Афанасий, затворник. Еразм. Лука, эконом. Агапит, врач безмездный. Феофил и Иоанн, во единой раке почивающие. Нектарий. Григорий, иконописец. Кукша. Алексий, затворник. Савва. Сергий, послушливый. Святитель Меркурий, епископ Смоленский. Пимен, многоболезненный. Нестор, летописец. Евстратий, преподобномученик. Елладий, затворник. Иеремия, прозорливый. Моисей Угрин, преподобномученик. Иоанн, многострадальный. Марк, гробокопатель. Никола святоша, князь Черниговский. Григорий, чудотворец. Онисим, затворник. Матфей, прозорливый. Исаия, чудотворец. Авраамий, трудолюбивый. Нифонт, епископ Новгородский. Силивестра. Пимен, постник. Онуфрий, молчаливый. Анатолий. Алипий,иконописец. Сисой, затворник. Феофил, затворник. Арефа, затворник. Спиридон, просфорник. Онисифор, исповедник. Симон, епископ Суздальский. Никон, игумен. Феофан, постник. Макарий, преп. Анастасий, диакон. Святые дванадесять мастеров зодчие церкви Печерския. Авраамий, затворник. Исаакий, затворник. Илия Муромец. Иоанн, младенец. Никон, сухой. Ефрем, епископ Переяславский. Тит, иеромонах. Евфросиния, княжна Полоцкая. Иулиания, княжна Ольшанская, и св. мироточивые главы числом тридесять, почивающие в Дальних пещерах, и будите нам помощники в жизни сей, во исходе души и будущем веце. Память их 23 сентября. Молите Бога о нас преподобний отцы Киево-Печерские, почивающие в Дальних пещерах. Моисей, чудотворец. Лаврентий, затворник. Иларион, схимник. Пафнутий, затворник. Мартирий, диакон. Феодор, князь Острожский. Афанасий, затворник. Дионисий, затворник. Феофил, епископ Новгородский. Зинон, постник. Григорий, чудотворец. Ипатий, врач и целебник. Лукиан, священномученик. Иосиф, многоболезненный. Павел, послушливый. Сисой, схимник. Нестор, некнижный. Памва, затворник. Феодор, молчаливый. Софроний, затворник. Панкратий иеромонах, затворник. Анатолий, затворник. Аммон, затворник. Мардарий, затворник. Пиор, затворник. Мартирий, затворник. Руф, затворник: в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Вениамин: по выходе из церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Не дозволялось также и православным входить в неправославные храмы и участвовать в богослужении с лицами неправославными. Так, напр., великий князь Иоанн III, отправляя свою дочь в Литву, между прочим, наказал ей: если будет в Вильне королева, мать Александрова, её свекровь, и если пойдёт в свою божницу, а ей велит идти с собою, то Елене провожать королеву до божницы, и потом вежливо отпроситься в свою церковь , а в божницу не ходить 252 . Даже в обыкновенных житейских отношениях русские старались избегать иноверцев, не ожидая от близости к ним ничего хорошего. В житии преп. Агапита печерского, врача безмездного, рассказывается, что в Киеве, в конце XI или в начале XII в., был знаменитый врач, «родом и верою Армянин», какого прежде не бывало; что этот врач, завидуя славе преп. Агапита, врачевавшего чудесно, научил «иноверники своя» поднести иноку смертное зелье, которое однако ж оказалось безвредным, и что впоследствии, когда Армянин пришёл к Агапиту и последний хотел угостить его своей скудной пищей, Армянин сказал: «Мы, отче, сего месяца четыре дня постимся, и ныне у нас пост». Тогда Агапит спросил: «Да кто ты и какой веры?» Гость отвечал: «Разве ты не слышал обо мне, что я Армянин?» После этого преподобный воскликнул: «Как же смел ты войти и осквернить келью мою и держать за грешную мою руку? Изыди от Мене, иноверие и нечестиве» 253 . В одном из посланий к псковичам митрополит Фотий (в начале XV в.) заповедует, чтобы православные не вкушали удавленины и чтобы съестные припасы, приносимые из немецкой земли, вино, хлеб, овощи, предварительно были очищаемы молитвой от иерея и потом употребляемы в пищу 254 . В царствование Михаила Феодоровича «донесено было великому государю, царю Михаилу Феодоровичу и великому господину святейшему Филарету.., что в Москве и в городах православные христиане служат иноверцам и некрещённым, чужестранцам, немцам и, живя у них, впадают в предрассудки, нарушение веры и разные низости; к умирающим не бывает свободного доступа духовному отцу; живые принуждены бывают есть мясо в четыредесятницу и другие посты. Посему поведано, чтобы все православные оставили дома некрещённых чужестранцев и вперёд не были бы у них, дабы не осквернялись души христианские и не умирали без духовных отцев» 255 . Это повеление подтверждено было в Уложении царя Алексея Михайловича 1649 г., причём Уложение не только запрещало русским жить у иноземцев по крепостям и добровольно, но и грозило ослушникам жестоким наказанием, «чтоб не повадно было так делать» 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Не одни только последователи Римской Церкви пользовались веротерпимостию в нашем отечестве, но и армяне, и даже евреи, хотя вера тех и других не считалась истинною. В житии преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, рассказывается, что в Киеве к концу XI или в начале XII в. был знаменитый врач, «родом и верою армянин», какого прежде не бывало; что этот врач, завидуя славе преподобного Агапита, врачевавшего чудесно, научил «иноверники своя» поднести иноку смертное зелье, которое, однако же, оказалось безвредным, и что впоследствии, когда армянин пришел к Агапиту и последний хотел угостить его своею скудною пищею, армянин сказал: «Мы, отче, сего месяца четыре дня постимся, и ныне у нас пост». Тогда Агапит спросил: «Да кто ты и какой веры?» Гость отвечал: «Разве ты не слышал обо мне, что я армянин?» После этого преподобный воскликнул: «Как же смел ты войти и осквернить келью мою и держать за грешную мою руку? Изыди от мене, иноверне и нечестиве». По смерти Агапита, которую он сам предсказал армянину за три месяца, этот армянин, пораженный чудесным событием, пришел в Печерский монастырь и сказал игумену: «Отселе и я сделаюсь чернецом; оставляю веру армянскую и истинно верую в Господа Иисуса Христа». И действительно был пострижен и скончался иноком . Евреи жили в Киеве во дни Святополка и Владимира Мономаха и занимали там особую улицу, или часть, и преподобный Феодосий Печерский, по свидетельству Нестора, имел обычай весьма часто ходить к ним ночью, тайно от всех, препирался с ними о вере во Христа, укорял и обличал их, называл отметниками и беззаконниками, желая потерпеть от них смерть за исповедание имени Христова . Вообще, в России не было притеснения никакой вере и ко всем людям, какой бы кто веры и племени ни был, пастыри Церкви заповедовали любовь. «Если ты увидишь,— писал преподобный Феодосий к великому князю Изяславу,— кого-либо в бедствии, будет ли то жидовин, ли сорочинин, ли болгарин, ли еретик, ли латинин, ли от поганых, всякого помилуй и от беды избави». Но единою истинною, спасительною верою считалась только православная. «Нет,— читаем в том же послании Феодосия,— нет иной веры лучше, как вера наша, едина чистая, и честная, и святая, т. е. вера правоверная. Живущие в сей вере могут и освободиться от грехов, и избегнуть вечной муки, и быть причастниками вечной жизни, и без конца радоваться со святыми. А сущему в иной вере, ли в латинской, ли в арменьской, ли в срачиньской, несть видети жизни вечной, ни части с святыми».

http://sedmitza.ru/lib/text/435825/

Безмездный врач Агапит, инок Киево-Печерской Лавры жил в XI веке. Он всецело усвоил все заповеди Спасителя и, любя Бога, любил и ближнего своего, как самого себя. Сердце его горело желанием облегчить страдания окружающих. Он чем мог старался помогать и прислуживать инокам, которым случалось болеть в Лавре. Как только преподобный прослышит, что кто заболел, так тотчас появляется в келии болящего, ухаживает за ним, перестилает постель, поднимает на своих руках, заваривает целебные травы и поит ими. Но сами монахи говорили, что не столько помогали травы, сколько усердная молитва самого преподобного. Он не искал прославления и тщательно избегал молвы, но народ прослышал о милостивом целителе и толпами стекался в Лавру. Преподобный охотно подавал каждому по его потреби, но никогда не соглашался ничего брать за свои труды. Одновременно с Агапитом пользовался известностью и врач армянин; этот последний не мог уже более ничем помочь одному умирающему вельможе и тогда родные привезли его в Лавру к Агапиту и тут умирающий, выпив поданную ему траву, тотчас почувствовал облегчение. Армянин так расстроился этим, что в безумии своём решил дать яда одному больному и послать его к Агапиту, в полной уверенности, что больной неминуемо умрёт на глазах у всех и тем подорвется доверие народа к своему любимцу. Но на больном оправдались слова Писания: аще и что смертное испиет, не вредит – вера его превозмогла козни вражии и молитва смиренного угодника Божия Агапита восстановила болящего, который вполне оправился. Тот же армянин, увидав Агапита на смертном одре решительно объявил, что святой должен умереть через три дня, но и тут преподобный посрамил армянина, ибо открылся братии, что Господь известил его, что смерть его последует через три месяца и предсказание это исполнилось в точности. Это последнее чудо из жизни преподобного так подействовало на армянина, что он тотчас после смерти Агапита пожелал постричься в монахи и остальную жизнь свою провёл в подвигах благочестия. Мощи Агапита и по смерти источают бесчисленные чудеса. 1-го же июня

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

С принятием христианства на Руси начинается многообразная культурно-просветительная деятельность Русской Церкви. Священнослужители (в основном монахи) были первыми на Руси носителями византийской культуры: первыми учителями, учеными и врачами. В летописях XI в. числятся: преподобный Агапит Печерский, врач безмездный (+1095 г., память 1 июня), преподобный Ипатий, врач и целебник (XVI в., память 28 августа), преподобный Дамиан, пресвитер и целебник (+1071 г., память 28 сентября). Современные исследователи утверждают, что «Призрение душевнобольных в Киевской Руси возникло раньше и было поставлено лучше, чем в западной Европе того времени (В. М. Банщиков, Т. А. Невзорова. Психиатрия. Стр. 13). В Киевской Руси сложились определенные организационные формы призрения психических больных. Так в Уставе князя Владимира Церкви предоставлялась забота «о бесных», наряду со странниками, убогими и калеками. При монастырях и церквах были открыты «шпитали» и странноприемные дома (одна из церквей Межигородского монастыря была оборудована под «шпиталь» для психобольных). В XII в. в монастыре св. Иоанна Крестителя в Переяславле была «крепкая темница» для буйных психических больных, которых вплоть до XVIII в. содержали только в монастырях. Указом Екатерины II в 1773 г. для этой цели было в каждой губернии выделены по два монастыря (мужской и женский). В средневековой России на психических больных смотрели как на несчастных, блаженных, о них заботились. Случаев казни почти не было (на Западе психобольных часто идентифицировали с ведьмами и колдунами и сжигали на кострах). В этом следует усмотреть благотворное, смягчающее влияние Православной Церкви. Б. Борьба за здоровую душу Лечение «Есть многое... на небе и на земле, что и во сне, Горацио, не снилось твоей учености». (Шекспир) Психические болезни являются наиболее сложными и мало поддающимися лечению. Симптомы болезни бывают выраженными более или менее ярко, методы лечения определены наукой, но нет гарантий на излечение или, говоря языком Церкви, на исцеление больного.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Лит.: Sudhoff K. Paracelsus: Ein deutsches Lebensbild aus den Tagen der Renaissance. Lpz., 1936; Koyr é A. Mystiques, spirituels, alchimistes du XVI siècle allemand. P., 1947. P. 45-80 (рус. пер.: Койре А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI в./Пер.: А. М. Руткевич. Долгопрудный, 1994. С. 44-74); Pachter H. M. Paracelsus: Magic into Science. N. Y., 1951; Goldammer K. Paracelsus: Natur und Offenbarung. Hannover, 1953; idem. Paracelsus in neuen Horizonten: Gesammelte Aufsätze. W., 1986; Pagel W. Paracelsus: An Introduction to Philosophical Medicine in the Era of the Renaissance. Basel etc., 1958, 19822; Gause U. Paracelsus (1493-1541): Genese und Entfaltung seiner frühen Theologie. Tüb., 1993; Meier P. Paracelsus: Arzt und Prophet: Annäherungen an Theophrastus von Hohenheim. Zürich, 1993 (рус. пер.: Майер П. Парацельс - врач и провидец: Размышления о Теофрасте фон Гогенгейме/Пер.: Е. Б. Мурзин. М., 2014); Neue Beiträge zur Paracelsus-Forschung/Hrsg. P. Dilg, H. Rudolph. Rottenburg; Stuttg., 1995; Benzenh ö fer U. Paracelsus. Hamburg, 1997; Weeks A. Paracelsus: Speculative Theory and the Crisis of the Early Reformation. Albany (N. Y.), 1997; Naber H. Probleme einer Paracelsus-Biographie: Sein Leben im Spiegel seiner Werke. Göppingen, 1998; Paracelsus: The Man, His Reputation, His Ideas and Their Transformation/Ed. O. P. Grell. Leiden; Boston; Köln, 1998; Rietsch J.-M. Théorie du language et exégèse biblique chez Paracelse (1493-1541). Bern etc., 2002; Webster Ch.Paracelsus: Medicine, Magic and Mission at the End of Time. New Haven; L., 2008; Paracelsus im Kontext der Wissenschaften seiner Zeit/Hrsg. A. Classen. B.; N. Y., 2010; Cislo A. E. Paracelsus " s Theory of Embodiment: Conception and Gestation in Early Modern Europe. L.; N. Y., 20152. Р. В. Савинов Рубрики: Ключевые слова: АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря

http://pravenc.ru/text/2579018.html

   Не одни только последователи Римской Церкви пользовались веротерпимостию в нашем отечестве, но и армяне, и даже евреи, хотя вера тех и других не считалась истинною. В житии преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, рассказывается, что в Киеве к концу XI или в начале XII в. был знаменитый врач, “родом и верою армянин”, какого прежде не бывало; что этот врач, завидуя славе преподобного Агапита, врачевавшего чудесно, научил “иноверники своя” поднести иноку смертное зелье, которое, однако же, оказалось безвредным, и что впоследствии, когда армянин пришел к Агапиту и последний хотел угостить его своею скудною пищею, армянин сказал: “Мы, отче, сего месяца четыре дня постимся, и ныне у нас пост”. Тогда Агапит спросил: “Да кто ты и какой веры?” Гость отвечал: “Разве ты не слышал обо мне, что я армянин?” После этого преподобный воскликнул: “Как же смел ты войти и осквернить келью мою и держать за грешную мою руку? Изыди от мене, иноверие и нечестиво”. По смерти Агапита, которую он сам предсказал армянину за три месяца, этот армянин, пораженный чудесным событием, пришел в Печерский монастырь и сказал игумену: “Отселе и я сделаюсь чернецом; оставляю веру армянскую и истинно верую в Господа Иисуса Христа”. И действительно был пострижен и скончался иноком. Евреи жили в Киеве во дни Святополка и Владимира Мономаха и занимали там особую улицу, или часть, и преподобный Феодосий Печерский, по свидетельству Нестора, имел обычай весьма часто ходить к ним ночью, тайно от всех, препирался с ними о вере во Христа, укорял и обличал их, называл отметниками и беззаконниками, желая потерпеть от них смерть за исповедание имени Христова.    Вообще, в России не было притеснения никакой вере и ко всем людям, какой бы кто веры и племени ни был, пастыри Церкви заповедовали любовь. “Если ты увидишь, – писал преподобный Феодосий к великому князю Изяславу, – кого-либо в бедствии, будет ли то жидовин, ли сорочинин, ли болгарин, ли еретик, ли латинин, ли от поганых, всякого помилуй и от беды избави”. Но единою истинною, спасительною верою считалась только православная. “Нет, – читаем в том же послании Феодосия, – нет иной веры лучше, как вера наша, едина чистая, и честная, и святая, т. е. вера правоверная. Живущие в сей вере могут и освободиться от грехов, и избегнуть вечной муки, и быть причастниками вечной жизни, и без конца радоваться со святыми. А сущему в иной вере, ли в латинской, ли в арменьской, ли в срачиньской, несть видети жизни вечной, ни части с святыми”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Из алтаря выходит монах с зажженною свечою, богомольцы спешат зажечь у него свои свечи, и вот отпирается пещерная дверь. Монах входит первый, а вслед за ним, один за другим, проходят богомольцы сквозь узкую дверь и тут же начинают спускаться в тёмное подземелье. Только свечи их озаряют тёмные, низкие своды мрачного пещерного коридора. Так идут они некоторое время до первого поворота; за поворотом издали блеснула лампада, горящая перед иконою в серебряной ризе. Эта икона и неугасимая лампада находятся в келии преподобного Антония. В этой кельи преподобный подвизался многие годы и в ней повелел похоронить себя. Мощи его, согласно его смиренной воле, не были вынуты из земли. Рядом с кельей Антония находится маленькая церковь имени этого преподобного. Поклонившись иконе и гробу преподобного, богомольцы идут дальше, и вот им слышится издали пение литургии в одной из подземных церквей. Пение то отдаляется, то приближается, по мере того, как богомольцы подвигаются вперёд по извилистым пещерным переходам. Пение становится слышнее, подземелье просторнее и богомольцы входят в пещерную церковь преподобного Варлаама, первого игумена Печерского, в которой и служится обедня. В самой церкви почивают мощи этого преподобного. Прослушав часть обедни, поломники продолжают обход пещер Антониевых. Монах, сопутствующий им, называет по именам святых подвижников, лежащих по сторонам переходов. Неподалеку от церкви св. Варлаама покоится св. Прохор лебедник, прозванный так от травы лебеды, которою он сам питался и питал народ во время голода. Далее – Дамиан целебник, Афанисий затвориик, Агапит, врач безмездный, священномученик Кукша, обезглавленный язычниками, среди которых проповедовал слово Божие; Пимен многоболезненный, который был долгое время болен и взамен своего здоровья получил дар исцелять других; Нестор летописец и списатель жития преподобного Феодосия, Моисей Угрин и многие другие. Несколько далее – Иоанн многострадальный, вкопавший себя в землю по плечи. Глава его, покрытая пеленами и скуфьею, и поныне выходит из земли. Усердные поломники, прикладываясь к честной главе святого, надвают скуфью себе на голову. За ним следует Марк пещерник, голосу которого повиновались мертвые и который постоянною мерою воды для питья имел медный крест. Затем – Никола святоша, из князей Черниговских, сделавшийся добровольно вратарем Печерской обители, Олимпий иконописец и многие другие подвижники и ревнители веры. Тут же покоятся мощи преподобномученика Евстратия, распятого жидом на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Своеобразное служение миру носит Прохор Лебедник, постригшийся в конце XI века. Свое прозвание он первоначально получил от изобретенной им формы постничества. Он никогда не ел другого хлеба, кроме приготовленного из собранной им самим лебеды. Замечательно однако, что Поликарп, автор его жития, подчеркивает особую легкость его жизненного пути («легко проходя путь»), как воплощения Христовой бедности: «бысть житие ; его, яко единаго от птиц». Во время голода аскеза святого превращается в подвиг благотворения. Он печет свой хлеб из лебеды для множества приходящих к нему, и горький хлеб чудесно становится сладким... Однако, украденные у него хлебы – горьки, как полынь. Во время бедственного недостатка соли, Прохор раздает пепел, чудесно превращающийся в соль. Это приводит его в столкновение сначала с киевскими купцами-спекулянтами, а потом и с самим князем Святополком, который не останавливался, ради корысти, перед ограблением соляных запасов святого. Соль, конечно, обращается обратно в пепел, и корыстолюбивый князь примиряется с Прохором. Впоследствии, для погребения святого, он бросает даже поле битвы перед сражением, за что получает победу над «агарянами» (половцами) по молитве святого. К таким же истинным ученикам Преп. Феодосия можно отнести смиренного просвирника Спиридона, который был «невежа словом, но не разумом», й с благоговением совершал свой положенный труд, беспрестанно твердя псалтырь, которая «изыде из уст». Но уже в образах близких к Феодосию Агапита и Григория Чудотворца проглядывают и некоторые новые черты. Агапит«безмездный» врач («лечец») посвящает себя уходу за больными. Лечит он их молитвой и, для виду, «зелием» – теми овощами, которые составляют его пищу. Но его житие, посвященное любви, превращается в Патерике исключительно в историю борьбы Агапита с врачом-армянином и его светской медициной. В борьбе этой святой побеждает, а армянин кончает пострижением в Печерском монастыре. Однако, победа достигается силою чудес, а не кротостью 10 . Григорий Чудотворец от самого Феодосия «научен бысть житию чернеческому, нестяжанию, смирению и послушанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

21, 22. Пр. НИКОДИМ, пр. СПИРИДОН – Просфорники Печерские, преставились в XII веке, Октября 31. Мощи их почивают в пещерах пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Октября 31. 23 . Пр. АГАПИТ, безмездный врач, Печерский чудотворец, преставился в 1195 году, Июня 1. Св. его мощи почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Июня 1. 24 . Пр. АРЕФА, затворник Печерский, жил в XII веке. Св. мощи его почивают в пещерах пр. Антония. Память Октября 24. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Октября 24. Век XIII 1 . Св. КОНСТАНТИН Святославич, Князь Муромский, преставился в 1205 году, Мая 21, постригшись. Св. мощи его вместе с чадами его Михаилом и Феодором (смотри выше) обретены в 1555 году, Мая 21. Церковь память его с чадами совершает Мая 21. Смотри Месяцесловы Московский и Киевский, Пролог и Четь Минею, Мая 21. 2 . Св. СИМОН, Епископ Владимирский и Суздальский, преставился в 1226 году, Мая 10. Св. мощи его почивают в Киеве в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Мая 10. 3 . Св. Георгиевич, Князь Муромский, в иноках ДАВИД, преставился в 1228 году, Июня 25, – и 4 . Св. ФЕВРОНИЯ, Княгиня Муромская, в монашестве ЕВФРОСИНИЯ, супруга св. Князя Петра Георгиевича Муромского, преставилась в 1228 году, Июня 25. Св. мощи её почивают в соборной церкви града Мурома в одном гробе с супругом её. Церковь память их совершает Июня 25. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июня 25. 5 . Св. ФЕОДОР Ярославич, Князь Новгородский, преставился в 1233 году, Июня 5, и погребён в Юрьеве монастыре. Св. мощи его обретены в 1614 году, перенесены в Новгородский Софийский собор и положены в приделе Рождества Пресвятой Богородицы, на левой стороне поверх земли. Церковь память его совершает Июня 5. Смотри Месяцеслов Московский, Июня 5. 6 . Св. ГЕОРГИЙ Всеволодович, Великий Князь Владимирский, убиен на сражении за Отечество в 1237 году (а по Следованной Псалтири – в 1239 году), Февраля 4. Св. мощи его почивают во Владимире в соборной церкви, на правой стороне между двумя церковными столпами. Церковь память его совершает Февраля 4. Смотри Месяцесловы Февраля 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010