Преподобный Адриан Пошехонский Преподобный Адриан Пошехонский родился в Ростове Великом в начале XVI столетия от благочестивых родителей Григория и Ирины. Монашеское пострижение преподобный Адриан принял в обители святого Корнилия Комельского (память 19 мая). Среди собранной преподобным Корнилием братии было немало строителей и иконописцев, так что храмы обители созидались и украшались трудами и искусством самих иноков. Искусным иконописцем был и преподобный Адриан и своим дарованием также содействовал украшению монастыря. В последние годы жизни преподобного Корнилия на ту местность, где находился монастырь, сделали хищнический набег казанские татары. Святой наставник увел всю братию на реку Ухтому. Однако татары не тронули монастырь, устрашенные видением множества охранявших его воинов, и вскоре удалились из Вологодской области. Преподобный Корнилий вернулся с братией в монастырь и в нем преставился 19 мая 1537 года. Через три года после смерти святого Корнилия преподобный Адриан, бывший тогда в сане иеродиакона, сильно возжелал уйти в пустынное место и основать монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Господь помог преподобному исполнить его намерение. В Корнилиев монастырь пришел никому не ведомый старец-черноризец благолепного вида. Встретив старца в храме, преподобный Адриан спросил, как его имя, но старец не ответил. Когда преподобный пригласил его к себе в келлию и попросил сказать что-либо на пользу душевную, старец ответил, что может указать преподобному пустыню, где он сможет создать храм и монастырь во имя Пречистой Богородицы. Преподобный Адриан немедля отправился к настоятелю - игумену Лаврентию и стал просить благословение на пустынное безмолвие. Помня заповедь преподобного Корнилия, повелевшего отпускать из обители иноков, пожелавших удалиться в пустыню, игумен Лаврентий не стал удерживать преподобного Адриана и дал ему свое благословение, а также отпустил с ним и его послушника - старца Леонида. Помолившись у гроба святого Корнилия, преподобный Адриан и старец Леонид отправились в путь, предводимые таинственным черноризцем.

http://patriarchia.ru/db/text/911249.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.- 5.03.1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. и в Соборе Ростово–Ярославских святых). Основатель пуст. в честь Успения Пресв. Богородицы (см. Адрианов Пошехонский жен. мон-рь ). Основным источником сведений о святом является его житие, сохранившееся в большом числе списков XVI-XIX вв. Житие состоит из 2 разновременных частей. Древнейшая («Житие и подвизи преподобных отець наших игумена Андреяна и старца Леванида, началников честныя обители Успения Пресвятыя Богородицы в Пошехонии, зовомая Андреянова») написана игум. Успенского мон-ря Алексием (1570-1573) и представляет собой рассказ об основании преподобным мон-ря и о трагической гибели святого 10 лет спустя (самый ранний список - кон. XVI в. (РНБ. Погод. 861. Л. 969-981об.) содержит только древнейшую часть жития). Во второй части («Слово на обретение честных мощей преподобномученика игумена Андреана»), возникшей вскоре после обретения мощей А. П. в 1626 г. (наиболее близок к первоначальному тексту список XVII в.- РГБ. Унд. 273), подробно изложено указанное событие, описание чудес, происходивших от мощей святого и от чудотворной иконы Успения Пресв. Богородицы (см. Успения Адриановская икона Божией Матери ), лежавшей на аналое рядом с ракой святого. Прп. Адриан Пошехонский. Икона 1752 г. (ЦМиАР) Прп. Адриан Пошехонский. Икона 1752 г. (ЦМиАР) Согласно житию, А. П. родился в Ростове Великом в нач. XVI в. в семье благочестивых христиан Григория и Ирины. После 3 лет безмолвия и жизни в пустыне он принял постриг в Корнилиевом Комельском мон-ре . А. П. часто называют учеником прп. Корнилия Комельского, что, однако, не подтверждается ни житиями, ни др. источниками. 13 сент. 1539 г. А. П. уже в сане иеродиакона по благословению игумена мон-ря прп. Лаврентия Комельского оставил обитель и удалился вместе с прп. Леонидом Пошехонским и неким «черноризцем Бестужем» в глухие места Пошехонья с желанием «создать новый дом Богородицы».

http://pravenc.ru/text/63616.html

Март 5-й день. Преподобный Адриан Пошехонский Преподобный Адриан был ученик преподобного Корнилия Комельского. По смерти великого наставника он желал насадить где-либо в глухом месте новый рассадник иночества. Раз в храм Корнилиевой обители явился благолепный старец. «Кто ты?» – спросил его Адриан, на которого он произвел сильное впечатление. «Я странник Безстуж», – отвечал старец. Адриан пригласил его к себе в келлию; в духовной беседе неведомый старец прозорливо сказал Адриану: «Ты хочешь строить дом Богоматери и собрать к себе иноков; мне известна пустыня, в которой еще не ходила нога человеческая». С благословения игумена в сентябре 1540 года Адриан, будучи иеродиаконом, с послушником Леонидом и еще другими вышли из Корнилиевой обители; странник-черноризец Безстуж привел их в дремучий Пошехонский лес и незаметно скрылся. Это было накануне Воздвижения Креста Господня. На берегу реки Вотхи поставили они на дубе икону Богоматери, с которой пришли, а сами странствовали по дубраве, отыскивая себе путь ко властям и место, где бы могли поставить молитвенную келлию для спасения души своей. Во время их хождения поселяне Белосельские поплыли вниз по реке Вотхе для рыбной ловли и, когда были они против дуба, на коем стояла икона Богородицы, поймали две большие рыбы, каких до того времени не случалось им ловить, да и впоследствии иноки устроившейся тут обители таких рыб никогда не ловили. Один из рыбарей, вышедши на берег, усмотрел на дубе образ Пречистой и начал скликать свою дружину; товарищи его, чая зверя, устремились к нему на гору и с изумлением увидели икону в столь непроходимой дебри. Некоторые говорили, что, вероятно, кто-либо из братии их поселян поставил здесь икону, чтобы занять под себя место, но тот из них, кто первый ее открыл, дерзновенно похвалился, что возьмет своими руками образ Богородицы и отнесет его в дом свой. Не попустила Матерь Божий поругания честной своей иконы; сила Божия далеко отринула дерзновенного рыболова от дуба и повергла замертво на землю. Товарищи его, видя такое наказание Божие, горько восплакали, говоря: «Напрасно, брат, совершил ты дело непотребное». Но поверженный лежал без языка и движения; товарищи старались привести его в чувство и, когда мог он наконец проговорить, спросили, что с ним было. Он отвечал: «Утомился я, братия, вместе с вами ловитвой рыбной и взошел на сию гору; тут явился мне старец черный в сединах и сказал: “Не дерзай, чадо, на образ Пречистыя, иди с миром на свое дело”».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иеромонах Адриан Югской Дорофеевой пустыни (1800–1853 Старец Адриан (в миру Андрей Семеновский) начал свой монашеский путь в Адриановом Пошехонском монастыре, где был в послушании у старца Иннокентия. В 1826 году он принял постриг, вскоре был рукоположен во диакона, а затем – во иеромонаха. В обители он нес послушание гостиничного, а затем казначея. Отец Адриан всегда вставал с восходом солнца и даже раньше. В продолжение нескольких лет он круглые сутки ежечасно звонил в часовой колокол, порой влезая на колокольню, порой за веревку. Этим упражнением он научился бдению: сон его был краток и легок. Часто он спал то стоя, то сидя на стульчике. Когда раз прочитал, что преподобный Серафим спал на локотках, он воскликнул: «О, если бы и нам выучиться так спать. Те, кто попали в рай, немного спали». Он спал только тогда и столько, когда и сколько того требовали или изнуренная плоть, или ум, истомленный напряжением молитвенным и размышлениями о прочтенном. Проводя время в молитве домашней и церковной, старец Адриан много времени посвящал чтению слова Божия и отеческих писаний. Постоянно читая слово Божие (в частности, ежедневно прочитывая всю Псалтирь), он особенно любил читать и выучивать наизусть Новый Завет . «Добротолюбие», Четьи-Минеи, Прологи – были его ежедневным чтением. Особенно старец любил «Лествицу» святого Иоанна. Отец Адриан возлюбил пост с самого начала иноческих подвигов и был ему верен до смерти. В стеклянной банке старец смешивал в воде ржаные сухари, немного овсяной муки, солод; все это неделями хранилось в ней, и – что замечательно, не портилось. Этим раствором он и питался. Но даже и его старец отмеривал на своих специальных весах. С молодости соблюдший себя в целомудрии, старец до последних сил боролся с плотью и нередко пешком хаживал в Пошехонье для молитвы у чтимого им образа Спасителя. В одну из таких отлучек он отморозил себе ноги и долгое время пробыл для излечения у своих знакомых. На ногах у него вскоре, как их оттерли, появились волдыри, началась сильная ломота, опухоли; потом открылись раны. Около шести недель пробыл старец Адриан в Пошехонье у соборного диакона. Все время болезни он был в самом радостном состоянии духа; его речи были поучительны тем, кто за ним ухаживал, но еще более поучал он безропотным и радостным перенесением недуга.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНИД Прмч. Адриан и прп. Леонид, Пошехонские чудотворцы. Икона. XIX в. (Успенский кладбищенский храм) Прмч. Адриан и прп. Леонид, Пошехонские чудотворцы. Икона. XIX в. (Успенский кладбищенский храм) († 1549, Адрианов Пошехонский мон-рь (ныне в дер. Андрианова Слобода Пошехонского р-на Ярославской обл.)) , прп. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Пошехонский, Ярославский, основатель пустыни в честь Успения Пресв. Богородицы (см. Адрианов Пошехонский в честь Успения Пресв. Богородицы женский монастырь ). Основным источником сведений о святом является Житие («Житие и подвизи преподобных отець наших игумена Андреяна и старца Леванида, началников честныя обители Успения Пресвятыя Богородицы в Пошехонии, зовомая Андреянова. Списано бысть житие святых тое же обители многогрешным игуменом Алексеем»), известное в 2 редакциях в большом числе списков XVI-XIX вв. Первая редакция (нач.: «Бысть некий черноризец рекомый Бестуж...») составлена игум. Успенского мон-ря Алексием (1570-1573); ее автору было неизвестно местонахождение мощей прмч. Адриана, обретение к-рых состоялось в 1626 г. Самый ранний список датируется кон. XVI в. (РНБ. Погод. 861. Л. 969-981 об., сборник-конволют XVI-XVII вв.). Вторая редакция (нач.: «Сие благословенное древо, преподобномученик Адриан, произрасте в богоспасаемом граде Ростове...»), созданная после обретения мощей прмч. Адриана, представляет собой переработку и сокращение 1-й; редактор исключил остросюжетные эпизоды и яркие бытовые подробности, язык повествования приобрел более книжный характер. Согласно Житию, послушник Л. подвизался в Корнилиевом Комельском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы монастыре . 13 сент. 1540 г. он по благословению игумена мон-ря, прп. Лаврентия , удалился из обители вместе с иеродиак. Адрианом (см. Адриан Пошехонский , прмч.), чтобы «создать новый дом Богородицы». Место для обители на берегу р.

http://pravenc.ru/text/2463403.html

Указатель 3 святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, ненаходящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах греческой и русской церквей (к III отделу дня). Абалацкой иконы Божией Матери, 7 и 20 июля и 29 ноября. Або , муч. грузинский, 8 янв. Авив , еп. некресский груз., 6 июля и 13 нояб. Авксентий пр., 12 июня. Аврамий мирожский, 24 сент. Аврамий , палеостровский, 21 авг. Аврамий печенгский, 4 февр. Аврамий печерский, трудолюбивый, 21 авг. Агапит маркушевский, 21 мая. Агафон преп. печерский, 28 авг. Адриан ионзенский, 5 мая Адриан ондрусовский, 26 авг. Адриан пошехонский, 5 мар. Адриан сестринский волоколанский. Акила печерский, 28 авг. Акиндин , архим. печерский, 28 авг. Александрийской иконы Божией Матери, 1 сент. Александр ошевенский, 20 апр. Алексий печерский затворник, 21 сент. Аммон печерский, 28 авг. Анфилохий глушицкий, 12 окт. Анфилохий епископ, 28 авг. Анания иконописец Антониевский, 17 июня. Анастасий диакон печерский, 22 янв. Анастасий печерский подвижник, 28 авг. Анастасий струнницкий, 29 авг. Анатолий затворник печерский, 31 окт. Анатолий другой затворник печерский, 28 авг. Ангелина бранкович, 10 декабря, 1 и 30 июля. Ангеляр , 27 июля. Андрей Боголюбский, вел. князь, 30 июня. Андрей , инок Иоасаф, князь белозерский, 10 сент. Андрей пр. тотем., 10 окт. Андроник основатель московского Андроникова мон., 13 июня. Анна , супруга в. к. Ярослава I, 4 окт. Анна княжна, Янка, 3 ноября. Антиохийской иконы Божией Матери, 28 мая. Антоний марткопский, 19 янв. Антоний дымский, 17 янв. Антоний заоникиевский, 23 июня. Антоний леохновский, 17 окт. Антоний краснохолмский, 17 янв. Антоний новгородский архиепископ, 10 февр. Антоний новгородский другой, 3 авг. Антоний черноозерский, 17 янв. Аркадий новгородский епископ, 18 сент. Антоний новоторжский преп., 11 июня. Арматийской иконы Божией Матери, 17 авг. Арсений новгородский, 12 июля. Арсений печерский трудолюбивый, 28 авг. Арчил царь груз, 21 июня. Акила диакон печерский, 28 авг. Ацкурской иконы Божией Матери, 15 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

К.Д. Головщиков В 7–11 Ярославских еп. ведомостей за текущий год и отдельно (Яросл. 1898 г.) напечатаны био-библиографические данные о тех из бывших питомцев Ярославской семинарии, которые для своей специальности избрали недуховную дорогу. Таких лиц оказалось 30. Сообщая ныне био-библиографические сведения о тех из бывших воспитанников Ярославской семинарии, которые посвятили себя служению церкви, я выбираю из них только умерших; порядок алфавитный. В настоящий очерк не входят достигшие епископского сана, о которых напечатано уже в тех же ведомостях 14 и 15) и отдельно; сюда однако же вошло несколько лиц, не имевших духовного сана, но служивших по ведомству православного исповедания. К. Головщиков Аврамий Аврамий , до монашества Андрей Григорьевич Городецкий, Ярославец родом и учился с 1803 г. в местной семинарии, а с 1816 г. в Московской духовной академии. Окончив в последней курс кандидатом, он 17 октября 1820 г. назначен был ректором уездного училища Ярославской епархии, помещавшегося тогда в Толгском монастыре; 10 августа 1822 г. перемещен на туже должность в Борисоглебское (Рост. уезда) училище; 7 января 1824 г. посвящен в священники к Николотропинской церкви в Ярославле; 15 мая 1826 г. назначен учителем и инспектором духовного училища в Ярославле же. Вскоре затем, овдовев, он принял 16 февраля 1827 года монашество; 4 февраля 1828 г определен учителем церковной истории в Ярославскую семинарию; в 1829 году назначен инспектором семинарии в Архангельск. Умер на покое в Ростовском Аврамиевом монастыре. В Сборнике Императорского Русского Исторического Общества он назван «ученым архимандритом», но говоренные им во множестве проповеди остались в рукописях. (О нем: Сб. Им. Рус. Ист. Общ. LX, стр. 3; Яр. еп. вед. 1871 р. 22). Адриан Адриан с 9-го ноября 1806г. иеромонах, родился 4 июля 1800 г. в Ярославской губернии, Пошехонского уезда, в селе Семеновском, где отец его был диаконом. Мирское имя его «Андрей», фамилия «Семеновский». Учился он сначала в Пошехонском духовном училище, потом в Ярославской семинарии, и курса не окончив, поступил 25 февраля 1821 г. в число послушников Пошехонского Адрианова монастыря, а 4 апреля 1826 года принял монашество. Июня 6-го 1831 года определен он на должность казначея, но эта должность «несовместна была с настроением его духа»: он чувствовал себя неловко и начал юродствовать ради Бога. Раз, трое суток простоял он неподвижно, зимой ходил по нескольку верст без обуви; пища его с 1832 года до конца жизни была, как свидетельствует одна рукопись 1 , ржаные сухари, обмоченные в воде и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Адрианова Слобода. Адрианов Успенский монастырь. Адрианова-Бельская пустынь Карта и ближайшие объекты Адрианов Успенский монастырь, 3 класса, в 5 верстах от города Пошехонья. Основан в 1540 году преподобным Адрианом (см. 5 марта) и старцем Леонидом. В монастырской соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, подле правого клироса, открыто почивают мощи преподобного Адриана. В монастыре находится чудотворная икона Успения Божией Матери, принесенная сюда Адрианом из Корнилиева монастыря, и хранятся вериги, игуменский посох и древняя икона преподобного. При монастыре школа с 1888 года. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Почти в каждом крае есть свой особо чтимый святой, например Серафим Саровский в Нижегородской области. В Пошехонском районе Ярославской области таковым является преподобный Адриан игумен Пошехонский. 18 марта и 2 декабря Православная Церковь совершает память этого святого угодника Божьего, прославившего Пошехонский край своими духовными подвигами. Именно этому человеку, в 1540-м году, пришедшему в глухие Пошехонские леса вместе со старцем Леонидом, мы обязаны не только созданием монастыря, но и города Пошехонья, который некогда славился своим вкусным сыром. В те далекие времена именно монастыри были центрами жизни, возле которых начинали селиться люди. В 1550 году Адриан Пошехонский погиб мученической смертью от рук разбойников, его тело было спрятано на берегу реки. Только через 76 лет, в 1626 году мощи преподобного Адриана были обретены нетленными и перенесены в обитель. Во время их перенесения совершилось множество исцелений. В 1918 году монастырь был закрыт и разрушен советской властью. Сейчас он восстанавливается и является единственным сохранившимся на территории Пошехонского района памятником архитектуры 18-19 веков. Уцелевшие здания находятся в аварийном состоянии, от храмов остался только фундамент. Обитель не может существовать без храма, поэтому одной из первоочередных задач является воссоздание Успенского собора. Братия, несмотря на многочисленные заботы о воссоздании комплекса единственного в Пошехонском районе монастыря, регулярно совершают богослужение.

http://sobory.ru/article/?object=03659

Житие Корнилия Комельского Подготовка текста и комментарии А. Г. Сергеева, перевод А. А. Романовой Житие св. Корнилия Комельского – памятник вологодской житийной литературы второй половины XVI в., посвященный св. Корнилию (ок. 1456–1538 гг.), основателю Введенского Комельского монастыря на юге Вологодского края, недалеко от современного г. Грязовец. Монастырь быстро превратился в крупный духовный центр; согласно сохранившимся известиям среди учеников св. Корнилия было 8 основателей севернорусских монастырей – общерусских или местночтимых святых (святые Кирилл Новоезерский, Геннадий Костромской, Адриан Пошехонский, Филипп Ирапский, Иродион Илоезерский, Даниил Шушгорский, Симон Сойгинский, Зосима Ворбозомский). Житие известно в нескольких редакциях XVI–XIX вв.: Ранней, Основной, редакции с чудом 1651 г., Сийской, Архивской, Сокращенной, Особой, трех проложных редакциях. Ранняя редакция Жития возникла, по-видимому, на основе уже существовавших записей о поучениях и чудесах святого в 60–70-е гг. XVI в. В 1589 г. Житие было дополнено иноком Корнилиева монастыря Нафанаилом, создавшим таким образом Основную редакцию. Текст Жития издается по старейшему из известных списков, содержащему текст Ранней редакции: РНБ, Кирилло-Белозерское собр., 28/1267, последняя четверть XVI в., л. 1–73 об. МЕСЯЦА МАЯ В 19 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО КОРНИЛИЯ, ОСНОВАВШЕГО НА КОМЕЛЬСКОМ ЛЕСУ ПРЕСЛАВНЫЙ МОНАСТЫРЬ ВВЕДЕНИЯ ПРЕЧИСТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И В НЕМ ОБЩЕЕ ЖИТИЕ СОЗДАВШЕГО Подобает православным христианам на пользу исследовать жития святых мужей, и из тех словес извлекать пользу, по сказанному: духовное к духовному прилагается и помня, чему те учат, стараться понемногу подражать земной их жизни, возводя душу, насколько возможно, к ревности . Здесь в монастыре пребывая, мы слышим, что многие помышляют и говорят: «как за малое время эта святая обитель столь процвела и устроилась»; особенно же , видя порядок, благоустроение и великое благочиние. И каждый из них просит: дайте нам написанное житие святого старца нашего, господина нашего Корнилия, так как слышим от многих, живущих вокруг, о знамениях, бывающих от гроба святого старца Корнилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О. Ю. Тарасов Список черно-белых иллюстраций и цветных таблиц Черно-белые иллюстрации в тексте 1 . В Заволжских лесах. Почтовая открытка. Начало ХХ века. Архив Г.И. Вздорнова, Москва. 2 . Кремль в городе Москве, празднование Вербного воскресенья. Гравюра из книги «Voyage du Adam Olearius». Paris, 1727. Музей книги, РГБ. 3 . Клятва московитов. Гравюра из той же книги. 4 . Сретение иконы Владимирской Богоматери. 30х71. XIX век. ГМЗК. 5 . И.Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880–1883. ГТГ. б. К. Савицкий. Встреча иконы. 1878. ГТГ. 7 . В.Г. Перов. Сельский крестный ход на Пасхе. ГТГ. 8 . Серафим Саронский с житием. Начало ХХ века. ЦМиАР. 9 . «Пожар в соборе Феодора Стратилата в Костроме и сохранение иконы»: перед иконой князя Василия Георгиевича с носвященным собором“ и людьми». Клейма иконы «Богоматерь Феодоровская с чудесами». Первая половина XVIII века. ГМЗК. 10 . Авраамий Галицкий с житием. XVIII век, 56х106,5. ЦМиАР. 11 . Явление чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинской». Литография. Типография Е. И. Фесенко в Одессе. Конец XIX – начало ХХ века. Отдел ИЗО РГБ. 12 . Шествие по воде св. Василия, епископа Муромского. Миниатюра XIX века. Архив автора. 13 . Адриан Пошехонский. Вторая половина ХЖ века. ЦМиАР. 14 . Тихон Калужский. Вторая половина XIX века. 18х14. ЦМиАР. 15 . Никандр Псковский чудотворец. Цветная литография. Типография И. и В. Морозовых. Конец ХХ-начало ХХ века. Отдел ИЗО РГБ. 16 . Явление иконы Богоматери Авраамию Галицкому. Вторая половина XVII века. 32х28. ГМЗК. 17 . Н.С. Матвеев. Пожар. 1891. ГМИР. 18 . Убор Богоматери Казанской, XVII век. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 19 . Сравнительная картина символов старого и нового обряда. Вторая половина хек века. мм. 20 . Сравнительная картина символов старого и нового обряда. Конец XVIII – первая половина XIX века. ГМИР. 21 . Никоново мудрование. Миниатюра из «Повести о ерархе нашем Никоне». ОР БАН, ф. 67, ед. хр. 49, л. 51. 22 . Поморские ответы. Фрагмент рукописи с рисунками на полях. ОР РГБ, ф. 17, 28.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010