Deissler, Kommentar 227). Вторичными в цикле видений 1:7–6:15 являются, по-видимому, и пассажи, содержащие в себе комментарии, созданные с целью актуализации видений I, III, IV B и VII (см. таблицу выше). Три разных датировки 1:1; 1:7 и 7:1 показывают, что они не были созданы в рамках одной редакции. Сведения, данные в начале цикла видений в 1:7, соответствуют хронологической системе Книги Аггея и, скорее всего, были добавлены в процессе редакции, в ходе которой были намеренно объединены сделанные пророком Аггеем и пророком Захарией связанные с проектом Храма пророчества благополучия ( Зах.1:7–6:15 можно даже рассматривать в качестве продолжения и развития Агг.2:20–23 ). Ст. 1:1 и 7:1, напротив, можно отнести к той редакции, в рамках которой была разорвана тесная взаимосвязь Агг – Зах, и была создана книга Протозахарии: Зах.1–8 ; причем в последней цикл видений (также дополненный) был заключен в рамку «пророчеств» 1:1–6 и 7:1–8:23 (обе части роднит одинаковый язык и мотивы). В этом предполагается такая последовательность событий: призыв к обращению в Зах.1:1–6 провозглашается в восьмом месяце второго года правления Дария (ноябрь/декабрь 520г. до н.э.), то есть во время кризиса в строительстве Храма, завершившегося, согласно Агг.2:10, 18 , в двадцать четвертый день девятого месяца второго года царствования Дария (=18 декабря 520г. до н.э.) заложением Храма. Именно этим днем датировано грандиозное пророчество в Агг.2:20–23 . Конечно, можно заставить себя ждать его исполнения. И таким образом, в соответствии с Зах.1:7 , пророк Захария в двадцать четвертый день одиннадцатого месяца второго года царствования (=15 декабря 519г. до н.э), то есть спустя два месяца, получил в видении состоящем из нескольких частей и представленном в виде последовательности событий, весть о том, что Яхве исполнит свое обещание. Датировка в 7:1 еще более расширяет временную перспективу: в пророчестве, датированном четвертым днем девятого месяца четвертого года царствования (=7 декабря 518г. до н.э., т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

В частности, мусульмане заявляют, что указание на имя Мухаммад в виде Ахмад встречается в книге библейского пророка Аггея. Вот как приводит этот текст А. Даууд: «и потрясу все народы, и придет Химда (Желаемый) всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф» ( Агг.2:7 ) 106 . По мнению мусульманских апологетов, семитский корень слова «желаемый» – hmd, который переводится как «великое желание», «жажда», «аппетит» и «страсть» соответствует такому же корню в арабском языке hmd в значении «хвалить». Далее они делают вывод о том, что эти три согласные необходимо понимать как «Амад» «в значении «знаменитейший», «прославленнейший», т.е. как имя арабского пророка Мухаммада (К.61:6), т.к. древние имена «обыкновенно имеют содержательное значение» 107 . Следует заметить, что в отличие от других мест, в данном случае исламские авторы пытаются приспособить свое толкование к общему содержанию библейского стиха. Однако сразу же бросается в глаза совершенно неверное понимание слов пророка Аггея о втором Иерусалимском храме. Дело в том, что пророк был свидетелем возвращения иудеев из вавилонского храма и свидетелем его строительства 108 . Поэтому предположения мусульман, что слова о «доме», который наполнится славой в Агг.2:7 3Цар.8:11 ; 2Пар.5:14; 7:2 ) это пророчество о тогда еще языческом капище Кааба в Мекке, в который придёт арабский пророк, выглядят издевательством над историческим контекстом и здравым смыслом. Это легко заметить, если прочитать весь текст пророчества о храме Агг.2:1–9 , где, в частности, говорится, что «слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» ( Агг.2:9 ). Более серьезным являются возражения относительно филологических изысканий представителей ислама. Здесь можно заметить очевидную попытку ввести читателей в заблуждение. Как уже говорилось, восхождение к общему корню вовсе не означает одинаковое значение слов не только в родственных, но и даже в одном и том же языке. Поэтому, несмотря на общую этимологию, корень hmd () в иврите имеет значение «желание; алчность; прелесть, красота, симпатия», а в арабском hmd () – «хвала, прославление» 109 . Т.е. семантически эти слова «Желаемый» ( «хемдат») и «похвальный» ( «Ахмад») не совпадают, у них разное значение и отождествлять их, как это делает, например, А. Даууд, говоря, что страстно «желаемый» это и есть «хвалимый», можно разве только лишь в лжелингвистике 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

12:25. Сопоставляя гору Синай и небесную гору Сион, автор возвращается к аргументу qal vahomer ,«насколько же более». (Аргументы «от меньшего к большему» были широко распространены, особенно в иудейской системе аргументации, но встречаются также у греков и римлян и др.; ср.: Прит. 15:11 .) Если закон был прославлен и его профанации следует опасаться, то «насколько же более» следует опасаться профанации закона небесного, вызывающего еще большее благоговение, – закона Нового Завета, данного свыше (12:25–29). 12:26. Земля колебалась, когда Бог пришел, чтобы дать Свой закон на Синае ( Исх. 19:18 ; ср.: 2 Вар. 59:3); в более поздней иудейской традиции это еще более усиливается: Бог поколебал весь мир. Мысль о великом землетрясении в конце времен имеет «ветхозаветные ( Ис. 13:13 ) и более поздние параллели (см., напр.: 2 Вар. 32:1), но автор здесь напрямую цитирует Агг. 2 (ср.: Аг. 2:21 ). 12:27. Автор разъясняет процитированный им текст. Поскольку в Агг. 2упоминается об обетовании Бога, которое Он дал, когда выводил Израиль из Египта, то выражение «еще раз» в Агг. 2относится к предыдущему землетрясению; естественно, это первое землетрясение следует связывать с тем, которое произошло на Синае. Второе землетрясение еще только ожидается – когда Бог покорит все народы и наполнит Свой храм славой ( Агг. 2:7 ). Автор Евр. добавляет к этому тексту свое понимание будущего и делится со своими читателями точкой зрения, которая подчеркивается в греческой философии, но не противоречит и Ветхому Завету: то, что нельзя изменить, – поистине вечно. 12:28. Автор Евр., как и многие другие еврейские писатели, иносказательно использует язык жертвоприношений для описания надлежащего богослужения (ср.: 13:15; см. коммент. к Рим. 12:1 ). О «царстве непоколебимом» см. в Пс. 95 (особенно в LXX). 12:29. Автор напрямую цитирует Втор. 4:24 ; ср. также: Втор. 9и Исх. 24:17 . Во Втор. 4Бог снова называется «Богом ревнителем»; Евр. 12ясно предостерегает против того, чтобы принимать Его последнее откровение как само собой разумеющееся.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Типична позиция Дейсслера: «Основное содержание книги было зафиксировано, очевидно, до освящения Храма в 515г. до н.э. – ни Аггей, ни Зоровавель не участвовали в этом событии» (A. Deissler, Kommentar 255). То, что книга была в своем окончательном виде составлена не пророком Аггеем, а также то, что процесс становления книги включает в себя, по меньшей мере, две фазы, следует, в основном, из двух наблюдений: (1) То, что повествовательные тексты, обрамляющие речи Бога (1:1–3, 12–15; 2:1–2, 20–21а), настолько сильно отличаются с точки зрения языка, а иногда и содержания от речей собственно Бога, позволяет предположить, что два пласта текста написаны разными авторами. Если адресатами божественной речи названы «правитель города Зоровавель», «великий иерей (первосвященник) Иисус» и «остаток народа» (=возвратившиеся на родину из Голы), то наряду с этим в книге есть еще одна линия повествования, где речь идет о «народе» или обо «всем народе земли». Это соотношение особенно очевидно в 1:12–14, где сначала в 1:12b–13 говорится о «народе» (и где Аггей назван не «пророком», как в обрамлении, а «посланным Богом»), а в 11:12а, 14 упоминается Зоровавель, Иисус и «остаток народа». Противоречие подобного рода существует также между 2:21а (обрамление) и 2:23 (речь Бога), когда Зоровавель в 2:23, в отличие от 2:21, не назван «правителем». (2) Сходное повествовательное обрамление, в котором содержатся датировки, относящиеся к времени царствования Дария, находятся также в Зах.1–8 (ср. Зах.1:1, 7; 7:1 ); правда, датировки в Зах находятся не в той же литературной плоскости. Системе Агг соответствует датировка Зах.1:7 , из чего следует, что текст Зах.1:7–6:15 можно рассматривать в качестве продолжения Агг.2:20–23 . В таком случае можно предполагать, что Агг.1–2 и изначально составляли «книгу двух пророков», посвященную строительству Храма (Р. Люкс). Оба наблюдения приводят к тому предположению, что автором заглавий является некий «хронист», собравший высказывания пророка и объединивший их с текстом В отличие от пророка Аггея, «хронист» при описании восстановления Храма выдвинул на передний план роль Зоровавеля и «остатка», то есть общины переселенцев (к которой он, вероятно, принадлежал сам).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Не имя великодушного, героического характера Кирона, пугливый преемник его, Камбиз, угрожаемый при том происками младшего брата своего Смердиса, мог действительно поверить доносу на Евреев, мог считать опасным восстановление Иерусалима и приостановить дело Евреев. Тем более этого следовало ожидать от преемника его, Смердиса, которому бунт жрецов помог, наконец, свергнуть с престола Камбиза, и который сам едва продержался на престоле немного времени, и вот, постройки в Иерусалиме замедляются. В следствие новой просьбы Иудеев, в которой они ссылаются на указ Киров, Дарий Истасп, занятый войнами внешними и нуждавшийся в поддержке всех своих подданных, снова дозволяет продолжать остановленное дело Евреев, чтобы показать своё благоволение к ним и привязать к себе всех своих подданных. Так все обстоятельства, описанные в этом отделении книги Ездры, вполне совпадают с обстоятельствами того времени Самарян, Иудеев и Персидских царей, и это совпадение подтверждает исторически достоверность сказаний этого отделения книги Ездры. Тоже должно сказать и о повествованиях, составляющих вторую часть её. Здесь уже главным действующим лицом – сам Ездра, и достоверность его сказаний не требует рассмотрения. Достоверность сказаний книги Ездры подтверждается, наконец, книгами пророков Аггея и Захарии, живших и действовавших в это время. Эти пророки и в своих речах являются точно таковыми же, каковыми изображаются они в книге Ездры, как великие ревнители восстановления второго храма ( Ездр.5:1,2,14 ; Аг.1:2 ; Зах.1:8–17 сл.). Иисус, сын Иоседеков, бывший тогда первосвященником, и Зоровавель являются таковыми же и в этих книгах, как и в книге Ездры, равно как Кир и Дарий – покровители Евреев ( Ездр.3:2,8; 1:8,11; 5:2,4; 2:3 ; Агг.1:1,12,14; 2:2 ). Повествования их согласны и в том, что этот второй храм далеко уступал в величии и пышности первому Соломонову храму, и что восстановление его задержано было завистью врагов ( Ездр.3:12 ; Агг.2:3 ; Ездр.4:4 сл. Агг.1:2 сл.). Самаряне, кроме того, всегда после были врагами Иудеев, что подтверждает сказания Ездры о враждебных их расположениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/i...

Введение. История жизни св. пророка Захарии Священное Писание слишком мало сохранило нам сведений о жизни этого замечательнейшего из малых пророков. Это обстоятельство дало широкий простор разного рода предположениям о жизни этого пророка, начиная с его происхождения. Так, сам он называет себя сыном Верехии и внуком Иддоновым ( Зах. 1:1, 7 ), а Ездра называет его сыном Иддона ( 1Ездр. 5:1; 6:14 ). На этом основании, св. Кирилл Александрийский утверждал, что Верехия был естественным отцом пророка, а Иддон – воспитателем и учителем его 1 . Другие толкователи объясняли эту разность законом ужичества, по которому, будто бы, мать св. пророка Захарии, по смерти мужа своего Верехии, вступила в брак с братом его Иддоном и родила от него Захарию. Но дело объясняется гораздо проще: Иддон был человек знаменитый, был один из главных священников, которые возвратились из плена в Иудею с Зоровавелем, сыном Салафииловым и Иисусом ( Неем. 12:1, 4, 7 ); между тем, Верехия, сын его, за ранней смертью , не наследовал значения отца своего, которое, поэтому, при первосвященнике Иоакиме, сыне Иисуса, и перешло прямо к внуку Иддона – Захарии ( Неем. 12:12–16 ). Основываясь-то на этом факте, Ездра весьма естественно внука Иддона назвал его сыном 2 , – тем больше, что это обычный прием свящ. Писателей: в родословиях опускать средних незнаменитых членов фамилии, или, еще вернее и точнее говоря, все степени родства в восходящей линии означать словом отец (см. 2Цар. 9:7; 16:11 ; 3Цар. 4:2 ; 1Пар. 6:50–53 ; сравн. Быт. 10:21, 31 и мног. друг.). По свидетельству Псевдоепифания 3 , не противоречащему, впрочем, Св. Писанию, св. пророк Захария родился в плену вавилонском, из которого с дедом и отцом своим еще в детстве возвратился в свое отечество, где и скончался в глубокой старости 4 . Век пророка Пророческое служение свое св. Захария начал во второй год царствования Дария Гистаспа (т. е. в 520 г. до Р. Хр.). Благодушное царствование этого доброго и благоразумного государя 5 вполне благоприятствовало продолжению, остановленной было, по наветам самарян, Лже-смердисом постройки второго храма иерусалимского ( 1Ездр. 4:6–24 ). Но, обратившиеся, за невозможностью продолжать постройку храма, к построению своих собственных домов ( Агг. 1:4 ), иудеи так увлеклись своими домашними делами, что, и с прекращением препятствий и опасностей со стороны врагов, оставались совершенно равнодушными к недоконченному храму. А недостаток, в то же время, в продовольствии, вследствие неурожая хлеба, служил для иудеев, по-видимому, и достаточным оправданием равнодушия их к постройке дома Иеговы ( Агг. 1:5, 6, 9–11; 2:18 ). Тогда Господь, для возбуждения в иудеях ревности по доме Своем, во второй год и шестой месяц царствования Дария, воздвигает сперва пророка Аггея ( Агг. 1:1 ), а через два месяца после него и пророка Захарию ( Зах. 1:1 ). Отношение пророческой книги св. Захарии к пророческой книге св. Аггея

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Но, так как не в великолепии храма имела открыться слава Мессии, а, напротив, слава второго храма должна была заключаться именно в том, что в него имел прийти Мессия; то Господь, в утешение неразумно скорбевших иудеев, и возвещает через св. пророка Аггея, что, по прошествии некоторого и, притом, очень короткого времени, Он потрясет и небо, и землю, и все народы, и целый мир; тогда все народы, что только будут иметь драгоценного, принесут в Иерусалим, – тогда и этот дом, хотя он слишком незначителен в сравнении с прежним, прославится так, что слава его будет больше славы первого храма; потому что мир дам на месте сем, говорит Иегова воинств ( Агг. 2:6–9 ), – тот всеобщий ненарушимый мир, при котором пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем, и телец и юнец и лев вкупе пастися будут, и отроча мало поведет я: и вол и медведь вкупе пастися будут, и вкупе дети их будут, и лев аки вол ясти будет плевы: и отроча младо на пещеры аспидов и на ложа исчадий аспидских руку возложит: и не сотворят зла ( Ис. 11:6–9 ; сравн. Ос. 2:18 ; Мих. 4:4 ; Пс. 45:10 и друг.). Следовавшее, по порядку времени ( Зах. 1:1 ; сравн. Агг. 2:1, 10 ), за пророчеством Аггея о славе второго храма откровение св. пророку Захарии было, в то же время, продолжением пророчества Аггея и по самому содержанию своему. Именно к пророчеству Аггея о новом блаженном времени, Захария присоединяет увещание о том, что тогда иудеи должны будут и поступать не так, как поступали отцы их, – но, смотря на суд Божий, который постиг отцов их за непослушание, должны будут позаботиться о собственном обращении к Богу ( Зах. 1:2–6 ). Это увещание подтверждает и Аггей, обращая внимание современников на их собственный опыт, то есть, что и сами они за небрежность в построении храма уже навлекли на себя суд Божий ( Агг. 2:10–19 ). Посмотрите внимательно, как бы, так говорит пророк, как все пошло у вас с тех пор, как вы ревностно стали продолжать строение храма. Хлебный запас истощился весь, виноградные лозы и плодовые деревья не приносили доселе ничего; но отныне, вместо бывшего доселе бесплодия, наступит плодородие 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

XXI, 3). – 7, 8. 2) Деятельность и успех, с которыми трудились над храмом в продолжение двух лет, служили залогом того, что все эти блистательные обетования будут некогда исполнены; потому что настоящее время в том виде, в каком представили его ныне Аггей и Захария (Езор. V, 1), уже изумительно отличалось от восемнадцати предшествующих лет, в которые Иудеи, возвратившиеся из плена, напрасно трудились над обработкой земли, которая не давала им никакого сбора ( Агг. 1, 6–11; 11; 19 ; Ср. Зах. 11, 8:9 ); они не могли даже приходить и уходить, не подвергаясь опасности попасть в руки врагов, и жили средь народов, которые были все в войне против них, и друг против друга. Но отныне этого уже не будет: посев будет в мир, земля даст произведения свои, и небеса будут давать росу свою (Агг. ibid). И вот даже величественное будущее открывается пред всем Еврейским народом. Иуда и Израиль, которые, по причине своих несчастий, составляют предмет проклятий и насмешек для всех язычников (Второз. XXVIII, 37), будут избавлены от них, и сделаются для них благословением (20–23) чрез Евангелие, которое они им благовествуют в первый раз после воплощения Сына Божьего, во второй раз по совершенном восстановлении Евреев ( Puм. XI, 15 ). И так не бойтесь; да укрепятся руки ваши (13; Агг.11:4 ). – 9–13. 3) Захария возвращается здесь от будущих времен к временам настоящим, и от Еврейского народа к одному колену Иудину, к Иудеям возвращающимся из плена. Он им объявляет, что Бог, хочет им только добра, и что эти ненышние, определения милости и любви исполняются также верно, как исполнялись Его карающие приговоры. И так не бойтесь! говорите истину друг другу; по истине и миролюбию судите; потому что Всевечный ненавидит противное, и вы не захотите оскорблять Бога, который сделал вам столько добра. – 14–17. В. Обетования духовные и относящиеся к Мессии опираются на выполнение обетований временных и ближайших: храм оканчивается, позднее будет снова построен город, и будут восстановлены стены: четыре поста будут изменены в дни праздников и веселых торжеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Хотя он и жалуется горько на многое дурное, на разные нестроения в жизни внутренней этого народа, но душою болит за него, ужасы и бедствия халдейского нашествия, которые он созерцал своим пророческим взором, заставляют его переносить мучительно всем существом своим их тяжесть, – служат едва выносимым испытанием его крепкой веры. – Так содержательно имя нашего пророка, так соответствует оно до поразительности его книге, – его переживаниям. Странно, поэтому, зачем Peiser 12 делает построение, что собственно не есть имя нашего пророка, а есть только его псевдоним, что автор нашей книги – отпрыск Иудейского царского корня, мальчиком увезенный в Ассирию в качестве заложника и т. д. Удивительная всё-таки изобретательность – на основании παοιας μου – Авв. 3:16 , следо­вательно, не на прочном основании текста книги, а на собственном исправлении текста строит замысловатое сооружение с помощью изгибов услужливого рассудка. «Гипотеза Peiser’a оригинальна, интересна, научна, но она далека от то­го, чтобы считаться доказанной или просто быть вероятной» 13 . Данные для определения личности пророка Кто был пророк Аввакум? Когда он жил? Каковы наиболее знаменательные обстоятельства его жизни? На эти вопросы мы ответить ничего не можем. У нас нет данных для биографии пророка: В Священном Писании о пи­сателе нашей книги пророке Аввакуме нигде не говорится, кроме как только в его книге 14 . Да и в его книге прямо не дано никаких биографических указаний. Мы не имеем здесь указаний ни на его отца (как Ис. 1:1 ; Иер. 1:1; Иез. 1:3 ; Ос. 1:1 ; Иоиль 1:1 ; Соф. 1:1 ; Зах. 1:1 ), ни на ту местность, где родился или жил (как Иер. 1:1 : Иез. 1:3 ; Мих. 1:1 ; Наум. 1:1 ), ни на те или иные события его жизни. Нет у нас также каких-либо свидетельств о времени его служения ( Ис. 1:1 ; Иер. 1:2 ; Иез. 1:1–3 ; Дан. 1:1, 3, 6, 21 ; Ос. 1:1 ; Мих. 1:1 ; Агг. 1:1 ; Зах. 1:1 ). Авдий, Аввакум и Малахия только названы по имени, а два из них – Авдий и Малахия отличаются от Аввакума тем, что Аввакум назван (также и Агг. 1:1 ; Зах. 1:1 ). Правда, даже без всякого определения может обозначать и ложного пророка ( Зах. 13:2–4 ), но в данном случае контекст не оставляет никакого сомнения в том, что здесь это слово нужно понимать в его первоначальном, прямом и специфическом значении – провозвестника воли Божией 15 . Так достоверно и прямо мы знаем об Аввакуме только то, что он был , вдохновенный провозвестник воли Божией, не само­чинно вышедший на своё служение, но по Божию повелению. Богоизбранный посредник между самим Иеговою и Его народом. Называя себя , Аввакум хотел, подчеркнуть в сознании тех, кому он возвещал свои пророчества, что он говорит именем Иеговы (ср. Иер. 29:9 ), что его речи не должны быть признаваемы только за результат его человеческого лирического вдохновения, а вместе и вдохновения свыше от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Провозгласи далее, говоря: „Вот что сказал Иегова воинств: Мои города будут снова переполнены добротою; и Иегова обязательно снова почувствует сожаление к Сиону и снова изберёт Иерусалим”» ( Зах.1:16–17 , НМ, с англ.). 12 Если считать с 587 г. до н.э., то это негодование длилось теперь, к 519 году, уже почти 70 лет, или 68 лет, если быть совсем точным. А если отсчитывать от начала осады 27 января 589 г. до н.э. [которую милостью Иеговы к Иерусалиму никак нельзя назвать...] ( 4Цар.25:1 ; Иез.24:1–2 ; Иер. 52:4 ), то это негодование продлилось почти точно 70 лет к 15 февраля 519 г. до н.э.. Работы над закладкой фундамента были завершены лишь двумя месяцами ранее. ( Агг.2:18 ). С этого времени Иегова начал удалять своё негодование: «С этого дня Я дарую благословение» ( Агг.2:19 , НМ, с англ.). Поэтому, кажется вполне ясным, что 70 лет упомянутые в этом тексте не относятся к пророчеству Иеремии, но просто ко времени, истёкшему в 519 г. до н.э. со времени осады и разрушения Иерусалима и храма в 589–587 гг. То, что 70 лет охватывают период от разрушения храма в 587 г. до н.э. до его восстановления в 520–515 гг. до н.э. также подтверждается и следующим текстом книги Захарии, который мы сейчас рассмотрим. Е: Захария 7:1–5 Снова, записанное в этом отрывке событие датировано точно: «в четвертый год царя Дария… в четвертый день девятого месяца» ( Зах.7:1 ). Эта дата приходится на 7 декабря 518 г. до н.э. (по юлианскому календарю). Зах.7:1–5 «Более того, произошло то, что в четвёртый год царя Дария явилось слово Иеговы к Захарии, в четвертый [день] девятого месяца, [то есть] кислева. И Вефиль послал Шарецера и Регем-Мелеха и его людей смягчить лицо Иеговы, обращаясь к священникам, которые при доме Иеговы воинств, равно и к пророкам, говоря: „Плакать ли мне в пятый месяц, осуществляя воздержание, так же само, как я поступал эти ох как много лет?” И слово Иеговы воинств продолжало являться мне, говоря: „Скажи всем людям этой земли и священникам: Когда вы постились и было причитание в пятом [месяце] и в седьмом [месяце], и это в течение семидесяти лет (хотя должно быть: „эти семьдесят лет (these seventy years)”, также как и в 1:12), действительно ли вы для меня постились, для меня ли?”» (НМ, переведено с англ.) 13 . Е-1: Постились и плакали – 70 лет или 90?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010