. Vol. 1(2). P. 12-31; ДВС. Т. 1. С. 222-238). Прочитанное вслед за тем ответное послание Нестория было сочтено «чуждым православной вере» и вызвало единодушное негодование отцов Собора, требовавших анафематствовать его и его сторонников (Ibid. P. 31-36; Там же. С. 238-243). Были оглашены направленные Несторию в дек. 430 г. ультимативные послания свт. Келестина и К. ( Cyr. Alex. Ep. 17); выслушаны свидетельства прп. Акакия Мелитинского и Феодота Анкирского, подтвердивших, что Несторий так и не отступил от своих взглядов, проповедуя их и в Эфесе; представлен подготовленный К. святоотеческий флорилегий; наконец, было зачитано послание еп. Капреола Карфагенского с просьбой к отцам Собора хранить древнюю веру Церкви. Решение было единодушным: 197 епископов подписались под приговором с осуждением и низложением Нестория (ACO. T. 1. Vol. 1(2). P. 54-64; ДВС. Т. 1. С. 260-265). Адресованный императору протест его сторонников подписали только 10 чел. (Ibid. Vol. 1(5). P. 13-15). С начала Собора сторонники К. терпели стеснение от Кандидиана, к-рый препятствовал их связи с К-полем, в то время как его агенты имели возможность передавать императору сведения о Соборе в превратном виде. Тогда некий преданный К. «нищий», предположительно отождествляемый с аввой Виктором, архимандритом тавеннисиотских монастырей, спрятав копии соборных документов в тростниковый посох и миновав кордоны Кандидиана, доставил их в столицу. После этого прп. Далматий возглавил шествие иноков всех обителей К-поля и представил императору постановление Собора о низложении Нестория ( Лященко. 1913. C. 394-397). Вместе с тем в пользу Нестория в столице активно действовал комит Ириней, к-рый прибыл сюда «спустя три дня после предупредивших его египтян» с определениями «соборика», убеждая императора в правоте «восточных» ( Irenaei Ep. ad Orientales//ACO. T. 1. Vol. 1(5). P. 135-136; ДВС. Т. 1. С. 351-353).

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Но как бы ни плохо обстояло иногда дело с изданными греческими житиями, особенное затруднение ждёт историка, когда ему приходится пользоваться не самими подлинниками, пока ещё неизданными или неизвестными вовсе, a заменяющими их переводами и изложениями. В этом случае совершенно невозможно доверять каждому слову источника и остаётся брать лишь общий смысл сообщаемого, жертвуя яркостью выражений оригинала, с трудом угадываемых по переводу. Так, в данном исследовании пришлось ограничиться славянскими переводами житий препп. Алипия Столпника, Нифонта, Спиридона Тримифунтского 56 , Власия мниха, Акакия Мелитинского и Петра Афонского 57 ; латинскими переводами житий препп. Аполлинарии, Александра Акимита и Афанасии Эгинской, старинной латинской версией рассказа о перенесении мощей муч. Анастасия Перса; извлечениями из житий препп. Марии Новой и Кирилла Филеота, новогреческими пересказами (у Дукакиса) житий препп. Евфимия Иверского, Даниила Фасосского и Григория Ассийского. И всё же, как ни досадно это плохое состояние значительной части изданных агиографических текстов, оно не должно считаться препятствием, которое делало бы культурно-исторический анализ агиографии преждевременным. Надо считаться с тем, что изучение агиографической литературы находится ещё в столь зачаточной стадии. Её обильные культурно-исторические данные ещё до такой степени не затронуты и не привлечены в качестве исторического материала, что было бы странным лишать себя долее этого столь важного источника единственно вследствие, если можно так выразиться, филологической придирчивости. Мы знаем о Византии ещё слишком мало, нуждаемся ещё в слишком общем абрисе её быта, чтобы ставить свои, по необходимости, предварительные и общие построения, в зависимость от безукоризненного чтения отдельных мест источника. Нужно принять во внимание самый массовый характер этого последнего, нужно доверять ему в его целом, памятуя, что отдельные случайные ошибки с избытком покрываются общей убедительностью впечатления, выносимого из чтения всей житийной литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под. руководством великого аввы образовались крепкие подвижники благочестия. Таковы были свещеносец и ученик его Иоанн, Василий ученик, Онуфрий ученик и пустынник, Герасим ученик и отшельник 233 . Преподобный Зосима всегда помнил о смерти и суде Божием; а дожив до глубокой старости, приготовил он себе гроб и оплакивал себя как мертвеца, смотря на гроб. Убелённый сединами, чувствуя близость кончины, созвал он братию и сказал: «дети, я иду в путь отцов, изберите себе наставника». – Они зарыдали о разлуке с ним. «Не плачьте, сказал преподобный, поручаю вас милостивому Спасителю и Матери Божией». Братия с скорбью объявили, что только он, наставник их, может назначить им вместо себя наставника. Преподобный указал на Арсения и, обратясь к последнему, сказал: «ты строитель и питатель обители сей; смотри, чтобы сохранялось всё установленное по храму и трапезе и соблюдался чин, введённый смирением моим. Заповедую ученикам моим соблюдать устав киновии; опьяняющее питье и женские лица не должны быть на этом острову; даже и дающия млеко животные не должны быть здесь. Телесно разлучаюсь я с вами, но духом с вами пребывать буду». Сказав последнее: мир всем, осенил себя крестным знамением и предал душу свою Господу 17 апр. 1478 г. Скоро ученики преподобного уверились, что авва их с ними и Господь принял его как своего. Ученик его Герасим, придя в монастырь из пустыни, где подвизался отшельником, шёл помолиться над гробницей преп. Савватия и встретил преп. Зосиму, который сказал ему: «подвизайся, чтобы получить награду за труды». В великий четверток, когда братия подходили приобщаться св. Таин, преп. Зосима сказал Герасиму: «иди и ты, приобщись» и за тем стоял у св. Таин, пока все приобщились. Другой ученик Досифей, который был потом игуменом, молился за болящего брата; явившийся преподобный сказал: «не полезно для тебя просить о брате; он ещё останется в болезни». Пловцы Белого моря много раз испытывали дивную помощь в страшных опасностях, когда призывали на помощь преподобного Зосиму. Больные разного рода получали исцеление и в обители и вдали от обители, когда просили о том угодившего Господу Зосиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преобладание Востока в ранней византийской агиографии подтверждает и перечень житий V века. К этому столетию относятся: сирийские жития препп. Симеона Столпника, Андроника и Афанасии, Пелагии Антиохийской, палестинские жития препп. Порфирия Газского, Евфимия В., Герасима Иорданского, Анины и мучч. синаитов, египетские жития препп. Паисия, Пимена, Арсения, Виссариона, Евфросинии, Аполлинарии, Евпраксии Фиваидской и Феодоры Александрийской, малоазийские жития препп. Ипатия Руфинианского, Авксентия, Вендиамина и Акакия Мелитинского , далее, жития западных благочестивых аристократок препп. Мелании и Евсевии, константинопольская легенда о Феодуле Столпнике и константинопольские жития: патриархов Иоанна Златоуста и Анатолия, препп. Даниила Столпника, Исаакия, Далмата, Александра и Маркела Акимитов, Маркиана эконома, Олимпиады диакониссы, Матроны Пергской, Домники, Иоанна Кущника и Дия. Данный перечень не только указывает на преобладающее значение в византийской религиозности V в. Палестины и Египта, но также выясняет и значительную роль самой столицы, как нового центра благочестия. Основываются знаменитые константинопольские монастыри: восточные подвижники (Даниил, Дий, Матрона, Александр, Исаакий и Далмат) переселяются в Константинополь. Всё предвещает и грядущую славу «царственного града», как средоточия византийских святынь, и знаменательное передвижение центра тяжести культуры из восточных областей империи на берега Босфора, и централизацию византинизма в его столице. К IV столетию относятся: константинопольские жития патриархов Мины, Евтихия и Иоанна Постника , препп. Симпсона Ксенодоха, Вара, Патапия и Феодора Хорского; константинопольские легенды о препп. Ксенофонте и Марии, Евлогии Камнетёсе и Анастасии Патрикии, солунское житие преп. Давида, малоазийские жития препп. Феодора Сикеота, Авраамия Кратейского и муч. Голиндухи, легенды о Марии-Марине и Феофиле экономе; сирийские жития препп. Симеона Столпника Дивногорца, его матери Марфы и Симеона Юродивого из Эмесы, легенда об Авраамии и Марии; палестинские жития препп. Саввы Освященного, Феодосия В., Феогния Витилийского, Иоанна Молчальника, Кириака, Иакова Постника и Досифея, александрийское собрание чудес мучч. Кира и Иоанна и аскетическая легенда о Марии Египетской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010