В новозаветное время вода служит духовному возрождению человека к жизни новой, благодатной, очищению от грехов. В беседе с Никодимом Христос Спаситель сказал: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан (см. Мф.3:13–17 ; Мк.1:9–11 ; Лк.3:21–22 ; Ин.1:29–34 ). Это евангельское событие ежегодно вспоминается Церковью в праздник Крещения, 6 (19) января. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»: «струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш...» В этот праздник в православных храмах совершается чин великого освящения воды. Церковь молится «о еже освятитися водам... силою, и действием, и наитием Святаго Духа...», «о еже дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову силою, и действом, и наитием Святаго Духа...», «о еже быти воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную...», «о еже явитися сей отгнанию всякаго навета видимых и невидимых враг...» В молитве, читаемой священником, говорится: «Ты Иорданския струи освятил еси, с Небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев». И далее Церковь молится: «Сотвори ю 14 нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную. Да вси почерпающии и причащающиися имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и во всякой пользе изрядную». Освященная в этот двунадесятый праздник святая вода называется по-гречески «великая агиасма», т. е. великая святыня. В отличие от великого освящения воды, имеется еще малое, совершаемое в обычные дни на молебнах; оно несколько короче. Освящается вода и при совершении таинства Крещения. Священник Павел Флоренский говорит о всех трех освящениях: «Обратим внимание, что в чинопоследованиях водосвятия – великого, и малого, и крещального – освящение слагается из двух различных действий: из очищения воды от нечистоты, греховности, скверны и темных сил и из облагодатствования ее, то есть сообщения ей духовных энергий» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

ЧИН СЛАВЛЕНИЯ ПРАЗДНИКА    После отпуста вечерни или Литургии на амвоне (или посреди церкви вместо аналоя с иконой) поставляется светильник, перед которым духовенство и певчие поют тропарь, а на «Слава, и ныне» — кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения — Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. После этого священник дает молящимся крест и окропляет их святой водой. ВЕЛИКАЯ АГИАСМА    Богоявленская вода — вода, освященная в праздник Крещения, называется в Православной Церкви великой агиасмой и является великой святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектений великого освящения воды Церковь молится — «о еже освятитися водам сим ... и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа», «о еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению: во исцеление души и тела... черплющим и емлющим во освящение домов, ...и на всяку пользу изрядну (сильную)», «о еже быти (воде) сей во очищение душ и телес всем верою черплющим же и причащающимся от нея, ...приводящей в жизнь вечную», «о еже сподобитися нам исполнитися освящения вод сих причащением, невидимым явлением Святаго Духа».    В прошениях на ектении и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой святыни. Так, в молитве на освящение воды священник молится: «Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления (спасения); благословение Иорданово, сотвори ю (ее): нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление; демонов всегубительство; сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную. Да вси почерпающий и причащающиеся, имеют ю ко очищению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну», «Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею освящение, здравие, очищение и благословение».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

В освятительной молитве Церковь молится Господу, всеми чудесами всемогущества и славы Его, всем величием Божества, всем беспредельным Естеством Его, прийти и освятить воду, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». Священник трижды возглашает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию». И при каждом возглашении благословляет воду (рукой). По окончании чтения молитв настоятель, благословляет воду Честным Крестом, погружая его трижды, и при каждом погружении поет со священнослужителями тропарь: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». После этого певцы многократно поют тропарь, а священник с Крестом в левой руке кропит молящихся крестообразно, а затем окропляет святой водой храм. При входе в храм положено петь стихиру: «Воспоим, вернии». Затем, если была Литургия: «Буди Имя Господне благословено»; или, если была только вечерня: «Премудрость», «Сый благословен» и прочее, и после 33 псалма – отпуст праздника: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш». ЧИН СЛАВЛЕНИЯ ПРАЗДНИКА После отпуста вечерни или Литургии на амвоне (или посреди церкви вместо аналоя с иконой) поставляется светильник, перед которым духовенство и певчие поют тропарь, а на «Слава, и ныне» – кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения – Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. После этого священник дает молящимся крест и окропляет их святой водой. ВЕЛИКАЯ АГИАСМА Богоявленская вода – вода, освященная в праздник Крещения, называется в Православной Церкви великой агиасмой и является великой святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится – «о еже освятитися водам сим ... и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа», «о еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению: во исцеление души и тела... черплющим и емлющим во освящение домов, ...и на всяку пользу изрядну (сильную)», «о еже быти (воде) сей во очищение душ и телес всем верою черплющим же и причащающимся от нея, ...приводящей в жизнь вечную», «о еже сподобитися нам исполнитися освящения вод сих причащением, невидимым явлением Святаго Духа».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Из жития Священноисповедника Георгия Коссова “Лукавые демоны очень боятся святой воды. А вы умышленно почаще окропляйтесь святой водой сами и окропляйте свои дома, огороды”. Архимандрит Герман (Чесноков) О благоговении к агиасме Однажды проездом по монастырским делам заехал послушник Сергей к старице Сепфоре в Киреевск, припозднился и остался ночевать. Наутро после молитвенного правила матушка его к столу приглашает: — Теперь мы с тобой святыньку примем. У меня тут просфорочки из Почаевской лавры, водичка из Дивеева. Старица сидела в своем святом уголке под иконами, а Сергей налил водичку и о чем-то задумавшись, возьми да и перекрести чашу с крещенской водой! А матушка Сепфора — хотя она тогда уже полностью слепая была, да к тому ж спиной к нему сидела — вдруг резко повернулась: — Ты что делаешь? — Что, матушка? — Ты зачем крещенскую воду крестишь? — Матушка, прости, не подумал! А она так строго говорит: — Это же агиасма, великая святыня! Ее не надо крестить. Она такую благодать имеет! Ты себя крести. Из книги воспоминаний о Клыковской старице “Птичка Небесная” Современные свидетельства “Сын заболел, и в поликлинике ему сделали рентген. Диагноз поставили такой: гайморит справа и фронтит слева. Сразу к педиатру мы не попали, так как был вечер пятницы. Лекарств никаких не давала, а капала святыми водой и маслом. В понедельник попали к врачу, которая выписала антибиотики и дала направление к лору на вторник. Я решила не покупать дорогие лекарства, подумала, что лор вдруг выпишет другие, а эти будут валяться зря, да и состояние сына улучшилось. Так мы и обошлись без лекарств. Во вторник лор посмотрела и сказала, что все сухо. Она была удивлена, глядя на наш диагноз и спросила: «Чем вы лечились?». Я сказала: «Парацетамолом (может, я давала ему одну таблетку)». Врач ответила: «Это несерьезно». Такова сила молитвы и святой воды! “Пейте святую воду, как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только, как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине” — говорил пациентам врач и святитель Лука Крымский.

http://azbyka.ru/zdorovie/svyataya-voda-...

М. А. М. Святыни Чудотворные иконы В В. Л. находятся 4 чудотворные иконы Божией Матери, с каждой из к-рых связано особое предание. Икона Божией Матери «Экономисса» (Παναγα Oκονμισσα) написана в память о явлении Богородицы прп. Афанасию, к-рый из-за голода, постигшего основанную им обитель, решил подвизаться в др. месте. На пути в Карею ему встретилась Пресв. Дева и убедила вернуться в мон-рь, обещав, что Сама станет экономом В. Л. В подтверждение своих слов Она велела прп. Афанасию ударить посохом о камень, и из камня забил источник, сохранившийся до наст. времени и известный как Агиасма прп. Афанасия. С тех пор в мон-ре нет должности эконома, а есть только его помощник (παραοικνομος). Икона Божией Матери Кукузелисса Икона Божией Матери Кукузелисса Список иконы, сделанный в 1578 г., находится слева от центрального входа в монастырский собор (кафоликон), на вост. стене в литийном притворе, недалеко от параклиса 40 Севастийских мучеников. На иконе изображена сидящая на престоле Божия Матерь с Младенцем и предстоящими св. Михаилом Синадским и прп. Афанасием с моделью В. Л. в руках. От иконы происходили многочисленные чудеса. Икона Божией Матери Кукузелисса (Παναγα Κουκουζλισσα) в древности находилась в кафоликоне, в 1826 г. была перенесена в одноименный параклис близ врат обители. По преданию, икона чудесным образом прибыла в В. Л. и оказалась в иконостасе кафоликона, ок. 1300 г. она была помещена над архиерейским местом. Ранее она именовалась «Экономисса», свое новое название получила в память о видении Пресв. Богородицы прп. Иоанну Кукузелю. После того как он пропел перед иконою акафист Богородице в субботу Акафиста, она явилась ему во время сна со словами: «Радуйся, Иоанн! Воспевай меня, и я тебя не оставлю» - и вложила ему в руку золотую монету. Монета Кукузеля была подвешена к иконе и от нее, так же как и от образа Божией Матери, происходили мн. чудеса. В сер. XVII в. половина монеты была послана в Россию, впосл. туда была отправлена и 2-я ее половина ( Αθανσιος (Παναγιτης), μον. Σ. 62). По др. данным, в 1914 г. монета была послана в Румынию и там утеряна ( Θεοφλακτος (Μαρινκης), ρχιμ. Σ. 244-245). Икона не раз спасала мон-рь от пожаров, а в 1755 г.- от нападения пиратов. По преданию, она является одной из 70 икон, написанных евангелистом Лукой, по др. сведениям, датируется X в. Празднование ей совершается 1 окт. Накануне Рождества Христова, Пасхи и дня памяти прп. Афанасия икона торжественно переносится в монастырский собор.

http://pravenc.ru/text/150059.html

Отошел к Господу старейший сотрудник Издательства Московской Патриархии Павел Уржумцев Москва, 28 июня 2013 года Павел Васильевич Уржумцев 23 июня 2013 года, в день Святой Троицы, в 4-й городской больнице г. Москвы на 88-м году жизни отошел к Господу старейший сотрудник Издательства Московской Патриархии и Издательского Совета Русской Православной Церкви Павел Васильевич Уржумцев , сообщает Патриархия.Ru . Всю свою жизнь Павел Васильевич посвятил самоотверженному служению на ниве церковного просвещения, начав свои труды в Издательском отделе в 1955 году, когда, будучи студентом II курса Ленинградской духовной академии, он получил благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) на работу в редакции «Журнала Московской Патриархии». За последующие годы он прошел путь от стажера до заместителя Главного редактора Издательства Московской Патриархии. Родился Павел Уржумцев в 1925 году в г. Ишиме Омской области. По материнской линии он происходил из потомственных ермаковцев — покорителей Сибири. Мать, Фекла Ивановна, была его первой наставницей в духовной жизни. В 1940 году вместе с родителями Павел переехал в Казахстан. Здесь, в Никольском кафедральном соборе Алма-Аты, началось его церковное служение: в течение ряда лет он был старшим иподиаконом митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Николая (Могилевского, † 1955) , исповедника. В 1949 году Павел поступил в Саратовскую духовную семинарию, а по окончании семинарии в 1953 году — в Ленинградскую духовную академию. В 1957 году за работу «Великая агиасма (происхождение обряда и значение его в свете содержания водосвятных молитв по евхологионам IX–X веков)» он был удостоен ученой степени кандидата богословия. Еще в годы обучения в академии любимыми научными дисциплинами Павла Васильевича были церковная история и церковная география, литургика и церковная археология; его также всегда интересовали вопросы хронологии, календаря и пасхалии. С 1957 года, после окончания академии, П.В. Уржумцев работал переводчиком с древних языков, редактором различных общецерковных изданий, а в 1995-1999 годах состоял помощником председателя Издательского Совета по научной работе.

http://pravoslavie.ru/62452.html

О празднике Крещения Господня рассказали на пресс-конференции в " Интерфаксе " января 2016 Пресс-конференция, посвященная предстоящему празднику Крещения Господня, состоялась 14 января в агентстве " Интерфакс Северо-Запад " . В ней приняли участие руководитель епархиального  информационного отдела протоиерей Александр Сорокин , начальник центра госинспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России по Санкт-Петербургу Александр Радько и глава госинспекции по маломерным судам Ленинградской области Геннадий Корсунов. Протоиерей Александр Сорокин рассказал о значении праздника в православии и его особенностях. " Праздник Крещения Господня, или Богоявления, по церковному православному календарю празднуется 19 января. Во всех православных храмах совершаются богослужения, особенностью их является всем известный обряд освящения воды. За внешним действием этого обряда стоит духовный смысл: Бог Своим пришествием освящает все естество. Как повествует Евангелие, Христос погрузился в воды реки Иордан, освящая Своим присутствием все естество, всю природу, весь мир. А вода, как известно, - это вещество, наиболее распространенное на Земле. Поэтому духовная символика реализуется в наглядном и простом обряде, когда в храмах наливаются резервуары воды и совершается великая агиасма (освящение воды) везде и всюду " , - сказал отец Александр. Он отметил, что в последние годы широко распространился другой обычай: в водоемах, где освящается вода, в зимние холода люди практикуют купание в прорубях, которые называются иорданями. " Сам по себе обычай освящать воду не только в резервуаре, но и в естественных водоемах действительно является древним, - пояснил отец Александр. - А что касается практики купания, то здесь трудно сказать, когда это вошло в сопряжение с церковным благочестием. Для многих людей купание в прорубях стало формой " благочестия " . На мой взгляд, он находится в периферии по отношению к Церкви, ни в коем случае его нельзя считать заменой настоящего религиозного чувства, покаянного движения. Он носит во многом подменный характер. Но хотя бы через этот обряд люди приобщаются к церковной традиции. И раз уж эта практика распространилась, купания необходимо грамотно организовать, соблюдая правила безопасности " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=910...

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. Прославление праздника В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой. Великая Агиасма Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмойвеликой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектеньи великого освящения воды Церковь молится: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…» «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов…, и на всяку пользу изрядну (сильную)…». В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни. Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, т.е. подобно антидору, просфоре и т.д.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-v-...

То же можно сказать и о молитве  Велий еси, Господи . Она начинается со слов о величии Бога, после чего говорится о Нем как Творце мира и об ангельском служении на небесах. Далее сказано о Домостроительстве Христа на земле и, в частности, о Его Рождестве и Крещении — то есть именно тех событиях, которым и было изначально посвящено празднование 26 . Далее произносится эпиклеза — призывание Святого Духа на воду, — аналогичная эпиклезе при освящении евхаристических Даров, а после нее — прошения о том, чтобы освященная вода стала источником благодати Божией. Далее в структуре анафоры следуют прошения о Церкви; в молитве  Велий еси, Господи  они также есть, однако здесь имеется и отличие: вслед за эпиклезой и прошениями о духовных плодах от агиасмы составитель молитвы  Велий еси, Гос­поди  поместил ряд библейских образов, связанных с водой (Крещение на Иордане, потоп при Ное, чудесный переход сквозь море при исходе из Египта и последующее изведение воды Моисеем из скалы в пустыне, обилие воды при жертвоприношении Илии), что структурно соответствовало бы в анафоре рассказу о Тайной Вечере, а затем — еще одну эпиклезу и новое прошение о духовных плодах от вкушения святой воды и помазания ею. Таким образом, в молитве  Велий еси, Господи  не одна, а две эпиклезы.  Итак, связь этой молитвы с чином Евхаристии очевидна — недаром в древнем Константинополе Патриарх возносил ее к Богу прямо у святого престола, куда ставились и сосуды с водой (см. выше), а тот же Иаков Эдесский запрещал прибавлять к этой молитве вступительный диалог, как на Литургии (т. е.  Горе имеим сердца  и т. д.), и включать в нее пение  Свят, свят, свят … и диаконский диптих 27 . Поэтому не случайно, что великая агиасма, освященная со словами этой молитвы, традиционно считалась святыней, приближающейся по значению к Святым Дарам. Так, в древнерусской практике к приобщению великой агиасме в дни помимо Богоявления молитвенно готовились, само приобщение могло предваряться исповедью и происходило по специальному чину. Отсюда же и старинный обычай  употреблять великую агиасму строго натощак. 

http://azbyka.ru/velij-esi-gospodi

Но если человек потерял земных родителей, абсолютно одинок, как тот разбойник на кресте, то он за секунду может вырваться из этого одиночества тогда, когда захочет богообщения. Фото: Симбирская митрополия/VK – Получается, что крещение – это некий акт усыновления Богу? – Безусловно. Это усыновление Богу, это вхождение в новый мир, который создан Христом: в Царство Небесное, и это не какое-то абстрактное место – это Сам Господь. «Приблизилось Царство Небесное» – это о Христе. Это вхождение в качестве возлюбленного сына на брачный пир, туда, где тебя ждут, в мир, созданный ради каждого из нас. Крещение – это метанойя, перемена ума (на вульгарном греческом – «сойти с ума»), попытка разрушить все правила, по которым жил, и начать жить по совершенно иным правилам, не вмещающимся в привычную логику. После крещения происходит нечто удивительное – становится возможным сотворчество с Богом в построении этого нового мира здесь и сейчас. Бог призывает человека в Церковь как в место, где человек вместе с Богом будет миротворить спасение человека. Не надо затворять от людей Бога – Для чего нужна человеку великая агиасма? Как дополнительная благодать? Разве мало той благодати, которую человек получает в остальных таинствах? Если благодать великой агиасмы не зависит от человека, то становится ли человечество в целом (или православные в отдельности) более благодатным в эти дни? Если благодать зависит от внутреннего состояния человека, то стоит ли бездумно раздавать великую святыню всем подряд? – Это зависит от человека: мы принимаем что-либо от Бога ровно в той мере, в которой мы готовы. Господь говорит: «Се, стою у двери и стучу», – Он ждет, что мы Ему отворим. Насколько отворим – зависит только от нас. Вода – это прекрасный символ освящения Богом этого мира, символ того, что Бог Собой очищает все нечистое, все старое преображает. Насколько человек, не читавший Евангелия, не знающий христианского учения, способен воспринять это, сколько здесь будет христианского, а сколько – магического – это сложные вопросы. Это вопрос пути, по которому должна идти Церковь.

http://pravmir.ru/ne-zatvoryayte-ot-lyud...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010