Никодим (Кононов) , епископ Белгородский, замучен и изуродован ударами по голове железным прутом и брошен в сорную яму и предан погребению лишь через полгода, будучи узнан среди трупов по монашескому параману. По другой версии, после издевательств был заживо засыпан негашеной известью. Макарий (Гневушев) , епископ Вяземский. Лаврентий (Князев) , епископ Балахнинский, викарий Нижегородский. Пимен , епископ Верненский, викарий Туркестанский. Герман , епископ Камышинский. Варсонофий (Вихвелин) , епископ Кирилловский, викарий Новгородский. Иустин , архиепископ Омский и Павлоградский, умер в Омской тюрьме в марте 1920 г. Мефодий , епископ Петропавловский Акмолинской области, убит весною 1921 г., в штыковую рану в груди убийцы воткнули крест. Симон (Шлеев) , епископ Уфимский, застрелен в своей квартире 6 июля 1921 г. Назарий , митрополит Кутаисский, взят с одра болезни и расстрелян за обращение к Генуэзской конференции с просьбой о спасении родины от большевистского насилия. Вениамин (Казанский) , митрополит Петроградский, убит 12 августа 1922 г. Филарет , епископ Костромской, замерз в ссылке в Архангельской губернии в 1922 г. Серафим , епископ Елуторовский Тобольской епархии, умер в ссылке в Пермском крае около 1925 г. Иерофей (Афоник) , епископ Велико-Устюжский, викарий Вологодский, в мае 1928 г. убит огнестрельным оружием в голову при аресте, когда народ не давал его арестовать за отказ повиноваться митрополиту Сергию и поминать советскую власть. Петр (Зверев) , архиепископ Воронежский, умер в Соловецком лагере 27 января 1929 г. Иларион (Троицкий) , архиепископ, викарий Московский, умер в Петроградской тюрьме 15 декабря 1929 г. Сергий , епископ Ефремовский, расстрелян в Бузулуке в 1929 г. Серафим (Мещеряков) , митрополит Кавказский, расстрелян в Ростове-на-Дону в тюрьме в 1932 г. Афанасий (Сахаров) , архиепископ Старобельский, расстрелян в Харьковской тюрьме в 1932 г. Агапит (Вишневский) , архиепископ Екатеринославский, умер в тюрьме от голода и тифа. Александр (Белозеров) , архиепископ, умер в Ростовской тюрьме в 1932 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Правительство Центральной рады не финансировало проведение Собора, что впосл. помогло избежать давления с его стороны. По распоряжению митр. Владимира деньги были выделены Церковью: 20 тыс. р.- из кассы свечного завода, 5 тыс. р.- из средств Златоверхого киевского во имя св. арх. Михаила мон-ря , 1 тыс. р.- из кассы киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря . Когда ВПЦР обратилась к киевским мон-рям с соответствующей просьбой, еп. Никодим (Кротков) потребовал передавать выделяемые средства Предсоборной раде, к-рая использовала их для финансирования начального этапа Собора. Митр. Владимир оплатил проезд делегатов из Киева домой после вынужденного прекращения заседаний 1-й сессии ВПЦС 21 янв. 1918 г. Ввиду поспешности, с к-рой был организован Всеукраинский Собор, его программа не была разработана, вопросы формулировались в ходе заседаний. 1-я сессия Собора открылась 7 янв. 1918 г. (однако уже 31 дек. вышел в свет 1-й номер издания «Bicmi з Украïнського Православного Церковного Собору») при наличии 279 участников. Выборы в Полтаве и Херсоне провести не удалось, в Киев не приехали нек-рые делегаты из вост. областей Украины, где шли военные действия. Несмотря на отсутствие кворума, собравшиеся решили начать работу. 7 янв. в Софии Святой соборе в Киеве был отслужен торжественный молебен. Богослужение возглавил митр. Владимир, к-рый затем обратился с приветственным словом к участникам Собора. Митр. Платон на правах личного представителя Патриарха Тихона от его имени объявил Собор открытым. В 1-й день работы Собора иерархи провели суд над архиеп. Алексием (Дородницыным), к-рого Патриарх неоднократно вызывал в Москву и к-рый по совету членов ВПЦР игнорировал эти приглашения; за непослушание священноначалию и нарушение канонов Церкви архиеп. Алексий был извержен из сана. 8-11 янв. состоялись выборы президиума и комиссий Собора. Митр. Владимир был избран почетным председателем; при выборах председателя наибольшее число голосов (109) в 1-м туре набрал митр. Антоний (Храповицкий), во 2-м туре председателем избрали Балтского еп. Пимена (Пегова) , вик. Подольской епархии. Товарищем председателя стал еп. Димитрий (Вербицкий). В президиум Собора вошли: еп. Черниговский Пахомий (Кедров), священники А. Марычев и Е. Капралов, диак. А. Дурдуковский, псаломщик С. Баваровский, миряне проф. Ф. И. Мищенко , И. Черниенко, П. Янченко и Ястребцов. В Соборную раду были избраны: Екатеринославский архиеп. Агапит (Вишневский), свящ. Иаков Ботвиновский, проф. В. В. Зеньковский , М. Погребной и М. Заболотный. Т. о., позиции сторонников автокефалии в руководящих органах Собора оказались прочными.

http://pravenc.ru/text/155554.html

05.01.1835 20.01.1835 26.09.1836 Владимир Алявдин (Алаудин?) 21.11.1836 08.03.1841 Иннокентий Борисов 06.04.1841 01.01.1843 Иеремия Соловьев 31.01.1845 30.06.1845 Варлаам Успенский 15.08.1845 10.01.1858 30.03.1858 31.10.1859 Антоний Амфитеатров 10.01.1860 04.01.1865 Серафим Аретинский 14.02.1865 31.12.1877 04.02.1878 14.01.1883 20.02.1883 11.05.1885 Виталий Иосифов 03.11.1885 03.06.1890 Иероним Экземплярский 12.07.1890 19.12.1892 Ириней II Орда 16.01.1893 26.01.1898 Иаков Пятницкий 28.06.1898 27.04.1902 Димитрий Ковальницкий 05.06.1902 08.06.1907 03.01.1908 16 09.1908 Агапит Вишневский 26.10.1908 18.09.1911 16.11.1911 18.05.1917 Сщмч. Никодим Кротков 21.06.1917 10(23)08.1921 Сщмч. Никодим Кротков, паки Александр (1932?) Чикагская Основана в 14(27)04.1922. Местопребывание – в г. Чикаго (США). Упразднена в 1957 г. 03(16)12.1922 23.11(06.12)1934 Леонтий Туркевич) 04(17)12.1956 23.12.1956(05.01.1957) Чимкентская Чимкентская и Акмолинская. Основана 09(22)11.1990. 09(22)11.1990 01(14)02.1991 02(15)02.1991 Чистопольская Основана 01.03.1899. Именование – по г. Чистополь (Казанская губерния; Татарская АССР). Казанское викариатство. Упразднена в 1926 г. 01.03.1899 14.07.1900 Антоний Храповицкий 10.09.1900 26.03.1905 18.07.1905 27.08.1905 Феодосий Олтаржевский 27.08.1905 17.01.1912 Алексий II Дородницын 04.03.1912 30.05.1913 Анастасий Александров 29.06.1913 15(28)02.1922 29.06(12.07)1922 06.1926 13(26)04.1934 04(17)09.1935 Андрей Солнцев Чистопольская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Чистополь (Татарская АССР). Казанское викариатство. Упразднена в 1933 г. 10(23)01.1924 Василий Троицкий (1928) 04(17)09.1932 18.09(01.10)1933 Василий II Катагошин Читинская Основана 28.01.1894. Иркутское викариатство (выделено из территории Селенгинского викариатства той же епархии). Самостоятельная с 12.03.1894. Упразднена в 1936 г. («...передана в управление Иркутским Преосвященным» [Саввин Д. Читинско-Забайкальская епархия в 1917–1936 гг.//Православие в Забайкалье. История и современность. Чита, 2004. С. 35]).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Днепр. Собор Николая Чудотворца. Брянская, Николаевская церковь /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Брянская Николаевская церковь была построена в 1913 - 1915 годах. Иногда ее называют " Брянский собор " . Автором проекта был епархиальный архитектор Полтавской губернии Георгий Туровец. Интерьер разработал и выполнил петербургский архитектор Евстафий Константинович. Находится: г. Днепропетровск, проспект Калинина, 66. Заводская Николаевская церковь в рабочем поселке на западной окраине Екатеринослава (Днепропетровска) была построена " ударными темпами " - всего за 28 месяцев. В историю она вошла как " Брянская " - по названию местности (Брянская колония). Пять маковок, трехъярусная колокольня с часами. Брянская Николаевская церковь по размерам и великолепию могла конкурировать с главными храмами Екатеринослава (Днепропетровска): Преображенским, Успенским и Троицким. Брянская Николаевская церковь Днепропетровска выложена из кирпича, крестовая, пятиглавая. Центральный купол - полусферический, перекрытия остальных помещений - сводчатые. Над угловыми камерами - башни, увенчанные куполами, трехъярусная колокольня. В начале 1915 году строительство Брянской Николаевской церкви в Днепропетровске было завершено. Святониколаевский храм Днепропетровска был торжественно освящен епископом Екатеринославским и Мариупольским Агапитом (Вишневским). Это событие стало знаменательным для Екатеринославского края, Святониколаевский храм стал одним из красивейших архитектурных сооружений города начала 20 столетия. 8 февраля 1929 года Брянская Николаевская церковь была закрыта. С 1941 по 1961 года Брянский Николаевский храм в Днепропетровске снова был открыт. В 1961 году Святониколаевский храма был снова закрыт и передан городским властям. В 1979 году благодаря многочисленным ходатайствам общественности и отдела культуры области здание Святониколаевского храма было внесено в реестр памятников архитектуры, охраняемых государством. 22 июня 1982 года облисполком принял решение о том, что после реставрации храмовое строение преобразовать в Дом органной и камерной музыки. К исполнению приступили немедленно. В том же году по проекту днепропетровского архитектора О.Г. Попова начались реставрационные работы, продолжавшиеся до мая 1986 года. Капитальный ремонт с внешней стороны преобразил храм, а с внутренней – полностью его исказил. Интерьер украсили новые росписи стен художников В.Данилова и С.Исаева

http://sobory.ru/article/?object=23444

В декабре 1917 года в Киев также прибыла делегация Всероссийского собора во главе с мит­рополитом Платоном (Рождественским). После консультаций с делегацией митрополит Владимир дал согласие на проведение Всеукраинского собора. В конце декабря 1917 — начале января 1918 года в епархиях прошли выборы делегатов на Всеукраинский собор. В первых числах января 1918 года Собор начал свою работу в Киеве. Митрополит Владимир был избран почетным председателем Собора. Первая сессия Собора работала в крайне непростой обстановке, поскольку именно в эти дни развивалось наступление большевистской Красной армии на Киев. Уже через неделю после начала Собора делегаты стали покидать Киев, а сессия Собора была закрыта. Таким образом, проблема канонического статуса Украинской Церкви на первой сессии так и не была решена окончательно. В конце января 1918 года большевистские вой­ска под командованием М. Муравьева вплотную подошли к Киеву с левого берега Днепра, начался штурм. Вскоре большевики овладели городом, после чего здесь стали происходить массовые грабежи и убийства 17 . Вечером 25 января в покои митрополита в Киево-Печерской лавре ворвалось пятеро вооруженных людей во главе с человеком в кожаной куртке и бескозырке. После беседы с архипастырем они потребовали, чтобы он оделся и следовал за ними. Иерарха отвели примерно на тысячу шагов от стен Лавры. Здесь вооруженные люди свернули с дороги на несколько шагов влево и там на небольшой полянке среди крепостных валов расстреляли митрополита и затем ограбили.  Утром 26 января тело святителя было найдено с многочисленными огнестрельными, колотыми и резаными ранами. В акте освидетельствования указано, что пальцы правой руки святителя были сложены для крестного знамения 18 . Это значит, что в момент расстрела митрополит Владимир молился и благословлял своих убийц. Двадцать девятого января в Успенском соборе Лавры состоялось отпевание митрополита Владимира, в котором приняли участие митрополит Платон (Рождественский), епископы Агапит (Вишневский), Пахомий (Кедров), Никодим (Кротков) и Пимен (Пегов). Тело святителя было перенесено на территорию Ближних пещер и погребено в Крестовоздвиженском храме.

http://e-vestnik.ru/analytics/mitropolit...

Состоялось пастырское совещание Германской епархии Франкфурт-на-Майне, 8 октября 2003 г. 2 и 3 октября во Франкфурте-на-Майне  состоялось пастырское совещание Германской епархии под председательством архиепископа Берлинского и Германского Марка и епископа Штутгартского Агапита, сообщает официальный сайт Русской Православной Церкви заграницей. Поскольку архиепископ Марк также управляет Великобританией и Данией, присутствовали и священнослужители из этих стран. Вечером 2 октября в храме святителя Николая была совершена вечерня с утреней, а утром 3 октября – Божественная литургия. В начале собрания пением «Вечная память» собравшиеся почтили память трех заслуженных престарелых деятелей Германской епархии: Виктора Николаевича Вишневского, долголетнего старосты Мюнхенского прихода и секретаря епархии, Варвары Кониас, члена Епархиального Совета и Елены Мльхерс, устроительницы ежегодных православных семинаров во ранкфурте в 70-е и 80-е годы. На совещании обсуждались практические и духовные вопросы пастырского делания. По вопросу встречи членов Синода Русской Зарубежной Церкви с президентом РФ В.В. Путиным была принята резолюция, положительно оценивающая  встречу и «предстоящие шаги к сближению двух частей Русской Церкви - Московского Патриархата и Зарубежной церкви: поездку делегации к Патриарху Московскому Алексию II в ноябре, расширенное пастырское совещание священнослужителей всех епархий Русской Зарубежной Церкви в декабре по итогам встречи в Москве, Архиерейский Собор, который примет решения о дальнейших возможных шагах, а также предстоящий визит митрополита Лавра в Москву». «Мы братски призываем всех пастырей Русской Церкви к молитвенному и деятельному участию в подвиге исцеления ран, нанесенных телу Русской Церкви и православному народу. Вклад Русской Зарубежной Церкви в сокровищницу духовного опыта Русской Церкви возможен, естественно, лишь при сохранении ее органически выросшего единства, самостоятельности и свободы», - говорится в резолюции. 8 октября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7813.html

Из списка, сформированного на начало работы Собора, на втором заседании, 20 мая, был исключен И. В. Никоноров, который не был признан членом Собора, как приглашенный Предсоборной комиссией специалист, но не избранный в каноническом порядке член. На том же заседании был включен в список инок Полихроний. Однако в списке, оглашенном на первом заседании Собора (протокол 1), инок Полихроний уже указан. В протоколе комиссии личного состава (приложение к протоколу Собора 2), очевидно, ошибочно отсутствует имя H. Н. Львова. В списке членов церковного Собора 46 указано 56 имен, в том числе включенный в него 21 мая князь E. Н. Трубецкой. Не указан, вероятно, ошибочно, Иван Ефимович Гладкий, а также прибывшие на заседания Собора только 23 мая члены Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. Н. В. Филькович и Н. Г. Безкровный. Заседания Собора были предварены 18 мая организационным совещанием по выработке программы торжества открытия Собора 47 . Собор открылся 19 мая 1919 г. приветствием архиепископа Кавказского и Ставропольского Агафодора (Преображенского) в адрес Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России генерала А. И. Деникина. На этом же, первом, заседании к Собору обратился Деникин, и с ответным словом к нему – архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич). Собор также приветствовали: член Донского Войскового круга П. С. Якушев, донской атаман генерал-майор Г. А. Павлов , от Кубанского краевого правительства К. П. Гаденко, ставропольский городской голова Р. Р. Глиндзич, епископ Александровский Михаил. Собор осуществил намерение Предсоборной комиссии обратиться с посланием «ко всем православным чадам России», в котором особо подчеркивалось, что Собор не имеет сепаратного характера, является краевым, «временным, вынужденным, исключительным и будет блюсти каноны и церковные правила». Архиепископы Агапит (Вишневский) и Димитрий (Абашидзе) приняли активное участие в обсуждении послания Собора. Дальнейшее рассмотрение послания было передано в комиссию по составлению грамот и воззваний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Почаевской Лавре отпраздновали день памяти прп.Амфилохия Почаевского Почаев, 13 мая 2015 г. «Земные ангелы и небесные человецы», - так Святая Церковь называет угодников Божиих, которые своей праведной жизнью прославили Господа.      12 мая Почаевская Лавра праздновала день памяти преподобного Амфилохия, чудотворца Почаевского.      Праздничное всенощное бдение возглавил Высокопреосвященнейший Марк, митрополит Хустский и Виноградовский в сослужениии восьми архипастырей нашей Церкви. На утрене был прочитан акафист преподобному Амфилохию, после которого люди прикладывались к святым мощам угодника Божия, и были помазаны святым елеем от лампады преподобного.      12 мая Божественную литургию возглавил митрополит Хустский и Виноградовский Марк. Ему сослужили митрополиты Луганский и Алчевский Митрофан, Ровенский и Острожский Варфоломей, Тернопольский и Кременецкий Сергий, Белоцерковский и Богуславский Августин, Почаевский Владимир, Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр; архиепископы Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит, Уманский и Звенигородский Пантелеимон, Житомирский и Новоград-Волынский Никодим, Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф; епископы Ирпенский Климент, Конотопский и Глуховский Роман.      Проповедь сказал епископ Климент, поучая людей в терпеливом несении жизненного креста, в подражании преподобному Амфилохию и его богоугодной жизни.      После литургии под звон лаврских колоколов состоялся крестный ход, во время которого мощи преподобного Амфилохия были перенесены из Спасо-Преображенского собора в Пещерную церковь, где они пребывают вместе с мощами преподобного Иова, игумена и чудотворца Почаевского.      После перенесения святых мощей преподобного Амфилохия приветственное слово к архиереям и мирянам сказал наместник Лавры митрополит Владимир, поблагодарив их за любовь к преподобному и за труды паломнического подвига. Преподобный отче наш Амфилохие, моли Бога о нас» 13 мая 2015 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/79266.html

Церковные Ведомости. 1918. 299. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о награждении Преосвященных ко дню Св. Пасхи Святейшим Патриархом и Священным Синодом от 12(25) апреля 1918 г. за 299 постановлено: удостоить ко дню Св. Пасхи сего года: а) награждения крестом для ношения на клобуке Преосвященных архиепископов: Рязанского и Зарайского Иоанна [Смирнова ], Донского и Новочеркасского Митрофана [Симашкевича], Воронежского и Задонского Тихона [Никанорова ], Кишинёвского и Хотинского Анастасия [Грибановского] и б) возведения в сан архиепископа – епископов: Оренбургского и Тургайского Мефодия [Великанова ], Екатеринославского и Мариупольского Агапита [Вишневского], Туркестанского и Ташкентского Иннокентия [Пустынского ], Минского и Туровского Георгия [Ярошевского], Астраханского и Царевского Митрофана [Краснопольского], Псковского и Порховского Евсевия [Гроздова], Пермского и Кунгурского Андроника [Никольского], Смоленского и Дорогобужского Феодосия [Феодосиева] и Омского и Павлодарского Сильвестра [Ольшевского]. Церковные Ведомости. 1918. 17/18 04(?)1918. Указ Святейшего Патриарха Тихона на имя архиепископа Волынского и Житомирского Евлогия [Георгиевского] о командировании его в Киев для организации и проведения канонического выбора Киевского митрополита – в преемники убиенному митрополиту Владимиру [Богоявленскому] Евлогий [Георгиевский], митрополит. Путь моей жизни. Париж, 1947 Ответная речь Святейшего Патриарха Тихона на пасхальное приветствие его А. Д. Самариным, председателем Союза Московских приходских советов …В ответных речах Его Святейшество обрисовал трудность переживаемого Русской Православной Церковью времени и грозящие ей опасности и выразил благодарность Союзу за те ценные услуги церковному делу, которые Союз успел оказать за недолгое время своего существования. Коснувшись вопроса об организованной Союзом охране личности Патриарха от возможных покушений, Его Святейшество сказал, что сначала ему представлялось это делом излишним, но потом он увидел в этих регулярных посещениях один из лучших способов сближения со своей московской паствой. Упомянув о чудесном событии у Никольских ворот, Его Святейшество сообщил о своём намерении совершить в день празднования перенесения мощей Николая Чудотворца крестный ход к Никольским воротам. Некоторыми из членов Союза была высказана мысль об устройстве крестного хода не 9(22), а в воскресенье 6(19) мая, когда и рабочие будут свободны и могут принять участие в крестном ходе, и духовенство московских церквей, в большинстве имеющих приделы, посвящённые Николаю Чудотворцу, не будет связано приходскими обязанностями. Патриарх предоставил решить вопрос о дне крестного хода самому Союзу...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Сам владыка вел упорнейшую борьбу со своим недугом, не сдаваясь ни на шаг, вверив себя воле Божией, и на каждый пытливый вопрос обыкновенно отвечал: – «это как Богу будет угодно». Летний отдых в живительном климате Кисловодска приносил только временное облегчение и владыка с каждым годом в течение трех последних лет все более и более таял. 2-го ноября 1912-го года, в 5-м часу утра, после продолжительных, мучительных страданий, владыка о Господе почил. Лаврский колокол унылыми ударами разнес печальную весть по всей столице, и ему скорбным эхом ответил перезвон колоколов всех Петербургских церквей. Никогда еще не было на Руси, от дней святого Владимира Равноапостольного, – говорил в своей речи в Славянском Благотворительном Обществе высокопреосвященный архиепископ Волынский Антоний, – чтобы в погребении кого-либо принимало участие такое множество архиереев, как это было при погребении владыки-митрополита Антония. Господь судил ему скончаться в такое время, когда съехались члены зимней сессии Святейшего Синода и еще не успели уехать члены летней сессии, так что в Петербурге оказалось 2 состава Святейшего Синода. Прибыли члены Государственного Совета и Государственной Думы. Подъехали некоторые ученики почившего владыки. Всего участвовало в отпевании владыки 22 архиерея: митрополиты Московский Владимир (Богоявленский) и Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископы Карталинский, экзарх Грузии Иннокентий (Беляев), Финляндский Сергий (Страгородский) , Волынский Антоний (Храповицкий) , Новгородски Арсений (Стадницкий) , Гродненский Михаил (Ермаков), епископы – член Святейшего Синода и Государственного Совета Никон (Рождественский) , Олонецкий Никанор (Надежин), Могилевский Константин (Булычев), Тамбовский Кирилл (Смирнов), Екатеринославский Агапит (Вишневский), Псковский Евсевий (Гроздов), Смоленский Феодосий (Феодосиев), Пермский Палладий (Добронравов), Орловский Григорий (Вахнин), викарные епископы Нарвский Никандр (Феноменов), Ямбургский Георгий (Ярошевский), Гдовский Вениамин (Казанский), пребывающе на покое епископы Антонин (Грановский) и Владимир (Благоразумов). В средине Богослужения прибыл с вокзала архиепископ Варшавский Николай (Зиоров) , ставший в мантии среди богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010