Письмо сотрудников СПбГУ с просьбой предоставить результаты заборов освященной воды и исследований было передано в канцелярию отдела факультета, там его заверили и отправили в головное здание университета, откуда уже «Почта России» должна доставить послание в «Водоканал». «Естественно, там его еще не получили, мы бы удивились, если бы это было так быстро», - отвечают физики, утверждая, что они якобы не хотели, чтобы письмо оказалось в Интернете. «Нас зовут сниматься в передачах, но мы же не Ксения Собчак», - кокетничают подписанты. «Все-таки вода у нас хорошего качества, ведь предприятие занимается делом, а не только обряды проводит», - рассуждает Белов. По утверждению директора департамента информации и общественных связей ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» Наталии Ипатовой, слова работников Главной водопроводной станции о том, что вода после освящения приобретает особые свойства (набранная в отдельный сосуд, она в течение долгого времени сохраняет прозрачность), основаны на их личных визуальных наблюдениях, а вовсе не являются итогом проведенных организацией исследований. По ее словам, отмеченное сотрудниками сохранение прозрачности воды в течение года можно отнести к необычным свойствам, но вряд ли в обычной жизни человек будет набирать воду в сосуд, чтобы использовать ее на бытовые нужды через год. А что касается новых научных достижений, то они должны быть на совести ученых, считают в пресс-службе «Водоканала», предприятие же обеспечивает город безопасной питьевой водой и очищает сточные воды. Своим мнением по поднятой проблеме делится в интервью «Русской народной линии» известный ученый, кандидат физико-математических наук, клирик Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков . Во-первых, хочется сказать, что освящение воды, хоть и не входит в семь главных Таинств Русской Православной Церкви, но таинственное действие Божие в нем присутствует, благодаря чему каким-то образом вода очищается. Если бы мы могли отслеживать это на уровне физических, химических и иных законов, нам не нужно было бы ни молитв, ни иных действий, мы просто брали бы, и сами все производили. Однако это не в силах человеческих, и такое таинственное действие - великая агиасма - совершается только раз в году.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/05/uc...

Как писал святой Николай Кавасила : «Жизнь во Христе зарождается в здешней жизни и начало приемлет здесь, а совершается в будущей жизни, когда мы достигнем того дня… и местом для приготовления всего этого служит нынешняя жизнь, и у кого не будет сего прежде отшествия [из этого мира], у тех нет ничего общего с той жизнью». И жизнь эта обретается в Таинствах Церкви – в Крещении, Миропомазании, Причастии и других, которые мы, принимая с покаянием и молитвой, и с исправлением наших нравов, с совершением добрых дел, становимся причастниками этой жизни и после смерти переходим в нее как уподобившиеся ей. Итак, нужно соединиться с этой жизнью Духа еще перед смертью, потому что после нее, в вечности, эту жизнь Духа ничто не вложит в нас. После смерти нет покаяния, но только Суд над душой и воздание. Но знают ли об этом те несчастные, которые все надежды возлагают на «водичку» и так рьяно стремятся только к ней? А главное – хотят ли знать? Вода благотворна. Но был в истории час, когда водная стихия сделалась страшной для всего человечества. Древнейшие люди развратились настолько, что Всевышнему Создателю уже нечего было ждать от этих беспробудных рабов диавола. Тогда потоп водный пришел на землю… и лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле ( Быт.7:6, 21 ). Только сохранивший верность Богу праведный Ной со своей семьей был спасен от бедствия, и так продолжился род людской. Знамением милости и надежды Бог явил избраннику Своему Ною радугу: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением завета между Мною и между землею ( Быт.9:13 ). Надежда древних праведников исполнилась, когда пришел к нам, как дождь ( Ос.6:3 ), Всемилостивый Христос – и словно бы радуга Царствия Небесного вспыхнула перед духовным взором человечества. Не губительная стихия потопа, а животворящие волны благодати заполнили мир. Крещением Христовым освятились воды – явилась «великая агиасма», способная очищать не только телесную скверну, но и внутреннюю грязь человеческих душ. «Земля освятися Рождеством Твоим Святым, Слове, ныне же водное естество благословися, Тебе плотию крещуся». Господь омывает с людей в церковном Таинстве Святого Крещения клеймо прародительского греха, освобождая их волю для возвращения в Царство Небесное. Но увы! И в обновленном Спасителем мире множество людей своевольно подчинилось не Небесному Отцу, а обольстителю – диаволу.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Покойный митрополит Антоний (Блюм) приводит мнение одного протестантского богослова: очень, – говорит, – глубокое и правильное мнение. Христос входит в воды, где люди омывали свои грехи; Он входит практически в яд какой-то греховный. Не нуждаясь ни в каком крещении, ни в каком омовении, ни в каком очищении, Он вот это дело совершает, чтобы освятить : «Освяти мене и воды, Спасе!» . Опять здесь какое-то, понимаете, магическое отношение: – Вот Великая агиасма – в Крещенский сочельник – это особая вода. И пьют её – с боем берут. – А вот уже в самое Крещение – это тоже святая, но не такая. Это всё такие человеческие издержки и слабости. Это всё такой примитивизм! Не нужно вам так рассуждать. Дух Святый – Бог – един и Той же. Благодать не может быть лучше или хуже, подпорченной или чистой. Неверны эти рассуждения. Не знаю, почему так думают, и не заставишь ! Вот у нас в вестибюле Академии, вместо того, чтобы идти и слушать Литургию – стоять за Литургией, – стоят у баков с водой целую Литургию, пока не выйдут освящать воду из храма. Ну, чего стоять-то? Нужно идти молиться, а потом уже и встать . Да всем достанется этой воды! Ну вот это уже относится не к религиозности, а к воспитанию, к культуре. Дать по башке бачком – это вот только у нас. Замкнуть в такой  и облить всех водой – это только у нас. Вот вышел фильм об отпевании митрополита Антония (Блюма). Может быть, вы видели – такой фильм есть. Как он усох! Он же высокий, статный был – я его помню – человек; а здесь вот такой, понимаете, гробик. Он маленький стал, усохший. Вот. И показано его отпевание. Слушайте, всё-таки публика резко отличается от нашей – и по манерам своим, и по поведению своему. Как всё это красиво! Уступают, никакой толчеи, никаких там разговоров, ничего – ни в одежде, . Ну что заставлять, я не знаю, . Вот нужно нам в этом плане также пересмотреть себя, чтобы не выглядела наша религиозность очень, знаете, так на фоне вот такого нашего поведения. Ну зачем в очередь один к одному стоять к Чаше? Ругаться – где, на каком месте? Но ведь не торопясь это всё нужно делать, не торопясь, всё это надо делать благоговейно, чинно. Чинно! «Всё по чину да бывает». Вот, а когда всё это нарушается, конечно, общее впечатление от нашей религиозности портится и примера хорошего мы молодёжи не подадим. Если её грубо одёргивают, на неё там шипят и что-то говорят? Не нарушает он общего строя? Не трогайте. Это дикие люди пришли, осматриваются. Это, может быть, единственный момент, когда в него заронится что-то, но, столкнувшись вот с такими замечаниями и с цыканьем, он не придёт больше никогда. Мы это должны все с вами понимать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Лит.: Казанский П. С. Исправление церковно-богослужебных книг при Патриархе Филарете//ЧОИДР. 1847-1848. Кн. 8. Отд. 1: Исслед. С. 1-26; Никольский. Древние службы РЦ; Смирнов С. И. Водокрещи//БВ. 1900. Янв. С. 1-19; Budge W. The Blessing of the Waters on the Eve of the Epiphany. L., 1901; Петровский А. Водоосвящение//ПБЭ. 1902. Т. 3. Стб. 657-670; Conybeare F. C. Rituale Armenorum. Oxf., 1905; Gastou é A. L " eau bénite, ses origines, son histoire, son usage. P., 1907; Franz A. Die kirchlichen Benediktionen im Mittelalter. Freiburg i. Br., 1909. Bd. 1. S. 43-220; Пападопуло-Керамевс А. Varia Graeca Sacra: Сб. греч. неизд. богосл. текстов IV-XV вв. СПб., 1909. Lpz., 1975r; Puniet P. , de. Bénédiction de l " eau//DACL. 1910. T. 2. Col. 685-707; Прилуцкий В. , свящ. Частное богослужение в Рус. Церкви в XVI и 1-й пол. XVII в. К., 1912. М., 2000р. С. 134-175; Neunheuser B. De benedictione aquae baptismalis//Ephemerides liturgicae. 1930. NS. Bd. 4. S. 194-207, 258-281, 369-412, 455-492; Scheidt H. Die Taufwasserweihegebete im Sinne vergleichender Liturgieforschung untersucht. Münster in Westfalen, 1935. (LQF; 29); Athcley C. On the Epiclesis of the Eucharismic Liturgy and in the Consecration of the Font. L., 1935; Capelle B. L " «aqua exorcizata» dans les rites romains de la dé dicace au VI si ècle//RBen. 1938. Vol. 50. P. 306-308; Stommel E. Studien zur Epiklese der römischen Taufwasserweihe. Bonn, 1950; Engberding H. Der Nil in der liturgischen Frömmigkeit des Christlichen Ostens//OrChr. 1953. Bd. 7. S. 56-88; Benz S. Zur Vorgeschichte des Textes der römischen Taufwasserweihe//RBen. 1956. Vol. 66. P. 218-285; Скобей Г. История чина малого (Августова) освящения воды в греч. и рус. Церкви: Дис. канд. богословия/ЛДА. Л., 1956. Ркп.; Уржумцев П. Великая агиасма: Происхождение обряда и значение его в свете содержания водосвятных молитв по Евхологионам IX-X вв.: Дис. канд. богословия/ЛДА. Л., 1957. Ркп.; du Boullay A. , Khouri-Sarkis G. La bénédiction de l " eau au la nuit de l " Épiphanie, dans le rite syrien d " Antioche//L " Orient Syrien.

http://pravenc.ru/text/155063.html

Единый Неделимый Триипостасный Всемогущий Бог в Крещении Христа явным образом открыл Себя человечеству. Отец Небесный голосом возвестил о Христе. Сын Божий стоял перед Иоанном в Иордане. Дух Святый явился в виде голубя ( Лк.3:21-22 ). Почему Иисус избрал для себя, а следовательно и для нашего освящения, именно водную стихию? Мы не знаем и можем только предполагать. Ведь вода — самое распространенное вещество во вселенной. Освященные Крещением Иисуса иорданские воды, испаряясь, пронесены ветрами по всему земному шару. Они впитались буквально во всю планету. Нет клочка земли, не пронизанной этой священной влагой. Вода пропитывает все. И развеянные пары святого Иордана, облагодатство- ванные Иисусом, освятили землю, некогда проклятую за грехи человека, и тем обновили ее. Итак, друзья, Крещенская вода (по гречески — Великая Агиасма) является непостижимым для разума сосудом Божественного огня Благодати Духа Святаго. Мы знаем, что даже простой огонь поддерживает жизнь людей, согревает их дома, спасает путешественников от гибели на морозе. На огне мы готовим пищу, и жизнь без его тепла стала бы дикой и первобытной. Но от небрежного обращения с огнем можно и погибнуть. Сгорают люди, леса, дома, города… То же происходит с Огнем Божественной Благодати. Господь предупреждает: Я — «…как огонь поядающий» ( Исх.24:17 ). Страшные слова доносит до нас Библия: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно…» ( Иер. 48:10 ). Бог беспредельно любит нас, но требует и нашей любви, и благоговения. Если небрежностью отгоняем от себя Господа, Вседержитель отступает, и мы становимся достоянием демонических сил. В этом суть проклятия. Крещенскую воду христиане ежедневно пьют натощак по 3 глотка, смазывают ею голову и грудь, во изгнание демонических сил регулярно окропляют ею свои жилища. Друзья, всею душою желаю вам, чтобы благодать Божия охраняла и оберегала, исцеляла и защищала вас от всего пагубного и злого. Призываю на это вам Божие благословение и Покров Царицы Небесной. Да сохранит вас Господь.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Прости нас Бог, а не прорубь! Уже привычным и традиционным за последние несколько лет для якутян стало освящение воды в проруби. Впервые чин Великой Агиасмы на реке Лене совершил покойный епископ Зосима (Давыдов) в 2005 году. Тогда оно прошло спокойно, и едва ли нашлось несколько сотен смельчаков на весь город, чтобы в лютый мороз войти в эти воды. 17 января, 2011 Уже привычным и традиционным за последние несколько лет для якутян стало освящение воды в проруби. Впервые чин Великой Агиасмы на реке Лене совершил покойный епископ Зосима (Давыдов) в 2005 году. Тогда оно прошло спокойно, и едва ли нашлось несколько сотен смельчаков на весь город, чтобы в лютый мороз войти в эти воды. 19 января весь православный мир празднует Богоявление, т.е. Крещение Господне. Исключением не является и огромная по площади (1/5 часть всей России, 2/3 площади Западной Европы) территория республики Саха (Якутия). Согласно церковному уставу во всех храмах Якутии будет совершаться Великое освящение воды, так называемая Великая Агиасма. Всем известно, что этот праздник непосредственно связан с водой. Именно поэтому тысячи людей, начиная с 18 января, захватив пустую посуду, устремляются в храмы, чтобы побольше зачерпнуть божественной благодати и понести её домой. К сожалению, для многих наших современников благодать измеряется литрами. Лишь немногие к крещенской воде относятся подобающе – хранят её трепетно в течение года и потребляют с благоговением и молитвой. Уже привычным и традиционным за последние несколько лет для якутян стало освящение воды в проруби. Впервые чин Великой Агиасмы на реке Лене совершил покойный епископ Зосима (Давыдов) в 2005 году. Тогда оно прошло спокойно, и едва ли нашлось несколько сотен смельчаков на весь город, чтобы в лютый мороз войти в эти воды. Нынче уже в шестой раз будет совершаться освящение Крещенской купели на Лене. Теперь об этом знает весь город и его округа. На р. Лене Подготовку столь серьезного и опасного мероприятия в Якутске и районах республики всегда берет на себя МЧС. Делаются замеры толщины льда, расчищается площадка, спецтехникой выпиливается крестообразная прорубь. Порой лед может достигать двухметровой толщины, а под ним еще 4 метра воды. Поэтому изготавливается специальная огромная металлическая люлька, которую обшивают досками и потом монтируют в лед для безопасности купающихся.

http://pravmir.ru/prosti-nas-bog-a-ne-pr...

Во время хрущевской «оттепели» было очень тяжело, власти просто задавили, важно было только выжить. Кругом было неверие, важно было сохранить веру. Он учил всегда находиться с Богом, потому что насильственно ничего не стяжаешь. Жизнь с Богом – это живая жизнь, служение Ему. Живи с Богом, неси свой крест, – вот и все. Батюшка все покрывал любовью своей, был очень терпимым, снисходительным. Никогда я не слышал, чтобы он кого-то осудил или о ком-то плохо сказал». Отец Александр сам любил играть на пианино, особенно часто пел «Помощник и Покровитель». Крещенская вода (великая агиасма, то есть святыня) выше всех других вод. Ею освящается антиминс. В случае, когда человек не может причаститься, ему дается артос и крещенская вода. Она не заменяет Причастия, но по благодатной силе близка ему. В ночь Крещенского освящения воды освящается вся вода. В полуночный час сходит Ангел и освящает воды. С полуночи Крещения на второй и третий день можно брать воду отовсюду, и она имеет силу, – это Божественная благодать. Освящение воды в церкви – это чин. Нужно следить неукоснительно за чистотой икон, зажигать лампаду в праздничный день. Батюшка употреблял, в основном, постную пищу, монашескую. Когда его спросили, можно ли после Святого Причастия есть вкусную пищу, он ответил, что нужно есть вкусную и невкусную, чтобы не услаждаться. Мир – это сборище грехов. Грех врачуется просто, а дух греха врачуется трудно, через этот дух враг хочет восстановить свою власть над нами. Как искать этот дух? Многим вниманием, хранением, нужно приложить все усилия к тому, чтобы сердце наше наполнилось духом благодатным. Тогда нечистый дух потеряет свою силу над нами. Особенно поможет нам дух смиренномудрия. Не нужно делать ничего, что может способствовать греху. Не вспоминать того, что было, не делать ничего такого, что может нас приблизить ко греху. Усилить внимание к себе и молитву. Мы должны все отметать, когда в нашей жизни появляется нечто, препятствующее любви ко Господу. В трех вещах заключается жизнь христианская – в покаянии, чистоте и усовершении себя. Покаяние – оставление прежнего и печаль о нем; чистота – сердце, милующее всякую тварную природу; усовершение – глубина смирения. В отношении к людям вообще – внутреннее отречение от мира. Можно все иметь, всем пользоваться, но ничем не быть связанным – ни семьей, ни домом, ни творчеством. Постепенно усиливается внутреннее отчуждение, отдаление от самого, казалось бы, необходимого (пища, сон).

http://azbyka.ru/fiction/gorenie-ko-xris...

А дальше… Ну я могу выпить эту воду. Но это не главное мое соприкосновение с Богом. Я просто верую в бессмертие воды еще и в силу того, что в нее вошел Христос — видимо, поэтому и родилась народная легенда, что святая вода не портится. Освящение воды — точка нашего бессмертия. Это красиво, это глубоко. Но в массе своей человек берет святую воду зачем? Чтобы выпить, когда страшно, больно. — Сколько ее тогда лучше набрать и что вообще с ней делать надо? — Я не знаю, для меня это непонятная история. На Балканах я впервые увидел, что ее хранят в маленьких красивых бутылочках в уголке с иконами. Когда надо, капают в графин. По-гречески — молдаване сохранили это слово — святая вода называется агиасма, что переводится как «великая святыня». И все время смешно: как же ты берешь ведро великой святыни и хранишь его в сарае? И зачем тебе столько? Другое дело, когда ты берешь красивый флакончик, ставишь к иконам, относишься к этой воде с определенной честью — она ведь тоже материальный образ чуда Божьего. У нас большая проблема с этими материальными штучками: святые камушки, земельки, святые сосульки, ниточки, тряпочки… Это нехороший перебор, он говорит о том, что устойчивый центр духовной жизни отсутствует. Я не люблю такие вещи. Но если для человека это гармонично — нет проблем. Великое освящение воды в Евпатории. Фото: svyatitel-luka.ru — Крещенская и богоявленская вода — в чем разница? Крещенская более сильная, говорят. — В русской Церкви получилась история с двумя освящениями воды, в целом это смешение традиций. Да, у нас тоже бывают такие танцы: «Эта вода такой силы, эта такой». Хотя мы четко понимаем, что не можем верифицировать святую воду, у нас нет такого прибора. Та же самая история в интернете: «Ой, такую сильную молитву нашла, ребята! Прочитайте». Что такое сильная молитва? Мы любим магизм и инструкции. Когда Христос говорил, что Бог — это любовь, Его слова действительно могли вызвать движение сердца у религиозного человека. Для еврея Бог — это закон. Мне кажется, если бы мы с вами издали книжку, где написано, как православному человеку делать все на свете, мы бы стали миллионерами. Но Господь сказал, что Его имя — любовь, и мы с такими книжками летим в мусорное ведро, потому что любовь — это состояние, в котором нет законов. Любовь — это твоя предельная ответственность в каждом поступке.

http://pravmir.ru/greshnaya-voda-i-svyat...

— Где у вас иорданская вода? — кричала пятая. — Иорданская! А какой-то дед ветхозаветных времен бубнил, что «по-нашему, истинно-православному это Великая агиасма и “днесь вод освящается естество”». И так далее. Очередь страждущих заявить о себе была велика. За свечным ящиком сидела старушка в очках с огромными стеклами, и было видно, что она еле сдерживается. Позже я узнаю, что это легендарная Татьяна Сергеевна — гроза прихожан, захожан, сотрудников храма, всех других людей, приходских кошек, птиц, мышей, тараканов и даже батюшек. Да просто — ГРОЗА. Казалось, что при ее приближении даже свечи становятся ровнее. — Бабуля, мне бы прибавления ума! — со знанием дела обратилась я к ней, отодвинув всех этих специалистов по водам. Это, видимо, и стало для Татьяны Сергеевны последней каплей. В эту же секунду я узнала о себе все. И о моем уме, и о способах его прибавления, и о своей никчемной жизни. И о том, куда мне теперь идти со всеми этими бесценными знаниями. Слышала это не только я, но и все находящиеся в храме. Татьяна Сергеевна была не только грозной, но и громогласной.  Краснея, бледнея, задыхаясь от возмущения и обтекая святой водой, которую мне кто-то дал отхлебнуть для успокоения, я выскочила на улицу. И отныне и навеки зареклась посещать подобные «заведения». Когда, по прошествии времени, я начала регулярно ходить в храм (о чудо!), мы с Татьяной Сергеевной сначала были врагами. Тот свой богоявленский позор я ей долго не могла простить. А она, видимо, не могла простить мне сам факт моего существования.  Потом мы подружились, но это отдельная история. И дружили до самой ее смерти. Прошли годы, а я все еще по ней тоскую. И тот день нашего странного знакомства на Крещение я буду помнить всегда. Страшный Ромка  За что я еще люблю этот день — за огромное количество совершенно разных людей, которые наводняют храмы. Церковные и нет, случайные и не очень, кто понимает значение этого праздника и кому вода нужна «чисто подлечиться». Но всех их привел сюда Христос, я уверена. Даже если сами они этого пока не осознают.

http://pravmir.ru/a-davajte-ya-sam-vam-v...

Виды водосвятия. Освящение воды происходит при совершении над нею особых обрядов. 1 . Когда вода пускается с просфорной печати. 2 . Когда вода пускается с проскомидийного копия священником при произнесении им особой, специально положенной для этого молитвы. 3 . Вода малого водосвятия, или «малая агиасма» (греч. «то микрон агиасма»), освящается прикосновением к честному кресту, при совершении чинопоследования водосвятного молебна. 4 . Вода великого водосвятия, или «Великая агиасма» (греч. «то макрон агиасма»), освящается, кроме троекратного погружения в нее честного креста, еще крестным знамением, особым благословением и более сильными и сложными молитвами и песнопениями. Свойства воды, освященной посредством того или иного обряда Церкви, можно понять из прошений, которые содержатся в молитвах данных чинопоследований. Объясняется это просто: если Церковь , ведомая Святым Духом, обращается к Господу с прошением даровать воде то или иное свойство – это значит, что Бог не только «может» это сделать, но и «благоволит» этому. Вслушиваясь в слова молитвы на великом водосвятии (и, конечно, молясь самому) можно еще и еще раз «узнавать» те благодатные действия, которые даруются воде в этом обряде: «Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, ангельский крепости исполнену, да вси почерпающие и причащающиеся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и к всякой пользе изрядну… Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Даждь же всем прикасающимся ей и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение». Великая агиасма получает такую благодать Божию, что при благоговейном использовании может сохраняться в течение многих лет, не зацветая и не загнивая. Но это только видимая сторона дела. В духовном плане Великая агиасма имеет гораздо большие благодатные дары. Как говорится в «Настольной книге священнослужителя»: «По верованию Церкви, мы имеем в агиасме не простую воду духовной значимости, но новое бытие, духовнотелесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Вот почему Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови, делается обычная канонам оговорка: “Точию агиасму да пиет”» 6 . Чин великого водоосвящения

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010