Жизнеописание святого Дионисия составлено глушицким иноком Иринархом. Преподобный Дионисий, вышедши из Каменного монастыря без всяких средств, устроил четыре иноческих обители и две приходские церкви и при кончине своей оставил лавре Глушицкой весьма достаточные средства для безбедного существования. Но лучшим и более дорогим наследством, оставшимся после него, было водворение им в своих обителях строгого порядка, учреждение общежительного устава и утверждение в сердцах учеников духа истинного подвижничества, долго продолжавшегося на Глушицах и после его кончины, так что Иоанн IV, самый взыскательный и строгий ценитель монашества, должен был признаться, что «на Глушицах обитель процветает постническими подвигами». Целый ряд учеников и ближайших преемников прп. Дионисия настолько был верен его преданию и так старался во всем подражать ему, что и после блаженной его кончины не было на Глушицах ни в чем перемены, как бы сам пустынный авва все еще продолжал управлять своими обителями. Агапит Печерский, врач безмездный, в Дальних пещерах почивающий Когда прославился прп. Антоний Печерский своими исцелениями, пришел к нему из Киева в пещеру блаженный Агапит, ища у него исцеление душевное чрез пострижение во святой иноческий чин. Приняв постриг, Агапит стал усердным учеником преподобного и богоносного отца своего Антония. Как тот великий, скрывая святость свою, лечил больных своей пищей, делая вид, что подает им врачебную траву, а больные становились здоровыми по его молитве, так и сей блаженный Агапит, ревнуя святому старцу, помогал больным. Агапит сперва подвизался в пещере вблизи прп. Антония, где изучал высокую жизнь чудного подвижника, потом переселился в монастырскую келлию и служил братии. Когда кто заболевал из братии, блаженный оставлял свою келлию и, придя к болящему брату, служил ему во всем, непрестанно моля Бога о спасении болящего. Если болезнь продолжалась – так было угодно Богу, чтобы усилить веру и молитву раба Своего, – блаженный Агапит неотступно оставался с больным, непрестанно молясь за него, пока Господь подавал здравие больному по его молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

поиск:   разделы   рассылка Мониторинг СМИ Валерий Зал-Заде Добрая смерть Источник: Столичные новости (Киев) Евангелие от Луки повествует. Женщина, страдавшая двенадцать лет кровотечением, " издержала " на врачей все имение, но ни одним не могла быть вылечена. А едва коснувшись края одежды Иисуса Христа, тотчас исцелилась. " Он сказал ей: дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди с миром... " Когда в XI веке основатель Киево-Печерской лавры преподобный Антоний был прославлен даром исцелений, к нему в пещеру пришел блаженный Агапит. Он сам служил больным и исцелял их своей молитвой к Богу. Но, скрывая дар свой, Агапит подавал страждущим " зелие " от своей еды, как будто оно было лекарственное. За это он был назван врачом. В то время жил в Киеве один врач-армянин, весьма искусный в своем деле. Осмотрев больного, близкого к смерти, он говорил страдальцу день и час смерти, никогда не ошибаясь и при этом не пытаясь такого человека лечить. Первому боярину князя Всеволода армянин предсказал кончину через восемь дней. Блаженный Агапит, сотворив молитву, дал больному зелие, которое сам ел, – и сделал боярина здоровым. Уязвленный армянин послал в Печерский монастырь приговоренного к смерти, дав ему яд, чтобы он выпил его перед Агапитом и умер. Преподобный, видя его умирающим, дал ему своего зелия, помолился и так спас осужденного на смерть. После этого заболел в Чернигове князь Владимир Мономах, которого безуспешно лечил армянин. Поэтому князь, уже находясь при смерти, послал к игумену Печерскому, прося прислать к нему Агапита. Но преподобный, который никогда не покидал монастырь и не врачевал за его пределами, отвечал со смирением: " Если я с таким делом пойду к князю, то должен идти и ко всем... " Передав князю своего зелия, врач безмездный исцелил правителя, но от золота в награду отказался: " Я никогда ни от кого не брал ничего, потому что никогда не исцелял силой моей, но Христовою; и теперь не нуждаюсь в этом " . По совету святого, князь щедро одаривал нищих. Исцелив многих, разболелся и сам Агапит. Врач-армянин предрек ему смерть в течение трех дней. Однако, когда к преподобному принесли больного, Агапит встал, как будто и не болел, и исцелил страждущего. Армянину же преподобный сказал: " Таков ли способ твоего лечения, что больше говоришь ты о смерти, чем о помощи? Если ты искусен – дай мне жизнь... Бог оповестил меня, что я отойду к Нему через три месяца " (что и сбылось). Армянин ответил, что если такое произойдет, то он уйдет в монастырь. После смерти святой Агапит явился армянину-врачу, говоря: " Ты обещался принять иноческий образ, если же солжешь, то с жизнью погубишь и душу! " И армянин-врач остаток жизни провел в Печерской обители, в богоугодных подвигах, подражая Агапиту, врачу безмездному, чьи нетленные мощи ныне почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. К нему и в наше время идут с молитвой больные – и исцеляются.

http://religare.ru/2_42458.html

Этот святой почивает в пещере под именем Дамиана Целебника. Был и другой целитель, некто Агапит, врач безвозмездный. Он принял пострижение еще при старце Антонии и, будучи очевидцем его подвигов, и следовал его примеру. Преподобный Антоний ходил за больными и исцелял их молитвами и овощами, которые сам употреблял в пищу. Также и врач Агапит ходил за больными и много помогал им. Он никогда ничего ни от кого не брал: ни даров, ни злата, ни сребра. Когда кто-нибудь из братии тяжко занемогал, Агапит уходил из своей келии и поселялся в келии больного, служил ему, перевязывал и обмывал раны, когда то было нужно, слабого носил на руках и поил зельем, которое сам варил. Случилось, что разболелся Черниговский князь Владимир Всеволодович Мономах (впоследствии бывший великим князем Киевским). При нем был врач армянин, который лечил его безуспешно: князю не легчало. Тогда князь послал в Печерский монастырь, прося прислать ему в Чернигов врача инока Агапита. Игумен, призвав Агапита, советовал ему идти к князю Черниговскому; Агапит же отвечал ему: если мне идти к князю, то и ко всем надо идти. Упаси меня Бог ради славы человеческой выйти за монастырские ворота. Однако Агапит вручил посланному от князя приготовленное им зелье. Князь выздоровел после этого. Но как ни были жестоки к проповедникам иные славяне язычники, из Печерской обители продолжали выходить цросветители русской земли и размещались епископами по русским городам: кто в Новгород, кто в Ростов, кто в Суздале и по другим городам. Тверды духом были Печерские иноки и не страшились никакой опасности. Напали однажды на Киев половцы; пришли они и в Печерский монастырь. Много горя причинили они монастырю и увели много пленных из Печерской обители и из города Киева и потом продали их какому-то жиду. В числе пленных был блаженный Евстратий. Этот Печерский инок стал ободрять всех пленных, а их было пятьдесят человек; уговаривал лучше умереть, чем ради свободы отступить от веры Христовой; все пленные умерли голодом. Злость охватила жида, когда увидал он, что пропало его золото, отданное за пленных. Жид распял святого Евстратия на кресте, а он, пригвожденный, продолжал укорять жида, который и пронзил святого копьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Кто ученик Христов, тот за Христа готов и душу положить, Вот Иустин святой решил во имя Истины усердно послужить, Познал он силу Господа и исповедал перед міром сим, Бесстрашно обошел всё царство, посетил Ефес и Рим. Надежно защищал он верных, а безбожных укорял, Во всей вселенной истиной небесной дивно просиял. Из города Сихема самарийского он родом был, Там десять прокаженных Иисус когда-то исцелил: Всем сердцем возопили исцеленные ко Господу Христу, Уврачевал их милостивый Бог – вернул им тела красоту. А ныне славный Иустин сердца и души от обмана Христовой верою очистил – затянулась рана! Учителем он стал для христиан – и Церковь защитил, Язычества безумства перед всеми обличил. Царям он истину без страха неустанно возвещал, Свечою лучезарною во тьме нечестия сиял, Пока злодеи не разбили тела его немощной сосуд, А душу его Ангелы забрали в рай – на Божий суд. Святого Иустина Бог великой честью увенчал: Как солнце на земле – так он на небе духом воссиял. Его благая Апология доселе ярко светит нам, И прославляет его Церковь наша тут и там. Учил он различать, где истина, а где прельщенье, Всей поднебесной возвестив Христово воплощенье. 2. Свв. мученики Иустин, Харитон, Харита, Евелпист, Иеракс, Пеон, Валериан и Иуст . Все они пострадали в Риме в правление Марка Аврелия и Епарха Рустика. Когда Рустик спросил: «Полагаете ли вы, приняв смерть за Христа, получить награду на небе?» – святой Иустин ответил: «Не полагаю, а знаю». После этого все они были обезглавлены и преставились в вечное Царство Христа Бога. Произошло это в 163 году 60 . 3. Преп. Агапит Печерский . Безмездный врач. Ученик преподобного Антония Печерского. Лечил людей молитвой, [в качестве снадобья] подавая им траву, из которой он делал себе хлеб. Так уврачевал он и великого князя Владимира Мономаха , после чего молва о нем разнеслась во все края. Княжеский лекарь, родом армянин, позавидовал ему и начал на него клеветать. Когда Агапит заболел, этот армянин, придя к нему и осмотрев его, сообщил ему, что через три дня он умрет. И даже дал обет: если через три дня Агапит не умрет, то он, армянин, станет монахом. Агапит ответил ему, что получил известие от Господа, что умрет не через три дня, а через три месяца. Так это и сбылось. По кончине Агапита пришел армянин к печерскому игумену и попросил его о постриге, ибо, как утверждал, явился ему с того света Агапит и напомнил об обете. Так – по Промыслу Бога, желающего, чтобы все люди спаслись – бывший завистник стал кротким монахом. Упокоился святой Агапит в 1095 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Некоторые из подвижников Печерских имели дар исцеления болезней. При преподобном Феодосии был черноризец пресвитер, по имени Дамиан. Он отличался необыкновенной кротостью и был такой постник, что кроме хлеба и воды не вкушал ничего до самой кончины своей. Если приносили дитя, страдающее каким-либо недугом, или приходили больные в монастырь, преподобный Феодосий поручал Дамиану сотворить молитву над больным. Дамиан совершал молитву, помазывал освященным елеем, и страждущие получали исцеление. Когда он сам разболелся и приближался к кончине, ангел явился ему в образе преподобного Феодосия, обещая Царство Небесное. После пришел Феодосий и сел подле него. Умирающий, взглянув на игумена, сказал: «Не забудь же, что ты обещал мне в эту ночь». Великий Феодосий отвечал ему: «Брат Дамиан, да будет тебе, что обещано мной». Он же, сомкнув очи, предал дух свой Господу. 76 При преподобном Антонии постригся безмездный врач Агапит, уроженец киевский. Он помогал великому отшельнику в заботах его о больных. Когда занемогал кто-либо из братии, Агапит, оставляя свою келью, переходил к больному брату, служил ему и давал вместо лекарства свою пищу – вареную траву. И больной по молитве его выздоравливал. Если же болезнь продолжалась, блаженный Агапит оставался неотступно при больном, молясь непрестанно, пока Господь подавал здравие по его молитве. Многие из города приходили к нему, и безмездный врач никому не отказывал в благодатной помощи. Сделался болен князь Владимир Мономах , княживший тогда в Чернигове. Не получая помощи от своих врачей, он послал звать к себе Агапита. «Если пойду к князю, – рассуждал блаженный Агапит, – то должен ходить и ко всем. Для человеческой славы не пойду за ворота монастырские, чтобы не преступить обета моего. Если выгонят меня отсюда, пойду в другую сторону и после опять возвращусь». Он не пошел к князю, но послал ему вареную траву, которую употреблял в пищу. Исцеленный князь пришел благодарить чудотворца, но Агапит скрылся. Найдя в келье золото, положенное князем, он выбросил его вон. Чудесное врачевание безмездного врача Печерского возбудило зависть в армянине, который славился тогда врачебным искусством. Но, убедившись многократными опытами, что во врачевании Агапита действует не искусство земное, а сила Небесная, армянин, вскоре по блаженной кончине Агапита 77 сам сделался иноком и в добрых подвигах кончил жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Агапита Печерского, безмездного врача Память 1 июня Когда преподобный отец наш Антоний Печерский был прославлен даром исцеления, пришел к нему в пещеру из Киева блаженный Агапит, желая получить душевное исцеление через пострижение в иноческий чин; удостоившись желаемого, он всем сердцем последовал ангелоподобному житию преподобного Антония, руководясь и его наставлениями. Агапит был очевидцем того, как этот великий муж сам служил болящим и исцелял их своею молитвою, причем скрывая дарование, данное молитве его, вручал недужным под видом лекарства травы от пищи своей. Видя это, блаженный Агапит начал соревновать святому старцу в подвигах и трудился так много лет; когда расхварывался кто-либо из братии, блаженный оставлял келлию свою, в которой не было ничего, что можно было бы похитить, приходил к болящему брату и служил ему: поднимал его, укладывал, выносил на своих руках, и непрестанно молил Бога об исцелении недужного; если же болезнь иногда и затягивалась, то чрез это Господь желал умножить веру и усилить молитву раба Своего Агапита. Подражая подвигам преподобного Антония, блаженный Агапит сподобился быть участником и равной с ним благодати: молитвою своею он исцелял всех болящих, также подавая им травы, которые варил в пищу себе, за что, собственно, и был прозван врачем. О нем распространилась молва в Киеве, и много болящих приходило к нему, отходя здоровыми. В то время жил во Киеве некий врач, происхождением и верою армянин, настолько искусный в своем деле, что раньше не было равного ему. Достаточно было ему взглянуть на болящего смертным недугом, как он тотчас узнавал и объявлял день и час его кончины, и всегда безошибочно; такого больного он уже ни за что не хотел лечить. Один из болящих такого рода, первый боярин у великого князя Всеволода 3559 , которого армянин поверг в отчаяние, предсказав смерть чрез восемь дней, был принесен в Печерский монастырь. Но блаженный Агапит, сотворив молитву о нем, дал ему в пищу трав, которые вкушал сам и исцелил его; и немедленно прошла о нем слава по всей земле русской. Армянин, уязвленный стрелою зависти, начал укорять блаженного и послал в Печерский монастырь одного осужденного на смерть, который должен был принять пред Агапитом яд и умереть. Блаженный, видя этого человека умирающим, дал ему с молитвою о нем той травы, которую вкушал сам, и этим избавил от смерти обреченного на смерть. С тех пор армянин особенно вооружился на блаженного и подговорил своих единоверцев подать самому Агапиту питье с примесью смертного яда; блаженный же принял и остался невредимым. «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения» ( 2Пет.2:9 ) по слову Своему: «если что смертоносное выпьют, не повредит им» ( Мк.16:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Преподобный Дионисий называется Глушицким, потому что основал обитель на реке Глушице. Родился он в 1362 г. в окрестностях города Вологды. Сначала подвизался в Спасокаменском монастыре, на Кубенском озере. Звоном колоколов в Глушицкой пустыне указано было ему место для обители. Много трудился и сам Дионисий, устраивая вначале обитель, и при этом не оставлял иноческих подвигов: поста, молитвы и чтения поучительных книг. Он сам написал иконы для монастырского храма. Кроме Глушицкой обители, преподобный основал еще обитель «Сосновецкую», недалеко от Глушицкой, и еще за 2 версты от нее – женский общежительный монастырь для женщин, которые, приходя к нему за наставлениями, высказывали желание как можно чаще пользоваться его мудрыми советами. Св. Дионисий большую часть ночи и дня проводил в молитве. Иногда налагал на себя тяжелые испытания. Однажды ученик его Макарий увидел у него на теле раны и спросил о причине их. Подвижник отвечал: «Если и это не можем стерпеть, то, как возможем терпеть вечные». Иногда всю ночь оставался на морозе и при этом размышлял, как избежать более страшного холода и тьмы кромешной. Заранее приготовил себе могилу в Сосновецкой пустыни и часто приходил к ней для размышлений. «Братия и чада мои, если я обрету милость у Бога, то не оставлю этого места и буду молить Господа и Его Пречистую Матерь, дабы не было здесь оскудения»; сказав эти слова, св. Дионисий осенил себя крестным знамением, благословил братию и скончался с молитвой на устах, будучи от роду 74 лет. Мощи св. Дионисия почивают под спудом в храме Сосновецком. Преподобный Агапит Печерский подвизался в Киево-Печерской лавре в XI столетии. Если кто из братии заболевал, он приходил к больному, ходил за ним и давал ему пищу, которую готовил из трав для своего пропитания, и травы эти, по молитве святого, становились целебными для больного. Приносили к нему больных и из окрестных мест; он исцелял и их. Подавая помощь больным, св. Агапит не брал с них никакой платы, отчего и получил название безмездного врача. Во время св. Агапита в Киеве славился врачебным искусством некто армянин. При одном взгляде на безнадежного больного, он всегда безошибочно назначал не только день, но даже и час его смерти. Когда жизнь преподобного уже близилась к концу, и он занемог, то этот армянин пришел навестить больного. Взяв руку больного, сказал, что он через два дня непременно умрет. «В том-то только и состоит твое искусство, что ты предсказываешь смерть? А ты сумей продлить мне жизнь, если так искусен. Меня же известил Господь, что я преставлюсь к нему через 3 месяца» – возразил при этом армянину Агапит. Так действительно и случилось: Агапит умер не через 3 дня, а через 3 месяца, и врач-армянин после того принял православную веру и постригся в монахи. 2-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Для того и я написал тебе, господин мой, Акиндин, чтобы не покрыть тьмой неведения дивные чудеса, знамения и подвиги блаженных и преподобных отцов наших. Пусть и другие узнают святое житие преподобных отцов печерских; и то, что в одно время было в монастыре том до 80 таких мужей, которые одним словом могли изгонять бесов. «К пещере же, сказал бесноватый, я не смею и приблизиться, ради положенных в ней святых отцов, Антония и Феодосия, и прочих святых черноризцев, имена которых вписаны в книге жизни». Блажен сподобившийся быть положен с ними, блажен и спасен сподобившейся быть написан с ними. С ними и меня да сподобит Господь милости в день судный, молитвами твоими, аминь. 4. О святом и блаженном Агапите, безмездном враче Некто из Киева, именем Агапит, постригся при святом отце нашем Антонии, и, будучи самовидцем его подвигов, последовал его ангельскому житию. Тот, великий, покрывая свою святость, исцелял больных зельем от пищи своей. Они думали, что получают от него врачебное зелье, и выздоравливали его молитвою. Также и этот блаженный Агапит, ревнуя святому тому старцу, помогал больным. И когда кто-нибудь из братий делался болен, он оставлял свою келью (в ней не было ничего, что можно было бы украсть), приходил к болящему брату и служил ему: подымал и укладывал его, выносил на своих руках, давал ему в пищу зелье, которое варил для себя, и тот выздоравливал молитвою его. Если же Бог по изволению своему продолжал недуг болящего, чтобы умножить веру и молитву раба своего, блаженный Агапит оставался неотступно при больном, постоянно моля за него Бога, пока Господь подавал ему здоровье ради молитвы блаженного. И прозван он был врачом, потому что Господь дал ему дар исцеления. И услышали о нём в городе, что в монастыре есть некто врач, и многие больные приходили к нему и выздоравливали. Был же, во время этого блаженного, некоторый человек, армянин родом и верою, так искусный во врачевании, как ещё никто не бывал прежде него: только увидит он больного, узнает и объявит ему смерть, назначив день и час, и такого уже не станет лечить. И никогда не изменялось слово его. Один из таких больных, первый у князя Всеволода, принесён был в монастырь Печерский. Армянин привёл его в отчаяние, предсказав чрез 8 дней смерть. Блаженный же Агапит дал ему зелья, которым сам питался, и тот стал здоров. И промчалась о нём слава по всей земле той. Армянин же уязвился стрелою зависти и стал укорять блаженного. И велел он дать смертного зелья одному осужденному на казнь и послал его в монастырь, чтобы, ему, принявши смертного зелья, упасть мертвым перед иноками. Блаженный же видя умирающего, дал ему монастырской пищи, и он стал здоров молитвою его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наконец сделался болен сам преподобный врач. Армянин, услыхав о том, пришёл посетить больного; осмотрев его, он сказал: «чрез три дня умрёт, иначе, прибавил он, готов я сам быть монахом». Агапит сказал ему: «мне открыл Господь, что я отойду к Нему через три месяца». В это самое время принесли к Агапиту из Киева больного. Агапит встал, как бы не был больным, взял траву, которую обыкновенно употреблял в пищу, и, показав Армянину, сказал: вот моё лекарство. – Армянин посмотрев сказал: это – не из наших трав, – думая, что это – из Александрии. Преподобный улыбнулся, подал своё лекарство больному, и тот выздоровел. Потом сказал Армянину: покушай со мной моего зелья; мне нечем более угостить тебя. – Армянин отвечал: «мы в этом месяце, отец мой, четыре дня постимся, и теперь пост наш». Услышав это, блаженный спросил: «кто ты такой, какой ты веры?» Тот отвечал: ужели не слыхал ты, что я – Армянин? Блаженный сказал: «как же смел ты войти сюда и осквернить мою келью, да и ещё держать мою грешную руку? Вон, иноверный нечестивец!» Тот с стыдом ушёл. После того блаженный Агапит жил ещё, по своему предсказанию, три месяца и, немного поболев, преставился к Господу июня 1 дня; его положили в пещере преподобного Антония. По смерти святого Армянин пришёл к игумену и сказал: «оставляю свою веру и хочу служить Господу иноком в святой, правой вере Греческой; блаженный Агапит, явясь, сказал мне: ты обещался принять иночество; если солжёшь, потеряешь с жизнью и душу. Верю, что явившийся – угодник Божий: я знал хорошо, – что нельзя было ему пережить трёх дней, а Господь дал ему три месяца». Игумен облёк его в иночество, и бывший Армянин в подвигах православия окончил жизнь свою». Полпкарп пишет затем: «такие-то и даже более великие дела совершены священными черноризцами. Припоминая добродетельное житие их, дивлюсь я, как доселе преданы молчанию великие исцеления св. отца нашего Антония. Если такое светило не светит по нашей небрежности, как воссияют лучи его? Разумею преподобных отцов наших Печерских.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010